Математика 6 класс

Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной программе
в соответствии с ФГОС образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

«РАССМОТРЕНА»

«УТВЕРЖДЕНА»

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская
школа-интернат»
протокол № 1 от « 30» августа
2021 г.

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат» от « 31 » августа 2021 г.

Рабочая программа
по учебному предмету «Математика»
6 класс

г. Приморск
2021 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана на основе Примерной адаптированной основной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); и сформирован в соответствии с
документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального
закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»);
2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания" от 28.01.2021 N 2;
5. Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской области
от 20.08.2021 г. № 19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственнуюаккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
7. Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
8. Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.
Адресат
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 6 класса и составлена с учётом возрастных и
психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.
Соответствие Государственному образовательному стандарту
2

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом. Чтение
является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе. В старших классах осуществляются задачи, решаемые в
младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Цель обучения:


развитие образного и логического мышления, воображения;



формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач,
продолжение образования;



освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;



воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи обучения:


приобретение знаний о многозначных числах в пределах 1000 000 и арифметических действиях с многозначными
числами в пределах 10000, об обыкновенных дробях, их преобразованиях, арифметических действиях с ними, о
соотношении единиц различных величин, арифметических действиях с ними; о различных геометрических телах (куб,
брус) о свойствах элементов;




овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;
освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.

Срок реализации рабочей учебной программы – 1 год. По учебному плану на изучение данного предмета в 6 классе отводится 4
часа в неделю, 136 часов в год.

Виды и формы контроля
Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Формы контроля: контрольные работы, самостоятельные (практические) работы.
3

При реализации программы используются следующие методы обучения обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
(классификация методов по характеру познавательной деятельности):


объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в
памяти;



репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);



метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);



частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы).

Основными технологиями обучения являются: традиционные, игровые, тестовые, использование опорных схем, здоровье
сберегающие, информационно-коммуникативные.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение математике обучающихся по коррекционно-развивающим программам для детей с умственно отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) имеет свою специфику. Обучающиеся, занимающиеся по программам данного вида
характеризуются задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного
характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости
является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому распределение математического
материала представлено концентрически с учетом возможностей обучающихся и предусмотрен постепенный переход от чисто
практического обучения в начальной школе к практико-теоретическому в старших классах. Постоянное повторение изученного
материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. При отборе математического материала учитываются индивидуальные показатели
скорости и качества усвоения математических представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени
выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного
подхода в обучении. Предлагаемая программа по сравнению с традиционной программой для общеобразовательных учреждений
составлена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне для такой категории школьников. В рамках
4

подготовки к социальной адаптации в условиях современного общества в программе предусматривается использование
микрокалькулятора, ознакомление детей с масштабом, с устной и письменной нумерацией всех чисел от 1000 до 1000000, с разрядами
единиц, десятков и сотен тысяч, с единицами миллионов, с классами единиц, тысяч. В связи с ограниченным использованием в жизни и
профессиональной деятельности обыкновенных дробей в данной программе тема «Обыкновенные дроби» сокращена, а изучение
десятичных дробей носит в большей степени практическую направленность, этой теме в программе уделено большее внимание.
Математические представления, знания и умения практически применять их оцениваются по результатам индивидуального и
фронтального опроса учащихся, текущих проверочных и итоговых письменных контрольных работ.
Результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение определенных личностных и предметных результатов.
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:


проявление мотивации при выполнении различных видов практической деятельности на уроке математики, при
выполнении домашнего задания;



желание и умение выполнить математическое задание правильно, с использованием знаковой символике в соответствии с
данным образцом или пошаговой инструкцией учителя;



умение понимать инструкцию учителя, высказанную с использованием математической терминологии, следовать ей при
организации собственной деятельности по выполнению учебного задания;



умение произвести в устной речи алгоритм выполнения математической операции (вычислений, измерений, построений)
с использованием в собственной речи математической терминологии в виде отчета о выполненной деятельности;



умение сформировать умозаключение (сделать вывод) с использованием собственной речи математической
терминологии, обосновать его (с помощью учителя);
5



навыки межличностного взаимодействия при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики,
доброжелательное отношение к учителю и одноклассникам; элементарные навыки адекватного отношения к ошибкам
или неудачам одноклассников, возникшим при выполнении учебного задания на уроке математики (с помощью учителя);



умение оказать помощь одноклассникам в организации их деятельности для достижения правильного результата при
выполнении учебного задания; при необходимости просить о помощи в случае возникновения собственных затруднения
в выполнении математического задание и принять ее;



умение адекватно воспринимать замечания (мнение), высказанные учителем или одноклассниками, корригировать в
соответствии с этим собственную деятельность по выполнению математического задания;



знание элементарных правил безопасного использования инструментов (измерительных, чертежных), следование им при
организации собственной деятельности;



навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению математической операции (учебного
задания) на основе усвоенного пошагово алгоритма и самооценке выполненной практической деятельности, том числе на
основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений и пр. (с помощью учителя); умение
осуществлять необходимые исправления в случае неверно выполненного задания;



навыки самостоятельной работы с учебником математики, другими дидактическими материалами;



понимание связи отдельных математических знаний с жизненными ситуациями; умение применять математические
знания для решения жизненных задач и в процессе овладения профессионально-трудовыми навыками на уроках
обучения профильному трудом (с помощью учителя);



элементарные представления о здоровом и безопасном образе жизни, бережном отношении к природе; умение
использовать в этих целях усвоенные математические знания и умения.

Планируемые предметные результаты
Минимальный уровень:
6



знание числового ряда 1-10 000 в прямом порядке (с помощью учителя);



умение читать, записывает под диктовку числа в пределах 10 000 (в том числе с использованием калькулятора);



получение чисел из разрядных слагаемых в пределах 10 000; определение разрядов в записи четырехзначного числа,
умение назвать их (единицы тысяч, сотни, десятки, единицы);



умение сравнивать числа в пределах 10 000;



знание римских цифр, умение прочитать и записать числа I-XII;



выполнение преобразований чисел (небольших), полученных при измерении стоимости, длинны, массы;



выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд
приемами письменных вычислений;



выполнение умножения и деления чисел в пределах 10 000 на однозначное число, круглые десятки приемами
письменных вычислений;



выполнение служения и вычитания чисел (небольших), полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины,
массы письменно (с помощью учителя);



умение прочитать, записать смешанное число, сравнить смешанные числа;



выполнение сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, включая смешанные числа (в
знаменателе числа 2-10, с помощью учителя), без преобразований чисел, полученных в сумме или разности;



выполнение решения простых задач на нахождение неизвестного слагаемого;



узнавание, называние различных случаев взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;



выделение, название элементов куба, бруса; определение количества элементов куба, бруса;



знание видов треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон;



умение построить треугольник по трем заданным сторонам с помощью циркуля и линейки;



вычисление периметра многоугольника.
7

Достаточный уровень:


знание числового ряда 1-10 000 в обратном порядке; места каждого числа в числовом ряду в пределах 10 000;



умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 000 (в том числе с использованием калькулятора);



знание разрядов и классов в пределах 1 000 000; умение пользоваться нумерационной таблицей для записи и чтения
чисел; чертить нумерационную таблицу, обозначать в ней разряды и классы, вписывать в неё числа и читать их,
записывать вписанные в таблицу числа вне её;



получение чисел из разрядных слагаемых в пределах 1 000 000; разложение чисел в пределах 1 000 000 на разрядные
слагаемые;



умение сравнивать числа в пределах 1 000 000;



выполнение округления чисел до любого заданного разряда в пределах 1 000 000;



умение прочитать и записать числа с использование цифр римской нумерации в пределах;



записывать числа, полученные при измерении одной, двумя единицами (мерами) стоимости, длины, массы в виде дробей
(с помощью учителя);



выполнение сложения и вычитания круглых чисел в пределах 1 000 000 приемами устных вычислений;



выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд
приемами письменных вычислений с последующей проверкой;



выполнение умножения и деления чисел в пределах 10 000 на однозначное число, круглые десятки приемами
письменных вычислений; деление с остатком в пределах 10 000 с последующей проверкой;



выполнение сложения и вычитания чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длинны, массы
письменно;



знание смешанных чисел, умение получить, обозначить, сравнить смешанные числа;



умение заменить мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными числами;
8



выполнение сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, включая смешанные числа;



знание зависимости между расстоянием, скоростью, временем;



выполнение решения простых задач на соотношение: расстояние, скорость, время; на нахождение дроби от числа; на
отношение чисел с вопросами: "Во сколько раз больше (меньше)...?" составных задач в три арифметических действия (с
помощью учителя);



выполнение решения и составление задач на встречное движение двух тел;



узнавание, называние различных случаев взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве; выполнение
построения перпендикулярных прямых, параллельных прямых на заданном расстоянии;



умение построить высоту в треугольнике;



выделение элементов куба, бруса; определение количества элементов куба, бруса; знание свойств граней и ребер куба и
бруса.

На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию базовых учебных действий, которые
формируют у школьников осознанное отношение к обучению и содействуют становлению ученика как субъекта осознанной активной
учебной деятельности на доступном для него уровне
Личностные учебные действия:


осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи,
одноклассника, друга;



положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию;



самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;



понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в
современном обществе.

Коммуникативные учебные действия:
9



вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс);



использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;



обращаться за помощью и принимать помощь;



слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;



сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;



доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;



договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

Регулятивные учебные действия:


входить и выходить из учебного помещения со звонком;



ориентироваться в пространстве класса;



пользоваться учебной мебелью;



адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);



работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;



принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;



активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;



соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;



передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

Познавательные учебные действия:


овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач)

10



овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских
задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры в различных видах
практической деятельности)



развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни.
Содержание программы
№ п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

Повторение

1

9

Устная нумерация. Класс единиц. Чтение и запись чисел в
пределах 1000. Образование чисел из единиц, десятков, сотен.
Увеличение и уменьшение числа на 1, 10, 100. Простые и
составные числа. Арифметические действия с целыми числами.
Нахождение неизвестного числа.
Нумерация (1000 000)

2

13

Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц тысяч,
десятков тысяч, сотен тысяч.
Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных
слагаемых; разложение чисел в пределах 1 000 000 на разрядные
слагаемые. Чтение, запись под диктовку, изображение на
калькуляторе чисел в пределах 1 000 000.
Разряды:

единицы,

десятки,

сотни

тысяч;

класс

тысяч.
11

Нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов, сравнение
классов тысяч и единиц.
Сравнение чисел в пределах 1 000 000.
Числа простые и составные.
Обозначение римскими цифрами чисел XIII - XX

3

Единицы измерения и их соотношения

5

Запись чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами
(мерами) стоимости, длины, массы, в виде обыкновенных дробей.
Арифметические действия
Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000

4

20

(легкие случаи). Сложение, вычитание, умножение, деление на
однозначное число и круглые десятки чисел в пределах 10 000
устно (легкие случаи) и письменно. Деление с остатком. Проверка
арифметических действий.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя
единицами (мерами) стоимости, длины, массы, устно и письменно.
Дроби

5

Смешанные числа, их сравнеие. Основное свойство обыкновенных
дробей. Преобразования: замена мелких долей более крупными
(сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными
числами.
12

Сложение

и

вычитание

обыкновенных

дробей

(включая

смешанные числа) с одинаковыми знаменателями.
Арифметические задачи

6

Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа.
Простые арифметические задачи на прямую пропорциональную
зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время.
Составные

задачи

на

встречное

движение

(равномерное,

прямолинейное) двух тел.
Геометрический материал.

7

9

Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том
числе перпендикулярные; не пересекаются, т. е. параллельные), в
пространстве (наклонные, горизонтальные вертикальные). Знаки:
II, перпендикуляр. Уровень, отвес.
Высота треугольника, прямоугольника, квадрата.
Геометрические тела: куб, брус. Элементы куба, бруса: грани,
ребра, вершины; их количества, свойства.
Масштаб: 1 : 1 000; 1 : 10 000; 2 : 1; 10 : 1; 100 : 1.

ИТОГО

136 часов

13

Календарно-тематическое планирование
6 класс
4 часа в неделю, всего 136 часов
№ п/п

Тема урока

Кол-во

Дата

часов
I четверть (32 часа)
Тысяча
1

Числовой ряд в пределах 1 000. Нумерация, разряды классы

1

2

Чтение и запись чисел в пределах 1000.

1

3

Образование чисел из единиц, десятков, сотен.

1

4

Увеличение и уменьшение трёхзначных чисел на 1, 10, 100.

1

5

Сложение на основе разрядного состава чисел (400+30; 400+30+2;

1

400+2)
6

Ломаная линия. Длина ломаной линии

1

7

Простые и составные числа.

1

8

Арифметические действия с целыми числами.

1

9

Составление арифметических задач по краткой записи, их решение.

1

10

Умножение, деление чисел в пределах 1 000 на однозначное число.

1

Решение примеров со скобками и без скобок в 2 арифметических
действия

2

11-12

14

13-14

Преобразование чисел, полученных при измерении.

2

15-16

2

17

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении (устные
вычисления).
Многоугольники.

18

Контрольная работа. Тысяча. Повторение.

1

19

Работа над ошибками.

1

1

Числа в пределах 1 000 000
20

Образование, чтение и запись чисел в пределах 1000 000.

1

21

Разряды и классы. Таблица классов и разрядов.

1

22

1

24

Определение количества разрядных единиц и общего количества
единиц, десятков, сотен в числе.
Счет разрядными единицами и равными числовыми группами в
прямой и обратной последовательности сотнями, единицами тысяч,
десятками тысяч, сотнями тысяч.
Сравнение чисел в пределах 1 000 000.

25

Округление чисел до десятков, сотен, единиц тысяч.

1

26

Окружность. Круг.

1

27

Римская нумерация.

1

28

Контрольная работа за I четверть

1

29

Работа над ошибками

1

30

Повторение и закрепление. Арифметические действия с целыми
числами.
Решение составных арифметических задач.

1

23

31

1

1

1

15

32

Взаимное положение прямых на плоскости. Перпендикулярные
прямые.
Дано: 32 часа По программе: 32 часа

1

II четверть (32 часа)
Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000
Устное сложение и вычитание разрядных единиц в пределах 1000 000

1

Сложение чисел в пределах 10 000 приемами письменных
вычислений.
Вычитание чисел в пределах 10 000 без перехода через разряд.

2

2

8

Вычитание чисел в пределах 10 000 с переходом через разряд
приемами письменных вычислений.
Высота треугольника.

10

Проверка сложения.

1

11

Проверка вычитания сложением.

1

12

Контрольная работа. Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000

1

13

Работа над ошибками.

1

1
2-3
4-5
6-7

14
15-16
17
18-19

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
величин.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин с
соотношением мер, равным 10.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин с
соотношением мер, равным 100.
Параллельные прямые. Знак: II
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин с
соотношением мер, равным 1 000.

2

1

1
2
1
2
16

20-21
22
23

Решение задач с числами, полученными при измерении.

2

Проверочная работа. Сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении величин.
Построение параллельных прямых.

1
1

Обыкновенные дроби
24

Обыкновенные дроби: чтение и запись.

25
26

Сравнение долей, дробей с
числителями.
Правильные и неправильные дроби.

27

Образование смешанного числа.

1

28

Сравнение смешанных чисел.

1

29

Контрольная работа за четверть.

1

30

Работа над ошибками.

1

31

Повторение, обобщение пройденного. Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении величин
Повторение, обобщение пройденного. Геометрический материал.

1

32

одинаковыми

1
знаменателями,

1
1

1

Дано: 32 часа По программе: 32 часа
III четверть (40 часов)
1

Основное свойство дроби.

1

2

Выражение дробей в более мелких (крупных) долях.

1

Преобразование обыкновенных дробей.

2

3-4

17

5

Взаимное положение прямых в пространстве.

1

6

Нахождение части от числа.

1

7

Простые арифметические задачи на нахождение одной части от числа.

1

8

Нахождение нескольких частей от числа.

1

9

1

10

Простые арифметические задачи на нахождение нескольких частей от
числа.
Уровень. Практические работы с использованием уровня.

11

Сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

1

12

Вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

1

13

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми
знаменателями с преобразованием дроби, полученной в ответе.
Вычитание дроби из единицы.

1

Вычитание дроби из нескольких целых.

2
1

19

Проверочная работа. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с
одинаковыми знаменателями.
Отвес. Практические работы по изготовлению отвеса, его
использованию
Сложение смешанных чисел.

20

Вычитание смешанных чисел (без преобразования уменьшаемого)

1

21

Сложение смешанного и целого чисел. Вычитание целого числа из
смешанного числа.
Сложение смешанного числа и дроби. Вычитание дроби из
смешанного числа.

1

Вычитание смешанных чисел с преобразованием уменьшаемого.

2

14
15-16
17
18

22
23-24

1

1

1
1

1

18

25

Куб. Брус. Шар.

1

26

Контрольная работа. Обыкновенные дроби.

1

27

Работа над ошибками.

1

Скорость. Время. Расстояние.
2

32

Нахождение расстояния на основе зависимости между скоростью,
временем, расстоянием.
Нахождение скорости на основе зависимости между скоростью,
временем, расстоянием.
Нахождение времени на основе зависимости между скоростью,
временем, расстоянием.
Задачи на нахождение расстояния, скорости, времени.

33

Куб.

1

34-35

Задачи на встречное движение.

2

36

Контрольная работа за четверть.

1

37

Работа над ошибками.

1

38

1

39

Повторение и закрепление. Дроби. Сложение и вычитание
обыкновенных дробей
Скорость. Время. Расстояние. Решение арифметических задач.

40

Повторение. Геометрический материал.

1

28-29
30
31

1
1
1

1

Дано: 40 часов По программе: 40 часов
IV четверть (32 часа)
Умножение и деление чисел пределах 10 000
1

Письменное умножение на однозначное число без перехода через

1
19

2
3
4
5

разряд.
Умножение многозначных чисел на однозначное число с помощью
калькулятора.
Умножение трехзначного числа на однозначное с переходом через
разряд.
Увеличение и уменьшение многозначных чисел на несколько единиц
и в несколько раз.
Решение составных арифметических задач.

1
1
1
1
1

7

Письменное умножение четырехзначных чисел, оканчивающихся
нулями,
на
однозначное
число.
Письменное
умножение
четырехзначных чисел на однозначное число.
Порядок действий в выражениях со скобками (без скобок)

8

Умножение чисел на круглые десятки.

1

9

Брус.

1

10

Контрольная работа. Умножение многозначных чисел на однозначное
число и круглые десятки
Работа над ошибками.

1

1

14

Письменное деление на однозначное число, когда количество цифр
делимого и частного совпадают.
Письменное деление на однозначное число, когда количество цифр
частного больше, чем у делимого.
Проверка умножения делением.

15

Нахождение частного от чисел, оканчивающихся нулем.

1

16

Деление многозначного числа на однозначное (случаи, когда разряд в
частном равен 0).
Проверка деления умножением.

1

6

11
12
13

17

1

1

1
1

1
20

Простые арифметически задачи на пропорциональную зависимость
между ценой, количеством, стоимостью.
Деление многозначных чисел на круглые десятки

1

21

Масштаб (понятие)

1

22

Построение геометрических фигур в масштабе 1:10 000

1

Деление с остатком.

2

18
19-20

23-24
25
26-27
28
29
30
31
32

Самостоятельная работа. Деление
однозначное число и круглые десятки
Все действия в пределах 10 000.

многозначных

чисел

на

Годовая контрольная работа
Работа над ошибками
Нумерация. Разряды и классы.
Умножение (деление) на однозначное число (все случаи).
Все действия с целыми числами. Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении.
Дано: 32 часа По программе: 32 часа
Всего за год: 136 часов По программе: 136 часов

2

1
2
1
1
1
1
1

Учебно-методические обеспечение
Основная литература для учителя:
1. Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект.
фак. педвузов. —4-е изд., перераб. —М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001. —408 с.: ил. —(коррекционная педагогика).
2. Рабочие программы по учебному предмету. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1.
5-9 классы: Математика: Т. В. Алышева, А. А. Антропов, Д. Ю. Соловьёва. - Москва: Просвещение, 2019.
21

3. Учебник «Математика» 6 класс учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы Авторы: Капустина Г. М., Перова М.Н., Москва «Просвещение», 2020 г.
Дополнительная литература для учителя:
1. Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. - Волгоград. 2003.
2. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для
учителя.— М.: Просвещение, 1990.— 191 с.
3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. 272 с.
4. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/
Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
5.Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. —М., 1992.
6.Узорова О. В., Нефедова Е. А.Контрольные и проверочные работы по математике. – М., 2008..
7. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII вида. - М., 2006 г.
Интернет-сайты:
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
http://www.debryansk.ru/~lpsch/ – Информационно-методический сайт
http://www.exponenta.ru/ – Образовательный математический сайт
Основная литература для обучающихся:
1. Учебник «Математика» 6 класс учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы Авторы: Капустина Г. М., Перова М.Н., Москва «Просвещение», 2020 г.
Дополнительная литература для обучающихся:
22

Рабочая тетрадь по математике для учащихся 6 классов для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы Москва, «Просвещение», 2020 г.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

приложение №1

Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и
итоговых письменных работ.
23

1. Оценка устных ответов
Оценка «5»ставится ученику, если он;
а) дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметнопрактическими

действиями, знает и умеет применять правила умеет самостоятельно оперировать изученными

математическими

представлениями;
б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;

в) умеет

производить и объяснять устные и письменные вычисления;
г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на
плоскости их пространстве,
д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет
объяснить последовательность работы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но:
а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему
уточнить ответ;
б)

при

вычислениях,

в

отдельных

случаях, нуждается

в дополнительных

промежуточных записях,

назывании

промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;
в)

при решении задач нуждается

в

дополнительных

вопросах

учителя,

помогающих анализу предложенной задачи

уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
г) с незначительной по мощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на
плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;
д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.

24

Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредоточивающего внимание ученика
на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и
самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».
Оценка «З» ставится ученику, если он:
а) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует
правила, может их применять;
б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной
помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью
вопросов учителя;
д) правильно

выполняет

измерение

и черчение

после

предварительного обсуждения

последовательности работы,

демонстрации приёмов ее выполнения.
Оценка

«2»

ставится ученику, если он обнаруживает,

незнание большей части программного материала не может

воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
Оценка «1»

ставится

ученику в том случае,

если

он

обнаруживает

полное незнание программного материала,

соответствующего его познавательным возможностям.
2. Письменная проверка знаний и умений учащихся
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок
письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры,
только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными,— это зависит от цели работы, класса и объема
проверяемого материала.
25

Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось: во втором полугодии I класса
25—35 мин, во II — IV классах 25—40 мин, в V — IХ классах 35 — 40 мин. Причем за указанное время учащиеся должны не только
выполнить работу, но и успеть ее проверить.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены: 1—3 простые задачи, или 1—3 простые задачи и составная
(начиная со II класса), или 2 составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок
действий, начиная с III класса) математический

диктант, сравнение

чисел,

математических

выражений,

вычислительные,

измерительные задачи или другие геометрические задания.
При оценке письменных

работ учащихся по математике

грубыми

ошибками следует считать:

неверное

выполнение

вычислений вследствие неточного применения правил и неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий,
выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных),
неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков
арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей,
небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и
словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов, действий, величин и
др.).
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2—3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с
негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить, и выполнено менее половины других заданий.
26

Оценка «1» ставится, если ученик не приступал к решению задач; не выполнил других заданий.
При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1—2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1—2 грубые ошибки или 3—4 негрубые.
Оценка «2» ставится, если допущены 3—4 грубые шибки и ряд негрубых.
Оценка «1» ставится, если допущены ошибки в выполнении большей части заданий.
При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной
меры углов, площадей, объемов и т. д., задач на измерение и построение и др.):
Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.
Оценка «4»

ставится, если допущены 1-— 2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, а построение

выполнено недостаточно точно.
Оценка «3»

ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие

неточности; если построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при
обозначении геометрических фигур буквами.
Оценка «2»

ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен неверный результат при измерении или нарушена

последовательность построения геометрических фигур.
Оценка «1»

ставится, если не решены две задачи на вычисление, получены неверные результаты при измерениях, не построены

заданные геометрические фигура.
3. Итоговая оценка знаний и умений учащихся
1. За год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладёние им практическими умениями.
27

З. Основанием для выставления итоговой отметки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, текущих
и итоговых контрольных работ.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».