Шерстяной мир

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»
(ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»)

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол от 30.08.2021 №1

Утверждено приказом ГБОУ ЛО
«Приморская школа-интернат»
от 31.08.2021 № 108-од

Дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности
«Шерстяной мир»
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Петровцева Наталья Николаевна
Педагог дополнительного образования

Доведено
до сведения педагогических
работников 31.08.2021

Дополнительная

общеразвивающая программа художественной направленности
«Шерстяной мир»

1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеразвивающая
направленности разработана на основе:

программа «Шерстяной мир» художественной

 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
 Концепции
развития
дополнительного
образования
детей
(утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года
№1726-р).
 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018
года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
При разработке дополнительной программы
«Шерстяной мир» художественной
направленности были использованы:
Типовая программа «Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для
учителей общеобразовательных учреждений», год издания 2011, авторы – составители:
Д.В. Григорьев, Б.В.Куприянов.
Данная программа является программой дополнительного образования, имеет
художественную направленность. Она разработана для обучающихся специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы. Программа предназначена для развития
практических умений и навыков по вязаниюдля детей с особенностями развития и содержит
базовый уровень освоения программы, не включает в себя темы по сухомувалянию,по
причине безопасного использования инструментов.
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и
исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных
ценностей народа. Декоративно – прикладное искусство органично вошло в современный
быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно
содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до
сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного
постижения мира.
Рукоделие является одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека.
Подбор ниток и фасона, создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует
не только привитию, совершенствованию, но и развитию творческих способностей детей, их
художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навык
общественно полезного труда.Обучение по данной программе создает благоприятные
условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, развития
познавательной активности и творческой самореализации обучающихся.
Возраст обучающихся
Программа «Шерстяной мир», художественной направленности, рассчитана на детей младшего и
среднего школьного возраста, 11-16 лет, обучающихся в коррекционной специальной школе интернате.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей
художественной направленности1 год обучения.

программы«Шерстяной

мир»

Количество часов по программе: 153 часа.
Цель дополнительной общеразвивающей программы«Шерстяной мир»художественной
направленности (руководствуясь частью 1 статьи 75 273-ФЗ):
-социальная адаптация детей с особенностями развития к современным условиям;

-совершенствование трудовых навыков, формирование культуры труда.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы «Шерстяной мир»художественной
направленности (руководствуясь пунктом 3 Приказа № 196, пункта 2-3 статьи 2 273-ФЗ):
Обучающие
-развивать познавательную деятельность;
-ознакомить со способами вязания крючком;
- обучить основным приемам вязания,чтению схем.
Развивающие
-развивать интересы ребенка, расширение его кругозора;
-формировать и развивать нравственные, трудовые, эстетические и другие качеств личности
ребенка;
-пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание
включиться в творческую деятельность;
Коррекционные
- способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи
- способствовать коррекции развития образного мышления, внимания, фантазии, творческих
способностей, мелкой моторики рук, сенсомоторики – согласованности работы рук и глаз.

2. Организационно-педагогические условия реализации образовательной
программы
Средства обучения
Перечень оборудования (инструменты, материалы и приспособления)
Наименование оборудования (инструментов, материалов и приспособлений)
Крючки
Ножницы

Количество
12

Перечень технических средств обучения
Наименование технических средств обучения
ноутбук
Телефон с выходом в интернет

Количество
1
1

Перечень учебно-методических материалов
Наименование учебно-методических материалов
Распечатки схем и технологические карты
Книги со схемами и примерами работ

Количество
На каждого ребенка
5-6

3. Планируемые результаты освоения образовательной программы
Время
проведения
контроля
Сентябрь

Какие ЗУН контролирует
Желание заниматься вязанием

Формы
проведения
контроля
Беседа,
викторина.

Уметь:организовывать свое рабочее место согласно
правилам ТБ и основам труда.
Знать:
Выставка к
Правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с новому году.
вязальными крючками, ножницами, швейными иглами.
Викторина.

Декабрь

Май

-Различие ниток из натуральных и химических волокон;
шерстяную и х/б.
Уметь:
-Правильно подбирать соответствующие №№ крючков и
ниток.
-Чётко выполнять основные приёмы: начальная петля,
воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик
без накида.
- Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли.
Знать:
Итоговая
- Правила поведения на занятии, правила ТБ при работе выставка
с вязальными крючками,швейными иглами, булавками.
-Различать нитки из натуральных и химических волокон;
шерстяную и х/б.
Уметь:
-Вязать по кругу и по спирали плоские и объёмные
изделия.
-Чётко выполнять основные приёмы: начальная петля,
воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик
без накида, полустолбик, столбики с 1, 2, 3 и более
накидами, рельефные столбики, рогатки из 2 столбиков с
накидом, веер из нескольких столбиков с накидом, 2, 3 и
более столбиков с накидом из одной вершины, пышный
столбик, пико, вытянутая петля.
-Вязать игрушки.
-Укладывать нитки в панно

4. Учебно – тематический план
№

Количество часов
Раздел \ Тема

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Основные приемы

24

4

20

2.1

Основные приёмы вязания крючком

2

1

1

2.2

Упражнения из столбиков и воздушных
петель. Условные обозначения.

12

2

10

2.3

Вязание из воздушных петель «Букет
любимой маме»
Такие милые игрушки

10

1

9

48

6

42

16

2

14

3.2

Сувениры из ниток: собачки, кошки,
мишки
Амигурумия. Символ наступающего года

18

2

16

3.3

Мастерская Деда Мороза

14

2

12

4

Декор в доме

75

12

63

4.1

Цветы

14

2

12

4.2

Подушки: «Божья коровка», «Поросенок»

12

2

10

3
3.1

Формы
проведения
промежуточной
аттестации
Викторина.
Практическое
выполнение

Выставка работ.

Выставка работ

10

2

8

10

2

8

4.5

Аппликации из воздушных петель:
«Петух», «Котик»
Аппликация из воздушных петель: «В
космосе»
Салфетки, прихватки и т.д.

16

2

14

4.6

Картины, панно из ниток

13

2

11

5

Итоговое занятие

4

-

4

Всего

153

24

129

4.3
4.4

Выставка работ.

5. Содержание программы
1. Вводное занятие
Теоретическая часть: Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий.
Демонстрация изделий. История развития художественного вязания. Организация рабочего
места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ при работе с
вязальными крючками, ножницами, швейными иглами. Происхождение и свойства ниток и
шерсти, применяемых для вязания.
2. Основные приемы
2.1. Основные приёмы вязания крючком
Теоретическая часть: Положение рук во время работы. Основные приемы вязания: начальная
петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик,
столбик с накидом.
Практическая часть: Отработка приемов вязания: начальная петля, воздушная петля, петли
для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик.
2.2. Упражнения из столбиков и воздушных петель. Условные обозначения.
Теоретическая часть: Зарисовка условных обозначений основных приемов вязания:
воздушных петель и столбиков. Зарисовка схемы для выполнения коврика (игольницы,
подушки)
Практическая часть: Вывязывание образца по схеме. Вязание и оформление коврика.
2.3. Вязание из воздушных петель «Букет любимой маме»
Теоретическая часть: Принцип вязания косички из воздушных петель. Способы соединения
косички в цветы.
Практическая часть: Выполнение букета цветов из косички их воздушных петель.
3.Такие милые игрушки
3.1. Сувениры из ниток: собачки, кошки, мишки
Теоретическая часть: Способы изготовления сувениров.
Практическая часть: Изготовление сувениров из ниток.
3.2. Амигурумия. Символ наступающего года
Теоретическая часть:Изучение восточного гороскопа. Способы создания игрушек в технике
амигуруми. Выбор ниток. Правила вязания игрушек амигуруми. Зарисовка схем вязания
различных типов конечностей, деталей для оформления мордочки. Составление эскизов.
Последовательность выполнения игрушек. Рассматривание готовых игрушек.
Практическая часть: Создание игрушек в технике амигуруми.
3.3. Мастерская Деда Мороза
Теоретическая часть: знакомство с новогодними традициями разных стран
Практическая часть: изготовление игрушек на елку,новогодних сувениров, снежинок
изученными способами.
4.Декор в доме
4.1. Цветы

Теоретическая часть: Способы изготовления цветов: вязание крючком, из ниток воздушными
петлями.
Практическая часть: Изготовление цветов изученными способами.
4.2. Подушки: «Божья коровка», «Поросенок»
Теоретическая часть: Изучение технологических карт по изготовлению декоративных
подушек.
Практическая часть: Вязание декоративных подушек крючком столбиками без накида,
столбиками с накидом, ажурной вязкой.
4.3. Аппликации из воздушных петель: «Петух», «Котик»
Теоретическая часть:Способы выполнения аппликаций из воздушных петель
Практическая часть: Вязание косички из воздушных петель. Приклеивание косички на
схему.
4.4. Аппликация из воздушных петель: «В космосе»
Теоретическая часть:Способы выполнения аппликаций из воздушных петель
Практическая часть: Вязание косички из воздушных петель. Приклеивание косички на
схему.
4.5. Салфетки, прихватки
Теоретическая часть: Способы вязания салфеток по схемам в зависимости от узора.
Зарисовка схем выполнения салфеток. Запись выполнения салфеток.
Практическая часть: Выполнение образцов для вязания салфеток
4.6. Картины, панно из ниток
Теоретическая часть: Изготовлениекартин, паннопо схемам
путем укладывания и
приклеивания ниток. Зарисовка схем выполнения картин, панно.
Практическая часть: Выполнение картин, панно.
5. Итоговое занятие
Практическая часть: Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение
результатов выставки, подведение итогов, награждение.

6. Формы и методы
№

1.1

2.1

2.2

Раздел/ тема

Форма занятий

Вводное занятие

Традиционное

Методы

Дидактическ
ий материал
и ТСО
Метод.
Литература.
Нитки для
вязания,
инструменты

Словесные
(объяснение,
рассказ)
Наглядные
(показ,
демонстрация
изделий)
практические
1. Основные приёмы вязания крючком.
Основные приемы Традиционное
Словесные
Необходимы
вязания крючком
(объяснение,
е
рассказ)
инструмент
Наглядные
ыи
(показ,
материалы,
демонстрация
технологиче
изделий)
ские карты
практические
Упражнения
из Традиционное
Словесные
Журналы по
столбиков
и
(объяснение,
вязанию,
воздушных петель.
рассказ)
изделия в
Условные
Наглядные
натуральную
обозначения
(показ,
величину,

Форма
подведения
итогов
Беседа

Практическое
выполнение

Практическое
выполнение

демонстрация
изделий)
практические
Вязание
из Мастерская
Словесные
воздушных петель
(объяснение,
«Букет
любимой
рассказ)
маме»
Наглядные
(показ,
демонстрация
изделий)
практические
2. Такие милые игрушки

технологиче
ские карты

3.1.

Сувениры из ниток: Мастерская
собачки,
кошки,
мишки

Изделия в
натуральную
величину,
технологиче
ские карты

Беседа, опрос,
практическое
выполнение,
выставка

3.2

Амигурумия

Журналы по
вязанию,
изделия в
натуральную
величину
технологиче
ские карты

Беседа, опрос,
практическое
выполнение,
выставка

3.3

Мастерская
Мороза

Словесные
(объяснение,
рассказ)
Наглядные
(беседа,
показ,
демонстрация
изделий)
практические
Словесные
(объяснение,
рассказ)
Наглядные
(беседа,
показ,
демонстрация
изделий)
практические
Словесные
(объяснение,
рассказ)
Наглядные
(показ,
демонстрация
изделий)
практические

Журналы по
вязанию,
изделия в
натуральную
величину
технологиче
ские карты

Беседа, опрос,
практическое
выполнение,
выставка

Мастерская

Словесные
(объяснение,
рассказ)
Наглядные
(показ,
демонстрация
изделий)
практические

Подушки:
«Божья Мастерская
коровка»,
«Поросенок»

Наглядные
(показ,
демонстрация
изделий)
практические

Журналы по
вязанию,
изделия в
натуральную
величину
технологически
е карты,
крючки, нити,
ножницы,
булавки
Книга по
вязанию
игрушек,
технологически
е карты,
крючки, нити,

2.3

Мастерская

Деда Мастерская

Журналы по Беседа, опрос,
вязанию,
практическое
изделия в
выполнение
натуральную
величину,
технологиче
ские карты

4.Декор в доме
4.1

4.2

Цветы

Практическое
выполнение,
выставка

Практическое
выполнение,
выставка

ножницы,
булавки

4.3

Аппликации
из Мастерская
воздушных петель:
«Петух», «Котик»

4.4

Аппликации
из Мастерская
воздушных петель:
«В космосе»

4.5

Салфетки, прихватки Мастерская

4.6

Картины, панно из Мастерская
ниток

5

Итоговое занятие

Традиционное

Словесные
(объяснение,
рассказ)
Наглядные
(показ,
демонстрация
изделий)
практические
Словесные
(объяснение,
рассказ)
Наглядные
(показ,
демонстрация
изделий)
практические
Словесные
(объяснение,
рассказ)
Наглядные
(показ,
демонстрация
изделий)
практические
Словесные
(объяснение,
рассказ)
Наглядные
(показ,
демонстрация
изделий)
практические
репродуктивные

Журналы по
Практическое
вязанию,
выполнение,
изделия в
выставка
натуральную
величину
технологически
е карты
Журналы по
Практическое
вязанию,
выполнение,
изделия в
выставка
натуральную
величину
технологически
е карты
Журналы по
вязанию,
изделия в
натуральную
величину
технологически
е карты

Беседа, опрос,
практическое
выполнение,
выставка

Технологическ
ие карты и
схемы,
нити,
ножницы, клей

Практическое
выполнение,
выставка

Готовые
изделия
выполненные
обучающимися

Выставка работ

Календарно - тематическое планирование
№

Тема

Колво
часов

1

Вводное занятие

2

2

Основные приемы

24

2.1
2.2

Основные приёмы вязания крючком
Упражнения из столбиков и
воздушных петель. Условные
обозначения.

2
12

2.3

Вязание из воздушных петель
«Букет любимой маме»
Такие милые игрушки

10

Сувениры из ниток: собачки,
кошки, мишки
Амигурумия. Символ
наступающего года
Мастерская Деда Мороза
Декор в доме

16

Цветы
Подушки: «Божья коровка»,
«Поросенок»
Аппликации из воздушных петель:
«Петух», «Котик»
Аппликация из воздушных петель:
«В космосе»
Салфетки, прихватки и т.д.
Картины, панно из ниток
Итоговое занятие

14
12

3
3.1
3.2
3.3
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
5

48

18
14
75

10
10
16
13
4

Дата

Список литературы
ЛИТЕРАТУРА для педагога
1.
2.
3.
4.

Журнал «Валя – Валентина», 2013 – 2014.
Журнал «Вяжем сами», 20013-2014.
Журнал «Вязание: модно и просто», 2013 – 2014.
Максимова М. В. Быстрый крючок. ЗАО «ЭКСМО». 1999.
ЛИТЕРАТУРА для детей

1. Пушистые поделки для маленьких модниц. – СПБ: Издательский Дом «Литера», 2011
2.Шитье и рукоделие: энциклопедия / Редкол.: И.А. Андреева и др. М.: Большая Российская
энциклопедия, 1994


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».