Изобразительная деятельность

Приложение
к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская
школа-интернат»
(протокол № 01 от «30»
августа 2021 года)

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская
школа-интернат»
от «31» августа 2021года

Рабочая программа
по учебному предмету
Рабочая программа
по учебному предмету
«Изобразительная деятельность»
1 (дополнительный класс)

Составитель:

г.Приморск
2021 год

Содержание

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Пояснительная записка.
Место предмета.
Планируемые результаты освоения программы.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Программа формирования базовых учебных действий.
Содержание программы.
Учебно – методическое обеспечение.
Календарно – тематическое планирование.

2
Пояснительная записка
АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми
и множественными нарушениями развития разработана на основе:
­ Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от
07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ).
­ Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599.
­ Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 30.03.2015 г.
­ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования".
­ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" от 28.01.2021 N

­
­

­
­

2.
Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 20.08.2021 г.
№ 19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
28
декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих
государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Устав ГБОУ ЛО «Приморска школа-интернат».
Локальные акты ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»

3

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается
эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, координация. На занятиях по аппликации, лепке,
рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения,
доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств.
Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности
всех детей без исключения. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет
им много положительных эмоций.
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей
действительности художественными средствами.
Основные задачи:
1.
развивать интерес к изобразительной деятельности;
2.
обучение доступным приемам работы с различными материалами,
3.
учить различать материалы и инструменты, используемые для рисования, лепки, аппликации.
4.
формировать умения пользоваться инструментами для рисования, лепки, аппликации;
5.
учить различать основные цвета;
6.
учить оставлять графический след на бумаге, доске;
7.
учить рисовать точки, линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), соединять точек;
8.
учить рисовать карандашом, фломастерами, красками;
9.
учить соблюдать последовательности действий при работе с красками, пластилином, глиной, тестом, ножницами и т.д;
10. развивать художественно-творческие способности;
11. учить предавать заданную форму из пластичных материалов.
Коррекционные задачи:
1.
развивать мелкую моторику пальцев рук;
2.
развивать память, внимание, мышление;
3.
создавать положительный эмоциональный настрой на совместную работу.
Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать
и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим
работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой
деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует
чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в

4
последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик,
календарей, блокнотов и др.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся в классе.
Особенности психофизического развития детей в классе определяют специфику их образовательных потребностей. В классе
обучается 3 учащихся. Все дети имеют различные нарушения. У всех детей отмечено системное недоразвитие речи. Все дети имеют
тотальное недоразвитие высших психических функций и выраженное тотальное снижение познавательной активности. У некоторых детей
выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.
Развитие детей, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений,
умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. У детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является
предпосылкой для обучения использованию как вербальных, так и невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические
изображения и др.). Способность ребенка выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые
движения шеи и др.) создаёт предпосылки для обучения отдельным операциям по самообслуживанию и предметно-практической
деятельности.
Дети класса с умеренной умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий
значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается
косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. Вместе с тем
использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным
недоразвитием навыкам элементарной коммуникации. Внимание обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и
кратковременностью. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой
мотивации его продолжительность может быть увеличена.
Общемоторное развитие у всех детей нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения
замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть
детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная
подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений.
Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления
отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала,
объема и качества коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия,
мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов
анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ
дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто
гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов, дети оказываются не способны произвольно регулировать свое
эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в
обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к
какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

5
Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим
контроль за внешним видом, выполняет простые поручения с помощью.
У детей, для которых характерна умственная отсталость в умеренной степени, она сочетается с расстройствами эмоциональноволевой сферы, выраженными в различной степени, он зависим от посторонней помощи в самообслуживании, предметной деятельности и
коммуникации. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств.
Особые образовательные потребности школьников
К особым образовательным потребностям, являющимися общими для всех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) относятся:
1.
раннее получение специальной помощи средствами образования;
2.
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных
областей, так и в процессе коррекционной работы;
3.
научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
4.
доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
5.
систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с
учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
6.
обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального
состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
7.
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся,
демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
8.
развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой
9.
стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивается:
1.
существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных предметом, отсутствующих в
обучении детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): «Речь и альтернативная коммуникация» и др.;
2.
созданием «обходных путей»; использованием специфических методов и средств обучения; дифференцированным,
«пошаговым» обучением;
3.
обязательной индивидуализацией обучения;
4.
формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;
5.
обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;
6.
дозированным расширением образовательного пространства внутри Организации и за ее пределами;
7.
организацией обучения в разновозрастных классах (группах);
8.
организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании ребенка, и его семьи/законных
представителей, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях Организации и дома / места проживания).

6
Особенности обучения.
Развитие заинтересованного отношения умственно отсталых детей к предлагаемым заданиям, создание соответствующего
эмоционального состояния, обеспечение должной (чаще всего игровой) мотивации детской деятельности - в связи с этим очень важно
правильно организовать начальную фазу каждого занятия, а именно: пробуждать у детей интерес к самому объекту изображения, к
содержанию будущего сюжета (на этапе сюжетного рисования и лепки), формировать потребность в отражении интересного содержания.
Для развития осмысленной деятельности детей проводится систематическая работа по формированию самостоятельности при выполнении
заданий. Только при этом условии умственно отсталые дети могут перейти на уровень сюжетного и тематического рисования, выполнения
заданий по собственному замыслу и оказываются в состоянии самостоятельно передавать целостное изображение со всеми его свойствами.
Большое внимание уделяется развитию у детей способности отражать собственный изобразительный опыт в слове, т.е. рассказывать о том,
что они нарисовали, передать хотя бы в нескольких простых предложениях содержание изображения. Не менее важно научить каждого
ребенка элементарному планированию предстоящей деятельности - сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно. Словесное
планирование имеет большое значение для формирования у детей собственного изобразительного замысла, для определения задач
изображения, способствует более целенаправленному проведению заключительного этапа занятия, когда происходит оценка выполненных
изображений.
При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к обучающимся.
2. Место предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы на 2021-2022 учебный год, годовым календарным учебным графиком рабочая программа
по учебному предмету «Изобразительная деятельность», с учетом ступенчатого режима в 1 полугодии и дополнительных каникул,
предусмотренных для 1 дополнительного класса, рассчитана на 91час - 33 учебных недели: сентябрь-октябрь-2часа в неделю ;ноябрь-май3
часа в неделю. Срок реализации программы 1 год.
3. Планируемые результаты освоения программы.

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и
множественными нарушениями развития применительно к варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы
результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых
образовательных потребностей каждого обучающегося.
Обучающиеся должны научиться:
1.
проявлять интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
2.
умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование,
аппликация);
3.
проявлять положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности;
4.
выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности;
5.
быть готовыми к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.

7
4. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Условные обозначения.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования
для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной
программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на
основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения
СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних
двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить
и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении
отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их
обучения и развития в целом. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам
выполняемых практических действий:
Уровни освоения (выполнения) действий/операций
1.Пассивное участие/соучастие
действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним)
2.Активное участие
Действие выполняется ребенком:
- со значительной помощью взрослого

дд

- с частичной помощью взрослого

д

- по последовательной инструкции (изображение или вербально)

ди

- по подражанию или по образцу

до

- самостоятельно с ошибками

сш

- самостоятельно

с

8
Сформированность представлений
1. Представление отсутствует
2. Не выявить наличие представлений
3. Представление на уровне:
- использования по прямой подсказке
- использования с косвенной подсказкой (изображение)
- самостоятельного использования

?
пп
п
+

Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для
корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке
сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка
нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Для организации аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе).
Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. Задачей экспертной группы является
выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения
ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме
оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа
результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его
жизненных компетенций.
5. Программа формирования базовых учебных действий.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью направлена
на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант
2) и включает следующие задачи:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с
группой
обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

умение выполнять инструкции педагога;

использование по назначению учебных материалов;

умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:

в течение определенного периода времени,

от начала до конца,

9


с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с
расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
6. Содержание программы по предмету.

Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация»
I. Рисование.
Различение материалов и инструментов, используемых для рисования.
Оставление графического следа на бумаге, доске, стекле. Рисование карандашом. Соблюдение последовательности действий при
работе с красками (опустить кисть в баночку с водой, снять лишнюю воду с кисти, обмакнуть ворс кисти в краску, снять лишнюю краску о
край баночки, рисование на листе бумаги, опустить кисть в воду и т.д.). Рисование кистью (прием касания, прием примакивания, прием
наращивания массы). Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисование точек.
Рисование линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные). Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат,
прямоугольник, треугольник). Закрашивание (внутри контура, заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками.
Штриховка (слева направо, сверху вниз, по диагонали, двойная штриховка). Рисование контура предмета (по контурным линиям, по
опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание (части предмета, отдельных деталей предмета, с
использованием осевой симметрии. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование с использованием нетрадиционных техник
(монотипия, «по - сырому», рисование с солью, граттаж, «под батик»).
II. Аппликация.
Узнавать и различать: разные виды бумаги, инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации, умение:
сминать бумагу, отрывать бумагу заданной формы, размера ,сгибать лист бумаги, скручивать лист бумаги . намазывание поверхность клеем.
Разрезание бумаги ножницами, вырезание по контуру. Расположение композицию на листе бумаги.
III. Лепка:
Узнавание пластичных материалов (пластилин, тесто, глина), инструментов и приспособления, используемых в работе с
пластичными материалами. Раскатывание глины, теста скалкой. отрывать кусочек материала от целого куска, откручивать кусочек
материала от целого куска, отщипывать кусочек материала от целого куска, отрезать кусочек материала от целого куска. Размазывать
пластилин, катать колбаску, шарик, получать форму, выдавливая ее формочкой, вырезание формы по шаблону. Видоизменять форму.
Соединять детали изделия. Лепка предмета из нескольких частей. Декоративная лепка. Сюжетная лепка.
7. Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса.

Основные технологии обучения:
В условиях реализации программы актуальными становятся следующие технологии:
Личностно-ориентированные, деятельностный подход, уровневая дифференциация, информационно-коммуникативные,
здоровьесберегающие, игровые.
Методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебником,
самостоятельная работа.

10
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Ведущей
формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
Учебно – методический комплекс:
Для работы учащимся необходимы:
 индивидуальное рабочее место;
 материалы и инструменты для выполнения работ, предусмотренные программным содержанием: тонированная или белая бумага
для рисования, гуашевые краски, акварельные, кисти, простые карандаши различной твердости, фломастеры, цветные карандаши, баночка
для воды, точилки, палитра, ветошь (для вытирания рук).
 натуральные объекты,
 изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению;
 репродукции картин;
 альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы;
 рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, рисования;
 видеофильмы, презентации, аудиозаписи;
Расходные материалы: карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель,
гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования/. Цветная бумага, картон, ножницы, клей. Пластилин, тесто, глина,
доски для лепки, инструменты и приспособления.
Литература.
1.
Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.:
Академия,2013.
2.
«Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития» (Олигофренопедагогика. Учебное пособие для студентов
высших и средних учебных заведений, под ред. Б. П. Пузанова). М., 2000 г.
3.
«Методика обучения ИЗО деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации СФГОС» - курс
лекций Московской академии профессиональных компетенций «Педкампус», 2016г
4. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П.
Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Е.А.Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 415с.
5. Программы специальных (коррекционных) образ, учрежд. VIII вида: 0—4 классы.— СПб.: филиал изд-ва «Просвещение»,
2007.-220 с.
6. Учебные программы для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. – Минск,2014.
7. Царев А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития /Дошкольное
воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями / под. Ред. Л.А.Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015. – 266с.

11
Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительная деятельность».

8.
№
п/п
1

2

3-4

5-6

7-8

9

10

дата

тема урока
Входящий контроль

Организация
места

рабочего

Техника безопасности
при использовании
инструментов и
принадлежностей для
рисования, лепки,
аппликации
«Дождик». Рисование
прямых линий ватными
палочками

кол-во
часов
1

1

2

виды деятельности

БУД

планируемые результаты

Проверка
знаний,
умений
и
представлений на начало учебного
года.

Личностные
учебные
действия:
осознание
себя
как
ученика,
заинтересованного
посещением
школы, обучением; положительное
отношение
к
окружающей
действительности.
Коммуникативные
учебные
действия: вступать в контакт и
работать в коллективе; использовать
принятые ритуалы социального
взаимодействия;
обращаться
за
помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Регулятивные учебные действия:
входить и выходить из учебного
помещения со звонком; адекватно
использовать ритуалы школьного
поведения; работать с учебными
принадлежностями; принимать цели
и произвольно включаться в
деятельность; передвигаться по
школе, находить свой класс.

Понимание обращенной речи
учителя, отклик вербальный и
невербальный кивком головы
или др. жестами.

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю, по
возможности
повторение
слов,
реагирование жестами или мимикой
лица.
Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю, по
возможности
повторение
слов,
реагирование жестами или мимикой
лица.

2

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю,
рисование
ватными
палочками
прямых линий.

«Ветерок, подуй
слегка!» Рисование
хаотичных линий
кисточкой

2

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю,
рисование
хаотичных
линий
кисточкой.

«Дождик, дождик лей,
лей». Прием кистевого
письма: примакивание
кистью

1

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю;
рисование дождика примакиванием
кисти.

Предметная аппликация
«Корзинка для
Потапыча»

1

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю,
скручивание бумаги в колечки,

Личностные
учебные
действия:
осознание
себя
как
ученика,
заинтересованного
посещением
школы, обучением; положительное
отношение
к
окружающей
действительности.

Понимание обращенной речи
учителя. Соблюдать технику
безопасности.

Понимание обращенной речи
учителя, умение выполнять
действие
по
образцу;
овладевать
первичными
навыками изображения на
плоскости с помощью линии.
Понимание обращенной речи
учителя, выполнение действий
самостоятельно,
либо
совместно с учителем, по
подражанию, по инструкции
учителя
Понимание обращенной речи
учителя, умение выполнять
действие
по
образцу;
овладевать
навыками
изображения на плоскости с
помощью линии.
Понимание обращенной речи
учителя, умение выполнять
действие
по
образцу;
овладевать навыками вырезать
по шаблону.
Понимание обращенной речи
учителя, умение выполнять
действие по образцу;

12
составление целостной композиции..

Коммуникативные
учебные
действия: вступать в контакт и
работать в коллективе; использовать
принятые ритуалы социального
взаимодействия;
обращаться
за
помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Регулятивные учебные действия:
входить и выходить из учебного
помещения со звонком; адекватно
использовать ритуалы школьного
поведения; работать с учебными
принадлежностями; принимать цели
и произвольно включаться в
деятельность; передвигаться по
школе, находить свой класс.

овладевать
навыками
вырезания
по
линиям,
склеивание бумаги.
Понимание обращенной речи
учителя, умение выполнять
действие
по
образцу;
овладевать
навыками
изображения примакиванием
кисти.
Понимание обращенной речи
учителя, умение выполнять
действие по образцу.

11

Предметная аппликация
– ковёр из осенних
листьев

1

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю,
расположение композиции на бумаге.

12

Изделия из пластилина.
Геометрические
тела(
шар)

1

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителя,
катание шаров из пластилина

13

Изделия из пластилина.
Посуда

1

1415

Изделия из пластилина.
Модели овощей. Модели
фруктов

2

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителя,
катание шаров из пластилина
Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителя,
катание шаров из пластилина

1617

«До свиданья, осень».
Рассматривание
изображений сюжетных
картинок

2

Слушание
объяснений
учителя,
рассматривание
изображений
сюжетных картинок осени; рисование.

Понимание обращенной речи
учителя, умение выбрать цвет
красок, умение правильно
пользоваться кисточкой и
баночкой для воды.

18

Рельсы-рельсы, шпалы –
шпалы». Рисование
коротких штрихов

1

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю;
рисование коротких штрихов кистью.

1920

«Рельсы-рельсы, шпалы
– шпалы». Рисование
коротких штрихов

2

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю;
рисование коротких штрихов кистью.

2122

«Гуси, гуси». Рисование
ритма мазков пальцев

2

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю;
рисование ритма мазков пальца.

Понимание обращенной речи
учителя, умение оставлять
графический след на бумаге,
умение
правильно
пользоваться кисточкой и
баночкой для воды.
Понимание обращенной речи
учителя, умение оставлять
графический след на бумаге,
умение
правильно
пользоваться кисточкой и
баночкой для воды.
Понимание обращенной речи
учителя, умение оставлять
графический след на бумаге,
умение
правильно
пользоваться кисточкой и

Личностные
учебные
действия:
осознание
себя
как
ученика,
заинтересованного
посещением
школы, обучением; положительное
отношение
к
окружающей
действительности.
Коммуникативные
учебные
действия: вступать в контакт и
работать в коллективе; использовать
принятые ритуалы социального
взаимодействия; обращаться за

Понимание обращенной речи
учителя, умение выполнять
действие по образцу.
Понимание обращенной речи
учителя, умение выполнять
действие по образцу.

13
2324

«Вот ежик – ни головы,
ни ножек!». Линейное
рисование пальцами

2

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю;
рисование пальчиками.

2526

«Ниточки для ежихипортнихи». Рисование
прямых линий
карандашом
«Снежные забавы».
Рисование кистью

2

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю;
рисование простым карандашом.

2

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю;
рисование округлых форм кистью.

2931

«Снегирь». Прием
трафаретной печати по
готовому шаблону
(смятой бумагой)

3

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю;
рисование по готовому шаблону
смятой бумагой.

3233

«Дерево в снегу».
Печать тампоном с
краской на готовом
шаблоне дерева

2

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю;
печать на готовом шаблоне дерева
тампоном с краской.

3435

«Дерево в снегу».
Аппликация с
использованием
нетрадиционных
материалов ( вата)
«Снеговик»
Изготовление изделия из
пластилина.

2

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителя,
организация рабочнго места.

1

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителя,
катание шаров из пластилина

Повторение
пройденного материала

2

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителя,
катание шаров из пластилина

2728

36

3738

помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Познавательные учебные действия:
работать
с
несложной
по
содержанию
и
структуре
информацией
(понимать
жест,
изображение, устное высказывание),
наблюдать
под
руководством
взрослого
за
предметами
и
явлениями
окружающей
действительности; уметь различать,
называть (показывать) основные
цвета, уметь применять приемы
споласкивания кисточки от краски.

Личностные
учебные
действия:
осознание
себя
как
ученика,
заинтересованного
посещением
школы, обучением; положительное
отношение
к
окружающей
действительности.
Коммуникативные
учебные
действия: вступать в контакт и
работать в коллективе; использовать

баночкой для воды.
Понимание обращенной речи
учителя, умение оставлять
графический след на бумаге,
умение пользоваться ветошью
после рисования.
Понимание обращенной речи
учителя, умение оставлять
графический след простым
карандашом на бумаге.
Понимание обращенной речи
учителя, умение использовать
трафарет, не выходить за
рамки
контура
при
раскрашивании.
Понимание обращенной речи
учителя, умение использовать
шаблон, сминать бумагу, не
выходить за рамки контура
при раскрашивании.
Понимание обращенной речи
учителя,
выполнять
примакивающие
движения
тампоном с краской, не
выходить за рамки контура
при раскрашивании.
Понимание обращенной речи
учителя, умение пользоваться
клеем..

Понимание обращенной речи
учителя, различение
геометрических фигур,
готовность принимать помощь
от учителя.
Понимание обращенной речи
учителя, готовность принимать
помощь от учителя.

14
39

Промежуточный
контроль

1

Проверка
умений,
представлений.

знаний

и

40

Работа с пластилином.
Ёлочные украшения.
Фонарики

1

Слушание объяснений учителя,
рассматривание изображений
сюжетных картинок. Вырезание по
прямой линии. Склеивание деталей из
бумаги.

4143

Аппликация «Кормушка
для птиц»

3

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю,
вырезание по прямым линиям,
проведение
прямых
линий
с
использованием линейки.

4445

«Снеговик». Рисование
красками
линий
замкнутого круга

2

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю;
рисование замкнутых линий красками

4647

«Зажжем на елке
огоньки». Развиваем
умение ритмично
наносить мазки
отпечатком пальчиков
(указательным)

2

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю;
рисование разноцветными красками с
помощью отпечатков пальцев.

принятые ритуалы социального
взаимодействия;
обращаться
за
помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Регулятивные учебные действия:
входить и выходить из учебного
помещения со звонком; адекватно
использовать ритуалы школьного
поведения; работать с учебными
принадлежностями; принимать цели
и произвольно включаться в
деятельность; передвигаться по
школе, находить свой класс.

Понимание обращенной речи
учителя, выполнение действий
самостоятельно,
либо
совместно с учителем, по
подражанию, по инструкции
учителя

Личностные
учебные
действия:
осознание
себя
как
ученика,
заинтересованного
посещением
школы, обучением; положительное
отношение
к
окружающей
действительности.
Коммуникативные
учебные
действия: вступать в контакт и
работать в коллективе; использовать
принятые ритуалы социального
взаимодействия;
обращаться
за
помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Регулятивные учебные действия:
входить и выходить из учебного
помещения со звонком; адекватно
использовать ритуалы школьного
поведения; работать с учебными
принадлежностями; принимать цели
и произвольно включаться в
деятельность; передвигаться по
школе, находить свой класс.
Познавательные учебные действия:
работать
с
несложной
по
содержанию
и
структуре

Понимание обращенной речи
учителя, умение использовать
различные
инструменты,
готовность принимать помощь
от учителя.

Понимание обращенной речи
учителя, умение использовать
различные
инструменты,
готовность принимать помощь
от учителя.

Понимание обращенной речи
учителя, умение различать
геометрические
фигуры,
умение
правильно
пользоваться кисточкой и
баночкой для воды.
Понимание обращенной речи
учителя, умение пользоваться
ветошью после рисования,
умение вытирать руки от
краски при смене цвета.

15
«Зайкина шубка»
аппликация с
использованием
нетрадиционных
материалов ( вата)
«Падал белый снег.»
Работа бумагой

2

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю;
приклеивание ваты на заготовку, не
выходя за контур

1

5152

«Солнышко- как символ
доброты». Рисование по
мокрому листу красками

2

5354

«Шубка Морозко».
Рисование, не выходя за
контур

2

5556

Рисование узора по
заранее расставленным
точкам по образцу

2

5758

«Расческа».
Рисуем
карандашом
прямые
горизонтальные
и
вертикальные линии

2

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю;
скатывание шариков из пластилина
одинаковой величины.
Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю;
рисование по мокрому листу
красками.
Просмотр мультфильма « Морозко»,
беседа
про
сезонную
одежду,
слушание
объяснение
учителя,
рисование, не выходя за контур
Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю;
рисование узора по заранее
расставленным точкам.
Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю;
рисование
карандашом
прямых
горизонтальных
и
вертикальных
линий.

5960

«Карандаш пришёл с
друзьями,
поиграйте,
дети с нами». Рисование
(раскрашивание)
цветными карандашами
героев сказок

2

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю;
рисование (раскрашивание) цветными
карандашами героев сказок.

6162

Изготовление
свистульки. Работа
пластилином.

2

Слушание
объяснений
учителя,
рассматривание изображений по теме.
Умение работать с пластилином.

6366

Изготовление игрушки
«Матрешка». Работа с
пластилином

4

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителя;
проводить
сравнение
и
классификацию по заданным

4849

50

с

информацией
(понимать
жест,
изображение, устное высказывание),
наблюдать
под
руководством
взрослого
за
предметами
и
явлениями
окружающей
действительности; уметь различать,
называть (показывать) основные
цвета, уметь организовать рабочее
место для рисования.
Личностные
учебные
действия:
осознание
себя
как
ученика,
заинтересованного
посещением
школы, обучением; положительное
отношение
к
окружающей
действительности.
Коммуникативные
учебные
действия: вступать в контакт и
работать в коллективе; использовать
принятые ритуалы социального
взаимодействия;
обращаться
за
помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Регулятивные учебные действия:
входить и выходить из учебного
помещения со звонком; адекватно
использовать ритуалы школьного
поведения; работать с учебными
принадлежностями; принимать цели
и произвольно включаться в
деятельность; передвигаться по
школе, находить свой
класс.
учебные действия: работать с
несложной по содержанию и
структуре информацией (понимать
жест,
изображение,
устное
высказывание),
наблюдать
под
руководством
взрослого
за
предметами
и
явлениями
окружающей действительности;

Понимание обращенной речи
учителя, умение пользоваться
трафаретом,
готовность
принимать помощь от учителя.
Понимание обращенной речи,
умение
отрывать
кусочки
пластилина
,заданной
величины.
Понимание обращенной речи
учителя, умение различать
цвета, обводить фигуры по
шаблону.
Понимание обращенной речи
учителя, готовность выполнять
задание по образцу, умение
рисовать, не выходя за контур..
Понимание обращенной речи
учителя, умение соединять
точки линиями.
Понимание обращенной речи
учителя,
умение
рисовать
горизонтальные
и
вертикальные
линии
без
поворота листа, заданного
размера.
Понимание обращенной речи
учителя, умение соотносить
цвет с образцом, не выходить
за рамки контура.

Понимание обращенной речи
учителя, умение придавать
заданную
форму
из
пластилина.
Понимание обращенной речи
учителя,
выполнять
примакивающие
движения
тампоном с краской, не
выходить за рамки контура

16
критериям

6768

"Цветные
клубочки".
Рисование
круговыми
движениями, не отрывая
карандаша

2

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю;
рисование круговыми движениями, не
отрывая карандаша (фломастера) от
бумаги.

6970

«Тарелочки». рисование
с помощью шаблона
круглых форм

2

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю;
рисование с помощью шаблона
круглых форм.

7172

Салфеточка (узор в
квадрате; квадрат
готовая форма)

2

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю;
рисование геометрических фигур
внутри шаблона.

7374

Фигуры
большие
и
маленькие. Штриховки

2

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю;
рисование геометрических фигур с
помощью шаблона, штрихование.

7577

«Ручейки побежали».
Рисование волнистых
линий гуашевыми
красками

3

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю;
рисование
волнистых
линий
гуашевыми красками.

7880

Выполнение аппликации
«Аквариум»

3

8183

«Весна идет». Рисование
пальчиками
почек
дерева.

3

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю;
рисование с помощью шаблона,
вылезание по шаблону. Расположение
композиции на заготовке аквариума.
Умение пользоваться клеем.
Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю;
рассматривание сюжетных картинок
распускающихся деревьев, рисование
пальчиками почек на шаблоне дерева.

уметь
различать,
называть
(показывать) основные цвета, уметь
организовать рабочее место для
рисования.

при раскрашивании.

Понимание обращенной речи
учителя, готовность выполнять
задание по образцу, умение
работать с шаблоном без
отрыва карандаша от листа.
Личностные
учебные
действия:
осознание
себя
как
ученика,
заинтересованного
посещением
школы, обучением; положительное
отношение
к
окружающей
действительности.
Коммуникативные
учебные
действия: вступать в контакт и
работать в коллективе; использовать
принятые ритуалы социального
взаимодействия;
обращаться
за
помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Регулятивные учебные действия:
входить и выходить из учебного
помещения со звонком; адекватно
использовать ритуалы школьного
поведения; работать с учебными
принадлежностями; принимать цели
и произвольно включаться в
деятельность; передвигаться по
школе, находить свой класс; уметь
различать, называть (показывать)
основные цвета, уметь организовать
рабочее место для рисования.

Понимание обращенной речи
учителя, умение различать
геометрические фигуры, не
отрывать руку от листа при
обводке.
Понимание обращенной речи
учителя, умение различать
геометрические
фигуры,
ориентироваться
в
ограниченном пространстве.
Понимание обращенной речи
учителя, умение работать с
шаблоном,
выполнять
штриховку не выходить за
контур.
Понимание обращенной речи
учителя, умение выполнять
рисование гуашью; умение
выполнять волнистые линии
по обводке.
Понимание обращенной речи
учителя, умение выбрать цвет,
умение правильно выполнять
приемы
вырезания
по
шаблону. Умение пользоваться
клеем.
Понимание обращенной речи
учителя, умение использовать
увиденную информацию в
своей
работе;
правильно
выполнять приемы рисования;
умение пользоваться ветошью
после рисования.

17
84

«Весна идет». Лепка из
пластилина почек дерева

1

8586

Повторение
пройденного материала

2

87

Итоговый контроль

1

8889

«Первые цветы». Лепка
из пластилина

2

9091

«Травка зеленеет».
Рисование
акварельными красками
методом примакивания

2

Всего:

91 ч.

Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю;
отрывание кусочков пластилина
примерно одинаковой величины
Слушание
объяснений
учителя,
рассматривание сюжетных картинок,
действия по подражанию учителю;
Вырезание по шаблону. Умение
пользоваться клеем. Расположение
композиции на листе.
Проверка полученных знаний, умений
и представлений
Слушание
объяснений
учителя,
рассматривание сюжетных картинок,
действия по подражанию учителю;
Вырезание по шаблону. Умение
пользоваться клеем. Расположение
композиции на листе.
Слушание
объяснений
учителя,
действия по подражанию учителю;
рисование акварельными красками
методом примакивания.

Понимание обращенной речи
учителя, умение скатывать из
пластилина заданную форму.
Личностные учебные действия:
осознание себя как ученика,
заинтересованного посещением
школы, обучением; положительное
отношение к окружающей
действительности.
Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в
коллективе;
Регулятивные учебные действия:
входить и выходить из учебного
помещения со звонком; адекватно
использовать ритуалы школьного
поведения; работать с учебными
принадлежностями; принимать цели и
произвольно включаться в
деятельность; передвигаться по
школе, находить свой класс

Понимание обращенной речи
учителя, умение
выбирать
цвет, правильно выполнять
приемы вырезания; умение
пользоваться клеем. Уборка
рабочего места.
Понимание обращенной речи
учителя, умение выбирать
цвет, правильно выполнять
приемы рисования.
Понимание обращенной речи
учителя, умение работать с
шаблоном, не выходить за
контур.
Понимание обращенной речи
учителя, умение
выбирать
цвет, правильно выполнять
приемы рисования.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».