Чтение 9 клас

Приложение
к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с БУП 2002 г.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат»
протокол № 01 от «30» августа 2021
года

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат»
от «31» августа 2021года

Рабочая программа
по учебному предмету
"Чтение "
9класс

г. Приморск
2021 год

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Чтение» является рабочей и разработана на основе типовой программы для специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9
классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1./под ред. Воронковой В.В./ М.: Гуманитар.
изд. центр ВЛАДОС,2011), составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального
закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»);
2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания" от 28.01.2021 N 2;
5. Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской области
от 20.08.2021 г. № 19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28декабря 2018 года № 345 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
7. Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
8. Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида и
составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Программа
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями
изучения предмета «Чтение».

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную
записку; основное содержание; требования к уровню подготовки обучающихся; перечень учебно-методического обеспечения
образовательного процесса; календарно-тематическое планирование.
Согласно действующему Базисному учебному плану 2021 – 2022 учебного года рабочая программа предусматривает обучение:
Предмет: Чтение
Курс: базовый
Срок реализации программы: 1 год
Всего часов на изучение программы: 102 часа
Количество часов в неделю: 3 часа

Специфика программы:
На уроках чтения в 9 классе совершенствуется техника чтения: правильность, беглость, выразительность на основе понимания
читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных
произведений уделяется большое внимание развитию речи обучающихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на
поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные
события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их
действия и поступки; устанавливать причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе
эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания обучающихся, понимания ими соответствия
описываемых событий жизненным ситуациям.

Цель: развитие речи обучающихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания
художественных произведений.

Задачи:


отрабатывать навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из

произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;


учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;



социально адаптировать обучающихся;



формировать нравственные качества обучающихся;

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и
решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Основные направления коррекционной работы:


Корригировать артикуляционный аппарат.



Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.



Корригировать познавательную и речевую деятельность обучающихся.



Развивать речь, владение техникой речи;



Корригировать слуховое и зрительное восприятие.



Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.



Развивать познавательные процессы.



Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

Виды и формы организации учебного процесса:
Базовыми подходами к преподаванию дисциплины являются системно-деятельностный, компетентностный, личностноориентированный.
Приоритетными формами организации деятельности обучающихся являются: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа,
работа в парах и группах, коллективная работа, практическая деятельность обучающихся.
Формы работы: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор
отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.
Виды деятельности обучающихся основаны на переработке устного и письменного текста:
- составление плана текста;
- пересказ текста по плану;
- пересказ текста по предполагаемым вопросам;

- продолжение текста;
- выразительное чтение;
- чтение наизусть;
- чтение по ролям;

Методы и приёмы обучения:


словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой);



наглядный (наблюдение, демонстрация);



практический, методы контроля.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; проектная деятельность; информационно-коммуникационные; проблемнопоисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.

Типы урока:


Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала). Имеет целью изучение и первичное закрепление

новых знаний.


Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок). Имеет целью выработку умений по применению

знаний.


Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок). Имеет целью обобщение единичных знаний в

систему.


Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения

знаниями, умениями и навыками


Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи

Примерная тематика курса
Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом
прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном к ней отношении, о
знаменательных событиях в жизни страны.

Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения.
Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных
поступков героев (с помощью учителя).
Работа над планом, средствами языковой выразительности.
Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений.
Знание основных сведений о жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.

Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Урок внеклассного чтения проводится один раз в месяц.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:


наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка;

Обучающиеся должны уметь:


читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;



выделять главную мысль произведения;



давать характеристику главным героям;



высказывать свое отношение к героям и их поступкам;



пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.

Тематическое планирование
по чтению
9 класс

№
п/п
1.
2.

3.

4.

Наименование
разделов и тем
Устное народное
творчество.
Из произведений
русской литературы 19
века.
Из произведений
русской литературы 20
века.

Из произведений
зарубежной литературы.
Итого

Количество
часов

Заучивание наизусть

Внеклассное чтение

8

Колыбельная песня

Русское устное народное творчество.

46

Творчество А. А. Ахматовой, С. А. Есенин лирические стихотворения, Н. А. Некрасов –
стихотворения о природе, А. П. Чехов – рассказы
М. И. Цветаева – лирические стихотворения,
Е. И. Носов – рассказы, М. М. Зощенко –
сатирические рассказы

13

М. Ю. Лермонтов «Тучи»,
Н. Ю. Некрасов «Саша» (отрывок), А.
А. Фет – стихотворение на выбор
А. М. Горький «Песня о соколе»,
М. И. Цветаева «Красною кистью
рябина зажглась…», С. А. Есенин
«Нивы сжаты, рощи голы…»,
Н. М. Рубцов «Зимняя песня», К. Г.
Паустовский - отрывок
Д. Даррелл - отрывок

102

10

9

35

Ж. Верн

Учебно-методический комплекс:

Учебные
программы
1.В.В.Воронкова.«Про
граммы спец.
(коррекц.)
образовательной
школы 8 вида 5-9
классы» сборник 1,
М.,
«Владос»,2010год

Учебная литература

Справочная и методическая литература

1 А.К.Аксенова,
1. А.К.Аксенова, «Методика обучения рус.яз. в коррекционной школе»,
М.И.Шишкова..Учебник «Чтение» М.,Владос,2002г.
9 класс, М.,Просвещение, 2012
год.

3.В.В.Розанова, Краткий
толковый словарь русского
языкаМ., Русский язык, 1999год

2.Н.М.Барская, Л.А.Ницкевич «Обучение рус. яз. в 5-9 классах вспом.
школе», М.,Просвещение, 1999г.

4. Д.Н.Ушаков,С.Е.Крючков.
Орфографический
словарь, М., Просвещение,
1986г.,

3. В.Волина, «Русский язык. Учимся играя», Екатеринбург, АГГО. 1996г.

4. Р.И.Лалаева «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной
школы», , М., просвещение, 1999г.
5. Е.В.Карпова, «Дидактические игры», Я.,Академия развития,2005г.
6. И.Агапов, М.Давыдова, «Лучшие игры и развлечения со
словами», М., Лада, 2009г.

Поурочное планирование по чтению и развитию речи в 9 классе
№
п/п

Наименование
разделов и тем

Количество
Знания, умения, навыки
Дата
часов
прохождения

1.
2.
3.
4.

5.
6.

7.
8.

1.
2.

1.
2.

I четверть (27 часов)
1.Устное народное творчество
8

Пословицы и поговорки, песни, былины, сказки.
Русские народные песни.
Колыбельная.
«За морем синичка не пышно жила...». Русская
народная песня.
Былины. «На заставе богатырской»
а) Описание героев.
б) Пересказ по плану. Сочинение по картине
в).М.Васнецова «Богатыри».
Сказки. «Сказка про Василису Премудрую».
Русская народная сказка.
а) Пересказ.
б) Объяснение смысла пословиц, обоснование
ответа словами текста.
«Лиса и тетерев». Русская народная сказка. Чтение по ролям.
Внеклассное чтение.
Василий Андреевич Жуковский.
Биография, творческий путь.
«Три пояса» в.А.Жуковский.
Описание, характеристика героев.
Чтение по ролям.
Отзыв на прочитанную сказку.
Иван Андреевич Крылов.
Биография, творческий путь.
Басня.
«Кот и Повар» И.А.Крылов.

1. Из произведений русской литературы 19 века
2

2

Читать осознанно,
правильно, бегло
выразительно;
высказывать свое
отношение героям и их
поступкам,
пересказывать

Давать характеристику
героям, читать по
ролям отрывки,
составлять отзыв по
прочитанному
Вспомнить басни,
заученные ранее,
выразительно читать
басню, находить
мораль и объяснять ее

1.
2.

3.

4.
5.
6.

Александр Сергеевич Пушкин.
Биография, творческий путь.
«Руслан и Людмила». Поэма. А. С. Пушкин.
а) Песнь первая. Выразительное чтение.
б) Песнь вторая. Пересказ по плану.
в) Песнь третья. Чтение по ролям.
г) Обобщение. Просмотр худ фильма, снятого по
поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Рассказ о Руслане и Людмиле.
«Барышня-крестьянка». Повесть. А.С.Пушкин.
а) Выборочный пересказ.
б) Характеристика героев повести.
в) Чтение по ролям диалога отца и дочери Муромских.
г) Обобщение по произведению А.С.Пушкина
«Барышня-крестьянка».
Просмотр отрывка фильма (спектакля).
Обобщение по творчеству А.С.Пушкина.
Викторина по произведениям А.С.Пушкина.
Внеклассное чтение.
Повторение изученного,
чтение произведений.

15
1
4

5

Читать осознанно,
правильно, бегло,
выразительно.
Выделять главную
мысль в произведении.
Давать характеристику
героям, высказывать
свое отношение героям
и их поступкам,
пересказывать. Читать
по ролям.

1
1
3

II четверть (21 час)
1.
2.
3.
4.

Михаил Юрьевич Лермонтов.
Биография, творческий путь.
«Тучи» М.Ю.Лермонтов.
(Наизусть).
«Баллада» М.Ю.Лермонтов.
«Морская царевна» М.Ю.Лермонтов.
Обобщение по творчеству М.Ю.Лермонтова.

4

Читать выразительно
стихотворения,
заучивать наизусть

1.
2.

3.

4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.

3.
4.

5.
6.

Николай Васильевич Гоголь.
Биография, творческий путь.
«Майская ночь, или Утопленница» Н.В.Гоголь.
а) Часть 1. «Ганна».
б) Часть 5. «Утопленница».
в) Часть 6. «Пробуждение».
г) Пересказ легенды от лица панночки.
д) Прослушивание вступления (увертюры) к опере
Н.А.Римского- Корсакова
«Майская
ночь».
Инсценирование диалога Левко и головы с его
подчиненными.
Обобщение по творчеству М.В.Гоголя.
Чтение повестей из книги «Вечера на хуторе близ
Диканьки».
Внеклассное чтение.
Николай Алексеевич Некрасов.
1. Биография, творческий путь.
2. «Рыцарь на час» Н.А.Некрасов.
3. «Саша» Н.А.Некрасов.
(Отрывок наизусть).
4. Обобщение по творчеству Н.А.Некрасова.
Афанасий Афанасьевич Фет.
Биография, творческий путь.
«На заре ты ее не буди...» А.А.Фет.
Выразительное чтение. Прослушивание романса
А.Е.Варламова на слова этого стихотворения.
«Помню я: старушка няня...» А.А.Фет.
«Это утро, радость эта...» А.А.Фет.
Обобщение по творчеству А.А.Фета.
Чтение стихотворения А.А.Фета по выбору.
Внеклассное чтение.
Обобщение изученного.
Чтение отрывков из произведений.
III четверть (30 часов)

7
1
4

Читать осознанно,
правильно, бегло,
выразительно. Давать
характеристику
главным героям,
высказывать свое
отношение героям и их
поступкам,
пересказывать.

1

1
4

6

Читать выразительно
стихотворения,
рассказывать наизусть
отрывок выразительно.
Читать выразительно
стихотворения,
рассказывать наизусть
выразительно.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

1.
2.

1.

1.

2.

Повторение изученного во 2 четверти.
Антон Павлович Чехов.
Биография, творческий путь.
«Злоумышленник» А.П.Чехов. Описание, характеристика героев.
Чтение по ролям.
«Пересолил» А.П.Чехов.
Деление рассказа на части, пересказ по плану. Чтение по ролям.
Обобщение по творчеству »А.П.Чехова. Чтение рассказов.
Внеклассное чтение.

Максим Горький.
(Алексей Максимович Пешков)
Биография, творческий путь.
«Песня о Соколе» М.Горький.
Особенности жанра. Чтение
наизусть песни моря о Соколе.

1
5

3.Из произведений русской литературы 20 века
2

Читать осознанно,
правильно, бегло,
выразительно вслух и
«про себя». Давать
характеристику героям
и их поступкам. Читать
по ролям отрывки.
Пересказывать.

Чтение наизусть
отрывка выразительно,
пересказ содержания.

Владимир Владимирович Маяковский.
Биография, творческий путь. «Необычайное приключение, бывшее с
Владимиром Маяковским летом на даче»В.В.Маяковский. Особенности
поэзии, жанра, использование новых слов. Выразительное чтение, чтение
по ролям.

1

Объяснение новых
слов, выразительное
чтение, чтение по
ролям.

Марина Ивановна Цветаева.
Биография, творческий путь.
«Красною кистью рябина зажглась...».
М.И.Цветаева.
Чтение наизусть.
«Вчера еще в глаза глядел...» М.И.Цветаева
Выразительное чтение.

2

Выразительное чтение
стихотворений, чтение
наизусть.

1.
2.

3.
4.

1.
2.

3.
1.
2.

3.
1.

Константин Георгиевич Паустовский.
Биография, творческий путь.
«Стекольный мастер». К.Г.Паустовский.
Автор как действующее лицо рассказа.
Описание природы.
Чтение наизусть прозаического отрывка.
Внеклассное чтение.
Повторение изученного, чтение произведений К.Г.Паустовского.

4

Выразительно читать
описание природы.
Выделять главную
мысль произведения.
Учить отрывок
наизусть.

Сергей Александрович Есенин.
Биография, творческий путь.
«Нивы сжаты, рощи голы...». С.А.Есенин.
Чтение наизусть.
Описание природы.
«Собаке Качалова» С.А.Есенин
Михаил Александрович Шолохов.
Биография, творческий путь.
«Судьба человека». М.А.Шолохов.
а) Описание исторических событий в произведении.
б) Характеристика героев.
в) Чтение по ролям.
г) Пересказ по плану.
Письменный краткий пересказ эпизода побега
Андрея из плена.
Чтение рассказа «Судьба человека».
М.А.Шолохов. Просмотр фильма С.Бондарчука,
снятого на основе этого рассказа.
Внеклассное чтение.
Евгений Иванович Носов.
Биография, творческий путь.
«Трудный хлеб». Е.И.Носов.
Определение темы рассказа.
Характеристика героев. Пересказ.
Обобщение изученного.

3

Выразительно читать
стихотворение,
заучивать наизусть.

7
1
5

Читать осознанно,
правильно, бегло,
выразительно вслух и
«про себя». Давать
характеристику героям
и их поступкам.
Краткий пересказ
эпизода. Чтение по
ролям.

1
1

2

Давать характеристику
героям, выделять
главную мысль
произведения,
пересказывать.
Читать произведения

1.
2.

1.
2.

Чтение произведений русской литературы 20 века.
(В.Инбер, Б.Окуджава, Л.Ошанин).
Заключительный урок.
Просмотр худож.-документального фильма
«литература 20 века».
Николай Михайлович Рубцов.
Биография, творческий путь.
«Тихая моя родина» Н.М.Рубцов.

писателей и поэтов 20
века, высказывать свое
отношение к героям и
их поступкам.
2

Выразительно читать
стихотворения.

IV четверть (24 часа)
3.
4.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.

1.
2.

«Русский огонек» Н.М.Рубцов.
«Зимняя песня» Н.М.Рубцов.
Чтение наизусть.
Обобщение по творчеству Н. М.Рубцова.
Прослушивание песен на слова поэта.

2

Юрий Иосифович Коваль.
Биография, творческий путь.
«Приключение Васи Куролесова» Ю.И.коваль.
а)Глава1. «В деревне Сычи».
б)Глава2. «Тертый калач».
в)ГлаваЗ. «Парочка поросят».
г)Глава4. «Темная ночь».
д)Глава5. «Рыжий».
е)Глава6. «Обыкновенный мешок».
ж)Глава7. «Вася бьет Черноусова».
Краткий пересказ истории.
Чтение повести самостоятельно.
Внеклассное чтение.

9

Роберт Луис Стивенсон.
Биография, творческий путь.
«Вересковый мед» Р.Л.Стивенсон.

Заучивать наизусть.
Слушать песни на
слова поэта.

4.Из произведений зарубежной литературы
2

Выделять главную
мысль произведения,
давать характеристику
героям и их поступкам,
пересказывать
подробно и кратко.

Читать правильно,
осознанно, бегло,
выразительно вслух и

1.
2.

1.
2.

1.
2.
3.

«про себя». Выделять
главную мысль.
Высказывать свое
отношение к героям и
их поступкам.
Выделять главную
мысль, пересказывать,
читать по ролям.

Эрнест Сетон-Томпсон.
Биография, творческий путь.
«Снап. История бультерьера» Э.С.-Томпсон.
а)Чтение по ролям.
б)Пересказ.
Джеральд Даррелл.
Биография, творческий путь.
«Живописный жираф» Д.Даррелл.
а)Выборочное чтение .
б) Пересказ.
в)Сравнительная характеристика Питера и Билли.

4
1
3

3
1
2

Читать осознанно,
правильно, бегло,
выразительно «про
себя» и вслух, читать
выборочно,
пересказывать.

Обобщение изученного.
Из произведений зарубежной литературы.
Внеклассное чтение.
Контрольные вопросы и задания по курсу чтения и развития речи.
Викторина.

4
1
1
2

Пересказывать
содержание
произведений,
рассказывать по
предложенной теме в
связи с прочитанным.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».