УТВЕРЖДЕН приказом по ГБОУ ЛО «Приморская школа – интернат» от 01.09.2023 План работы библиотеки на 2023-2024 учебный год 1 I. Основные функции библиотеки: 1. Аккумулирующая – библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы. 2. Сервисная – библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечноинформационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов. 3. Методическая – библиотека разрабатывает учебные и методические материалы по основам информационной культуры пользователей. 4. Учебная – библиотека организует подготовку по основам информационной культуры для различных категорий пользователей. 5. Воспитательная – библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе. 6. Социальная – библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию. 7. Просветительская – библиотека приобщает обучающихся к сокровищам мировой и отечественной культуры. II. Формирование фонда библиотеки № Содержание работы Срок исполнения I Работа с фондом учебной литературы 1 Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся учебниками и учебными пособиями на 2023-2024 учебный год. Сентябрь-октябрь 2 Приём и выдача учебников учащимся. Обеспечить выдачу Май-июнь учебников в полном объёме согласно учебным программам. Август-сентябрь 3 Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы: Ноябрь В течение года 1) Работа с библиографическими изданиями (прайслисты, тематические планы издательств, перечни учебников и пособий, рекомендованные Министерством образования) 2) Составление совместно с председателями МО бланка заказа на учебники с учётом их требований на 2023 2024 учебный год 3) Подготовка перечня учебников, планируемых в новом учебном году 4) Приём и обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в КСУ, штемпелевание, оформление картотеки. 2 4. Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с проверкой учебников) Декабрь, Апрель 5. Списание учебного фонда с учетом ветхости и смены учебных программ В течение года 6. Изучение и анализ использования учебного фонда В течение года 7. Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы В течение года 8. Расстановка новых изданий в фонде. В течение года 9. Ведение тетради выдачи учебников В течение года Срок исполнения № Работа с фондом художественной литературы 1 Изучение состава фонда и анализ его использования Декабрь 2. Своевременный прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений Постоянно в течение года 3. Учет библиотечного фонда По графику инвентаризации материального отдела 4. Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации По мере комплектования 5. Создание и ведение электронного каталога поступающей литературы 6. Постоянно Подведение итогов инвентаризации. Октябрь-ноябрь Списание недостающих изданий, оформление акта заменыутери. Оформление акта о проверке библиотечного фонда в материальном отделе бухгалтерии. Работа с фондом: 1) оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, разделителей с портретами детских писателей, индексов), эстетика оформления Постоянно в течение года 2) соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах 3) проверка правильности расстановки фонда 1 раз в год 4) обеспечение свободного доступа пользователей 3 библиотеки к информации Работа по сохранности фонда: 1) организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности 2) обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке 3) организация работ по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива Постоянно в течение года Постоянно в течение года 1 раз в месяц 4) составление списков должников 2 раза в учеб. году Декабрь, май 5) обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда. Раз в месяц устраивать санитарный день Постоянно в течение года 6) систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий Постоянно в течение года Списание ветхой художественной литературы и литературы Октябрь-декабрь по моральному износу Обеспечение работы читального зала № В течение года Комплектование фонда периодики 1 Комплектование фонда периодикой в соответствии с образовательной программой школы Оформление подписки на 1 полугодие 2024 года Контроль доставки Октябрь 2 Оформление подписки на 2 полугодие 2024 года Контроль доставки Апрель III. Справочно-библиографическая работа № Содержание работ 1 Вести тетрадь учёта библиографических справок Срок исполнения Постоянно 4 2 Создание и ведение электронного каталога нетрадиционных носителей информации 3 Составлять рекомендательные списки литературы, планы чтения по заявкам учителей и обучающихся к классным часам, юбилейным детям и праздникам. 4 Выполнение тематических, фактических и информационных справок. Консультации у каталога и картотек. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя как одного из условий саморазвития достоинства личности Октябрь-декабрь По заявкам В течение года IV. Работа с читателями № Содержание работ I Индивидуальная работа Срок исполнения 1. Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технического персонала, родителей. Постоянно 2. Обслуживание читателей в читальном зале: учителей, учащихся. Постоянно 3. Рекомендательные беседы при выдаче книг Постоянно 4. Беседы о прочитанном Постоянно 5. Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях, журналах, поступивших в библиотеку. По мере поступления 6. Провести анкетирование учащихся начальной и средней школы по теме «Твои любимые книги» Январь-февраль 7. Изучение и анализ читательских формуляров В течение года II Работа с педагогическим коллективом 1. Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах. На педсоветах 2. Консультационно-информационная работа с МО учителейпредметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году. Апрель 3. Оказание методической помощи к уроку 4. Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. Подбор материалов к предметным неделям для подготовки школьных газет III Постоянно По требованию МО и педагогов Работа с обучающимися 5 1. Обслуживание обучающихся согласно расписанию работы библиотеки 2. Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщать классным руководителям) Постоянно 1 раз в четверть 3. Проводить беседы с вновь записавшимися читателями о культуре чтения книг. Объяснить об ответственности за причинённый ущерб книге или учебнику. Постоянно 4. Рекомендовать художественную литературу и периодические издания согласно возрастным категориям каждого читателя. Постоянно 5.. Провести ежегодный школьный конкурс «Лучший читатель года», «Лучший читающий класс школы» среди обучающихся школы Октябрь-март IY. Библиотечно-библиографические и информационные знания – обучающимся Темы: 1) Ежегодно в октябре Организовать экскурсию в школьную библиотеку учащихся 2-х классов на тему «Откуда пришли буквы?» с показом наглядного материала. Знакомство с библиотекой, конкурс литературных загадок. Запись в библиотеку. 2) Структура книги: внешнее и внутреннее оформление книги – 2-е классы 3) «Говорящие обложки» - самостоятельный выбор книги в школьной библиотеке. Художники-иллюстраторы детских книг – 2-е и 3-е классы 4) Первое знакомство с каталогом: шифр, каталожная карточка, отделы каталога и разделители – 3-и классы 5) Твои первые энциклопедии, словари, справочники: обзор. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, указатели – 3-4 классы 6) История книги. Древнейшие библиотеки – 3,4,5 классы. Ноябрь Ноябрь-декабрь октябрь Y. Массовая работа Выставочная деятельность. Цель: Раскрытие фонда, пропаганда чтения. Вызвать интерес к предмету через литературу. Через книгу помочь учащимся в образовательном процессе. Плановые ежегодные выставки: 1. Правила дорожного движения («ПДД») сентябрь 6 2. Пожарная безопасность («Нет пожарам!») 3. «Мир сказок» октябрь В течение года 4. Ко дню снятия блокады Ленинграда: «Был город-фронт». Январь 5. Ко дню защитника Отечества: «Защитники Отечества». Февраль 6. Ко дню космонавтики: «В мире космоса». Апрель 7. Ко дню Победы: «Никто не забыт, ничто не забыто!». Май Цикл мероприятий к знаменательным и памятным датам 1. Месячник школьных библиотек «Каждому человеку путь открыт в библиотеку» Октябрь 2. Новогодние праздники (подбор сценариев к классным часам) Конец декабря 3. День Защитника Отечества (подбор стихотворений для классных часов) Февраль 4. Международный женский день. (Подбор стихов, песен, сценариев) Март 5. Неделя детской и юношеской книги «Открывая книгу, открываем мир!» Библиотечный час Март 6. Неделя космонавтики «Звездам навстречу» (помощь в подборке материала) Апрель 7. 9 мая – День Победы. (Подбор песен и стихов к мероприятию.) Май 7