Учебный план ФАООП обучающихся 10-11 класса на 2023-2024 учебный год

02-04

Приложение к федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

РАССМОТРЕН

УТВЕРЖДЕН

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
(протокол № 01 от «» августа 2023 года)

приказом № 18
по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
от «01» сентября 2023 года

Учебный план ФАООП УО
обучающихся X-XI классов
на 2023-2024 учебный год

г. Приморск

Оглавление
Пояснительная записка

3

1.1 Нормативно-правовая база

3

1.2 Задачи, решаемые посредствам реализации федерального учебного плана

4

1.3 Режим работы образовательной организации

4

I

II

Учебный план ФАООП УО обучающихся X –XI классов (вариант I)

5

2.2

Особенности учебного плана и учебные предметы

5

2.3

Компонент образовательной организации

7

2.4

Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся X- XI классов.

8

2.5

Годовой учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся X - XI классов.

9

III

Учебный план ФАООП УО обучающихся X-XI классов (вариант II)

11

3.1

Особенности учебного плана и учебные предметы

11

3.2

Компонент образовательного учреждения

15

3.3

Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2) обучающихся X - XI классов

16

3.4

Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2) обучающихся X - XI классов

17

IV. Учебный план обучающихся на дому

18

I.

Пояснительная записка

1.1 Нормативно-правовая база
Основными целями ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат» являются обеспечение
образовательного, коррекционного и воспитательного процессов, реализация права ребенка
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на образование, формирование
общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей
природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Общеобразовательная организация осуществляет обучение и воспитание в интересах
личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных
условий для развития личности.
Учебный план – нормативный документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
коррекционных занятий, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации,
обучающихся ГБОУ ЛО «Приморская школа – интернат» для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Учебный
план
является
частью
федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы и сформирован в соответствии с документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 «Об
утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных
программ».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1025 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования".
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года
N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания" от 28.01.2021 N 2.
Инструктивно-методическое письмо комитета общего и профессионального образования
Ленинградской области от 21.08.2023 № 19-32413/2023 «Об организации деятельности в 2023/2024
учебном году.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования».
Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат».
Другие
нормативно-правовые
документы,
регламентирующие
деятельность
образовательного учреждения.

1.2 Задачи, решаемые посредствам реализации федерального учебного плана
Учебный план ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат» реализует общеобразовательные
программы основного общего образования и является основным организационным механизмом
реализации соответствующей федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далееФАООП).
Федеральный учебный план (далее-учебный план) направлен на решение следующих задач:
- овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности
(нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии
с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- достижение планируемых результатов освоения ФАООП образования обучающимися с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
- выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной
деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного
творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая
организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих
соревнований.
1.3 Режим работы образовательного учреждения
Организация
образовательной
деятельности
регламентируется
календарным
учебным графиком. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
школы состоящей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки,
установленной СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21, Уставом ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат».
На основании Устава образовательной организации осуществляет образовательный процесс
по графику 5-ти дневной рабочей недели с двумя выходными днями для всех обучающихся 10-11
классов. Обучение осуществляется в одну смену. Учебные занятия начинаются не ранее 9.00.
Проведение "нулевых" уроков в образовательном учреждении не допускается в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами.
В субботу, воскресенье и праздничные дни, установленные законодательством Российской
Федерации, образовательное учреждение не работает. На период школьных каникул
приказом директора устанавливается особый график работы образовательного учреждения.
Продолжительность учебного года
Начало и окончание учебного года, продолжительность учебных периодов (по четвертям),
каникул распределены на основании календарного учебного графика на 2023-2024 учебный год.
10 – 11 классы – 34 учебные недели.
Режим работы второй половины дня
Во второй половине дня осуществляются коррекционно-развивающие занятия, внеурочная
деятельность. Продолжительность коррекционно-развивающих занятий:
фронтальных - 40 минут;
групповых и индивидуальных – 15-25 минут.
Расписание звонков и перемен
№
урока

Время урока

Перемена

4

1
2
3
4
5
6
7

9.00-9.40
09.50-10.30
11.00-11.40
11.50-12.30
13.00-13.40
13.50-14.30
15.00-15.40

9.40-09.50
10.30-11.00
11.40-11.50
12.30-13.00
13.40-13.50
14.30-15.00
15.40-15.50

Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут. После 2-ого и 4-ого
уроков проходят динамические перемены по 30 минут каждая.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся
Виды аттестаций: текущая, тематическая, промежуточная, итоговая.
Текущая аттестация - это оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо
части
(темы)
образовательной
программы
и
проводится
педагогом
на
занятиях.
Текущий
контроль
успеваемости
обучающихся
в
школе-интернате
осуществляется учителями по пятибалльной системе (минимальный балл - 1; максимальный балл 5).
Учитель,
проверяя
и
оценивая
работы
(в
том
числе
контрольные,
устные ответы обучающихся, достигнутые ими навыки и умения) выставляет отметку в
классный журнал.
Тематическая аттестация - это оценка качества усвоения обучающимися содержания
конкретной темы или блока программы и проводится педагогом по окончании их изучения
в соответствии с требованиями данной образовательной программы. Тематический
контроль успеваемости обучающихся в образовательном учреждении осуществляется
учителями по пятибалльной системе (минимальный балл - 1; максимальный балл - 5). Учитель,
проверяя
и
оценивая
работы
(в
том
числе
контрольные,
устные
ответы
обучающихся, достигнутые ими навыки и умения) выставляет отметку в классный журнал.
При организации и оценки итоговых (контрольных) знаний у умственно отсталых
школьников исходят из достигнутого ими минимального уровня, то есть выбирают такую оценку,
которая стимулировала бы их учебную и практическую деятельность, так как никакие нормативные
стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «применить» к ребенку с
интеллектуальным дефектом.
На занятиях психологическом практикуме и факультативах применяется безотметочная
форма обучения.
II. Учебный план ФАООП УО
обучающихся X-XI классов (вариант I)
2.2 Особенности учебного плана и учебные предметы
Федеральный учебный план разработан на основе ФАООП, фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по
классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также
выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебный план определяет
основные образовательные направления, перечень учебных предметов, их распределение по годам
обучения с учетом специфики обучения умственно отсталых (интеллектуальными нарушениями)
обучающихся и максимально допустимой нагрузки часов при пятидневном обучении:
Требования к максимальному общему объему недельной урочной нагрузки обучающихся в 10 –
11 классах составляют 34 ч:
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при
этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня для обучающихся 10–11 классов не
более 7 уроков.

5

Программа учебного предмета «Русский язык» направлена на формирование
коммуникативной компетенции обучающихся, а также совершенствовании навыков грамотного
письма как показателя общей культуры человека. Изучение языка идет в контексте монологической,
диалогической речи, с расширением литературной, деловой, книжной лексики, что позволяет
преодолевать характерный для обучающихся речевой негативизм, бедность оборотов речи,
усваивать новые лексические понятия, термины, с которыми встречаются на уроках по другим
предметам, в быту, в общении за пределами Учреждения, что способствует овладению речевой
деятельностью.
Учебный предмет «Литературное чтение». Программа по литературе построена на
художественных произведениях отечественной литературы XX века и нового времени, включает
новые имена, тексты, содержание которых направлено на формирование общечеловеческих
нравственных ценностей, совершенствовании навыка полноценного чтения и умения воспринимать
литературное произведение в единстве его содержательной и языковой сторон.
Учебный предмет «Математика» подготавливает обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности,
обеспечение максимально возможной социальной адаптации выпускников. Курс математики имеет
практическую направленность и способствует овладению обучающимися практическими умениями
применения математических знаний в повседневной жизни в различных бытовых и социальных
ситуациях. Содержание представленного учебного материала в X - XII классах предполагает
повторение ранее изученных основных разделов математики, которое необходимо для решения
задач измерительного, вычислительного, экономического характера, а также задач, связанных с
усвоением программы по профильному труду.
Курс Информатики в X - XII классах является подготовка обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой
деятельности, обеспечение максимально возможной социальной адаптации выпускников. Курс
имеет практическую значимость и жизненную необходимость и способствует овладению
обучающимися практическими умениями применения компьютера и средств ИКТ в повседневной
жизни в различных бытовых, социальных и профессиональных ситуациях.
Предмет «Основы социальной жизни» обеспечивает возможность в дальнейшем развитии и
совершенствовании социальной (жизненной) компетенции, навыков самостоятельной,
необходимыми для успешной социализации в современном обществе. Большое значение имеют
разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы
быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.
Предмет «Обществоведение» играет важную роль в правовом воспитании обучающихся с
интеллектуальным недоразвитием, формировании гражданственности и патриотизма, чувства долга
и ответственности за свое поведение в обществе. Основные цели изучения данного предмета:
создание условий для социальной адаптации обучающихся с интеллектуальным недоразвитием
путем повышения их правовой и этической грамотности как основы интеграции в современное
общество, формирование нравственного и правового сознания развивающейся личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умения
реализовывать правовые знания в процессе правомерного социальноактивного поведения.
Учебный предмет «Этика» вводится для обучающихся 10-11 классов. Он направлен на
формирование нравственного самосознания обучающихся среднего и старшего подросткового
возраста, развитие у умственно отсталых обучающихся (интеллектуальными нарушениями)
навыков социального поведения в ближайшем окружении: семье, со сверстниками, старшими, в
трудовой и досуговой деятельности и др. Содержание предмета имеет практическую
направленность, где в ходе обсуждений и анализа нравственных категорий и понятий товарищество,
совесть, дружба ,любовь, трудолюбие и др., их проявлений или искажений в человеческих
отношениях обучающиеся учатся дифференцировать приемлемые и отвергаемые обществом формы
социального поведения человека. Предмет предполагает широкое использование новых форм
организации учебного процесса: беседы, деловые и ролевые игры, интегрированные уроки и др.
Уроки учебного предмета «Адаптивная физическая культура» направлены развитие и
совершенствование основных физических качеств, обогащение двигательного опыта жизненноважными двигательными навыками и умениями, включая элементы спортивной подготовки. На

6

уроках адаптивной физической культуры укрепляется здоровье школьников, закаливается
организм, формируется правильная осанка, совершенствуются двигательные качества,
воспитываются гигиенические навыки, физическая работоспособность.
Кроме уроков адаптивной физкультуры проводятся подвижные игры на переменах и во
внеурочное время, динамические занятия (проводимые при соответствующих погодных условиях
на открытом воздухе), проводятся внеурочные спортивные мероприятия. Активное участие детей в
кружках, спортивных секциях, наличие в школе музыкально-динамических пауз, использование на
уроках фрагментов физкультуры реализует биологическую потребность организма детей в
двигательной активности, способствует совершенствованию движений. При организации,
планировании и проведении занятий адаптивной физической культуры, спортивной работы в
полной мере используются школьные спортивные сооружения, спортивная площадка, спортивный
зал, естественные природные ландшафты, а также другие спортивные и игровые объекты.
Наибольший объем в учебном плане отводится профильному труду, которое по
направленности содержания разработано на основе местных ресурсов, перспектив самостоятельной
жизнедеятельности выпускников учреждения.
Профильный труд в X-IX классах реализуется через следующие направления: «Швейное
дело», «Рабочий по обслуживанию зданий» - является совершенствование профессиональной
подготовки обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за
счет изготовления ими технологически более сложных изделий и расширения номенклатуры
операций, которыми они овладевают в рамках реализуемого профиля. На этом этапе обучения
трудовая деятельность обучающихся в целом осуществляется под руководством педагогического
работника. Однако при выполнении знакомых заданий от них требуется проявление элементов
самостоятельности.
Трудовая подготовка имеет общетехнический характер, проводится на базе школьных
учебных мастерских, рассматривается как пропедевтический период для формирования некоторых
новых организационных умений и навыков поведения, характерных для профессиональной
мастерской; ведется наблюдение, целью которого является определение индивидуальных
профессиональных возможностей, обучающихся в овладении тем или иным видом профильного
труда.
Летняя трудовая практика в 10 - 11 классах (в течение 20 дней) проводится на базе школьных
мастерских, школьного земельного участка и прилегающей территории в течение весенне-летнего
периода или в том же объеме по окончании учебного года. Растениеводы работают на пришкольном
земельном участке, облагораживают пришкольную территорию, строительные рабочие занимаются
ремонтом мебели. Маляры в течение года занимаются косметическим ремонтом помещений школы.
Таким образом, предметы, включенные в учебный план, обеспечивают обучающимся
потенциально возможный уровень образованности, без чего не может быть достигнута основная
цель: социальная реабилитация и интеграция детей с проблемами в развитии в современное
общество.
2.3 Компонент образовательной организации
В школьном компоненте представлены коррекционные технологии, обязательные для
преодоления (сглаживания) специфических нарушений у обучающихся. Взаимодействие педагогов,
небольшая наполняемость классов и групп, создание системы индивидуального сопровождения
позволяют оказать действенную помощь каждому ребенку, осуществить дифференцированный
подход к коррекции психического, сенсорного и речевого развития.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося.
Коррекционные курсы реализуются через внеурочную деятельность, дополняют и
расширяют возможности обучения детей с нарушением интеллекта в успешном овладении
знаниями и умениями программного материала.
Компонент образовательного учреждения представлен предметами коррекционноразвивающей области учебного плана, реализуется через систему фронтальных групповых и
индивидуальных коррекционных занятий с обучающимися с применением специальных

7

здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания для преодоления (сглаживания)
специфических нарушений у обучающихся. Она включает:
специальные обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия по
коррекции отклонений в психофизическом развитии обучающихся и восполнению пробелов в
знаниях. Коррекционные занятия проводятся по расписанию вне сетки обязательных учебных часов
после уроков. Продолжительность занятий не превышает 30 минут. В группе возможно
объединение не более трех учеников с учетом однородности и выраженности двигательных,
речевых и других нарушений.
Коррекционный курс АФК направлен на исправление недостатков и нормализацию
физического развития ребенка в соответствии с его индивидуальными и возрастными
возможностями. Индивидуальные и групповые занятия по АФК проводятся вне сетки обязательных
учебных часов в соответствии с медицинскими показаниями по 35 минут. В условиях занятий АФК
с учетом специфики заболеваний организуется режим двигательной активности, привития навыков
здорового образа жизни. При организации, планировании и проведении занятий адаптивной и
физической культуры, спортивной работы в полной мере используются школьные спортивные
сооружения, спортивные площадки, спортивный зал, естественные природные ландшафты.
В учебном плане представлены факультативы: «Основы финансовой грамотности», «Основы
компьютерной грамотности». Введение этих курсов способствует принципу коррекционной
направленности образовательного процесса, который является ведущим в школе. В связи с
активным оснащением информационно-образовательной среды, внедрением современных
интерактивных средств коммуникации, новых информационных технологий, а также углубления и
расширения полученных знаний по учебным предметам, особое внимание уделено использованию
информационных технологий в жизни. Предмет дает целенаправленную подготовку обучающихся
к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе различных видов
деятельности.
Факультативные занятия проводятся с небольшими группами обучающихся, для получения
ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более
широкой свободной ориентировки в современном обществе и быту.
Задача общеобразовательных предметов и трудового обучения заключается в
обеспечении обучающихся тем уровнем знаний, умений и навыков, которые необходимы для
их успешной социальной адаптации. Обучение общеобразовательным предметам имеет
практическую направленность. Принцип коррекции является ведущим, учитывается
воспитывающая роль обучения, необходимость формирования таких черт характера и всей
личности в целом, которые должны помочь выпускникам стать полезными членами общества.
2.4 Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся Х - XI классов.

Предметные области

Класс Количеств Всего
о часов
Учебные предметы

X

XI

Русский язык

1

1

2

Литературное чтение

2

2

4

Математика

1

1

2

Информатика

1

1

2

Основы социальной жизни

2

2

4

Этика

1

1

2

Обязательная часть
1. Язык и речевая практика

2. Математика

3. Человек и общество

8

Обществоведение

1

1

2

4. Физическая культура

Адаптивная физическая культура

3

3

6

5. Технология

Профильный труд

15

15

30

Итого:

27

27

54

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

3

3

6

1. Язык и речевая практика

Русский язык

1

1

2

2. Математика

Математика

1

1

2

3. Человек и общество

Основы социальной жизни

1

1

2

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)

30

30

60

Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия)

6

6

12

Коррекционное занятие

1

1

2

Групповой психологический тренинг

2

2

4

Социальное занятие

1

1

2

Факультативные занятия «Основы компьютерной грамотности»

1

1

2

Факультатив «Основы финансовой грамотности»

1

1

2

Внеурочная деятельность:

4

4

20

Название направлений:
Профориентационное

«Путь в профессию начинается в школе»

1

1

2

Нравственное

Театр «Искорки»

1

1

2

1

1

2

Общекультурное

1

1

2

Итого:

10

10

20

Всего к финансированию:

40

40

80

Социальное

«Разговоры о важном»

2.5 Годовой учебный план ФАООП УО (вариант 1)
обучающихся X – IX классов.

Предметные области

Класс Количеств Всего
о часов
Учебные предметы

X

XI

9

Обязательная часть
1. Язык и речевая практика

Русский язык

34

34

686

Литературное чтение

68

68

136

Математика

34

34

68

Информатика

34

34

68

Основы социальной жизни

68

68

136

Этика

34

34

68

Обществоведение

34

34

68

4. Физическая культура

Адаптивная физическая культура

102

102

204

5. Технология

Профильный труд

510

510

1020

Итого:

918

918

1836

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

102

102

204

1. Язык и речевая практика

Русский язык

34

34

68

2. Математика

Математика

34

34

68

3. Человек и общество

Основы социальной жизни

34

34

68

2. Математика

3. Человек и общество

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)

1020 1020 2040

Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия)

204

204

408

Коррекционное занятие

34

34

68

Групповой психологический тренинг

68

68

136

Социальное занятие

34

34

68

Факультативные занятия «Основы компьютерной грамотности»

34

34

68

Факультатив «Основы финансовой грамотности»

34

34

68

Внеурочная деятельность:

136

136

272

Название направлений:
Спортивно-оздоровительное

Спортивный клуб «Факел»

34

34

68

Нравственное

Театр «Искорки»

34

34

68

Социальное

«Разговоры о важном»

34

34

68

Общекультурное

«Истрия родного края»

34

34

68

Итого:

340

340

680

Всего к финансированию:

1360 1360 2720

10

III. Учебный план ФАООП УО
обучающихся X-XI классов (вариант II)
3.1 Особенности учебного плана и учебные предметы
Содержание обучения обучающихся X-XI классов (вариант II) направлено на развитие
личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и
социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе
практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся
максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Учебный план позволяет определить основные направления и задачи коррекционного
развития, обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Особенности развития обучающихся, связанные с основным заболеванием в сочетании с
различными социальными условиями, в которых воспитываются дети и подростки, затрудняют
стандартизацию их образования, т. к. каждый обучающийся нуждается в специальных
образовательных условиях. Это предполагает наличие для отдельных детей и подростков:
разноуровневых программ, адаптированных для индивидуального обучения;
поддержку и развитие сложившегося уровня индивидуализации и вариативности
образования;
интегрированное изучение отдельных дисциплин.
Учебный предмет «Окружающий социальный мир». Данный предмет необходим
школьникам с умеренной умственной отсталостью, т. к. эти дети достаточно поздно овладевают
возникающими в онтогенезе словесными средствами коммуникации. Общение является особым
видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционнообразовательная работа строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие
деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Задачи формирования представлений
детей о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе, с
использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде тематических
групп: «Это - Я», «Мои игрушки», «Моя семья», «Мой дом», «Я в школе», «Мир цвета и звука»,
«Мир животных», «Мир растений», «Явления природы», «Мир людей» и др.
Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие
обучающегося с умеренной умственной отсталостью, формирование его представлений о себе, об
окружающей предметной и социальной действительности. Она тесно связана с
содержанием сюжетно-ролевых и театрализованных игр, продуктивной деятельностью
учащихся на учебных занятиях, а также с коррекционно-адаптационной областью учебного
плана. Темы уроков-занятий по предмету «Развитие речи и окружающий мир» находят свое
логическое продолжение в содержании уроков-занятий по предметам «Альтернативное
чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «Здоровье и
основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» и др.
Учебный предмет "Речь и альтернативная коммуникация" предметной области "Язык и
речевая практика". В основу предмета положена система формирования навыков
коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.
Одним из факторов, способствующих оптимальному речевому развитию обучающихся с умеренной
умственной отсталостью в коррекционно-образовательном процессе, является предметноразвивающая среда, построенная с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. В силу
значительных ограничений вербальной коммуникации обучающийся с умеренной умственной
отсталостью оказывается в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому так
важно научить его альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации.
В современных технологиях наряду с традиционным чтением используется альтернативные виды
чтения:
«чтение» телесных и мимических движений;
«чтение» жестов;

11

«чтение» изображений на картинках и картинах;
«аудиальное
чтение»:
слушание
аудиокниг
(литературных
произведений,
записанных на пластинки, аудиокассеты, CD-диски);
«чтение видеоизображений» (изображений на CD-дисках, видеофильмов: мультфильмов,
документальных фильмов о природе, животных, фрагментов художественных фильмов);
«чтение» пиктограмм;
глобальное чтение;
чтение букв, цифр и других знаков;
чтение по складам.
Такое широкое понимание «чтения», и в соответствии с этим, обучение кодированию и
декодированию визуальной и аудиальной информации способствует развитию социально-бытовой
ориентировки обучающихся. Процесс «чтения» в широком его понимании очень важен
для формирования у ребенка правильных представлений о себе, социальном и природном
мире. При обучении чтению основной акцент делается на то, что важнейшей задачей обучения
является ежедневное чтение художественной литературы и формирование умений самостоятельно
воспроизводить эти тексты, используя для этого невербальные и вербальные средства
коммуникации.
Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения детей с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью, со сложными дефектами. Этот вид речи оказывается чаще всего
недоступным для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью. Тем не менее некоторые
обучающиеся с умеренной умственной отсталостью все же способны освоить его на доступном для
них уровне. На уроках предполагает обучение следующим вариантам «письма»:
рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;
рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, изображающих пятна (черно-белые и
цветовые), на фоне листа, различной по фактуре сыпучей поверхности (обычно белой бумаги
или манки, светлого песка на подносе), с которым изображение образует контрастное или
нюансное соотношение;
рисованию простых эстампов (с помощью взрослого), отражающих смысловые единицы;
обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью
создания целого (двухмерное изображение предмета);
написанию печатных букв («печатанию» букв);
написанию букв по трафаретам, изображающим письменные буквы;
составлению с помощью пиктограмм текста — книжки пиктограмм (совместно со
взрослыми);
рисованию плакатов, коллажей с доступной тематикой с использованием
предметно-практической деятельности (рисование, аппликация, конструирование из
природного и бросового материала);
списыванию букв, слогов, слов с печатного или письменного текста;
написанию букв, слогов, слов и коротких предложений.
Таким образом, обучающиеся получают лишь элементарные основы графики и письма. Если
они овладевают письмом на основе традиционной системы, то порядок изучения звуков и букв
диктуется законами фонетики с учетом особенностей восприятия, запоминания, познавательной
деятельности детей. Обучение носит сугубо практическую направленность, не требующую от
обучающихся соблюдения четких правил.
Конечная цель обучения обучающихся данной категории заключается в том, чтобы научить
их писать свои фамилию, имя, отчество, простое заявление и т. п. Важнейшей задачей в ходе
обучения предмету «Речь и альтернативная коммуникация» является организовать речевую среду,
пробудить речевую активность обучающихся, их интерес к предметному миру и человеку,
формировать у них предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной
деятельности, научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты. На уроках обучающиеся
овладевают элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными
представлениями. Независимо от возраста обучающихся обучение проводится в игровой форме,
наиболее доступной детям с умеренной умственной отсталостью. Работа осуществляется на основе
предметно-практической деятельности, дающей обучающимся возможность познать объект,

12

используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные). Практическая
деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками,
обыгрывание разного рода действий, использованием реальных предметов и их аналогов, а также
пиктограмм. Учитывая возможности каждого ребенка, по мере обучения можно замедлять или
увеличивать его темп. Предмет «Графика и письмо» интегрируется с различными предметами и
направлениями коррекционно-развивающей области.
Учебный предмет «Математические представления» формирует элементарные
математические представления и умения, применение их в повседневной жизни. Овладение
элементарными математическими знаниями предполагает развитие сенсорных представлений,
которые также являются базой для детского конструирования. Учитывая, что уровень овладения
сенсорно-перцептивными функциями, развития мыслительных процессов у детей с умеренной
умственной отсталостью крайне низок и отличается качественным своеобразием, деление
содержания математических представлений и конструирования на отдельные предметные области
представляется нецелесообразным. Поэтому математическая и конструктивная деятельность могут
быть представлены в едином блоке и обобщены в предмете «Математические представления и
конструирование». Под формированием математических и конструктивных умений и навыков
следует понимать даже элементарные сдвиги и изменения в познавательной деятельности, которые
происходят в результате их обучения. Наряду с конкретными задачами в ходе обучения
элементарным математическим представлениям и навыкам конструирования реализуется и более
широкая задача: формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе
предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности, доступной их
восприятию картины мира.
Содержание учебного предмета направлено на формирование и преобразование получаемого
детьми элементарного математического и конструктивного опыта путем активного,
преднамеренного, осознанного овладения ими физической и социальной картины мира, значимой
для социально-бытовой адаптации обучающихся. Предмет «Математические представления» для
обучающихся с умеренной умственной отсталостью включает:
ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде;
упражнения, игровые ситуации, игры со строительными материалами и дидактическими
игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками);
игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных
материалов и расположением их в пространстве;
конструирование из строительного, природного и бросового материалов;
формирование количественных представлений;
«чтение» и письмо цифр;
формирование представлений о форме;
формирование представлений о величине;
формирование пространственно-временных представлений и ориентировок.
Необходимо отметить, что формирование элементарных научных знаний не является
самоцелью. Это лишь желаемый результат обучения, который может быть достигнут только если
интеллектуальные возможности ребенка, состояние здоровья позволяют сделать это. Предмет
«Математические представления» интегрируется с различными предметами и направлениями
коррекционно-развивающей области.
Учебный предмет «Окружающий природный мир". У детей с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью, со сложными дефектами знания о природе и окружающем мире очень
скудны. Обучающиеся плохо понимают временные понятия, природные явления, а также,
фактически не ориентируются в пространстве, плохо знают или вовсе не знают многообразие
проявлений природы. Целью данного курса является коррекция и развитие всех сторон личности
ребенка на основе ознакомления с родной природой, окружающим миром, осуществляя, таким
образом, интеграцию в общество.
Учебный предмет «Музыка и движение». Данный предмет способствует формированию
предпочтений, интересов, потребностей, вкуса обучающихся. Ведущим видом музыкальной
деятельности с обучающимися являются музыкально-ритмические движения. Предмет направлен
на формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и

13

воспроизведения ритмических структур в различных видах музыкальной деятельности.
Значительная роль отводится вокальным упражнениям. Предмет «Музыка и движение» направлен
на выработку динамической координации движений у обучающихся, их точности и четкости,
способность удерживать двигательную программу при последовательном выполнении упражнений.
Данный предмет является катализатором, стимулирующим эмоциональное развитие обучающихся
с умеренной умственной отсталостью. В основу курса положена система музыкальных занятий,
направленных на коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы и познавательной
деятельности детей с умеренной умственной отсталостью. Основу содержания курса составляют
произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская;
музыкальный фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношения к родному краю,
природе, труду, человеку; устные и письменные традиции существования музыки; основные жанры
русских народных песен; песенность как основная черта русской народной и профессиональной
музыки; народные истоки в творчестве русских композиторов. Курс предусматривает постоянную
работу как над чётким произношением, так над смысловым содержанием песен. Слушание музыки
способствует расширению у детей представлений о музыкальных произведениях и ориентированию
в музыкальных жанрах.
Учебный предмет «Домоводство». Целью обучения данному предмету - приспособить детей
к самостоятельной практической жизни, вырабатывать у них адекватное отношение к
окружающему путем развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с
людьми в быту, изживать тенденцию к социальному иждивенчеству в посильных для детей задачах
по самообслуживанию. На уроках формируются элементарные навыки самообслуживания с
частичной помощью взрослых, а затем самостоятельно, культурно-гигиенические навыки,
выполняемые совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого, по образцу,
ориентируясь на картинки и пиктограммы, а также первичные элементарные представления о
здоровье и здоровом образе жизни (плохо-хорошо, полезно-вредно для здоровья), о безопасности
жизнедеятельности. На уроках учат применять в быту и в процессе ориентировки в окружающем
мире:
невербальные и вербальные средства общения, необходимые для самообслуживания,
выполнения культурно-гигиенических процедур (сообщать о своих действиях, демонстрировать
умения, обращаться за помощью в случае затруднений);
предметы и материалы, необходимые для становления и развития навыков
самообслуживания, культурно-гигиенических навыков (предметы гигиены, одежда, посуда) с
использованием специальных символов (картинки, пиктограммы), с которыми дети многократно
знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях;
навыки и умения по уходу за своими вещами, игрушками, учебными вещами и т. п.;
алгоритм действия, который дается обучающимся поэтапно и с помощью наглядных схем
(мнемотаблицы, алгоритмические предписания в виде пиктограмм);
наиболее употребляемые знаковые системы (светофор, цвет специального автомобиля,
например, пожарного, скорой помощи; предупреждающие, запрещающие, информационные и
другие знаки, регулирующие поведение людей в общественных местах и в природе);
правила поведения в различных экстремальных ситуациях, которые могут возникнуть дома,
на улице, в природе;
информационно-бытовые знания, обеспечивающие им комфортное проживание.
Исходя из особенностей развития мыслительной деятельности обучающихся, их
индивидуально-типологических характеристик, данный предмет воспитывает (тренирует) у них
состояние физической, психической и социальной защищенности. Это является основой
социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учебный предмет «Адаптивная физическая культура». Цель обучения данному предмету
является повышение двигательной активности обучающихся и обучение использованию
полученных навыков в повседневной жизни. В основу положена система простейших физических
упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление
здоровья, выработку жизненно необходимых умений и навыков у обучающихся с умеренной
умственной отсталостью. В ходе реализации задач учебного предмета рассматривается и более
широкая задача - социализация обучающихся. Реализация задач тесно связано с решением задач

14

нравственного, умственного, речевого, трудового, эстетического и физического воспитания
обучающихся в разных возрастах.
Программа по профильному труду составляется на усмотрению образовательной
организации, с учетом местных и региональных условий и возможностей для будущей трудовой
занятости обучающегося, а также кадрового обеспечения организации.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестации проводятся лишь в том случае, если
присутствует положительная динамика развития ребенка. В противном случае ребенок
направляется на заседание школьного ПМПк, в случае необходимости - на заседание районной и
(или) областной ПМПК.
3.2. Компонент образовательного учреждения
Особенность обучения детей с нарушением интеллекта и сложным дефектом предполагает
необходимость коррекционно-развивающей работы с ними, что обеспечивается внесением в
учебный план групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Компонент
образовательного учреждения представлен предметами: индивидуальные и групповые
коррекционные занятия, логопедические занятия, развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Занятия коррекционно-развивающей области проводятся фронтально, индивидуально или с
малыми группами. Эти занятия не являются обязательными для посещения всеми обучающимися,
проводятся как параллельно с основными занятиями учебного плана, так и во вторую половину дня
после перерыва не менее 30 минут. Продолжительность занятий – 25 минут. Группы комплектуются
с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а на занятиях
АФК – в соответствии с медицинскими рекомендациями. Обучение имеет коррекционнонаправленный характер и максимально индивидуализировано как в отборе содержания
образования, так и в части организации образовательного процесса. Группы формируются по
однородности психофизических, речевых нарушений. Основными направлениями работы
являются:
развитие основных мыслительных операций;
коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы;
развитие речи, владение техникой речи;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей. Содержание
всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную
коррекционно-развивающую направленность. Кроме этого, с целью коррекции недостатков
психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и
коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает две части: обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для
обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития разных нозологических
групп и определяется в соответствии с представленными ниже учебными планами.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой
группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью

15

(интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии.
3.3 Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2)
обучающихся X- XI классов

Предметные области

Классы

Учебные предметы

Количество
часов
X

XI

Всего

Обязательная часть
1. Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

2

2

4

2. Математика

Математические представления

2

2

10

3. Окружающий мир

Окружающий мир

2

2

4

Человек

-

-

-

Домоводство

5

5

10

Окружающий социальный мир

3

3

6

Изобразительная деятельность

-

-

-

Музыка и движение

2

2

4

5. Физическая культура

Адаптивная физическая культура

2

2

4

6. Технология

Профильный труд

5

5

10

7. Коррекционно-развивающие занятия

2

2

4

Итого

25

25

50

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

5

5

10

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

2

2

4

Физическая культура

Адаптивная физическая культура

1

1

2

Окружающий мир

Домоводство

1

1

2

Технология

Профильный труд

1

1

2

30

30

60

4. Искусство

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)

16

Внеурочная деятельность

10

10

20

1. Сенсорное развитие

2

2

6

2. Предметно-практические действия

2

2

6

3. Двигательное развитие (ЛФК, ритмика)

2

2

6

4. Альтернативная коммуникация

2

2

6

Внеурочная деятельность по направлениям

2

2

6

Нравственное

Театр «Искорки»

1

1

2

Социальное

«Разговоры о важном»

1

1

2

Коррекционные курсы

3.4 Годовой учебный план ФАООП УО (вариант 2)
обучающихся X- XI классов

Предметные области

Классы

Учебные предметы

Количество
часов
X

XI

Всего

Обязательная часть
1. Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

68

68

136

2. Математика

Математические представления

68

68

136

3. Окружающий мир

Окружающий мир

68

68

136

-

-

-

Домоводство

170

170

340

Окружающий социальный мир

102

102

204

Изобразительная деятельность

-

-

-

Музыка и движение

68

68

136

5. Физическая культура

Адаптивная физическая культура

68

68

136

6. Технология

Профильный труд

170

170

340

Человек

4. Искусство

17

7. Коррекционно-развивающие занятия

68

68

136

Итого

850

850

1700

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

170

170

340

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

68

68

136

Физическая культура

Адаптивная физическая культура

34

34

68

Окружающий мир

Домоводство

34

34

68

Технология

Профильный труд

34

34

68

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной 1020
учебной неделе)

1020

2040

Внеурочная деятельность

340

340

680

1. Сенсорное развитие

68

68

136

2. Предметно-практические действия

68

68

136

3. Двигательное развитие (ЛФК, ритмика)

68

68

136

4. Альтернативная коммуникация

68

68

136

Внеурочная деятельность по направлениям

68

68

136

Нравственное

Театр «Искорки»

34

34

68

Социальное

«Разговоры о важном»

34

34

68

1360

1360

2720

Коррекционные курсы

Всего к финансированию:

IV. Учебный план обучающихся на дому
4.1.Нормативная база
Основанием для составления учебного плана являются следующие документы:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 августа 2018 г. №
05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении».
Образовательное учреждение детям, обучающимся на дому:
предоставляет на время обучения на дому бесплатно учебники, учебную, справочную и
другую литературу, имеющуюся в образовательном учреждении;

18

обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую
и консультативную помощь, необходимую для освоения АООП;
осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся;
выдает обучающимся, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного
образца об обучении.
Порядок
проведения
промежуточной
аттестации
обучающихся
определяется
образовательным учреждением с учетом медицинских рекомендаций. Перевод обучающегося в
следующий класс производится по решению педагогического совета в соответствии с Уставом
образовательного учреждения по результатам промежуточной аттестации. В учебном плане
отражены основные подходы к реализации целей образовательной программы:
реализует адаптированные основные общеобразовательные программы индивидуального
обучения, разрабатываемые на основе адаптированных основных общеобразовательных программ
с учетом характера течения заболевания, особенностей психофизического развития и возможностей
обучающихся;
обеспечивает щадящий режим проведения занятий. Обучающиеся учатся по
индивидуальному учебному плану и индивидуальному графику расписания;
обеспечивает учет и реализацию социального заказа родителей (законных представителей).
Основополагающим принципом организации учебного процесса является гибкость
индивидуального учебного плана, который разрабатывается на основе учебного плана
образовательного учреждения. Учебный план обучающегося на дому включает все учебные
предметы Федерального компонента учебного плана соответствующей параллели обучения. При
составлении индивидуального учебного плана по согласованию с родителем (законным
представителем) ребенка, учитывая психофизические возможности обучающегося, характер
течения заболевания, психолого-медико-педагогические рекомендации и индивидуальную
программу реабилитации инвалида образовательное учреждение распределяет количество часов в
неделю, не выходя за рамки обязательной нагрузки по всем предметам. В соответствии с учебным
планом, количеством выделенных учебных часов определяется содержание обучения. При этом
учитывается мнение родителей обучающегося и учителя.
4.2 Общие положения
Учебный план обучения на дому реализуется на основе предметных учебных
программ, адаптированных к психофизическим особенностям и возможностям обучающихся, с
учетом рекомендаций ПМПК.
Варианты проведения занятий определены в зависимости от особенностей
психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта,
особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций
лечебно-профилактического
учреждения,
психолого-медико-педагогической
комиссии,
государственной службы медико-социальной экспертизы. Распределение по предметам
осуществляется в пределах, установленной недельной нагрузки, учитывая состояние здоровья и
возможности каждого обучающегося, по согласованию с родителями (законными
представителями). Выбор варианта и место проведения занятий также согласовывается с
родителями.
Обучающиеся могут овладеть базовым компонентом программы лишь в условиях
максимальной индивидуализации обучения. Это предполагает гибкость учебного плана,
позволяющего учитывать специфику нарушений, наличие программы, адаптированной для
индивидуального обучения. Для получения качественного образования для обучающихся на дому
предусмотрена очно-заочная форма обучения, в том числе, реализация АООП с применением
дистанционных образовательных технологий и различных комбинированных форм организации
образовательного процесса (приходящий на дом учитель, посещение предметов в школе).
Учебные занятия начинаются не ранее 9.00. Проведение "нулевых" уроков для обучающихся
индивидуального обучения не допускается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
нормами и правилами.
Учебный план для индивидуального обучения предусматривает особый режим работы:
занятия проводятся индивидуально, не менее трех дней в неделю. Образовательный процесс

19

проводится во время учебного года, который делится на четверти, являющиеся периодами, за
которые:
выставляются оценки за текущее освоение адаптированной основной общеобразовательной
программы (I вариант);
выставляются «усвоил»/«не усвоил» за текущее освоение адаптированной основной
общеобразовательной программы (II вариант).

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».