Математические представления

Приложение
к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской
области «Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные
образовательные программы»

«УТВЕРЖДЕНА»

«РАССМОТРЕНА»

приказом № 12

на педагогическом совете

по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»

ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»

от «31» августа 2021 г.

протокол № 01 от «30» августа 2021 г.

Рабочая программа
по учебному предмету
«Математические представления»

г. Приморск
2021

АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития разработана на основе:
­ Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от
07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ).
­ Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и
науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599.
­ Примерная адаптированная основная образовательная программа
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) от 30.03.2015 г.
­ Приказ Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования".
­ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания" от 28.01.2021 N 2.
­ Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и
профессионального образования Ленинградской области от 20.08.2021 г.
№ 19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном
году.
­ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28
декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования».
­ Устав ГБОУ ЛО «Приморска школа-интернат».
­ Локальные акты ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»

Пояснительная записка.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребёнок с
тяжёлыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации,
требующие от него использования математических знаний.
Знания, умения и навыки, приобретаемые ребёнком в ходе освоения
программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в
окружающей

действительности,

т.е.

во

временных,

количественных,

пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.
Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть
элементарными

математическими

представлениями

без

специально

организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети
непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является
важным приёмом в обучении.
Цель обучения – формирование элементарных математических представлений
и умений, применение их в повседневной жизни.
Основными задачами программы являются:
-

формирование

представлений

о

форме,

величине,

количественных,

пространственных, временных представлениях;
-

формирование представлений о количестве, числе; знакомство с цифрами,

составом

числа

в

доступных

ребёнку

пределах;

решения

простых

арифметических задач с опорой на наглядность;
-

формирование способности пользоваться математическими знаниями при

решении сопутствующих возрасту житейских задач.
Место предмета в учебном плане: учебный предмет «Математические
представления» входит в обязательную нагрузку и относится к предметам
федерального компонента. Программа по учебному предмету составлена на
основе АООП образования обучающихся (воспитанников) с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант) ГБОУ ЛО
«Приморская школа-интернат» 2021-2022 года.
Примерный годовой учебный план
по учебному предмету «Математические представления»
1 – 5 классы
Предметная
Классы
Количество часов
область
Учебный
1
2
3
4
5
предмет
кл. кл. кл. кл. кл.
Математика
Математические
представления
68 68 68 68 68

Всего

330

Примерный недельный учебный план
по учебному предмету « Математические представления»
1 – 5 классы
Предметная
область
Математика

Классы
Учебный
предмет
Математические
представления

Количество часов
1
2
3
4
5 Всего
кл. кл. кл. кл. кл.
2

2

2

2

2

10

Примерное содержание предмета
Программа построена на основе следующих разделов: «Количественные
представления», «Представления о форме», «Представления о величине»,
«Пространственные представления», «Временные представления».
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение
предметов в единое множество. Различение множеств «один», «много», «мало»,

«пусто». Сравнение множеств (без пересчёта, с пересчётом). Преобразование
множеств

(увеличение,

уменьшение,

уравнивание

множеств).

Пересчёт

предметов по единице. Счёт равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5).
Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение
числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1-3 (1-5, 1-10,
0-10). Определение места числа (от 0-9) в числовом ряду. Счёт в прямой
(обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых.
Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5(10). Запись
арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько)
единиц в пределах 5(10). Решение задач на увеличение на одну (несколько)
единиц в пределах 5(10). Запись решения задачи в виде арифметического
примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах
5(10). Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение
денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр).
Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения
стоимости. Размен денег.
Представления о величине.
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по
величине. Сравнение двух предметов по величине предмета из трёх
предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по
возрастанию). Различение однородных ( разнородных) предметов по длине.
Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных)
предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов
по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу.
Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов, их назначение.
Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. Различение
предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение
предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с
помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), её назначение.
Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.

Представления о форме.
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма»,
«брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой.
Узнавание (различение) геометрических фигур : треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник. Точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение
геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы
предметов

с

геометрической

фигурой

(треугольник,

квадрат,

круг,

прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник) из двух, трёх, четырёх частей. Составление геометрической
фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счётных палочек. Штриховка
геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка
геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по
шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры
(прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование
геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная),
отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование
круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка.
Пространственные представления.
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом
человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади),
правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения
предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху
(вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за,
над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в
заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация
на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева,
верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая)
часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета

(изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов
(изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение
отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за,
следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в
ряду.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток.
Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели.
Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с
временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий
день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времён года. Знание
порядка следования сезонов в году. Узнавание( различение) месяцев. Знание
последовательности

месяцев

в

году.

Сравнение

людей

по

возрасту.

Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до
получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

Межпредметная связь
В

ходе

реализации

программы

осуществляется

интеграция

со

следующими предметами: «Изобразительная деятельность», «Окружающий
социальный мир», «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек»,
«Коррекционно-развивающие занятия», «Предметно – практические действия».
Основные формы работы с обучающимися
Основной

формой

работы

по

предмету

«Математические

представления» является урок - занятие.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).
Виды деятельности: дидактические игры; работа с дидактическим
материалом; тренировочные упражнения, беседа с обучающимися; речевые

игры; работа с пиктограммами; работа с презентацией; выполнение заданий и
упражнений; устный опрос; диалог.
Технологии

обучения:

здоровьесберегающие,

коррекционно-развивающие,

информационно-коммуникационные,

личностно-ориентированные,

разноуровневое

игровые,

обучение

и

дифференцированный подход.
Программа формирования базовых учебных действий

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена
на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП
образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и
включает следующие задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников,
к

эмоциональному,

коммуникативному

взаимодействию

с

группой

на

задание);

обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
 направленность

взгляда

(на

говорящего

взрослого,

умение выполнять инструкции педагога;
 использование по назначению учебных материалов;
 умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
 в течение определенного периода времени,


от начала до конца,

 заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,
алгоритмом действия и т.д.

Планируемые результаты освоения программы по предмету
«Математические представления».
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2)
результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей.
В связи с этим требования к результатам освоения образовательной
программы представляют собой описание возможных результатов образования
данной категории обучающихся.
Личностные результаты:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в
его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации

к

труду,

работе

на

результат,

бережному

отношению

к

материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
1) Элементарные математические представления о форме, величине;
количественные (дочисловые, пространственные, временные представления.
- Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удалённости.
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
- Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа
в доступных ребёнку пределах, счёт, решение простых арифметических задач
с опорой на наглядность.
- Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов,
обозначать его цифрой.
- Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
- Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10ти.
- Умение обозначать арифметические действия знаками.

- Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько
единиц.
3) Использование математических знаний при решении соответсвующих
возрасту житейских задач.
- Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться
карманными деньгами и т.д.
- Умение определять длину, вес, объём, температуру, время, пользуясь мерками
и измерительными приборами.
- Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
- Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса,
телефона и др.
- Умение различать части суток, соотносить действие с временными
промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий,
определять время по часам, соотносить время с началом и концом
деятельности.
Оценка предметных результатов
по предмету «Математические представления»

Предметные

результаты связаны

с

овладением

обучающимися

содержанием предмета «Математические представления» и характеризуют
достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их
применять в практической деятельности.
Оценка достижений обучающегося.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных
показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых
практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет
действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие
по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не
выполняет»;

Уровни самостоятельности при выполнении заданий
выполняет задание самостоятельно (без ошибок)
выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки
«выполняет действие по инструкции»
(вербальной или невербальной)
выполняет задание по образцу
выполняет действие с частичной физической помощью
выполняет действие со значительной физической
помощью
действие не выполняет
Реакция на воздействия
негативная реакция
нейтральная реакция
положительная реакция

Условные
обозначения
С
СШ

Оценка
достижений
(баллы)
5
4

О
ЧП
ЗП

3
2
1

-

0

НГ
НР
ПР

При оценке результативности обучения учитываются особенности
психического, неврологического и соматического состояния обучающегося.
Выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом
психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных,
речевых, предметных действий, графических работ.
Возможные предметные результаты освоения предмета
«Математические представления» заносятся в мониторинговую карту.
(Приложение 1)

Мониторинг и оценки динамики обучения.

Мониторинг предметных достижений обучающихся осуществляется в 3
этапа:

входящий

сентябрь

(цель:

определить

начальный

уровень

сформированности коммуникативных и речевых навыков),
промежуточный декабрь (цель: определить динамику формирования
коммуникативных и речевых навыков)
итоговый май (цель: определить
коммуникативных и речевых навыков).

динамику

сформированности

(Приложение 1)

Мониторинг и оценка сформированности предметных результатов
по предмету «Математические представления».
Ф. И. обучающегося:
Класс:
№ Математические
представления
Разделы

1.

Пространственны
е представления

2.

Представления о
форме
Представления о
величине
Временные
представления
Количественные
представления

3.
4.
5.

Предметные результаты
входящий
промежуточный
итоговый
Уровень
Оценка
Уровень
Оценка
Уровень
Оценка
самостоят достижени самостоятельн достиже самостоятель достижен
ельности
й
ости при
ний
ности при
ий
при
(баллы)
выполнении
(баллы)
выполнении
(баллы)
выполнен
заданий
заданий
ии
заданий

Материально-техническое обеспечение
Средства обучения:
1.

технические и электронные средства обучения:
- автоматизированное рабочее место учителя с программным

обеспечением;
- телевизор, CD/DVD –проигрыватели;
- аудиомагнитофон;
- мультимедиапроектор; экран;
- видеофильмы и презентации по темам учебного предмета;
- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц;.
2.

цифровые образовательные ресурсы:
- обучающие компьютерные программы, способствующие
формированию у детей доступных математических представлений;

3.

демонстрационный и раздаточный дидактический материал:


наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с
изучаемыми темами; динамических картин и схем по разделам
программы;



пазлы, мозаики, макеты циферблата часов, калькуляторы, весы;



пиктограммы с изображением занятий, режимных моментов и
других событий, карточки с изображением цифр, денежных знаков и
монет;



рабочие

тетради

с

различными

геометрическими

фигурами,

цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания на другой
материал.
4.

учебно -практическое оборудование:

- игровой материал для сюжетных дидактических игр;
- оборудование для проведения практических занятий ;
- оборудование для проведения предметно-практических упражнений
(ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки,
пластилин).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
-

АООП

образования

обучающихся

(воспитанников)

с

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Список учебно-методической литературы:
1.

Программа

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией В.В.
Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год.
2.
1.

Учебники:

Алышева Т.В., Математика 1 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций,

реализующих

адаптированные

основные

общеобразовательные программы. В 2 частях. ФГОС ОВЗ, М.:
«Просвещение», 2019 г.
2.

Алышева Т.В., Математика 2 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций,

реализующих

адаптированные

основные

общеобразовательные программы. В 2 частях. ФГОС ОВЗ, М.:
«Просвещение», 2017 г.
3.

Алышева Т.В., Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций,

реализующих

адаптированные

основные

общеобразовательные программы. В 2 частях. ФГОС ОВЗ, М.:
«Просвещение», 2020 г.
4.

Алышева Т.В., Яковлева И.М., Математика 4 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. В 2 частях. ФГОС ОВЗ,
М.: «Просвещение», 2019 г.
16

5.

Перова М.Н., Капустина Г.М., Математика. 5 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. В 2 частях. ФГОС ОВЗ,
М.: «Просвещение», 2020 г.

17

Учебно-тематический план рабочей программы
по предмету «Математические представления»
1 класс
(2 ч/н х 34 = 68 ч)
№
1
2
3
4
5
Итого:

Наименование тем
Пространственные представления
Представления о форме
Представления о величине
Временные представления
Количественные представления

Кол-во часов
11
18
11
7
21
68

Календарно-тематическое планирование
по предмету «Математические представления»
1 класс
№
п\п

Тема урока

Кол-во Дата
часов

Пространственные представления
Ориентация в пространственном расположении частей
тела на себе: верх(вверху), низ(визу), выше-ниже.
3
Определение месторасположения предметов в
пространстве по словесной инструкции.
4-5
Перемещение в пространстве в заданном направлении:
вверх, вниз.
6-7
Составление предмета (изображения) из двух частей.
Представления о форме
8
Узнавание (различение) геометрической фигуры: круг.
9-10 Соотнесение формы предмета с геометрической
фигурой (круг).
11
Сборка геометрической фигуры (круг) из двух частей.
12
Обводка геометрической фигуры (круг) по шаблону.
13-14 Штриховка геометрической фигуры : круг.
Представления о величине
15
Различение однородных предметов по величине.
1-2

2
1
2
2
1
2
1
1
2
1
18

Сравнение двух предметов по величине способом
приставления.
17-18 Сравнение двух предметов по величине способом
наложения.
Временные представления
19
Узнавание (различение) частей суток.
20
Знание порядка следования частей суток.
Количественные представления
21-22 Нахождение одинаковых предметов.
23
Различение множеств : много-мало.
24
Различение множеств: много-пусто.
Пространственные представления
25
Определение отношения порядка следования: первый,
последний.
26
Перемещение в пространстве в заданном направлении:
вверх, вниз, вперёд, назад.
Представления о форме
27-28 Узнавание (различение) геометрических фигур:
квадрат.
29
Рисование геометрической фигуры (квадрат) по
образцу.
Представления о величине
30
Различение однородных предметов по длине.
31
Сравнение предметов по длине.
32
Различение однородных предметов по ширине.
33
Сравнение предметов по ширине.
Временные представления
34
Узнавание (различение) частей суток.
16

Знание порядка следования частей суток.
Узнавание времён года.
Количественные представления
37-38 Число и цифра 1.
39-40 Соотнесение количества предметов с числом 1.
41
Узнавание цифры 1.
42
Написание цифры 1 (обводка).
Пространственные представления
43
Определение отношения порядка следования: первый,
последний.
44
Определение месторасположения предметов в
пространстве.
Представления о форме
45
Узнавание (различение) геометрической фигуры:
35
36

1
2

1
1
2
1
1
1
1

2
1

1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1

1
19

46
47
48
49-50
51-52

53
54
55
56-57
58-59
60-61
62-63
64
65
66

67-68

квадрат, треугольник.
Соотнесение формы предмета с геометрической
фигурой: квадрат, треугольник.
Сборка геометрической фигуры (квадрат, треугольник)
из двух частей.
Составление геометрической фигуры (квадрат,
треугольник) из счётных палочек.
Обводка геометрической фигуры (квадрат,
треугольник) по шаблону.
Штриховка геометрической фигуры (квадрат,
треугольник).
Количественные представления
Число и цифра 2.
Узнавание цифры 2.
Соотнесение количества предметов с числом.
Пересчёт предметов по единице в пределах 2.
Счёт в прямой последовательности в пределах 2.
Написание цифры 2 (обводка).
Написание цифры 2 (по точкам).
Представления о величине
Различение предметов по высоте.
Сравнение предметов по высоте.
Сравнение двух предметов по высоте способом
приставления.
Временные представления
Различение времён года.

1
1
1
2
2

1
1
1
2
2
2
2
1
1
1

2

Учебно-тематический план рабочей программы
по предмету «Математические представления»
2 класс
(2 ч/н х 34 = 68 ч)
№
1

Наименование тем
Количественные представления

Кол-во часов
20
20

2
3
4
5
Итого:

Представления о форме
Представления о величине
Пространственные представления
Повторение

15
7
10
6
68

Календарно-тематическое планирование
по предмету «Математические представления»
2 класс

№
п/п

Тема урока

Количественные представления (10 ч.)
1.
Нахождение одинаковых предметов.

Колво
часов

Дата

2

2.

Разъединение множеств.

2

3.

Объединение предметов в единое множество.

2

4.

Различение множеств («один», «много»)

2

5.

Сравнение множеств (с пересчетом)

2

Представления о величине (2 ч.)
6.

Различение однородных предметов по величине.

2

Повторение, обобщение (1 час)
7.

Повторение, обобщение.

1

Пространственные представления (2 часа)

8.

Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом
человеке (верх, низ).

2

Временные представления (4 часа)

9.

Узнавание частей суток.

2

10.

Различение частей суток.

2

Повторение, обобщение (1 час)

11.

Повторение обобщение.

1

Количественные представления (4 часа)

12.

Различение множеств («много», «мало»)

2

13.

Различение множеств («много», «пусто»)

2

21

Представления о форме (4 часа)

14.

Узнавание геометрических фигур: шар

2

15.

Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.

2

Представления о величине (2 часа)

16.

Сравнение двух предметов по величине способом приложения
(приставления).

2

Пространственные представления (1 час)

17.

Ориентация в пространственном расположении частей тела на
изображении: верх(вверху) , низ (внизу).

1

Временные представления (2 часа)

18.

Знание порядка следования частей суток.

1

19.

Узнавание дней недели.

1

Повторение, обобщение (1 час)

20.

Повторение, обобщение.

1

Количественные представления (3 часа)

21.

Различение множеств «один», «много», «мало», «пусто»

1

22.

Сравнение множеств без пересчета.

1

23.

Сравнение множеств без пересчета, с пересчетом.

1

Повторение, обобщение (1 час)
24.

Повторение обобщение.

1

Представления о форме (6 часов)

25.

Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «брусок»

1

26.

Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой.

1

27.

Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат.

1

28.

Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой
(треугольник)
Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой
(квадрат)
Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой
(треугольник, квадрат)

1

29.
30.

1
1

Представления о величине (2 часа)

31.
32.

Сравнение двух предметов по величине способом приложения, «на
глаз».
Сравнение двух предметов по величине способом приложения
(приставления), «на глаз», наложения.

1
1

Пространственные представления (3часа)

33.
34.

Ориентация в пространственном расположении частей тела на (другом
человеке, изображении): перед (спереди) , зад (сзади).
Ориентация в пространственном расположении частей тела на (другом
человеке, изображении): правая (левая) рука.

1
1

22

Ориентация в пространственном расположении частей тела на (другом
человеке, изображении): правая (левая) нога.
36. Ориентация в пространственном расположении частей тела на (другом
человеке, изображении): правая (левая) сторона тела.
Временные представления (2часа)

35.

1
1

37.

Последовательность дней недели.

1

38.

Смена дней: вчера, сегодня.

1

Повторение, обобщение (1 час)
39.

Повторение, обобщение.

1

Количественные представления (3 часа)

40.

Преобразование множеств (увеличение).

1

41.

Написание цифры 3.

1

42.

Пересчет предметов по единице.

1

Представления о форме (5 часов)

43.

Соотнесение формы предмета с геометрическим телом , фигурой.

1

44.

Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг.

1

45.

1

46.

Соотнесение предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат,
круг).
Сборка геометрической фигуры из 2х частей (квадрат).

47.

Сборка геометрической фигуры из 3х частей (квадрат).

1

1

Представления о величине ( 1 час).
Определение среднего по величине предмета из трёх предложенных
предметов.
Пространственные представления (4 часа)

48.

1

1

51.

Определение местоположения предметов в пространстве: близко (около,
рядом) далеко (там).
Определение местоположения предметов в пространстве: сверху (вверху),
снизу (внизу).
Определение местоположения предметов в пространстве: впереди, сзади.

52.

Определение местоположения предметов в пространстве: справа, слева.

1

49.
50.

1
1

Временные представления (2 часа)
Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом.

1

Соотнесение деятельности с временным промежутком: вчера, сегодня,
завтра.
Повторение, обобщение (1 час)

1

53.
54.

55.

Повторение обобщение.

1

23

Учебно-тематический план рабочей программы
по предмету «Математические представления»
3 класс
(2 ч/н х 34 = 68 ч)
№
1
2
3
4
5
6
Итого:

Наименование тем
Представления о величине
Количественные представления
Временные представления
Представления о форме
Пространственные представления
Повторение

Кол-во часов
10
28
5
9
9
7
68

Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Математические представления»
3 класс
№ п\п
Тема урока
Представление о величине
1
Представление о величине. Понятия: большой маленький
2
Большой – маленький. Сортировка предметов по
величине.
3
Представление о величине. Понятия: высокийнизкий
4
Сравнение предметов по ширине: широкий узкий, шире - уже, одинаковые по ширине
5
Представление о величине. Понятия: длинный короткий.
6
Различение однородных предметов по длине.
7
Сравнение предметов по весу: тяжёлый - легкий.
8
Сравнивание предметов по толщине: толстый –
тонкий, толще – тоньше, одинаковые по
толщине.
9
Различение однородных предметов по величине.
10
Составление упорядоченного ряда по
возрастанию (из трех предметов)
Количественные представления
11
12

13

Количественные понятия «много, «мало».
Повторение.
Сравнение двух -трёх предметных
совокупностей: больше, меньше, столько же,
равное, одинаковое количество.
Сравнение двух -трёх предметных
совокупностей: больше, меньше, столько же,

Кол-во часов

Дата

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1

1

24

равное, одинаковое количество.
Количественные понятия «несколько», «один»,
«ни одного».
15
Количественные понятия «несколько», «один»,
«ни одного».
16
Сравнение количества предметов одной
совокупности до и после изменения количества
предметов, её составляющих.
17
Сравнение количества предметов одной
совокупности до и после изменения количества
предметов, её составляющих.
18
Преобразование множеств (увеличение)
19
Преобразование множеств (уменьшение)
20
Преобразование множеств (уравнивание).
21
Пересчет предметов по единице.
Временные представления
14

Времена года: порядок следования,
характеристика каждого времени года.
23
Временные понятия: «утро», «день», «вечер»,
«ночь».
24
Временные понятия: «утро», «день», «вечер»,
«ночь». Лото "Части суток"
25
Режим дня.
26
Понятия: рано-поздно.
Представления о форме
27
Шар – круг. Сравнение объемной и плоской
фигуры.
28
Куб - квадрат. Сравнение объемной и плоской
фигуры.
29
Соотнесение геометрического тела с
геометрической фигурой: куб – квадрат, шар –
круг.
30
Соотнесение формы предмета с
геометрическими телами
31
Сборка объемных фигур из частей в одно целое.
32
Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Раскрашивание изображения фигур одинаковой
формы определенным цветом.
33
Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Составление фигур из разрезных частей.
34
«Домик». Аппликация из геометрических
фигур.
35
Прямоугольник. Штриховка изображения
фигуры.
Пространственные представления
36
Перемещение в пространстве в заданном
направлении: вперед
37
Перемещение в пространстве в заданном
направлении: назад
22

1
1
1

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1

1
1
25

Ориентировка в пространстве: верх – низ,
вверху – внизу.
39
Ориентировка на тетрадном листе: верх – низ,
вверху – внизу, в середине.
40
Ориентировка в пространстве: впереди – позади.
41
Ориентировка в пространстве: право – лево,
справа – слева.
42
Ориентировка в пространстве: право – лево,
справа – слева.
43
Ориентировка на тетрадном листе: право – лево,
справа – слева.
44
Графический диктант.
Количественные представления
45
Число и цифра 1. Соотношение количества
предметов с цифрой 1. Написание цифры 1
46
Число и цифра 2 Соотношение количества
предметов с цифрой 2. Написание цифры 2
47
Понятие "пара". Практические действия.
48
Число и цифра 3 Соотношение количества
предметов с цифрой 3. Образование числа
3.Написание цифры 3
49
Счёт в прямой и обратной последовательности в
пределах 3
50
Соотнесение количества предметов в пределах
3.
51
Составление изображения из двух - трех частей.
52
Меры стоимости. Знакомство с монетами: 1 к.,
2 к., 3 к.
53
Знакомство с монетами: 1 к., 2 к., 3 к.
Дидактическая игра "Магазин".
54
Сравнение чисел в пределах 3.
55
Решение примеров на сложение в пределах 3
56
Решение примеров на вычитание в пределах 3
57
Число и цифра 4. Соотношение количества
предметов с цифрой 4. Написание цифры 4
58
Число и цифра 4. Соотношение количества
предметов с цифрой 4. Написание цифры 4
59
Сравнение чисел в пределах 4.
60
Составление простых арифметических задач по
практическим действиям.
61
Составление простых арифметических задач по
практическим действиям.
Повторение
62
Повторение. Представление о величине.
63
Повторение. Пространственные отношения.
64
Повторение. Различение времен года.
65
Повторение. Сутки. Соотнесение названий
частей суток с соответствующими картинками
66
Повторение. Геометрический материал.
67
Повторение. Числовой ряд 1-4. Сравнение
38

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
26

68

чисел.
Составление и решение примеров и задач (по
практическим действиям)
Всего за год: 68 часов

1

27

Учебно-тематический план рабочей программы
по предмету «Математические представления»
4 класс
(2 ч/н х 34 = 68 ч)
№
1

2

3
4

5

Наименование тем
Элементарные «дочисловые» и числовые
математические представления (представления о
форме, величине, длине, высоте, ширине).
Практические действия с дискретными и
непрерывными множествами (пересыпание,
переливание, перекладывание)
Математические операции (счёт, пересчёт, цифры,
соотнесение)
Математика в житейских ситуациях (проблемные
задачи), в игровой и в продуктивных видах
деятельности (лепка, рисование, конструирование,
аппликация)
Операции измерения

Итого:

Кол-во часов
32

8

17
5

6
68

Календарно-тематическое планирование
по предмету «Математические представления»
4 класс
Тема урока

№
п/п

кол-во
часов

I четверть (16 часов)
Повторение
1.

Диагностика актуальных знаний, умений.

1

Элементарные дочисловые и числовые математические представления
(представления о форме, о величине - длина, высота, ширина)

2.

Понятие «пара». Нахождение парных предметов (по одному - двум
признакам).
28

3.
4.
5.
6.

Выбор, группировка предметов по определенному качественному
признаку: форме, цвету и величине.
Узнавание предмета по его описанию с указанием цвета, формы,
величины.
Длинный – короткий. Различение однородных (разнородных)
предметов по длине.
Высокий – низкий. Сравнение предметов по высоте.

7.

Широкий – узкий. Сравнение предметов по ширине.

8.

Геометрическая фигура – круг.

9.
10.

Различение круглых (некруглых) геометрических тел. Рисование
геометрической фигуры – круг.
Геометрическая фигура – квадрат.

11.

Рисование квадрата по трафарету, по клеточкам.

12.

Геометрическая фигура – треугольник. Рисование треугольника.

13.

Составление геометрических фигур из нескольких частей.

14.

Объединение одинаковых по форме предметов.

15.

Контрольная работа за четверть.

16.

Закрепление. Различение (разнородных по одному признаку)
предметов по величине.

1

1

1

1

1

1

Дано: 16 часов Из них: 8 часов очно, 8 часов заочно
По программе: 16 часов

1.
2.

II четверть (16 часов)
Точка. Линия. Рисование точек, вертикальных линий на различной
поверхности.
Положение предметов в пространстве. Вверху, внизу

3.

Положение предметов в пространстве. Вперед - назад

4.

Право – лево, выполнение упражнений по заданию

5.

Положение предметов в пространстве (далеко-близко)

6.
7.

Положение предметов в пространстве. Понятия : посередине,
между.
Определение месторасположения предметов в пространстве.

1

1

1

1

8.

Перемещение в пространстве в заданном направлении.

9.

Составление предмета (изображения) из нескольких частей.

1

10.

Мы строители. Выполнение по образцу (словесной
инструкции) различных конструкций.
Составление целого из двух половинок.

1

11.

29

12.

Складывание разрезных картинок, состоящих из 2-3 частей

13.

Подбор недостающей части предмета.

1

14.
15.

Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной
половины) предмета.
Контрольная работа за четверть

1

16.

Положение предметов в пространстве (над, под)

1.
2.

Дано: 16 часов Из них: 8 часов очно, 8 часов заочно
По программе: 16 часов
III четверть (20 часов)
Практические действия с дискретными и непрерывными множествами
(пересыпание, переливание, перекладывание и др.)
Определение количества: один, много, мало, пусто
1
Определение количества. Упражнение «Набрось колечко»

5.

Игровые упражнения на выделение количества предметов. Игра
«Чудесный мешочек»
Игры-экспериментирования с природным материалом и
пластилином
Понятия: пустой-полный

6.

Практические действия с песком.

7.

Сравнение множеств. Понятия: больше, меньше.

3.
4.

1

1

1

8.

Сравнение множеств. Понятия: больше, меньше, одинаково
(равное количество).

9.

Повторение. Число и цифра 1 (2, 3).

1

10.
11.

Выкладывание цифр 1, 2, 3 из палочек, лепка из пластилина,
зарисовка на доске, на бумаге
Письмо цифр 1, 2, 3 по трафарету и по точкам

1

12.

Число и цифра 4.

13.

Практические упражнения на выделение количества
предметов в пределах 4.
Рисование цифр 1-4 по точкам, трафаретам.

1

1

16.

Упражнения в самостоятельном письме цифр на доске, в
тетради
Соотнесение количества с цифрой.

17.

Знаки действий. Запись примеров на сложение и вычитание.

1

14.
15.

18.
19.
20.

Сложение и вычитание в пределах 4.
Контрольная работа за четверть

1

Закрепление. Игровые упражнения н выделение количества
предметов (один, два, много)
30

IV четверть(16 часов)
1.-2
3-4
5

6
7

8.
9.
10.

Решение задач на увеличение на одну единицу в пределах 4 (на
наглядном материале-жизненные ситуации)
Решение задач на увеличение на одну единицу в пределах 4 (на
наглядном материале-жизненные ситуации)
Закрепление. Урок-игра «Спасение Колобка»

1
1
1

Математика в житейских ситуациях (проблемные задачи), в игровой и в
продуктивных видах деятельности (лепка, рисование, конструирование,
аппликация)
Дидактическая игра «День рождения медвежонка» (предметызаместители)
Выкладывание на плоскости листа сюжетных картинок по
1
подражанию действиям взрослого, по словесной инструкции
педагога.
Лепка из пластилина предметов различной величины.
Тренировочные упражнения с применением шнуровок разного
размера.
Составление узоров из готовых элементов (в квадрате, в круге)

1

11.

Сутки. Узнавание (различение) частей суток.

12.

Порядок следования частей суток.

13.

1

14.

Условная мерка. Практические действия с использованием
условных мерок.
Сравнение величин с помощью условных мерок.

15.

Годовая контрольная работа.

1

16.

Занимательная математика. Игровые упражнения.

1

31

Учебно-тематический план рабочей программы
по предмету «Математические представления»
5 класс
(2 ч/н х 34 = 68 ч)
№
1
2
3
4
5
Итого:

Наименование тем
Пространственные представления
Представления о форме
Количественные представления
Представления о величине
Временные представления

Кол-во часов
11
13
29
9
6
68

Календарно-тематическое планирование
по предмету «Математические представления»
5 класс
№
п/п

Дата

Кол-во
часов

1-2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

9

1

10

1

11

1

Тема урока
Пространственные представления - 6 часов
Ориентация в пространственном расположении
частей тела на себе.
Определение месторасположения предметов в
пространстве.
Перемещение в пространстве в заданном
направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо,
влево.
Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу
(низ), в середине (центре).
Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу
(низ), в середине (центре).
Составление предмета (изображения) из нескольких
частей.
Представление о форме – 7 часов
Узнавание геометрических фигур: треугольник,
квадрат, круг.
Различение геометрических фигур: треугольник,
квадрат, круг.
Соотнесение формы предметов с геометрической
фигурой треугольник, квадрат, круг.
Сборка геометрической фигуры (треугольник,
32

12

1

13

1

14

1

15
16

1
1

17
18
19
20

1
1
1
1

21

1

22

1

23

1

24

1

25

1

26
27

1
1

28

1

29

1

30

1

31

1

32

1

33

1

квадрат, круг) из 3-х, 4-х) частей.
Составление геометрической фигуры (треугольник,
квадрат) из счетных палочек.
Штриховка геометрической фигуры
(треугольник, квадрат, круг).
Обводка геометрической фигуры (треугольник,
квадрат, круг).
Количественные представления – 6 часов
Нахождение одинаковых предметов.
Различение множеств («один», «много», «мало»,
«пусто»).
Число и цифра 1.
Число и цифра 2.
Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Состав числа 2 из двух слагаемых.
Представления о величине – 5 часов
Различение однородных (разнородных по одному
признаку) предметов по величине.
Сравнение двух предметов по величине способом
приложения (приставления).
Сравнение двух предметов по величине способом
«на глаз», наложения.
Различение однородных (разнородных) предметов
по длине.
Сравнение предметов по длине.
Временные представления – 2 часа
Различение времен года.
Узнавание (различение) частей суток.
Пространственные представления – 2 часа
Определение отношения порядка следования:
первый, последний, следующий за, между.
Перемещение в пространстве в заданном
направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо,
влево.
Представление о форме – 4 часа
Узнавание (различение) геометрических фигур:
точка, линия.
Узнавание (различение) геометрических фигур:
точка, линия.
Обводка геометрической фигуры (треугольник,
квадрат, круг) по шаблону (контурной линии).
Рисование геометрической фигуры (точка, линия,
круг).
33

34
35
36
37

1
1
1
1

38
39
40

1
1
1

41

1

42

1

43
44
45

1
1
1

46
47
48
49

1
1
1
1

50

1

51

1

52

1

53

1

54

1

55
56
57
58
59

1
1
1
1
1

Количественные представления – 8 часов
Число и цифра 3.
Число и цифра 3.
Пересчет предметов по единице в пределах 3.
Соотнесение количества предметов с числом в
пределах 3.
Состав числа 3 из двух слагаемых.
Состав числа 3 из двух слагаемых.
Сложение (вычитание) предметных множеств в
пределах 3.
Сложение (вычитание) предметных множеств в
пределах 3.
Представления о величине – 4 часа
Различение однородных (разнородных) предметов
по ширине.
Сравнение предметов по ширине.
Различение предметов по высоте.
Сравнение предметов по высоте.
Временные представления – 4 часа
Узнавание (различение) частей суток.
Знание порядка следования частей суток.
Различение времен года.
Соотнесение деятельности с временным
промежутком: сейчас, потом.
Пространственные представления – 3 часа
Определение месторасположения предметов в
пространстве.
Ориентация на плоскости: справа, слева, верхний
(нижний, правый, левый) край листа.
Ориентация на плоскости: справа, слева, верхний
(нижний, правый, левый) край листа.
Представление о форме – 2 часа
Узнавание (различение) геометрических тел:
«шар», «куб».
Узнавание (различение) геометрических тел:
«шар», «куб».
Количественные представления – 15 часов
Число и цифра 4.
Число и цифра 4.
Соотнесение количества предметов с числом.
Пересчет предметов по единице в пределах 4.
Счет в прямой (обратной) последовательности в
пределах 4.
34

60
61
62

1
1
1

63

1

64

1

65
66

1
1

67

1

68
69

1
1

Состав числа 4 из двух слагаемых.
Состав числа 4 из двух слагаемых.
Сложение (вычитание) предметных множеств в
пределах 4.
Сложение (вычитание) предметных множеств в
пределах 4.
Выполнение арифметических действий на
калькуляторе.
Построение геометрической фигуры по точкам.
Запись решения задачи в виде арифметического
примера.
Различение однородных (разнородных по одному
признаку) предметов по величине.
Узнавание (различение) частей суток.
Диагностическая работа.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».