Занимательная древесина

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»
(ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»)

Рассмотрено на заседании
педагогического совета

Утверждено приказом ГБОУ ЛО
«Приморская школа-интернат»

протокол от 30.08.2021 №1

от 31.08.2021 № 108-од

Дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности
«Занимательная древесина. Столярное дело»
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Корушов Евгений Сергеевич
Педагог дополнительного образования

Доведено
до
сведения
педагогических работников
31.08.2021

1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная древесина. Столярное дело»
художественной направленности разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
 Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года №1726-р).
 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018
года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Педагогическая целесообразность программы заключается в сочетании различных
форм, методов и средств образовательной деятельности. За рамками учебного занятия
воспитанники посещают различные выставки, что дает мощный толчок к саморазвитию,
улучшении коммуникации, а также постановке новых и реализации запланированных целей.
Такое сочетание форм позволяет качественно сформировать предметные навыки,
поддерживать на высоком уровне познавательный интерес обучающихся, готовность к
творческой деятельности.
При разработке программы дополнительного образования учтены особые
образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
возможности освоения ребёнком программы на разных этапах её реализации; создания
благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья в соответствии с его возрастными и индивидуальными
особенностями, особыми образовательными потребностями.
Актуальность программы заключается в развитии творческих способностей
ребенка, возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона.
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого
подхода к своему труду, приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому
обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами
декоративно - прикладного искусства (резьба, работа с деревом и т.д.) народа,
проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования
(гуашь, аппликация).
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных
задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их
художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с
профессиями: столяр-плотник, краснодеревщик, маляр, станочник деревообрабатывающих
станков. Уже в начальной школе обучающиеся пробуют себя в роли специалиста той или
иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку
зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа рассчитана на обучающихся 6-9 классов коррекционной школы-интерната.
Предусматривает групповые и индивидуальные занятия. Материал программы
предусматривает теоретические и практические занятия. Особое место уделяется отработке

практических навыков и умений школьников с использованием машиноведения (токарные
станки, сверлильный станок, электролобзик). В процессе занятий уделяется особое внимание
вопросам техники безопасности. Коллективность выполнения отдельных изделий развивает
у школьников чувства взаимопомощи и ответственности за общее дело. Работа кружка
направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников. Кружок
«Занимательная древесина» развивает творческие способности - процесс, который
пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и
самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению,
уверенность в себе.
Новизна курса состоит в последовательном развитии осмысления обучающимися
ценностей трудовой деятельности гражданина современного общества, в создании условий
для жизненного самоопределения.
Цель дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная древесина. Столярное
дело» художественной направленности (руководствуясь частью 1 статьи 75 273-ФЗ):
развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение
основами технологии изготовления изделий своими руками.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная древесина.
Столярное дело» художественной направленности (руководствуясь пунктом 3 Приказа №
196, пункта 2-3 статьи 2 273-ФЗ):
Воспитательные.
 Формировать гражданскую позицию, патриотизм.
 Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к труду.
 Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.
Обучающие.
 Обучать соблюдению требований охраны труда и техники безопасности.
 Обучать навыкам изготовления поделок и сувениров с использованием различных
материалов: древесина, фанера, ДВП, ДСП, природный материал.
 Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности школьников.
Развивающие.
 Развивать знания и умения, необходимые будущему хозяину дома.
 Развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие,
интерес к истории родного края, его культуре;
 Развивать творческие способности.
Результаты освоения программы
К концу года обучения обучающиеся будут знать:


роль техники и технологии художественной обработки материалов в развитии
цивилизации;



принципы работы, назначение и устройство основных технологических машин
(сверлильный и токарный станки), инструментов (ножовка, рубанок, лобзик и др.),
электроинструментов (электролобзик, электрорубанок);



свойства наиболее распространенных конструкционных материалов (при выборе
материала - древесины или фанеры для выполнения проекта);



традиционные и новейшие технологии художественной обработки древесины;




роль проектирования
выполнения проектов;

в

преобразовательной

деятельности,

основные

этапы

правила выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков.
К концу года обучения обучающиеся будут уметь:



рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники
безопасности;



выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с
учетом требований дизайна;



читать чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц;



составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия
в зависимости от предъявляемых к нему технико - технологических требований и
существующих условий;



выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов,
заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;



собирать изделия по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество;



находить и использовать информацию для преобразовательной деятельности;



выполнять не менее одного вида художественной обработки материалов с учетом
региональных условий и традиций;



осуществлять анализ экономической деятельности, проявлять предпринимательскую
инициативу.
Возраст обучающихся.
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная древесина. Столярное дело»
художественной направленности рассчитана на детей среднего и старшего школьного
возраста, 11-16 лет (6-9 класс).
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная
древесина. Столярное дело» художественной направленности 1 год: 4,5 часа в неделю, 158
часов в год.
Условия реализации образовательной программы.
Условия набора.
В данный коллектив принимаются все желающие. Для занятий в кружке объединяются
обучающиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным
видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий,
выполнению практических работ.
Программа рассчитана на детей школьного возраста 11-16 лет. Нижняя граница возраста
объясняется трудоемкостью выполнения, а также необходимостью начальной теоретической
подготовки. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей
детей.
Особенности организации образовательного процесса.
Обучающиеся изучают предмет, развивают свои таланты, приобретают навыки позитивного
общения. В кружке организовано воспитание и образование детей в разновозрастной группе.

Ведущий вид деятельности - практический. Всего на работу кружка отводится 4,5 часа в
неделю.
Внеурочная деятельность организована во второй половине дня, она направлена на
воспитание толерантности детей, уважение достоинства человека с разными возможностями,
развитие коммуникативных умений, культуры поведения, развитие творческих задатков и
способностей обучающихся. Планирование и организация обучения осуществляется в
соответствии с программами обучения детей.
Методы проведения занятий.
1. Словесные методы обучения:
 устное изложение
 беседа
2. Наглядные методы обучения:
 показ видеоматериалов, иллюстраций
 показ, исполнение педагогом
 наблюдение
 работа по образцу
3. Практические методы обучения
 практическая работа
Дидактический материал.
-технологические таблицы, конструкционные схемы, плакаты по деревообработке,
фотографии готовых изделий, раздаточный материал (древесина, фанера, ДВП, ДСП),
компьютерные программные средства и др.
Формы подведения итогов реализации программы.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный
анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные
подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Подведение итогов может осуществляться в следующих формах: текущая и тематическая
аттестация - творческие, практические работы.
Промежуточная аттестация - защита творческого проекта, участие в конкурсах, олимпиадах,
выставках, ярмарках.
2. Материально-техническое обеспечение реализации образовательной
программы.
Станки, оборудование, столярный верстак, лобзик, приборы для выжигания, резцы по
дереву, ножовки по дереву, рубанок и т. д. ручные инструменты и др. позволяют проводить
все технологические операции, свойственные художественной обработке древесины в
условиях школы-интерната.
3. Учебно-тематический план
№
Раздел \ Тема

Количество
часов
Вс Тео Прак

Формы
проведе
ния

его рия

тика

промежу
точной
аттестац
ии

1. Художественная обработка древесины. Выпиливание лобзиком
1.1

Правила безопасной работы в мастерской

1

-

Опрос

1.2

Рабочее место. Устройство верстака

1

1

-

Опрос

1.3

1

1.4

Организация рабочего места: рациональное
размещение инструментов и заготовок
Составные части лобзика

1

-

1.5

Установка и закрепление приспособлений в зажимах
верстака для пиления лобзиком
1

0,5

1.6

Древесина, породы древесины

1

1

-

Опрос,
практическое
выполнение
Опрос

1.7

Производство шпона, фанеры

1

1

-

Опрос

1.8

Древесина и её применение

1

1

-

Опрос

1.9

Природные пороки древесины

1

1

-

Опрос

1

0,5

1

1

1

1

0,5

Заправка полотна (пилки) в лобзик
1.10
1.11
1.12
1.13
1.14

Выпиливание лобзиком. Основные сведения о
правилах работы с инструментом

0,5
-

Приспособления для натяжки полотна. Выбор
рисунка, подготовка основы для выпиливания
Типы графических изображений: технический
рисунок, эскиз, чертёж

1

0,5

1

1

-

Масштаб. Основные сведения о линиях чертежа

1

1

-

1.15

Приемы выпиливания

1

0,5

1.16

Правила безопасной работы лобзиком. Визуальный
и инструментальный контроль качества
выполненной операции

1

1

0,5

0,5

Опрос
Опрос

Опрос,
практическое
выполнение
Опрос
Опрос,
практическое
выполнение
Опрос
Опрос
Опрос,
практическое
выполнение
Опрос

Опрос,
практическое
выполнение
Опрос

1.17

Подготовка заготовки для выпиливания

1

0,5

1.18

Хранение, сушка изделия. Исключаем пороки при
выборе

1

1

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Опрос,
практическое
выполнение
Опрос,
самоконтроль

2

-

2

Практическое

1.20

Перевод рисунка на основу. Нанесение рисунка в
соответствии направления волокон
Визуальный и инструментальный контроль качества
выполненной операции

1.21

Работа над объектом, выпиливание по внешнему

1.19

0,5
-

1.22

1.23

1.24

контуру

выполнение

Правила безопасной работы с инструментами,
материалом при художественной обработке
древесины

опрос

Выпиливание по внутреннему контуру (приемы)
Правила безопасной работы с инструментами,
материалом при художественной обработке
древесины

1

1

2

0,5

1

1

-

1,5

Опрос

1.25

Инструменты для создания отверстий: коловорот,
сверлильный станок

2

2

-

1.26

Приемы работы. Сверление как технологическая
операция

2

1

1

1.27

Виды свёрл

2

2

-

1.28

Правила безопасной работы при сверлении

2

2

-

2

1

1

1

-

1

1

1

-

1

-

1

2

1

-

1.29
1.30
1.31
1.32
1.33

Выпиливание по контуру
Отделка, зачистка изделия
Виды наждачных шкурок
Отделка, зачистка изделия
Защитная и декоративная отделка изделия

Практическое
выполнение
опрос

Практическое
выполнение
Тестирование
Опрос
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
тестирование
Практическое
выполнение
Опрос

2. Выжигание на фанере
2.1

Вводное занятие: цели и задачи ТБ

1

1

-

2.2

Правила безопасной работы с нагревательными
приборами в мастерской

1

1

-

2.3

Рабочее место. Устройство выжигателя

1

1

-

2.4

Рациональное размещение инструментов и
заготовок

2.5
2.6

Зачистка(шлифовка) основы для выжигания
Приспособления для зачистки. Правила безопасной
работы наждачной бумагой

Опрос
Опрос
Опрос
2

1

-

2

-

2

2

1

1

2

1

1

Способы шлифования
2.7

беседа

Практическое
выполнение
Опрос,
практическое
выполнение
Опрос,
практическое
выполнение

2.8

Подготовка основы заготовки (фанера) для
выжигания

2.9

Хранение, сушка изделия. Исключение пороков при
выборе заготовки

2

2

-

2.10

Приемы выжигания

1

1

-

1

-

1

Опрос

Выжигание
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
2.16
2.17
2.18
2.19
2.20
2.21
2.22
2.23
2.24
2.25
2.26
2.27
2.28
2.29

Виды орнаментов
Правила безопасной работы при обращении с
выжигателем
Выбор рисунка для выжигания
Перевод рисунка на основу
Нанесение рисунка в соответствии направления
волокон
Работа над объектом, выжигание по контуру
Выжигание сплошного фона
Выжигание светлых тонов
Правила безопасной работы при обращении с
выжигателем
Приёмы выжигания рамок
Инструменты и приспособления для выжигания
Приёмы и способы выполнения сложных текстур
Работа над объектом, выжигание рамки
Инструменты для опиливания и зачистки
Отделка, зачистка изделия
Лакирование изделий из дерева
Коллективная оценка работ
Организация выставки выполненных работ
3. Токарная обработка древесины

Практическое
выполнение

2

0,5

1

1

1,5
-

Тестирование
Опрос,
практическое
выполнение
Опрос
Опрос

1

1

-

2

1

1

2

-

2

1

0,5

2

-

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

1

1

-

2

1

1

2

2

-

2

1

1

2

-

2

2

2

-

2

-

2

2

1

1

1

-

1

1

-

1

0,5
2

Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Опрос
Практическое
выполнение
Опрос
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Опрос
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Контроль,
самоконтроль
Практическое
выполнение

3.1

Вводное занятие. Цели и задачи, ТБ

1

1

-

Опрос

3.2

Правила безопасной работы в мастерской при
токарной обработке древесины

1

1

-

3.3

История токарного станка. Внешний вид

1

1

-

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

1

Назначение и устройство токарного станка
3.4
Виды операций, выполняемые на станке
3.5

3.6

3.7

3.8
3.9

Правила безопасной работы на токарном станке по
дереву
Основные узлы: задняя и передняя бабки,
подручники. Назначение и устройство деталей
станка
Резцы. Типы заточки
Виды резцов, элементы режущей части

Опрос,
практическое
выполнение
Опрос,
практическое
выполнение
Опрос
Опрос

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

1

Разработка, промывка, смазка станка
3.11

Опрос

-

Выбор ручных инструментов, их заточка
3.10

Беседа

Опрос
Опрос
Опрос,
практическое
выполнение
Опрос,
практическое
выполнение

4. Итоговое повторение.

4.1

4.2

Знакомство с основными неисправностями станка
Измерительные инструменты: линейка,
штангенциркуль, кронциркуль и т.д. Устройство
штангенциркуля

1

0,5

-

0,5

Правила и способы измерений
4.3
4.4

Условия хранения измерительных инструментов

4.5

Подготовка заготовок, припуски на обработку и
точение

4.6
4.7

Подготовка заготовок к точению
Приёмы работы на токарном станке

1

0,5

1

1

0,5
-

2

1

1

2

-

2

1

-

1

Опрос
Опрос,
практическое
выполнение
Опрос,
практическое
выполнение
Опрос
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое

выполнение
4.8
4.9
4.10

4.11

Контроль качества выполняемых операций.
Устранение выявленных дефектов
Составление чертежа и эскиза
Графическое изображение деталей призматической
и цилиндрической форм
Конструктивные элементы деталей и их
графическое изображение: шипы, проушины,
отверстия, уступы, канавки

Самоконтроль
1

-

1

2

1

1

1

1

Опрос

2

1,5

0,5
Опрос

4.12

Основные сведения о видах проекций деталей на
чертёж

1

1

-

4.13

Общие сведения о сборочных чертежах

1

1

-

1

0,5

4.15

Знакомство с процессом резания. Выполнение
практических работ

2

1

1

4.16

Приемы крепления заготовок. Установка и
закрепление заготовки

1

-

1

1

-

1

1

0,5

2

-

1

0,5

2

1

1

2

-

2

2

1

1

2

1

1

2

2

-

Подготовка станка к работе. Установка заготовок
4.14

4.17
4.18
4.19

Установка подручника, установка задней бабки
Правила и способы установки. Зазор, нажим, осевое
положение. Регулировка высоты, прочности
Пробное точение

0,5

0,5
2

Приемы безопасного управления станком
4.20

4.21

4.22
4.23
4.24
4.25

Способы контроля формы и размеров изделия; с
устройством штангенциркуля, с шероховатостью
поверхности, с допусками; выполнение
практических работ
Точение цилиндрических заготовок
Технология изготовления деталей цилиндрической
формы
Инструменты для данного вида работ
Правила безопасной работы

Практическое
выполнение
Опрос

0,5

Опрос
Опрос,
практическое
выполнение
Опрос,
практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Опрос,
практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Опрос,
практическое
выполнение
Опрос,
самоконтроль

Практическое
выполнение
Опрос,
практическое
выполнение
Опрос
Опрос

4.26

Визуальный и инструментальный контроль качества

2

1

1

1

-

1

4.28

Приемы работы: вдоль, поперек волокон, круговые
движения

1

-

1

4.29

Коническое и фасонное точение

2

1

-

4.30

Технология изготовления деталей конической и
фасонной форм

4.27

4.31

Шлифование и отделка изделия

Приспособления для данного вида работ

4.32

Техника безопасной работы

4.33

Контроль качества при помощи измерительных
инструментов

4.34

4.35
4.36
4.37

Зачистка как отделочная операция. Инструменты
для опиливания и зачистки. Виды наждачных
шкурок
Отделка изделия. Оценка. Защитная и декоративная
отделка изделия. Лакирование изделий из дерева
Подведение итогов
Организация выставки поделок в школе (поощрение
и награждения учащихся)

2

1

1

2

1

1

2

2

-

2

1

-

0,5

Опрос, контроль
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Опрос
Опрос,
практическое
выполнение
Опрос
Опрос

2

Контроль,
самоконтроль

0,5

Опрос,
практическое
выполнение
Практическое
выполнение

1

-

1

1

-

1

1

-

1

Практическое
выполнение
Практическое
выполнение

5. Ремонтные работы в быту

5.1

Ремонт мебели. Вводное занятие. Причины поломок

2

2

-

5.2

Интерьер жилых помещений. Требования к
интерьеру

1

1

-

5.3

Предметы интерьера. Рациональное размещение
мебели в комнатах различного назначения

5.4
5.5
5.6

Мебельная фурнитура. Петли, магнитные держатели
Виды и назначения. Правила хранения
Установка петель, магнитных держателей

Тестирование
Опрос
Опрос

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

0,5

0,5

5.7

Технология крепления петель

1

1

-

5.8

Технология установки магнитных держателей

1

1

-

Опрос
Опрос
Практическое
выполнение
Опрос
Опрос

Дверные замки — виды

5.9
5.10
5.11
5.12
5.13
5.14
5.15

Замена замков
Инструменты для ремонта дверных замков
Клеевые соединения, столярный клей
Способы склеивания
Виды клея. Правила безопасной работы с ним

1

1

-

2

-

2

1

-

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

-

1

Склеивание деталей в зажимных устройствах

Опрос
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Опрос
Опрос
Опрос
Практическое
выполнение

4. Содержание программы
Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий,
доступных для школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и
направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами
ручной работы с разными материалами (древесина, фанера, ДВП, ДСП, и природного
материала и т.д.), изготовление изделий, различных полезных предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и
теоретических работ.
Содержание в каждой возрастной группе разделено по видам обрабатываемых материалов.
Структура программы
I. Раздел «Художественная обработка древесины»
II. Раздел «Токарная обработка древесины»
III. Раздел «Ремонтные работы в быту»
Учебно-тематический план (с элементами содержания)
I Раздел «Художественная обработка древесины».
Выпиливание лобзиком
1. Вводное занятие: цели и задачи ТБ. Правила безопасной работы в мастерской. (1 ч.)
2. Рабочее место. Устройство лобзика. (1 ч.)
3. Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок.
Устройство верстака. Составные части лобзика. Установка и закрепление
приспособлений в зажимах верстака для пиления лобзиком. (2 ч.)
4. Древесина, породы древесины, фанера. (2 ч.)
5. Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные
признаки и свойства. Природные пороки древесины. Производство шпона, фанеры.
Заправка полотна (пилки) в лобзик. (2,5 ч.)

6. Выпиливание лобзиком. Основные сведения о правилах работы с инструментом.
Приспособления для натяжки полотна. Выбор рисунка, подготовка основы для
выпиливания. (2 ч.)
7. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Масштаб.
Основные сведения о линиях чертежа. (2 ч.)
8. Приемы выпиливания. Пиление как технологическая операция. Инструменты для
пиления. Правила безопасной работы лобзиком. Визуальный и инструментальный
контроль качества выполненной операции. Подготовка заготовки (доска, фанера).
Хранение, сушка изделия. Исключаем пороки при выборе. Перевод рисунка на
основу. Нанесение рисунка в соответствии направления волокон. (6 ч.)
9. Работа над объектом, выпиливание по внешнему контуру. Правила безопасной
работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины. (3
ч.)
10. Выпиливание по внутреннему контуру (приемы). Правила безопасной работы с
инструментами, материалом при художественной обработке древесины. (4 ч.)
11. Инструменты для создания отверстий: коловорот, сверлильный станок. Приемы
работы. Сверление как технологическая операция. Инструменты для сверления, их
устройство. Виды свёрл. Правила безопасной работы при сверлении. (1 ч.)
12. Работа над объектом (выпиливание по контуру). Правила безопасной работы с
инструментами, материалом при художественной обработке древесины. (8 ч.)
13. Отделка, зачистка изделия. Оценка работы. Защитная и декоративная отделка изделия.
Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы. Зачистка как отделочная
операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок. (5 ч.)
Итого: 39,5 ч.
Выжигание на фанере
1.

Вводное занятие: цели и задачи ТБ. Правила безопасной работы с нагревательными
приборами в мастерской (2 ч.)

2.

Рабочее место. Устройство выжигателя. Организация рабочего места: рациональное
размещение инструментов и заготовок. Устройство и составные части выжигателя. (3ч.)

3.

Зачистка(шлифовка) основы для выжигания. Зачистка как отделочная операция.
Приспособления для зачистки. Виды наждачных шкурок. Способы шлифования. Правила
безопасной работы. (5 ч.)

4.

Подготовка основы заготовки (фанера) для выжигания. Хранение, сушка изделия.
Исключаем пороки при выборе. (3 ч.)

5.

Приемы выжигания. Выжигание. Виды орнаментов. Инструменты и приспособления для
выжигания. Приёмы выполнения. Правила безопасной работы. (3 ч.)

6.

Выбор рисунка, Перевод рисунка на основу. Виды орнаментов. Нанесение рисунка в
соответствии направления волокон. (5 ч.)

7.

Работа над объектом, выжигание по контуру. Правила безопасной работы с инструментами,
материалом при художественной обработке древесины. (6 ч.)

8.

Приёмы выжигания рамок. Виды орнаментов. Инструменты и приспособления для
выжигания. Приёмы и способы выполнения. Правила безопасной работы. (5 ч.)

9.

Работа над объектом, выжигание рамки. Правила безопасной работы с инструментами,
материалом при художественной обработке древесины. (6 ч.)

10.

Отделка, зачистка изделия. Оценка работы. Защитная и декоративная отделка изделия.
Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы. Зачистка как отделочная
операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок. (6 ч.)

Итого: 44 ч.
II Раздел «Токарная обработка древесины»
1.

Вводное занятие. Цели и задачи, ТБ. Правила безопасной работы в мастерской при токарной
обработке древесины. (1 ч.)

2.

Устройство СТД. История токарного станка. Внешний вид. Назначение и устройство
токарного станка. Кинематическая схема токарного станка. Виды операций, выполняемые на
станке. (2 ч.)

3.

Правила безопасной работы на станке. (1 ч.)

4.

Основные узлы: задняя и передняя бабки, подручники. Назначение и устройство деталей
станка. (1 ч.)

5.

Резцы. Типы заточки. (1 ч.)

6.

Виды резцов, элементы режущей части. Выбор ручных инструментов, их заточка. (2ч.)

7.

Разработка, промывка, смазка. Установка. Знакомство с основными неисправностями станка.
(2 ч.)

8.

Измерительные инструменты: линейка, штангенциркуль, кронциркуль и т.д. Устройство
штангенциркуля. Правила и способы измерений. (1 ч.)

9.

Условия хранения измерительных инструментов. (1 ч.)

10.

Подготовка заготовок, припуски на обработку и точение. Подготовка заготовок к точению.
Приёмы работы на токарном станке. Контроль качества выполняемых операций. Устранение
выявленных дефектов. (5 ч.)

11.

Составление чертежа и эскиза. Графическое изображение деталей призматической и
цилиндрической форм. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение:
шипы, проушины, отверстия, уступы, канавки. (5 ч.)

12.

Основные сведения о видах проекций деталей на чертёж. Общие сведения о сборочных
чертежах. (2 ч.)

13.

Подготовка станка к работе. Установка заготовок. Знакомство с процессом резания при
механической обработке, с видами резцов, с элементами режущей части; черновое и
чистовое точение, отделка шлифовальной шкуркой, отрезание с соблюдением правил т/б;
выполнение практических работ. (2 ч.)

14.

Приемы крепления заготовок. Установка и закрепление заготовки. (1 ч.)

15.

Установка подручника, установка задней бабки. (1 ч.)

16.

Правила и способы установки. Зазор, нажим, осевое положение. Регулировка высоты,
прочности. (1 ч.)

17.

Пробное точение. Приемы управления станком ТБ. Способы контроля формы и размеров
изделия; с устройством штангенциркуля, с шероховатостью поверхности, с допусками;
выполнение практических работ. (5 ч.)

18.

Точение цилиндрических заготовок. Технология изготовления деталей цилиндрической
формы. Инструменты для данного вида работ. Правила безопасной работы. Визуальный и
инструментальный контроль качества. (10 ч.)

19.

Шлифование и отделка изделия. Приемы работы: вдоль, поперек волокон, круговые
движения. Использование брусков. (2 ч.)

20.

Коническое и фасонное точение. Технология изготовления деталей конической и фасонной
форм. Инструменты для данного вида работ. Правила безопасной работы. Визуальный и
инструментальный контроль качества. (10 ч.)

21.

Отделка изделия. Оценка. Защитная и декоративная отделка изделия. Лакирование изделий
из дерева. Правила безопасной работы. Зачистка как отделочная операция. Инструменты для
опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок. (2 ч.)

22.

Подведение итогов. Организация выставки поделок в школе (поощрение и награждения
учащихся). (2 ч.)
Итого: 60 ч.
III Раздел «Ремонтные работы в быту»
1. Ремонт мебели. Вводное занятие. Причины поломок. Исправление заводского брака
ТБ. Интерьер жилых помещений. Требования к интерьеру. Предметы интерьера.
Рациональное размещение мебели в комнатах различного назначения. (2 ч.)
2. Мебельная фурнитура. Петли, магнитные держатели. Виды и назначения. Правила
хранения. (2 ч.)
3. Установка петель, магнитных держателей. Технология крепления петель. Технология
установки магнитных держателей, (оконные створки, двери). Правила безопасной
работы. (3 ч.)
4. Дверные замки — виды. Замена замков. Устройство, ремонт. Виды дверных замков и
их устройство. Инструменты для ремонта дверных замков. Правила безопасной
работы. (3 ч.)
5. Клеевые соединения, столярный клей. Способы склеивания. Соединение деталей
изделия на клей. Виды клея. Правила безопасной работы с ним. Зачистка как
отделочная операция. Инструменты для зачистки. Виды наждачных шкурок. (4 ч.)
Итого: 14 ч.
Методическое обеспечение.


Программы, методические пособия, книги, на которые будет производится опора в
работе кружка, перечислены в разделе "литература".



Оснащение столярной мастерской, в которой будут проходить занятия, перечислено в
соответствующих требованиях.
Методические рекомендации по проведению занятий.
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом
занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции
изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной
практической работы без помощи учителя.
Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные
работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов,
поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а
сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик
вынужден применять в новых условиях.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно
занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы
останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного
напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как
необходимые.

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в
обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок
должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на
обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и
должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию
материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое
меньше времени, чем на практические действия.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Педагог
может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и
имея в виду подготовленность обучающихся и условия работы в данной группе.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед,
рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ,
как местные (на базе школы-интерната, города), так и районные, областные. Поделкисувениры используются в качестве подарков для ветеранов, учителей, родителей и т.д.;
оформления зала для проведения праздничных мероприятий.
Литература:
Для педагога:
1. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества. - М., 1996.
2. Марченко А.В., Сасова А.И., Гуревич М.И. Сборник нормативно - методических материалов
по технологии. - М.: Вентана - Граф, 2002.
3. Разумовский В.Г. Развитие технического творчества учащихся. - М., Уч.пед.изд, 1961.
4. Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства. Учебное
пособие. - Брянск, 1994.
5. Спенс У. Работы по дереву. - М.: ЭКСМО, 2006.
6. Творческие проекты учащихся 5 - 9 классов общеобразовательных школ / Под редакцией
В.Д. Симоненко. - Брянск, 1996.
7. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. - М.: Просвещение, 1985.
Для обучающихся:
1. Глозман А.Е., Глозман Е.С., Ставрова О.Б., Хотунцев Ю.Л. Технология. Технический труд, 5
- 9 классы. - М., 2004.
2. Коваленко В.И., Кулененок В.В. Объекты труда, 5 - 9 классы. - М.: Просвещение, 1990.
3. Лукачи А. Игры детей мира. - М.: Молодая гвардия,
4. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1989.
5. Пешков Е.О., Фадеев Н.И. Технический словарь школьника. - М.: Просвещение, 1963.
6. Симоненко В.Д. Сборник творческих проектов учащихся по технологии. - М.: Издательский
центр «Вентана - Граф», 2005.
7. Соколов Ю.В. Альбом по выпиливанию. - М.: Лесная промышленность,1991


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».