Чтение 8 класс

Приложение
к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с БУП 2002 г.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат»
протокол № 01 от «30» августа 2021
года

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат»
от «31» августа 2021года

Рабочая программа
по учебному предмету
"Чтение "
8 класс

г. Приморск
2021 год

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Чтение» является рабочей и разработана на основе типовой программы для специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9
классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1./под ред. Воронковой В.В./ М.: Гуманитар. изд.
центр ВЛАДОС,2011), составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона
от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»);
2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания" от 28.01.2021 N 2;
5. Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от
20.08.2021 г. № 19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
7. Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
8. Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.

2

Согласно действующему Базисному учебному плану 2021 – 2022 учебного года рабочая программа предусматривает обучение:
Предмет: Чтение
Курс: базовый
Срок реализации программы: 1 год
Всего часов на изучение программы: 102 часа
Специфика программы
Программа по чтению так же, как и программа по чтению, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению
многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с
этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый
диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и
драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев
произведения.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений,
программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников
на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения
человека в обществе.
В старших классах продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 8
класса используется тематический принцип подбора литературного материала. Рекомендуемые произведения становятся более
объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального
опыта учащихся.
Начиная с 8 класса, обучающиеся включаются в круг литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию данного этапа
обучения обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим в программе по чтению для 8 класса предлагается примерный
список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков
3

литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые
литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка,
былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности
сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма).
Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как Процесс
обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие
познавательной деятельности, речи, эмоциональноволевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: развитие речи обучающихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания
художественных произведений.
Задачи:
 формировать у обучающихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения;
 развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;
 развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации,
добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев
произведения;
 нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их
содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)
Рабочая программа предусматривает решение коррекционных задач:
1.Развитие импрессивной речи:
 развивать умение внимательно слушать речь;
 развивать умения улавливать скрытый смысл произведения;
4

 обогащение и уточнение словарного запаса.
2.Формирование экспрессивной речи:
 развитие коммуникативной разговорной речи;
 коррекция эмоциональной окраски речи;
 развитие и коррекция при чтении диалога;
3. Коррекция мышления:
 установление причинно-следственных связей и закономерностей;
 упражнения, помогающие упорядочить анализ ( от частного к общему и наоборот);
 обобщение данных, полученных от анализа;
 обучение умению правильно строить логические рассуждения с опорой на схемы;
4. Коррекция познавательной деятельности:
 формирование читательской самостоятельности;
 развитие интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями литературы;
 формирование навыка самостоятельного чтения книг, читательской культуры;
 посещение школьной библиотеки, умение выбирать книгу по интересу.
5. Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:
 релаксационные упражнения для мимики лица;
 драматизация;
 чтение по ролям.
Виды и формы организации учебного процесса:
Базовыми подходами к преподаванию дисциплины являются системно - деятельностный,

компетентностный, личностно-

ориентированный.
5

Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, индивидуальная работа, беседа, уроки - практикумы, самостоятельная
работа, написание сочинений и выполнение практических работ.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; проектная деятельность; информационно-коммуникационные; проблемнопоисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.

Основное содержание программы
Устное народное творчество
Сказки. «Волшебное кольцо» (Русская народная сказка). Пословицы и поговорки. Баллады. «Перчатка» (Повесть). В.А.Жуковский.
«Нашла коса на камень». И.З.Суриков Былины. «Садко» (Отрывок).
Произведения русских писателей XIX века
Александр Сергеевич Пушкин «Публичное испытание». М.Я. Басин. «Записки о Пушкине» (Отрывок). И.И.Пущин «Памятник»
(Отрывок). «Во глубине сибирских руд...». «Зимнее утро». «И. И. Пущину». «Няне».» «Сожжённое письмо» (Отрывок). «Я вас любил».
«Сказка о попе и о работнике его Балде». Михаил Юрьевич Лермонтов. «Смерть поэта» (Отрывок). «Родина» (Отрывок). «Парус».
«Сосна».
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (Отрывки). Иван Андреевич Крылов. «Волк на
псарне». «Осел и Соловей». «Муха и Пчела». Николай Алексеевич Некрасов «Размышления у парадного подъезда» (Отрывок). «В полном
разгаре страда деревенская». «Мороз Красный нос» (Отрывок). «Русские женщины» (Отрывок). Иван Саввич Никитин «Русь» (Отрывок).
Иван СергеевичТургенев «Муму» (сокращении). Лев Николаевич Толстой « После бала» (в сокращении).
Произведения русских писателей I половины ХХ века
Антон Павлович Чехов «Лошадиная фамилия». Владимир Галактионович Короленко «Слепой музыкант» (Отрывки). Максим Горький
«Макар Чудра» (Отрывок). Сергей Александрович Есенин «Спит ковыль». «Пороша» «Отговорила роща золотая...». Андрей Платонович
Платонов «Разноцветная бабочка» (Сказка). Алексей Николаевич Толстой «Русский характер». Николай Алексеевич Заболоцкий
6

«Некрасивая девочка».
Произведения русских писателей II половины ХХ века
Константин Георгиевич Паустовский «Телеграмма» (в сокращении). Рувим Исаевич Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о
первой любви» (О т р ы в к и). Лев Абрамович Кассиль «Пекины бутсы». Александр Трифонович Твардовский «Василий Тёркин»
(Отрывки из поэмы). Василий Макарович Шукшин «Гринька Малюгин» (в сокращении) Виктор Петрович Астафьев. «Далёкая и близкая
сказка» (Глава из повести «Последний поклон»). Радий Петрович Погодин «Алфред». Алексей Александрович Сурков «Родина». «Утро
на берегу озера».

Учебно-тематический план
№
п/п
1.

Наименование разделов
Устное народное творчество

Кол – во
часов
10 ч

2.

Произведения русской литературы XIX века.

48 ч

3.

Произведения русских писателей 1- ой половины 20
века.
Произведения русских писателей 2-й
половины XX века
ИТОГО

25 ч

4.

19 ч
102 ч

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Обучающиеся должны уметь:
 читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать про себя;
 выделять главную мысль произведения;
 давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая
7

свое отношение к ним;
 пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.
Обучающиеся должны знать:


наизусть 10 стихотворений, 1 прозаический отрывок.

Перечень учебно-методического обеспечения
1. Учебник чтения для 8 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы Автор-составитель З. Ф. Малышева. Москва «Просвещение», 2016
2. Программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 классов. Сб.1./
под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010
3. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА,
2005. – 384с.
4. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. Для студентов пед. Вузов/ А.К.Аксёнова,
С.Ю.Ильина. – М.: Просвещение, 2011. – 335с.
5. Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 256с. – (Серия
«Коррекционная педагогика»)
6. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. — 224с.

8

Календарно – тематическое планирование
№
п/п

дата

Тема урока

Развитие речи

Формирование навыков
чтения

Контрольно – диагностические
материалы

I четверть (27 часов)

1.4.

Устное народное творчество
Сказка – один из распространённых
видов устного творчества.
Сказка «Волшебное кольцо»
Сказка «Волшебное кольцо». Работа по
содержанию.
Пословицы и поговорки.

1.5.

Баллада (общее понятие).

1.6.

В.А. Жуковский. «Перчатка».

1.7.

И.З. Суриков «Нашла коса на камень».

1.8.
1.9.

Внеклассное чтение. Баллада В. А.
Жуковского «Светлана»
Былины.

1.10.

«Садко» (отрывок)

II.

Произведения русской
литературы XIX века
А.С.Пушкин. Биография.

I.
1.1.
1.2.
1.3.

2.1.

Полные ответы на вопросы,
характеристика видов сказок.
Признаки сказки. Ответы на вопросы.
Подбор эпитетов к словам: молодец,
девица, лес, земля.
Выбирать пословицы по темам
«Труд», «Родина», «Учение» и т.д.,
объяснять смысл пословиц.
Выбор опорных слов для пересказа
статьи.
Отвечать на вопросы.
Оценивать поступок дамы.
Работать по иллюстрации.
Оценить поведение главного героя.
Работа по иллюстрации.
Объяснить смысл пословицы.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Чтение по ролям баллады В.А.
Жуковского «Перчатка».

Участие в беседе «Былинные темы в
произведениях писателей,
композиторов, художников»
Ответы на вопросы. Выделение
устаревшей лексики. Работа с
иллюстрацией. Ответы на вопросы.

Деление на части текста статьи.

Чтение по ролям баллады И.З. Сурикова
«Нашла коса на камень»

Выборочное чтение. Чтение по
ролям. Деление текста на части.

Пересказ статьи о былинах по плану.

Составление плана. Краткий пересказ
биографии поэта.

Деление текста на части.
Самостоятельное чтение.
Заучивание наизусть «Края
Москвы, края родные…»

Деление текста на части
Выборочное чтение. Чтение по
ролям
Самостоятельное чтение.
Выборочное чтение.
Выразительное чтение. Чтение
по ролям.

Техника чтение, понимание
прочитанного.
Ответы на вопросы по статье
Краткий пересказ
Выборочное чтение по ролям.
Ответы на вопросы с помощью
пословиц.
Пересказ статьи о балладе.

9

2.2.

М.Я.Басина «Публичное испытание».

Отвечать на вопросы.
Подписать иллюстрацию словами из
текста.

Деление текста на части.
Самостоятельное чтение.

Чтение наизусть «Края Москвы, края
родные…»

2.3.

И. И. Пущин «Записки о Пушкине».

Выборочное чтение

Выборочное чтение отрывков из статьи
М.Я. Басиной «Публичное
выступление».

2.4.

А.С.Пушкин «Памятник»

Выразительное чтение.

2.5.
2.6.

А.С.Пушкин «Во глубине сибирских
руд..»
А.С.Пушкин «Зимнее утро»

Выборочный пересказ (И.И. Пущин
«Записки о Пушкине»)
Выразительное чтение стихотворения
А.С. Пушкина «Памятник»
Чтение наизусть стихотворения А.С.
Пушкина «Во глубине сибирских
руд…»

2.7.

А.С.Пушкин «И. И. Пущину»

2.8.

А.С.Пушкин «Няне»

2.9.

Любовная лирика А.С.Пушкина
«Сожженное письмо», «Я вас
любил…»
А.С.Пушкин «Сказка о попе и о
работнике его Балде»

Отвечать на вопросы по содержанию.
Словесное рисование комнаты
Пушкина.
Выборочный пересказ. Работа по
репродукции картины Н. Ге «Встреча
Пушкина и Пущина»
Художественные определения. Беседа
по содержанию. Главная мысль.
Роль художественных определений в
тексте.
Словесное рисование картин природы.
Образные
слова
и
выражения.
Сравнение
стихотворения
и
иллюстрации.
Рассказ
о
встрече
друзей
в
Михайловском
по
репродукции
картины
Н.Ге
и «Запискам
о
Пушкине» И.И. Пущина.
Слова и выражения, передающие
отношение поэта к няне. Рассказ о
няне А.С. Пушкина.
Ответы на вопросы. Упражнения
«Дополни строчку», «Восстанови по
памяти». Беседа о лирике Пушкина.
Беседа по содержанию. Устаревшая
лексика в сказке.

2.11.

А.С.Пушкин «Сказка о попе и о
работнике его Балде». Образы героев в
сказке.

Слова и выражения, передающие
характер героев. Выделение главного
в каждой части. Составление плана.

2.12.

Внеклассное чтение. Повесть
А.С.Пушкина «Метель».

2.13.

М.Ю. Лермонтов. Биография поэта.

2.10.

Пересказ по плану.

Выразительное чтение.
Заучивание наизусть.
Выразительное чтение.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение стихотворения
А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Выразительное чтение.

Выразительное чтение стихотворения
А.С. Пушкина «19 октября 1827»

Выразительное чтение.

Чтение наизусть стихотворения А.С.
Пушкина «Няне»

Самостоятельное чтение.
Чтение по ролям. Выборочное
чтение.
Деление текста на части.
Чтение по ролям.

Выразительное чтение стихотворения
А.С. Пушкина «Я вас любил…»
Выборочное чтение отрывков из
«Сказки о попе и о работнике
его Балде» А.С. Пушкина к
иллюстрациям учебника.
Уметь передать впечатление от
прочитанного, выразить своё
отношение к героям

Самостоятельное чтение.

10

2.14.

М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта»
(отрывок)

2.15.

М.Ю. Лермонтов «Родина» (отрывок)

2.16.

М.Ю.Лермонтов «Парус».

2.17.

М.Ю.Лермонтов «Сосна».

Слова, характеризующие поэта и
убийцу. Беседа о биографических
фактах из жизни А.С. Пушкина.
Словесное рисование. Звуки, образы
родины. Настроение стихотворения.

Деление текста на части.
Выразительное чтение.
Выборочное чтение.

Пересказ биографической статьи по
плану.

Выразительное чтение.
Выборочное чтение.
Заучивание наизусть.
Выразительное чтение.
Выборочное чтение.
Заучивание наизусть.

Выразительное чтение стихотворения
М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»

Выразительное чтение.
Выборочное чтение.

Чтение наизусть стихотворения М.Ю.
Лермонтова «Парус»

Словесное рисование картин пира
царя Ивана Грозного. Словесное
рисование портрета Алёны
Дмитриевны. Озаглавливание строф.

Самостоятельное чтение.
Выборочное чтение. Чтение по
ролям. Выборочное чтение.

Выразительное чтение стихотворения
М.Ю. Лермонтова «Сосна»

Дать оценку поступкам Алёны
Дмитриевны и опричника. Беседа о
переживаниях героев.

Выборочное чтение.
Выразительное чтение.

Чтение по ролям отрывка из «Песни про
царя Ивана Васильевича ….» М.Ю.
Лермонтова.

Словесное описание утра над
Москвой-рекой. Словесное описание
портретов Калашникова,
Кирибеевича.

Выборочное
чтение.
Выразительное
чтение.
Заучивание отрывка «Утро над
Москвой-рекой»

Выразительное чтение отрывка из
«Песни про царя Ивана Васильевича
….» М.Ю. Лермонтова.

Беседа по содержанию, определение
авторского отношения к героям песни.
Сравнение зачина о концовки.

Выборочное чтение.
Выразительное чтение.

Чтение наизусть отрывка из «Песни про
царя Ивана Васильевича….» М.Ю.
Лермонтова.

Понимание приёма олицетворения
(без определения понятия). Словесное
рисование. Характер лирического
героя стихотворения «Парус» (без
определения понятия).
Работа с репродукцией картина И.
Шишкина «На севере». Образность
стихотворения. Человеческие
отношения и стихотворные образы.
Подписать иллюстрации словами из
стихотворения (цитирование).

Чтение наизусть стихотворения М.Ю.
Лермонтова «Родина»

II четверть (21 час)
2.18.

2.19.

2.20.

2.21.

М.Ю.Лермонтов «Песня про
царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца
Калашникова».
Опричник Кирибеевич на пиру у царя.
М.Ю.Лермонтов «Песня про
царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца
Калашникова». Рассказ Алены
Дмитриевны мужу.
М.Ю.Лермонтов
«Песня
про
царя Ивана Васильевича, молодого
опричника
и
удалого
купца
Калашникова». Кулачный бой на
Москве-реке.
М.Ю.Лермонтов «Песня царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова»
(обобщающий урок)

11

2.22.

И.А.Крылов. Биография баснописца.

2.23.

И.А.Крылов «Волк на псарне».

2.24.

И.А.Крылов «Осел и соловей».

2.25.

И.А.Крылов «Муха и пчела».

2.26.

Внеклассное чтение. Жизненность
басен. И.А. Крылова. «Синица», «Волк
и Лисица», «Ворона и Курица».

2.27.

Н.А.Некрасов. Биография.

2.28.

Н.А.Некрасов «Размышления у
парадного подъезда».

2.29.

Н.А.Некрасов «В полном разгаре
страда деревенская».

2.30.

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос».

2.31.

Н.А.Некрасов «Русские женщины».

Викторина «Из какой басни?»
Объяснять, что такое басня, мораль.
Пересказ биографической статьи.
Инсценирование басен «Ворона и
Лиса», «Кукушка и Петух»
Рассказать, в связи с какими
событиями написана басня. Работать
по иллюстрации.
Словесное рисование. Образные
выражения. Мораль басни.
Беседа по содержанию.
Объяснять слова и выражения.
Характер героев басни.

Самостоятельное чтение.
Деление текста на части.

Дать характеристику пчеле, мухе.
Замените слова и выражения другими,
близкими по смыслу.
Беседа по содержанию басен.
Составление высказываний по
иллюстрациям. Оценка поступков и
характеров героев басен. Определение
основной мысли. Работа с
пословицами. Словесное рисование.
Составить план биографии поэта.
Пересказ.
Работа с репродукцией картины И.
Репина «Бурлаки на Волге». Беседа по
содержанию.
Словесное рисование.
Художественные определения. Беседа
о жизни крестьян в 19 веке, доле
русской крестьянки. Рассказ о
тяжёлой доле русской женщины по
опорным словам.
Смешное в стихотворении.
Характеристика героев
стихотворения. Последовательность
событий.
Рассказ о декабристах, их жизни в
сибирской каторге. Составление

Чтение по ролям.
Выразительное чтение.

Пересказ биографической статьи о И.А.
Крылове.

Выразительное чтение.
Заучивание наизусть.

Выразительное чтение по ролям басни
И.А. Крылова «Волк на псарне»

Выразительное чтение. Чтение
по ролям.

Чтение наизусть басни И.А. Крылова
«Осёл и соловей»

Чтение по ролям.
Выразительное чтение.

Иллюстрации к прочитанным басням с
цитатами.

Самостоятельное чтение,
деление текста на части.
Выразительное чтение.

Пересказ биографической статьи о Н.А.
Некрасове.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение стихотворения
Н.А. Некрасова «Размышления у
парадного подъезда».

Выборочное чтение.
Выразительное чтение.

Выразительное чтение стихотворения
Н.А. Некрасова «В полном разгаре
страда деревенская».

Деление текста стихотворения
на части. Выборочное чтение.

Выразительное чтение стихотворения
Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

12

2.32.

И.С.Никитин. Биография поэта.

плана. Словесное рисование.
Беседа по содержанию статьи.

2.33.

И.С.Никитин «Русь».

Роль сравнений в стихотворении.

2.34.

И.С.Никитин «Утро на берегу реки».

Выразительное чтение.

2.35.

Внеклассное чтение. Н. Некрасов
«Орина, мать солдатская»

Словесное рисование. Образные слова
и выражения.
Беседа по содержанию. Упражнение
«Восстанови события…»

2.36.

И.С. Тургенев. Биография писателя.

2.37.

И.С. Тургенев «Муму». 1 глава.
Приезд Герасима в город.

Самостоятельное чтение.
Деление на части. Выборочное
чтение.
Деление на части по данному
плану. Выборочное чтение.

2.38.

И.С. Тургенев «Муму». 2 глава.
Необыкновенное происшествие.

Характеристика писателя (по
опорным словам). Составление плана.
Пересказ по плану.
Рассказ о Герасиме по плану и
опорным словам. Характеристика
состояния Герасима.
Выборочный пересказ «Спасение
щенка», «Как Муму помогала в работе
Герасиму».

Самостоятельное чтение.
Деление текста на части.
Выборочное чтение.
Выборочное чтение.
Выразительное чтение.

Выразительное чтение.
Выборочное чтение.

Пересказ
биографической
статьи.
Выразительное
чтение
стихотворения И.С. Никитина «Звёзды
меркнут и гаснут…»
Выразительное чтение
стихотворения И.С. Никитина «Русь»
Выразительное чтение
стихотворения И.С. Никитина «Утро на
берегу реки»

Пересказ по плану биографической
статьи.

Выборочное чтение.
Заучивание наизусть отрывка
«Спасение Муму».

Рассказа о Герасиме по плану и
опорным словам.

Чтение по ролям. Выборочное
чтение.

Чтение наизусть отрывка «Спасение
Муму»

Выборочное чтение.
Самостоятельное чтение.

Выборочный пересказ главы «Муму в
барских покоях»

Выборочное чтение. Чтение по
ролям.

Описание переживаний Герасима по
опорным словам.

Чтение с делением на части.

Характеристика барыни по опорным
словам.
Пересказ по плану «Решение
Герасима».

III четверть (30 часов)
2.39.

И.С. Тургенев «Муму». 3 глава. Муму
в барских покоях.

2.40.

И.С. Тургенев «Муму». 4 глава.
Переживания Герасима.

2.41.

И.С. Тургенев «Муму». 5 глава.
Переполох в доме.

2.42.

И.С. Тургенев «Муму». 6 глава.
Решение Герасима.
И.С. Тургенев «Муму». 7 глава.
Твёрдость слова и сила воли Герасима.

2.43.

Характеристика барыни и её
приживалок. Рассказ о поведении
Муму.
Участие в беседе. Описание
переживаний Герасима по опорным
словам.
Сравнения переживаний барыни и
Герасима. Характеристика лекаря,
Гаврилы. Характеристика барыни по
опорным словам.
Составление плана пересказа.
Пересказ по плану.
Составление характеристики
Герасима по плану. Краткий пересказ

Выборочное чтение.
Выразительное чтение.

13

рассказа «Муму» по плану.

2.45.

И.С. Тургенев «Муму». 8 глава.
Работа по содержанию.
Л.Н.Толстой. Биография.

2.46.

Л.Н.Толстой «После бала». 1 часть.

2.47.

Л.Н.Толстой «После бала». 2 часть.

2.48.

3.1.

Внеклассное чтение. В.М. Шукшин
«Сильные идут дальше»
Произведения русских писателей 1-й
половины XX века
А.П.Чехов. Биография.

3.2.

А.П.Чехов «Лошадиная фамилия».

3.3.

А.П.Чехов «Лошадиная фамилия».

3.4.

В.Г. Короленко. Биографическая
справка.
«Слепой музыкант» 1 часть Знакомство
с главными героями
В.Г. Короленко «Слепой музыкант». 2
часть Характеристика детей: Петрик и
девочка

2.44.

III.

3.5.

3.6.
3.7.

24 ч

В.Г. Короленко «Слепой музыкант».3
часть. Чтение по ролям
В.Г. Короленко «Слепой музыкант». 45 части. Дружба детей

Составление плана, пересказ по плану.
Найти
слова,
раскрывающие
настроение
героя.
Описание
внешности Вареньки, полковника по
опорным
словам.
Цитирование
(иллюстрация). Выборочный пересказ.
Найти слова, раскрывающие
настроение
героя. Выборочны пересказ «На
плацу»

Написание изложения.

Характеристика Герасима по плану.

Самостоятельное чтение.
Деление на части.
Выборочное чтение.
Выразительное чтение.

Краткий пересказ рассказа И.С.
Тургенева «Муму»
Уметь осознанно читать, определять
положительных
и
отрицательных
героев.

Выборочное чтение.
Выразительное чтение.

Выборочный пересказ «На балу» по
опорным словам.

Составление пересказа. Пересказ по
плану.

Деление на части.

Ответы на вопросы.
Работа с иллюстрацией.
Выборочные пересказ по
иллюстрации. Характеристика
отношения автор а к героям.

Выборочное чтение. Чтение по
ролям.
Выборочное чтение.

Пересказ биографической статьи по
плану.
Чтение по ролям отрывка из
«Лошадиной фамилии» А.П. Чехова»

Ответы на вопросы.
Описание Петрика по опорным
словам.

Самостоятельное чтение.
Выборочное чтение.

Выборочный пересказ и выборочное
чтение эпизодов из рассказа А.П.
Чехова «Лошадиная фамилия».

Описание детей по опорным словам.
Ответы на вопросы.
План пересказа 2-й главы. Краткий
пересказ.
Составление плана.
Рассказ о дружбе Петрика и Эвелины.
Описание Петра и Эвелины.
Составление плана пересказа. Краткий
пересказ по плану. Ответы на

Выборочное чтение. Чтение по
ролям.
Деление 2-й главы на части.

Пересказ биографической статьи.

Выборочное чтение. Чтение по
ролям.
Деление текста на части.

Краткий пересказ 2-й главы.
Рассказ о дружбе Петрика и Эвелины по
плану.

14

3.8.
3.9.

В.Г. Короленко «Слепой музыкант». 67 части Юноша и девушка.
В.Г. Короленко «Слепой музыкант». 89 части Разговор матери и Максима.

вопросы.
Выборочный пересказ.

Чтение по ролям.

Пересказ по плану 7-9 глав

Работа с иллюстрацией. Выявление
авторского отношения к героям
повести.
Краткий пересказ повести по плану.

Выборочное чтение.

Выборочный пересказ по ролям
«Объяснение Эвелины и Петра»

Работа с иллюстрацией.

Выборочное чтение.

Составление плана пересказа.
Пересказ по плану.
Словесный портрет Радды и Лойко по
опорным словам.
Работа с иллюстрациями. Составление
плана пересказа. Опорные слова.
Пересказ по плану.
Пересказ по плану.

Чтение с делением текста на
части.
Выборочное чтение

3.13.

В.Г. Короленко «Слепой музыкант». 10
часть. Объяснение в любви
В.Г. Короленко «Слепой музыкант». 11
часть. Работа по содержанию.
Внеклассное чтение. Н. М. Рубцов
Стихотворения
А.М.Горький. Биография.

3.14.

А.М.Горький «Макар Чудра».

3.15.

А.М.Горький «Макар Чудра».

3.16.

С. Есенин. Биография поэта.

3.17.

С. Есенин «Спит ковыль»

Работа над образными словами и
выражениями. Словесное рисование.

3.18.

С. Есенин «Пороша»

3.19.

С. Есенин «Отговорила роща
золотая…»
Внеклассное чтение. С. Есенин - о
родине «Я люблю тебя, Родина
кроткая…»

Работа над образными словами и
выражениями. Словесное рисование.
Работа над образными словами и
выражениями. Словесное рисование.
Беседа по творчеству С. Есенина.
Викторина.

3.10.
3.11.
3.12.

3.20.

Чтение с делением на части.
Выборочное чтение.
Выборочное чтение. Чтение с
делением на части.
Выразительное чтение
(настроение). Заучивание
наизусть.
Выразительное чтение
(настроение).
Выразительное чтение.
Заучивание наизусть.
Выразительное чтение
стихотворений.

Пересказ биографической статьи по
плану.
Словесный портрет Лойко и Радды по
опорным словам.
Пересказ по плану и опорным словам.
Пересказ биографической статьи по
плану.
Чтение наизусть стихотворения С.
Есенина «Спит колвыль»
Выразительное чтение стихотворения
С. Есенина «Пороша»
Чтение наизусть стихотворения С.
Есенина «Отговорила роща золотая…»

IV четверть (24 часа)

15

3.21.

А. Платонов. Биографическая справка.
Сказка «Разноцветная бабочка».

3.22.

А.Н.Толстой. Биографическая справка.
А.Н.Толстой «Русский характер». Егор
Дрёмов на войне.

3.23

А.Н.Толстой. «Русский характер». Егор
Дремов в родительском доме.

Составление плана пересказа.
Опорные слова. Цитирование. Работа
с иллюстрацией.

3.24

Н.А. Заболоцкий. Некрасивая девочка.

IV.
4.1.

34 ч

Произведения русских писателей 2-й
половины XX века
К. Паустовский «Телеграмма».
Одиночество Екатерины Петровны.

4.2.

К. Паустовский «Телеграмма».
Раскаяние Насти.

4.3.

Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго,
или повесть о первой любви». Печаль и
радость.
Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго,
или повесть о первой любви». В школе.
Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго,
или повесть о первой любви».
Новогодний праздник.
Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго,
или повесть о первой любви». Пурга.

4.4.
4.5.

4.6.

4.7.

4.8.

Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго,
или повесть о первой
любви». Прощание.
Внеклассное чтение. В. Астафьев
«Фотография, на которой меня нет».

Беседа по творчеству писателя,
содержанию сказки. Признаки сказки.
Составление плана. Пересказ по
плану.
Ответы на вопросы по содержанию
биографической статьи. Составление
плана пересказа. Опорные слова.

Самостоятельное чтение.
Деление текста на части.
Чтение по ролям.
Самостоятельное чтение.
Чтение с делением текста на
части.
Выборочное чтение.
Чтение с делением текста на
части.
Выборочное чтение.

Пересказ сказки А. Платонова
«Разноцветная бабочка» по плану.

Беседа-рассуждение о красоте
внешней и внутренней. Цитирование.

Выразительное чтение.

Пересказ рассказа А.Н. Толстого
«Русский характер» по плану и
опорным словам.

Выборочный пересказ по
иллюстрации и опорным словам

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы. Составление
плана пересказа второй части.
Опорные слова.
Составление плана. Пересказ по
плану.

Выборочное чтение.

Пересказ, близко к тексту.

Выборочное чтение. Чтение по
ролям.
Выборочное чтение.
Выразительное чтение.

Выразительное чтение стихотворения
Н.А. Заболоцкого «Некрасивая
девочка»
Выборочный пересказ по иллюстрации
и опорным словам (К. Паустовский
«Телеграмма»)
Пересказ по данному плану и опорным
словам 2 части рассказа К.
Паустовского «Телеграмма»
Пересказ по плану «Печаль и радость».

Ответы на вопросы. Краткий пересказ
по опорным словам.

Чтение с делением на части.

Описание Егора Дрёмова по плану и
опорным словам.

Пересказ, близко к тексту, «В школе».

Оценка поступков ребят. Составление
характеристик Тани по опорным
словам. Выборочный пересказ.
Пересказ по ролям.

Выборочное чтение.

Краткий пересказ по опорным словам
«Новогодний праздник»

Чтение по ролям.

Выборочные пересказ из части «Пурга»

Пересказ эпизода. Составление
вопросов по содержанию.

Выборочное чтение. Чтение по
ролям.

Пересказ по ролям «Прощание»

16

4.9.
4.10.

Л. А. Кассиль «Пекины бутсы». 1
часть.
Л. А. Кассиль «Пекины бутсы». 2-3
части.

4.11.

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин».
Гармонь.

4.12.

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин».
«Кто стрелял?», «В наступлении»

4.13.

В.М. Шукшин «Гринька Малюгин».
Пожар в бензохранилище.
В.М. Шукшин «Гринька Малюгин». 23 главы.

4.14.

4.15.

В.П. Астафьев «Далёкая и близкая
сказка»

4.16.

Р.П. Погодин «Алфред». Дед Улан.
Занятия ребят.

4.17.

Р.П. Погодин «Алфред». Появление
Алфреда в деревне.

4.18.

Р.П. Погодин «Алфред». Помощь ребят
колхозу. Случай в саду у деда Улана.
А.А.Сурков «Родина».

4.19.

4.20.

Внеклассное чтение. Б. Полевой
«Повесть о настоящем человеке»

Пересказ, близко к тексту, по плану.

Чтение с делением на части.

Ответы на вопросы с использованием
предложений с прямой речью.
Составление описания Пеки по
данному плану и опорным
словам. Цитирование с опорой на
иллюстрацию.
Ответы на вопросы. Пересказ
содержания. Работа с репродукцией
картины Непринцева «На привале»
Описание В. Тёркина по данному
плану и опорным словам. Словесное
рисование.
Краткий пересказ по плану.

Чтение по ролям. Выборочное
чтение.

Пересказ по плану, близко к тексту.

Выразительное чтение.
Заучивание отрывка наизусть.

Описание Пеки по данному плану и
опорным словам.

Чтение по ролям. Выборочное
чтение. Выразительное чтение.

Чтение наизусть отрывка из главы
«Гармонь»

Чтение с делением на части.

Характеристика Гриньки Малюгина
по данному плану и опорным словам
и выражениям.
Беседа по содержанию Цитирование с
опорой на иллюстрации. Краткий
пересказ по коллективно
составленному плану.
Пересказ по данному плану.

Чтение по ролям. Выборочное
чтение.

Описание В. Тёркина по данному плану
и опорным словам.
Краткий пересказ по плану. 1 главы
рассказа «Гринька Малюгин» В.
Шукшина
Характеристика Гриньки Малюгина по
данному плану и опорным словам и
выражениям.

Оценка поступков Алфреда.
Составление плана пересказа.
Пересказ по плану. Цитирование с
опорой на иллюстрацию.
Сравнительная характеристика
Стёпки и Алфреда по плану.
Словесное рисование. Цитирование с
опорой на иллюстрацию.

Выборочное чтение. Чтение с
делением текста на части.

Пересказ эпизодов. Участие в беседе.
Выборочный пересказ по
иллюстрациям. Восстановление
последовательности событий.

Чтение с делением на части.
Выборочное чтение.
Чтение с делением текста на
части по данному плану.

Выборочное чтение. Чтение по
ролям.
Выборочное чтение.
Выразительное чтение.
Заучивание наизусть.
Выборочное чтение.

Краткий пересказ по коллективно
составленному плану (В.П. Астафьев
«Далёкая и близкая сказка»)
Пересказ по данному плану

Пересказ по плану.
Сравнительная характеристика Стёпки
и Алфреда (по плану).
Чтение наизусть стихотворения А.А.
Суркова «Родина»

17

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».