Мир природы и человека 1 - 4 класс

Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной программе
в соответствии с ФГОС образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

«РАССМОТРЕНА»

«УТВЕРЖДЕНА»

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская
школа-интернат»
протокол № 1 от « 30» августа 2021 г.

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат» от « 31 » августа 2021 г.

Рабочая программа
по учебному предмету «Мир природы и человека»
1 - 4 классы

г. Приморск
2021 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» разработана на основе типовой программы
для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы. Под
ред. В.В. Воронковой и составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании
следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции
Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»);
2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания" от 28.01.2021 N 2;
5. Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской
области от 20.08.2021 г. № 19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году;

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28декабря 2018 года № 345 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
7. Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
8. Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.
Данная программа разработана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
Курс

«Мир

природы

и

человека» является

начальным

звеном

формирования естествоведческих

знаний,

пропедевтическим этапом у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность
постепенно формирования раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и
неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Исходя из основной цели, задачами обучения являются:
1.Формирование интереса к объектам и явлениям окружающего мира, к учебным занятиям.
2.Формирование умений выделять:
- интересующий объект или явление;
- наблюдать, взаимодействовать с объектом или явлением с целью накопления представлений о нем;
- описывать признаки изучаемого объекта или явления, указывая на основные из них;
- делать выводы на основе наблюдения и практических действий;
- использовать полученные результаты в дальнейшей деятельности.

3.Коррекция и формирование комплекса взаимосвязанных представлений об объектах и явлениях природного и социального
мира, а также простейших взаимосвязях между ними.
4. Формирование умений адекватно взаимодействовать с предметами и явлениями природного м социального мира при
решении учебно- бытовых ситуаций.
5. Формирование умений в устной форме описывать объект или явление, сообщать о событиях, обращаться за помощью,
предлагать помощь.
6. Формирование умения организовывать совместную деятельность и ситуативное общение при взаимодействии с изучаемыми
объектами и явлениями природного и социального мира.

Психолого – педагогическая характеристика обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие
органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза.
Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным
преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания
школьного образования и социальной адаптации.
Можно отметить ряд трудностей, возникающих у детей с умственной отсталостью при усвоении школьного
материала по математике. У таких детей нет интереса к обучению, они не умеют применять усвоенный материал в
других условиях, наблюдается низкий уровень самоконтроля.

Мышление ребенка с умственной отсталостью характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью
(плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с легкой умственной отсталостью
присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления.
Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и
сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений
полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом
наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.
Особенности нервной системы школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях
их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения,
замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым
напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и
побуждений, большой внушаемостью.
Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной
отсталостью оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, особенно произвольной, что выражается в
недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно
ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой
предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью.

Особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы,но и в
глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда
с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных
вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в
любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как общие
для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и использование
специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства,
продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие
специфические образовательные потребности:
 раннее получение специальной помощи средствами образования;
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных
областей,

так и в процессе коррекционной работы;

 научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
 доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

 систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу»
с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
 обеспечении

особой

пространственной

и

временной

организации

общеобразовательной

среды

с

учетом

функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся,
демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
 развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
 специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым,по
показу, подражанию по словесной инструкции;
 стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Место предмета в учебном плане

Примерный годовой учебный план начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
I-IV классы
Предметная

Учебный

область

предмет

Естествознание

Мир природы и человека

Кол-во часов в год

Всего

I

II

III

IV

66

34

34

34

168

Примерный недельный учебный план начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
I-IV классы
Предметная
область
Естествознание

Учебный
предмет
Мир природы и человека

Кол-во часов в неделю
I
II
III
IV
2
1
1
1

Всего
5

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
адаптированной основной общеобразовательной программы
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП
оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные
для каждой предметной области, готовность их применения.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения
предметными результатами, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей
(законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на
АООП (вариант 2).

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
по предмету «Мир природы и человека»
на конец обучения в младших классах (IV класс).
Учебный

Минимальный уровень усвоения

Достаточный уровень освоения

предмет

предметных результатов

предметных результатов

на конец обучения в младших классах

на конец обучения в младших классах

(IV класс).

(IV класс).

Мир природы и

•

представления о назначении объектов изучения;

человека

•

узнавание и называние изученных объектов на
иллюстрациях, фотографиях;

•

отнесение изученных объектов к определенным

•

называние сходных объектов, отнесенных к одной и
представления

об

правилах

безопасного поведения в природе и обществе;
•

развернутая характеристика своего отношения к изученным
объектам;

•

знание требований к режиму дня школьника и
понимание необходимости его выполнения;

отнесение изученных объектов к определенным группам с
учетом различных оснований для классификации;

•
элементарных

узнавание и называние изученных объектов в натуральном
виде в естественных условиях;

•

той же изучаемой группе;

представления о взаимосвязях между изученными объектами,
их месте в окружающем мире;

•

группам (видо-родовые понятия);
•

•

знание отличительных существенных признаков групп
объектов;

•

знание правил гигиены органов чувств;

•
•
•

•

знание

основных

правил

личной

гигиены

и •

знание некоторых правила безопасного поведения в природе

выполнение их в повседневной жизни;

и обществе с учетом возрастных особенностей;

ухаживание за комнатными растениями; кормление •

готовность к использованию полученных знаний при

зимующих птиц;

решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

составление повествовательного или описательного •

ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию

рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах

изученного, проявление желания рассказать о предмете

по предложенному плану;

изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

адекватное взаимодействие с изученными объектами •

выполнение задания без текущего контроля учителя (при

окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно

наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей

поведение в классе, в школе, на улице в условиях

работы и одноклассников, проявление к ней ценностного

реальной или смоделированной учителем ситуации.

отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие
похвалы;
•

проявление активности в организации совместной
деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное
взаимодействие с объектами окружающего мира;

•

соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

•

выполнение доступных природоохранительных действий;

•

готовность к использованию сформированных умений при
решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач
в объеме программы.

Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи:


закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,

описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления
результатов, условия и границы применения системы оценки;


ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение
планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;



обеспечивать комплексный подход к оценке результатовосвоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и
личностных результатов;



предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной
организации;



позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении
АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению
оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном
развитии обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что
сможетобеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты

включают

овладение обучающимися социальными

(жизненными) компетенциями,

необходимыми для решенияпрактико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных
отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными
(жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит
анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).
Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем условных единицах:
0 баллов ― нет фиксируемой динамики;
1 балл ― минимальная динамика;

2 балла ― удовлетворительная динамика;
3 балла ― значительная динамика.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник
наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить
наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и
характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т.е. в тот период, когда у
обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная
деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.
Во время обучения в I-м классе, а также в течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять и
стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. В целом оценка достижения обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и
элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они
играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

Качество освоения

Уровень достижений

Отметка в балльной шкале

90-100 %

высокий

«5»

65-89 %

повышенный

«5»

50- 65 %

средний

«4»

30-50 %

минимальный

«3»

программы

«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 30% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 50% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Программа формирования базовых учебных действий (БУД)
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и
конкретизирует требования Стандарта к личностным ипредметным результатам освоения АООП. Программа формирования
БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности,
которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного
труда.
Задачами реализации программы являются:
•

формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

•

овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

•

развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и
оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Характеристика базовых учебных действий
Группа БУД
Личностные

Учебные действия и умения
учебные - начальное осознание себя как ученика, одноклассника, друга;

действия: готовность - формирование положительного отношения к окружающей действительности;
ребенка к принятию - формирование самостоятельности в выполнении учебных заданий, поручений;
новой роли ученика

- понимание личной ответственности за свои поступки;
- формирование готовности к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные
учебные

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик);

действия: - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

способность вступать - обращаться за помощью и принимать помощь;
в коммуникацию

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
- доброжелательно относиться, сопереживать окружающим.

Регулятивные учебные - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить издействия: успешность за парты и т.д.);
работы

на

любом - принимать цели, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

уроке
Познавательные

- выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов;

учебные действия:

- читать; писать; выполнять арифметические действия;

начальные логические - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
операции

действительности;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание).

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные
достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки
сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с
учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию
учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его
самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые
исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию
учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в
овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех
учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Таблица оценки сформированности базовых учебных действий

Группа БУД

Перечень учебных действий

Оценка сформированности
(в баллах)
0

Личностные учебные осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива,
действия

пользоваться соответствующими правами
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и
своих товарищей
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности
активно включаться в общеполезную социальную деятельность
осознанно относиться к выбору профессии
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны
понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений

1

2

3

4

5

о этических нормах и правилах поведения в современном обществе
соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе

Максимум 45 баллов
Коммуникативные

вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального

учебные действия

взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою точку зрения, аргументировать свою позицию
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний
(вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус,
знакомый - незнакомый и т.п.)
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых
задач
использовать разные источники и средства получения информации для
решения

коммуникативных

и

познавательных

задач,

в

том

числе

информационные

Максимум 25 баллов
Регулятивные

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических

задач,

осуществлять

коллективный

поиск

средств

их

учебные действия

осуществления
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с
ней свою деятельность

Максимум 20 баллов
Познавательные

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию
Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию,

установление

аналогий,

закономерностей,

причинно-

следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе
практической

деятельности

в

соответствии

с

индивидуальными

возможностями
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, от-

ражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами

Максимум 20 баллов

Содержание программы
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях
познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый
план обеспечение:
― полисенсорности восприятия объектов;

― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально
созданных учебных ситуациях;
― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира

через взаимодействие с различными

носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения
учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта
взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность
изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.
Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и
неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации
безопасной жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в
том числе человек)», «Безопасное поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений,
упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления

и накопления опыта первичного взаимодействия с

изучаемыми объектами и явлениями.
Сезонные изменения

Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений).
Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе,
жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с
января. Календарь
Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ― начало, середина, конец зимы. Весна ― ранняя,
середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений.
Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания
качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь,
иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое –
маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная
вода), почвы (сухая - влажная – заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян.
Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений.
Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года

Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры,
наблюдения, спортивные занятия).
Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа,
травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)
Неживая природа
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой
природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и
заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как
планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.
Живая природа
Растения
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место
произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья.
Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах
размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана,
использование человеком.
Грибы
Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе.
Использование человеком.
Животные

Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами
животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный
двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела.
Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в
период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением,
бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами
ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи
диким животным, и т.п.
Человек
Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе.
Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена
полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа).

полости рта (чистка зубов,
Значение в жизни человека

(ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе,
соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним
строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и
регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена
(умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом .

Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг.. Личные вещи ребенка: гигиенические
принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек.

Профессии людей ближайшего

окружения ребенка
Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный). Зоопарк
или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей,
работающих в учреждении. Правила поведения в магазине.
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные
такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт.

Транспорт междугородний.

Вокзалы и

аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша
национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия – многонациональная страна. Праздники
нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны.
Получение и расходование денег.
Безопасное поведение
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления
сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение
контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и
инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению
врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации
приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.

Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в
зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов
скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход,
правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному
переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с
инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

Формы организации образовательного процесса
Сегодня ученика начальной школы необходимо вооружить универсальными учебными действиями, которыми он
сможет воспользоваться при самостоятельном познании, при решении новых учебных задач.
Только разнообразие организационных форм обеспечит рост, познавательных мотивов, поможет ученику научиться
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Основной формой организации образовательного процесса обучения является урок. Основные типы уроков: урок
изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительнообобщающий урок, урок — игра.
Технологии обучения:1. Традиционные технологии: объяснительно-иллюстративные.
2. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного педагогического процесса: педагогика сотрудничества;
гуманно – личностная; уровневая дифференциация; проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии;
здоровье сберегающие технологии; коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
Виды и формы контроля: обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальная работа
при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода; выборочная проверка упражнения; взаимопроверка;
контрольные и самостоятельные работы.
Формы работы: индивидуальная работа; групповая работа; парная работа; коллективная работа; фронтальная работа;
дифференцированно - групповая работа;

Содержание программы
1- 4 класс
№
п/п

Всего часов
Наименование раздела

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Времена года
Растения и животные в разное время года
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Неживая природа
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода.
Живая природа
Растения культурные.
Растения комнатные.
Растения раннецветущие, деревья, грибы.
Животные домашние.

5
2
3

3
2
3

4
1
2

3
2
3

3

2

1

1

5
1

2

4
1

4

3

3
1

1

2
1

Животные дикие.

3

1

2

1

Птицы

4

2
1

2
1

3
3

2

1

1

1

Человек-член общества (Учитель, ученик, дежурный, именинник, друг)
Ближайшее окружение (Семья, друзья, школа, класс)

5

2

1

7

3

1

Дальнее окружение (Учреждения, торжественные даты, населенные пункты)
Вещи (Игрушки, учебные вещи, одежда, обувь)

6
6

1
3

4
4

4
1

2

1

2

2

Безопасное поведение в природе.

1

1

1

2

Правила поведения в обществе.

8

2

1

1

Всего: 66 ч.

Всего: 34 ч.

Всего: 34 ч.

Сезонные изменения
1

2
3

Насекомые, лягушка, рыбы.
Охрана природы.
Человек (Мир людей)
4

Безопасное поведение
Предупреждение заболеваний и травм.

Всего: 34 ч.

Учебно-методический комплекс:
Программа

Программа для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой; 2009.

Учебник

Кудрина С.В. Окружающим мир: учеб. для 1 класс. специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вид. - М.: ВЛАДОС, 2012.
Кудрина С.В. Окружающим мир: учеб. для 2 класс. специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вид. - М.: ВЛАДОС, 2014.
Кудрина С.В. Окружающим мир: учеб. для 3 класс. специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вид. - М.: ВЛАДОС, 2014.
Кудрина С.В. Окружающим мир: учеб. для 4 класс. специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вид. - М.: ВЛАДОС, 2014.
Матвеева Н.Б. Живой мир. 3 класс :учеб. для спец. специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вид. - М.: Просвещение, 2013 г.

Дидактические
средства
учащихся

Кудрина С.В. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся специальных (коррекционных)
для образовательных учреждений VIII вида – М. ВЛАДОС, 2012.
Кудрина С.В. Окружающий мир. 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида – М. ВЛАДОС, 2014.
Кудрина С.В. Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида – М. ВЛАДОС, 2014.
Кудрина С.В. Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида – М. ВЛАДОС, 2014.
Методическая
литература

Программно-методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир» по курсу «Развитие устной речи
на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 1-4 классах спец.
(коррекцион.) образоват. Учреждений VIII вида: «Педагогика»/ С.В.Кудрина. – М.:ВЛАДОС, 2013 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».