Окружающий природный мир

Приложение
к АООП для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат»
протокол № 01 от «30» августа 2021
года

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат»
от «31» августа 2021года

Рабочая программа
по учебному предмету
«Окружающий природный мир»
1 (дополнительный) класс

г. Приморск
2021 год

Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Место предмета.
3. Планируемые результаты освоения программы.
4. Система оценки достижения планируемых результатов.
5. Программа формирования базовых учебных действий.
6. Содержание программы.
7. Учебно – методическое обеспечение.
8. Календарно – тематическое планирование.

Пояснительная записка
АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития разработана
на основе:
­
­

­

­

­

­

­

­
­

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ).
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599.
Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 30.03.2015 г.
Приказ Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования".
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28
СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания" от 28.01.2021 N 2.
Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального
образования Ленинградской области от 20.08.2021 г. № 19 – 19495/2021 «Об организации
деятельности в 2021/2022 учебном году.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
28
декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования».
Устав ГБОУ ЛО «Приморска школа-интернат».
Локальные акты ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»

Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с
ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный
программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование
у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой
природы и человека. В процессе формирования представлений о неживой природе обучающиеся
получают знания о явлениях природы, о цикличности в природе – сезонных изменениях, суточных
изменениях, учатся устанавливать общие закономерности природных явлений. Они знакомятся с
разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания
животных и растений, учатся выделять характерные признаки, объединять в группы по этим
признакам. Внимание учащихся обращается на связь живой и неживой природы. Особое внимание

уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений у детей с интеллектуальными нарушениями должно происходить по
принципу «от частного к общему».
Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии
человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях
неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о
растительном и животном мире.
Задачи:
- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой
природы;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира(мира животных, растений, к явлениям
природы);
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного
речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной
жизни;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального,
бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического
экспериментирования;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень,
зима, весна, день, ночь);
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение
тела, способ передвижения, питание);
- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из
фона зрительно, тактильно и на вкус ( исходя из целесообразности и безопасности);
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся
социально-бытовой деятельности.
Наряду с вышеуказанными задачами на уроках «Окружающий природный мир» решаются

специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.
1.развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
2.развитие зрительного восприятия;
3.развитие зрительного и слухового внимания;
4.развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
5.формирование и развитие реципрокной координации;
6.развитие пространственных представлений;
7.развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
В процессе занятий по предмету «Окружающий природный мир» используются следующие
методы и приёмы:
-совместные действия детей и взрослого;
-действия по подражанию действиям учителя;
-действия по образцу, по словесной инструкции;
-предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции
педагога в окружающей действительности. В игровой ситуации, на картинке;
-соотнесение натуральных предметов с объёмными и плоскостными изображениями;
-подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время
года, изменениями, происходящими в течение дня и т.п. с целью формирования временных
представлений.
Формами обучения при таком подходе к образовательному процессу в отношении обучающихся с
умеренной и тяжёлой умственной отсталостью являются уроки-занятия, ориентированные на
игровой, практический и наглядный методы обучения с частичным использованием словесного
метода, который применяется только в сочетании с вышеперечисленными методами.
Наиболее значимыми принципами обучения являются:
-принцип природосообразности и культуросообразности;
-принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Также учитываются:
-принцип учёта типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
-принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

-принцип развивающей направленности образовательного процесса,

ориентирующий его на

развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учётом особых
образовательных потребностей;
-онтогенетический принцип;
-принцип целостности содержания образования: содержание образования едино; в основе
структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «образовательной
области»;
-принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения
обучающимися с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития всеми видами доступной им
предметно-практической деятельности, способами и приёмами познавательной и учебной
деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
-принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной
ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к
самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной
жизни.
На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности,
коррекции. Каждый урок построен так, чтобы он мог доставить детям радость познания и вызвать
желание повторной встречи с учителем.
Основные технологии обучения:
В условиях реализации программы актуальными становятся следующие технологии:
личностно-ориентированные,

деятельностный

подход,

уровневая

дифференциация,

информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся класса.
Особенности психофизического развития детей в классе определяют специфику их
образовательных потребностей. В классе обучается 3 учащихся. Все дети имеют различные
нарушения. У всех детей отмечено системное недоразвитие речи. Все дети имеют тотальное
недоразвитие высших психических функций и выраженное тотальное снижение познавательной
активности. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания,
которые значительно осложняют их развитие и обучение.

Развитие детей, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует
формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. У
детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для
обучения использованию как вербальных, так и невербальных средств коммуникации (жесты,
мимика, графические изображения и др.). Способность ребенка выполнять отдельные
двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.)
создаёт предпосылки для обучения отдельным операциям по самообслуживанию и предметнопрактической деятельности.
Дети класса с умеренной умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление,
образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно
формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и
аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и
выражений. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации
позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной
коммуникации. Внимание обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и
кратковременностью. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного
развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.
Общемоторное развитие у всех детей нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и
темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие
сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий.
Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость
движений.

У

других

наблюдается

повышенная

подвижность,

сочетающаяся

с

не

целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений.
Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени
возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из
первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества
коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной
деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным
оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и
синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического»
компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика
эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с
неразвитостью волевых процессов, дети оказываются не способны произвольно регулировать свое
эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения.
Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационнопотребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-либо
деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания
сформированы частично, необходим контроль за внешним видом, выполняет простые поручения с
помощью.
У детей, для которых характерна умственная отсталость в умеренной степени, она сочетается с
расстройствами эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени, он зависим от
посторонней помощи в самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Процесс
общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств.
Особые образовательные потребности школьников
К особым образовательным потребностям, являющимися общими для всех обучающихся с
умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) относятся:
1.раннее получение специальной помощи средствами образования;
2.обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через
содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
3. научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
4. доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
5. систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное
обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и
других ситуаций;
6. обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с
учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических
процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
7. использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения
обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
8. развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей
ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой
9.стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и
глубокой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),

тяжелыми

и

множественными нарушениями развития обеспечивается:
1.существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных
предметом,

отсутствующих

(интеллектуальными

в

обучении

нарушениями):

детей

«Речь

с
и

легкой

умственной

альтернативная

отсталостью

коммуникация»,

«Самообслуживание» и др.;
2созданием «обходных путей»; использованием специфических методов и средств обучения;
дифференцированным,

«пошаговым» обучением;
3.обязательной индивидуализацией обучения;
4.формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;
5.обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;
6.дозированным расширением образовательного пространства внутри Организации и за ее пределами;
7.организацией обучения в разновозрастных классах (группах);
8.организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании ребенка, и
его семьи/законных представителей, обеспечивающей особую организацию всей жизни
обучающегося (в условиях Организации и дома/места проживания).
Особенности обучения.
На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое
занятие имеет чётко выраженные начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются
друг от друга. Структурировано пространство помещения класса – определенные задания связаны
с определенным местом или предметом в нём.
Сложные задания чередуются с простыми, напряжение с расслаблением. Для этого в канву занятий
включаются тактильно- ритмические игры (или другие задания, которые нравятся детям).
Содержание обучения на уроках «Окружающий природный мир» разнообразно, определяется
многообразием дефектов развития, присущих детям класса. Нарушения памяти, внимания,
мышления, моторики, зрительно-двигательной координации отражаются на результатах обучения,
возможностях детей, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих
нарушении.
Занятия сопровождаются живой эмоциональной речью учителя, побуждающей учащихся к
активной деятельности. Учитель стимулирует и организовывает двигательную активность каждого
ребенка на уроке.
2.Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на 2021-2022 учебный год, годовым
календарным учебным графиком рабочая программа по учебному предмету «Окружающий
природный мир» рассчитана на 66 часа - 33учебных недели (2часа в неделю), с учетом
дополнительных каникул для 1 дополнительного класса. Срок реализации программы 1 год.
3.Планируемые результаты освоения программы.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для детей с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития
применительно к варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования результативность обучения может оцениваться только строго
индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных
потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования

данной категории обучающихся.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися с умственной
отсталостью АООП НОО, которые рассматриваются в варианте 2 как возможные (примерные) и
соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими

образовательными

потребностям обучающихся. Требования устанавливаются к результатам:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно - смысловые
установки

обучающихся,

отражающие

их

индивидуально-личностные

позиции,

социальные компетенции, личностные качества;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного
предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по
получению нового знания и его применению.
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы заносятся в
СИПР с учетом их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей и
включают:
1.осознание себя, как "Я"; осознание своей принадлежности к определенному полу; социальноэмоциональное участие в процессеобщения и совместной деятельности;
2.развитие адекватных представлений об окружающем социальном мире, овладение социально –
бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять
посильную домашнюю работу, включаться школьные дела и др;
3.понимание собственных возможностей и ограничений, умение пользоваться
индивидуальными слуховыми аппаратами и (или)имплантом и другими личными техническими
средствами в разных ситуациях; умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.
4.владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
5.способность к осмыслению социального кружения;
6.развитие самостоятельности,
7.овладение общепринятыми правилами поведения;
8.наличие интереса к практической деятельности.
Предметные результаты освоения АООП НОО планируются с учетом индивидуальных
возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся, а также
специфики содержания предметных областей и конкретных учебных предметов и заносятся в
СИПР.
Предметные результаты освоения АООП НОО для обучающихся с ТМНР включают освоенные
обучающимися умения,
специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные
результаты обучающихся с ТМНР не являются основным критерием при принятии решения при
оценке итоговых достижений, но рассматриваются как одна из составляющих.
Учащиеся могут усвоить следующие знания:

1.названий овощей и фруктов согласно тематике;
2.частей растений;
3.названий животных и птиц согласно тематике;
4.строения животных и птиц;
5.названий времен года (весна, лето, осень, зима);
6.названий явлений природы (дождь, снегопад, листопад);
Учащиеся могут овладеть следующими умениями:
1.узнавать (различать) растения, овощи, фрукты согласно тематике;
2.узнавать (различать) части растений;
3.узнавать (различать) домашних животных, птиц;
4.узнавать (различать) солнце среди других объектов неживой природы.
4.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Условные обозначения.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной
общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)
должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития
последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов
освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная
(годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития
жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Итоговая аттестация осуществляется в
течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися
специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При
оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении
отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны
рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. При оценке
результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка
выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на
качественных критериях по итогам выполняемых практических действий.

Уровни освоения (выполнения) действий /операций
1.Пассивное участие/соучастие
- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним)
2.Активное участие
Действие выполняется ребенком:
- со значительной помощью взрослого

дд

- с частичной помощью взрослого

д

- по последовательной инструкции (изображение или вербально)

ди

- по подражанию или по образцу

до

- самостоятельно с ошибками

сш

- самостоятельно

с

Сформированность представлений
1. Представление отсутствует

-

2. Не выявить наличие представлений

?

3. Представление на уровне:
- использования по прямой подсказке

пп

- использования с косвенной подсказкой (изображение)

п

- самостоятельного использования

+

Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области
должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей
коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий,
представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у
ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные
результаты.
Для организации аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы
(на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс
образования и развития ребенка. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки
достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения
ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и
понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной
компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения
составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика
развития его жизненных компетенций.
5. Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием
АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие
задачи:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой

обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому
в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
6. Содержание программы по предмету.
Программа представлена

следующими

разделами:

«Растительный

мир»,

«Животный

мир»,

«Временные представления», «Объекты неживой природы».
Растительный мир.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений
(корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Узнавание (различение) фруктов (яблоко, груша,
банан, лимон) по внешнему виду. Различение съедобных и несъедобных частей фрукта.
Узнавание (различение) овощей (лук, морковь, капуста, помидор, огурец, картофель) по
внешнему виду.
Узнавание (различение) плодовых деревьев (яблоня, груша). Узнавание (различение) деревьев
(берёза, дуб, клён, ель). Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка,
фикус).
Животный мир.
Узнавание (различение) домашних животных (кот, собака, корова, свинья, лошадь). Знание
строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, уши).
Знание способов передвижения домашних животных. Узнавание (различение) детенышей
домашних животных (котенок, щенок, теленок, поросенок, жеребенок). Узнавание (различение)
диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, белка). Узнавание (различение) детенышей диких
животных (лисенок, зайчонок, волчонок, медвежонок, бельчонок).
Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь).
Узнавание (различение)перелетных птиц (грач).
Объекты природы.
Узнавание Солнца. Узнавание леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание воды. Узнавание
реки. Соблюдение правилповедения на реке. Узнавание водоема.

Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о
последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами
деятельности. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным
признакам. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, ветер).
Соотнесение явлений природы с временем года. Узнавание (различение) календарей
(настенный, настольный и др.). Ориентация в календаре (определение года, текущего
месяца.)
7.Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса.
Учебно-методический комплекс:
1.Календарь природы.
2.Дидактические пособия: «Времена года», «Явления природы», «Части суток», «Фрукты», «Овощи»,
«Животные», «Птицы», «Растения».
3.Календари разные.
4.Аудиозаписи (с голосами животных, звуками природы).
5.Доска.
6.Держатели магнитные.
7.Парты, стулья.
8.Ноутбук.
Литература:
1.Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС для обучающихся с УО.
2.Живой мир 1класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова Учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2013г.
3.Животные леса Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов– М.: Дрофа, 2007г.
4.Окружающий мир Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. С.В.Кудрина М.: «Владос», 2017г.
5.Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.
Баряевой.
6.Растения леса Г.А. Козлова, В.И. Сивоглазов– М.: Дрофа, 2007г.
7.Растения луга Г.А. Козлова, В.И. Сивоглазов– М.: Дрофа, 2007г.
8.Растения водоемов Г.А. Козлова, В.И. Сивоглазов– М.: Дрофа, 2007г.

8. Календарно-тематическое планирование по предмету
«Математические представления»
№
п/
п

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

дат
а

тема урока

колвиды
БУД
планируемые результаты
во
деятельности
часо
в
Пространственно-временные понятия, представления о величине, форме, цвете предметов
Входящий
1
Проверка знаний,
Уметь направлять взгляд (на
контроль
умений и навыков Личностные:
говорящего взрослого, на
на начало
осознание себя
задание); умение выполнять
учебного года.
как ученика,
инструкции педагога;
заинтересованног
использование по назначению
о посещением
учебных материалов; умение
школы,
выполнять действия по образцу и
обучением;
по подражанию.
способность к
Цвет,
1
Различение
Различать основные цвета,
назначение
цветов и оттенков осмыслению
называть их, подбирать
социального
предметов
Дидактическая
необходимый цвет карандаша.
окружения, своего
игра «Что бывает
места в нем;
такого цвета»
положительное
Подбор оттенков
отношение к
к основным
окружающей
цветам.
действительности. Усвоить понятия «большой Соотношение
1
Соотношение
понятий
понятий
маленький». Уметь сравнивать
«большой «большой предметы путём наложения и
Коммуникативн
маленький»
маленький».
приложения, на глаз.
ые: учебные
Дидактическая
действия:
игра «Подбери
вступать в
предмет такой же
контакт и
величины».
работать в
Круг.
1
Геометрические
Усвоить понятие геометрической
коллективе;
Геометрические
фигуры.
фигуры «круг», различать и
использовать
фигуры.
Предметы
находить среди других фигур
принятые ритуалы круг, находить предметы круглой
Предметы
круглой формы.
социального
круглой формы.
Обведение круга
формы среди окружающих вещей.
взаимодействия;
по шаблону.
обращаться за
Признаки
1
Признаки
Уметь сравнивать предметы путём
помощью и
сходства
сходства и
наложения и приложения, на глаз,
принимать
сравниваемых
различия
находить одинаковые по размеру
помощь; слушать
предметов.
сравниваемых
предметы.
и понимать
Одинаковые по
предметов.
инструкцию к
величине
учебному заданию Усвоить понятия «длинный Признаки
1
Что может быть
сотрудничать со
сходства
длинным и
короткий». Уметь сравнивать на
взрослыми и
сравниваемых
коротким?
глаз и проверять предметы путём
сверстниками.
предметов.
Сравнение
наложения и приложения.
«Длинный –
предметов,
короткий»
находящихся в
Регулятивные:
классе.
учебные действия: Уметь сравнивать предметы путём
Признаки
1
Признаки
входить и
сходства
сходства и
наложения и приложения,
выходить из
сравниваемых
различия
различать и находить среди
учебного
предметов.
сравниваемых
других фигур одинаковые по
помещения со
Одинаковые по
предметов.
длине предметы.
звонком;
длине
адекватно

8.

Признаки
различия
сравниваемых
предметов.
«Широкий –
узкий»

1

910

Признаки
сходства
сравниваемых
предметов.
Одинаковые по
ширине
Признаки
различия
сравниваемых
предметов.
Высокий –
низкий

2

Признаки
сходства
сравниваемых
предметов.
Одинаковые по
высоте
Соотношение
понятий
«глубокий мелкий».

1

15
16

Признаки
сходства
сравниваемых
предметов.
Одинаковые по
глубине.

2

17
18

Признаки
различия
сравниваемых

2

11

12

13
14

1

2

Широкий - узкий
Признаки
сходства и
различия
сравниваемых
предметов.
Сравнение путём
наложения
предметов разной
или одинаковой
ширины
Признаки
сходства и
различия
сравниваемых
предметов.
Признаки
сходства и
различия
сравниваемых
предметов.
Сравнение путём
наложения
предметов разной
или одинаковой
высоты.
Признаки
сходства и
различия
сравниваемых
предметов.

использовать
ритуалы
школьного
поведения;
работать с
учебными
принадлежностям
и; принимать цели
и

Усвоить понятия «широкий –
узкий. Уметь сравнивать на глаз и
проверять предметы путём
наложения и приложения.

Познавательные
учебные действия:
выделять
существенные,
общие и
отличительные
свойства
предметов
дать простейшие
обобщения,
сравнивать на
наглядном
материале;
пользоваться
знаками,
символами,
предметами
заместителями

Уметь сравнивать на глаз и
проверять предметы путём
наложения и приложения
находить одинаковые по ширине
предметы.

Признаки
сходства и
различия
сравниваемых
предметов.
Сравнение
предметов путём
наложения и
приложения,
находить разные
по глубине
предметы.
Признаки
сходства и
различия
сравниваемых
предметов.
Сравнение
предметов путём
наложения и
приложения,
находить
одинаковые по
глубине
предметы.
Сравнение предметов
Признаки
Р: следовать
сходства и
предложенному
различия
плану

Усвоить понятия «высокий низкий». Уметь соответствующе
употреблять понятия «ниже,
выше».

Уметь сравнивать на глаз и
проверять предметы путём
наложения и приложения,
находить одинаковые по высоте
предметы.
Усвоить понятия «глубокий мелкий».

Уметь сравнивать на глаз и
проверять предметы путём
наложения и приложения,
находить одинаковые по глубине
предметы.

Усвоить понятия «толстый тонкий», Уметь сравнивать на глаз
и проверять предметы путём

предметов.
«Толстый –
тонкий»

19
20

Признаки
сходства
сравниваемых
предметов.
Одинаковые по
толщине

2

21

Соотношение
понятий
«тяжелый лёгкий»

1

22

Признаки
сходства и
различия
сравниваемых
предметов.
Одинаковые по
тяжести

1

23

Много - мало,
столько же.
Соотнесение
предметов по
количеству
Повторение
пройденного
материала

1

24
25

2

сравниваемых
предметов.
Сравнение путём
наложения
предметов разной
или одинаковой
толщины.
Признаки
сходства и
различия
сравниваемых
предметов.
Сравнение путём
наложения
предметов разной
или одинаковой
толщины.

Соотношение
понятий
«тяжелый лёгкий».
Сравнение на вес
и определять
предметы
тяжелее/легче.
Уметь
соответствующе
употреблять
понятия
«тяжелее/легче».
Признаки
сходства и
различия
сравниваемых
предметов.
Сравнение на вес
и определять
предметы
тяжелее/легче.
Уметь
соответствующе
употреблять
понятия
«тяжелее/легче».
Много - мало,
столько же.
Соотнесение
предметов по
количеству.
Признаки
сходства и
различия
сравниваемых
предметов.
Сравнение на вес
и определять
предметы

П: выделять
элементарные
свойства
предметов
К: вступать в
контакт на
доступном для
обучающегося
уровне и работать
в коллективе
(вербально,
невербально);
Л: осознавать себя
как ученика,
заинтересованног
о посещением
школы,
обучением,
занятиями, как
члена семьи,
одноклассника,
друга

Личностные:
осознание себя
как ученика,
заинтересованног
о посещением
школы,
обучением

Коммуникативн
ые: вступать в
контакт и
работать в
коллективе;
обращаться за
помощью и
принимать
помощь; слушать
и понимать
инструкцию к
учебному заданию
сотрудничать со
взрослыми и
сверстниками.

Регулятивные:
адекватно
использовать
ритуалы
школьного
поведения;
работать с
учебными
принадлежностям

наложения и приложения,
находить одинаковые по толщине
предметы. Уметь соответствующе
употреблять понятия «толще,
тоньше».
Усвоить понятия «толстый тонкий», Уметь сравнивать на глаз
и проверять предметы путём
наложения и приложения,
находить одинаковые по толщине
предметы. Уметь соответствующе
употреблять понятия «толще,
тоньше».

Усвоить понятия «тяжёлый лёгкий», Уметь сравнивать на вес
и определять предметы
тяжелее/легче. Уметь
соответствующе употреблять
понятия «тяжелее/легче».

Усвоить понятия понятие
«тяжёлый - лёгкий», Уметь
сравнивать на вес и определять
предметы тяжелее/легче. Уметь
соответствующе употреблять
понятия «тяжелее/легче».

Усвоить понятия «Много - мало,
столько же», уметь соотносить
предметы по количеству.
Усвоить понятия «Один - много»
уметь соотносить предметы по
количеству.

тяжелее/легче.
Уметь
соответствующе
употреблять
понятия
«тяжелее/легче».
Проверка
полученных
знаний, умений и
навыков.

26

Промежуточны
й контроль

1

27
28

Сравнение
предметов по
разным
параметрам.

2

29
31

Близко далеко.
Пространствен
ная
ориентировка
Верху – внизу.
Пространствен
ная
ориентировка

3

33

Верху – внизу.
Пространствен
ная
ориентировка

1

34

Рядом – около.
Пространствен
ная
ориентировка

1

35

Между.
Пространствен
ная
ориентировка
Впереди позади.
Пространствен
ная
ориентировка

1

Крайний,
первый,
последний.
Пространствен
ная
ориентировка
Пространствен
но-временные
понятия.

2

С краю – крайний.
Первый,
последний,
средний.

1

Местонахождение
предмета.
Использование

и; принимать цели
и произвольно
включаться в
деятельность;
Уметь направлять взгляд (на
говорящего взрослого, на
задание); умение выполнять
инструкции педагога;
использование по назначению
учебных материалов; умение
выполнять действия по образцу и
по подражанию.
Уметь сравнивать предметы и
определять, которая из них
тяжелее/длиннее/больше/глубже/т
олще

Сравнение
предметов по
разным
параметрам.
Пространственны
е представления:
Справа – слева.
Один-много.

Пространственные и количественные представления

32

36

37
38

39

1

1

Пространственная
ориентировка
Определение, что
находится близко
/далеко.
Пространственная
ориентировка.
Определение, что
находится
вверху/внизу.
Пространственная
ориентировка.
Определение, что
находится
вверху/внизу.
Пространственная
ориентировка.
Определение, что
находится рядом
с…/около
Пространственная
ориентировка.
Определение, что
находится между
Пространственная
ориентировка
Определение, что
находится
впереди/позади
тебя.

Личностные:
осознание себя
как ученика,
заинтересованног
о посещением
школы,
обучением;;
Коммуникативн
ые: вступать в
контакт и
работать в
коллективе;
обращаться за
помощью и
принимать
помощь; слушать
и понимать
инструкцию к
учебному заданию
сотрудничать со
взрослыми и
сверстниками.
Регулятивные:
адекватно
использовать
ритуалы
школьного
поведения;
работать с
учебными
принадлежностям
и;
принимать цели и
произвольно
включаться в
деятельность;

Усвоить понятия «Близко далеко» Уметь показывать и
называть местонахождение
предмета.
Усвоить понятия «Верху - внизу».
Уметь показывать и называть
местонахождение предмета.
Усвоить понятия «Верху - внизу».
Уметь показывать и называть
местонахождение предмета.
Усвоить понятия «Рядом - около»
Уметь показывать и называть
местонахождение предмета
Усвоить понятия «Между» Уметь
показывать и называть
местонахождение предмета.
Усвоить понятия «Впереди позади» Уметь показывать и
называть местонахождение
предмета.

Уметь правильно называть
понятия, определять
местонахождение предмета в
ряду.
Усвоить пространственновременные понятия. Уметь
сравнивать предметы путём

понятий в речи.

наложения и приложения, на глаз;
различать и находить среди
других фигур одинаковые по
длине предметы.

Представления о форме. Временные представления
40

Квадрат.
Геометрические
фигуры.
Предметы
квадратной
формы

1

Геометрические
фигуры.
Предметы
квадратной
формы.
Обведение
квадрата по
шаблону.
Признаки
квадрата.

41
43

Единица
времени –
сутки. Части
суток
Изображение
частей суток

3

44
46

Представления
времени.
Сегодня,
завтра, вчера

3

47
48
49

Представления
времени.
Неделя
Представления
о величине,
форме, цвете
предметов.

2

Единица времени
– сутки. Части
суток
Изображение
частей суток. Что
мы делаем
утром/днём/вечер
ом/ ночью?
Что мы делали
вчера?
Что ели на
завтрак сегодня?
Какие уроки
будут завтра?
Представления
времени.

1

Характеристика
предмета по
названным
параметрам.
Точка – это
геометрическая
фигура.
Ориентировка на
листе тетради, в
пространстве.
Использование
линейки для
черчения прямых
линий, правила
пользования
линейкой. «Где
встречаются
прямые и кривые
линии?».
Предметы
прямоугольной
формы.
Обведение по
шаблону фигуры
и раскрашивание.
Признаки
прямоугольника.

Представления о форме
50

Геометрическая
фигура «Точка»

1

51
52

Линия. Прямая
линия.
Линейка.
Кривая линия

2

53
54

Прямоугольник
. Предметы
прямоугольной
формы

2

Личностные:
осознание себя
как ученика,
заинтересованног
о посещением
школы,
обучением;
Коммуникативн
ые учебные
действия:
вступать в
контакт и
работать в
коллективе
слушать и
понимать
инструкцию к
учебному заданию
сотрудничать со
взрослыми и
сверстниками.
Регулятивные
учебные
действия:;
работать с
учебными
принадлежностям
и; принимать цели
и
Познавательные
учебные действия:
выделять
существенные,
общие и
отличительные
свойства
предметов
дать простейшие
обобщения,
сравнивать на
наглядном
материале;
пользоваться
знаками,
символами,
предметами
заместителями

Усвоить понятие «Квадрат»
различать и находить среди
других фигур квадрат, находить
предметы квадратной формы
среди окружающих вещей.

Усвоить понятие «сутки»

Усвоить понятия «Сегодня,
завтра, вчера».

Усвоить понятие «Неделя»
Уметь сравнивать предметы путём
наложения и приложения,
различать и находить среди
других фигур одинаковые.
Усвоить понятие «точка», Уметь
ставить точку в заданном месте.

Усвоить понятия «линия, прямая
линия, кривая линия», «линейка».
Усвоить правила пользования
линекой

Усвоить понятие
«прямоугольник» различать и
находить его среди других фигур,
находить предметы
прямоугольной формы среди
окружающих вещей.

Черчение прямой
линии по линейке.

55
56

Треугольник.
Предметы
треугольной
формы

2

57

Геометрические
фигуры.

1

Предметы
треугольной
формы.
Обведение
треугольника по
шаблону.
Признаки
треугольника.
Обведение по
шаблону фигуры
и раскрашивание
Геометрические
фигуры: точка,
круг,
прямоугольник,
квадрат. Выбор
фигуры по
диктовке учителя
и его зарисовка в
тетради.
Раскрашивание

Количественные представления
58
59

Понятие «пара»

2

Понятие «пара».
Что у нас на теле
по паре?
Образование пар
из одинаковых
предметов.
Понятия «больше
- меньше»,
определение
большего числа
приёмом
наложения
предметов из двух
групп.

60

Понятия
«больше меньше».
«Поровну»

1

61

Сравнение
предметов,
двух групп
предметов.
«Столько же»

1

Сравнение
предметов, двух
групп предметов.
Приём
приложения
предметов двух
групп.

2

Характеристика
предмета по
названным
параметрам.

Временные представления
62
63

Повторение
пройденного
материала

Личностные:
осознание себя
как ученика,
заинтересованног
о посещением
школы,
обучением;
способность к
осмыслению
социального
окружения, своего
места в нем;
положительное
отношение к
окружающей
действительности;
целостный,
ориентированный
взгляд на мир;
понимание
личной
ответственности
за свои поступки.
Коммуникативн
ые: вступать в
контакт и
работать в
коллективе;;
слушать и
понимать
инструкцию к
учебному заданию
сотрудничать со
взрослыми и
сверстниками.

Усвоить понятие «треугольник»
различать и находить среди
других фигур треугольник,
находить предметы треугольной
формы среди окружающих вещей.

Регулятивные
учебные действия:
входить и
выходить из
учебного
помещения со
звонком;
адекватно
использовать
ритуалы
школьного
поведения;
работать с
учебными
принадлежностям

Усвоить понятие «столько же».

Уметь различать и находить среди
других фигур квадрат, круг,
треугольник, прямоугольник;
находить предметы квадратной,
треугольной, круглой,
прямоугольной формы среди
окружающих вещей.

Усвоить понятие «пара».

Усвоить понятие «поровну»:
практическое усвоение.

Умение использовать в речи (или
с помощью невербальных средств)
изученные понятия.

64

Итоговый
контроль

1

Проверка
полученных
знаний, умений и
навыков.

65
66

Обобщающий
урок.
Повторение.

2

Использование
изученных
понятий в речи.

Всего:

66 ч.

и; принимать цели
и произвольно
включаться в
деятельность;
передвигаться по
школе, находить
свой класс.
Познавательные
учебные действия:
выделять
существенные,
общие и
отличительные
свойства
предметов,
дать простейшие
обобщения
сравнивать на
наглядном
материале;
пользоваться
знаками,
символами,
предметами
заместителями.

Умение использовать в речи (или
с помощью невербальных средств)
изученные понятия.

Умение использовать в речи (или
с помощью невербальных средств)
изученные понятия.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».