Мастерская творчества

Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе
в соответствии с ФГОС образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы».

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО
приказом № _12_
по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
от «_31_» __августа___ 2021__ года

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
(протокол № __01__ от «__30 августа_»_2021_года)

Рабочая программа по внеурочному курсу
«История и культура родного края»
4-6 класс

г. Приморск
2021-2022 уч. год

Пояснительная записка
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала
каждого ребенка и его самореализации.
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Творческая мастерская" для 2 класса составлена в соответствии с:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания" от 28.01.2021 N 2;
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы. Под ред.
В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2012.
5. Устав и лицензия образовательного учреждения.
6. Примерная адаптированная основная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с
умственной отсталостью.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного,
коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной
культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Актуальность программы состоит в том, что новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся,
вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:


быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;



быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Ребенок с творческими способностями -

активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от
кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь
требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать,
находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании
сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.
Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству, к прекрасному.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, пластилином имеет большое значение для
всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим
усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют
воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желание трудиться.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями,
учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой
наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.
Новизна заключается в том, что программа направлена на развитие конструктивных способностей и познания окружающей
действительности, на формирование способностей личности адаптироваться в современно –экономических условиях. Она развивает

творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и
самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Основные содержательные линии программы направлены на личность. Для развития творческих способностей необходимо дать
ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона.
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение
детей к продуктивной творческой деятельности.
Цель программы:
Развитие личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в
художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы:


Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных
величинах, многообразии оттенков и развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение
и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить
себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.



Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда
имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить
предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Многие задания предполагают разные виды коллективного взаимодействия:
работа в парах, работа в малых группах и больших группах, коллективный творческий проект.
Программа рассчитана на детей 8-11 лет (2-4 класс).
Сроки реализации образовательной программы – 1 год - 3 часа в неделю –99 учебных часов в год.

Ожидаемые результаты
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные:

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и
последовательности действий;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального
действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим
обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка результатов работы.
Данная программа способствует формированию у учащихся следующих видов универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:


интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;



познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;



адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Учащийся получит возможность для формирования:


внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в
социальной жизни;



выраженной познавательной мотивации;



устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные УУД
Учащийся научится


планировать свои действия;



осуществлять итоговый и пошаговый контроль;



адекватно воспринимать оценку педагога;



различать способ и результат действия.

Учащийся получит возможность научиться:


проявлять познавательную инициативу;



самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные УУД
Учащийся сможет:


допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;



учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;



формулировать собственное мнение и позицию;



договариваться, приходить к общему решению;



соблюдать корректность в высказываниях;



задавать вопросы по существу;



контролировать действия партнёра.

Учащийся получит возможность научиться:


учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;



владеть монологической и диалогической формой речи;



осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные УУД
Учащийся научится:


осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной
литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;



высказываться в устной и письменной форме;



анализировать объекты, выделять главное;



осуществлять синтез (целое из частей);



проводить сравнение, классификацию по разным критериям;



устанавливать причинно-следственные связи;



строить рассуждения об объекте.

Учащийся получит возможность научиться:


осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов
библиотеки сети Интернет;



осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;



использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Планируемые конечные результаты
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов

Второй уровень результатов

Третий уровень результатов

Предполагает приобретение учениками Предполагает позитивное отношение Предполагает получение школьниками
новых

знаний,

различными

опыта

работы

с детей к труду. Расширение знаний и самостоятельного

материалами, представлений о традиционных и различными

инструментами. Знакомство с новыми современных

материалах

технологическими приёмами обработки прикладного творчества;
различных

опыта

материалов.

для Формирование

работы

с

материалами.
навыков

работы

с

информацией. Опыт самостоятельного

Результат Результат проявляется в активном социального действия.

выражается

в

приобретении использовании

социальных и эстетических знаний, различных
представлений и навыков.

изготовления

школьниками Результат
материалов
нужных

проявляется

в

для самостоятельном участии учащихся в
вещей, выставках,

конкурсах

на

разных

предметов, для украшения дома, для уровнях.
изготовления
использовании

подарков,
ранее

изученных

приёмов в новых комбинациях и
сочетаниях.

Формирование

ценностного отношения к социальной
деятельности.
Содержание программы
№
1

Тема
Введение.

Кол-во
часов

Теория

Практика

2

Инструктаж по технике безопасности. Беседа о свойствах и
особенностях материалов. Беседа о правильной организации
рабочего места на занятии с различными материалами.

Дети на практике знакомятся
с материалами: бумага, фетр,
кожа, виды картона и т.д.,
отмечают их особенности.

10

Беседа об особенностях работы с засушенными листьями.

Дети самостоятельно
работают с шаблонами,
выполняют эскиз работы,
оформляют работу.

Показательный мастеркласс
2

Работа с природным
материалом.

3

Работа с цветной
бумагой и картоном.

10

Беседа об особенностях работы с картоном

Дети самостоятельно
работают с шаблонами,
выполняют эскиз работы,
оформляют работу.

4

Работа с пластилином.

5

Беседа о технике работы с пластилином, демонстрация
разных форм работы с пластилином.

Лепка по образцу или
завершение изделия,
дополнение его
самостоятельной
фантазийной частью.

5

Работа с соленым
тестом.

3

Ознакомление с техникой лепки.

Дети передают в этом виде
изобразительной
деятельности разнообразные
предметы действительности,
лепят несложные сценки из
жизни и сказок.

6

Рисование цветной
нитью.

4

Беседа о технике работы с данными материалами,
демонстрация разных видов тесьмы, лент, ниток.

Дети выполняют
аппликацию, используя
разные материалы.

Таким образом, содержание данной программы направлено на выполнение

творческих работ, основой которых является

индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий.
Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно
применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов.
На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены,
на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления
художественных изделий. Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Учебно - тематический план
(1ч/н х 34 = 34ч)
№

Разделы

Количество часов

1.
Показательный мастер - класс

2

2.
Рисование цветной нитью

4

3.
Работа с тестом

3

4.
Работа с пластилином

5

Работа с цветной бумагой и картоном

10

Работа с природным материалом

10

Всего:

34

Календарно - тематическое планирование
2 класс «Творческая мастерская»
Количество часов всего –34 часа
Мастерская творчества (I четверть) ( 8 ч.)
№
п/п

Раздел

Тема урока

Колво

Дата

Коррекционная работа

Базовые учебные
действия

часов
1.

Введение

Показательный
мастер-класс

Повторение

правил

1

Учить детей видеть в форме Личностные учебные действия:

внутреннего

предмета знакомый образ.

распорядка и личной

Подводить

гигиены.

освоению

Техника безопасности

способов

при работе с разными

изготовлении поделок.

материалами.

к

основных
действий

при

развивать положительное отношение
к

окружающей

готовность

действительности,
к

взаимодействия

организации
с

ней

и

эстетическому ее восприятию

Проявление аккуратности в

Подготовка места к
работе.

детей

процессе деятельности: не

Подготовка

сорить,

материала к работе.

не

пачкать,

не

нарушать уют и красоту в
помещении.

2.

Работа с природным «Портрет Осени»
материалом.
композиция

1

Развивать пространственное
мышление. Помочь ребёнку
научиться читать форму.

3.

«Цветы для мамочки»
- открытки

1

Всматриваться
чувствовать

и Коммуникативные
особенности действия:

учебные

природного материала во
всей гармоничной красоте, развивать умение вступать в контакт
во всём его богатстве и работать в коллективе (учитель (форма,

цвет,

фактура, ученик, ученик – ученик, ученик –

запах,

даже

Развивать

вес…) класс, учитель-класс.

воображение,

творчество,

умение

соединять детали.
4.

Беседа «Зеленый

1

Учить детей видеть в форме

патруль». Изделия из

предмета знакомый образ.

листьев деревьев и

Подводить

кустарников, трав:

освоению

«Старичок

способов

Моховичок и его

изготовлении поделок.

детей

к

основных
действий

при

семейка».
5.

Работа

с

цветной

бумагой и картоном.

«Бумажных дел
мастер».
Основные приемы
работы с бумагой.
Работа с шаблонами.
Вырезание.

1

Подготовка материала для
аппликаций.

Развивать

творческое воображение.

6.

«Ромашки в вазе».

1

Развивать

чувство

цвета, Регулятивные учебные действия:

воображение,
аккуратность. Воспитывать
чувство

удовлетворения,

удовольствия

от

созидательной

действовать на основе разных видов
инструкций для решения
практических и учебных задач.

деятельности.
7.

Аппликация из

1

Развивать

чувство

цвета, Коммуникативные
действия:

цветной бумаги и

воображение,

картона «Домик»

аккуратность. Воспитывать

учебные

умение
слушать
удовлетворения, формировать
удовольствия
от собеседника, вступать в диалог и
чувство

созидательной

поддерживать

деятельности.

возможность

его,

признавать
существования

различных точек зрения и права
каждого иметь свою.
8.

Работа
пластилином.

с «Снежинка»

1

Побуждать

передавать

разнообразие
снежинок.

форм
Поощрять

инициативу

и

самостоятельность

в

создании

с

снежинки

помощью пластилина

По программе: 8ч
Творческая мастерская (II четверть) ( 7 ч.)
№

Раздел

Тема урока

Кол-

п/п

Дата

Коррекционная работа

Базовые учебные

во

действия

часов
1. Работа
пластилином.

с «Яблочки
тарелочке»

на

1

Продолжать учить отражать Коммуникативные
в

изобразительной действия:

деятельности
особенности
оригинальную

природные
фруктов: формировать умение излагать свое
форму

и мнение и аргументировать свою

расцветку.
2.

«Березка»

точку зрения и оценку событий.

Создавать композицию из
отдельных

деталей,

используя имеющие умения
и

учебные

навыки

пластилином

работы

с
–

раскатывание,
сплющивание.
эстетическое

Развивать

восприятие, творческое
воображение.
3.

«Радуга»

Создавать

композицию,

используя

приемы

(примазывания).

Развивать

эстетическое
восприятие, творческое
воображение.
4.

«Снеговик»

Закреплять
усвоенные приемы лепки (
скатывание,

оттягивание,

прищипывания,
сглаживание
Развивать

и

др.)

эстетическое

восприятие, творческое
воображение.
5.

«Пингвинчик»

1

Передавать

характерное

строение птицы, соблюдая
относительную
частей.

величину
Закреплять

усвоенные приемы лепки (
скатывание,

оттягивание,

прищипывания,
сглаживание

и

Развивать

др.)

эстетическое

восприятие, творческое
воображение.
6.

«Улитка»

1

вызывать Регулятивные учебные действия:

Продолжать
интерес

к
формировать

окружающему миру
картинку с

на и выходить из-за парты и т. д.);

насекомых на полянке,
веточке,

на

цветах.

Использовать

свои

умения в лепке.
«Цветущая веточка»

1

Развивать

у

детей

эстетическое восприятия,
любви к природе, желание
передать

ее

красоту в

своем творчестве.
Изображать
цветущего

адекватно

Создавать использовать ритуалы школьного
изображением поведения (поднимать руку, вставать

насекомых.

7.

умение

ветку
дерева

с

помощью

пластилина.

Создавать композицию из
отдельных

деталей,

используя имеющие умения
и

навыки

пластилином
раскатывание,
сплющивание
По программе: 7ч.

работы

с
–

Творческая мастерская (III четверть) ( 11 ч.)
№

Раздел

Тема урока

Кол-

п/п

Дата

Коррекционная работа

во

Базовые учебные
действия

часов
1.

Работа
тестом.

с

соленым «Плюшки

–

1

завитушки»

Научить использовать тесто Регулятивные учебные действия:
для проявления творческих
детей, формировать умение осуществлять
научить точно передавать самооценку и самоконтроль в
задуманную
идею
при деятельности, адекватно реагировать
способностей

изделия, на внешний контроль и оценку,
творческую корректировать в соответствии с ней

выполнении
раскрыть

фантазию детей в процессе свою деятельность.
лепки,

развить

гибкость

пальцев рук, научить видеть
конечный

результат

задуманной работы.
2.

«Раскрашивание
красками

«Плюшек

— завитушек»

1

Учить

раскрашивать Познавательные учебные действия:

изделие из соленого теста
красками,

которое

было

изготовлено на предыдущем

формировать умение выделять

занятии

и

тщательно существенные, общие и

высушено. Научить точно отличительные свойства предметов.
передавать

задуманную

идею при в раскрашивании
изделия,

раскрыть

творческую фантазию детей
в процессе работы. Развить
гибкость пальцев рук при
работе с кисточкой, научить
видеть конечный результат
задуманной работы.
3.

«Ромашка»

1

Развивать

художественно- Познавательные учебные действия:

творческие

способности,

эмоциональную
отзывчивость
родной

на

красоту

природы,

умения

переносить

знакомые

формировать

умение

делать

простейшие обобщения, сравнивать,
классифицировать

на

наглядном

материале.

способы и приемы работы с
соленым тестом в новую
творческую ситуацию
4.

«Лепка божьей

1

Вызвать

интерес

окружающему

к Личностные учебные действия:
миру,

коровки из соленого

воспитывать

теста»

отношение

бережное
к

природе.

Учить использовать знания
и

представления

об

особенностях

положительное

отношение

окружающей

действительности,

готовность

5.

«Морские обитатели»

1

Учить детей использовать
разные приемы лепки из
теста:

скатывание,

расплющивание,

Учить

детей создавать несложную
композицию

из

двух

элементов.
6.

«Лепка грибов из
соленого теста»

1

Развивать тонкие движения
пальцев рук. Воспитывать
умение согласовывать свои
действия

с

работой

коллектива.

Закреплять

технические

навыки

приемы
Развивать

лепки

из

и

теста.

познавательные

организации

взаимодействия с ней и эстетическому

внешнего ее восприятию.
вида насекомых в своей
работе.

к

к

процессы:
восприятие,

ощущение,
осмысление,

запоминание, обобщение.
7.

«Лепка колобка из
соленого теста».

1

Продолжать

знакомить

детей с героями русской
народной сказки «Колобок»,
побуждать

проговаривать

слова песенки из сказки.
Познакомить
«дикие
Добиваться

с

понятием
животные».

произношения

звуков «р», «у». Знакомить
с

повадками

животных,
имитировать

диких
учить

их

повадки.

Учить различать и находить
предметы круглой формы.
Продолжать учить лепить
предметы круглой формы.
Обогащать словарь детей:
«дикие

животные»,

«шарообразный».

8.

«Мышка – норушка»

1

Развивать чувство формы,

Личностные учебные действия:

творческое воображение,
мелкую моторику,

Развивать

и

скоординировать

внимание, мышление,

основные

память, речь. Воспитывать

ребенка и на их основе выработать

интерес к отображению

специальные

представлений о сказочных

навыки,

героях пластическими

откладывать

средствами.

желания и доводить начатое дело до

двигательные

навыки

производственные
научить
свои

ребенка
сиюминутные

конца.
9.

«Мимоза»

1

(коллективная работа)

Развивать мелкую
моторику, внимание,
мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к
природе и отображению
ярких представлений в
лепке; вызвать желание
сделать коллективную
работу, лепить всем вместе.

10.

«Цыпленок»

1

Развивать
мышление,
воображение,

образное Коммуникативные
творческое действия:
внимание,

учебные

мышление, память, мелкую развивать
моторику,

ярких

обращаться за

речь. помощью и принимать помощь.

Воспитывать
природе

умение

интерес

и

к

отображению

представлений

в

лепке.
11.

«Игрушки –

Развивать

1

память,

зверушки»

внимание,
самостоятельного

мышления,

умения

сравнивать,

сопоставлять,

анализировать,

делать

выводы;.
По программе: 11ч.

Творческая мастерская (IV четверть) ( 8 ч.)
№

Раздел

Тема урока

п/п

Кол-

Дата

Коррекционная работа

во

действия

часов
1.

Рисование цветной

«Разноцветные

нитью.

полоски»

1

Базовые учебные

Развивать

мелкую

моторику, координацию и
тактильные ощущения рук;

Развивать

фантазию,

воображение
2.

«Волнистые линии»

1

Развивать

внимание, Коммуникативные учебные

мышление,

память, действия:

воображение,

мелкую
развивать умение сотрудничать со

моторику, речь.

взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
3.

«Снежинка на

1

ладони»

Развивать

образное

мышление,

творческое

воображение,

внимание,

мышление, память, мелкую
моторику.
4.

«Солнышко»

1

Развивать

познавательные

процессы:

ощущение,

восприятие,

осмысление,

запоминание, обобщение.
5.

«Зайчик»

1

Развивать
мышление,
воображение,

образное Личностные учебные действия:
творческое
внимание, Развивать

мышление, память, мелкую школьными
моторику.

умение

гордиться

успехами

и

достижениями как собственными,

так и своих товарищей.
6.

1

«Светофор»

Развивать

мелкую моторику,

координацию

и

тактильные

ощущения рук.

7.

1

«Бабочка»

Развивать

познавательные

процессы:

ощущение,

восприятие,

осмысление,

запоминание, обобщение.
8.

«Пасхальное яйцо»

1

Развивать

чувство

цвета, Регулятивные учебные действия:

воображение,
аккуратность. Воспитывать

формировать

умение

активно

в
деятельности,
удовлетворения, участвовать
удовольствия
от контролировать и оценивать свои
чувство

созидательной

действия

деятельности.

одноклассников;

По программе: 8ч.
Всего за год: 34 ч.

Учебно-методическое и информационное обеспечение
Для педагогов:
1. Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007.

и

действия

2. Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.
3. Гукалова А.М. “Рукоделие в начальных классах” - М., 1984 г.
4. Гукалова А.М. “Рукоделие в начальных классах” - М., 1984 г.
5. В.В. Выгонов. Поделки из разных материалов 1-4 классы. Издательство «Экзамен», 2012.
6. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
Для обучающихся:
1. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.
2. Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” - М., 1987 г.
3. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г.

4. Сайт - Всё для детей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».