Мир истории 6 класс

Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной программе
в соответствии с ФГОС образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

«РАССМОТРЕНА»

«УТВЕРЖДЕНА»

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская
школа-интернат»
протокол № 1 от « 30» августа
2021 г.

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат» от « 31 » августа 2021 г.

Рабочая программа
по учебному предмету «Мир истории»
6 класс

г. Приморск
2021 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Мир истории» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания" от 28.01.2021 N 2;
Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от
20.08.2021 г. № 19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида и составлена с
учётом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Программа детализирует и
раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного
предмета в соответствии с целями изучения предмета «Мир истории».
Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» представляет собой целостный документ, включающий разделы:
пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки обучающихся; перечень учебно-методического обеспечения
образовательного процесса; календарно-тематическое планирование.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа предусматривает обучение:
2

Предмет: Мир истории
Курс: базовый
Срок реализации программы: 1 год
Всего часов на изучение программы: 68 часов
Количество часов в неделю: 1 час
Специфика программы:
В основу разработки пропедевтического курса «Мир истории» (пропедевтика) положено научное исследование Л.В. Смирновой,
которая выявила, что представления об окружающем мире и сведения исторического содержания (до начала обучения) у обучающихся 6
класса носят разобщенный, фрагментарный характер. Дети не могут точно назвать страну, край, область, в которой живут, смешивают
понятия столица, главный город края, области, не представляют состав числа во временных границах века, не умеют объяснить, кто такие
предки, потомки, что такое кочевой или оседлый образ жизни, настоящее, прошлое и многие другие понятия.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение
исторического материала, овладение ЗУН, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных
качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в обществе.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, причем не только по истории, но и иным предметам.
Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей обучающихся старшей школы позволяет шире реализовать
интегративный подход к отечественной истории с тем, чтобы сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья; направлена на
всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое,
нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию
имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Программа также строится на принципе воспитывающей и развивающей
направленности обучения, принципе научности и доступности обучения, принципе систематичности и последовательности в обучении,
принципе наглядности в обучении, принципе индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Важной составной частью курса «Мир истории» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей.
Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени. Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории.
Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее. Усвоение исторических событий значительно
облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий. Создавая
историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие
формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия
соответствующей эпохи). Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и
3

других источников. Особое внимание уделить умению обучающихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет
способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках
истории. Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую
эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории,
предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую. При изучении истории
важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры, викторины с использованием
исторических дат. Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая
работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.
Основной целью изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в
VII- IX классах.
Программа формирует следующие задачи:
- формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его
развития;
- формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и «историческом пространстве»;
- формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других;
- формирование умения работать с «лентой времени»;
- формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения;
- помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути
своего и других народов;
- воспитание интереса к изучению истории.
Место учебного предмета «Мир истории» в учебном плане
Учебный предмет «Мир истории» входит в предметную область «Человек и общество», относится к обязательной части учебного
плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Настоящая программа рассчитана для
обучающихся 6 класса. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме
урока (40 мин). По примерному годовому учебному плану на учебный предмет отведено 68 часов в год или 2 часа в неделю.
Виды и формы организации учебного процесса:
Базовыми подходами к преподаванию дисциплины являются системно-деятельностный, компетентностный, личностноориентированный.
Приоритетными формами организации деятельности, обучающихся являются: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа
в парах и группах, коллективная работа, практическая деятельность обучающихся.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
4

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; проектная деятельность; информационно-коммуникационные; проблемнопоисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.
Основные направления коррекционной работы:
-коррекция связной устной речи,
-развитие нравственных качеств обучающихся,
-развитие основных мыслительных операций,
-развитие образного зрительного и слухового восприятия,
-развитие пространственной ориентации.
Формирование базовых учебных действий
Изучение учебного предмета «История» обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных учебных
действий. В предмет заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями. Коррекционное воздействие
изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением
интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мир истории» 6 класс
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебного предмета «Мир истории»
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место
принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных)
компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения
АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки. Планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе
целенаправленной образовательной деятельности по изучению учебного предмета «Мир истории». Однако, ввиду индивидуальных
особенностей и возможностей обучающихся с умственной отсталостью, планируемые личностные результаты, следует рассматривать как
возможные личностные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Мир истории»
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
5

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Мир истории» 6 класс:
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету «Мир
истории» и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП
является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как
особо указывается в АООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к
получению ими образования по этому варианту программы.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Мир истории» к концу обучения в 6 классе
Достаточный уровень

Минимальный уровень

-знание некоторых основных фактов исторических
событий, явлений, процессов;
-удовлетворительное осмысление и реализация
основных исторических понятий и представлений из
всех разделов программы, их использование в
самостоятельной речи, в пересказах, ответах на
вопросы;
-умение участвовать в диалогах и беседах по
основным темам программы по истории;
-понимание содержания учебных заданий, их
выполнение самостоятельно или с помощью учителя;
-владение элементами самоконтроля при выполнении

-понимание доступных исторических фактов;
-знание некоторых фактов исторических событий, явлений,
процессов;
-усвоение наиболее доступных понятий истории на уровне
их понимания и узнавания;
-использование некоторых усвоенных понятий в активной
речи;
-умение отвечать на вопросы по основным темам, выбирать
правильный ответ из ряда предложенных вариантов
(заданий) с помощью педагога;
-усвоение элементов контроля учебной деятельности
(с помощью памяток, инструкций, опорных схем);
6

заданий;
-владение элементами оценки и самооценки;
-высказывание собственных суждений и личностное
отношение к изученным фактам;
-проявление интереса к изучению истории;

-использование помощи учителя при выполнении учебных
задач,
умение самостоятельно исправить ошибки;

Критерии оценивания знаний и умений:
На уроках истории возможны короткие проверочные работы для выявления пробелов в знаниях и умениях. В каждом устном ответе
выделяются ключевые слова (исторические термины, понятия, названия предметов и др.), которые могут быть положены в основу
кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин.
При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать следующее:
- при оценке устного ответа – правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность ответа, правильность речи,
аргументированность рассуждения, умение сослаться на текст учебника, пользоваться исторической картой.
Оценка устных ответов:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого материал;
- полнота ответа;
- умение на практике применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ.
Оценка «4»- при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; ошибки в речи исправляет только с помощью учителя.
Оценка «3»- материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет
только с помощью учителя или учащихся.

Содержание учебного предмета «Мир истории»
с определением основных видов практических заданий обучающимися.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ, ОБ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЯХ, О ПРОСТРАНСТВЕ ВОКРУГ НАС - 14 часов
История имени. Как возникли имена. Значение имён. Полное и неполное имя. Знаменитые имена в России (2-3 примера). История
фамилии. Происхождение фамилий. Отчество в имени человека. Понятие о семье. Родственники близкие и дальние. Понятие о родословной.
Понятия: поколения, предки, потомки. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография. Дом, в котором ты живёшь. Где находится твой дом
(регион, город, посёлок, село). Кто и когда построил этот дом. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье, соседях. История улицы.
Название улиц, их происхождение. Улицы, на которых расположены мой дом, моя школа. Местность, где мы живём (город, село). Название
7

местности, происхождение названия. Край (область, республика), в котором мы живём, главный город края. Национальный состав. Основные
занятия жителей края, города. Страна, в которой мы живём. Название страны. Столица. Население, национальный состав страны. Республика, в
составе РФ. Главный город страны. Понятие о государственных символах: Государственный герб, Государственный флаг, Государственный
гимн. Руководство страны, республики. Понятия о большой и малой родине. Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой
мы живём. Земля, другие планеты Солнечной системы. Солнце. Луна. Понятия: человечество, Отечество, страна, парламент, президент.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВРЕМЕНИ В ИСТОРИИ - 9 часов
Понятие о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра. Приборы для отсчёта времени. Понятие об
астрономическом времени: солнечное время, лунное время. Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История календаря. Меры
времени. Новые сведения. Понятие об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление), «лента
времени». Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Понятие
(ориентировка): давно, недавно, вчера-прошлое; сегодня, сейчас - настоящее; завтра, через день, через месяц, через год-будущее. Части века,
середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие, основные события 20 в.
(обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (21 в.).
История – наука об изучении развития человеческого общества. Значение исторических знаний для людей, необходимость их изучения.
Историческая память России (3-4 примера). Способы получения знаний о прошлом. Науки, помогающие добывать исторические сведения:
археология, этнография, геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на конкретных примерах). Источники исторических
знаний: письменные памятники материальной и духовной культуры (старинные книги, летописи, надписи и рисунки на скалах, в пещерах,
археологические находки; памятники строительства, зодчества, архитектуры, устные источники (фольклор). Исторический музей,
краеведческий музей. Понятие об историческом пространстве, исторической карте. Составляющие части исторической науки: история
местности, история страны, история культуры, науки, религии.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА - 7 часов
Человек – житель планеты Земля. Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного.
Время появления человека прямоходящего. Внешний вид первобытных людей. Среда обитания. Человек умелый. Время появления. Его
отличие от предков и от современного человека. Занятия. Древние орудия труда. Начало каменного века. Древнейшие люди. Время появления.
Изменения во внешнем облике. Появление орудий труда, совершенствование занятий. Защита от опасностей. Образ жизни. Охота,
собирательство. Причины зарождения религиозных верований. Древний человек приходит на смену древнейшему. Время появления. Внешний
вид. Зарождение речи. Места обитания. Наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий. Борьба за
выживание. Способы охоты на диких животных. Изобретение лука. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека, основные
занятия, образ жизни.
Время и место появления. Внешний вид. Образ жизни и основные занятия. Развитие орудий труда. Защита от опасностей. Конец
ледникового периода и расселение человека разумного по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике
людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы
первых людей. Понятие о семье, общине, роде, племени.
8

ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ И ДЕЛ ЧЕЛОВЕКА - 10 часов
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита
от диких животных. Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, приготовление пищи и др.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории войн. Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая,
тепловая, атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения
большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых: угля, торфа,
газа, лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни всего человечества.
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий. Причины поселения древнего человека на берегах рек, озёр,
морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия, его значение в истории человечества.
Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных
ископаемых. Профессии людей, связанных с освоением энергии и водных ресурсов.
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные
жилища, материалы, используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от климатических условий (чумы, яранги,
вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Материалы для строительства, используемые с глубокой древности до наших дней.
Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Понятие об архитектурных памятниках в строительстве,
их значение для изучения истории.
Уточнение представлений учащихся о мебели, о назначении, видах, материалах для её изготовления. История появления первой мебели.
Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели (общие представления). Изучение мебельного производства в
исторической науке. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей, связанных с изготовлением мебели.
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития
общества. Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы выживания: собирательство, бортничество,
рыболовство, охота, земледелие (выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство. Приручение человеком
животных. Значение домашних животных в жизни человека. История хлеба и хлебопечения. Способы хранения продуктов питания в связи с
климатом, средой обитания, национально-культурными традициями. Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных
народов. Употребление традиционной пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.
Понятие о посуде и её назначении. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное
ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении
глиняной посуды (3 – 4 примера). Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, её виды. Преимущества
деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции её изготовления (3 – 4 примера). Посуда из других материалов. Изготовление
посуды как искусство. Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и
женской одежде. Пословицы и поговорки об одежде, о внешнем облике человека. Одежда как потребность защиты человеческого организма от
неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование
видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и
9

климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды (2 – 3 примера). Изготовление одежды как
искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона). История
появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти,
сапоги, туфли, сандалии и др. Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА - 6 часов
Первобытные люди. Содружество людей как способ выживания в трудных природных условиях. Зарождение традиций и религиозных
верований у первобытных людей. Появление семьи. Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и
океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире (общие представления). Причины зарождения религиозных верований.
Язычество. Истоки возникновения мировых религий: буддизм, христианство, ислам. Взаимодействие науки и религии. Значение религии для
духовной жизни человечества.
Понятие о науке. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения (2-3 примера). Направления в науке: астрономия,
математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки. Причины возникновения речи как главного средства для
общения и коммуникации. Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения
письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо (образные примеры). История латинского и славянского
алфавита. История книги и книгопечатания (общие представления). Понятие о культуре и человеке как носителе культуры. Искусство как
особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства (общие представления).
Сообщества первых людей (повторение и уточнение понятий). Выделение семьи. Родовая община. Племя. Условия для возникновения
государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Понятие о
гражданских свободах, государственных законах, демократии (доступно, на примерах). Экономика как показатель развития общества и
государства. История денег, торговли. Понятие о богатом и бедном государстве. Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки
войн.
Технические средства:
- персональный компьютер (ноутбук).
- видеопроектор, экран.
Учебно-практическое оборудование:
-«Лента времени»;
- наборы карточек с датами;
-раздаточный дидактический материал (рабочие листы с заданиями к урокам, кроссворды, таблицы, адаптированные тематические
тексты, «немые» схемы и т.п.);
-портреты известных исторических личностей;
-демонстрационные схемы, планы уроков;
10

- карточки для индивидуальной работы;
-компьютерные презентации;
-аудиозапись песен, видеофрагменты; обучающие фильмы;
Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы рабочей программы
Класс/Программа

Перечень используемых оценочных средств
Перечень
(оценочных материалов)/КИМы
методических материалов

используемых

Программы
Морозова С. А. Контрольно- измерительные - Петрова Л.В. Методика преподавания
образовательных учреждений, материалы обучающихся с умственной отсталостью в 6 истории в специальной коррекционной школе
реализующих адаптированные классах. https://multiurok.ru/files/kontrol-no-izmieritiel- 8 в. Учебное пособие для студентов высших
образовательные программы: nyie-matierialy-obuchaiushc.html
учебных заведений. М., 2003 г.
1-6 кл.: В 2 сборниках / под
редакцией В.В. Воронковой –
- Мир истории. Рабочая тетрадь. 6 класс:
М.: Гуманитар. изд. центр
Пособие для учащихся специальных (
ВЛАДОС, 2017. - Сб. 1.
коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида/ И.М.Бгажнокова,
Л.В.Смирнова, Е.Н.Фёдорова. – М.:
Просвещение, 2011.
Мир истории.6 класс : учеб. для спец. (
коррекц.) образоват. учреждений 8 вида /
И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. – 2-е изд. –
М.: Просвещение, 2013.

11

Календарно - тематическое планирование по учебному курсу «Мир истории»
№

Дата

Тема урока

Кол-во

Вид деятельности обучающихся

часов
Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас.
1

История имени.

1

Составление рассказа по схеме. Просмотр видеофрагмента.

2

Какие имена даются детям.

1

3

Отчество и фамилия человека

Запись значения своего имени. Образование полных и неполных имён.
Знакомство с именами знаменитых россиян. Просмотр видеофрагмента.

1

4

Что такое прозвище?

1

Образование отчеств от имён. Исследование фамилий. Заполнение анкеты.

5

Семья

1

Рисунок на тему: «Моя семья», толкование пословиц о семье. Слушание
песен о семье.

6

Биография

1

Объяснение понятий. Составление родословного древа.

7

Поколения людей

1
Отчий дом. Наша Родина-Россия.

8

О доме

1

Написание своей биографии по данному плану.

9

Изба – памятник русского домостроения.

1

10
11

Название городов и улиц

Объяснение пословиц о доме, хозяйстве, соседях. Рисование своего дома
(либо будущего своего дома).

2
Объяснение происхождения названий улиц, где расположен дом и школа.

12

12

Родник «Двенадцать ключей»

1

Рисование своей улицы (либо улицы будущего).

13

Истоки

1

14
15

Наша Родина – Россия

2

Работа с картой и атласом Кировской области. Запись адреса малой
родины. Работа со схемой «Национальный состав жителей края»,
таблицей «Основные занятия жителей нашего края». Работа с гербом
области и района.

16

Повторение, ранее изученного материала.

1

Работа с картой. Работа с таблицей «Народы России». Рисование флага и
герба. Слушание гимна. Просмотр видеофрагмента.

17

Как устроено государство

1

Аукцион «Государства мира». Словарная работа.

18

Герб, флаг, гимн России.

1

19

Москва – столица России.

1

20

Мы жители планеты Земля.

1
О том, что такое время и как его изучают.

21

Что такое время

1

22

Счет времени

1

23

История календаря

1

24

Русский земледельческий календарь

1

25

Счёт лет в истории.

1

26

Историческое время.

1

Обзор достопримечательностей Москвы. Слушание песен и стихов о
Москве. Рисование достопримечательностей
Работа со схемой «Планеты Солнечной системы». Работа с глобусом.

Что изучает наука история.

13

27

Что такое история

1

28

Какие науки помогают истории

1

29

Об археологии, геральдике и нумизматике.

1

30

Как работают археологи.

1

31

Исторические памятники.

1

32

Историческая карта

1

33

Повторно - обобщающий урок по теме: «Что
изучает наука история»

1

Составление цепочки единиц времени. Работа с часами и календарём.
Понятие (ориентировка): давно, недавно, вчера-прошлое; сегодня, сейчас настоящее; завтра, через день, через месяц, через год-будущее.
Словарная работа. Схематическое изображение «ленты времени».
Чтение и запись различных дат. Обзор главных событий прошлого и
текущего веков.

История древнего мира.
34

Земля и космос

1

Применение полученных знаний в командной игре «Юные историки».
Выполнение диагностической работы.

35

От кого произошёл человек

1

36

Каким был древний человек.

1

37

Человек умелый.

1

38

Каменный век.

1

39

Следующее поколение людей каменного века

1

Чтение дополнительной литературы. Составление устного рассказа о
работе археолога.

40

Наступление ледников

1

Составление схемы «Виды исторических памятников».

41
42

Как жили древние охотники, кочевники и
собиратели.

2

Работа с цитатами. Просмотр фрагментов фильмов и мультфильмов с
показом исторических событий.
Рассматривание и анализ иллюстраций с изображением гербов, монет,
археологических находок.

14

43

Новые занятия людей

1
История вещей и дел человека

44

Огонь в жизни древнего человека.

1

Заполнение таблицы. Составление устного рассказа по таблице.

45

Огонь, глина, гончар.

1

Словарная работа.

46

Огонь-новая эпоха в жизни человека.

1

Работа с понятиями. Выполнение диагностической работы.

47

Вода, её значение в жизни человека.

1

48

Вода и земледелие.

Составление описательного устного рассказа по иллюстрациям и опорным
словам. Просмотр видеофрагмента «Огонь».

1

49

Вода как источник энергии.

1

Составление вопросов к данному тексту.
Словарная работа. Заочное знакомство с известными музеями мира,
библиотеками России. Экскурсия в школьную библиотеку, беседа с
библиотекарем.

50

Какие дома строили древние люди.

1

51

Как появилась мебель.

1

52

История появления каши, хлеба.

1

53

История об обыкновенной картошке.

1

Рассматривание исторических карт, сравнение с географическими
картами, знакомство с легендой исторических карт. Просмотр
видеофрагмента «Самые древние государства» 1 часть.

54

О керамике, фарфоре и деревянной посуде.

1

Просмотр видеофрагментов.

55

История появления одежды

1

56

Одежда и положение человека в обществе.

1

57

Как люди украшали себя.

1

58

Повторно - обобщающий урок по теме:
«История вещей и дел человека»

1

15

Человек и общество
59

О далёких предках-славянах и родовом строе.

1

Заполнение таблицы. Составление устного рассказа по таблице.

60

Как люди понимали мир природы в древности.

1

Заполнение таблицы. Составление устного рассказа по таблице.

61

Современные религии, как они появились.

1

Заполнение таблицы. Составление устного рассказа по таблице.

62
63

Искусство и культура.

2

Составление описания по плану. Просмотр видеофрагментов.

64

Письмо и первые книги.

1

65

К новым открытиям.

1

66

Человечество стремиться к миру

1

67

Контрольная работа по темам, изученным за
год.

1

68

Экскурсия по городу «Приморск».

1

I четверть – 16 часов
II четверть – 14 часов
III четверть -22 часа
IV четверть - 16 часов
Всего за год: 68 часов.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».