История и культура родного края 4-6 класс

Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе
в соответствии с ФГОС образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы».

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО
приказом № _12_
по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
от «_31_» __августа___ 2021__ года

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
(протокол № __01__ от «__30 августа_»_2021_года)

Рабочая программа по внеурочному курсу
«История и культура родного края»
4-6 класс

Составитель:
Исмагилова А.В.

г. Приморск
2021-2022 уч. год

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «История и культура родного края» для обучающихся 4-6 классов разработана на основе
нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования";
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" от 28.01.2021 N 2;
5. Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 20.08.2021 г. № 19 –
19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
7. Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
8. Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.
Рабочая учебная программа внеурочного курса «История и культура родного края» предназначена для обучающихся 4-6 классов школы,
реализующей основные образовательные программы и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня
их знаний и умений. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития,
обучающихся средствами внеурочного курса в соответствии с целями изучения предмета «История и культура родного края».
Рабочая программа по внеурочному курсу «История и культура родного края» представляет собой целостный документ, включающий разделы:
пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки обучающихся; перечень учебно-методического обеспечения
образовательного процесса; календарно-тематическое планирование.
Предмет: История и культура родного края
Срок реализации программы: 3 года
Всего часов на изучение программы: 72 часа
Количество часов в неделю: 1 час

2

Общая характеристика курса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История и культура родного края» направлена на реализацию духовно-нравственного
направления внеурочной деятельности обучающихся 4-6 классов.
Важной составной частью курса «История и культура родного края» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей.
Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени. Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Сообщая новый
материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее. Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному
краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать
природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном
взаимодействии. Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит
активным средством формирования гражданских качеств ученика. При изучении истории культуры родного края важно вести специальную работу по
использованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры использованием исторических дат.
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования».
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по
курсу «История родного края» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания
является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Ленинградской
области.
2. Человек Ленинградской области имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во
взаимоотношениях с другими.
3. История Ленинградской области – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так
сведения о природе Ленинградской области включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов
создаёт условия для формирования у обучающихся представлений о природе родного края как едином целом, в котором все компоненты
взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед
обучающимися раскрывается историческая картина проживания человека на земле Ленинградской области, начиная с древних времён до современности.
В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития обучающихся. Данный
принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества обучающихся в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Ленинградской области; воспитания у
обучающихся уважения к истории родного края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их не проходящей ценности
и необходимости их охраны.
.
3

Целью курса является формирование у обучающихся целостного представления о малой Родине – Ленинградской области.
Основными задачами курса являются:
-пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях
Ленинградской области;
-формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ленинградской области, историко-культурном наследии и их традициях;
об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Ленинградской области.
-формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
-приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
-научить видеть и понимать красоту живой природы;
-сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
-познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
-сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
-воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и
чувствам;
-воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
-воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Виды и формы учебной деятельности
В курсе внеурочной деятельности «История и культура родного края» запланировано использование следующих видов учебной деятельности
обучающихся:
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
- командные игры.
-при изучении природы и истории родного края будут проводиться экскурсии по местности и в музеи. На них обучающиеся познакомятся с
памятниками природы, с подлинными предметами истории.
В процессе обучения обучающиеся, под руководством педагога, обучатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут
стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира, активизирует развитие
познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.

Содержание курса внеурочной деятельности
«История родного края» 4 класс
Введение. Вводное занятие. Знакомство с предметом.
Моя семья.
Что изучает краеведение?
Мой дом. Мир твоего дома. Жизнь каждого члена семьи. Отношения в семье. Моя родословная. Я и моё имя.
4

Родная школа. Я – ученик, я – школьник. Трудовая жизнь школы. Экскурсия в школьную библиотеку. Школьные, семейные
традиции и
праздники.
История происхождения праздника «Новый год». Рождественские колядки.
Труд людей: Мой родной город. Труд людей в городе Приморск. Профессии в моей семье. Виртуальная экскурсия на предприятия г.
Приморск.
Мой город Приморск. Набережная Лебедева и ее история. Наш современный город. Правила безопасного поведения на улице.
Экскурсия к мемориалу погибшим воинам в годы ВОВ. Виртуальная экскурсия по г. Приморску. Викторина «Где эта улица, где этот дом?»
Наша страна: Моя малая родина. О гербе, флаге и гимне. Москва – столица нашей Родины. Русский народный костюм. Сто народов
– одна страна. Я – надежда Отечества. Земля – общий дом для всех людей. Конкурс рисунков на тему: «Моя Россия, мой город»
«История родного края» 5 класс
Введение. Вводное занятие.
Моя Родина: Россия - Родина моя. Символы государства. Гимн России. Работа с географической картой России.
Семья: Моя семья. Семейные традиции.
Мой край на карте страны.
Район, где я живу. Выборгский район на карте. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы
изменил. Школа. История школы и ее символика.
Город Приморск. Из истории образования города. Знакомство с достопримечательностями города Приморска. Финский залив.
Водный транспорт. Подводный мир Финского залива. Экскурсия на набережную Финского залива. Памятные места города. Заочное
путешествие. Обзорная экскурсия в краеведческий музей. Герои города Приморска: Н.М. Лебедев.
ВОВ: Приморск в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия к памятникам защитников погибших во время ВОВ. Линия
Маннергейма: описание, история, экскурсия. Герои Выборгского района в годы Великой Отечественной войны.
Выборгский район: Животный мир Выборгского района. Растительный мир Выборгского района. Путешествие по Выборгскому
району, с использованием
технологии виртуальная реальность. Выборг-город высокой культуры. Заочное путешествие.
Фортификационные сооружения в Выборге. Башня святого Олафа. Выборг глазами художника. Выборг туристический город. Что ты
расскажешь о своём городе туристам. Выборг – город воинской славы. Выборг в годы ВОВ. Сражения, проходившие на территории
Выборгского района.
Итоговая викторина. Что ты узнал о родном крае.
Фотовыставка «Выборгский район –моя малая родина».
Выставка рисунков «Приморск и Выборг глазами детей».
5

«История родного края» 6 класс
Введение. Ленинградская область на карте России. Символы Ленинградской области.
Откуда кто пришёл? Древние племена.
Мой дом – моя крепость Каменные твердыни Северо-запада. Старинные крепости
Про знаменитые дачи Дворцы и парки земли Ленинградской. Дачи и усадьбы знаменитых людей.
Военные истории Первая мировая и гражданская война. Великая Отечественная война на территории Ленинградской области.
Возрождение земли Ленинградской. Памятники и мемориальные комплексы.
Народы нашего края Вепсы, водь, ижоры, карелы
История – это мы Культурная и историческая память. Музеи Ленинградской области.
Прогулка по водам Озёра и реки Ленинградской области. Похвала болотам. Растения и животные болота.
Свет древних икон Монастыри, храмы старинные и современные.

Планируемые результаты изучения курса.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от
состояния природы родного края;
-объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к
природе других людей.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что
еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
Познавательные:
-находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных
исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ленинградской области и
Выборгского района, как источник информации;
-проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий;
6

-ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
Коммуникативные:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о
природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе
(селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
В результате изучения курса обучающиеся научатся:
-определять последовательность важнейших событий в истории края и истории России;
-рассказывать о важнейших событиях истории своего края, их участниках;
-рассказывать об условиях и образе жизни людей в разные периоды региональной истории, используя текст и иллюстрации учебника;
-давать описание исторических памятников, предметов быта, произведений художественной культуры, находящихся на территории
нашего края;
-проявлять бережное отношение культурному достоянию своего и других народов;
-принимать участие в акциях по охране труда и восстановлению памятников истории и культуры.
Учебно-методическое и материально-технического обеспечение
- «Бабочка над заливом. Книга для семейного чтения о природе, истории и культуре Ленинградской области» (автор Т.А. Кудрявцева,
изд. «Первый класс», 2011)
- Карты Ленинградской области и Выборгского района
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы:
- Компьютер
- Проектор, экран

7

Календарно - тематическое планирование
«История и культура родного края» 4 класс
№

Тема

Дата по
плану

Фактическая
дата

Введение.
1
Вводное занятие. Знакомство с предметом.

Моя семья.
2
Что изучает краеведение?
3
Мой дом.
4
Мир твоего дома.
5
Жизнь каждого члена семьи.
6
Отношения в семье.
7
Моя родословная.
8

8

Я и моё имя.
9
Я – ученик, я – школьник.
10
Родная школа.
11
12

Трудовая жизнь школы. Экскурсия
в школьную библиотеку.

13

Школьные, семейные традиции и
праздники.
История происхождения праздника «Новый год».

14
Рождественские колядки.
15
Мой родной город.
16
Труд людей в городе Приморск
17
Профессии в моей семье.
18
Виртуальная экскурсия на предприятия г. Приморск.
19
Мой город Приморск.
20

9

Набережная Лебедева и ее история.
21
Наш современный город.
22
Правила безопасного поведения на улице.
23
24

Экскурсия к мемориалу погибшим воинам в годы
ВОВ.
Виртуальная экскурсия по г. Приморску

25
Викторина «Где эта улица, где этот дом?»
26
Моя малая родина.
27
О гербе, флаге и гимне.
28
О гербе, флаге и гимне.
29
Москва – столица нашей Родины.
30
Русский народный костюм. Сто народов – одна страна.
31
Я – надежда Отечества.
32

10

Земля – общий дом для всех людей.
33
Конкурс рисунков на тему: «Моя Россия, мой город»
34
Всего за год – 34 часа

«История и культура родного края» 5 класс
№

Тема

Дата по
плану

Фактическая
дата

Введение.
1
Вводное занятие. Знакомство с предметом.

2

Россия - Родина моя.

3

Символы государства. Гимн России. Работа с
географической картой России.

4

Моя семья. Семейные традиции.

5

Мой край на карте страны.

11

6

Район, где я живу. Выборгский район на карте.

7

Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил.

8

Школа. История школы и ее символика.

9

Город Приморск. Из истории образования города.

10

Знакомство с достопримечательностями города
Приморска.

11

Финский залив. Водный транспорт. Подводный мир
Финского залива.

12

Экскурсия на набережную Финского залива.

13

Памятные места города. Заочное путешествие.

14

Обзорная экскурсия в краеведческий музей.

15

Герои города Приморска: Н.М. Лебедев.

16

Приморск в годы Великой Отечественной войны.

12

17

Экскурсия к памятникам защитников погибших во
время ВОВ.

18

Животный мир Выборгского района.

19

Растительный мир Выборгского района.

20

Путешествие по Выборгскому району, с использованием
технологии виртуальная реальность.

21

Выборг-город высокой культуры. Заочное путешествие.

22

Фортификационные сооружения в Выборге.

23

Башня святого Олафа.

24

Выборг глазами художника.

25

Выборг туристический город. Что ты расскажешь о
своём городе туристам.

26

Выборг – город воинской славы.

27

Выборг в годы ВОВ.

13

28

Сражения, проходившие на территории Выборгского
района.

29

Линия Маннергейма: описание, история, экскурсия.

30

Линия Маннергейма: описание, история, экскурсия.

31

Герои Выборгского района в годы Великой
Отечественной войны.

32

Итоговая викторина. Что ты узнал о родном крае.

33

Фотовыставка «Выборгский район –моя малая родина».

34

Выставка рисунков «Приморск и Выборг глазами
детей».
Всего за год – 34 часа

14

«История и культура родного края» 6 класс
№

Тема

Дата по
плану

Фактическая
дата

Введение.
1
Вводное занятие. Знакомство с предметом. Инструктаж
по ТБ.

2

Ленинградская область на карте России. Символы
Ленинградской области.

3

Откуда кто пришёл? Финно-угорские племена.

4

Водь.

5

Корелы.

6

Наши предки – восточные славяне.

7

Мой дом – моя крепость. Ладожская крепость.

8

Копорская крепость.

15

9

Крепость Орешек.

10

Ивангородская крепость.

11

Крепость Ям.

12

Крепость Корела.

13

Крепость Ниеншанц.

14

Экскурсия в выборгскую крепость.

15

Кронштадт.

16

Про знаменитые дачи. Виртуальная экскурсия в
Петергоф.

17

Ропшинский дворец.

18

Дворцовые парки.

19

Великие усадьбы Ленинградской области.

20

Дома-музеи и их история.
16

21

Оформление фотовыставки «Достопримечательности
моего родного города».

22

История – это мы. Как создавалась история?

23

Прогулка по водам. Реки.

24

Прогулка по водам. Озера.

25

Похвала болотам.

26

Любим – значит бережём. Редкие и охраняемые
растения ЛО.

27

Любим – значит бережём. Редкие и охраняемые
животные ЛО.

28

Военные истории. Первая мировая война на территории
Ленинградской области.

29

Великая Отечественная война, глазами наших земляков.

30

Военные захоронения и памятники нашего края.

31

Малые города Ленинградской области.
17

32

Свет древних икон. «Чудо Георгия о змии».

33

Икона Тихвинской Божьей Матери.

34

Итоговое занятие. Выполнение творческих работ.
Всего за год – 34 часа

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».