Чтение 6 класс

Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной программе
в соответствии с ФГОС образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

«РАССМОТРЕНА»

«УТВЕРЖДЕНА»

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская
школа-интернат»
протокол № 1 от « 30» августа
2021 г.

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат» от « 31 » августа 2021 г.

Рабочая программа
по учебному предмету «Чтение»
6 класс

г. Приморск
2021 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» разработана на основе Примерной адаптированной основной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); и сформирован в
соответствии с документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции
Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»);
 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";


Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20

"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания" от 28.01.2021 N 2;


Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской

области от 20.08.2021 г. № 19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году;

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28
декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования»;
 Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
 Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.
Роль и место дисциплины
Чтение является сложнейшим видом речевой деятельности, в процессе которого буквенный код переводится в
звуковой и осуществляется понимание прочитанного. Психофизической основой процесса чтения является
взаимодействие работы зрительного, речедвигательного, слухового анализаторов и таких психических процессов, как
мышление, речь, память, внимание, воображение.
На уроках чтения в 6 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости,
выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в
достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения
вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения
разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных
произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на

поставленные вопросы: полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко
пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им
характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи
и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Практика показывает, что ученики старших классов с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности при
чтении и понимании художественных произведений. Большинство из них находится на этапе становления синтетических
приёмов чтения, и это обусловлено целым рядом причин:
 нарушение фонематического слуха;
 нарушение пространственного восприятия;
 нарушение взаимодействия между слуховым, зрительным и кинестетическим;
 нарушение мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, речи;
 нарушение поведения и работоспособности.
В силу перечисленных интеллектуальных и речевых недостатков этап автоматизированного чтения оказывается для
умственно отсталых старшеклассников практически недостижимым.
Адресат
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные общеобразовательные программы.

Соответствие Государственному образовательному стандарту
Предлагаемая

программа

и

тематическое

планирование

ориентирована

на

учебник

для

6

классов

общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы /авт.-сост. З.Ф.
Малышева. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 255 с.
Структурно и содержательно программа для 6 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала
опирается на ранее полученные знания во время уроков чтения. Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 ч в неделю.
Срок реализации настоящей программы 1 учебный год.
Цель: развитие речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание,
осмысление и пересказ содержания художественных произведений; формирование речи как средства общения, как
способа коррекции познавательной деятельности обучающихся и подготовки их к социальной адаптации.
Задачи:
 формирование четырёх качеств техники чтения: правильность, осознанность, выразительность, беглость;
 знакомство (через содержание читаемого материала) с новыми представлениями и понятиями;
 коррекция высших психических функций, обучающихся (речи, мышления, внимания, памяти, восприятия,
воображения);
 формирование коммуникативных
Основные направления коррекционной работы:
⁻ корригировать артикуляционный аппарат.
⁻ расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

⁻ корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
⁻ развивать речь, владение техникой речи;
⁻ коррегировать слуховое и зрительное восприятие.
⁻ формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
⁻ развивать познавательные процессы.
⁻ коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
Методы и приёмы:
⁻ словесные методы: рассказ, объяснение, беседа;
⁻ наглядные методы: демонстрация натуральных объектов, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций и т.п.;
⁻ практические методы: работа с книгой, учебником, наблюдение, лабораторно-практическая работа, игра,
упражнение, программированное обучение, проблемное обучение.
Формы обучения:
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков, обобщающих уроков.
Используется индивидуальная работа.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Умственная отсталость - это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие
диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной
отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей.
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на
дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее,
представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность
детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения,
замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия
первой и второй сигнальных систем и др.).
В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной
отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние
органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными
все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторнодвигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность,
речь и поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности
возрастных

психологических

новообразований

и,

главное,

в

неравномерности,

нарушении

целостности

психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и
культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и
снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой
подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но
и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и
прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вместе с тем, Российская дефектология (как правопреемница
советской) руководствуется теоретическим постулатом Л.С.Выготского о том, что своевременная педагогическая
коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей.
Особые образовательные потребности обучающихся
с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но
и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно,
атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на
многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития
интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как
общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и
использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ
образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в
образовательном процессе.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие
специфические образовательные потребности:
 раннее получение специальной помощи средствами образования;
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание
предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
 научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
 доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
 систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их
«переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;

 обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом
функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);


использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся,
демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

 развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
 специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по
показу, подражанию по словесной инструкции;
 стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей, обучающихся возможно на основе
реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания
обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные
психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися
учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий.

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы

Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП
оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения
предметными результатами, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей
(законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на
АООП (вариант 2).
Предметные результаты
Учебный
предмет

Минимальный
уровень освоения

Достаточный
уровень освоения



Чтение
(VI класс)

читать вслух правильно, целым словом,

тексты

осознанно,

чтение (словосочетаниями), в трудных случаях —

предложения в зависимости от знаков

целым словом;


читать про себя проанализированный

читать про себя, выполняя различные задания к
проанализированному тексту;

заранее текст, выполняя несложные



делить текст на части под руководством учителя;

задания учителя;



пересказывать текст (полностью или частично) по



пересказывать несложные по содержанию

плану, используя опорные слова;


фрагменты текста;
оценивать поступки героев (с помощью

определять мотивы поступков героев, выражать
свое отношение к ним;



учителя);

выделять незнакомые слова в тексте (с помощью
учителя);

заучивать стихотворения наизусть (объем



выучить наизусть 8—10 стихотворений;

текста с учетом индивидуальных



читать внеклассную литературу под контролем

особенностей учащихся);


доступные

синтаксические паузы, интонацию конца

отвечать на вопросы учителя;



вслух

правильно, выразительно, с переходом на беглое





читать

трудные слова — по слогам, соблюдая

препинания;




участвовать в уроках внеклассного
чтения, выполняя посильные задания по
прочитанным текстам.

учителя или воспитателя.

Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются
оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и
педагогических кадров.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи:


закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,

описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки;


ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение
планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;



обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и
личностных результатов;



предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной
организации;



позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной
компетенции.

Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (инте-ллектуальными нарушениями) в овладении
АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к
осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:
1)дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и
особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2)объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и
социальном развитии обучающихся;
3)единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет
обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание
методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации,
обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений
обучающихся.
В соответствии с требованиями

Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями,
необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие
социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении
социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Для

полноты

оценки

личностных

результатов

освоения

обучающимися

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку
основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных
средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем
условных единицах:
0 баллов ― нет фиксируемой динамики;
1 балл ― минимальная динамика;
2 балла ― удовлетворительная динамика;
3 балла ― значительная динамика.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник
наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и
отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и
характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т.е. в тот период, когда
у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная
деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.

Во время обучения в I-м классе, а также в течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять
и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. В целом оценка достижения обучающимися
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на
принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по
объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с
оценками типа:
Качество освоения

Уровень достижений

Отметка в балльной шкале

90-100 %

высокий

«5»

65-89 %

повышенный

«5»

50- 65 %

средний

«4»

30-50 %

минимальный

«3»

программы

Программа формирования базовых учебных действий (БУД)

Программа

формирования

базовых

учебных

действий

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего
школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения
АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности,
которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами
профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
•

формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

•

овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

•

развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность,
контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Характеристика базовых учебных действий

Группа БУД
Личностные учебные
действия:готовность
ребенка к принятию
новой роли ученика

Учебные действия и умения
- начальное осознание себя как ученика, одноклассника, друга;
- формирование положительного отношения к окружающей действительности;
- формирование самостоятельности в выполнении учебных заданий, поручений;
- понимание личной ответственности за свои поступки;
- формирование готовности к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе.

Коммуникативные
учебные действия:
способность
вступать в
коммуникацию
Регулятивные
учебные действия:
успешность работы
на любом уроке
Познавательные
учебные действия:
начальные
логические операции

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
- доброжелательно относиться, сопереживать окружающим.
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);
- принимать цели, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
- выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов;
- читать; писать; выполнять арифметические действия;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание).

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать
индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом
направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую
систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения
вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому
указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить
его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки,
которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по
замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося
в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех
учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени
обучения.
Таблица оценки сформированности базовых учебных действий

Группа БУД

Перечень учебных действий

Оценка сформированности
(в баллах)
0

1

2

3

4

5

Личностные
учебные
действия

осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного
коллектива, пользоваться соответствующими правами
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными,
так и своих товарищей
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы,
музыки, живописи и др.
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности
активно включаться в общеполезную социальную деятельность
осознанно относиться к выбору профессии
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного
края и страны
понимать личную ответственность за свои поступки на основе
представлений о этических нормах и правилах поведения в
современном обществе
соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и
обществе

Максимум 45 баллов
Коммуникативные

вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)

учебные
действия

слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в
коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников
(возраст, социальный статус, знакомый - незнакомый и т.п.)
использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач
использовать разные источники и средства получения информации
для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе
информационные

Максимум 25 баллов
Регулятивные
учебные
действия

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность

Максимум 20 баллов
Познавательные

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию
использоватьлогические действия (сравнение, анализ, синтез,
обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном,
доступном
вербальном
материале,
основе
практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета и для решения познавательных и
практических задач
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие доступные существенные связи и отношения
между объектами и процессами

Максимум 20 баллов

Формы организации образовательного процесса
Сегодня ученика начальной школы необходимо вооружить универсальными учебными действиями, которыми он
сможет воспользоваться при самостоятельном познании, при решении новых учебных задач.

Только разнообразие организационных форм обеспечит рост, познавательных мотивов, поможет ученику научиться
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Основной формой организации образовательного процесса обучения чтению является урок. Основные типы
уроков: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок,
урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок — игра.
Технологии обучения:1. Традиционные технологии: объяснительно-иллюстративные.
2. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного педагогического процесса: педагогика
сотрудничества; гуманно – личностная; уровневая дифференциация; проблемное обучение;

информационно-

коммуникационные технологии; здоровье сберегающие технологии; коллективный способ обучения (работа в парах
постоянного и сменного состава).
Виды и формы контроля: обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальная
работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода; выборочная проверка упражнения;
взаимопроверка; контрольные и самостоятельные работы.
Формы работы: индивидуальная работа; групповая работа; парная работа; коллективная работа; фронтальная работа;
дифференцированно - групповая работа;

Структура программы
 Моя родина.
Рассказы о родине, России, Отечестве.
 Золотая осень.
Рассказы и стихотворения об осени. Рассказы о лесных животных.
 Великая радость работа.
Рассказы о личных качествах человека. Сказки о взаимопомощи.
 Страницы истории.
Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие краткие и доступные сведения об именитых людях прошлого и
настоящего России (полководцы, писатели, художники).
 Что такое хорошо, что такое плохо.
Сказки. Представления о добре и зле.
Рассказы, стихи, народные

и литературные сказки, помогающие освоению нравственных эталонов, приятных в

обществе людей.
 Здравствуй, гостья – Зима.
Рассказы, стихи, и сказки о красоте Зимы. Олицетворение природы в представлениях наших предков (духи леса, воды,
земли).
 Весна – красна.
Рассказы, стихи, и сказки о Весне.

 Рассказы о животных.
Рассказы и стихи о повадках животных, об отношении к ним человека.
 Рассказы, сказки, стихи для детей.
Детские рассказы, стихи, сказки о животных.
Учебно-тематический план
Название раздела/темы

Количество часов

Моя родина.

3

Золотая осень.

15

Великая радость работа

9

Страницы истории

13

Что такое хорошо, что такое плохо

7

Здравствуй, гостья – Зима

36

Весна – красна

17

Рассказы о животных

13

Рассказы, сказки, стихи для детей

13

Внеклассное чтение

10

Итого: 136 ч.

Календарно – тематическое планирование по чтению
6 класс
I четверть (32 часа)
№

Содержание программного материала

П/П

Кол-во
часов

1. Моя родина.
1.

В. Песков «Отечество».

1

2.

М. Ножкин. Россия.

1

3.

М. Пришвин «Моя Родина».

1

2. Золотая осень.
4.

В. Бианки «Сентябрь».

1

5.

И. Бунин «Лес, точно терем расписной».

1

6.

Ю. Качаев «Грабитель».

1

7.

Б. Житков «Белый домик».

1

8.

Б. Житков «Белый домик».

1

9.

Внеклассное чтение Б. Житков. Рассказы.

1

10.

А. Белорусев «Звонкие ключи». Беседа по

1

содержанию.

Дата

11.

А. Белорусев «Звонкие ключи». Составление

1

плана рассказа.
12.

А. Белорусев «Звонкие ключи». Пересказ.

1

13.

К. Паустовский. Заячьи лапы. Беседа по

1

содержанию.
14.

К. Паустовский. Заячьи лапы. Составление плана.

1

15.

К. Паустовский. Заячьи лапы. Пересказ.

1

16.

И. Тургенев «Осенний день в березовой роще».

1

17.

Е. Носов. «Хитрюга».

1

18.

Е. Носов. «Хитрюга».

1

19.

В. Бианки «Октябрь».

1

20.

В. Бианки «Октябрь».

1

3. Великая радость работа
21.

С. Михалков «Будь человеком».

22.

С. Михалков «Будь человеком».

23.

Б. Заходер «Петя мечтает».

1

24.

По Д. Биссету «Слон и муравей».

1

25.

По Д. Биссету «Кузнечик Денди».

1

2

26.

Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой».

1

27.

Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой».

1

28.

Дж. Родари «Пуговкин домик».

1

29.

Дж. Родари «Пуговкин домик».

1

30.

Урок внеклассного чтения. Дж. Родари

1

«Путешествие голубой стрелы».
4. Страницы истории.
31.

Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник».

1

32.

Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник».

1

II четверть (28ч.)
№

Содержание программного материала

П/П

Кол-во
часов

1.

Ф. Глинка «Москва».

1

2.

В. Бианки «Ноябрь».

1

3.

По А. Алексееву «Без Нарвы не видать моря».

1

4.

По А. Алексееву «На берегу Невы».

1

5.

По А. Алексееву «На берегу Невы».

1

Дата

6.

По А. Алексееву «Медаль».

1

7.

По А. Алексееву «Гришенька».

1

8.

Е. Холмогорова. «Серебряный лебедь».

1

9.

Е. Холмогорова. «Боевое крещение».

1

10.

Е. Холмогорова. «День рождения Наполеона».

1

11.

Е. Холмогорова. «В дни спокойные».

1

12.

Урок внеклассного чтения. В. Астафьев

1

«Белогрудка».
5. Что такое хорошо, что такое плохо
13.

По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи».

1

Работа по содержанию.
14.

По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи».

1

Характеристика героев.
15.

Е. Пермяк «Тайна цены». Работа по содержанию.

1

16.

Е. Пермяк «Тайна цены». Составление плана.

1

17.

Е. Пермяк «Тайна цены». Пересказ.

1

18.

По переводу Д. Гальпериной «Здравствуйте».

1

19.

По переводу Д. Гальпериной «Здравствуйте».

1

6. Здравствуй, гостья – Зима

20.

В. Бианки «Декабрь».

21.

В. Бианки «Декабрь».

22.

Е. Благинина «Новогодние загадки».

1

23.

А. Никитин «Встреча зимы».

1

24.

А. Дорохов «Тёплый снег».

1

25.

А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…».

1

26.

Д. Хармс «Пушкин».

1

27.

Д. Хармс «Пушкин».

1

28.

Урок внеклассного чтения. Сказки А. С.

1

1

Пушкина.

III четверть (44 ч)
№

Содержание программного материала

П/П

Кол-во
часов

1.

В. Бианки «Январь».

1

2.

В. Бианки «Январь».

1

3.

Х.-К. Андерсен «Ель». Работа по содержанию.

1

4.

Х.-К. Андерсен «Ель». Составление плана

1

Дата

пересказа.
5.

Х.-К. Андерсен «Ель» Пересказ.

1

6.

А. Чехов «Ванька» Ответы на вопросы.

1

7.

А. Чехов «Ванька» Деление текста на части.

1

8.

А. Чехов «Ванька» Работа с иллюстрациями.

1

9.

И. Никитин «Весело сияет» (отрывок).

1

10.

И. Никитин «Весело сияет» (отрывок).

1

11.

И. Суриков «Белый снег пушистый».

1

12.

И. Суриков «Белый снег пушистый».

1

13.

М. Зощенко «Лёля и Минька».

1

14.

М. Зощенко «Лёля и Минька».

1

15.

Урок внеклассного чтения. А. Н. Толстой

1

«Приключения Буратино».
16.

Ю. Рытхэу «Пурга».

1

17.

Ю. Рытхэу «Пурга».

1

18.

Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость».

1

19.

Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость».

1

20.

В. Бианки «Февраль».

1

21.

В. Бианки «Февраль».

1

22.

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев» Работа по

1

содержанию.
23.

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев» Работа над

1

планом.
24.

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Пересказ.

1

25.

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

1

Определение главной мысли сказки.
26.

По Х.-К. Андерсену «Снежная королева» Беседа

1

по содержанию.
27.

По Х.-К. Андерсену «Снежная королева» Работа

1

с планом.
28.

По Х.-К. Андерсену «Снежная королева»

1

Выборочный пересказ.
29.

По Х.-К. Андерсену «Снежная королева»

1

Определение главной мысли произведения.
30.

Урок внеклассного чтения. По Х.-К. Андерсену.

1

7. Весна – красна
31.

С. Смирнов «Первые приметы».

1

32.

С. Смирнов «Первые приметы».

1

33.

В. Бианки «Март».

1

34.

В. Бианки «Март».

1

35.

По В. Пескову «Весна идет».

1

36.

М. Пришвин «Жаркий час».

1

37.

Г. Скребицкий «Весенняя песня».

1

38.

Г. Скребицкий «Весенняя песня».

1

39.

В. Жуковский «Жаворонок».

1

40.

А. Толстой «Детство».

1

41.

А. Толстой «Детство».

1

42.

А. Твардовский «Как после мартовских метелей».

1

43.

А. Плещеев «И вот шатер свой голубой опять

1

раскинула весна…».
44.

Урок внеклассного чтения. Е. Пермяк

1

«Волшебные истории».

IV четверть (32 часа)
№

Содержание программного материала

Кол-во

Дата

П/П

часов

1.

В. Бианки «Апрель».

1

2.

К. Паустовский «Стальное колечко». Беседа по

1

содержанию.
3.

К. Паустовский «Стальное колечко». Работа над

1

планом.
4.

К. Паустовский «Стальное колечко». Работа над

1

пересказом.
8. Рассказы о животных
5.

По В. Астафьеву «Злодейка». Работа по

1

содержанию.
6.

По В. Астафьеву «Злодейка». Работа над планом.

1

7.

По В. Астафьеву «Злодейка». Работа над

1

пересказом.
8.

По Е. Барониной «Рассказы про зверей».

1

9.

По Е. Барониной «Рассказы про зверей».

1

10.

В. Драгунский «Кот в сапогах».

1

11.

В. Драгунский «Кот в сапогах».

1

12.

Д. Хармс «Заяц и Ёж».

1

13.

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».

1

14.

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».

1

15.

Урок внеклассного чтения. А. Н. Мамин –

1

Сибиряк «Приёмыш».
16.

По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави». Беседа

1

по содержанию.
17.

По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави». Чтение

1

по ролям.
18.

По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави».

1

Выборочный пересказ.
8. Рассказы, сказки, стихи для детей
19.

В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету».

1

20.

В. Бианки «Май».

1

21.

М. Дудин «Наши песни спеты о войне».

1

22.

В. Медведев «Звездолёт «Брунька». Беседа по

1

содержанию.
23.

В. Медведев «Звездолёт «Брунька». Составление

1

плана.
24.

В. Медведев «Звездолёт «Брунька». Пересказ.

1

25.

По К. Паустовскому «Корзина с еловыми

1

шишками». Беседа по содержанию.
26.

По К. Паустовскому «Корзина с еловыми

1

шишками». Чтение по ролям.
27.

По К. Паустовскому «Корзина с еловыми

1

шишками». Пересказ.
28.

По А. де Сент-Экзюпери «Маленький Принц».

1

29.

По А. де Сент-Экзюпери «Маленький Принц».

1

30.

В. Астафьев «Зорькина песня».

1

31.

Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка

1

весел».
32.

Урок внеклассного чтения. В. П. Астафьев
«Васюткино озеро».

1

Оценочные средства (оценочные материалы)
и методические материалы рабочей программы по чтению, 6 класс.
Класс/программа

Перечень используемых
оценочных средств (оценочных
материалов) КИМы

Программы
специальной
(коррекционной)
образовательной школы VIII
вида: 5-9 кл.: В 2сб под
ред.В.В.Воронковой
–
М.:Гуманит. изд. Центр Владос,
2020. – Сб.1.

Контрольно-измерительные
материалы по чтению и развитию
речи в С(К)ОШИ VIII вида.
Тексты для проверки техники
чтения
для
учащихся
5-9
классов»

Перечень используемых методических
материалов
Чтение.

6

класс:

учебник

для

общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные общеобразовательные программы
/авт.-сост. З.Ф. Малышева. – 19-е изд. – М.:
Просвещение, 2020. – 255 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».