Русский язык 6 класс

Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной программе
в соответствии с ФГОС образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

«РАССМОТРЕНА»

«УТВЕРЖДЕНА»

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская
школа-интернат»
протокол № 1 от « 30» августа
2021 г.

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат» от « 31 » августа 2021 г.

Рабочая программа
по учебному предмету «Русский язык»
6 класс

г. Приморск
2021 г.

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе Примерной адаптированной основной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); и сформирован в
соответствии с документами:


Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции
Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»);



Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;



Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";



Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания" от 28.01.2021 N 2;

2



Инструктивно

–

методические рекомендации

комитета общего

и

профессионального образования

Ленинградской области от 20.08.2021 г. № 19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном
году;


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;



Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;



Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.

Роль и место дисциплины
Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность. Коррекционная направленность
проявляется в области речевого развития детей, т.к. важнейшая цель уроков русского языка – формирование речи как
средства общения и способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения социализации.
В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа
коррекции их мыслительной деятельности.
Содержание обучения русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья строится на новых
принципах коммуникативного подхода, который в отличие от орфографического направлен на развитие контекстной

3

устной и письменной речи, где простейшие орфографические правила обеспечивают самостоятельное связное
высказывание в его устной или письменной форме.
В процессе обучения проводится коррекционная работа по исправлению недостатков всех сторон речи ребенка.

Адресат
Рабочая учебная программа по русскому языку предназначена для обучающихся 6 класса специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Соответствие Государственному образовательному стандарту
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания
и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены
стандартом.
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник

«Русский язык», 6 класс для

общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/ Э.В. Якубовская,
Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение,2019.
Структурно и содержательно программа для 6 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала
опирается на ранее полученные знания во время уроков русского языка. Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 ч в
неделю.
Срок реализации настоящей программы 1 учебный год.
4

Цель: формирование речи как средства общения и способа коррекции познавательной деятельности учащихся и
облегчения социализации.
Задачи: способствовать личностному развитию обучающихся, развитию механизмов компенсации у них через
формирование доступных орфографических знаний, умение последовательно и правильно излагать свои мысли в устной
и письменной форме, вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма, учить практически применять их в
повседневной жизни, при изучении других учебных предметов;
максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития
познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на
различных этапах обучения;
воспитание у школьников целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля
и самоконтроля, аккуратности.
Основные направления коррекционной работы:
1.Коррекция фонематического слуха.
2.Коррекция артикуляционного аппарата.
3.Коррекция слухового и зрительного восприятия.
4.Коррекция мышц мелкой моторики.
5.Коррекция познавательных процессов.
6.Особенности контингента учащихся.

5

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Умственная отсталость - это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие
диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной
отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей.
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на
дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее,
представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность
детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения,
замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия
первой и второй сигнальных систем и др.).
В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной
отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние
органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными
все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-

6

двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность,
речь и поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности
возрастных

психологических

новообразований

и,

главное,

в

неравномерности,

нарушении

целостности

психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и
культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и
снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой
подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но
и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и
прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вместе с тем, Российская дефектология (как правопреемница
советской) руководствуется теоретическим постулатом Л.С. Выготского о том, что своевременная педагогическая
коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей.

Особые образовательные потребности обучающихся
с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью
7

(интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но
и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно,
атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на
многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития
интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как
общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и
использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ
образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в
образовательном процессе.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие
специфические образовательные потребности:
•

раннее получение специальной помощи средствами образования;

•

обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание

предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
•

научный, практико-ориентированный, действенный характер содержа-ния образования;

8

•

доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

•

систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их

«переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
•

обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом

функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
•

использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся,

демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
•

развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных

особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
•

специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по

показу, подражанию по словесной инструкции;
•

стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации
личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и
совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические
новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных
предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий.

9

Специфика программы
Рабочая программа по русскому языку в старших классах специальной (коррекционной) школы имеет
коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как
средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное
внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию
коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других
людей.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционноразвивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово,
словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
В программе по русскому языку для старших классов структурно выделяются два раздела:
Письмо и развитие речи.
Чтение и развитие речи.
Названные разделы включают учебные темы, а также перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся к
концу каждого года обучения.

10

Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями — в зависимости от учебных возможностей
школьников. 1-й уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, 2-й —
предусматривает уменьшенный объем обязательных умений.
Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого
материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода предполагает
некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной недостаточностью. Работа над
усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе
формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание
грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять
изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме.
Приоритеты речевой деятельности над собственно языковой потребовали некоторых изменений в содержании
грамматического и орфографического материала для более адекватного приближения к речевой практике. С этой целью
большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи. Программа
обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу:
нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением,
сомнительные согласные перед гласными).
Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач
приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во
всех родственных словах.

11

Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя
существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 – и последующих классов с постепенным
наращиванием сведений по каждой из названных тем.

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
12

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения
предметными результатами, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей
(законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на

13

АООП (вариант 2).

Предметные результаты
Достаточный уровень
 списывать текст целыми словами и словосочетаниями,

Минимальный уровень
 списывать текст целыми словами,

 писать под диктовку текст, включающий слова с
 участвовать в обсуждении темы текста, в выделении

разбором изученных орфограмм;
 участвовать в обсуждении темы и идеи текста;

основной мысли;
однокоренные

сложные слова — по слогам;
 писать под диктовку текст с предварительным

изученными орфограммами (55- 60 слов);

 подбирать

структурно

слова

и

следить

 подбирать однокоренные слова с помощью учителя

за

 разбор слова с опорой на представленный образец,

единообразным написанием орфограмм в разных частях
слова.

схему, вопросы учителя;

 различать части речи (имя существительное, имя

 образование слов с новым значением с опорой на

прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на
таблицу;

образец;
 принимать участие в составлении плана и отборе

 составлять простые и сложные предложения с опорой на

речевого материала для создания текста.

иллюстрацию, предложенную ситуацию.

проверять

14

безударные

гласные,

сомнительные

 нахождение

главных

и

второстепенных

согласные на основе изменения формы слова (с

членов

помощью учителя);

предложения с использованием опорных схем;

 нахождение главных и второстепенных членов

 составление предложений с однородными членами с

предложения без деления на виды (с помощью

опорой на образец;

учителя);

 письмо изложений повествовательных текстов и текстов
с

элементами

описания

и

рассуждения

 нахождение

после

в

тексте

однородных

членов

предложения;

предварительного разбора;
 пользоваться школьным орфографическим словарем

 нахождение в тексте предложений, различных по
цели высказывания (с помощью учителя);

под руководством учителя.

 письмо

 оформлять деловые бумаги с опорой на образец.

небольших

по

объему

изложений

повествовательного текста и повествовательного
текста

с

элементами

предварительного

обсуждения

описания,
(отработки)

после
всех

компонентов текста;
 учиться пользоваться школьным орфографическим
словарем под руководством учителя.
 оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под
руководством учителя).

15

Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются
оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и
педагогических кадров.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи:
•

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,

описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
•

ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение

планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
•

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных

и личностных результатов;
•

предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной

организации;
•

позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной

компетенции.

16

Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (инте-ллектуальными нарушениями) в овладении
АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к
осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:
1)дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2)объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном
развитии обучающихся;
3)единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет
обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание
методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации,
обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений
обучающихся.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями,
необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие
социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении
социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

17

Для

полноты

оценки

личностных

результатов

освоения

обучающимися

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку
основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных
средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем
условных единицах:
0 баллов ― нет фиксируемой динамики;
1 балл ― минимальная динамика;
2 балла ― удовлетворительная динамика;
3 балла ― значительная динамика.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник
наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и
отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и
характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны
выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности

18

ученика и овладении им социальным опытом.

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с
оценками типа:
Качество освоения

Уровень достижений

Отметка в балльной шкале

90-100 %

высокий

«5»

65-89 %

повышенный

«5»

50- 65 %

средний

«4»

30-50 %

минимальный

«3»

программы

Программа формирования базовых учебных действий (БУД)
Программа

формирования

базовых

учебных

действий

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего
школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения
АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности,
19

которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами
профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
•

формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

•

овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной

деятельности;
•

развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность,

контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Характеристика базовых учебных действий
Группа БУД
Личностные учебные
действия:готовность
ребенка к принятию
новой роли ученика
Коммуникативные
учебные действия:
способность вступать
в коммуникацию
Регулятивные учебные
действия: успешность
работы на любом
уроке

Учебные действия и умения
- начальное осознание себя как ученика, одноклассника, друга;
- формирование положительного отношения к окружающей действительности;
- формирование самостоятельности в выполнении учебных заданий, поручений;
- понимание личной ответственности за свои поступки;
- формирование готовности к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
- доброжелательно относиться, сопереживать окружающим.
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т.д.);
- принимать цели, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

20

Познавательные
учебные действия:
начальные логические
операции

- выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов;
- читать; писать; выполнять арифметические действия;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание).

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать
индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом
направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую
систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с
учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому
указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его
самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки,
которые исправляет по прямому указанию учителя;

21

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по
замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в
овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех
учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени
обучения.
Таблица оценки сформированности базовых учебных действий

Группа БУД

Перечень учебных действий

Оценка сформированности
(в баллах)
0

Личностные
учебные
действия

осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива,
пользоваться соответствующими правами
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и
своих товарищей
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их

22

1

2

3

4

5

деятельности
активно включаться в общеполезную социальную деятельность
осознанно относиться к выбору профессии
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны
понимать личную ответственность за свои поступки на основе
представлений о этических нормах и правилах поведения в современном
обществе
соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и
обществе

Максимум 45 баллов
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
Коммуникативные учебные взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)
действия
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою точку зрения, аргументировать свою позицию

дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний
(вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус,
знакомый - незнакомый и т.п.)
использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач

23

использовать разные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе
информационные

Максимум 25 баллов
Регулятивные
учебные
действия

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии
с ней свою деятельность

Максимум 20 баллов
Познавательные

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию
использоватьлогические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале,
основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета и для решения познавательных и практических задач

24

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами
и процессами

Максимум 20 баллов

25

Формы организации образовательного процесса
Сегодня ученика школы необходимо вооружить универсальными учебными действиями, которыми он сможет
воспользоваться при самостоятельном познании, при решении новых учебных задач.
Только разнообразие организационных форм обеспечит рост, познавательных мотивов, поможет ученику научиться
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Основной формой организации образовательного процесса обучения русского языка является урок.
Основные

типы уроков: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков,

комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок — игра.
Технологии обучения:
1. Традиционные технологии: объяснительно-иллюстративные.
2. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного педагогического процесса: педагогика
сотрудничества; гуманно – личностная; уровневая дифференциация; проблемное обучение;

информационно-

коммуникационные технологии; здоровье сберегающие технологии; коллективный способ обучения (работа в парах
постоянного и сменного состава).
Виды и формы контроля: обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальная
работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода; выборочная проверка упражнения;
взаимопроверка; контрольные и самостоятельные работы.
Формы работы: индивидуальная работа; групповая работа; парная работа; коллективная работа; фронтальная работа;
дифференцированно - групповая работа;

26

Структура программы
«Звуки и буквы. Текст»
 Гласные и согласные. Их различение.
 Безударные гласные в словах.
 Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах.
 Сомнительные гласные и согласные в словах.
 Текст. Части текста.
 Красная строка.
 Непроверяемые гласные и согласные в словах.
«Предложение. Текст»
 Деление текста на предложения.
 Выделение главных и второстепенных членов предложения.
 Нераспространенные и распространенные предложения.
 Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным планом.
 Распространение предложений с помощью рисунков и вопросов.
 Однородные члены предложения.
«Состав слова. Текст»
 Корень и однокоренные слова.
 Окончание как изменяемая часть слова.
27

 Образование смысловой связи между словами с помощью окончания.
 Приставка как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от приставки.
 Суффикс как часть слова.
 Разбор слов по составу.
 Правописание безударных гласных в корне.
 Правописание звонких и глухих согласных в корне.
 Правописание приставок.
«Части речи. Текст»
 Существительное, прилагательное, глагол. Их различие в предложении.
 Имя существительное.
 Род и число существительных.
 Правописание имен собственных.
 Изменение существительных по падежам.
 Имя прилагательное.
 Изменение прилагательных по родам и числам.
 Склонение прилагательных мужского и среднего рода.
 Глагол.
 Изменение глаголов по временам.

28

 Изменение глаголов по числам.
«Предложение. Текст»
 Однородные члены предложения.
 Обращение.
«Повторение»
 Состав слова.
 Правописание гласных и согласных в корне и приставке.
 Имя существительное.
 Имя прилагательное.
 Глагол.
Деловое письмо
- адрес
- поздравление
- записка
- письмо

29

Учебно-тематический план
6 класс
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9

Наименование разделов и тем

Всего часов

Повторение. Звуки и буквы. Текст.
Предложение. Текст.
Состав слова. Текст.
Части речи. Текст.
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Предложение. Текст.
Повторение
Итого

8
12
34
6
24
20
15
10
7
136

30

Календарно – тематическое планирование по русскому языку
6 класс (136 часов)
I четверть (32 часа)
№

Содержание программного материала

Кол-во

П/П

часов
Повторение
Звуки и буквы. Текст. 8 часов.

1.

Гласные и согласные. Их различие.

1

2.

Безударные гласные в словах.

1

3.

Сомнительные звонкие и глухие согласные в

1

словах.
4.

Сомнительные гласные и согласные в словах.

1

5.

Текст. Части текста. Красная строка.

1

6.

Непроверяемые гласные и согласные в

1

словах.
7.

Проверочная работа по теме: «Звуки и
буквы».

31

1

Дата

8.

Деловое письмо. Адрес.

1

Предложение. Текст. 12 часов.
9.

Деление текста на предложения.

1

10.

Выделение главных и второстепенных

1

членов предложения.
11.

Нераспространённые и распространённые

1

предложения.
12.

Нераспространённые и распространённые

1

предложения.
13.

Текст. Расположение частей текста в

1

соответствии с данным планом.
14.

Распространение предложений с помощью

1

рисунков.
15.

Распространение предложений с помощью

1

вопросов.
16.

Деловое письмо. Поздравление.

1

17.

Однородные члены предложения.

1

18.

Закрепление знаний по теме: «Предложение».

1

19.

Контрольный диктант по темам:

1

32

«Предложение», «Звуки и буквы».
20.

Работа над ошибками.

1

Состав слова. Текст. 12 часов
21.

Корень и однокоренные слова.

1

22.

Окончание как изменяемая часть слова.

1

23.

Образование смысловой связи между

1

словами с помощью окончания.
24.

Приставка как часть слова.

1

25.

Изменение значения слова в зависимости от

1

приставки.
26.

Суффикс как часть слова.

1

27.

Суффикс как часть слова.

1

28.

Разбор слов по составу.

1

29.

Закрепление по теме: «Состав слова».

1

30.

Контрольная работа за I четверть.

1

31.

Работа над ошибками.

1

32.

Повторение. Состав слова. Текст.

1

II четверть (28 часов)
33

Правописание безударных гласных в корне. 3 часа
1.

Написание гласных в корне однокоренных

1

слов.
2.

Проверяемые и проверочные слова.

1

3.

Проверка безударных гласных в корне.

1

Правописание звонких и глухих согласных в корне. 5 часов
4.

Написание согласных в коне однокоренных

1

слов. Проверяемые и проверочные слова.
5.

Проверка парных звонких и глухих

1

согласных в корне.
6.

Правописание безударных гласных и

1

сомнительных согласных в корне.
7.

Правописание безударных гласных и

1

сомнительных согласных в корне.
8.

Комментированное письмо по теме:
«Гласные и согласные в корне».
Правописание приставок 14 часов

34

1

9.

Приставка и предлог.

1

10.

Различение приставки и предлога.

1

11.

Наблюдение за правописанием гласных в

1

приставках.
12.

Правописание гласных в приставках.

1

13.

Правописание безударных гласных в корне и

1

приставке.
14.

Текст. Деление текста на части по данному

1

плану.
15.

Наблюдение за правописанием согласных в

1

приставках.
16.

Правописание приставок на согласную.

1

17.

Деловое письмо. Записка.

1

18.

Разделительный твердый знак в словах с

1

приставками.
19.

Различение написания слов с

1

разделительным твердым знаком и без него.
20.

Закрепление знаний по теме: «Состав слова».

1

21.

Диктант: «Правописание приставок».

1

35

22.

Работа над ошибками.

1

Части речи. Текст. 6 часов
23.

Существительное, прилагательное, глагол.

1

24.

Существительное, прилагательное, глагол.

1

25.

Различие существительных, прилагательных

1

и глаголов в предложении.
26.

Различие существительных, прилагательных

1

и глаголов в предложении.
27.

Контрольная работа за II четверть.

1

28.

Работа над ошибками.

1

III четверть (44 часа)
Имя существительное. 4 часа

1.

Значение существительных в речи.

1

2.

Существительные, обозначающие явления

1

природы.
3.

Существительные, называющие один и тот

36

1

же предмет по-разному.
4.

Существительные, противоположные по

1

значению.
Род и число существительных. 2 часа.
5.

Различение существительных по родам.

1

6.

Изменение существительных по числам.

1

Правописание имен собственных. 4 часа.
7.

Существительные собственные и

1

нарицательные.
Большая буква в именах собственных.
8.

Кавычки в именах собственных.

1

9.

Различение написаний существительных

1

собственных и нарицательных.
10.

Зрительно-предупредительный диктант по

1

теме: «Имена собственные».
Изменение существительных по падежам. 14.
11.

Понятие о склонении.

1

12.

Определение падежей существительных по

1

вопросам.

37

13.

Именительный падеж. Кто? Что?

1

14.

Родительный падеж. Кого? Чего?

1

15.

Дательный падеж. Кому? Чему?

1

16.

Винительный падеж. Кого? Что?

1

17.

Творительный падеж. Кем? Чем?

1

18.

Предложный падеж. О ком? О чем?

1

19.

Деловое письмо. Письмо.

1

20.

Текст. Подтверждение основной мысли

1

текста дополнительными фактами.
21.

Понятие о начальной форме. Постановка

1

существительных в начальную форму.
22.

Закрепление знаний по теме: «Имя

1

существительное»
23.

Диктант по теме: «Имя существительное»

1

24.

Работа над ошибками.

1

Имя прилагательное. 3 часа.
25.

Значение прилагательных в речи.

1

26.

Описание явлений природы, человека,

1

животных с помощью прилагательных.
38

27.

Прилагательные противоположные по

1

значению.
Изменение прилагательных по родам и числам. 7 часов
28.

Изменение прилагательных по родам.

1

29.

Окончания прилагательных мужского рода.

1

30.

Окончание прилагательных женского рода.

1

31.

Окончание прилагательных среднего рода.

1

32.

Определение родовых окончаний

1

прилагательных.
33.

Изменение прилагательных по числам.

1

34.

Зрительно-предупредительный диктант:

1

«Изменение прилагательных по родам,
числам».
Склонение прилагательных мужского и среднего рода. 10 часов
35.

Понятие о склонении прилагательных.

1

36.

Именительный падеж прилагательных

1

мужского и среднего рода.
37.

Родительный падеж прилагательных

39

1

мужского и среднего рода.
38.

Дательный падеж прилагательных мужского

1

и среднего рода.
39.

Винительный падеж прилагательных

1

мужского и среднего рода.
40.

Творительный падеж прилагательных

1

мужского и среднего рода.
41.

Предложный падеж прилагательных

1

мужского и среднего рода.
42.

Склонение прилагательных мужского и

1

среднего рода. Закрепление знаний.
43.

Контрольная работа за III четверть.

1

44.

Работа над ошибками.

1

IV четверть (32 часа)
Глагол. 3 часа.
1.

Значение глаголов в речи.

1

40

2.

Глаголы противоположные по значению.

1

3.

Различие существительных, прилагательных

1

и глаголов.
Изменение глаголов по временам. 5 часов.
4.

Настоящее время глаголов.

1

5.

Прошедшее время глаголов.

1

6.

Будущее время глаголов.

1

7.

Различение глаголов по временам.

1

8.

Различение глаголов по временам.

1

Изменение глаголов по числам. 7 часов.
9.

Единственное и множественное число

1

глаголов настоящего времени.
10.

Единственное и множественное число

1

глаголов будущего времени.
11.

Единственное и множественное число

1

глаголов прошедшего времени.
12.

Текст. Связь частей в тексте.

1

13.

Закрепление знаний. Глагол.

1

14.

Диктант по теме: «Изменение глаголов по

1

41

временам и числам».
15.

Работа над ошибками.

1

Предложение. 1 час.
16.

Различие повествовательных,

1

вопросительных и восклицательных
предложений.
Однородные члены предложения. 4 часа.
17.

Определение однородных членов

1

предложения.
18.

Однородные члены предложения без союзов.

1

19.

Однородные члены предложения с союзом

1

«и».
20.

Однородные члены предложения без союзов

1

и с союзом «и».
Обращение. 5 часов.
21.

Знакомство с обращением.

1

22.

Место обращения в предложении.

1

23.

Закрепление знаний. Предложение.

1

24.

Диктант по теме: «Предложение».

1

42

25.

Работа над ошибками.

1

Повторение. 7 часов.
26.

Состав слова.

1

27.

Правописание гласных и согласных в корне и

1

приставке.
28.

Имя существительное.

1

29.

Имя прилагательное.

1

30.

Глагол.

1

31.

Контрольный диктант за год.

1

32.

Работа над ошибками.

1

43

Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы рабочей программы
по предмету: русский язык 6 класс

Класс / Программа

Программы специальных
(коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. 5-9 классы /
Под ред. И.М. Бгажноковой,
рекомендованной ГНУ «Институт
коррекционной педагогики РАО»;

Перечень используемых оценочных средств
(оценочных материалов) / КИМы

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В., Коршунова Я.В.
Рабочая тетрадь по русскому языку, 6 класс. Москва
«Просвещение», 2019.

Перечень используемых
методических материалов
Учебник «Русский язык», 6 класс для
общеобразовательных организаций,
реализующих адапт. основные
общеобразовательные программы/ Э.В.
Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.:
Просвещение,2019.

Сборник диктантов с грамматическими заданиями
по русскому языку для обучающихся с ОВЗ. 5–9
Аксёнова А.К. Методика преподавания
классы: методическое пособие / Н.А. Макарова,
русского языка для детей с
Д.О. Евстифеева. — Казань: Изд-во «Бук», 2017. — 106 нарушениями интеллекта: учебник для
с.
студентов пед. вузов – М.:
Просвещение, 2011. – 335 с. Э.В.
Диктанты по русскому языку для специальной
(коррекционной) школы VIII вида: 5-7 кл.: Пособие для Якубовская
учителя/ Сост. Е.Я. Кудрявцева. - М.: Гуманит. Изд.
центр ВЛАДОС, 2003.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык
(6 класс) к учебникам
Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А.
Тростенцовой.

44

А.К. Аксенова, С.Ю. Ильина. Методика
преподавания русского языка для детей
с нарушениями интеллекта, М:
Просвещение, 2011.
Барская Н. М., Нисневич Л. А.
Обучение русскому языку в 5 – 9
классах вспомогательной школы:

И.В. Барякина Е.С. Будникова Е.А. Екжанова Н.Д.
Копылова Л.М. Лапшина В.А. Левченко Е.Г. Пашнина
Т.А. Полуянова Е.В. Резникова М.Б. Хабибулина Ю.Н.
Юмадилова
Контрольно-диагностический инструментарий по
русскому языку и чтению для учащихся специальной
коррекционной школы (к программам С(К)ОУ VIII
вида).

45

Пособие для учителя. – М.:
Просвещение, 1992
Дифференцированное обучение на
уроках русского языка: метод. пособие/
сост. Иванова Л. К. – ЛОИРО, 2000


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».