Профессионально – трудовое обучение . Швейное дело 5 класс

Приложение
к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС ОУО
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
(протокол № 01 от «30» августа 2021 года)

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
от «31» августа 2021года

Рабочая программа
по учебному предмету
«Профессионально – трудовое обучение
(профиль- швейное дело)»
5 класс

г. Приморск
2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Профессионально – трудовое обучение» разработана на основе
Примерной адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями); и сформирован в соответствии с документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции
Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»);
2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования";
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" от 28.01.2021 N 2;
5. Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования
Ленинградской области от 20.08.2021 г. № 19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022
учебном году;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28декабря 2018 года № 345 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих

государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования»;
7. Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
8. Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.

Роль и место дисциплины
Трудовое обучение носит коррекционную и практическую направленность. Коррекционная направленность
проявляется в области речевого развития детей, т.к. важнейшая цель уроков трудового обучения – формирование
речи через профессиональную терминологию и облегчения социализации.
В процессе обучения проводится коррекционная работа по исправлению недостатков всех сторон речи и мелкой
моторики ребенка.
Адресат
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 5 класса специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида.

Соответствие Государственному образовательному стандарту
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания
и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены
стандартом.
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник «Технология обработки ткани», 5
класс для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы
Чернякова В.Н. «Технология обработки ткани» 5 класс Москва. «Просвещение». 2011г
Структурно и содержательно программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала
опирается на ранее полученные знания во время уроков труда. Программа рассчитана на 204 часа в год, 6 ч в неделю.
Срок реализации настоящей программы 1 учебный год.
Цели и задачи предмета
Целью профессионально-трудового обучения является:
овладение учащимися общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии
изготовления женской и детской легкой одежды..
Для её достижения в процессе трудового обучения решаются следующие задачи:
 развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям
труда, общественной активности и т.д.);
 обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка учащихся к

выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
 расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей
деятельности человека;
 расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно- исторических традициях в мире
вещей;
 расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
 ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
 ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к
определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной
профильной трудовой подготовки;
 формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности
производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми
связаны профили трудового обучения в школе;
 ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в
процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебнопроизводственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья
учащихся;

 формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и

первоначальных

экономических

знаний,

необходимых

для

участия

в

общественно

полезном,

производительном труде;
 формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой
деятельности;
 совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в
предметно-преобразующей деятельности;
 коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения,
мышления, речи);
 коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение);
 коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
 развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль
и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
 формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками
информации;
 формирование

коммуникативной

культуры,

развитие

активности,

целенаправленности,

инициативности.
Перечисленные

задачи

реализовываются

комплексно,

в

тесной

связи

общеобразовательных предметов и проводимой в школе воспитательной работой.

с

преподаванием

Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и
легкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской легкой одежды.
В 5 классе учащиеся знакомятся с устройством швейной машины. Предусмотрены упражнения по
освоению приемов работы на ней. Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов проводится
и по другим разделам программы, для чего специально выделяется время на занятиях. В программу 5 класса
включены темы по обработке прямых, косых и закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых
швейных изделиях, снятию мерок, построению чертежа.

Основные направления коррекционной работы:








развитие образного зрительного и слухового восприятия;
развитие пространственной ориентации и воображения технического мышления;
развитие основных мыслительных операций, анализу трудового процесса;
коррекция связной устной речи;
развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
обогащение словаря;
развитие трудовых и волевых качеств учащихся.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Умственная отсталость - это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие
диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной
отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей.
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на
дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее,
представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность
детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения,
замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия
первой и второй сигнальных систем и др.).
В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной
отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние
органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными
все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторнодвигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность,
речь и поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности

возрастных

психологических

новообразований

и,

главное,

в

неравномерности,

нарушении

целостности

психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и
культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и
снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой
подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но
и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и
прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вместе с тем, Российская дефектология (как правопреемница
советской) руководствуется теоретическим постулатом Л.С. Выготского о том, что своевременная педагогическая
коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей.

Особые образовательные потребности обучающихся
с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но
и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно,

атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на
многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития
интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как
общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и
использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ
образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в
образовательном процессе.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие
специфические образовательные потребности:
•

раннее получение специальной помощи средствами образования;

•

обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание

предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
•

научный, практико-ориентированный, действенный характер содержа-ния образования;

•

доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

•

систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их

«переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
•

обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом

функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
•

использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся,

демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
•

развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных

особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
•

специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по

показу, подражанию по словесной инструкции;
•

стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации
личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и
совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические
новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных
предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий.

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения
предметными результатами, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей
(законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на
АООП (вариант 2).

В результате обучения учащиеся научатся (минимальный
уровень):


трудовым и технологическим знаниям и умениям по преобразованию и использованию материалов, энергии,

информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми
функциональными и эстетическими показателями;


умениям ориентироваться в мире профессий, оценивать свои

профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и
профессиональные планы;


навыкам использования распространенных ручных инструментов; уважительного отношения к труду и
результатам труда.

В результате обучения учащиеся получат возможность
научиться (достаточный уровень):


основным технологическим понятиям и характеристикам;



узнают назначение и технологические свойства материалов;



назначению применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;



понятиям о профессиях и специальностях, связанных с обработкой материалов, созданием изделий из них,
получением продукции; выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и
работы:



рационально организовывать свое рабочее место;



находить необходимую информацию в различных источниках;



применять конструкторскую и технологическую документацию;



составлять последовательность выполнения технологической операции;



соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями,
машинами и оборудованием;



находить и устранять допущенные дефекты;



проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием
освоенных технологий и доступных материалов;



планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;



распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:


понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды
обитания;



развития творческих способностей;



создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений,
машин и оборудования;



изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;



изготовления или ремонта изделий;



выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;



оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;



построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.

Планируемые

результаты освоения учебного предмета

Программы учебных предметов в старших классах ориентированы на формирование у обучающихся личностных ,
метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения обучающимися предмета
«швейное дело»
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: осознавать себя как гражданина России,
имеющего определенные права и обязанности; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так
и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную
социальную деятельность; осознанно относиться к выбору профессии; бережно относиться к культурно- историческому
наследию родного края и страны.

У ученика будут сформированы:

- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций
будущей социализации и стратификации;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для
удовлетворения перспективных
потребностей;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ с учётом общности интересов и
возможностей членов трудового коллектива;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера;
формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.

Ученик получит возможность для формирования:
- социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности,
на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Регулятивные учебные действия

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых
учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на
основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; осуществлять
самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.

Ученик научится:
- учитывать выделенные
учителем
сотрудничестве с учителем;

ориентиры действия

в

новом учебном материале в

- учитывать установленные

в

и

контроле способа решения.

правила

Ученик получит возможность научиться:

планировании

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации с помощью учителя;
- различать способ и результат действия.
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное желание и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения
интересов;
- задавать вопросы;
- контролировать свои и действия партнера;
- использовать речевые средства (как в вербальной, так и в невербальной форме) для регуляции своего
действия;
- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- использовать элементарную коммуникативную компетенцию, как способность и готовность общаться с
учетом своих речевых возможностей и потребностей;
- применять правила речевого, неречевого поведения.

Познавательные учебные действия
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно- пространственную организацию; использовать
логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей,
причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в
соответствии с индивидуальными возможностями; применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; использовать в
жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения
между объектами и процессами.

Ученик научится:
- проводить сравнение;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять помощь учителя и формулировать познавательную цель;

- ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного
внимания;
- оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его
реализации, так и в конце
действия; строить коммуникацию (речевое высказывание) в устной, письменной, знаково-символической форме;
- осваивать начальные лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне
устной и письменной речью, расширить свой лингвистический кругозор;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие
компоненты;
- осуществлять сравнение, классификацию, выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают: умение вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; дифференцированно использовать разные

виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом
специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый - незнакомый и т.п.); использовать разные виды делового
письма для решения жизненно значимых задач; использовать разные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.

Ученик научится:
- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание.
Ученик получит возможность научиться:
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- слушать собеседника.
- развивать этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- установка на здоровый образ жизни;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета
«швейное дело» :


осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности;



формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ);



организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и
координация совместной познавательно- трудовой деятельности с другими её участниками; объективное
оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач

коллектива;


оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных

возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и
показателям; обоснование путей и
средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;


соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой

деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической
культурой производства;


оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм,
эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

Предметные результаты освоения учащимися предмета
«швейное дело» :
в познавательной сфере:


выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, соблюдение норм и правил
безопасного труда, пожарной безопасности,

правил санитарии и гигиены;



контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с
использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и
обоснование способов их исправления;

в мотивационной сфере:


оценивание своей способности к труду в конкретной предметной

деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;



согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников
познавательно-трудовой деятельности;



формирование представлений о мире профессий, связанными с изучаемыми технологиями, их востребованность
на рынках труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших

классах или будущей профессии;


стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда;

в эстетической сфере:


овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;



рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований организации труда;



умение выражать себя в доступных видах и формах художественно- прикладного творчества; художественное
оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;



опрятное содержание рабочей одежды;

в коммуникативной сфере:


практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом
позиции другого и уметь

согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию,
учитывать намерения и способы коммуникации партнёра;



становление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы, эффективное сотрудничество и
способствование эффективной

кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и
учителями;


адекватное использование речевых средств для решения различных

коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных
высказываний; публичная презентация;
в физиолого-психологической сфере:


развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с
помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных
технологических операций;



соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;

Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются
оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и
педагогических кадров.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи:
•

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,

описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
•

ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение

планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
•

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных

и личностных результатов;
•

предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной

организации;
•

позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной

компетенции.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (инте-ллектуальными нарушениями) в овладении
АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к
осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:
1)дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2)объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном
развитии обучающихся;

3)единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет
обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание
методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации,
обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений
обучающихся.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями,
необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие
социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении
социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Для

полноты

оценки

личностных

результатов

освоения

обучающимися

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку
основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных
средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем
условных единицах:
0 баллов ― нет фиксируемой динамики;
1 балл ― минимальная динамика;

2 балла ― удовлетворительная динамика;
3 балла ― значительная динамика.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник
наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и
отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и
характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны
выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности
ученика и овладении им социальным опытом.

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с
оценками типа:

Качество освоения

Уровень достижений

Отметка в балльной шкале

90-100 %

высокий

«5»

65-89 %

повышенный

«5»

50- 65 %

средний

«4»

30-50 %

минимальный

«3»

программы

Программа формирования базовых учебных действий (БУД)
Программа

формирования

базовых

учебных

действий

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего
школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения
АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности,
которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами
профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
•

формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

•

овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный

компонент учебной

деятельности;
•

развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность,

контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Характеристика базовых учебных действий
Группа БУД
Личностные учебные
действия:готовность
ребенка к принятию
новой роли ученика
Коммуникативные
учебные действия:
способность вступать
в коммуникацию
Регулятивные учебные
действия: успешность
работы на любом
уроке
Познавательные
учебные действия:
начальные логические
операции

Учебные действия и умения
- начальное осознание себя как ученика, одноклассника, друга;
- формирование положительного отношения к окружающей действительности;
- формирование самостоятельности в выполнении учебных заданий, поручений;
- понимание личной ответственности за свои поступки;
- формирование готовности к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
- доброжелательно относиться, сопереживать окружающим.
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т.д.);
- принимать цели, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
- выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов;
- читать; писать; выполнять арифметические действия;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание).

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать
индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом
направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую
систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с
учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому
указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его
самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки,
которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по
замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в
овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех

учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени
обучения.
Таблица оценки сформированности базовых учебных действий

Группа БУД

Перечень учебных действий

Оценка сформированности
(в баллах)
0

Личностные
учебные
действия

осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива,
пользоваться соответствующими правами
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и
своих товарищей
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности
активно включаться в общеполезную социальную деятельность
осознанно относиться к выбору профессии
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны

1

2

3

4

5

понимать личную ответственность за свои поступки на основе
представлений о этических нормах и правилах поведения в современном
обществе
соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и
обществе

Максимум 45 баллов
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
Коммуникативные учебные взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)
действия
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою точку зрения, аргументировать свою позицию

дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний
(вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус,
знакомый - незнакомый и т.п.)
использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач
использовать разные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе
информационные

Максимум 25 баллов
Регулятивные
учебные
действия

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения

практических и учебных задач
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии
с ней свою деятельность

Максимум 20 баллов
Познавательные

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию
использоватьлогические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале,
основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета и для решения познавательных и практических задач
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами
и процессами

Максимум 20 баллов

Формы организации образовательного процесса
Сегодня ученика начальной школы необходимо вооружить универсальными учебными действиями, которыми он
сможет воспользоваться при самостоятельном познании, при решении новых учебных задач.
Только разнообразие организационных форм обеспечит рост, познавательных мотивов, поможет ученику научиться
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Основной формой организации образовательного процесса обучения труду является урок. Основные типы
уроков: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок,
урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок — игра.
Технологии обучения:
1. Традиционные технологии: объяснительно-иллюстративные.
2. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного педагогического процесса: педагогика
сотрудничества; гуманно – личностная; уровневая дифференциация; проблемное обучение;

информационно-

коммуникационные технологии; здоровье сберегающие технологии; коллективный способ обучения (работа в парах
постоянного и сменного состава).
Виды и формы контроля: обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальная
работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода; выборочная проверка упражнения;
взаимопроверка; контрольные и самостоятельные работы.
Формы работы: индивидуальная работа; групповая работа; парная работа; коллективная работа; фронтальная работа;
дифференцированно - групповая работа;

Структура программы
•

Швейные машины с электроприводом и производственные машины.

•

Обработка узлов швейных изделий.

•

Построение чертежей швейных изделий.

•

Пооперационное разделение труда.

•

Практическое повторение.

•

Ремонт одежды и белья.

•

Самостоятельная работа.

К концу обучения швейному делу в 5-ом классе учащиеся

должны знать:
•

названия наиболее распространенных хлопчатобумажных тканей, из строение,основные свойства и применение;

•

механизмы швейной машины с ножным приводом, их взаимодействие и основные регулировки;

•

характеристику машинных швов: вподгибку, двойного, накладного и запошивочного;

•

последовательность пошива однодетальных изделий с прямыми срезами

должны уметь:
•

распознавать хлопчатобумажные ткани;

•
выполнять машинные швы — вподгибку и накладной заданных размеров, двойной и запошивочный —
стандартных размеров;
•

выполнять раскрой и стачивание долевых, поперечных и косых обтачек;

•

обрабатывать косые срезы тканей долевой обтачкой, закругленные срезы — косой обтачкой;

•

составлять план пошива однодетальных изделий.
Учебно-тематический план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Название темы

Кол-во
часов

Швейная машина с ножным
приводом
Обработка узлов швейных изделий
Построение чертежей швейных
изделий
Пошив швейных изделий
Практическое повторение
Ремонт одежды
Самостоятельная работа
Итого:

10

Теоретические Проверочные
и практичесработы
кие работы
10
тест

42
32

42
32

72
34
6
18
204 ч.

72
34
6
18
204ч.

18

Календарно-тематическое планирование
(швейное дело) 5 класс
№ п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во
часов

Швейная машина — 12 час
1

2

3

4
5

6

Вводный инструктаж.
Вводное занятие. Беседа о профессии швеи.
Ознакомление с задачами обучения и планом
работы на год и четверть. Правила поведения и
безопасной работы в швейной мастерской.
Санитарно-гигиенические требования. Организация
рабочего места. Подготовка рабочей формы,
материалов и инструментов. Распределение рабочих
мест.
Повторение пройденного. Хлопчатобумажное
волокно. Получение ткани. Лицевая и изнаночная
стороны, долевая и поперечные нити в ткани.
Повторение пройденного. Инструменты и
приспособления для ручных работ.
Швейная машина: марки, скорости, виды
выполняемых работ, основные механизмы, заправка
верхней и нижней ниток.
Правила безопасности при работе на швейной
машине. Упражнение. Пуск и остановка швейной
машины. Рабочий и свободный ход швейной
машины.

1

1

1

1
1

1

Плановые
сроки
проведения

Примечание

7

8
9

10

11
12

13
14
15
16
17
18
19
20
21

Организация рабочего места.
Упражнение. Наматывание нитки на
шпульку.Заправка верхней и нижней ниток.
Упражнение. Строчка на бумаге и ткани по
прямым, закругленным и зигзагообразным линиям.
Практическая работа. Правильная посадка во
время работы на машине (положение рук, ног,
корпуса).
Практическая работа. Подготовка машины к работе
(наружный осмотр, включение и выключение,
наматывание шпульки, заправка верхней и нижней
ниток).
Положение изделия на машинном рабочем месте.
Практическая работа. Выполнение машинных
строчек с ориентиром на лапку (прямых,
закругленных, зигзагообразных).
Работа с тканью — 18 час
Представление о волокне: внешний вид,
употребление.
Виды волокон.
Головной или носовой платок, обработанный
краевым швом вподгибку с закрытым срезом.
Название тканей, используемых для изготовления
данного изделия (ситец, батист).
Ручные и машинные работы при пошиве изделия.
Практическая работа. Заметывание поперечного
среза.
Машинные швы: виды (краевой вподгибку с
закрытым срезом), конструкция, применение.
Упражнение. Выполнение шва вподгибку с

1

1
1

1

1
1

1
1
1
1
1
1
2
2

22
23
24

закрытым и открытым срезами.
Практическая работа. Заметывание долевого среза
швом вподгибку с закрытым срезом.

2

25
26

Практическая работа.. Подготовка машины к
шитью. Застрачивание подогнутых краев платка.

2

27

Практическая работа. Закрепление машинной
строчки вручную.
Практическая работа. Обработка углов косыми
стежками.
Практическая работа. Утюжка изделия.

1

28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

Ремонт одежды – 10 часов
Виды пуговицы. Способы пришивания в
зависимости от вида пуговиц, ниток.
Практическая работа. Определение места для
оторванной пуговицы.
Практическая работа. Пришивание пуговиц на
стойке.
Практическая работа. Закрепление нитей
несколькими стежками на одном месте.
Подготовка белья и одежды к ремонту. Швы,
применяемые для ремонта белья и одежды.
Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету,
толщине, качеству изделия.
Складывание ткани по цвету, толщине, качеству
изделия.
Практическая работа. Стачивание распоровшегося
шва ручными стачными стежками.

1
2

1
1
1
1
1
1
1
1

39
40

41
42
43-46
47-50
51
52

53

54

55

56
57
58

Практическая работа. Обметывание срезов разрыва
1
частыми косыми стежками.
Практическая работа. Приутюживание места
1
ремонта.
Практическое повторение – 10 часов
Пошив носового платка.
2
Вышивка монограммы

4

Пошив головного платка

4

Самостоятельная работа – 2 часа
Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым
1
срезом шириной до 1 см.
Пришивание на образце пуговиц со сквозными
1
отверстиями на стойке.
II четверть – 48 часов
Вводное занятие. План работы на четверть.
1
Правила поведения учащихся в мастерской.
Организация ручного и машинного рабочего места.
Правила безопасности при работе с иглой,
1
ножницами, электроутюгом и на швейной машине.
Работа с тканью – 30 часов
Мешочек для хранения изделия.
1
Название тканей, используемых для пошива
мешочка.
Упражнения. Выполнение стачного шва на
1
образце.
Ручные и машинные работы.
2

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83

Упражнение. Выполнение стачного шва на образце.

2

Практическая работа. Отделка мешочка
отделочными стежками или аппликацией.

4

Машинные швы, конструкция и применение.
Практическая работа. Стачивание боковых срезов.
Понятие обтачать. Косые и обметочные стежки.
Практическая работа. Обметывание срезов шва
косыми или петельными стежками.

1
1
1
3

Практическая работа. Обработка верхнего среза
швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5 – 2
см.
Практическая работа. Продергивание тесьмы.
Практическая работа. Приутюживание изделия.
Повязка из двух слоев ткани с завязками из тесьмы
для дежурного.
Практическая работа. Пришивание эмблемы к
повязке для дежурного.
Практическая работа. Складывание и сметывание
деталей.
Практическая работа. Обтачивание деталей,
обрезка углов повязки.
Практическая работа. Вывертывание повязки,
выметывание шва.
Практическая работа. Выполнение отделочной
строчки с одновременным застрачиванием
отверстия.

2

1
1
1
1
1
1
2
3

.

84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100

Практическая работа. Приутюживание изделия.
1
Ремонт одежды - 12 часов
Виды ремонта одежды. Вешалка к одежде. Подбор
1
ткани для вешалки.
Практическая работа. Вырезание лоскута 10х14 см
1
для вешалки.
Практическая работа. Обработка вешалки косыми
2
стежками или машинной строчкой.
Практическая работа. Пришивание вешалки к
1
изделию.
Заплата в виде аппликации. Подбор ткани для
1
заплаты.
Практическая работа. Определение места
1
наложения и размеров заплаты.
Практическая работа. Раскрой заплаты с
1
прибавкой на швы.
Практическая работа. Загибание и заметывание
1
срезов заплаты.
Практическая работа. Наложение заплаты с
1
лицевой стороны изделия, наметывание.
Практическая работа. Приши-вание заплаты
1
вручную косыми или петельными стежками.
Практическая работа. Приутюживание изделия.
1
Самостоятельная работа – 4 часа
Обработка вешалки и втачивание ее в шов
4
вподгибку с закрытым срезом.
III четверть – 60 часов

Вводное занятие - 2 часа
99
100
101

102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112

Вводный инструктаж. Задачи обучения и план
работы на четверть.
Правила безопасной работы в мастерской.

1
1

Швейная машина с ножным приводом – 12 часов
Швейная машина с ножным приводом: назначение,
1
устройство (приводной, передаточный и рабочий
механизм и их взаимодействие).
Работа на швейной машине с ножным приводом.
1
Регулятор строчки: устройство и назначение.
1
Практическая работа. Выполнение строчек с
1
различной длиной стежка.
Машинная закрепка
1
Практическая работа. Выполнение машинной
1
закрепки.
Машинная игла: устройство и подбор в зависимости
1
от ткани., правила установки.
Упражнение. Установка иглы в игловодитель.
1
Закрепление иглы винтом.
Подбор игл в зависимости от толщины ткани.
1
Подбор ниток в зависимости от иглы и ткани.
1
Практическая работа. Выполнение машинных
2
строчек на тонких и толстых тканях.
Построение чертежа в натуральную величину
Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани – 15 часов

113

Изделия. Салфетка квадратной и прямоугольной
формы, обработанные швом вподгибку с закрытым
срезом шириной более 1 см.

1

114

115

116
117
118
119
120

121

122
123

Теоретические сведения. Инструменты и
материалы для изготовления выкройки.
Сантиметровая лента
Понятия прямая и кривая линии, прямой угол.
Практическая работа. Построение прямых углов.
Линии для выполнения чертежей выкройки
швейного изделия: виды, назначения. Вертикальные
и горизонтальные линии. Правила оформления
чертежей (обозначение линий, точек, размеров)
Практическая работа. Выполнение чертежа всего
изделия.
Практическая работа. Вырезание выкройки
ножницами по прямому направлению и в углах.
Практическая работа. Проверка выкройки
измерением, сложением сторон и углов.
Ткани, применяемые для изготовления салфеток:
названия, виды (гладкокрашенные, с рисунком).
Ткань: ширина, кромка, долевой и поперечный
срезы. Определение долевой и поперечной нити.
Практическая работа. Определение лицевой и
изнаночной сторон ткани.
Практическая работа. Размещение выкройки на
ткани с учетом долевой и поперечной нитей,
лицевой и изнаночной стороны.
Практическая работа. Закрепление выкройки.
Выкраивание деталей изделия по выкройке.
Подготовка кроя к пошиву на машине.
Практическая работа. Положение детали при
пошиве вручную на столе и на платформе швейной
машины.

1

1

1
1
1
1
1

1

1
1

124
125

126

127

128

129

Салфетка квадратной формы, обработанная швом
вподгибку с закрытым срезом более 1см
Практическая работа. Подготовка кроя к пошиву
на машине. Положение детали при пошиве вручную
на столе и на платформе швейной машины.
Салфетка квадратной формы, обработанная швом
вподгибку с закрытым срезом более 1см
Практическая работа.
Выполнение шва вподгибку в углах изделия.
Подгиб угла по диагонали и обработка косыми
стежками вручную.
Электроутюги: устройство, правила безопасности
при пользовании.
Практическая работа. Утюжка изделия.
Двойной шов – 3 часа
Соединительные швы. Двойной шов (ширина
первой строчки 0,5 см, готового шва 0,7 см):
конструкция и применение
Складывание ткани, сметывание и стачивание.
Вывертывание ткани, выметывание и выполнение
второй строчки.

1
1

1

1

1

1

Двойной шов. Контроль размеров шва.
1
Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением
двойного шва – 14 часов
131
Наволочка на подушку с клапаном (заходом одной
1
стороны на другую) не менее чем на 25 см.
Ткани, фасоны, стандартные размеры, швы.
132
Соответствие размера наволочки размеру
1
подушки. Практическая работа. Определение
130

133

134

135136
137138

139140
141142

143144

размера наволочек по подушке.
Практическая работа. Составление чертежа
прямоугольной формы в натуральную величину по
заданным размерам.
Практическая работа.Подготовка ткани к раскрою.
Раскладка выкройки на ткани.
Расчет расхода ткани и раскрой с припуском на
швы.
Практическая работа. Обработка поперечных
срезов швом вподгибку с закрытым срезом.
Практическая работа.
Складывание для обработки боковых срезов
двойным швом, сметывание.
Практическая работа.
Обработка боковых срезов одновременно с
клапаном двойным швом.
Практическая работа.
Обработка боковых срезов одновременно с
клапаном двойным швом. Выполнение машинной
закрепки
Практическая работа.
Утюжка готового изделия

1

1

2
2

2

2

2

Практическое повторение – 10 часов
145146

Практическое повторение.
Изготовление салфетки.

Уплотнено
согласно
календарному
учебному графику
на 2016-2017
учебный год

2

Уплотнено
согласно
календарному
учебному графику
на 2016-2017
учебный год

155

Практическое повторение.
4
Изготовление салфетки.
Практическое повторение.
4
Изготовление наволочки
Самостоятельная работа – 4 часа
Построение квадрата по заданным размерам.
1

156

Вырезание и проверка построения квадрата.

1

157

Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7
см
Выполнение на образце шва вподгибку шириной 3
см.
IV четверть – 46 часов
Вводное занятие – 2 часа
План работы на четверть
Правила безопасности при шитье
Накладной шов – 8 часов
Виды соединительных швов: соединительный и др.
применение.
Накладной шов с открытыми срезами, ширина в
разных изделиях.
Умение. Выполнение накладного шва с двумя
открытыми срезами с изнанки, направленными в
одну сторону и измерение его ширины.
Накладной шов с закрытыми срезами, ширина в
разных изделиях. Места измерения ширины швов.
Умение. Выполнение накладного шва с
закрытым срезом.
Практическая работа. Выполнение накладного

1

147150
151154

158

159
160
161
162
163164
165
166
167-

.

1

1
1
1
1
2

1
1
2

.

шва с двумя открытыми срезами, направленными в
разные стороны, измерение по ширине.
Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и
накладного швов – 20 часов
169
Изделие. Сумка хозяйственная хлопчато-бумажная с
1
ручками из двух слоев ткани.
170
Сумки: фасоны, размеры, швы.
1
171
Растительные волокна (хлопок). Общее
1
представление о хлопчатнике
172
Общее представление о прядении. Получение пряжи
1
из волокон.
173
1
Практическая работа.
Определение ширины и длины прямоугольной
сумки и её ручек.
174
1
Практическая работа.
Построение чертежей сумки и ручек в натуральную
величину.
175
Расчёт расхода ткани.
1
176
Практическая работа. Подготовка ткани к
1
раскрою. Раскладка выкройки на ткани.
177
Практическая работа. Выкраивание деталей сумки
1
с припуском на швы.
178
Практическая работа. Выкраивание деталей сумки
1
с припуском на швы.
179- Практическая работа. Соединение боковых срезов
2
180
двойным швом
181- Практическая работа. Обработка ручек накладным
2
182
швом с двумя закрытыми срезами
168

183184

Практическая работа. Разметка мест
прикрепления и приметывания ручек.

2

185186

Практическая работа.
Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с
закрытым срезом с одновременным притачиванием
ручек.
Практическая работа. Образование дна и боковых
сторон сумки путем застрачивания углов.

2

187

188

189192
193196
197200
201

202

203
204

1

Практическая работа. Отгибание застроченного
1
угла в сторону дна и прикрепление его. Отделка
сумки.
Практическое повторение – 12 часов
Изготовление наволочки
4
Пошив хозяйственных сумок

4

Пошив повязок для дежурных

4

Самостоятельная работа – 4 часа
Отдельные операции по изготовлению сумки из
готового кроя (соединение боковых срезов двойным
швом).
Отдельные операции по изготовлению сумки из
готового кроя (обработка верхнего среза швом
вподгибку с закрытым срезом шириной 2см).
Обработка верхнего среза швом вподгибку с
закрытым срезом шириной 2см.
Обработка ручки накладным швом.

1

1

1
1

Итого:

204

Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы рабочей программы
по профессионально-трудовому обучению (швейное дело)
Класс/Программа

Программы для 5-9 классов
специальных (коррекционных)
общеобразовательной школы VIII
вида. Сб.2./под ред. Воронковой
В.В./М.: «Владос», 2010.

Перечень используемых оценочных
средств (оценочных материалов)
КИМы

Перечень используемых
методических материалов

1. Старикова Е.В., Корчагина Г.А.
«Дидактический материал по
трудовому обучению». 5 класс.
Книга для учителя.

1. Мерсиянова Г.Н., Картушина
Г.Б., Мозговая Г.Г. «Швейное
дело 5-6 класс».
Просвещение.

2. Юдина Е.М., Евтушенко М.А.,
Иерусалимская А.О. Шейте
сами.- Социально коммерческая
фирма: «Человек», 1992г.

2. Мерсиянова Г.Н., Картушина
Г.Б., Мозговая Г.Г. «Швейное
дело 5-6 класс»,
Просвещение.
3. Чернякова В.Н. «Технология

3.http://www.bookin.org.ru/book/1094288

Швейное дело. 5-9 классы.
Контрольно-измерительные
материалы. Вариативные тестовые
задания Трудовое обучение.

4.http://www.bookin.org.ru/book/1094288

Швейное дело. 5-9 классы.
Контрольно-измерительные
материалы. Вариативные тестовые
задания Трудовое обучение
5.testovie-zadaniya-po-shveynomu-

обработки ткани» 5класс
Москва. «Просвещение».
2011г

4. Практическое пособие по
кройке и шитью.
Издательство Беларусь.
Минск.
5. Огерчук Л.Ю. «Школа и
производство». Библиотека
журнала. Выпуск № 2. Серия
«Технология труда в
начальной школе». Москва
«Школа-Пресс», 2000г.

6. Стетюха Л.Т., Гизлегпром
«Конструирование женского
легкого платья и белья».

delu-klassi-473703.html
Тестовые задания по швейному делу
(5-9 классы)

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnayapedagogika/library/2012/03/30/testovyezadaniya-po-shveynomu-delu-dlya
Тестовые задания по швейному делу
для учащихся 7х классов
коррекционной школы VIII вида

https://multiurok.ru/files/sbornik-tiestovpo-shvieinomu-dielu-dlia-uchashchi.html
Сборник тестов по швейному делу для
учащихся 8 классов коррекционных
школ
https://uchitelya.com/tehnologiya/69798ekzamenacionnyy-test-shveynoe-delo-9klass.html
Экзаменационные тесты по швейному

7. Чернякова В.Н. «Технология
обработки ткани 6кл.»
Москва. «Просвещение».
2012г.
8. Практическое пособие по
кройке и шитью.
Государственное
издательство БССР.Минск.
9. Мозговая Г.Г., Картушина
Г.В. Швейное дело. 7-8 класс.
Москва. «Просвещение».
10.Чернякова В.Н. «Технология
обработки ткани 7-9 кл.»
Москва. «Просвещение».
2012г
11.Мозговая Г.Г., Картушина
Г.В. «Технология швейное
дело» 7ласс Москва
«Просвещение» 2011г.

делу для 9 класса.

http://www.bookin.org.ru/book/1094288
Швейное дело. 5-9 классы.
Контрольно-измерительные
материалы. Вариативные тестовые
задания Трудовое обучение.

12.Рабочая тетрадь Мозговая
Г.Г., Картушина Г.В.
«Технология швейное дело»
7ласс Москва «Просвещение»
2012г.
13.Мозговая Г.Г., Картушина
Г.В. «Технология швейное
дело» 8ласс Москва
«Просвещение» 2012г.

Наглядные пособия:
 «Швейная машина с электроприводом»
 «Универсальная краеобмёточная машина Оверлог»
 «Ткань»
 «Раздаточные пособия по образованию волокон и пряжи»
 «Инструкционные и технологические карты»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».