Речь и альтернативная коммуникация

Приложение
к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Приморская школа-интернат,
реализующая адаптированные образовательные программы»
Принята
на заседании
педагогического совета
протокол No1 от 31 августа
2021 года

Утверждена
приказом No 12
ГБОУ ЛО «Приморская
школа - интернат»
от 31 августа 2021 года

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа
по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
1 класс (дополнительный) (2 вариант)

г. Приморск
2021 г.

Содержание
1.Пояснительная записка.
2.Место предмета.
3.Планируемые результаты освоения программы.
4.Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Условные обозначения
5.Программа формирования базовых учебных действий.
6.Содержание программы по предмету
7.Календарно – тематическое планирование.
8.Учебно – методическое обеспечение.
9.Литература.

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» разработана на основе Адаптированной основной
общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС
для обучающихся с УО.
Речь и альтернативная коммуникация –неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно
препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое
недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с умеренными, тяжелыми и
множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими
сильно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу
по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию
альтернативных средств общения. Смыслом обучения общению является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного
опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению
ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую
интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной
коммуникации. Смыслом обучения общению является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и
повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в
более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в
среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Задачи обучения:
1.Преодоление речевой замкнутости, формирование умения сотрудничать со взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной
ситуации, решении бытовых задач;
2.Развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать просьбы и желания;
3.Развитие слухового внимания;
4.Привитие навыков учебной деятельности;
5.Формирование умения слушать сказки и простые короткие рассказы;
6.Формирование умения называть слова по предметным картинкам, соотносить их с натуральным объектом;
7.Расширение активного словаря;
8.Развитие речевого общения со взрослыми и сверстниками.

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения
контакта.
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь.
Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь.
Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить
предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными
средствами.
Обучение импрессивной и экспрессивной речи может проводиться параллельно.
В случае более сложных речевых нарушений у ребенка, сначала осуществляется работа над пониманием речи, а затем над ее
употреблением (в зависимости от индивидуальных возможностей детей).
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся в классе.
Особенности психофизического развития детей в классе определяют специфику их образовательных потребностей. Все дети имеют
различные нарушения. У всех детей отмечено системное недоразвитие. Все дети имеют тотальное недоразвитие высших психических
функций и выраженное тотальное снижение познавательной активности. У некоторых детей выявляются текущие психические и
соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.
Развитие детей, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений
и навыков, значимых для их социальной адаптации. У детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой
для обучения использованию как вербальных, так и невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.).
Способность ребенка выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.)
создаёт предпосылки для обучения отдельным операциям по самообслуживанию и предметно-практической
деятельности.
Дети с умеренной умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно
затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и
аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. Вместе с тем использование
средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам
элементарной коммуникации. Внимание обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и кратковременностью.
Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его
продолжительность может быть увеличена.
Общемоторное развитие у всех детей нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения

замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть
детей с умеренной умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная
подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений.
Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления
отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала,
объема и качества коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия,
мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов
анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ
дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто
гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов, дети оказываются не способны произвольно регулировать свое
эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности
в обучении вызываются недоразвитием мотивационно - потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к
какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим
контроль за внешним видом, выполняет простые поручения с помощью.
У детей, для которых характерна умственная отсталость в умеренной степени, она сочетается с расстройствами эмоциональноволевой сферы, выраженными в различной степени, он зависим от посторонней помощи в самообслуживании, предметной деятельности и
коммуникации. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств.
Особые образовательные потребности школьников
К особым образовательным потребностям, являющимися общими для всех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) относятся:
1. раннее получение специальной помощи средствами образования;
2. обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных
областей, так и в процессе коррекционной работы;
3. научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
4. доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
5. систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с
учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;

6. обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального
состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
7. использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих
доброжелательное и уважительное отношение к ним;
8. развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка
к обучению и социальному взаимодействию со средой;
9. стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивается:
1. существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных предметом, отсутствующих в обучении детей
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): «Самообслуживание» и др.;
2. созданием «обходных путей»; использованием специфических методов и средств обучения; дифференцированным, «пошаговым»
обучением;
3. обязательной индивидуализацией обучения;
4. формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;
5. обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;
6. дозированным расширением образовательного пространства внутри Организации и за ее пределами;
7. организацией обучения в разновозрастных классах (группах);
8. организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании ребенка, и его семьи/законных представителей,
обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях Организации и дома / места проживания).
Особенности обучения.
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на
расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.
Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка. Например, эмоционально-двигательная
отзывчивость, концентрация внимания и др. В дальнейшем, в ходе обучения формируются сенсорно- перцептивные действия. Ребенок
учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше
ориентироваться в окружающем мире.
В основу программы образования обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития положены следующие принципы:

-принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
-принцип коррекционной направленностиобразовательного процесса;
-принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и
расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
-онтогенетический принцип;
-принцип целостности содержания образования: содержание образования едино; в основе структуры содержания образования лежит не
понятие предмета, а понятие «образовательной области»;
-принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимся с умеренной, тяжелой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития всеми видами
доступной им предметно -практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной
деятельности и нормативным поведением;
-принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в
действительной жизни.
Учебный процесс по предмету «Речь и альтернативные коммуникации» построен на основе образовательных ситуаций. Среди них
наиболее широко используются уроки-занятия (чаще всего на интегрированной основе), экскурсии, наблюдения, специальные игровые
упражнения и игры (подвижные, сюжетно-дидактические, конструктивные, строительно-конструктивные), коллективный труд, рисование,
лепка и т.д.
2.Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на 2021-2022учебный год, годовым календарным учебным графиком рабочая программа по
учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация», с учетом ступенчатого режима в 1 полугодии и дополнительных каникул,
предусмотренных для 1 дополнительного класса, рассчитана на 91час - 33 учебных недели: сентябрь –октябрь - 2часа в неделю; ноябрь – май
- 3 часа в неделю. Срок реализации программы 1 год.
3.Планируемыерезультаты освоения программы.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
применительно к варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы результативность обучения может оцениваться
только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого
обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных
результатов образования данной категории обучающихся.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП, которые
рассматриваются в варианте 2 как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими
образовательными потребностям обучающихся. Требования устанавливаются к результатам:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и
познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции,
личностные качества;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной
предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы заносятся в СИПР с учетом их индивидуальных
возможностей и особых образовательных потребностей и включают
1) осознание себя, как "Я"; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе
общения и совместной деятельности;
2) развитие адекватных представлений об окружающем социальном мире, овладение социально – бытовыми умениями,
необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела и
др;
3) понимание собственных возможностей и ограничений, умение пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и (или)
имплантом и другими личными техническими средствами в разных ситуациях; умение сообщать о нездоровье, опасности ит.д.
4) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
5) способность к осмыслению социального кружения;
6) развитие самостоятельности,
7) овладение общепринятыми правилами поведения;
8) наличие интереса к практической деятельности.
Предметные результаты освоения АООП планируют с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных
потребностей обучающихся, а также специфики содержания предметных областей и конкретных учебных предметов и заносятся в СИПР.
Предметные результаты освоения АООП НОО для обучающихся с ТМНР включают освоенные обучающимися умения, специфичные для
каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с ТМНР не являются основным
критерием при принятии решения при оценке итоговых достижений, но рассматриваются как одна из составляющих.
Обучающиеся должны научиться:
1. понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними;
2. понимать смысл обращенной речи, рисунков;

3. уметь вступать в контакт, используя невербальные и вербальные средства;
4. показывать и называть части тела (голова, руки, ноги, глаза, рот, уши и т.д.);
5. показывать и называть хорошо знакомые предметы и соотносить их с картинками;
6. выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
7. слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ;
8. выполнять элементарные задания по словесной инструкции;
9. правильно держать карандаш;
10.называть свое имя
4.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для
обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной
программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе
АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и
развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель
учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить
результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов
(курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в
целом. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных
результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам
выполняемых практических действий:
Уровни освоения (выполнения) действий /операций
1.Пассивное участие/соучастие действие выполняется взрослым (ребенок позволяет
что-либо сделать с ним)
2.Активное участие
Действие выполняется ребенком:
-со значительной помощью взрослого
-с частичной помощью взрослого

дд
д

-по последовательной инструкции (изображение или вербально)
-по подражанию или по образцу
-самостоятельно с ошибками
-самостоятельно

Сформированность представлений
1. Представление отсутствует
2. Не выявить наличие представлений
3. Представление на уровне:
- использования по прямой подсказке
- использования с косвенной подсказкой (изображение)
- самостоятельного использования

ди
до
сш
с

?
пп
п
+

Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для
корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке
сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка
нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Для организации аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она
объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. Задачей экспертной группы является
выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения
ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме

оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов
обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его
жизненных компетенций.
5. Программа формирования базовых учебных действий.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью направлена на
формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и
включает следующие задачи:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой
обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
 направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
 умение выполнять инструкции педагога;
 использование по назначению учебных материалов;
 умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
 в течение определенного периода времени,
 от начала до конца,
 с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием
занятий, алгоритмом действия и т.д.
6.Содержание программы по предмету.
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие
речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения
контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от
возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью,
ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации
относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма,
напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь.
Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию
экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные
высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной
речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и
письма.
«Коммуникация»
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния
собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением).
Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением).
Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом,
предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание
вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение
дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием
жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом;
обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение
своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая
картинка, пиктограмма).
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия
(несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на
вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности,

приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера
(планшетного компьютера).
«Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»
Импрессивная речь
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение)
имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих
понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.)
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия,
состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак
(я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (один, два).
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по
звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов
класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и
др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть,
обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние
(громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его
признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (один, два).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

Использование графического изображения (электронного устройства)для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и
др.).Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять,
бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.)
Использование графического изображения(электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо,
быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения
слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (один, два). «Чтение и письмо».
Использование глобального чтения, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.

7. Календарно-тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

No
п/п

1

Дата

Тема урока

Входящий контроль

Колво
часов
1

Виды деятельности
БУД
Проверка знаний, умений и
навыков на
начало года.

Р: следовать
предложенному плану.
П: выделять
элементарные свойства
предметов.
К: вступать в контакт на
доступном для
обучающегося уровне и
работать в коллективе

Область
развития
жизненных
компетенций
Умение пользоваться
доступными
средствами
коммуникации в
практике
экспрессивной
и импрессивной речи
для решения
соответствующих

2

Установление
контакта с
собеседником,
приветствие

3

Моё имя.
Реагирование
на собственное имя

1

1

(вербально,
невербально);
Л: осознавать себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями,
как члена семьи,
одноклассника, друга

возрасту житейских
задач

Установление контакта с
собеседником:
установление зрительного
контакта с
собеседником, учет
эмоционального
состояния собеседника.

Р: следовать
предложенному плану.
П: выделять
элементарные свойства
предметов.
К: вступать в контакт на
доступном для
обучающегося уровне и
работать в коллективе
(вербально,
невербально);
Л: осознавать себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями,
как члена семьи,
одноклассника,
друга

Умение пользоваться
доступными
средствами
коммуникации в
практике
экспрессивной
и импрессивной речи
для решения
соответствующих
возрасту житейских
задач

Называть (реагировать на)
свое имя,
фамилию, называть имена

Р: следовать
предложенному плану.
П: выделять

Умение пользоваться
доступными
средствами

4

«Покажи кто?»
Называние имен
других
детей

1

других детей по фотографии,
понимать значение слов
«моё», «не моё».

элементарные свойства
предметов.
К: вступать в контакт на
доступном для
обучающегося уровне и
работать в коллективе
(вербально,
невербально);
Л: осознавать себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями,
как члена семьи,
одноклассника,
друга

коммуникации в
практике
экспрессивной
и импрессивной речи
для решения
соответствующих
возрасту житейских
задач

Называть (реагировать на)
свое имя,
фамилию, называть имена
других детей
по фотографии, понимать
значение слов «моё», «не
моё»

Р: следовать
предложенному плану.
П: выделять
элементарные свойства
предметов.
К: вступать в контакт на
доступном для
обучающегося уровне и
работать в коллективе
(вербально,
невербально);
Л: осознавать себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями,

Умение вступать в
контакт,
поддерживать и
завершать его,
используя
невербальные и
вербальные средства,
соблюдение
общепринятых
правил коммуникации

как члена семьи,
одноклассника,
друга
5

Чтение сказки про
имена

1

Слушать сказку,
внимательно слушать
учителя.
Выражение своих желаний
звуком
(словом, предложением)

Р: следовать
предложенному плану.
П: выделять
элементарные свойства
предметов.
К: вступать в контакт на
доступном для
обучающегося уровне и
работать в коллективе
(вербально,
невербально);
Л: осознавать себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями,
как члена семьи,
одноклассника, друга

Умение
вступать в
контакт,
поддерживать и
завершать его,
используя
невербальные и
вербальные средства,
соблюдение
общепринятых
правил
коммуникации

6

Привлечение к себе
внимания звуком
(словом,
предложением)

1

Обращение с просьбой о
помощи выражая её звуком
(словом, предложением)

Р: следовать
предложенному плану.
П: выделять
элементарные свойства
предметов.
К: вступать в контакт на
доступном для
обучающегося уровне и
работать в коллективе
(вербально,

Умение вступать в
контакт,
поддерживать и
завершать его,
используя
невербальные и
вербальные средства,
соблюдение
общепринятых
правил

невербально);
Л: осознавать себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями,
как члена семьи,
одноклассника,
друга

коммуникации.

7

Обобщающее
понятие: «Семья»

1

Подражают выражению лица
учителя
(перед зеркалом и без него) и
его
действиям (жалеет —
обнимает, гладит
по голове; радуется —
хлопает в ладоши
и т. п.). Повторяют за
учителем
отдельные звуки,
звукокомплексы
в индивидуальном и
групповом порядке.

Р: участвовать в
деятельности
коллектива.
П: делать простейшие
обобщения, сравнения,
классифицировать на
наглядном материале.
К: использовать
принятые ритуалы
социального
взаимодействия.
Л: способность
осмысленно
воспринимать
социальное окружение,
принимать свое место в
нем, принимать
соответствующие
возрасту
социальные роли

Умение вступать в
контакт,
поддерживать и
завершать его,
используя
невербальные и
вербальные средства,
соблюдение
общепринятых
правил коммуникации

8

Узнавание
(различение) имён

1

Самостоятельно и с
помощью учителя

Р: следовать
предложенному плану.

Умение вступать в
контакт,

членов семьи

9

Узнавание
учеников класса

1

называют и/или показывают
простые по звуковому
составу слова из изученных
категорий (семья, мама, папа,
дети, класс, ручка, школа)

П: выделять
элементарные свойства
предметов.
К: вступать в контакт на
доступном для
обучающегося уровне и
работать в коллективе
(вербально,
невербально);
Л: осознавать себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями,
как члена семьи,
одноклассника, друга

поддерживать и
завершать его,
используя
невербальные и
вербальные средства,
соблюдение
общепринятых правил
коммуникации.

Самостоятельно и с
помощью учителя
называют
и/или показывают простые
по
звуковому составу слова из
изученных
категорий (семья, мама, папа,
дети, класс,
ручка, школа).Сообщение
имён членов
семьи (учащихся класса,
педагогов класса)

Р: участвовать в
деятельности
коллектива.
П: делать простейшие
обобщения, сравнения,
классифицировать на
наглядном материале.
К: использовать
принятые ритуалы
социального
взаимодействия.
Л: способность
осмысленно
воспринимать
социальное окружение,
принимать свое место в

Умение
использовать
средства
альтернативной
коммуникации в
процессе общения:
-использование
предметов, жестов,
взгляда.

нем, принимать
соответствующие
возрасту
социальные роли
10

Узнавание
и называние слов
категории «Семья»

1

Самостоятельно и с
помощью учителя
называют и/или показывают
простые по звуковому
составу слова из изученных
категорий (семья, мама, папа,
дети, класс, ручка, школа).

Р: следовать
предложенному плану.
П: выделять
элементарные свойства
предметов.
К: вступать в контакт на
доступном для
обучающегося уровне и
работать в коллективе
(вербально,
невербально);
Л: осознавать себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями,
как члена семьи,
одноклассника, друга

Умение
использовать
средства
альтернативной
коммуникации в
процессе общения:
-использование
предметов, жестов,
взгляда

11- 12

Узнавание
(различение)
школьных
принадлежностей

2

Самостоятельно и с
помощью учителя
называют и/или показывают
простые по звуковому
составу слова из изученных
категорий (семья, мама, папа,
дети, класс, ручка, школа).

Р:
следовать
предложенному плану.
П: выделять
элементарные свойства
предметов.
К: вступать в контакт на
доступном для
обучающегося уровне и

Умение
использовать
средства
альтернативной
коммуникации в
процессе общения:
-использование
предметов, жестов,
взгляда.

работать в коллективе
(вербально,
невербально);
Л: осознавать себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями,
как члена семьи,
одноклассника, друга
13

Время года «Осень»

1

Использование средств
невербальной
коммуникации (сообщение
собственного
имени посредством
напечатанного слова
(электронного устройства),
сообщение имён членов
семьи (учащихся класса,
педагогов класса)
посредством
напечатанного слова
(электронного
устройства), использование
графического
изображения (электронного
устройства)
для обозначения предметов и
объектов

Р: следовать
предложенному плану.
П: выделять
элементарные свойства
предметов.
К: вступать в контакт на
доступном для
обучающегося уровне и
работать в коллективе
(вербально,
невербально);
Л: осознавать себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями,
как члена семьи,
одноклассника, друга

Умение
использовать
средства
альтернативной
коммуникации в
процессе общения:
-использование
предметов,
жестов, взгляда

14

Узнавание и
называние слов

1

Самостоятельно и с
помощью учителя

Р: следовать
предложенному плану.

Умение
использовать

категории «Школа»

Чтение и письмо
15

Развитие
зрительного
восприятия
(конструирование
по образцу)

1

называют и/или показывают
простые по звуковому
составу слова из изученных
категорий (семья, мама, папа,
дети, класс, ручка, школа)

П: выделять
элементарные свойства
предметов.
К: вступать в контакт на
доступном для
обучающегося уровне и
работать в коллективе
(вербально,
невербально);
Л: осознавать себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями,
как члена семьи,

средства
альтернативной
коммуникации в
процессе общения:
использование
предметов, жестов

Конструировать по образцу
или методом
наложения на образец из
счетных палочек
и полосок бумаги.
Рассматривать
сюжетные картинки,
соотносить с
соответствующей
предметной картинкой

Р: следовать
предложенному плану.
П: выделять
элементарные свойства
предметов.
К: вступать в контакт на
доступном для
обучающегося уровне и
работать в коллективе
(вербально,
невербально);
Л: осознавать себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями,

Умение
использовать
средства
альтернативной
коммуникации в
процессе общения:
-использование
предметов, жестов,

как члена семьи
Коммуникация
16

17-18

Выражение своих
желаний звуком
(словом,
предложением)

1

Обращение с просьбой о
помощи выражая её звуком
(словом, предложением)

Р: следовать
предложенному плану.
П: выделять
элементарные свойства
предметов.
К: вступать в контакт на
доступном для
обучающегося уровне и
работать в коллективе
(вербально,
невербально);
Л: осознавать себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями,
как члена семьи,
одноклассника, друга

Умение
использовать
средства
альтернативной
коммуникации в
процессе общения:
-использование
предметов, жестов,

Выражение своих
желаний звуком
(словом,
предложением)

2

Обращение с просьбой о
Помощи ,выражая её звуком
(словом, предложением)

Р: следовать
предложенному плану.
П: выделять
элементарные свойства
предметов.
К: вступать в контакт на
доступном для
обучающегося уровне и
работать в коллективе
(вербально,
невербально);
Л: осознавать себя как

Умение
использовать
средства
альтернативной
коммуникации в
процессе общения:
-использование
предметов, жестов,
взгляда.

ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями,
как члена семьи,
одноклассника, друга.
19

Узнавание игрушек

1

Самостоятельно и с
помощью учителя называют
и/или показывают
простые по звуковому
составу слова из изученных
категорий

Р: участвовать в
деятельности
коллектива.
П: делать простейшие
обобщения, сравнения,
классифицировать на
наглядном материале.
К: использовать
принятые ритуалы
социального
взаимодействия.
Л: способность
осмысленно
воспринимать
социальное окружение,
принимать свое место
в нем, принимать
соответствующие
возрасту
социальные роли

Умение
использовать
средства
альтернативной
коммуникации в
процессе общения:
-использование
предметов, жестов,
взгляда

20-21

Рассматривание
сюжетных
картинок «Зима»,
«Зимние
забавы»

2

Самостоятельно и с
помощью учителя
называют и/или показывают
простые по
звуковому составу слова из

Р: участвовать в
деятельности
коллектива.
П: делать простейшие
обобщения, сравнения,

Умение
использовать
средства
альтернативной
коммуникации в

22

«Общение».
Использование
средств невербальной
коммуникации

1

изученных категорий

классифицировать на
наглядном материале.
К: использовать
принятые ритуалы
социального
взаимодействия.
Л: способность
осмысленно
воспринимать
социальное окружение,
принимать свое место
в нем, принимать
соответствующие
возрасту
социальные роли.

процессе общения:
-использование
предметов, жестов,
взгляда

Использование средств
невербальной
коммуникации (сообщение
собственного
имени посредством
напечатанного слова
(электронного устройства),
сообщение
имён членов семьи
(учащихся класса,
педагогов класса)
посредством
напечатанного слова
(электронного
устройства), использование
графического
изображения (электронного

Р: участвовать в
деятельности
коллектива.
П: делать простейшие
обобщения, сравнения,
классифицировать на
наглядном материале.
К: использовать
принятые ритуалы
социального
взаимодействия.
Л: способность
осмысленно
воспринимать
социальное окружение,
принимать свое место
в нем, принимать

Умение
использовать
средства
альтернативной
коммуникации в
процессе общения:
-использование
предметов, жестов,
взгляда

устройства)
для обозначения предметов и
объектов

соответствующие
возрасту
социальные роли

Импрессивная речь
23-24

Обобщающая
категория:
«Фрукты ,овощи»

2

Различать неречевые звуки,
определять
источник звука, соотносить
предмет,
продуцирующий звук с
картинкой.
Понимание обобщающих
понятий:
фрукты и овощи

Р: участвовать в
деятельности
коллектива.
П: делать
простейшие обобщения,
сравнения,
классифицировать на
наглядном материале.
К: использовать
принятые ритуалы
социального
взаимодействия.
Л: способность
осмысленно
воспринимать
социальное окружение,
принимать свое место
в нем, принимать
соответствующие
возрасту
социальные роли.

Умение
использовать
средства
альтернативной
коммуникации в
процессе общения:
-использование
предметов, жестов,
взгляда

25-26

Обобщающая
категория:
«Одежда. Обувь»

2

Различать неречевые звуки,
определять
источник звука, соотносить
предмет,
продуцирующий звук с

Р: участвовать в
деятельности
коллектива.
П: делать простейшие
обобщения, сравнения,

Умение
использовать
средства
альтернативной
коммуникации в

27

Чтение сказки
«Колобок»

1

картинкой.
Понимание обобщающих
понятий
(игрушки, название игрушек,
одежда, обувь, платье,
рубашка, штаны, юбка,
пальто, шуба, шапка, сапоги,
туфли, босоножки,
кроссовки

классифицировать на
наглядном материале.
К: использовать
принятые ритуалы
социального
взаимодействия.
Л: способность
осмысленно
воспринимать
социальное окружение,
принимать свое место
в нем, принимать
соответствующие
возрасту
социальные роли

процессе общения:
использование
предметов, жестов,
взгляда.

Слушать сказку,
внимательно слушать
учителя.
Выражение своих желаний
звуком
(словом, предложением).

Р: участвовать в
деятельности
коллектива.
П: делать простейшие
обобщения, сравнения,
классифицировать на
наглядном материале.
К: использовать
принятые ритуалы
социального
взаимодействия.
Л: способность
осмысленно
воспринимать
социальное окружение,
принимать свое место
в нем, принимать

Умение
использовать
средства
альтернативной
коммуникации в
процессе общения:
-использование
предметов, жестов,
взгляда.

соответствующие
возрасту
социальные роли.
28-29

Экспрессивная речь
30-31

Праздник
«Новый год»
Участие в играхимитация

2

Участие в играх
-имитациях,
сопровождаемых текстом
песенок и
потешек. Выполнение
двигательных
упражнений типа «Покажи,
как это
делают»Выполнение
аудиальных и двигательных
упражнений типа «Слушай и
делай вместе со мной».
Выполнение простых
Инструкций педагога.

Р: участвовать в
деятельности
коллектива.
П: делать простейшие
обобщения, сравнения,
классифицировать на
наглядном материале.
К: использовать
принятые ритуалы
социального
взаимодействия.
Л: способность
осмысленно
воспринимать
социальное окружение,
принимать свое место
в нем, принимать
соответствующие
возрасту
социальные роли.

Умение
использовать
средства
альтернативной
коммуникации в
процессе общения:
-использование
предметов, жестов,
взгляда

«Послушай и
повтори».
Выполнение
аудиальных и
двигательных
упражнений

2

Выполнение аудиальных и
двигательных упражнений
типа
«Слушай и
делай вместе со мной».
Выполнение простых
инструкций педагога

Р: следовать
предложенному плану.
П: выделять
элементарные свойства
предметов.
К: вступать в контакт на
доступном для

Умение пользоваться
доступными
средствами
коммуникации в
практике
экспрессивной
и импрессивной речи

обучающегося уровне и
работать в коллективе
(вербально,
невербально);
Л: осознавать себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями,
как члена семьи,
одноклассника,
друга.

для решения
соответствующих
возрасту житейских
задач

32-33

Повторение
пройденного
материала

2

Различать неречевые звуки,
определять источник звука,
соотносить предмет,
продуцирующий звук с
картинкой

Р: следовать
предложенному плану.
П: выделять
элементарные свойства
предметов.
К: вступать в контакт на
доступном для
обучающегося уровне и
работать в коллективе
(вербально,
невербально);
Л: осознавать себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями,
как члена семьи,
одноклассника, друга.

Умение пользоваться
доступными
средствами
коммуникации в
практике
экспрессивной
и импрессивной речи
для решения
соответствующих
возрасту житейских
задач

34-35

Промежуточный

2

Проверка полученных

Р: следовать

Умение пользоваться

контроль

Чтение и письмо
36-37

Рисование
вертикальных
линий от начальной
точки

2

знаний, умений и
представлений.

предложенному плану.
П: выделять
элементарные свойства
предметов.
К: вступать в контакт на
доступном для
обучающегося уровне и
работать в коллективе
(вербально,
невербально);
Л: осознавать себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями,
как члена семьи,
одноклассника, друга

доступными
средствами
коммуникации в
практике
экспрессивной
и импрессивной речи
для решения
соответствующих
возрасту житейских
задач

Повторение за учителем
пальчиковой
гимнастики
под словесные инструкции
и музыку. Внимательно
слушают
рассказы со слов учителя,
аудио и
видео-носителей.
Формирование зрительных
эталонов элементов букв.
Формирование мелкой
и крупной моторики

Р: осознавать себя как
ученика,
заинтересованного
посещением
школы,
обучением, занятиями,
как члена семьи,
одноклассника, друга.
П: выделять
элементарные свойства
предметов.
К: взаимодействовать со
сверстниками.
Л: способность

Умение пользоваться
доступными
средствами
коммуникации в
практике
экспрессивной
и импрессивной речи
для решения
соответствующих
возрасту житейских
задач

осмысленно
воспринимать
социальное окружение,
принимать свое место в
нем, принимать
соответствующие
возрасту
социальные роли
38-39

Рисование
горизонтальных
линий от начальной
точки

2

Повторение за учителем
пальчиковой
гимнастики под словесные
инструкции
и музыку. Внимательно
слушают
рассказы со слов учителя,
аудио и
видео-носителей.
Формирование зрительных
эталонов элементов букв.
Формирование мелкой
и крупной моторики.

Р: осознавать
себя как ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями,
как члена семьи,
одноклассника, друга.
П: выделять
элементарные свойства
предметов.
К: взаимодействовать со
сверстниками.
Л: способность
осмысленно
воспринимать
социальное окружение,
принимать свое место в
нем, принимать
соответствующие
возрасту
социальные роли.

Умение пользоваться
доступными
средствами
коммуникации в
практике
экспрессивной
и импрессивной речи
для решения
соответствующих
возрасту житейских
задач

40-41

Рисование
горизонтальных

2

Повторение за учителем
пальчиковой

Л: положительное
отношение к

Умение пользоваться
доступными

линий по начальной
точке:
разной, одинаковой
длины,
длиннее или короче
образца

42-43

Рисование
вертикальных и
горизонтальных
линий
по
двум точкам

2

гимнастики под словесные
инструкции
и музыку. Внимательно
слушают
рассказы со слов учителя,
аудио и
видео-носителей.
Формирование зрительных
эталонов элементов букв.
Формирование мелкой
и крупной моторики.

окружающей
действительности;
понимание личной
ответственности за свои
поступки.
К:слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию сотрудничать
со взрослыми и
сверстниками.
Р: адекватно
использовать ритуалы
школьного
поведения; работать с
учебными
принадлежностями;
П: уметь пользоваться
вербальными
средствами; уметь
отвечать на вопросы

средствами
коммуникации в
практике
экспрессивной
и импрессивной речи
для решения
соответствующих
возрасту житейских
задач

Повторение за учителем
пальчиковой
гимнастики под словесные
инструкции
и музыку. Внимательно
слушают
рассказы со слов учителя,
аудио и
видео-носителей.
Формирование зрительных
эталонов элементов букв.
Формирование мелкой

Л: положительное
отношение к
окружающей
действительности;
понимание личной
ответственности за свои
поступки.
К:слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию сотрудничать
со взрослыми и
сверстниками.

Умение пользоваться
доступными
средствами
коммуникации в
практике
экспрессивной
и импрессивной речи
для решения
соответствующих
возрасту житейских
задач

44

Произвольное
рисование
наклонных линий в
разных
направлениях («Ветки
дерева»)

1

и крупной моторики.

Р: адекватно
использовать ритуалы
школьного
поведения; работать с
учебными
принадлежностями;
П: уметь пользоваться
вербальными
средствами; уметь
отвечать на вопросы

Повторение за учителем
пальчиковой
гимнастики под словесные
инструкции
и музыку. Внимательно
слушают
рассказы со слов учителя,
аудио и
видео-носителей.
Формирование
зрительных эталонов
элементов букв.
Формирование мелкой
и крупной моторики

Л: положительное
отношение к
окружающей
действительности;
понимание личной
ответственности за свои
поступки.
К:слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию сотрудничать
со взрослыми и
сверстниками.
Р: адекватно
использовать ритуалы
школьного
поведения; работать с
учебными
принадлежностями;
П: уметь пользоваться
вербальными
средствами; уметь
отвечать на вопросы

Умение пользоваться
доступными
средствами
коммуникации в
практике
экспрессивной
и импрессивной речи
для решения
соответствующих
возрасту житейских
зада

Коммуникация
45-46

47-48

Использование в речи
этикетных выражений
(«спасибо»,
«пожалуйста»,
«извини»,
«здравствуй»,
«до свидания»)

2

Подражает выражению лица
учителя
(перед зеркалом и без него) и
его
действиям (жалеет —
обнимает, гладит
по голове; радуется —
хлопает в
ладоши и т. п.). Повторяют
за учителем отдельные
звуки, звукокомплексы в
индивидуальном и
групповом порядке.

Л: положительное
отношение к
окружающей
действительности;
понимание личной
ответственности за свои
поступки.
К:слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию сотрудничать
со взрослыми и
сверстниками.
Р: адекватно
использовать ритуалы
школьного
поведения; работать с
учебными
принадлежностями;
П: уметь пользоваться
вербальными
средствами; уметь
отвечать на вопросы

Умение
использовать
средства
альтернативной
коммуникации в
процессе общения:использование
предметов, жестов,
взгляда.

Поддержание диалога
на
заданную тему:
поддержание
зрительного контакта
с
собеседником

2

Подражает выражению лица
учителя
(перед зеркалом и без него) и
его
действиям (жалеет —
обнимает, гладит по голове;
радуется
—хлопает в ладоши и т.

Л: положительное
отношение к
окружающей
действительности;
понимание личной
ответственности за свои
поступки.
К:слушать и понимать

Умение
использовать
средства
альтернативной
коммуникации в
процессе общения:
-использование
предметов, жестов,

49

Соблюдение
дистанции
(очередности) в
разговоре

1

п.). Повторяют за учителем
отдельные звуки,
звукокомплексы в
индивидуальном
и групповом порядке.

инструкцию к учебному
заданию сотрудничать
со взрослыми и
сверстниками.
Р: адекватно
использовать ритуалы
школьного
поведения; работать
с учебными
принадлежностями;
П: уметь пользоваться
вербальными
средствами; уметь
отвечать на вопросы

взгляда.

Подражает выражению лица
учителя
(перед зеркалом и без него) и
его
действиям (жалеет
—обнимает, гладит по
голове; радуется
—хлопает в ладоши и т.
п.). Повторяют за учителем
отдельные звуки,
звукокомплексы
в индивидуальном
и групповом порядке.

Л: положительное
отношение к
окружающей
действительности;
понимание личной
ответственности за свои
поступки.
К:слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию сотрудничать
со взрослыми и
сверстниками.
Р: адекватно
использовать ритуалы
школьного
поведения; работать
с учебными
принадлежностями;

Умение
использовать
средства
альтернативной
коммуникации в
процессе общения:
-использование
предметов, жестов,
взгляда.

П: уметь пользоваться
вербальными
средствами; уметь
отвечать на вопросы
Импрессивная речь
50-51

52-53

Обобщающая
категория:
«Животные»

2

Рассматривать сюжетные
картинки,
находить нужный объект по
словесной
инструкции, соотносить с
соответствующей
предметной
картинкой. Выполнять
аудиальные и
двигательные упражнения
типа
«Слушай и
делай вместе со мной».

Л: положительное
отношение к
окружающей
действительности;
понимание личной
ответственности за свои
поступки.
К:слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию сотрудничать
со взрослыми и
сверстниками.
Р: адекватно
использовать ритуалы
школьного
поведения; работать с
учебными
принадлежностями;
П: уметь пользоваться
вербальными
средствами; уметь
отвечать на вопросы

Умение пользоваться
доступными
средствами
коммуникации в
практике
экспрессивной
и импрессивной речи
для решения
соответствующих
возрасту житейских
задач

Обобщающая
категория:
«Птицы»

2

Рассматривать сюжетные
картинки,
находить нужный объект по
словесной

Л: положительное
отношение к
окружающей
действительности;

Умение пользоваться
доступными
средствами
коммуникации в

Экспрессивная речь
54-55

Называние
слов
категории
«Животные»

2

инструкции, соотносить с
соответствующей
предметной картинкой.
Выполнять аудиальные и
двигательные
упражнения типа «Слушай и
делай вместе
со мной»

понимание личной
ответственности за свои
поступки.
К:слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию сотрудничать
со взрослыми и
сверстниками.
Р: адекватно
использовать ритуалы
школьного
поведения; работать с
учебными
принадлежностями;
П: уметь пользоваться
вербальными
средствами; уметь
отвечать на вопросы

практике
экспрессивной
и импрессивной речи
для решения
соответствующих
возрасту житейских
задач

Рассматривать сюжетные
картинки,
находить нужный объект по
словесной
инструкции, соотносить с
соответствующей
предметной
картинкой. Выполнять
аудиальные и
двигательные упражнения
типа
«Слушай и
делай вместе со мной».

Л: положительное
отношение к
окружающей
действительности;
понимание личной
ответственности за свои
поступки.
К:слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию сотрудничать
со взрослыми и
сверстниками.
Р: адекватно

Умение пользоваться
доступными
средствами
коммуникации в
практике
экспрессивной
и импрессивной речи
для решения
соответствующих
возрасту житейских
задач

использовать ритуалы
школьного
поведения; работать с
учебными
принадлежностями;
П: уметь пользоваться
вербальными
средствами; уметь
отвечать на вопросы
56-57

Называние
слов категории
«Птицы»

2

Рассматривать сюжетные
картинки,
находить нужный объект по
словесной
инструкции, соотносить с
соответствующей
предметной картинкой.
Выполнять аудиальные и
двигательные
упражнения типа «Слушай и
делай вместе
со мной».

Л: положительное
отношение к
окружающей
действительности;
понимание личной
ответственности за свои
поступки.
К:слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию сотрудничать
со взрослыми и
сверстниками.
Р: адекватно
использовать ритуалы
школьного
поведения; работать с
учебными
принадлежностями;
П: уметь пользоваться
вербальными
средствами; уметь
отвечать на вопросы

Умение пользоваться
доступными
средствами
коммуникации в
практике
экспрессивной
и импрессивной речи
для решения
соответствующих
возрасту житейских
задач

58-59

Чтение и письмо
60

«Угадай
кто?».
Рассматривание
сюжетных картинок,
нахождение
нужного объекта
по словесной
инструкции

2

Рассматривать сюжетные
картинки,
находить нужный объект по
словесной
инструкции, соотносить с
соответствующей
предметной картинкой.
Выполнять аудиальные и
двигательные
упражнения типа «Слушай и
делай вместе
со мной».

Л: положительное
отношение к
окружающей
действительности;
понимание личной
ответственности за свои
поступки.
К:слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию сотрудничать
со взрослыми и
сверстниками.
Р: адекватно
использовать ритуалы
школьного
поведения; работать с
учебными
принадлежностями;
П: уметь пользоваться
вербальными
средствами; уметь
отвечать на вопросы

Умение пользоваться
доступными
средствами
коммуникации в
практике
экспрессивной
и импрессивной речи
для решения
соответствующих
возрасту житейских
задач

Время
года «Зима».
Рассматривание
сюжетных
картинок

1

Рассматривать сюжетные
картинки,
находить нужный объект по
словесной
инструкции, соотносить с
соответствующей
предметной картинкой.
Выполнять аудиальные и
двигательные

Л: положительное
отношение к
окружающей
действительности;
понимание личной
ответственности за свои
поступки.
К:слушать и понимать
инструкцию к учебному

Умение пользоваться
доступными
средствами
коммуникации в
практике
экспрессивной
и импрессивной речи
для решения
соответствующих

61-62

Рисование прямых
наклонных линий в
разных
направлениях из
одной
начальной точки

2

упражнения типа «Слушай и
делай вместе
со мной».

заданию сотрудничать
со взрослыми и
сверстниками.
Р: адекватно
использовать ритуалы
школьного
поведения; работать с
учебными
принадлежностями;
П: уметь пользоваться
вербальными
средствами; уметь
отвечать на вопросы

возрасту житейских
задач

Повторение за учителем
пальчиковой
гимнастики под словесные
инструкции
и музыку. Внимательно
слушают
рассказы со слов учителя,
аудио и
видео-носителей.
Формирование зрительных
эталонов элементов букв.
Формирование мелкой
и крупной моторики

Л: положительное
отношение к
окружающей
действительности;
понимание личной
ответственности за свои
поступки.
К:слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию сотрудничать
со взрослыми и
сверстниками.
Р: адекватно
использовать ритуалы
школьного
поведения; работать с
учебными
принадлежностями;
П: уметь пользоваться

Умение пользоваться
доступными
средствами
коммуникации в
практике
экспрессивной
и импрессивной речи
для решения
соответствующих
возрасту житейских
задач

вербальными
средствами; уметь
отвечать на вопросы
63-64

Рисование прямых
наклонных линий в
заданном
направлении по
начальной точке

2

Повторение за учителем
пальчиковой
гимнастики под словесные
инструкции
и музыку. Внимательно
слушают
рассказы со слов учителя,
аудио и
видео-носителей.
Формирование зрительных
эталонов элементов букв.
Формирование мелкой
и крупной моторики

Л: положительное
отношение к
окружающей
действительности;
понимание личной
ответственности за свои
поступки.
К:слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию сотрудничать
со взрослыми и
сверстниками.
Р: адекватно
использовать ритуалы
школьного
поведения; работать с
учебными
принадлежностями;
П: уметь пользоваться
вербальными
средствами; уметь
отвечать на вопросы

Умение пользоваться
доступными
средствами
коммуникации в
практике
экспрессивной
и импрессивной речи
для решения
соответствующих
возрасту житейских
задач

65

Рисование прямых
наклонных линий по двум
точкам

1

Повторение за учителем
пальчиковой
гимнастики под словесные
инструкции
и музыку. Внимательно
слушают

Л: положительное
отношение к
окружающей
действительности;
понимание личной
ответственности за свои

Умение пользоваться
доступными
средствами
коммуникации в
практике
экспрессивной

Импрессивная речь
66-68

Понимание слов,
обозначающих
действия
предмета

2

рассказы со слов учителя,
аудио и
видео-носителей.
Формирование зрительных
эталонов элементов букв.
Формирование мелкой
и крупной моторики

поступки.
К:слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию сотрудничать
со взрослыми и
сверстниками.
Р: адекватно
использовать ритуалы
школьного
поведения; работать с
учебными
принадлежностями;
П: уметь пользоваться
вербальными
средствами; уметь
отвечать на вопросы

и импрессивной речи
для решения
соответствующих
возрасту житейских
задач

Рассматривать сюжетные
картинки,
находить нужный объект по
словесной
инструкции, соотносить с
соответствующей
предметной
картинкой. Выполнять
аудиальные и двигательные
упражнения типа
«Слушай и
делай вместе со мной».

Л: положительное
отношение к
окружающей
действительности;
понимание личной
ответственности за свои
поступки.
К:слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию сотрудничать
со взрослыми и
сверстниками.
Р: адекватно
использовать ритуалы
школьного

Умение пользоваться
доступными
средствами
коммуникации в
практике
экспрессивной
и импрессивной речи
для решения
соответствующих
возрасту житейских
задач

поведения; работать с
учебными
принадлежностями;
П: уметь пользоваться
вербальными
средствами; уметь
отвечать на вопросы
69-71

Понимание слов,
обозначающих
признак
предмета

2

Рассматривать сюжетные
картинки,
находить нужный объект по
словесной
инструкции, соотносить с
соответствующей
предметной
картинкой. Выполнять
аудиальные и двигательные
упражнения типа
«Слушай и
делай вместе со мной».

Л: положительное
отношение к
окружающей
действительности;
понимание личной
ответственности за свои
поступки.
К:слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию сотрудничать
со взрослыми и
сверстниками.
Р: адекватно
использовать ритуалы
школьного
поведения; работать с
учебными
принадлежностями;
П: уметь пользоваться
вербальными
средствами; уметь
отвечать на вопросы

Умение пользоваться
доступными
средствами
коммуникации в
практике
экспрессивной
и импрессивной речи
для решения
соответствующих
возрасту житейских
задач

72-74

Понимание слов,
обозначающих

2

Рассматривать сюжетные
картинки,

Л: положительное
отношение к

Умение пользоваться
доступными

признак
действия, состояние.

Экспрессивная речь
75-77

Составление
рассказа
по сюжетным
картинкам

3

находить нужный объект по
словесной
инструкции, соотносить с
соответствующей
предметной
картинкой. Выполнять
аудиальные и двигательные
упражнения типа
«Слушай и
делай вместе со мной».

окружающей
действительности;
понимание личной
ответственности за свои
поступки.
К:слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию сотрудничать
со взрослыми и
сверстниками.
Р: адекватно
использовать ритуалы
школьного
поведения; работать с
учебными
принадлежностями;
П: уметь пользоваться
вербальными
средствами; уметь
отвечать на вопросы

средствами
коммуникации в
практике
экспрессивной
и импрессивной речи
для решения
соответствующих
возрасту житейских
задач

Рассматривать сюжетные
картинки,
находить нужный объект по
словесной
инструкции, соотносить с
соответствующей
предметной
картинкой. Выполнять
аудиальные и двигательные
упражнения типа
«Слушай и

Л: положительное
отношение к
окружающей
действительности;
понимание личной
ответственности за свои
поступки.
К:слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию сотрудничать
со взрослыми и

Умение пользоваться
доступными
средствами
коммуникации в
практике
экспрессивной
и импрессивной речи
для решения
соответствующих
возрасту житейских
задач

78-80

Рассматривание
сюжетных
картинок, нахождение
нужного объекта
по словесной
инструкции

3

делай вместе со мной».

сверстниками.
Р: адекватно
использовать ритуалы
школьного
поведения; работать с
учебными
принадлежностями;
П: уметь пользоваться
вербальными
средствами; уметь
отвечать на вопросы

Рассматривать сюжетные
картинки,
находить нужный объект по
словесной
инструкции, соотносить с
соответствующей
предметной
картинкой. Выполнять
аудиальные и двигательные
упражнения типа
«Слушай и
делай вместе со мной».

Л: положительное
отношение к
окружающей
действительности;
понимание личной
ответственности за свои
поступки.
К:слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию сотрудничать
со взрослыми и
сверстниками.
Р: адекватно
использовать ритуалы
школьного
поведения; работать с
учебными
принадлежностями;
П: уметь пользоваться
вербальными
средствами; уметь

Умение пользоваться
доступными
средствами
коммуникации в
практике
экспрессивной
и импрессивной речи
для решения
соответствующих
возрасту житейских
задач

отвечать на вопросы
Чтение и письмо
81-83

83-86

Письмо
линий
по образцу

3

Повторение за учителем
пальчиковой
гимнастики под словесные
инструкции
и музыку. Внимательно
слушают
рассказы со слов учителя,
аудио и
видео-носителей.
Формирование зрительных
эталонов элементов букв.
Формирование мелкой
и крупной моторики.

Л: положительное
отношение к
окружающей
действительности;
понимание личной
ответственности за свои
поступки.
К:слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию сотрудничать
со взрослыми и
сверстниками.
Р: адекватно
использовать ритуалы
школьного
поведения; работать с
учебными
принадлежностями;
П: уметь пользоваться
вербальными
средствами; уметь
отвечать на вопросы

Мотивы
коммуникации:
познавательные
интересы, общение и
взаимодействие в
разнообразных видах
детской деятельности

Повторение
изученного
материала

4

Рассматривать сюжетные
картинки,
находить нужный объект по
словесной
инструкции, соотносить с
соответствующей
предметной картинкой.

Л: положительное
отношение к
окружающей
действительности;
понимание личной
ответственности за свои
поступки.

Мотивы
коммуникации:
познавательные
интересы, общение и
взаимодействие в
разнообразных видах
детской деятельности

87

Итоговый контроль

1

Выполнять аудиальные и
двигательные
упражнения типа «Слушай и
делай вместе
со мной»

К:слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию сотрудничать
со взрослыми и
сверстниками.
Р: адекватно
использовать ритуалы
школьного
поведения; работать с
учебными
принадлежностями;
П: уметь пользоваться
вербальными
средствами; уметь
отвечать на вопросы

Проверка полученных
знаний, умений и навыков

Л: положительное
отношение к
окружающей
действительности;
понимание личной
ответственности за свои
поступки.
К:слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию сотрудничать
со взрослыми и
сверстниками.
Р: адекватно
использовать ритуалы
школьного
поведения; работать с
учебными

Мотивы
коммуникации:
познавательные
интересы, общение и
взаимодействие в
разнообразных видах
детской деятельности

принадлежностями;
П: уметь пользоваться
вербальными
средствами; уметь
отвечать на вопросы
короткими
предложениями
88-89

Время года «Лето».
Рассматривание
сюжетных
картинок

2

Рассматривать сюжетные
картинки,
находить нужный объект по
словесной
инструкции, соотносить с
соответствующей
предметной картинкой.
Выполнять аудиальные и
двигательные
упражнения типа «Слушай и
делай вместе
со мной»

Л: положительное
отношение к
окружающей
действительности;
понимание личной
ответственности за свои
поступки.
К:слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию сотрудничать
со взрослыми и
сверстниками.
Р: адекватно
использовать ритуалы
школьного
поведения; работать с
учебными
принадлежностями;
П: уметь пользоваться
вербальными
средствами; уметь
отвечать на вопросы
короткими
предложениями

Мотивы
коммуникации:
познавательные
интересы, общение и
взаимодействие в
разнообразных видах
детской деятельности

90-91

Обобщение
изученного
материала.
Повторение.

Всего:

2

Рассматривать сюжетные
картинки,
находить нужный объект по
словесной
инструкции, соотносить с
соответствующей
предметной картинкой.
Выполнять аудиальные и
двигательные
упражнения типа «Слушай и
делай вместе
со мной»

Л: положительное
отношение к
окружающей
действительности;
понимание личной
ответственности за свои
поступки.
К:слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию сотрудничать
со взрослыми и
сверстниками.
Р: адекватно
использовать ритуалы
школьного
поведения; работать с
учебными
принадлежностями;
П: уметь пользоваться
вербальными
средствами; уметь
отвечать на вопросы
короткими
предложениями

91 час

8. Учебно -методическое обеспечение образовательного процесса
Основные технологии обучения:
Учебно –методический комплекс:

Мотивы
коммуникации:
познавательные
интересы, общение и
взаимодействие в
разнообразных видах
детской деятельности

1)Конструктор «Лего»;
2)Мозаика;
3)Дидактические пособия «Геометрические фигуры», «Посуда», «Мебель», «Игрушки», «Одежда», «Обувь»,
«Животные», «Овощи», «Фрукты», «Времена года», «Явления природы»;
4)Разборные пирамидки;
5)Акварельные краски, кисточки, альбомы для рисования;
6)Цветные карандаши;
7)Фломастеры;
8)Пластилин, доски для лепки, стеки;
9) Пазлы (из 3-4 частей, крупные и мелкие);
10)Мячи разной величины;
11) Календарь природы;
12) Крупа (фасоль двух цветов);
13) Природный материал (шишки, желуди);
14) Песок;
15) Формочки для работы с песком.
9. Литература.
1.Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в соответствии с ФГОС для обучающихся с УО.
2.Баряева Л.Б. Чудо-пирамидка. Игра и дети, 2006г.
3.КатаеваА.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: «Владос», 1991г.
4.Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»под редакцией Л.Б. Баряевой.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».