Азбука вежливости

Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной программе
в соответствии с ФГОС образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

«РАССМОТРЕНА»

«УТВЕРЖДЕНА»

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
(протокол № 01 от «30» августа 2021 г.)

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат»
от «31» августа 2021 г.

Рабочая программа по внеурочному курсу
«Азбука вежливости»
2,3,4 классы

г. Приморск
2021 год

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочному курсу «Азбука вежливости» составлена в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

на

основании следующих нормативно-правовых документов:
1.

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

2.

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативов СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и

организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10 июля 2015 года № 26;
4.

Устав и лицензия образовательного учреждения.

5.

Учебный план образовательного учреждения;

6.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1 – 4 классы/ [А. Айдарбекова,

В. Н. Белов, В. В. Воронкова и др.] – 8-ое изд. - М.; Просвещение, 2013.
Рабочая программа предназначена для обучающихся 2, 3, 4 классов школы, реализующей адаптированные образовательные программы и
составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Программа детализирует и
раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами внеурочного
предмета в соответствии с целями изучения курса «Азбука вежливости».
Рабочая программа по внеурочному курсу «Азбука вежливости» представляет собой целостный документ, включающий разделы:
пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки обучающихся; перечень учебно-методического обеспечения
образовательного процесса; календарно-тематическое планирование.
Срок реализации программы: 1 год
Всего часов на изучение программы: 102 часа -34 часа во 2 классе, 34 часа в 3 классе, 34 часа в 4 классе.

2

Количество часов в неделю: 3 часа - 1 час во 2 классе, 1 час в 3 классе, 1 час в 4 классе.
Специфика программы
На сегодняшний день проблема культурного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Человеку приходится
бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с
детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за
своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.
Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать чтонибудь не так. В результате теряется естественность в поведении. Человеку кажется, что все взоры устремлены именно на него. Потерявший
уверенность, делает одну ошибку за другой, невпопад отвечает на вопросы, замыкается в себе.
Множество мелких ошибок свидетельствуют о дурном воспитании, неумении вести себя в обществе со всеми вытекающими отсюда
последствиями. Решить эту проблему можно – научив ребёнка правилам поведения в обществе. Чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни,
научить нормам морали, понимать логику определённых правил и взаимоотношений, адекватному поведению в общении с различными людьми,
привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни.
Программа «Школа вежливости» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности во 2, 3, 4
назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения

классах. Главное

обучающихся в начальных классах, развитие и

совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие
каждого, сплочение и совершенствование классного коллектива.
Программа «Азбука вежливости» составлена на основе принципов системности, доступности, толерантности и рассчитана на один год.
Структура и организация данной программы строится с учётом возраста и специфических особенностей. Программа внеурочной деятельности в
этом случае становится дополнением к урокам коррекционно– развивающие занятия, учебного предмета «Человек», «Речь и альтернативная
коммуникация».
Цель: формирование этически грамотной личности, умеющей достойно вести себя в любой ситуации, уважающей себя и окружающих,
обладающей внутренней культурой и хорошими манерами.

3

Задачи:
1. Формировать умение навыков социального общения людей.
2. Развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.

3. Формировать умение других людей и сопереживания им.
4. Совершенствовать навыки этикета, являющиеся неотъемлемой частью общей культуры личности
5. Формировать способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека
6. Развить умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов
7. Воспитывать умение применять правила сотрудничества в коллективной деятельности.
8. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
.
Содержание программы
Данная рабочая программа содержит следующие разделы:
I.

«Школьный этикет» - познакомить с основными правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой.
Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из
конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

II.

«Внешкольный этикет» - знакомство с элементарными правилами отношения к людям как потребность воспитанного
человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях, знакомство с правилами вежливости в общении с
ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить
«спасибо» и «пожалуйста» и т.д.

III.

«Культура внешнего вида» - познакомить с культурой культура внешнего вида и правилами опрятности и с их значением
для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. С помощью практических заданий уметь
давать оценку внешнему вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

4

IV.

«Правила общения» - познакомить с правилами общения как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми, дать элементарное
представление о хороших и плохих поступках с помощью художественных произведений, сказок, мультфильмов, со значением
вежливых слов.

V.

«Братья наши меньшие» - познакомить с правилами обращения с животными.
Формы и методы работы
Основные виды деятельности и используемые организационные формы.
Основные методы проведения занятий:
1. Словесные – беседа, рассказ, объяснение.
2. Наглядные – фото- и видеоматериалы, схемы, плакаты и т.д.
3. Игровые методы – игра-путешествие, инсценировка и т.д.
4. Репродуктивный метод – повторение, закрепление, обобщение.
5. Эвристический метод- поисковые задания, составление плана работы.
6. Исследовательский метод – самостоятельное установление дружеских отношений вне школы.
7. Практический метод – составление картотеки эмоций.
Формы работы: фронтальные, групповые, парные, индивидуальные
Методы организации занятий: беседы, практические работы, игры, конкурсы, экскурсии.
Место проведения занятий
Занятия проводятся в специально оборудованном учебном кабинете, который соответствующем требованиям ТБ, пожарной

безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и периодически проветривается. В наличии должна быть
аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Приемы и методы организации занятий


объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, экскурсия, объяснение, показ иллюстраций);
5



репродуктивный (работа по схеме);



проблемно-поисковый (наблюдение, анализ и синтез сюжетной композиции. Индукция-дедукция);



эвристический (творческие проекты);



методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);



методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания

воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);



методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное

воздействие, поощрение и др.);



методы контроля, самоконтроля и самооценки;

Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе, имеет базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, способен к
инновационной профессиональной деятельности, обладает необходимым уровнем методологической культуры и сформированной
готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни, знает возрастные особенности детей.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Базовые учебные действия освоения программы внеурочной деятельности «Азбука вежливости»:
Ожидаемые личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности строятся с учетом индивидуальных
возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести
в процессе занятий. Результат реализации программы определяется личностным ростом обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Программа призвана помочь каждому обучающемуся осмыслить его место в жизни, развивать
эмоционально – волевую сферу, помочь сформировать умение взаимодействовать с другими людьми.
Личностные результаты освоения включают:
6

 формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии
природной и социальной частей;
 формирование уважительного отношения к окружающим;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
 освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах, общепринятых правилах;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости,

понимания

и

сопереживания чувствам других людей;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
К ожидаемым регулятивным результатам следует отнести:
 высокая степень интереса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к содержанию
занятий;
 ориентироваться в правилах и нормах поведения, развивать умение адекватно реагировать на различный спектр эмоций
как своих, так их друг людей;

7

 повысить уровень развития связной устной речи обучающихся с умственной отсталостью через внеурочную
деятельность;
 умение следовать устным инструкциям, читать и учувствовать в играх – инсценировках на заданную тему;
 развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, творческих способностей и фантазии;
К ожидаемым коммуникативным результатам следует отнести:
 совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью;
 активное участие в школьных конкурсах;
 повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру;
 посредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении
речи у детей.
Таблица оценки сформированности базовых учебных действий
Группа БУД
Личностные
действия

Перечень учебных действий

Оценка сформированности (в баллах)
0
1
2
3
4
5

учебные осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного
коллектива, пользоваться соответствующими правами
гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей
адекватно эмоционально откликаться на произведения
литературы, музыки, живописи и др.
уважительно и бережно относиться к людям труда и
результатам их деятельности
активно
включаться
в
общеполезную
социальную
деятельность
8

осознанно относиться к выбору профессии
бережно относиться к культурноисторическому наследию
родного края и страны понимать личную ответственность за
свои поступки на основе представлений о этических нормах и
правилах поведения в современном обществе
соблюдать правила безопасного и бережного поведения в
природе и обществе
Коммуникативные
учебные действия

Максимум 45 баллов
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и
др.)
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою точку зрения,
аргументировать свою позицию
дифференцированно использовать разные виды речевых
высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и
др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики
участников (возраст, социальный статус, знакомый незнакомый и т.п.)
использовать разные виды делового письма для решения
жизненно значимых задач
использовать разные источники и средства получения
информации
для
решения
коммуникативных
и
познавательных задач, в том числе информационные
Максимум 25 баллов
9

Регулятивные
действия

учебные принимать и сохранять цели и задачи решения типовых
учебных и практических задач, осуществлять коллективный
поиск средств их осуществления
осознанно действовать на основе разных видов инструкций
для решения практических и учебных задач
осуществлять
взаимный
контроль
в
совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности,
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность
Максимум 20 баллов
Познавательные
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную организацию
использовать логические действия (сравнение, анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей,
причинно-следственных
связей) на наглядном, доступном вербальном материале,
основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями
применять начальные сведения о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности
(природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета и для решения познавательных и практических
задач
использовать в жизни и деятельности некоторые
межпредметные
знания,
отражающие
доступные
10

существенные связи и отношения между объектами и
процессами
Максимум 20 баллов
Критерии:
0 баллов – действия отсутствуют, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1
балл – смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при
необходимости требует оказания помощи;
2 балла – преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его
самостоятельно;
3 балла – способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет
по прямому указанию учителя;
4 балла – способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Система оценивания
Система контроля и оценки достижения планируемых предметных результатов освоения программы осуществляется учителем.
Виды контроля результатов обучения: текущий, тематический. Текущий контроль для анализа хода формирования знаний и умений
обучающихся, осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в
знаниях учащихся и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Он проводится прежде всего с помощью
систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения.
Критерии оценки знаний, умений, навыков обучающихся
Требования к оценке:
-оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого;
11

-оценка должна выполнять стимулирующую функцию;
-оценка должна быть всесторонней.
При оценке знаний нужно учитывать:
- объем знаний по учебному вопросу (предмету);
- понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом;
- степень систематизации и глубины знаний;
- действенность знаний, умение применять их с целью практических задач.
При оценке умений и навыков учитываются:
- содержание навыков и умений;
- точность, прочность, гибкость умений и навыков;
- возможность применять умения и навыки на практике;
- наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.
Оценивание достижений осуществляется безотметочно, без фиксации результатов в классном журнале. Успешность поддерживается
словесным (устным) оцениваем учителя
К концу учебного года обучающиеся должны:
Иметь представление:
 о понятиях: этикет, чувства и эмоции, правила поведения.
Знать:
 правила поведения в общественных местах;
 правила этикета;
 характер взаимоотношений с другими людьми, «волшебные» и вежливые слова.
Уметь:
12

 общаться с другими людьми учитывая их настроение;
 соблюдать нормы поведения в обществе;
 осознавать характер отношений между людьми (учитель – ученик, ребёнок –родитель, друг – подруга и т.д.);
 различать хорошие и другие поступки;
 называть и различать эмоции;
 употреблять в различных ситуациях слова вежливости.
3. Учебно-тематический план
№ п/п

Раздел

Количество часов
2 класс

3 класс

4 класс

1.

Диагностика

1

-

-

2.

Школьный этикет

7

7

7

3

Внешкольный этикет

18

13

9

4.

Культура внешнего вида

2

4

6

5.

Правила общения

3

10

12

6.

Братья наши меньшие

3

-

ИТОГО:

34

34

Учебно-методическое обеспечение
Материалы и оборудование:
 музыкальная аппаратура;
 фото-видеоаппаратура (фотоаппарат, видеокамера, телевизор, видеомагнитофон);
 компьютерная техника, программное обеспечение;
13

34

 проектор;
 проекционный экран;
 карандаш простой;
 карандаши цветные;
 ручки синие шариковые;
 альбомы для рисования;
 методические материалы (изображения и презентации, раздаточный материал).
Информационно-методическое обеспеченность
В данном курсе информационно-методическая обеспеченность представлена в виде презентаций и видеоматериалов, раздаточного
материала.
Список использованной литературы
1. «Этикет. Умение жить и вести себя в обществе» сост. Николаева Е.С. Петров А.Г.
2. «Вредные советы» Г. Остер
3. «Школа вежливости» – 1 кл. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
4. Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях.– Ростов н./Д: Изд-во «Феникс», 1995.
5. Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС» –
ВИУГУЛ, 1996.
6. «Я познаю мир. Этикет во все времена» сост. Яковлев А.А.
7. «Тридцать уроков здоровья» Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.
8. Богуславская, Н.Е. Веселый этикет [Текст]: /методическое пособие/
9. Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: Арго,1997
14

10. Герасимова, В.А. Классный час играючи [Текст]: /сборник уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр,
2004.
11. Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст]

/О.С.Богданова, В.И. Петрова. – М.:

Просвещение, 1980.
12. Исрафилова, Г.Ю. Программа «Этикет» Обучение младших школьников правилам общения. (http://festival.1september.ru/)

15

Календарно-тематическое планирование
2 класс
№
п/п
1

Тема
Входящая диагностика

Школьный этикет
2
Вводное занятие. Что такое вежливость?
3

Мы школе.

Дата

Содержание
деятельности

1

03.09.21

Выявление представлений
обучающихся по теме

1

10.09.21

1

17.09.21

Беседа. Понятие слова
«вежливость».
Чтение стихотворения по
теме Я. Аким «Идут
гурьбою школьники…», М.
Танич «Урок поведения».
Просмотр мультфильма по
стихотворению
С.Я.Маршака о правилах
поведения в школе. Анализ
выставки «Наш класс на
перемене».

Колво
часов

16

БУД

ЛУД: формирование
социальной мотивационной
основы.
КУД: учатся адекватно
использовать
коммуникативные, прежде
всего речевые, средства для
решения коммуникативных
задач
ПУД: учатся основам
смыслового восприятия
художественных текстов.

4

Поиграем и подумаем.

1

24.09.21

17

Игровая деятельность.
Разыгрывание различных
ситуаций школьной жизни

ЛУД:
формирование
внутренней
позиции
школьника
на
уровне
положительного отношения к
школе,
ориентации
на
содержательные
моменты
школьной действительности и
принятия образца «хорошего
ученика».
ПУД: учатся основам
смыслового восприятия
художественных текстов.
ЛУД:
формирование
социальной
мотивационной
основы.
КУД:
учатся
адекватно
использовать
коммуникативные,
прежде
всего речевые, средства для
решения
коммуникативных
задач, строить монологическое
высказывание,
владеть
диалогической
формой
коммуникации;
задавать
вопросы.
РУД: учатся принимать и
сохранять учебную задачу.

5

Ю. Энтин «Про дружбу». Беседа по
содержанию

1

01.10.21

6
7

Правила поведения в школе.
Игра «Перемена с увлечением»

1
1

08.10.21
15.10.21

8

Долг воспитанных ребят – режим школы
соблюдать

1

22.10.21

18

Понятия «товарищ»,
«друг». Товарищество и
дружба в традициях
русского народа.
Правила общения с
товарищами и друзьями.
Взаимовыручка
взаимопомощь.
Приобретение
школьниками знаний о
правилах ведения
социальной коммуникации
в школе, принятых в
обществе нормах
поведения, рисках и
угрозах нарушения этих
норм, правилах
групповой работы,
способах организации
взаимодействия
Беседа. Обыгрывание
ситуаций. Игровая
деятельность.

ПУД:учатся
основам
смыслового
восприятия
художественных
текстов,
планированию деятельности
для достижения результата.
КУД:
учатся
адекватно
использовать речевые средства
для
решения
коммуникативных
задач,
строить
монологическое
высказывание, участвовать в
диалоге.
РУД: учатся планировать свои
действия в соответствии с
поставленной
задачей
и
условиями её реализации,
осуществлять
контроль
и
коррекцию своей деятельности
и деятельности товарищей.
ПУД:
учатся
основам
смыслового
восприятия
художественных
текстов,
устанавливать
причинноследственные
связи
в
изучаемом круге явлений.
КУД: учатся выражать свои
мысли, задавать вопросы,
управлять
поведением
партнера во время игры,
осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
необходимую взаимопомощь
РУД:
учатся
волевой

саморегуляции,
адекватно
воспринимать предложения и
оценку педагога и товарищей.
ЛУД:
ценностно-смысловая
ориентация учащихся

Внешкольный этикет
9
Правила поведения на улице

1

12.11.21

10

Когда идешь по улице.

1

19.11.21

11

Правила поведения в общественном
транспорте

1

26.11.21

12

Правила поведения в общественном
транспорте

1

03.12.21

13

Поведение на природе.

1

10.12.21

19

Беседа. Экскурсия по
улицам города.
Практические упражнения.
ПУД:
учатся
основам
Беседа. Практическая
смыслового
восприятия
деятельность (разработка
художественных
текстов,
памятки «Я на улице»)
устанавливать
причинноследственные
связи
в
изучаемом круге явлений.
КУД: учатся выражать свои
Общественный транспорт. мысли, задавать вопросы,
поведением
Правила проезда. Сюжетно управлять
партнера
во
время
игры,
– ролевые игры.
осуществлять
взаимный
Правила поведения.
контроль
и
оказывать
Сюжетно-ролевая игра.
необходимую взаимопомощь
Игровые упражнения на
РУД:
учатся
волевой
свежем воздухе.
саморегуляции,
адекватно
воспринимать предложения и
оценку педагога и товарищей.

14

Я и другие люди

1

17.12.21

Дать понятие, что речевая
ситуация имеет свои
компоненты. Упражнения
на развитие речевой памяти.

ЛУД:
ценностно-смысловая
ориентация учащихся
ПУД: учатся осуществлять
поиск
необходимой
информации ЛУД: ценностносмысловая
ориентация
учащихся.
КУД: учатся формулировать
собственное
мнение
и
позицию, договариваться и
приходить к общему решению
совместной задачи.

15

Обращение к людям разного возраста
«Ты» и «Вы» в общении.

1

24.12.21

Правила общения с
людьми разного возраста.
Сюжетно-ролевая игра.

КУД: учатся выражать свои
мысли,
формулировать
собственное мнение и позицию
управлять поведением партнера,
осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
в
сотрудничестве необходимую
взаимопомощь, договариваться
и приходить к общему решению
в совместной деятельности, в
том
числе
в
ситуации
столкновения
интересов,
допускать
возможность
существования
у
людей
различных точек зрения.
ПУД:
учатся осуществлять
выбор наиболее эффективных
способов решения задач в

20

зависимости от конкретных
условий, основам смыслового
восприятия
художественных
текстов.
РУД: волевая саморегуляция.
ЛУД:
ценностно-смысловая
ориентация

16

Обращение к людям разного возраста

1

14.01.22

17

Старших надо уважать, малышей – не обижать

1

21.12.22

18

«Волшебные слова»: здравствуйте и до
Свидания, пожалуйста и спасибо. Пожелания
перед сном

1

28.01.22

Проявления чуткости и
уважения, заботы и
сострадания, помощи в
повседневной жизни.

19

Ира «По стране вежливых слов»

1

04.02.22

20

Когда и как нужно извиняться

1

11.02.22

21

Вежливый отказ, несогласие

1

18.02.22

Практическая работа.
Игровая деятельность.
Знакомство с правилами
извинения, отказа,
несогласия и просьбы.

21

Правила общения с
людьми разного возраста.
Сюжетно-ролевая игра.
Отношение поколений в
семье. Проявления любви
и уважения, заботы и
сострадания, помощи в
семье. Русские традиции
отношения к старшим.

ПУД: учатся устанавливать
аналогии.
КУД: учатся выражать свои
мысли.
ПУД:
учатся
основам
смыслового
восприятия
художественных текстов.
ЛУД:
ценностно-смысловая
ориентация.
РУД:
планировать
свои
действия в соответствии с
поставленной
задачей
и
условиями её реализации.

КУД: учатся адекватно
использовать речевые средства
для решения коммуникативных

22

Как правильно обратиться с просьбой

1

25.02.22

23

С.А. Насонкина «Уроки этикета» (глава
«Добрые слова»).

1

04.03.22

24

Дидактическая игра «Вежливый ручеек»

1

11.03.22

25

Моё настроение

1

18.03.22

1
1

26
Игра «Угадай настроение»
Культура внешнего вида
27
Правила личной гигиены

Разыгрывание ситуаций.
Просмотр видеофильма.
Оценивание ситуаций.

задач, строить монологическое
высказывание.
ПУД: строить сообщения в
устной форме

КУД:
учатся
строить
монологическое
высказывание.
ПУД:
планирование
деятельности для достижения
результата.
ЛУД:
формирование
способности к самооценке.

25.03.22

Понятие «настроение»- от
чего зависит настроение.
Как поднять настроение.
Как справиться с
раздражением, плохим
настроением. Игра
«Угадай мое настроение»
Рисование « Я- веселый, яхмурый»
Игровая деятельность.

08.04.22

«В гостях у Мойдодыра».

КУД: учатся выражать свои

22

28

Значение чистоты для внешнего вида. По
одёжке встречают

Правила общения
29
Путешествие в страну этикета. Сказка об
этикете.

1

15.04.22

Правила ухода за кожей,
глазами, зубами и т.д.
Значение внешнего вида
для общения. Первое
знакомство и внешний вид.
Просмотр видеофильма.
Знакомство с правилами
опрятности, аккуратности.

мысли,
формулировать
собственное мнение и позицию
управлять поведением партнера,
осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
в
сотрудничестве необходимую
взаимопомощь, договариваться
и приходить к общему решению
в совместной деятельности, в
том
числе
в
ситуации
столкновения
интересов,
допускать
возможность
существования
у
людей
различных точек зрения,.
ПУД: учатся осуществлять
выбор наиболее эффективных
способов решения задач в
зависимости от конкретных
условий, основам смыслового
восприятия художественных
текстов.
РУД: волевая саморегуляция.
ЛУД: ценностно-смысловая
ориентация

1

22.04.22

Понятия «этика», «этикет».
Специфика речевого
общения. Речь и
отношение человека к
людям.
Работа по содержанию
сказки. Оценивание
поступков героев.

КУД: учатся адекватно
использовать речевые средства
для решения коммуникативных
задач, строить монологическое
высказывание.
ПУД: строить сообщения в
устной форме

23

30

Игра «Слово лечит, слово ранит!»

1

29.04.22

24

Правила общения с
людьми. Разыгрывание
различных ситуаций.
Игровая деятельность.

КУД:
учатся
строить
монологическое
высказывание.
ПУД:
планирование
деятельности для достижения
результата.
ЛУД:
формирование
способности к самооценке.
ПУД: учатся устанавливать
причинно-следственные связи
в изучаемом круге явлений
КУД:учатся
адекватно
использовать речевые средства
для
решения
коммуникативных
задач,
строить
монологическое
высказывание;
управлять
поведением партнера во время
игры: контроль, коррекция.
ЛУД:
формирование
способности к оценке и
самооценке.
РУД: учатся принимать и
сохранять учебную задачу.
ПУД: учатся устанавливать
аналогии.

31

Путешествие в мир добрых мыслей.

Братья наши меньшие
Правила поведения с животными.
32

1

06.05.22

Игра-путешествие.

КУД: учатся выражать свои
мысли.
ПУД:
учатся
основам
смыслового
восприятия
художественных текстов.
ЛУД:
ценностно-смысловая
ориентация.
РУД:
планировать
свои
действия в соответствии с
поставленной
задачей
и
условиями её реализации.

1

13.05.22

Домашние
питомцы.Правила
поведения с животными.
Разговор о животных и с
животными. Конкурс
рисунков. Рассказ о своих
домашних друзьях.

ПУД: проводить сравнение,
устанавливать аналогии.
КУД: управление поведением
партнера: контроль, коррекция.

33

Разговор о животных и с животными.

1

20.05.22

34

Подведение итогов за год. Диагностические
задания.

1

27.05.22

25

№
п/п

Тема

Школьный этикет
Мой класс. Мои одноклассники.
1

Календарно-тематическое планирование
3 класс
КолДата
Содержание деятельности
во
часов

1

06.09.21

26

Изображение школы в
картинках. Выставка
рисунков и «Твоя школа».
Беседа.

БУДы

ЛУД:
формирование
внутренней
позиции
школьника
на
уровне
положительного отношения к
школе,
ориентации
на
содержательные
моменты
школьной действительности и
принятия образца «хорошего
ученика».
ПУД: учатся основам
смыслового восприятия
художественных текстов.
ЛУД:
формирование
социальной
мотивационной
основы.
КУД:
учатся
адекватно
использовать
коммуникативные,
прежде
всего речевые, средства для
решения
коммуникативных
задач, строить монологическое
высказывание,
владеть
диалогической
формой
коммуникации;
задавать
вопросы.
РУД: учатся принимать и
сохранять учебную задачу.

2

О дружбе мальчиков и девочек.

1

13.09.21

3

Качества, отличающие настоящего друга

1

20.09.21

4

Правила поведения в школе.

1

27.09.21

5

Долг воспитанных ребят – режим школы
соблюдать

1

04.10.21

6

Школьное имущество надо беречь

1

11.10.21

27

ПУД:учатся
основам
смыслового
восприятия
художественных
текстов,
планированию деятельности
для достижения результата.
Понятия «товарищ», «друг». КУД:
учатся
адекватно
Товарищество и дружба в
использовать речевые средства
традициях русского народа. для
решения
коммуникативных
задач,
Правила общения с
строить
монологическое
товарищами и друзьями.
высказывание, участвовать в
Взаимовыручка
диалоге.
взаимопомощь.
РУД: учатся планировать свои
Приобретение школьниками действия в соответствии с
знаний о правилах ведения поставленной
задачей
и
социальной коммуникации в условиями её реализации,
школе, принятых в обществе осуществлять
контроль
и
нормах поведения, рисках и коррекцию своей деятельности
угрозах нарушения этих
и деятельности товарищей.
норм, правилах
ПУД:
учатся
основам
групповой работы, способах смыслового
восприятия
организации
художественных
текстов,
устанавливать
причинновзаимодействия
следственные
связи
в
Беседа. Обыгрывание
изучаемом круге явлений.
ситуаций. Игровая
КУД: учатся выражать свои
деятельность.
мысли, задавать вопросы,
Экскурсия по школе.
управлять
поведением
Разыгрывание ситуаций.
партнера во время игры,
осуществлять
взаимный
Беседа.
Знакомство с рассказом
Е.Пермяка «Надёжный
человек»

7

Каждой вещи своё место. Практические
упражнения

Внешкольный этикет
8
Правила поведения на улице

1

18.10.21

Беседа. Практические
упражнения. Просмотр м/ф
«Федорино горе»

контроль
и
оказывать
необходимую взаимопомощь
РУД:
учатся
волевой
саморегуляции,
адекватно
воспринимать предложения и
оценку педагога и товарищей.
ЛУД:
ценностно-смысловая
ориентация учащихся

1

08.11.21

Беседа. Экскурсия по
улицам города.
Практические упражнения.

ПУД: учатся основам
смыслового восприятия
художественных текстов,
устанавливать причинноследственные связи в
изучаемом круге явлений.
КУД: учатся выражать свои
мысли, задавать вопросы,
управлять поведением
партнера во время игры,
осуществлять взаимный
контроль и оказывать
необходимую взаимопомощь
РУД: учатся волевой
саморегуляции, адекватно
воспринимать предложения и
оценку педагога и товарищей.
ЛУД: ценностно-смысловая
ориентация учащихся
ПУД: учатся осуществлять
поиск необходимой
информации ЛУД: ценностно-

9

Правила поведения в общественном
транспорте

1

15.11.21

Общественный транспорт.
Правила проезда. Сюжетно
– ролевые игры.

10

В парке и на стадионе.

1

22.11.21

11

Поведение на природе.

1

29.11.21

Правила поведения.
Сюжетно-ролевая игра.
Игровые упражнения на
свежем воздухе.

28

12

Доброе слово, что ясный день.

1

13

Вежливое отношение к людям

1

14

Обращение к людям разного возраста
«Ты» и «Вы» в общении.

1

Обсуждение понятия
«доброта», «доброе слово».
Объяснение смысла
пословиц, комментирование.
Стихотворение
Л.Николаенко «Доброта»,
Н.Добронравова « Дарите
радость людям».
13.12.21
Дать понятие о том, что
речь является средством
воздействия на мысли,
чувства и поведение людей.
Как проявляется
доброжелательность,
уважительное отношение к
собеседнику. Этюды на
выражение эмоций, жестов.
Ира «Будь внимателен».
Игра – драматизация «Всё в
порядке».
06.12.21

20.12.21

29

Правила общения с людьми
разного возраста. Сюжетноролевая игра.

смысловая ориентация
учащихся.
КУД: учатся формулировать
собственное мнение и
позицию, договариваться и
приходить к общему решению
совместной задачи.
КУД: учатся выражать свои
мысли, формулировать
собственное мнение и позицию
управлять поведением партнера,
осуществлять взаимный
контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую
взаимопомощь, договариваться
и приходить к общему решению
в совместной деятельности, в
том числе в ситуации
столкновения интересов,
допускать возможность
существования у людей
различных точек зрения,.
ПУД: учатся осуществлять
выбор наиболее эффективных
способов решения задач в
зависимости от конкретных
условий, основам смыслового
восприятия художественных
текстов.
РУД: волевая саморегуляция.
ЛУД: ценностно-смысловая

15

Обращение к незнакомому человеку. Разговор
с незнакомцем на улице.

1

27.12.21

16

«Волшебные» слова: здравствуйте и до
Свидания, пожалуйста и спасибо. Пожелания
перед сном

1

10.01.22

17

Что такое эмоции? Игра «Определи эмоцию»

1

17.01.22

Беседа. Сюжетно-ролевая
игра. Понятие «эмоции».

18

Ссоры и обиды

1

24.01.22

19

Что делать, если тебя обидели?

1

31.01.22

Поиск конструктивных
решений конфликта,
навыков ведения спора.
Невербальные средства
общения. Разыгрывание
ситуаций.
Игра-головоломка. Этюд
(развитие интонационной
выразительности)

30

Обращение к взрослому
знакомому.Обращение к
незнакомому человеку.
Разговор с незнакомцем на
улице.
Знакомство с волшебными
словами.
От чего зависит сила
волшебных слов? Игра
«Подскажи волшебное
словечко». Игра «Выполни
просьбу, если услышишь
волшебное слово».
Традиционные пожелания
перед сном и их значение.

ориентация

ПУД: учатся устанавливать
причинно-следственные связи
в изучаемом круге явлений
КУД:учатся
адекватно
использовать речевые средства
для
решения
коммуникативных
задач,
строить
монологическое
высказывание;
управлять
поведением партнера во время
игры: контроль, коррекция.
ЛУД:
формирование
способности к оценке и
самооценке.
РУД: учатся принимать и
сохранять учебную задачу.

20

Игра «Дружба начинается с улыбки»

Культура внешнего вида
21
Значение чистоты для внешнего вида. По
одёжке встречают

1

07.02.22

1

14.02.22

22

Игра «Узнай по описанию»

1

23

Правила опрятности и аккуратности, их
значение

1

24

Бережное отношение к одежде

1

Игровая деятельность

«В гостях у Мойдодыра».
Правила ухода за кожей,
глазами, зубами и т.д.
21.02.22 Значение внешнего вида для
общения. Первое
28.02.22
знакомство и внешний вид.
Просмотр видеофильма.
Знакомство с правилами
опрятности, аккуратности.
14.03.22

Правила общения

31

Правила ухода за одеждой.
Правила хранения.
Практические упражнения.

КУД: учатся выражать свои
мысли,
формулировать
собственное мнение и позицию
управлять поведением партнера,
осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
в
сотрудничестве необходимую
взаимопомощь, договариваться
и приходить к общему решению
в совместной деятельности, в
том
числе
в
ситуации
столкновения
интересов,
допускать
возможность
существования
у
людей
различных точек зрения.
ПУД: учатся осуществлять
выбор наиболее эффективных
способов решения задач в
зависимости от конкретных
условий, основам смыслового
восприятия художественных
текстов.
РУД: волевая саморегуляция.
ЛУД: ценностно-смысловая
ориентация

25

Путешествие в страну этикета. Сказка об
этикете.

1

26

Весёлые правила хорошего тона.

1

27

Без друга в жизни туго

1

Понятия «этика», «этикет».
Специфика речевого
общения. Речь и отношение
человека к людям.Работа по
содержанию сказки.
Оценивание поступков
героев.
Правила общения с людьми.
Разыгрывание различных
ситуаций.
04.04.22 Игровая деятельность.
21.03.22

КУД: учатся адекватно
использовать речевые средства
для решения коммуникативных
задач, строить монологическое
высказывание.
ПУД: строить сообщения в
устной форме

КУД:
учатся
строить
монологическое
высказывание.
ПУД:
планирование
деятельности для достижения
результата.
ЛУД:
формирование
способности к самооценке.
ПУД: учатся устанавливать
причинно-следственные связи
Игра « Закончи
11.04.22
предложение». Составление в изучаемом круге явлений
КУД:учатся
адекватно
пословиц о дружбе.
Комментирование ситуаций. использовать речевые средства
решения
Чтение стихотворения « Все для
коммуникативных
задач,
живут не тужат, а со мной
строить
монологическое
не дружат…». Игра « Найди
высказывание;
управлять
друга». Инсценировка
поведением
партнера
во время
детских сказок о дружбе.

32

28

Язык, мимика и жесты

1

29

Этикет - тренинг «Сосчитай вежливые слова».

1

30

Правила ведения телефонного разговора.
Мобильный телефон. Служебный телефон.

2

Понятия «мимика»,
«жесты», «поза». Отражение
в мимике, жестах, позах
человека его характера и
отношения к людям. Игра
«Угадай по мимике мое
настроение
25.04.22
Практическая
деятельность.
18.04.22

16.05.22
23.05.22

Инсценировка отрывка
К.Чуковского «Телефон».
Демонстрация детьми
импровизированных
разговоров по телефону.
Чтение и анализ
стихотворений «Звенящий в
доме телефон…» Н.Песков,
«Говори короче» А. Шибаев.
Инсценировка
отрывкаН.Носова « Телефон»

31

Путешествие в мир добрых мыслей.

1

26.05.22

Игра-путешествие.

32

«Доброта что солнце».

1

27.05.22

Обсуждение понятия
«доброта». Объяснение
смысла пословиц,
комментирование.

33

игры: контроль, коррекция.
ЛУД:
формирование
способности к оценке и
самооценке.
РУД: учатся принимать и
сохранять учебную задачу.

КУД: учатся адекватно
использовать речевые средства
для решения коммуникативных
задач, строить монологическое
высказывание.
ПУД: строить сообщения в
устной форме

ПУД: учатся устанавливать
аналогии.
КУД: учатся выражать свои
мысли.
ПУД:
учатся
основам
смыслового
восприятия
художественных текстов.

33

Игра «Оцени поступок»

Практическая деятельность.
Беседа.

1

Календарно-тематическое планирование
4 класс
№
п/п

Тема

Колво
часов

ЛУД:
ценностно-смысловая
ориентация.

РУД:
планировать
свои
действия в соответствии с
поставленной
задачей
и
условиями её реализации.

Дата

Содержание
деятельности

БУДы

Развитие ценностных
отношений школьника к
другому человеку как
таковому (гуманность), как
другому (альтруизм), как
иному (толерантность).
Беседа.

ЛУД:
формирование
внутренней
позиции
школьника
на
уровне
положительного отношения к
школе,
ориентации
на
содержательные
моменты
школьной действительности и
принятия образца «хорошего
ученика».
ПУД: учатся основам
смыслового восприятия
художественных текстов.

Школьный этикет
1

Верность своему слову

1

02.09.21

2

«Самолюб никому не люб»

1

09.09.21

34

3

Качества, отличающие настоящего друга

1

16.09.21

4

Каждой вещи своё место. Практические
упражнения

1

23.09.21

5
6

Правила поведения в столовой
Правила поведения в библиотеке

1
1

30.09.21
07.10.21

7

Внешний вид школьника.

1

14.10.21

35

ПУД:учатся
основам
смыслового
восприятия
художественных
текстов,
планированию деятельности
для достижения результата.
КУД:
учатся
адекватно
использовать речевые средства
для
решения
коммуникативных
задач,
строить
монологическое
высказывание, участвовать в
диалоге.
РУД: учатся планировать свои
действия в соответствии с
поставленной
задачей
и
условиями её реализации,
осуществлять
контроль
и
Правила поведения в
коррекцию своей деятельности
общественных местах.
и деятельности товарищей.
Практические упражнения.
ПУД:
учатся
основам
Ролевые игры. Беседа.
смыслового
восприятия
Изготовление памяток.
художественных
текстов,
устанавливать
причинноследственные
связи
в
Беседа. Практические
изучаемом круге явлений.
упражнения. Просмотр
КУД: учатся выражать свои
видео о внешнем виде.
мысли, задавать вопросы,
управлять
поведением
партнера во время игры,
осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
необходимую взаимопомощь
РУД:
учатся
волевой

Понятия «товарищ»,
«друг». Товарищество и
дружба в традициях
русского народа.
Правила общения с
товарищами и друзьями.
Взаимовыручка
взаимопомощь.
Беседа. Практические
упражнения. Просмотр м/ф
«Федорино горе»

саморегуляции,
адекватно
воспринимать предложения и
оценку педагога и товарищей.
ЛУД:
ценностно-смысловая
ориентация учащихся
Внешкольный этикет
На праздничном вечере.
8

1

21.10.21

36

Правила поведения.
Сюжетно-ролевая игра.

ПУД:
учатся
основам
смыслового
восприятия
художественных
текстов,
устанавливать
причинноследственные
связи
в
изучаемом круге явлений.
КУД: учатся выражать свои
мысли, задавать вопросы,
управлять
поведением
партнера во время игры,
осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
необходимую взаимопомощь
РУД:
учатся
волевой
саморегуляции,
адекватно
воспринимать предложения и
оценку педагога и товарищей.
ЛУД:
ценностно-смысловая
ориентация учащихся

9

Вежливое отношение к людям

1

11.11.21

Дать понятие о том, что
речь является средством
воздействия на мысли,
чувства и поведение
людей. Как проявляется
доброжелательность,
уважительное отношение к
собеседнику. Этюды на
выражение эмоций,
жестов. Ира «Будь
внимателен». Игра –
драматизация «Всё в
порядке».

ПУД: учатся осуществлять
поиск
необходимой
информации
КУД: учатся выражать свои
мысли,
формулировать
собственное мнение и позицию
управлять поведением партнера,
осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
в
сотрудничестве необходимую
взаимопомощь, договариваться
и приходить к общему решению
в совместной деятельности, в
том
числе
в
ситуации
столкновения
интересов,
допускать
возможность
существования
у
людей
различных точек зрения.

10

Как вести себя с людьми с ограниченными
возможностями

1

18.11.21

.
Понятие «люди с
ограниченными
возможностями».
Проявления чуткости и
уважения, заботы и
сострадания, помощи в
повседневной жизни.

ПУД:
учатся осуществлять
выбор наиболее эффективных
способов решения задач в
зависимости от конкретных
условий, основам смыслового
восприятия
художественных
текстов.
РУД: волевая саморегуляция.
ЛУД:
ценностно-смысловая
ориентация

11

Слова с выражением сочувствия, слова
утешения.
.

1

25.11.21

Знакомство со словами
выражения сочувствия,
утешения. Ролевые игры.

ПУД: учатся устанавливать
аналогии.
КУД: учатся выражать свои
мысли.

37

12

«Волшебные» слова: здравствуйте и до
Свидания, пожалуйста и спасибо. Пожелания
перед сном

1

02.12.21

Знакомство с волшебными
словами.
От чего зависит сила
волшебных слов? Игра
«Подскажи волшебное
словечко». Игра «Выполни
просьбу, если услышишь
волшебное слово».
Традиционные пожелания
перед сном и их значение.

ПУД:
учатся
основам
смыслового
восприятия
художественных текстов.
ЛУД:
ценностно-смысловая
ориентация.
РУД:
планировать
свои
действия в соответствии с
поставленной
задачей
и
условиями её реализации.

13

Что такое эмоции? Игра «Определи эмоцию»

1

09.12.21

Беседа. Сюжетно-ролевая
игра. Понятие «эмоции».

14

Что делать, если тебя обидели?

1

16.12.21

15

Способы справиться с негативными эмоциями

1

23.12.21

16

Обобщающее занятие. Как прожить без ссор и
обид

1

13.01.22

Поиск конструктивных
решений конфликта,
навыков ведения спора.
Невербальные средства
общения. Разыгрывание
ситуаций.
Игра-головоломка. Этюд
(развитие интонационной
выразительности)
Сюжетно-ролевая игра.
Разыгрывание ситуаций из
школьной жизни.

ПУД: учатся устанавливать
причинно-следственные связи
в изучаемом круге явлений
КУД:учатся
адекватно
использовать речевые средства
для
решения
коммуникативных
задач,
строить
монологическое
высказывание;
управлять
поведением партнера во время
игры: контроль, коррекция.
ЛУД:
формирование
способности к оценке и
самооценке.
РУД: учатся принимать и
сохранять учебную задачу.

38

Культура внешнего вида
17
Требования к внешнему виду человека

1

20.01.22

18

Правила опрятности и аккуратности, их
значение

1

27.01.22

19

Одежда праздничная и повседневная.
Дидактическая игра «Подбери наряд»

2

03.02.22
10.02.22

20

Оценка внешнего вида человека (практическое
занятие)

1

17.02.22

21

Обобщение по теме «Культура внешнего
вида».

1

24.02.22

Правила общения

39

КУД: учатся выражать свои
мысли,
формулировать
собственное мнение и позицию
управлять поведением партнера,
осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
в
сотрудничестве необходимую
взаимопомощь, договариваться
и приходить к общему решению
в совместной деятельности, в
том
числе
в
ситуации
столкновения
интересов,
допускать
возможность
существования
у
людей
различных точек зрения,.
ПУД: учатся осуществлять
выбор наиболее эффективных
способов решения задач в
зависимости от конкретных
условий, основам смыслового
восприятия художественных
Подведение итогов.
Практическая деятельность текстов.
РУД: волевая саморегуляция.
ЛУД: ценностно-смысловая
ориентация

«В гостях у Мойдодыра».
Правила ухода за кожей,
глазами, зубами и т.д.
Значение внешнего вида
для общения. Первое
знакомство и внешний вид.
Просмотр видеофильма.
Знакомство с правилами
опрятности, аккуратности.
Различение праздничной и
повседневной одежды.
Одежда для разных
случаев. Практические
упражнения.
Практическая работа.

22

Правила общения. Этикетные ситуации.

1

03.03.22

23

Без друга в жизни туго

1

10.03.22

1

17.03.22

24

Инсценировка телефонного разговора
по книге С.А. Насонкиной «Уроки этикета».

40

Правила общения с
людьми. Разыгрывание
различных ситуаций.
Игровая деятельность.

КУД:
учатся
строить
монологическое
высказывание.
ПУД:
планирование
деятельности для достижения
результата.
ЛУД:
формирование
способности к самооценке.
Игра « Закончи
ПУД: учатся устанавливать
предложение».
причинно-следственные связи
Составление пословиц о
в изучаемом круге явлений
дружбе. Комментирование КУД:учатся
адекватно
ситуаций. Чтение
использовать речевые средства
стихотворения « Все живут для
решения
не тужат, а со мной не
коммуникативных
задач,
дружат…». Игра « Найди строить
монологическое
друга». Инсценировка
высказывание;
управлять
детских сказок о дружбе. поведением партнера во время
игры: контроль, коррекция.
ЛУД:
формирование
способности к оценке и
самооценке.
РУД: учатся принимать и
сохранять учебную задачу.
Инсценировка
телефонного разговора по
книге С.А. Насонкиной
«Уроки этикета» (глава
«Что такое телефонный
разговор»)

КУД: учатся адекватно
использовать речевые средства
для решения коммуникативных
задач, строить монологическое
высказывание.
ПУД: строить сообщения в
устной форме

25

Если радость на всех одна.

1

24.03.22

Практическая
деятельность. Понятие
«радость». Что может
радовать человека.

26

Основы гостеприимства

1

07.04.22

27

Прием гостей.

1

14.04.22

28

Я – гость

1

21.04.22

29

Поздравление и пожелания.

1

28.04.22

30

«Чтобы гости не скучали!». Практикум

2

05.05.22

Правила поведения за
столом. Хорошие манеры.
Правила гостеприимства.
Правила
расставания.Прощание с
гостем
Разыгрывание ситуаций
«Мы в гостях»,
«Развлечения для гостей»

12.05.22
31

Правила расставания. Прощание с гостем.

1

19.05.22

32

Итоговое занятие «Чаепитие друзей».

1

26.05.22

41

ПУД: учатся устанавливать
аналогии.
КУД: учатся выражать свои
мысли.
ПУД:
учатся
основам
смыслового
восприятия
художественных текстов.
ЛУД:
ценностно-смысловая
ориентация.
РУД:
планировать
свои
действия в соответствии с
поставленной
задачей
и
условиями её реализации.
ПУД: учатся основам
смыслового восприятия
художественных текстов,
устанавливать причинноследственные связи в
изучаемом круге явлений.
КУД: учатся выражать свои
мысли, задавать вопросы,
управлять поведением
партнера во время игры,
осуществлять взаимный
контроль и оказывать
необходимую взаимопомощь
РУД: учатся волевой
саморегуляции, адекватно
воспринимать предложения и
оценку педагога и товарищей.
ЛУД:
ценностно-смысловая
ориентация учащихся

Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе
в соответствии с ФГОС образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО
приказом № __
по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
от «__» __________ 202__ года

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
(протокол № ____ от «__» _____202_года)

Календарно-тематическое планирование
по курсу
«Азбука вежливости»

класс

Составитель: педагог
Ополченцева Т.В.

г. Приморск
2021 г.
42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».