Окружающий социальный мир

Приложение
к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат»
протокол № 01 от «30» августа 2021
года

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат»
от «31» августа 2021года

Рабочая программа
по учебному предмету

«Окружающий социальный мир»
1 (дополнительный) класс

г Приморск
2021 год

2
Содержание.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Пояснительная записка.
Место предмета.
Планируемые результаты освоения программы.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Программа формирования базовых учебных действий.
Содержание программы.
Учебно – методическое обеспечение.
Календарно – тематическое планирование.

3
1.Пояснительная записка
АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития разработана на основе:
­ Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013
№ 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ).
­ Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599.
­ Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 30.03.2015 г.
­ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования".
­ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" от 28.01.2021 N 2.

­ Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 20.08.2021 г. № 19
– 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году.
­ Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
28
декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
­ Устав ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат».
­ Локальные акты ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»

4
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит
при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.
Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими
родными и близкими.
Актуальность предмета заключена в том, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира
и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать
самого себя и окружающих.
Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок
расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем повышается
интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и
самооценка, социальные чувства. Адекватные представления об окружающем мире способствуют эффективной социализации детей с
задержкой интеллектуального развития. Любой живой организм существует в определённой среде. Он не может существовать вне среды,
поскольку вынужден постоянно получать из внешней среды необходимые для жизни компоненты. Полная изоляция живого организма от
внешней среды равносильна его гибели. Поэтому живой организм, стремясь к достижению внутреннего равновесия, должен одновременно
приспосабливаться к условиям среды, в которой он находится. Именно это явление и определяет содержание понятия «адаптация». Точно
также и человек не может жить, не соприкасаясь со средой, но его главным отличием по сравнению с другими представителями животного
мира является то, что он не может существовать, не соприкасаясь не только с физической, но и с социальной средой, поскольку
человеческие качества и свойства конкретный индивид приобретает, только находясь в социуме.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений
ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального,
эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного
предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и
включаться на доступном уровне в жизнь общества.
В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России.
Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные
признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.
Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других
людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных
ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.

5
Цель обучения – формирование коммуникативных навыков для социализации детей в общество, формирование представлений о
человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной
среде.
Задачи:
1.
дать представления о школе, о расположенных в ней и рядом объектах (мебель, оборудование, игровая площадка),
2.
развивать умение соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности,
3.
дать представления о профессиях людей (учитель, повар, врач, водитель и т.д.),
4.
дать представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно
социальной роли,
5.
учить соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками,
6.
учить оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать,
7.
учить взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности,
8.
учить организовывать свободное время с учетом своих интересов,
9.
воспитывать интерес к праздничным мероприятиям, желание принимать в них участие,
10. учить соблюдать традиции государственных, школьных праздников - дать представление о государственной символике
Коррекционные задачи:
1.
развивать внимание, память, речь, мышление,
2.
корректировать недостатки эмоционально – волевой сферы,
3.
развивать мелкую моторику пальцев рук,
4.
корректировать и проводить работу по профилактике негативных черт поведения.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся в классе.
Особенности психофизического развития детей в классе определяют специфику их образовательных потребностей. В классе
обучается 3 учащихся. Все дети имеют различные нарушения. У всех детей отмечено системное недоразвитие речи. Все дети имеют
тотальное недоразвитие высших психических функций и выраженное тотальное снижение познавательной активности. У некоторых детей
выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.
Развитие детей, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений,
умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. У детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является
предпосылкой для обучения использованию как вербальных, так и невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические
изображения и др.). Способность ребенка выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые
движения шеи и др.) создаёт предпосылки для обучения отдельным операциям по самообслуживанию и предметно-практической
деятельности.
Дети класса с умеренной умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий
значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается

6
косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. Вместе с тем
использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным
недоразвитием навыкам элементарной коммуникации. Внимание обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и
кратковременностью. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой
мотивации его продолжительность может быть увеличена.
Общемоторное развитие у всех детей нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения
замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть
детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная
подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений.
Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления
отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала,
объема и качества коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия,
мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов
анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ
дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто
гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов, дети оказываются не способны произвольно регулировать свое
эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в
обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к
какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Особые образовательные потребности школьников
К особым образовательным потребностям, являющимися общими для всех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) относятся:
1. раннее получение специальной помощи средствами образования;
2. обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных
областей, так и в процессе коррекционной работы;
3. научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
4. доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
5. систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с
учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
6. обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального
состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
7. использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих
доброжелательное и уважительное отношение к ним;

7
8. развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к
обучению и социальному взаимодействию со средой
9. стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивается:
1.
существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных предметом, отсутствующих в
обучении детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): «Речь и альтернативная коммуникация»,
«Самообслуживание» и др.;
2.
созданием «обходных путей»; использованием специфических методов и средств обучения; дифференцированным,
«пошаговым» обучением;
3.
обязательной индивидуализацией обучения;
4.
формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;
5.
обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;
6.
дозированным расширением образовательного пространства внутри Организации и за ее пределами;
7.
организацией обучения в разновозрастных классах (группах);
8.
организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании ребенка, и его семьи / законных
представителей, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях Организации и дома / места проживания).
Особенности обучения.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но
и во дворе, в местах общего пользования. Ребенок выходит за пределы школы, знакомится с различными организациями,
предоставляющими услуги населению, с транспортом, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно
общепринятым нормам поведения. Рассматривая особенности социальной адаптации умственно отсталых детей, следует рассмотреть
критерии адаптационных возможностей. В качестве критериев выступают следующие: игра, общение со взрослыми и сверстниками,
самообслуживание детей.
При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы), особенности диагноза и осуществляется индивидуальный
подход к учащимся.
2. Место предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы на 2021-2022 учебный год, годовым календарным учебным графиком рабочая программа
по учебному предмету «Окружающий социальный мир» рассчитана на 33 часа - 33 учебных недели (1час в неделю), с учетом
дополнительных каникул, предусмотренных для 1 дополнительного класса. Срок реализации программы 1 год.
3. Планируемые результаты освоения программы.

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и
множественными нарушениями развития применительно к варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы

8
результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых
образовательных потребностей каждого обучающегося.
Учащиеся могут усвоить следующие знания:
1.
представления о мире, созданном руками человека:

(представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая
площадка, и др.), о транспорте и т.д.
2.
представления об окружающих людях:

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей
(представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.);

представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.);

представления о правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;

опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
3.
развитие межличностных и групповых отношений:

представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
4.
накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни:

представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;

использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой
деятельности;
Учащиеся могут овладеть следующими умениями:
1.
соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах;
2.
соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности;
3.
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие
возрасту и полу ребенка;
4.
находить друзей на основе личных симпатий;
5.
строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи;
6.
сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;
7.
взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;
8.
соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
4. Средства

мониторинга и оценки динамики
обучения.Условные обозначения.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для
обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной
программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.

9
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе
АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и
развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель
учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить
результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов
(курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в
целом. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных
результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых
практических действий:

Уровни освоения (выполнения) действий /операций
1.Пассивное участие/соучастие
действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним)
2.Активное участие
Действие выполняется ребенком:
- со значительной помощью взрослого

дд

- с частичной помощью взрослого

д

- по последовательной инструкции (изображение или вербально)

ди

- по подражанию или по образцу

до

- самостоятельно с ошибками

сш

- самостоятельно
Сформированность представлений
1. Представление отсутствует
2. Не выявить наличие представлений

с

?

10
3. Представление на уровне:
- использования по прямой подсказке
- использования с косвенной подсказкой (изображение)
- самостоятельного использования

пп
п
+

Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для
корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке
сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка
нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Для организации аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе).
Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. Задачей экспертной группы является
выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения
ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме
оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов
обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных
компетенций.
5. Программа формирования базовых учебных действий.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью направлена на
формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и
включает следующие задачи:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с
группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

умение выполнять инструкции педагога;

использование по назначению учебных материалов;

умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:

в течение определенного периода времени,

от начала до конца,

с заданными качественными параметрами.
5.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с
расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

11
6. Содержание программы по предмету.

Школа.
Ориентация в классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентация в помещениях школы, в школьной
территории; в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях.
Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил
учебного поведения. Соблюдение очередности. Следование правилам игры. Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого
требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.
Квартира, дом, двор.
Представление о частях дома. Ориентация в помещениях своего дома. Представление о местах общего пользования в доме.
Представление о помещениях квартиры. Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка,
газон). Ориентация во дворе.
Предметы быта.
Электробытовые приборы (телевизор, утюг, обогреватель, микроволновая печь электрический чайник). Соблюдение правил техники
безопасности при пользовании электробытовыми приборами. Предметы мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать). Предметы
посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник). Предметы интерьера (светильник, зеркало, штора,
скатерть, ваза). Представление о часах.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Представление о бумаге, стекле, резине, металле, ткани и др. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из
них предметов: стекло, бумага – рвется, режется и т.д. Представления о применении различных материалов.
Транспорт.
Представление о наземном транспорте. Соблюдение правил дорожного движения. Представление о воздушном транспорте.
Представление о водном транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на транспорте. Представление об общественном
транспорте. Соблюдение правил пользования общественным транспортом.
Город.
Представление о районах, улицах, площадях, зданиях родного города. Ориентация в городе: умение находить остановки
общественного транспорта, магазины и др. места. Представление о профессиях людей, работающих в городских учреждениях. Соблюдение
правил поведения в общественных местах. Соблюдение правил поведения на улице.
Традиции, обычаи.
Представление о празднике. Представление о школьных традициях: День знаний, последний учебный день, день рождения школы и
др., участие в школьных мероприятиях. Представление о национальных, о религиозных атрибутах, традициях, праздниках.
Страна.
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание
президента РФ (на фото, видео). Знание государственных праздников. Знание названия столицы России.

12
7. Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса.

Основные технологии обучения: в условиях реализации программы актуальными становятся следующие технологии:
Личностно-ориентированные, деятельностный подход, уровневая дифференциация, информационно-коммуникативные,
здоровьесберегающие, игровые.
Методы обучения:
1.
В зависимости от источника информации:
Словесные, практические, наглядные.
2.
По характеру учебно-познавательной деятельности учащихся при овладении изучаемым материалом:
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый или эвристический,
исследовательский.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются: Игра в дидактическое лото, экскурсии, рисование,
раскрашивание
Основная форма проведения урока: Дидактическая игра.
Учебно – методический комплекс:
1)
Дидактические пособия: «Мебель», «Посуда», «Профессии», «Транспорт», «Правила дорожного движения»,
Литература.
1) С.В. Кудрина Окружающий мир Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.:
«Владос», 2012г.

13
8. Календарно - тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир»
№
п/п

дата

тема урока

колво
часов

виды деятельности

БУД

планируемые результаты

Школа
1

2-3

Входящий контроль

Помещения школы: класс,
туалет, столовая, гардероб

1

2

Проверка знаний, умений и навыков
на начало учебного года.

Слушание
объяснений
учителя,
экскурсия по помещениям школы, по
возможности
повторение
слов,
реагирование жестами или мимикой
лица.

Л: учебные действия: осознание
себя
как
ученика,
заинтересованного посещением
школы, обучением;
К: учебные действия: вступать в
контакт и работать в коллективе;
использовать принятые ритуалы
социального взаимодействия.
Р: учебные действия: входить и
выходить из учебного помещения
со звонком; П: учебные
действия: работать с несложной
по содержанию и структуре
информацией (понимать жест,
изображение, устное
высказывание).
Л: учебные действия: осознание
себя как ученика,
заинтересованного посещением
школы.
К: учебные действия: вступать в
контакт и работать в коллективе;
обращаться за помощью и
принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к
учебному заданию сотрудничать
со взрослыми и сверстниками.
Р: учебные действия: работать с
учебными принадлежностями;
принимать цели и произвольно
включаться в деятельность;
передвигаться по школе,
находить свой класс.

Понимание обращенной речи
учителя. Проявление интереса к
заданиям. Готовность общаться
вербально.

Понимание обращенной речи
учителя. Узнавание (различение)
помещений школы. Знание
назначения помещений школы.
Нахождение помещений школы.

14

4

Школьные принадлежности

1

Слушание объяснений учителя,
рассматривание изображений в
учебнике, нахождение соответствия с
натуральными учебными
принадлежностями, по возможности
повторение слов (или показ),
дидактическая игра «Школа».

1

Слушание
объяснений
учителя,
рассматривание
изображений
в
учебнике,
по
возможности
повторение
слов
(или
показ)
изображений. Беседа, рассматривание
изображений изученных объектов,
участие в беседе. Дидактическая
игра: «Мой дом».

Познавательные учебные действия:
формирование представления о
доме, школе, о расположенных в них
и рядом объектах.
Л: учебные действия: осознание
себя как ученика,
заинтересованного посещением
школы.
К: учебные действия: вступать в
контакт и работать в коллективе;
обращаться за помощью и
принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к
учебному заданию сотрудничать
со взрослыми и сверстниками.
Р: учебные действия: работать с
учебными принадлежностями;
принимать цели и произвольно
включаться в деятельность;
передвигаться по школе,
находить свой класс.
П: учебные действия: формирование
представления о доме, школе, о
расположенных в них и рядом
объектах.

Понимание обращенной речи
учителя. Узнавание (различение)
школьных
принадлежностей:
школьная доска, парта, мел,
ранец, учебник, тетрадь, дневник,
карандаш,
точилка,
резинка,
фломастер, пенал, ручка, линейка,
краски, пластилин, альбом для
рисования.

Квартира, дом, двор
5

Предметы быта

Помещения квартиры.

Л: положительное отношение к
окружающей действительности;
понимание личной ответственности
за свои поступки.
К:слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Р: адекватно использовать ритуалы
школьного поведения; работать с
учебными принадлежностями;
П: уметь пользоваться вербальными
средствами; уметь отвечать на
вопросы короткими предложениями.

Понимание обращенной речи
учителя. Узнавание (различение)
помещений квартиры: комната,
спальная,
детская,
гостиная,
прихожая, кухня, ванная комната,
санузел, балкон.

15
6

Мебель

1

Слушание
объяснений
учителя,
рассматривание изображений мебели
в учебнике, игра в дидактическое
лото «Мебель», по возможности
повторение
слов
(или
показ)
изображений.

7

Посуда

1

Слушание
объяснений
учителя,
рассматривание изображений посуды
в учебнике, игра в дидактическое
лото «Посуда», по возможности
повторение
слов
(или
показ)
изображений.

Л: учебные действия: осознание
себя как ученика,
заинтересованного посещением
школы.
К: учебные действия: вступать в
контакт и работать в коллективе;
обращаться за помощью и
принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к
учебному заданию сотрудничать
со взрослыми и сверстниками.
Р: учебные действия: работать с
учебными принадлежностями;
принимать цели и произвольно
включаться в деятельность;
передвигаться по школе,
находить свой класс.
П: учебные действия: формирование
представления о доме, школе, о
расположенных в них и рядом
объектах.
Л: положительное отношение к
окружающей действительности;
понимание личной ответственности
за свои поступки.
К:слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Р: адекватно использовать ритуалы
школьного поведения; работать с
учебными принадлежностями;
П: уметь пользоваться вербальными
средствами; уметь отвечать на
вопросы короткими предложениями.

Понимание обращенной речи
учителя. Узнавание (различение)
предметов мебели (стол, стул,
диван, шкаф, полка, кресло,
кровать, табурет, комод), по
возможности
повторение
названий мебели.

Понимание обращенной речи
учителя. Узнавание (различение)
предметов
посуды
(тарелка,
стакан, кружка, ложка, вилка,
нож,
кастрюля,
сковорода,
чайник, половник, нож), по
возможности
повторение
названий посуды.

16
8

Предметы интерьера

1

Слушание
объяснений
учителя,
рассматривание
изображений
предметов интерьера в учебнике,
игра в дидактическое лото
«Магазин»,
по
возможности
повторение
слов
(или
показ)
изображений.

Л: положительное отношение к
окружающей действительности;
понимание личной ответственности
за свои поступки.
К:слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Р: адекватно использовать ритуалы
школьного поведения; работать с
учебными принадлежностями;
П: уметь пользоваться вербальными
средствами; уметь отвечать на
вопросы короткими предложениями.

Понимание обращенной речи
учителя. Узнавание (различении)
предметов интерьера (светильник,
зеркало, штора, скатерть, ваза), по
возможности
повторение
названий предметов интерьера.

Школьная территория

1

Слушание
объяснений
учителя,
рассматривание
изображений
территории в учебнике, нахождение
участков на территории во время
прогулки.

Л: положительное отношение к
окружающей действительности;
понимание личной ответственности
за свои поступки.
К:слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Р: адекватно использовать ритуалы
школьного поведения; работать с
учебными принадлежностями;
П: уметь пользоваться вербальными
средствами; уметь отвечать на
вопросы короткими предложениями.

Понимание обращенной речи
учителя. Узнавание (различение)
участков школьной территории.

Распорядок школьного дня

1

Слушание объяснений учителя,
рассматривание изображений в
учебнике, по возможности
повторение слов (или показ).

Л: положительное отношение к
окружающей действительности;
понимание личной ответственности
за свои поступки.
К:слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Р: адекватно использовать ритуалы
школьного поведения; работать с
учебными принадлежностями;
П: уметь пользоваться вербальными
средствами; уметь отвечать на

Понимание обращенной речи
учителя. Соблюдение распорядка
школьного дня.

Школа
9

Школа
10

17
вопросы короткими предложениями.

11

Правила поведения в школе

1

Слушание объяснений учителя, по
возможности повторение слов и
действий по подражанию учителю.

Л: положительное отношение к
окружающей действительности;
понимание личной ответственности
за свои поступки.
К:слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Р: адекватно использовать ритуалы
школьного поведения; работать с
учебными принадлежностями;
П: уметь пользоваться вербальными
средствами; уметь отвечать на
вопросы короткими предложениями.

Понимание обращенной речи
учителя. Соблюдение правил
поведения в школе.

1

Слушание
объяснений
учителя,
рассматривание
изображений
предметов и материалов из бумаги в
учебнике. Нахождение предметов и
материалов из бумаги в классе; по
возможности повторение слов (или
показ).

Л:учебные действия:
положительное отношение к
окружающей действительности;
понимание личной
ответственности за свои
поступки.
К: вступать в контакт и работать
в коллективе;
обращаться за помощью и
принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к
учебному заданию сотрудничать
со взрослыми и сверстниками.
Р: входить и выходить из
учебного помещения со звонком;
работать с учебными
принадлежностями; принимать
цели и произвольно включаться в
деятельность; передвигаться по
школе, находить свой класс.
П:формирование представлений о
предметах и материалах
изготовленных человеком;

Понимание обращенной речи
учителя.
Узнавание
свойств
бумаги
(рвется,
мнется,
намокает). Узнавание предметов,
изготовленных
из
бумаги
(салфетка, коробка, газета, книга
и др.).

Предметы и материалы, изготовленные человеком
12

Предметы и материалы из
бумаги

18
формирование первоначальных
представлений о городе.
13

Предметы и материалы из
дерева

1

Слушание
объяснений
учителя,
рассматривание
изображений
предметов из дерева в учебнике.
Нахождение предметов из дерева в
классе; по возможности повторение
слов (или показ).

14

Повторение
материала

1

Слушание
объяснений
учителя,
рассматривание
изображений
предметов и материалов из стекла в
учебнике. Нахождение предметов из
стекла в классе; по возможности
повторение слов (или показ).

пройденного

Л:учебные действия:
положительное отношение к
окружающей действительности;
понимание личной
ответственности за свои
поступки.
К: вступать в контакт и работать
в коллективе;
обращаться за помощью и
принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к
учебному заданию сотрудничать
со взрослыми и сверстниками.
Р: входить и выходить из
учебного помещения со звонком;
работать с учебными
принадлежностями; принимать
цели и произвольно включаться в
деятельность; передвигаться по
школе, находить свой класс.
П:формирование представлений о
предметах и материалах
изготовленных человеком;
формирование первоначальных
представлений о городе.
Л:учебные действия:
положительное отношение к
окружающей действительности;
понимание личной
ответственности за свои
поступки.
К: вступать в контакт и работать
в коллективе;
обращаться за помощью и
принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к
учебному заданию сотрудничать
со взрослыми и сверстниками.

Понимание обращенной речи
учителя. Узнавание предметов,
изготовленных из дерева (стол,
полка, деревянные
игрушки,
двери и др.).

Понимание обращенной речи
учителя. Узнавание предметов,
изготовленных из стекла (ваза,
стакан, оконное стекло, очки и
др.).

19
Р: входить и выходить из
учебного помещения со звонком;
работать с учебными
принадлежностями; принимать
цели и произвольно включаться в
деятельность; передвигаться по
школе, находить свой класс.
П:формирование представлений о
предметах и материалах
изготовленных человеком;
формирование первоначальных
представлений о городе.
Город
15

Промежуточный контроль

1

Проверка полученных знаний,
умений и навыков.

16

Городская инфраструктура.

1

Слушание объяснений учителя,
рассматривание изображений дорог,
парков в учебнике; по возможности
повторение слов (или показ).

положительное отношение к
окружающей действительности;
понимание личной
ответственности за свои
поступки.
К: вступать в контакт и работать
в коллективе;
обращаться за помощью и
принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к
учебному заданию сотрудничать
со взрослыми и сверстниками.
Р: входить и выходить из
учебного помещения со звонком;
работать с учебными
принадлежностями; принимать
цели и произвольно включаться в
деятельность; передвигаться по
школе, находить свой класс.
П:формирование представлений о
предметах и материалах
изготовленных человеком;
формирование первоначальных
представлений о городе.
Л:положительное отношение к
окружающей действительности;
понимание личной
ответственности за свои поступки.

Понимание обращенной речи
учителя.
Умение
повторить
изученный материал вербально и
невербально.
Готовность
к
взаимодействию с учителем.

Понимание обращенной речи
учителя. Узнавание (различение)
элементов
городской
инфраструктуры (улицы площади,

20
К: вступать в контакт и работать в
коллективе;
обращаться за помощью и
принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к учебному
заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Р: входить и выходить из учебного
помещения со звонком; работать с
учебными принадлежностями;
принимать цели и произвольно
включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить
свой класс.
П:формирование представлений о
предметах и материалах
изготовленных человеком;
формирование первоначальных
представлений о городе.

парки).

Л:положительное отношение к
окружающей действительности;
понимание личной
ответственности за свои поступки.
К: вступать в контакт и работать в
коллективе;
обращаться за помощью и
принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к учебному
заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Р: входить и выходить из учебного
помещения со звонком; работать с
учебными принадлежностями;
принимать цели и произвольно
включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить
свой класс.
П:формирование представлений о
предметах и материалах
изготовленных человеком;

Понимание обращенной речи
учителя.
Умение
повторить
изученный материал вербально и
невербально.
Готовность
к
взаимодействию с учителем.

Город
17

Дорога.
Части
дороги.
Правила дорожного поведения

1

Слушание объяснений учителя, по
возможности
повторение
слов
дорога,
тротуар
(или
показ
изображений
на
дидактическом
пособии).

21
формирование первоначальных
представлений о городе.
18

Правила
поведения
общественных местах

в

1

Слушание объяснений учителя.

Л:положительное отношение к
окружающей действительности;
понимание личной
ответственности за свои поступки.
К: вступать в контакт и работать в
коллективе;
обращаться за помощью и
принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к учебному
заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Р: входить и выходить из учебного
помещения со звонком; работать с
учебными принадлежностями;
принимать цели и произвольно
включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить
свой класс.
П:формирование представлений о
предметах и материалах
изготовленных человеком;
формирование первоначальных
представлений о городе.

Понимание обращенной речи
учителя. Соблюдение правил
поведения
в
общественных
местах.

1

Слушание
объяснений
учителя,
рассматривание
изображений
транспорта
в
учебнике;
по
возможности повторение слов (или
показ изображений). Дидактическая
игра: «Автобус, поезд или самолет».

Л:положительное отношение к
окружающей действительности;
понимание личной
ответственности за свои поступки.
К: вступать в контакт и работать в
коллективе;
обращаться за помощью и
принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к учебному
заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Р: входить и выходить из учебного
помещения со звонком; работать с

Понимание обращенной речи
учителя. Узнавание (различение)
видов наземного, воздушного,
водного, ж/д транспорта.

Транспорт
19

Виды транспорта

22

20

Профессии людей,
работающих на транспорте

1

Слушание
объяснений
учителя,
рассматривание
изображений
профессий людей, работающих на
транспорте
в
учебнике;
по
возможности повторение слов (или
показ изображений).

21

Специальный транспорт

1

Слушание
объяснений
учителя,
рассматривание
изображений
профессий людей, работающих на
специальном транспорте в учебнике;
по возможности повторение слов
(или показ изображений).

учебными принадлежностями;
принимать цели и произвольно
включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить
свой класс.
П:формирование представлений о
предметах и материалах
изготовленных человеком;
формирование первоначальных
представлений о городе.
Л:положительное отношение к
окружающей действительности;
понимание личной
ответственности за свои поступки.
К: вступать в контакт и работать в
коллективе;
обращаться за помощью и
принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к учебному
заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Р: входить и выходить из учебного
помещения со звонком; работать с
учебными принадлежностями;
принимать цели и произвольно
включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить
свой класс.
П:формирование представлений о
предметах и материалах
изготовленных человеком;
формирование первоначальных
представлений о городе.
Л:положительное отношение к
окружающей действительности;
понимание личной
ответственности за свои поступки.
К: вступать в контакт и работать в
коллективе;
обращаться за помощью и
принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к учебному

Понимание обращенной речи
учителя. Называние профессий
людей,
работающих
на
транспорте.

Понимание обращенной речи
учителя.
Умение
различать
специальный транспорт.

23

22

Общественный транспорт.
Правила поведения в
общественном транспорте

1

Слушание объяснений учителя, игра
в лото «Профессии».

23

Правила дорожного поведения

1

Слушание
объяснений
учителя,
подражание
действиям
учителя,
рисование
(раскрашивание)
светофора

заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Р: входить и выходить из учебного
помещения со звонком; работать с
учебными принадлежностями;
принимать цели и произвольно
включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить
свой класс.
П:формирование представлений о
предметах и материалах
изготовленных человеком;
формирование первоначальных
представлений о городе.
Л:положительное отношение к
окружающей действительности;
понимание личной
ответственности за свои поступки.
К: вступать в контакт и работать в
коллективе;
обращаться за помощью и
принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к учебному
заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Р: входить и выходить из учебного
помещения со звонком; работать с
учебными принадлежностями;
принимать цели и произвольно
включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить
свой класс.
П:формирование представлений о
предметах и материалах
изготовленных человеком;
формирование первоначальных
представлений о городе.
Л:положительное отношение к
окружающей действительности;
понимание личной
ответственности за свои поступки.
К: вступать в контакт и работать в

Понимание обращенной речи
учителя.
Умение
различать
общественный транспорт.

Понимание обращенной речи
учителя. Соблюдение правил
поведения
в
общественном
транспорте.

24
коллективе;
обращаться за помощью и
принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к учебному
заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Р: входить и выходить из учебного
помещения со звонком; работать с
учебными принадлежностями;
принимать цели и произвольно
включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить
свой класс.
П:формирование представлений о
предметах и материалах
изготовленных человеком;
формирование первоначальных
представлений о городе.
Традиции, обычаи
24Школьные праздники.
25

2

Слушание
объяснений
учителя,
просмотр презентации проведения
школьного праздника.

Л:положительное отношение к
окружающей действительности;
понимание личной
ответственности за свои поступки.
К: вступать в контакт и работать в
коллективе;
обращаться за помощью и
принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к учебному
заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Р: входить и выходить из учебного
помещения со звонком; работать с
учебными принадлежностями;

Понимание обращенной речи
учителя. Готовность участвовать
в школьных праздниках.

1

Слушание
объяснений
учителя,
рассматривание
изображений
в
учебнике,
просмотр
короткого
учебного видео.

Л:положительное отношение к
окружающей действительности;
понимание личной
ответственности за свои поступки.
К: вступать в контакт и работать в
коллективе;
обращаться за помощью и

Понимание обращенной речи
учителя.
Умение
называть
название страны, в которой
живем.

Страна
26

Наша страна – Россия.

25

27

Государственные
страны.

Квартира, дом, двор

символы

1

Слушание
объяснений
учителя,
рассматривание изображений флага,
герба, прослушивание гимна; по
возможности повторение слов флаг,
герб (или показ изображений).
Рисование (раскрашивание) флага.

принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к учебному
заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Р: входить и выходить из учебного
помещения со звонком; работать с
учебными принадлежностями;
принимать цели и произвольно
включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить
свой класс.
П:формирование представлений о
предметах и материалах
изготовленных человеком;
формирование первоначальных
представлений о городе.
Л:положительное отношение к
окружающей действительности;
понимание личной
ответственности за свои поступки.
К: вступать в контакт и работать в
коллективе;
обращаться за помощью и
принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к учебному
заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Р: входить и выходить из учебного
помещения со звонком; работать с
учебными принадлежностями;
принимать цели и произвольно
включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить
свой класс.
П:формирование представлений о
предметах и материалах
изготовленных человеком;
формирование первоначальных
представлений о городе.

Понимание обращенной речи
учителя. Проявление интереса к
заданиям. Готовность общаться
вербально.

26
28

Территория двора

1

Слушание
объяснений
учителя,
рассматривание
изображений
объектов
территории
двора
в
учебнике и во время экскурсии; по
возможности повторение слов (или
показ изображений).

29

Правила поведения во дворе

1

Слушание объяснений учителя.

Часы

1

Слушание объяснений учителя,
рассматривание изображений часов в
учебнике; определение сходства

Л:положительное отношение к
окружающей действительности;
понимание личной
ответственности за свои поступки.
К: вступать в контакт и работать в
коллективе;
обращаться за помощью и
принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к учебному
заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Р: входить и выходить из учебного
помещения со звонком; работать с
учебными принадлежностями;
Л:положительное отношение к
окружающей действительности;
понимание личной
ответственности за свои поступки.
К: вступать в контакт и работать в
коллективе;
обращаться за помощью и
принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к учебному
заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Р: входить и выходить из учебного
помещения со звонком; работать с
учебными принадлежностями;
принимать цели и произвольно
включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить
свой класс.
П:формирование представлений о
предметах и материалах
изготовленных человеком;
формирование первоначальных
представлений о городе.

Понимание обращенной речи
учителя. Узнавание (различение)
частей территории двора (место
для отдыха, игровая площадка,
спортивная площадка).

Л:положительное отношение к
окружающей действительности;
понимание личной

Понимание обращенной речи
учителя. Узнавание (различение)
часов как предмета.

Понимание обращенной речи
учителя. Соблюдение правил
поведения во дворе.

Предметы быта
30

27
изображения часов с натуральными
часами; по возможности повторение
слов (или показ изображений).

31

Электробытовые
приборы.
Правила безопасности

1

Слушание
объяснений
учителя,
рассматривание
изображений
электробытовых
приборов
в
учебнике;
по
возможности
повторение
слов
(или
показ
изображений).Слушание объяснений
учителя, по возможности повторение
предложений
(или
показ
изображений).

32

Повторение
материала

1

Слушание
объяснений
учителя,
рассматривание
изображений
предметов и материалов из резины в
учебнике. Нахождение предметов из
резины в классе; по возможности
повторение
слов
(или
показ).Дидактическая игра: «Из чего
это сделано».

пройденного

ответственности за свои поступки.
К: вступать в контакт и работать в
коллективе;
обращаться за помощью и
принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к учебному
заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Р: входить и выходить из учебного
помещения со звонком; работать с
учебными принадлежностями;
Л:положительное отношение к
окружающей действительности;
понимание личной
ответственности за свои поступки.
К: вступать в контакт и работать в
коллективе;
обращаться за помощью и
принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к учебному
заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Р: входить и выходить из учебного
помещения со звонком; работать с
учебными принадлежностями;
Л:положительное отношение к
окружающей действительности;
понимание личной
ответственности за свои поступки.
К: вступать в контакт и работать в
коллективе;
обращаться за помощью и
принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к учебному
заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Р: входить и выходить из учебного
помещения со звонком; работать с
учебными принадлежностями;

Понимание обращенной речи
учителя. Узнавание (различение)
электробытовых
приборов
(телевизор,
утюг,
лампа,
электрический
чайник).
Понимание обращенной речи
учителя. Понимание опасности от
электробытовых приборов.

Понимание обращенной речи
учителя. Проявление интереса к
заданиям. Готовность общаться
вербально.

28
33

Всего: 33 часа

Итоговый контроль

1

Проверка полученных знаний умений
и навыков.

Л:положительное отношение к
окружающей действительности;
понимание личной
ответственности за свои поступки.
К: вступать в контакт и работать в
коллективе;
обращаться за помощью и
принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к учебному
заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Р: входить и выходить из учебного
помещения со звонком; работать с
учебными принадлежностями;
принимать цели и произвольно
включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить
свой класс.
П:формирование представлений о
предметах и материалах
изготовленных человеком;
формирование первоначальных
представлений о городе.

Понимание обращенной речи
учителя. Проявление интереса к
заданиям. Готовность общаться
вербально.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».