Учебный план ФАООП обучающихся 1-4 класса на 2023-2024 учебный год

02-04

Приложение к федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программе обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

РАССМОТРЕН

УТВЕРЖДЕН

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
протокол № 01 от «» августа 2023 года

приказом № 18
по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
от «01» сентября 2023 года

Учебный план ФАООП УО
обучающихся I-IV классов
на 2023-2024 учебный год

Оглавление
I.

Пояснительная записка

3

II.

Федеральный учебный план. Общие положения
Условия реализации учебного плана

4

III.
IV.
V.

Часть учебного плана,
отношений
Вариативная часть

VI.

Учебный план

формируемая

участниками

5
образовательных 7
8

ФАООП УО (вариант I)

10

VII. Учебный план ФАООП УО (вариант II)

13

VIII. Учебный план обучающихся на дому

21

Пояснительная записка

I. Нормативно-правовая база
Нормативно-правовая база разработки федерального учебного плана ГБОУ ЛО
«Приморская школа-интернат» для обучающихся 1-4 классов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. №
874 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных основных
общеобразовательных программ».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №
1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №
1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №
1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования".
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
года N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания" от 28.01.2021 N 2.
Инструктивно-методическое письмо комитета общего и профессионального
образования Ленинградской области от 21.08.2023 № 19-32413/2023 «Об организации
деятельности в 2023/2024 учебном году.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
28
декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования».
Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат».
Другие
нормативно-правовые
документы,
регламентирующие
деятельность
образовательного учреждения.
Задачи, решаемые посредством реализации федерального учебного плана
Федеральный учебный план направлен на решение следующих задач:
достижение
планируемых
результатов
освоения
адаптированной
основной
общеобразовательной программы через организацию урочной и внеурочной деятельности;
- выявление и развитие способностей обучающихся через внеурочную деятельность,
включающую систему организации секций, студий, кружков, общественно полезной
деятельности;
- эффективное использование времени, отведенного на реализацию части программы,
формируемой участниками учебного процесса, в соответствии с запросами обучающихся и их
родителей (законных представителей), спецификой ОО;
- организация эффективной самостоятельной деятельности обучающихся.
3

II. Федеральный учебный план. Общие положения
Федеральный учебный план (далее - Учебный план), федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее – ФАООП) фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и
учебным предметам.
Учебный план ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат», посредством которого
реализуется ФАООП, в соответствии с п. 22 ст. 2 гл. 1 Федерального закона от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», определяет «перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин, практики, иных видов учебной деятельности».
Учебный план составлен с учетом возрастных, типологических и индивидуальных
особенностей, особых образовательных потребностей обучающихся. К особым
образовательным потребностям, характерным для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), относятся:
- выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
- введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о
природных и социальных компонентах окружающего мира;
- овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации,
обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и - - отношений обучающегося с окружающей средой;
- психолого-педагогическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие
обучающегося с педагогами и другими обучающимися;
- психолого-педагогическое сопровождение, направленное на установление
взаимодействия семьи и организации;
- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
школы-интерната.
Учебный план:
обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФАООП общего
образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
с учетом особенностей обучающихся, их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию;
определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений
внеурочной деятельности.
Обязательная нагрузка на общеобразовательные предметы не превышает максимально
допустимое количество часов в неделю. Специфические коррекционные занятия вынесены за
максимальную нагрузку. Таким образом, учебный план учитывает особенности и
возможности детей, обеспечивает коррекцию их развития с целью дальнейшей социализации,
абилитации обучающихся в обществе.
Учебный план и план внеурочной деятельности являются неотъемлемыми частями
ФАООП и дополняют друг друга. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но
учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию
ФАООП.
Учебный план предусматривает начальный этап обучения, на котором
общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной пропедевтической работой, где
закладывается фундамент коррекционной работы. Коррекционные курсы дополняют и
расширяют возможности обучения детей с нарушением интеллекта в успешном овладении
знаниями и умениями программного материала.
Учебный план обеспечивает возможность обучения на государственном (русском)
языке Российской Федерации.
4

III. Условия реализации учебного плана
Учебный план отражает специфику режима работы ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат».
Устанавливается следующая продолжительность учебного года:
1 классы - 33 недели
2 - 4 классы - 34 недели
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований:
использование «ступенчатого» режима обучения:
сентябрь-октябрь - не более 3 уроков;
ноябрь-декабрь - не более 4 уроков;
январь-май - не более 4 уроков;
1 день в неделю – не более 5 уроков (за счет урока физической культуры);
обучение без бального оценивания знаний обучающихся;
дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
для обучающихся 2 - 4 классов – не более пяти уроков в день.
Продолжительность учебной недели во всех классах – 5 дней. Обучение осуществляется в
одну смену. Начало уроков в 9 часов 00 мин.
Расписание звонков и перемен
№
Время урока
урока

Перемена

1

9.00-9.40

9.40-09.50

2

09.50-10.30

10.30-11.00

3

11.00-11.40

11.40-11.50

4

11.50-12.30

12.30-13.00

5

13.00-13.40

13.40-13.50

6

13.50-14.30

14.30-15.00

7

15.00-15.40

15.40-15.50

Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут. После 2-ого и 4-ого
уроков проходят динамические перемены по 30 минут каждая.
Обязательная часть – учебный план
Организация
образовательной
деятельности
регламентируется
календарным
учебным графиком. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного
плана школы, состоящей из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной
образовательной нагрузки, установленными СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21, Уставом
ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат».
Обязательная часть учебного плана ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
определяет перечень учебных предметов, обязательных предметных областей, которые
реализуются в 11-4 классах, и учебное время, отводимое на их изучение.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей обучения детей с умственной отсталостью:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию
в социальное окружение;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
5

Учебный план имеет вариант понедельного распределения учебных часов. При
организации учебно-воспитательного процесса возможно проведение интегрированных
занятий, чередование урочной и внеурочной деятельности.
Содержание образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных
курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира с учетом особых образовательных
потребностей и возможностей обучающихся, коррекцию базовых учебных действий,
системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.
Образовательная область «Язык и речевая практика» представлена учебными
дисциплинами «Чтение», «Русский язык», «Речевая практика», изучение которых строится на
принципах как орфографического, так и коммуникативного подхода, который направлен на
преодоление характерного для обучающихся с интеллектуальными нарушениями речевого
негативизма, развитие контекстной устной и письменной речи, где орфографические правила
и грамматические понятия обеспечивают самостоятельное связное высказывание в устной или
письменной форме.
Образовательная область «Математика» представлена элементарной математикой и в
её структуре – геометрическими понятиями.
Образовательная область «Естествознание» реализуется через предмет «Мир природы
и человека», изучение которого помогает обучающимся с интеллектуальными нарушениями в
коррекции устной связной речи, а также расширяет знания о свойствах живой и неживой
природы.
Образовательная область «Искусство» представлена учебными дисциплинами
«Рисование (изобразительное искусство)» и «Музыка».
Образовательная область «Физическая культура» представлена уроками «Адаптивная
физическая культура», уроки направлены на исправление недостатков и нормализацию
физического развития ребенка в соответствии с его индивидуальными и возрастными
возможностями. Специфика работы образовательного учреждения позволяет ориентировать
весь образовательно-воспитательный процесс на образование обучающихся в области
физической культуры.
Образовательная область «Технология» является одной из важнейших в учебном плане
и представлена предметом «Ручной труд». Главной задачей трудового обучения является
формирование потребности в труде, положительной мотивации к трудовой деятельности.
Данный предмет имеет первостепенное значение в коррекции моторных навыков и в развитии
пространственной ориентировки.
Освоение ФАООП для обучающихся сопровождается промежуточной аттестацией.
Формы проведения промежуточной аттестации: итоговая контрольная работа определяется
методическим советом школы с учетом контингента обучающихся и особенностями предмета.
Сроки проведения промежуточной аттестации определяются с учетом особенностей режима
школы-интерната, календарным учебным графиком и нормами
СП 2.4.3648-20 от 28
сентября 2020 года №28.
Используемые формы промежуточных аттестационных работ:
по русскому языку – в форме письменной контрольной работы по мере прохождения
наиболее значимых тем программы. В отдельных случаях у обучающихся письменная работа
может быть заменена письменной работой в форме контрольного списывания гладкого или
деформированного текста с грамматическим заданием;
по математике – письменная контрольная работа по мере прохождения наиболее
значимых тем программы;
по чтению – в форме проверки (по возможности) техники чтения в начале и конце
учебного года с учетом программных требований;
Критерии и параметры. Оценка и отслеживание результата - это система, включающая
совокупность критериев и показателей на всех уровнях и позволяющая:
зафиксировать полученные результаты и сопоставить их с планируемыми на уровне
педагога и обеспечить контроль и коррекцию образовательной деятельности в
период текущей и тематической аттестации;
осуществить сравнительный анализ результативности образовательной деятельности.
6

Нормы оценок знаний, умений и навыков обучающихся по предметам обсуждаются и
утверждаются на заседаниях методического объединения учителей.
Обязательные предметы промежуточной аттестации для обучающихся с недостатками
интеллекта: русский язык и математика. В первом классе используется качественный анализ и
комплексная оценка, без фиксации результатов в классном журнале.

Предмет

Периоды освоения

Русский
язык

Математика

Чтение

Форма аттестации

1 класс

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

+

+

+

+

+

Контрольное
списывание

+

+

+

Диктант
грамматическим
заданием

1

с

+

+

+
+

+
+

+
+

Словарный диктант
Комплексная
контрольная работа

+

+

+

+

+

Устный счет

+

+

+

+

+

Решение
текстовых
арифметических задач

+

+

+

+

+

Комплексная
контрольная работа

+

+

+

+

+

Проверка
чтения и
текстом

техники
работа с

График контрольных работ
График контрольных работ
Месяц
Вид работы
Сентябрь
Тематическая
Октябрь
Четвертная
Ноябрь
Тематическая
Декабрь
Полугодовая
Февраль
Тематическая
Март
Четвертная
Апрель
Тематическая
Май
Годовая

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося.
IV.

7

В 1 классе часть, формируемая участниками образовательных отношений (школьный
компонент), отсутствует.
Содержание занятий по направлениям «Мастерская творчества», «Умелые ручки»
сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и
реализуется посредством различных форм организации: кружки, конкурсы, поделки,
соревнования, экскурсии, общественно полезные практики. Введение данного направления
работы обусловлено спецификой психофизического состояния школьников, уровнем их
подготовки к обучению, особенностями организации учебно-воспитательной работы с
младшими школьниками с интеллектуальным недоразвитием. Обедненность сенсорного
опыта, затруднения в пространственной ориентировке, замедленность психических процессов,
ослабленность физического состояния, отсутствие в большинстве случаев специально
организованной подготовки у детей с нарушением интеллекта к школьному образованию
требуют обязательного включения дополнительных коррекционно-развивающих занятий.
Сочетание этих занятий с учебными предметами создает оптимальные условия для
всестороннего развития обучающихся, обеспечивая при этом возможность эффективного
усвоения программного материала.
V.
Вариативная часть
Внеурочная деятельность в учебном плане определяется требованиями к результатам
освоения ФАООП, интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей
(законных представителей), целевыми установками педагогического коллектива. Внеурочная
деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых
осуществляется решение задач их воспитания и социализации. Часы внеурочной деятельности
могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, выходные и
праздничные дни. Внеурочная деятельность не является учебным занятием, проводится в
отличных от урока формах, способствует достижению личностных результатов.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является
неотъемлемой частью образовательного процесса. ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных
на коррекцию психофизического развития и общее развитие жизненных компетенций,
обучающихся с умственной отсталостью.
Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для
достижения обучающимся необходимого для жизни в обществе социального опыта, создание
условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной
отсталостью, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных,
интеллектуальных интересов, обучающихся в свободное время.
Основные задачи:
коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного
развития обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах
деятельности;
формирование умения правильно оценивать окружающее и самих себя;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
формирование умений, навыков социального общения людей;
расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и образовательной
организации;
развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками,
родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других
людей и сопереживания им.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:
творческой самореализации обучающихся в комфортной развивающей среде,
8

стимулирующей
возникновение
личностного
интереса
к
различным
аспектам
жизнедеятельности;
позитивного отношения к окружающей действительности;
социального становления обучающегося в процессе общения и совместной
деятельности в детском сообществе,
активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
Распределение часов на внеурочную деятельность осуществляется следующим
образом: недельная нагрузка 10 ч, из них не менее 6 часов отводится на проведение
коррекционно-развивающей работы.
Внеурочная деятельность организуется по всем направлениям развития личности
(нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное), что отражено в
рабочих программах курсов внеурочной деятельности.
Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий,
их количественное соотношение осуществляется, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с согласия родителей (законных представителей) на основании рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации
инвалида, по результатам диагностики.
Данные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности,
так и во время урочной деятельности.
В системе внеурочной деятельности проводится коррекционно-развивающая работа,
предусматривающая организацию и проведение занятий, способствующих социальноличностному развитию обучающихся, коррекции недостатков в психическом и физическом
развитии и освоению ими содержания образования. Данное направление представлено
коррекционно-развивающими занятиями (развитие психомоторики и сенсорных процессов;
психокоррекционные занятия), ритмикой, логопедическими занятиями.
В ходе психокоррекционных занятий осуществляется психолого-педагогическое
воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии,
гармонизацию личности и межличностных отношений. Основные направления работы:
познавательная сфера (формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорноперцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов); эмоционально-личностная
сфера (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения
к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование
навыков самоконтроля); коммуникативная сфера и социальная интеграция (развитие
способности к
эмпатии,
сопереживанию;
формирование
продуктивных
видов
взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка
в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).
Введение коррекционного курса «Ритмика» обусловлено необходимостью
осуществления коррекции недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной
сферы обучающихся средствами музыкально-ритмической деятельности. Этот вид
деятельности важен в связи с тем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья
часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Занятия
способствуют развитию общей и речевой моторики, укреплению здоровья, формированию
навыков здорового образа жизни у обучающихся.
На логопедических занятиях работа проводится в следующих направлениях: развитие
всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической),
связной речи, развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), обогащение
словарного запаса, коррекция нарушений чтения и письма, развитие коммуникативной
стороны речи, расширение представлений об окружающей действительности. Коррекционноразвивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и групповой форме.
С целью решения задач медицинской реабилитации и коррекции психофизического
развития детей с ограниченными возможностями здоровья проводятся занятия адаптивной
физической культуры, спортивный час. Индивидуальные и групповые занятия по АФК
проводятся вне сетки обязательных учебных часов в соответствии с медицинскими
показаниями по 35 минут. В условиях занятий АФК с учетом специфики заболеваний
9

организуется режим двигательной активности, привития навыков здорового образа жизни.
Группы для занятий комплектуются в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Цель курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»: осознанное развитие памяти,
внимания, воображения, логического мышления, творчества средствами учебно-воспитательного
процесса. Задачи, реализующие цель:
формирование представления образа, способов обработки и удержания информации с
помощью создания образов;
формирование произвольного внимания;
формирование воображения;
формирование восприятия окружающей действительности с использованием зрительного,
слухового, обонятельного, вкусового каналов восприятия;
развитие логического мышления;
формирование у обучающихся умений управлять процессами творчества: фантазированием,
пониманием закономерностей;
анализ используемых игра и упражнений.
Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
развитие сенсорных и моторных функций;
формирование кинестетической основы артикулярных движений;
развитие мимической мускулатуры;
развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия,
внимания, ориентировки в пространстве и во времени);
развитие эмоционально — волевой сферы и игровой деятельности;
формирование черт гармонической личности.
Предлагаемый комплекс занятий рассчитан на обучающихся, имеющих различные
проблемы в обучении, независимо от клинического диагноза. Индивидуально-групповые
коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся.
Однако указанное количество недельных часов, отводимых на эти занятия, входит в нагрузку
не каждого отдельно обучающегося, а учителя. На долю же каждого обучающегося
приходится в неделю 15–30 мин, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких
группах (из 2–3 обучающихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых
недостатков. Взаимодействие педагогов, небольшая наполняемость классов и групп, создание
системы индивидуального сопровождения позволяют оказать действенную помощь каждому
ребенку, осуществить дифференцированный подход к коррекции психического, сенсорного и
речевого развития.
Выбор остальных направлений, форм, содержания внеурочной деятельности
определяется в соответствие с общими целями, задачами и результатами воспитания.

VI.

Учебный план ФАООП УО(вариант I)

Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 1)
обучающихся I доп., I - IV классов.
Предметные области

Класс
Учебные предметы

Количество часов

Всего

I
доп

I

II

III IV

Русский язык

2

3

3

3

3

14

Чтение

2

3

4

4

4

17

Речевая практика

3

2

2

2

2

11

Обязательная часть
1. Язык и речевая практика

10

2. Математика

Математика

3

3

4

4

4

18

3. Естествознание

Мир природы и человека

2

2

1

1

1

7

4. Искусство

Музыка

2

2

1

1

1

7

Рисование (изобразительное искусство)

2

1

1

1

1

6

5. Физическая культура

Адаптивная физическая культура

3

3

3

3

3

15

6. Технология

Ручной труд

2

2

1

1

1

7

21

21

20

20

20 102

Часть, формируемая участниками образовательных отношений:

-

-

3

3

3

9

«Мастерская творчества»

-

-

3

-

-

3

«Умелые ручки»

-

-

-

2

2

4

1

1

2

Итого:

«Орлята России»
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной 21
учебной неделе)

21

23

23

23

111

Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и
ритмика):

6

6

6

6

6

30

логопедические занятия

3

3

3

3

3

15

ритмика

1

1

1

1

1

5

развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

2

2

2

2

10

Внеурочная деятельность:

4

4

4

4

4

20

Направления

Названия курсов

Спортивно-оздоровительное

«Растем, играя»

1

1

1

2

1

6

Нравственное

«Сказки из сундучка»

2

2

2

1

1

8

Социальное

«Разговоры о важном»

1

1

1

1

1

5

Общекультурное

«История родного края»

1

1

Итого:

10

10

10

10

10

50

Всего к финансированию:

31

31

33

33

33

161

Годовой учебный план ФАООП УО (вариант 1)
обучающихся I доп., I - IV классов.
Предметные области

Класс

Учебные предметы

Количество часов

I
доп

I

II

III

Всего

IV

Обязательная часть
11

1. Язык и речевая практика

Русский язык

66

99

102 102 102

471

Чтение

66

99

136 136 136

573

Речевая практика

99

66

68

68

369

2. Математика

Математика

99

99

136 136 136

606

3. Естествознание

Мир природы и человека

66

66

34

34

34

234

4. Искусство

Музыка

66

66

34

34

34

234

(изобразительное 66

33

34

34

34

201

Рисование
искусство)

68

5. Физическая культура

Адаптивная физическая культура

99

99

102 102 102

504

6. Технология

Ручной труд

66

66

34

34

34

234

693 693

20

20

20

102

Итого:
Часть,
формируемая
отношений:

участниками

образовательных

-

-

102 102 102

306

«Мастерская творчества»

-

-

102

102

«Умелые ручки»

-

-

-

-

-

102 102

204

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной 693 693 782 782 782 3732
учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия 198 198 204 204 204
и ритмика):

30

логопедические занятия

99

99

102 102 102

504

ритмика

33

33

34

34

34

168

развитие психомоторики и сенсорных процессов

66

66

68

68

68

336

Внеурочная деятельность:

132 132 136 136 136

403

Направления

Названия курсов

Спортивно-оздоровительное

«Растем, играя»

33

33

34

68

34

202

Нравственное

«Сказки из сундучка»

66

66

68

34

34

268

Социальное

«Разговоры о важном»

33

33

34

34

34

168

Общекультурное

«Истрия родного края»

34

34

Итого:

330 330 340 340 340 1680

Всего к финансированию:

1023 1023 1122 1122 1122 5412

Сетка часов недельного учебного плана ФАООП УО (вариант 1)
обучающихся I дополнительный класс

12

четверть
Предметные области

Учебные предметы
I

II
III
IV
количество часов в неделю
Обязательная часть
Язык и речевая практика
Русский язык
2
2
2
2
Чтение
(литературное
2
2
2
2
чтение)
Речевая практика
1
2
3
3
Математика
Математика
3
3
3
3
Естествознание
Мир природы и человека
1
2
2
2
Искусство
Музыка
1
2
2
2
Рисование
1
2
2
2
(изобразительное
искусство)
Физическая культура
Адаптивная физическая
3
3
3
3
культура
Технология
Ручной труд
1
2
2
2
Итого общий объем нагрузки:
15
20
21
21
Максимальный объем аудиторной нагрузки при 515
20
21
21
дневной неделе

Всего
за год
8
8
9
12
7
7
7

12
7
77
77

Сетка часов недельного учебного плана ФАООП УО (вариант 1)
обучающихся I класс
четверть
Предметные области

Учебные предметы
I

II
III
IV
количество часов в неделю
Обязательная часть
Язык и речевая практика
Русский язык
2
3
3
3
Чтение
(литературное
2
3
3
3
чтение)
Речевая практика
1
2
2
2
Математика
Математика
3
3
3
3
Естествознание
Мир природы и человека
1
1
2
2
Искусство
Музыка
1
2
2
2
Рисование
1
1
1
1
(изобразительное
искусство)
Физическая культура
Адаптивная физическая
3
3
3
3
культура
Технология
Ручной труд
1
2
2
2
Итого общий объем нагрузки:
15
20
21
21
Максимальный объем аудиторной нагрузки при 515
20
21
21
дневной неделе

VII.

Всего
за год
11
11
7
12
6
6
4

12
7
77
77

Учебный план ФАООП УО (вариант 2)

Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2)
обучающихся I доп., I - IV классов.
Учебный план ФАООП (вариант II) обеспечивает введение в действие и реализацию
требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной
13

нагрузки обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, со сложной
структурой дефекта, состав и структуру образовательных областей, учебных предметов по
годам обучения (далее – учебный план).
Учебный план, реализующий ФАООП (вариант II), включает две части:
I – обязательная часть, включает:
шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами;
коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем, учителем - логопедом,
психологом - психологом;
II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает:
коррекционные курсы, проводимые различными специалистами, внеурочные
мероприятия.
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель проводит урок
для состава всего класса или для группы обучающихся, а также индивидуальную работу с
обучающимся в соответствии с расписанием уроков. Продолжительность индивидуальных
занятий - 25 минут, фронтальных, групповых и подгрупповых занятий – не более 40 минут.
Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных возрастных групп
связана с необходимостью поэтапного повторения и закрепления формируемых учебных
действий, отражает потребность в них «среднего» ученика. С учетом расширения знаний и
формирующегося опыта часы на ряд предметов практического содержания увеличиваются.
Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий. Выбор
дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и групповых
занятий, их количественное соотношение осуществляется образовательным учреждением
самостоятельно, исходя из индивидуальных особенностей развития, обучающихся и на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии/консилиума и
индивидуальной программы реабилитации инвалида. Продолжительность коррекционного
занятия варьируется с учетом психофизического состояния ребенка до 25 минут. В часть,
формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность,
которая направлена на развитие личности обучающегося средствами физического,
нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов
обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом.
Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой частью
образовательного процесса в образовательном учреждении. Учебная и внеурочная
деятельность в рамках реализации АООП может чередоваться в течение учебного дня. Время,
отведённое на внеурочную деятельность (внеклассную воспитательную работу), не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но
учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Обучение проходит
в одну смену. Внеурочная деятельность осуществляется и в выходные дни. Количество часов,
отводимых на внеурочную деятельность, определяется с учетом круглосуточного (7-ми
дневного) пребывания детей в учреждении. Учебный день включает в себя специально
организованные занятия/уроки, внеурочные мероприятия, а также паузу, время прогулки и
время, отведенное для одевания, раздевания, гигиенических процедур и приема пищи.
Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий/уроков, так и во время другой
деятельности в течение всего времени пребывания обучающегося в школе-интернате.
Текущая аттестация обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития
включает в себя оценивание результатов индивидуально с учетом особенностей
психофизического развития и образовательных потребностей каждого ученика.
Промежуточная аттестация обучающихся с умеренной, тяжелой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития представляет собой оценку результатов освоения ФАООП и развития
жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации аттестации
обучающихся применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она
14

объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка.
К процессу аттестации обучающегося привлекаются члены его семьи. Задачей экспертной
группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных
компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его
личности. Результаты анализа представляются в удобной и понятной всем членам группы
форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. По итогам
освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая
характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его
жизненных компетенций.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися адаптированной основной
общеобразовательной программы осуществляется учреждением.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной
общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью
(вариант II) является достижение результатов освоения ФАООП, а также специальной
индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной
компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух
недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально
подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке
результативности обучения учитываются затруднения обучающихся в освоении отдельных
предметов (курсов) и образовательных областей, которые не рассматриваются как показатель
неуспешности их обучения и развития в целом.
Обучение
имеет
коррекционно-направленный
характер
и
максимально
индивидуализировано как в части организации образовательного процесса, так и в части
отбора содержания образования. Учебный план включает обязательные предметные области:
Язык и речевая практика, Математика, Окружающий мир, Искусство, Физическая культура,
ТехнологиЯ.
Основные задачи реализации содержания предметной области «Язык и речевая
практика»:
развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта ребенка;
понимание
обращенной
речи
и
смысла
доступных
невербальных
графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений),
неспецифических жестов;
пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы,
персональные компьютеры);
овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая
общепринятые правила общения;
умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной
и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах, формирование навыка
понимания смысла узнаваемого слова;
копирование с образца отдельных букв, слогов или слов;
развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму;
овладение
чтением
и
письмом
на
доступном
уровне.
Основные задачи реализации содержания предметной области «Математика»:
формирование элементарных математических представлений о форме, величине,
количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях;
формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом
числа в доступных ребенку пределах;
счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность;
овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач.
Предметная область «Окружающий мир». Основные задачи реализации содержания:
15

формирование представлений о явлениях и объектах неживой природы, смене времен
года и соответствующих сезонных изменениях в природе;
умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям;
формирование первоначальных представлений о животном и растительном мире, их
значении в жизни человека;
представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других;
распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание/раздевание;
умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и
ограничениям здоровья, режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;
представления о своей семье, о взаимоотношениях в семье;
овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности),
связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами, участие в покупке продуктов, в
процессе приготовления пищи, в сервировке и уборке столов;
формирование первоначальных представлений о мире, созданном человеком: о доме,
школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте;
усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице;
представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о
социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей;
развитие межличностных и групповых отношений;
накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни;
формирование представлений об обязанностях и правах ребенка, о своей стране
(Россия).
В основу уроков предметной области «Окружающий мир» положен интегративный
подход, который предполагает освоение обучающимися системы жизненно необходимых
практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме. Цель
предметов области «Окружающий мир» - подготовка обучающихся к взрослой жизни через
овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспособления их к жизни в
обществе, воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности. Предмет
включает следующие разделы: «Одежда и обувь», «Питание», «Жилище», «Культура
поведения», «Транспорт», «Семья», «Торговля», «Средства связи», «Учреждения и
организации», «Экономика домашнего хозяйства». Данный предмет является практикоориентированным, поэтому значительное количество часов отводится на проведение
дидактических игр и упражнений, ролевых игр, практических упражнений, экскурсий. Этот
предмет позволяет систематизировать знания, умения, навыки, полученные обучающимися
при изучении других предметов, закрепить их.
Предметная область «Искусство». Основные задачи реализации содержания:
накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам музыкального и
изобразительного искусства;
формирование простейших эстетических ориентиров (красиво – не красиво) в
практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника;
развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых
умений, освоение игры на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и
практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкальнотанцевальных, вокальных и инструментальных выступлений;
готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях;
освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование,
аппликация;
использование различных изобразительных технологий;
развитие способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности;
накопление опыта самовыражения в процессе изобразительной деятельности.
Включение изобразительной деятельности необходимо для таких детей с целью
включения в разнообразные виды доступной деятельности. Изобразительная деятельность, так
16

же как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и
коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства
коррекции в процессе обучения может обеспечить развитие сенсомоторной сферы, мелкой
моторики, координации движения обеих рук, зрительно-двигательной координации,
восприятия, представлений об окружающим мире. Уроки изобразительного искусства
оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную
сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у
него положительных навыков и привычек, развивают способность к самовыражению и
формированию эстетического вкуса.
Предметная область «Физическая культура». Основные задачи реализации содержания:
развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и
ограничений;
освоение доступных способов передвижения (в том числе с использованием
технических средств);
соотнесение
самочувствия
с
настроением,
собственной
активностью,
самостоятельностью и независимостью;
формирование двигательных навыков, координации движений, физических качеств;
освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: велосипедная езда,
ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры, туризм.
Предметная область «Технология» для обучающихся с умеренной, тяжелой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития не реализуется.
Коррекционно-развивающая область и основные задачи реализации коррекционных
занятий:
коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;
формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму
проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и др.;
коррекция речевых расстройств и нарушений коммуникации;
дополнительная помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые
оказываются для обучающихся особенно трудными;
развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей, обучающихся часть учебного
плана, формируемая участниками образовательных отношений, представлена коррекционноразвивающими занятиями по адаптации обучающихся к школе, развитию познавательной
сферы.
На логопедических занятиях (Альтернативная коммуникация) работа проводится в
следующих направлениях: развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексикограмматической, синтаксической), связной речи, развитие познавательной сферы (мышления,
памяти, внимания), обогащение словарного запаса, коррекция нарушений чтения и письма,
развитие коммуникативной стороны речи, расширение представлений об окружающей
действительности. Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индивидуальной
и групповой форме.
Введение коррекционного курса «Ритмика» обусловлено необходимостью
осуществления коррекции недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной
сфер обучающихся средствами музыкально-ритмической деятельности. Этот вид
деятельности важен в связи с тем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья
часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Занятия
способствуют развитию общей и речевой моторики, укреплению здоровья, формированию
навыков здорового образа жизни у обучающихся.
С целью решения задач медицинской реабилитации и коррекции психофизического
развития детей с ограниченными возможностями здоровья в учебный план включены занятия
адаптивной физической культуры. Индивидуальные и групповые занятия по АФК проводятся
вне сетки обязательных учебных часов в соответствии с медицинскими показаниями по 35
минут. В условиях занятий адаптивной физкультурой с учетом специфики заболеваний
17

организуется режим двигательной активности, привития навыков здорового образа жизни.
Группы для занятий комплектуются в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Цель коррекционного курса: осознанное развитие памяти, внимания, воображения,
логического мышления, творчества средствами учебно-воспитательного процесса. Задачи,
реализующие цель:
­ формирование представления образа, способов обработки и удержания информации с
помощью создания образов;
­ формирование произвольного внимания;
­ формирование воображения;
­ формирование восприятия окружающей действительности с использованием зрительного,
слухового, обонятельного, вкусового каналов восприятия;
­ развитие логического мышления;
­ формирование у обучающихся умений управлять процессами творчества: фантазированием,
пониманием закономерностей;
­ анализ используемых игра и упражнений.
Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
­ развитие сенсорных и моторных функций;
­ формирование кинестетической основы артикулярных движений;
­ развитие мимической мускулатуры;
­ развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия,
внимания, ориентировки в пространстве и во времени);
­ развитие эмоционально — волевой сферы и игровой деятельности;
­ формирование черт гармонической и незакомплексованной личности.
В 2023/2024 учебном году коррекционно-развивающие занятия представлены
коррекционными курсами:
««Развитие психических процессов». Данная программа - это комплекс
психологических занятий в начальной школе, способствует развитию интереса ребёнка к
познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления
трудностей, способствует установлению атмосферы, благоприятной для развития школьника.
Программа строится с учетом возрастных особенностей и потребностей развития личности
детей с интеллектуальной недостаточностью:
формирование осознания позиции школьника через новые обязанности, которые
ребенок учиться выполнять;
развитие коммуникативной, эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся.
Цель программы «Развитие коммуникативного поведения» - развитие познавательных
процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения). Достижение цели
предполагает решение ряда задач:
создание условий для развития интеллектуальных способностей детей с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей;
формирование положительной учебной мотивации, снятие эмоционального
напряжения;
развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности
обучающихся;
развитие любознательности как основы познавательной активности у детей;
развитие коммуникативности;
контроль над развитием интеллектуальных способностей обучающихся.
Предлагаемый комплекс занятий рассчитан на детей, имеющих различные проблемы в
обучении, независимо от клинического диагноза. Индивидуально-групповые коррекционные
занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся.
Целью создания специальных условий является создание комфортной коррекционноразвивающей образовательной среды для обучающихся, построенной с учетом их
образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его
доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных
18

представителей), нравственное развитие обучающихся; гарантирует охрану и укрепление
физического, психического и социального здоровья обучающихся.
Школа-интернат создает условия для реализации ФАООП, обеспечивающие
возможность:
достижения планируемых результатов освоения обучающимися ФАООП;
выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций,
студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе, с
использованием возможностей организаций дополнительного образования;
учета образовательных потребностей, общих для всех обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и специфических для отдельных групп;
расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со
сверстниками, не имеющими ограничений здоровья;
участия педагогических работников, родителей (законных представителей)
обучающихся и общественности в разработке ФАООП, проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных
образовательных маршрутов обучающихся;
эффективного использования времени, отведенного на реализацию обязательной части
и части, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с запросами
обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой деятельности
учреждения, и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;
использования в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа, в том числе информационных;
обновления содержания ФАООП, а также методик и технологий их реализации в
соответствии с динамикой развития системы образования, запросов и потребностей
обучающихся и их родителей (законных представителей), а также с учетом особенностей
субъекта Российской Федерации;
эффективного управления образовательным учреждением с использованием
информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов
финансирования.
Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2) обучающихся I доп., I - IV
классов.

Предметные
области

Учебные предметы
I
Классы доп

Обязательная часть
Язык и речевая Речь и альтернативная
практика
коммуникация
Математика
Математические
представления
Окружающий
Окружающий природный
мир
мир
Человек
Домоводство
Окружающий социальный
мир
Искусство
Музыка и движение
Изобразительная
деятельность
Адаптивная физкультура
Технология
Профильный труд
Итого:

Количество часов в неделю
I
II
III
IV

Всего

3

3

3

2

2

10

2

2

2

2

2

8

2

2

2

2

2

8

2
1

2
1

2
1

2
1
1

2
1
1

10
6
6

2
3

2
3

2
3

2
3

2
3

8
12

2
17

2
-

2
17

2
17

2
17

8
68
19

Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Язык и речевая Речь и альтернативная
практика
коммуникация
Математика
Математические
представления
Искусство
Изобразительная
деятельность
Физическая
Адаптивная физкультура
культура

4

4

6

6

6

22

1

1

1

1

1

4

1

1

-

-

-

1

1

1

1

1

1

4

1

1

1

1

1

4

«Мастерская творчества»
«Умелые ручки»
Орлята России

-

-

3
2
1
23

3
4
2
90

Максимально
допустимая
недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность:

21

21

23

10

10

10

1
3

1
3

10
10
40
Класс
II
III
IV
Всего
Количество часов в неделю
1
1
1
4
3
3
3
12

1

1

1

1

1

4

1

1

1

1

1

4

1

1

1

1

2

5

2
1
31

2
1
31

2
1
33

2
1
33

2
1
33

8
4
130

I
Направления
Коррекционные курсы

Названия курсов
Ритмика
Альтернативная
коммуникация
(Логопедические
занятия)
Развитие
коммуникативного
поведения
Развитие психических
процессов
Внеурочная деятельность
Направления
Названия курсов
Спортивно«Растем, играя»
оздоровительное
Нравственное
«Сказки из сундучка»
Социальное
«Разговоры о важном»
Итого:

2
1
23

Годовой учебный план ФАООП УО (вариант 2)
обучающихся I до I - IV классов.
Предметные
области

Учебные предметы
Классы

Обязательная часть
Язык и речевая Речь и альтернативная
практика
коммуникация
Математика
Математические
представления
Окружающий
Окружающий природный
мир
мир
Человек
Домоводство
Окружающий социальный
мир
Искусство
Музыка и движение
Изобразительная
деятельность

I
доп

Количество часов в неделю
I
II
III
IV

Всего

99

99

102

68

68

436

66

66

68

68

68

336

66

66

68

68

68

336

66
33

66
33

68
34

68
34
34

68
34
34

336
68
168

66
99

66
99

68
102

68
102

68
102

336
504
20

Адаптивная физкультура
Технология
Профильный труд
Итого:
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Язык и речевая Речь и альтернативная
практика
коммуникация
Математика
Математические
представления
Искусство
Изобразительная
деятельность
Физическая
Адаптивная физкультура
культура
«Мастерская творчества»
«Умелые ручки»
Орлята России
Максимально
допустимая
недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность:

66
561
132

561
132

68
578
204

68
578
204

68
578
204

336
2856
776

33

33

34

34

34

168

33

33

-

-

-

66

33

33

34

34

34

168

33

33

34

34

34

168

693

693

102
782

68
34
782

68
34
782

102
136
68
3732

330

330

1680

33
99

340
340
340
Класс
II
III
IV
Количество часов в неделю
33
34
34
34
99
102
102
102

33

33

34

34

34

168

33

33

34

34

34

168

33

33

34

34

68

202

66
33
1023

66
33
1023

68
34
1122

68
34
1122

68
34
1122

336
168
5412

I
Направления
Коррекционные курсы

Названия курсов
Ритмика
Альтернативная
коммуникация
(Логопедические
занятия)
Развитие
коммуникативного
поведения
Развитие психических
процессов
Внеурочная деятельность
Направления
Названия курсов
Спортивно«Растем, играя»
оздоровительное
Нравственное
«Сказки из сундучка»
Социальное
«Разговоры о важном»
Всего к финансированию:

66

Всего
168
504

Учебный план обучающихся на дому
Нормативная база
Основанием для составления учебного плана являются следующие документы:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 августа 2018
г. № 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении».
Общие положения
Учебный план обучения на дому реализуется на основе предметных учебных
программ, адаптированных к психофизическим особенностям и возможностям
обучающихся, учетом рекомендаций ПМПК.
Варианты проведения занятий определены в зависимости от особенностей
психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их
дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания,
VIII.

21

рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической
комиссии, государственной службы медико-социальной экспертизы. Распределение по
предметам осуществляется в пределах, установленной недельной нагрузки, учитывая
состояние здоровья и возможности каждого обучающегося, по согласованию с родителями
(законными представителями). Выбор варианта и место проведения занятий также
согласовывается с родителями.
Обучающиеся могут овладеть базовым компонентом программы лишь в условиях
максимальной индивидуализации обучения. Это предполагает гибкость учебного плана,
позволяющего учитывать специфику нарушений, наличие программы, адаптированной для
индивидуального обучения. Для получения качественного образования для обучающихся
на дому предусмотрена очно-заочная форма обучения, в том числе, реализация АООП с
применением дистанционных образовательных технологий и различных комбинированных
форм организации образовательного процесса (приходящий на дом учитель, посещение
предметов в школе).
Учебные занятия начинаются не ранее 9.00. Проведение "нулевых" уроков для
обучающихся индивидуального обучения не допускается в соответствии с санитарноэпидемиологическими нормами и правилами.
Учебный план для индивидуального обучения предусматривает особый режим работы:
занятия проводятся индивидуально, не менее трех дней в неделю. Образовательный
процесс проводится во время учебного года, который делится на четверти, являющиеся
периодами, за которые:
выставляются оценки за текущее освоение адаптированной основной общеобразовательной
программы (I вариант);
выставляются «усвоил»/«не усвоил» за текущее освоение адаптированной основной
общеобразовательной программы (II вариант).
Образовательное учреждение детям, обучающимся на дому:
­ предоставляет на время обучения на дому бесплатно учебники, учебную,
справочную и другую литературу, имеющуюся в образовательном учреждении;
­ обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает
методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения АООП;
­ осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся;
­ выдает обучающимся, прошедшим итоговую аттестацию, документы
государственного образца об обучении.
Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся определяется
образовательным учреждением с учетом медицинских рекомендаций. Перевод обучающегося
в следующий класс производится по решению педагогического совета в соответствии с
Уставом образовательного учреждения по результатам промежуточной аттестации. В учебном
плане отражены основные подходы к реализации целей образовательной программы:
реализует
адаптированные
основные
общеобразовательные
программы
индивидуального обучения, разрабатываемые на основе адаптированных основных
общеобразовательных программ с учетом характера течения заболевания, особенностей
психофизического развития и возможностей обучающихся;
обеспечивает щадящий режим проведения занятий. Обучающиеся учатся по
индивидуальному учебному плану и индивидуальному графику расписания;
обеспечивает учет и реализацию социального заказа родителей (законных
представителей).
Основополагающим принципом организации учебного процесса является гибкость
индивидуального учебного плана, который разрабатывается на основе учебного плана
образовательного учреждения. Учебный план обучающегося на дому включает все учебные
предметы Федерального компонента учебного плана соответствующей параллели обучения.
При составлении индивидуального учебного плана по согласованию с родителем (законным
представителем) ребенка, учитывая психофизические возможности обучающегося, характер
течения заболевания, психолого-медико-педагогические рекомендации и индивидуальную
программу реабилитации инвалида образовательное учреждение распределяет количество
22

часов в неделю, не выходя за рамки обязательной нагрузки по всем предметам. В соответствии
с учебным планом, количеством выделенных учебных часов определяется содержание
обучения. При этом учитывается мнение родителей обучающегося и учителя.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».