Программа внеурочной деятельности

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской
области
«Приморская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные
образовательные программы»
(ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»)

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол от 30.08.2021 №1

Утверждено приказом ГБОУ ЛО
«Приморская школа-интернат»
от 31.08.2021 № 108-од

Программа внеурочной деятельности

Доведено до сведения
педагогических работников 30.08.2021

Содержание
1. Нормативно-правовая и документальная основа…………………………….3 стр.
2. Пояснительная записка ……………….……………………………………….4 стр.
3.Планируемые результаты изучения внеурочной деятельности……………...5 стр.
3.1. Основные личностные результаты внеурочной деятельности………….6 стр.
4. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью
программы внеурочной деятельности………………………….……………..6 стр.
5. Общая характеристика внеурочной деятельности……………………………7 стр.
5.1.Место внеурочной деятельности в учебном плане………………………7 стр.
5.2. Целевые установки направлений внеурочной деятельности…………...8 стр.
5.3. Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям………...8 стр.
6. Содержание внеурочной деятельности………………………………………..10 стр.
6.1. Виды внеурочной деятельности…………………………………………..11 стр.
6.2.Методы и средства внеурочной деятельности……………………………11 стр.
6.3. Принципы программы…………………………………………………….11 стр.
6.4. Условия реализации программы………………………………………….12 стр.
7. Тематическое планирование внеурочной деятельности……………………...12 стр.
7.1 Цели, задачи внеурочного планирования………………………………....12 стр.
7.2 Прогнозируемые результаты……………………………………………….13 стр.
7.3. Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности…14 стр.
8. Условия реализации программы внеурочной деятельности………………….16 стр.
8.1. Кадровые условия………………………………………………………….16 стр.
8.2. Материально – техническое обеспечение………………………………...18 стр.
9. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного
образования………………………………………………………………………….19 стр.
10. Ожидаемые результаты реализации программы………………………...........19 стр.

2

1. Нормативно-правовая и документальная основа
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
(ред. от 21.07.2014)
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020№ 28 (далее - СП
2.4.3648-20);

4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 №2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21);

5. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в
образовательном учреждении.
6. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 года № 03296. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598.
8. Устав школы – интерната.
9. Лицензия.
10. Локальные акты школы и др.

2. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность,
направленная на достижение результатов освоения основной общеобразовательной
программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная
деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых
возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении
дополнительных
условий
для
развития
интересов,
склонностей,
способностей
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
организации
их
свободного
времени.
Внеурочная
деятельность
ориентирована
на
создание
условий
для:
расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, позитивного
3

отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в
процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного
взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения,
необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Основой для современной организации воспитательной работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья является сама цель обучения и воспитания – общее развитие
ребенка, где важным фактором воспитания является освоение учениками системы
общечеловеческих ценностей: Земля – планета, человек и его здоровье, труд, образование и
культура (на основе принципа деятельностного подхода к воспитанию).
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях
всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание
детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это
воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная
деятельность школьников с ограниченными возможностями здоровья должна быть
направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал.
Главная задача классного руководителя, воспитателя - так организовать жизнь детского
коллектива, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных
делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и
постоянно стремились к познанию самих себя.
Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных
викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей с
ограниченными возможностями здоровья навыков общения и совместной деятельности,
проявлению их личностных качеств.
Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение
родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них.
Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья- школа».
Для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования в школе интернате созданы необходимые условия. Вся система работы школы по данному
направлению призвана предоставить возможность:
свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе,
отвечают их внутренним потребностям;
помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным,
реализовать и развить свои таланты, способности;
стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести
ответственность за свой выбор;
быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу,
занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле,
понимающим и принимающим экологическую культуру.
В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие
организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно
преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание:
- на регуляции социального поведения ребенка;
-привитие детям аккуратности в обращении с учебными принадлежностями;
- сохранение положительного отношения к школе и учению;
- воспитание здорового образа жизни;
- интегрирование усилий учителя и родителей;
- привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.
3. Планируемые результаты изучения внеурочной деятельности .
В результате реализации программы внеурочной деятельности обеспечивается
достижение обучающимися с умственной отсталостью:
4

воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые
обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например,
приобрѐл некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к
близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата
(развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности,
чувства патриотизма и т. д.).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по
трем уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися с умственной
отсталостью социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об
общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не
одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями
(в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями
положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир,
знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающихся между собой на уровне класса, образовательной организации, т. е. в
защищѐнной, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает
(или не получает) первое практическое подтверждение приобретѐнных социальных
знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимися с умственной отсталостью
начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально
приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных
социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой
общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает
вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У
обучающихся могут
быть
сформированы
коммуникативная,
этическая,
социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность. Переход от
одного уровня воспитательных результатов к другому является последовательным,
постепенным, а сроки перехода варьироваться в зависимости от индивидуальных
возможностей и особенностей, обучающихся с умственной отсталостью. По каждому из
направлений внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью могут
быть достигнуты определенные воспитательные результаты.
3.1. Основные личностные результаты внеурочной деятельности:
В результате освоения курса внеурочной деятельности у учащихся с умственной
отсталостью формируются следующие определенные личностные результаты.
 ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению,
своему селу, городу, народу, России;
 ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым
достижениям России и человечества, трудолюбие;
 осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации,
жителя конкретного региона;
 элементарные представления об эстетических и художественных ценностях
отечественной культуры.
 эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее
5

охраны;
 уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и
образу жизни других народов;

готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и
профессиональной деятельности;
 готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии
с собственными интересами и возможностями;
 понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
 потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и
наиболее привлекательных видах
практической,
художественно-эстетической,
спортивно-физкультурной деятельности;
развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и
социальных компонентов;
 расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение
различных социальных ролей;
 принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать
с людьми, работать в коллективе;
 владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
 способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о
здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального
взаимодействия;
 способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
 способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи,
выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать
достигнутые результаты;
 мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и
практической, общественно полезной деятельности.
4. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью
программы внеурочной деятельности
Согласно требованиям ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью в школе
разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных
достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени
начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
 комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных,
межпредметных и личностных результатов общего образования);
 использование планируемых результатов освоения основных образовательных
программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
 оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе
системно - деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению
учебно-практических и учебно-познавательных задач;
 оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
 сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества
образования;
 использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации
обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций
6

развития системы образования; уровневый подход к разработке планируемых
результатов, инструментария и представлению их;
 использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей
динамику индивидуальных образовательных достижений;
 использование наряду со стандартизированными письменными или устными
работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы,
творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
 использование контекстной информации об условиях и особенностях
реализации образовательных программ при интерпретации результатов
педагогических измерений.
5. Общая характеристика внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
в таких
формах
как
экскурсии, кружки, «веселые старты», олимпиады,
соревнования, походы, проекты и т.д.
Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции обучающихся с
умственной отсталостью путем организации и проведения мероприятий (воспитательных,
культурно-развлекательных,
спортивно-оздоровительных
и
иных
досуговых
мероприятий), в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся
разных детей (с ОВЗ и без таковых) с участием различных организаций.
Виды совместной внеурочной деятельности подбираются с учетом возможностей
и
интересов
как обучающихся с умственной отсталостью, так и их обычно
развивающихся сверстников. В период каникул для продолжения внеурочной
деятельности используются возможности организаций отдыха обучающихся и их
оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе
общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей.
5.1. Место внеурочной деятельности в учебном плане
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется
по направлениям развития личности (коррекционно-развивающее, нравственное,
социальное, общекультурное, спортивно ­ оздоровительное). Организация занятий по
направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного
процесса. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность,
осуществляется следующим образом: недельная нагрузка ― 10 часов, из них 7 часов
отводится на проведение коррекционно-развивающих занятий.
5.2. Целевые установки направлений внеурочной деятельности
Направление
К Коррекционно-развивающее
Нравственное

Общекультурное

Целевые установки
В Воспитание нравственных чувств;
Гр гражданственности и патриотизма,
фоформирование активной жизненной
по позиции и правового самосознания
младших школьников
Ра Развитие эмоциональной сферы ребенка,
Чу чувства прекрасного, творческих
С способностей, воспитание нравственных
Чу чувств, формирование основ культуры
О общения и поведения; коммуникативной и
7

О общекультурной компетенций
Спортивно-оздоровительное

Вс Всесторонне гармоническое развитие
Л личности ребенка, воспитание ценностного
От отношения к здоровью; формирование
М мотивации к сохранению и укреплению
зд здоровья, в том числе через занятия
СП спортом.

Социальное

ВсВоспитание ценностного отношения к
ококружающей среде, людям; формирование
сосоциально-трудовой компетенции и
кокомпетенций социального взаимодействия

5.3. Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям
1. Спортивно-оздоровительное:
• Работа спортивных занятий по ОФП (Программа по ЛФК для УО, Программа по
физической культуре для обучающихся с УО);
• Организация походов, экскурсий, подвижных игр на воздухе, «Весѐлых стартов»,
внутришкольных спортивных соревнований;
• Проведение Дней здоровья;
• Проведение бесед по охране здоровья;
• Проведение утренней зарядки;
• Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток;
• Участие в районных, областных спортивных соревнованиях;
• Подготовка к участию в спортивной игре «Зарница»;
• Первенство школы по шашкам, пионерболу, баскетболу, настольному теннису;
• Декада по ЗОЖ;
• Работа спортивных секций (футбол, баскетбол, хоккей).
2. Нравственное:
• Проведение тематических классных часов;
• Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
• Тематические классные часы; «Уроки гражданина РФ»;
• Подготовка и проведение праздничного концерта «День Победы»;
• Проведение концерта «День матери»;
• Проведение мероприятия «День пожилого человека»;
• Участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне школы, района, области
• Месячник по профилактике правонарушений;
•Проведения мероприятия «День Защитника Отечества»;
• Акции по благоустройству территории;
• Общешкольные родительские собрания, родительский лекторий;
• Декада по ПДД;
• Кружковая работа по экологическому воспитанию.
3. Общекультурное:
• Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ
обучающихся;
• Предметные недели;
• Библиотечные часы;
• Участие в ежегодном международном фестивале «Шаг навстречу»;
8

• Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре
поведения и речи;
• Работа кружков «Юный художник», «Папье – маше», «Мастера бумажных дел»,
«Шерстяной мир»
• Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы,
района, города, области;
• Участие в межрегиональных, областных, конкурсах для лиц с ОВЗ;
4. Социальное:
• Проведение субботников;
• Работа на пришкольном участке;
• Разведение комнатных цветов;
• Проведение акции «Школа-сад» по озеленению школы и пришкольного участка;
• Организация экскурсий на производства;
• Работа кружка «Вместе весело шагать», «Сказки из сундучка»
5. Коррекционно-развивающее:
Коррекционно-развивающее направление, согласно требованиям ФГОС, является
обязательным и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционноразвивающими занятиями, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков
адаптации личности в современных жизненных условиях.
Выбор коррекционно - развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий,
их количественное соотношение, содержание осуществляется школой самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью, на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной
программы реабилитации инвалида. В системе внеурочной деятельности проводится
коррекционно-развивающая работа, предусматривающая организацию и проведение занятий,
способствующих социально-личностному развитию обучающихся с умственной отсталостью,
коррекции недостатков в психическом и физическом развитии и освоению ими содержания
образования.
Коррекционно-развивающее направление представлено коррекционно- развивающими
занятиями (логопедическими и психокоррекционными), ритмикой. На занятиях ритмикой
осуществляется
коррекция
недостатков
двигательной,
эмоционально-волевой,
познавательной сфер достигается средствами музыкально-ритмической деятельности.
Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, укреплению здоровья,
формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью.
В ходе психокоррекционных занятий осуществляется психолого-педагогическое воздействие,
направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии,
гармонизацию личности и межличностных отношений. Основные направления работы:
познавательная сфера (формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорноперцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов); эмоционально-личностная
сфера (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения
к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование
навыков самоконтроля); коммуникативная сфера и социальная интеграция (развитие
способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов
взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка
в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).
На логопедических занятиях работа проводится в следующих направлениях: развитие
всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической),
связной речи, развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), обогащение
9

словарного запаса, коррекция нарушений чтения и письма, развитие коммуникативной
стороны речи, расширение представлений об окружающей действительности.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время.
На индивидуальные коррекционные занятия отводится 15-20 мин., на групповые занятия –
35-40 минут.
6. Содержание внеурочной деятельности
Образовательным учреждением гарантируется использование воспитательного
потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение
обучающихся с умственной отсталостью в разнообразную, соответствующую их возрастным
и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:
1. гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
2. социальной активности;
3. представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и
взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
4. приобщение к системе культурных ценностей;
5. трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к
профессионализму, конкурентоспособности;
6. экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям,
собственному здоровью;
7. эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать
прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее
привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
8. организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств,
организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и
сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков
самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
9. навыков здорового образа жизни.
6.1. Виды внеурочной деятельности
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
1. игровая деятельность;
2. познавательная деятельность;
3. проблемно-ценностное общение;
10

4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5. художественное творчество;
6. социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
7. трудовая (производственная) деятельность;
8. спортивно-оздоровительная деятельность;
9. туристско-краеведческая деятельность.
6.2. Методы и средства внеурочной деятельности
Методы и средства внеурочной деятельности - это методы и средства воспитания,
выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:
1. беседа с обучающимися с целью выяснения их интереса, информированности по
данному вопросу
2. упражнение,
3. поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),
4. методы игры в различных вариантах,
5. составление плана и т.д.
Данные мероприятия всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное
общественное мнение о школе. Именно на ранней ступени следует обращать внимание детей
с умственной отсталостью на различные аспекты человеческой жизни, формировать
такие чувства как милосердие, сострадание, умение понять и принять и др.
6.3. Принципы программы:
1. Включение обучающихся с умственной отсталостью в активную деятельность;
2. Доступность и наглядность;
3. Связь теории с практикой;
4. Учѐт возрастных особенностей;
5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
6. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
На содержание программы оказали влияние следующие факторы:
 Традиции школы;
 Особенности возраста, класса, индивидуальности детей с УО;
Особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности, установки;
 Месторасположение школы.
6.4. Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
 конкретное планирование деятельности,
 кадровое обеспечение программы,
11





методическое обеспечение программы,
педагогические условия,
материально-техническое обеспечение.
7. Тематическое планирование программы внеурочной деятельности

Основой для современной организации воспитательной работы с детьми
ограниченными возможностями здоровья является сама цель обучения и воспитания
– общее развитие ребѐнка, где важным фактором воспитания является освоение
учениками системы общечеловеческих ценностей: Земля – планета, человек и его
здоровье, труд, образование и культура (на основе принципа деятельностного подхода к
воспитанию). Проблема использования свободного времени подрастающего поколения
в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества.
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее
продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким
образом, внеурочная деятельность школьников с ограниченными возможностями
здоровья должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и
духовно- нравственный потенциал.
Главная задача классного руководителя, воспитателя - так организовать жизнь
детского коллектива, чтобы учащийся добровольно, с большим желанием участвовали
в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать
свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Для решения этой
задачи в план воспитательной работы включены особенности физиологии, народные
традиции, школьный уклад, игровые моменты, инсценировки, праздники и т.п.
Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных
викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей
с ограниченными возможностями здоровья навыков общения и совместной
деятельности, проявлению их личностных качеств.
Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение
родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них.
Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семьяшкола». Для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного
образования в школе созданы необходимые условия. Вся система работы школы по
данному направлению призвана предоставить возможность:
 свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по
природе, отвечают их внутренним потребностям;
 помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя
успешным, реализовать и развить свои таланты, способности;
 стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести
ответственность за свой выбор;
 быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу,
занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира
на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.
В современных условиях всѐ больше требуются активные волевые личности,
умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и
самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость
акцентировать внимание:
 на регуляции социального поведения ребѐнка;
 привитие детям аккуратности в обращении с учебными принадлежностями;
 сохранение положительного отношения к школе и учению;
 воспитание здорового образа жизни;
 интегрирование усилий учителя и родителей;
12



привлечение обучающихся к творческим конкурсам вне школы.

7.1. Цели, задачи внеурочного планирования
Цели внеурочного планирования:
1. Развитие личности школьника с ограниченными возможностями здоровья, его
творческих способностей;
2. Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного
позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;
3. Формирование желания и умения учиться;
4. Освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе
современной научной картины мира, и опыта его применения и
преобразования в
условиях решения жизненных задач.
Задачи внеурочного планирования:
1.Формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья умения
ориентироваться в социальной среде.
2. Формирование положительной «Я – концепции».
3. Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
4. Развитие волевой и эмоциональной регуляции поведения и деятельности.
5. Воспитание духовно–нравственных качеств личности.
6. Развитие навыков рефлексивных действий.
7.2. Прогнозируемые результаты
«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника
специальной школы складывается из следующих компонентов:
- готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному),
- готовности к дальнейшему образованию,
- сформированности общей культуры,
- сформированности потребностей и умений творческой деятельности,
- сформированности педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной
жизни,
- сохранения здоровья, т.е. оптимального развития каждого ребенка на основе
педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов,
склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности .

7.3. Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности
№п/п
1.

Содержание работы
- День знаний «Школа встречает
ребят!»
- Спортивный праздник «Когда мои
друзья со мной»
- Акция «Тимуровцы»
- День Учителя «От всей души…»
- Фольклорный праздник «Осенины»
- Концерт, посвященный Дню Матери
«Мы стихи и песни посвящаем маме!»
- Новогодние спектакли «Спасибо,
Мороз, что сказку принес»
- Снятие блокады Ленинграда «900
блокадных дней»
- К Дню защитника Отечества

классы

сроки

ответственные

сентябрь

октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль

педагог –
организатор
классные
руководители
ст. воспитатель,
учитель
физкультуры

13

«Непобедимая и легендарная»
- Концертная программа к 8 марта
«Мы верим, что женщины прекрасны»
- К Международному дню театра
«Маски – шоу»
- Международный день детской книги
«Книги – реки, наполняющие
Вселенную мудростью»..
- К Дню Победы «И помнит мир
спасенный!»
- Последний звонок.
- Выпускной вечер «Не повторяется
такое никогда…»

2.

3.

- Концертная программа к приезду
гостей из Финляндии «Осенние
потешки»
- Интерактивная игровая программа
по правилам пожарной безопасности
«Готовность 01»
Выставка детских творческих работ
«Осень в гости к нам пришла»
- Познавательная игра «От Руси к
России»
- День летних и осенних
именинников;
- К Дню толерантности «Движение к
взаимопониманию»
- К Дню Конституции «У моей России
голубые очи!»
- Конкурсная программа «Кто родился
зимой…»
- День святого Валентина
- Фольклорный праздник «Проводы
зимы, русские игрища»
- «Дарите улыбки друг другу»
юмористическая программа
- Познавательная игра «Почетный
пешеход»
- Концертная программа для гостей из
Финляндии «Свет родных берез»

социальный
педагог

1-9
март
апрель
май
июнь

сентябрь

педагог –
организатор

октябрь
зам. директора по
безопасности, ст.
воспитатель

1-9

воспитатели
руководители
кружков
ноябрь

педагог –
организатор

декабрь
январь

воспитатели

февраль
март

кл. руководители,
воспитатели
педагог организатор

апрель
май

1.Проведение тематических Недель:
- по антитерроризму «Вместе против
террора!»
- по пожарной безопасности «Огонь
ошибок не прощает»;

библиотекарь

октябрь

Зам. директора по
безопасности, ст.
воспитатель
сотрудники
пожарной части
№101

февраль

инспектор ГИБДД

ноябрь
декабрь
март
май

инспектор ОДН,
участковый

сентябрь

1–9

- по правилам дорожного движения
«Азбука дороги»;
2. Беседы по правилам поведения
детей в каникулярное время «Не зная
броду – не суйся в воду!»

1-9
3. Классные часы, воспитательные
занятия
«Безопасный интернет»»;
«Нам на улице не страшно»;

в течение года
кл. руководители,
воспитатели
инспектор ОДН,

14

«Школа выживания»;
«Колесо безопасности»

4.

1.Экскурсии в краеведческий музей
г.Приморска
2. Классные часы:
«Как хлеб на стол пришел»;
«Вот она какая, моя Родина
большая!»;
«Семейные традиции и праздники»;
«Памятные даты моей страны»

специалист КДН

1–9

в течение года

1–9

в течение года

1-9

в течение года

кл. руководители,
воспитатели

3. Уборка Братского захоронения
4. Выставка детских работ и
рисунков

5.

5. Читательские конференции.
Чтение и обсуждение книг по
тематическим неделям
-Плановые встречи с инспектором
ОДН, КДН, УПП

Библиотекарь

-Цикл бесед «Законы надо знать и
твердо соблюдать!».
-Совместные МППК, рейды с
сотрудниками ОДН и КДН.

3-9

в течение года

администрация
школы, кл.
руководители,
воспитатели,
социальный
педагог, психолог

-Индивидуальные беседы с
«трудными» воспитанниками.
-Заседания Совета профилактики
правонарушений
- Проведение игры «Что? Где7
Когда?»

Внеклассные мероприятия по охране
окружающей среды:
-Экодесант.

в течение года
октябрь

ноябрь

-Тематические экскурсии.
-«Наши меньшие братья» (Всемирный
день защиты
животных)
- «Домик для птиц» (изготовление
кормушек для птиц)

январь

воспитатели,
учителя, педагог –
организатор,
библиотекарь

март

-«Райский уголок» (Всероссийский
день заповедников и парков)
- «Планета Именинница». (День
Земли)

апрель

-«Ласточка с весною в сени к нам
летит…»

15

-Классные часы, воспитательные
занятия по профориентации.
- Индивидуальные беседы,
консультации с родителями
- Общешкольные родительские
собрания
- Привлечение родителей к
подготовке и празднованию
общешкольных праздников.
- Трудовой десант «Сделаем вместе»
- «День открытых дверей»
- Неделя семьи «Здоровье семьи –
здоровье ребенка»
- Проведение Единых
информационных дней

в течение года
кл. руководители,
воспитатели,
психолог,
социальный
педагог
администрация
школы

1–9

апрель

в течение года

кл. руководители,
воспитатели,
психолог,
социальный
педагог

8. Условия реализации программы внеурочной деятельности
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
 конкретное планирование деятельности,
 кадровое обеспечение программы,
 методическое обеспечение программы,
 педагогические условия,
 материально-техническое обеспечение.
8.1. Кадровые условия
В реализации программы участвуют:
 заместитель директора по УВР;
 старший воспитатель;
 классные руководители;
 воспитатели;
 учитель физической культуры;
 медперсонал;
 социальный педагог;
 педагог-психолог;
 учитель-логопед;
 школьный библиотекарь;
 работники учреждений дополнительного образования (ЦДТ, музея, ДК, городских
библиотек).
Совершенствование уровня кадрового обеспечения
Задачи
Подготовка педагогических кадров к
работе с обучающимися по внеурочной
деятельности.
Повышение методического уровня всех
участников воспитательного процесса.

Мероприятия
Индивидуальные собеседования с
преподавателями-предметниками и
руководителями кружков, готовыми к
деятельности в данном направлении.
Семинары с психологами, социальными и
медицинскими работниками,
специалистами внешкольных учреждений.
Семинары-практикумы в методических
объединениях с целью обмена передовым
16

Обеспечение комфортных условий для
работы педагогов.
Активизировать вовлеченность работников
культуры в систему общешкольных
мероприятий.





опытом, накопленным в школе.
Проведение семинаров по реализуемым
программам.
Изыскать возможности материального
поощрения руководителей кружков,
клубов, спортивных секций, воспитателей
и т.д.
Организация и проведение общешкольных
мероприятий.
Годовое планирование воспитательной
работы с учетом возможностей педагогов.

Научно-методическое обеспечение
методические пособия,
интернет-ресурсы,
мультимедийный блок.
Создать банк методических разработок
дел школы, мероприятий, событий

Систематизация авторских разработок
педагогов.
Организация обмена опытом педагогов в
рамках сетевого взаимодействия.

Разработать
систему диагностической Диагностика запросов обучающихся на
работы педагога-психолога по вопросам организацию свободного времени.
досуговой деятельности обучающихся.
Диагностика возможностей школы и
внешкольных
учреждений
по
организации
свободного
времени
обучающихся.
Информирование
педагогического
коллектива о результатах диагностики.
Разработать
систему мероприятий, Курсы повышения квалификации по
обеспечивающую
повышение вопросам воспитательной и внеурочной
методического уровня педагогов.
деятельности педагога.
Провести педагогические советы и
заседания МО с участием специалистов
внешкольных учреждений.
Создать банк методической литературы Приобретение методической литературы
по организации досуга обучающихся.
и ее постоянное обновление.
Систематизация методической
литературы.
Информирование педагогов о наличии и
их знакомство с содержанием имеющейся
методической литературы.
8.2. Материально-техническое обеспечение
 выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных
мероприятий;
 материалы для оформления и творчества детей;
 наличие канцелярских принадлежностей;
17







аудиоматериалы и видеотехника;
компьютеры;
телевизор;
проектор;
экран и др.

Создание материально-технической базы организации досуга обучающихся:
 Оснащение актового зала и кабинета звуковой и мультимедийной аппаратурой.
 Организация и оснащение методического кабинета.
 Оснащение читального зала библиотеки.
 Оснащение видеопроекционной аппаратурой.
 Оснащение спортивного зала инвентарем.
 Оборудование рабочего места педагога.

9. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного
образования
Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит от
качества программы по еѐ модернизации и развитию и уровня управления этой программой.
Управление реализацией программой осуществляется через планирование, контроль и
корректировку действий. Управление любой инновационной деятельностью идѐт по
следующим направлениям:





организация работы с кадрами;
организация работы с ученическим коллективом;
организация работы с родителями, общественными организациями, социальными
партнерами;
мониторинг эффективности инновационных процессов.

Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения
мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора,
обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации
внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
 рост социальной активности обучающихся с умственной отсталостью;
 рост мотивации к активной познавательной деятельности;
 уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как
сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей,
креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
 качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и
нравственных норм, гуманистического основ отношения к окружающему миру
(уровень воспитанности);
 удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Объекты мониторинга:
1. Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы.
2. Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы.
3. Анкетирование школьников с ограниченными возможностями здоровья и родителей
по итогам года с целью выявления удовлетворенности воспитательными мероприятиями.
18

4. Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.
5. Вовлечѐнность обучающихся во внеурочную образовательную деятельность, как на
базе школы, так и вне ОУ.
6. Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений.
7. Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах
различного уровня.
10. Ожидаемые результаты реализации программы
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях
всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание
детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это
воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная
деятельность школьников с УО должна быть направлена на их культурно-творческую
деятельность и нравственный потенциал. Дисциплины, способности сделать правильный
нравственный выбор.
Вся система общеобразовательной, коррекционной, воспитательной работы школы и
внеурочной деятельности направлена на формирование «модели выпускника» в соответствии
с федеральными государственными образовательными стандартами.
Выпускник каждой ступени образования помимо академических знаний
(предусмотренных требованиями программы), умений и навыков должен обладать жизненной
компетенцией. Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования
детей с ограниченными возможностями здоровья как овладение знаниями, умениями и
навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. В условиях резко
изменяющегося общества школа обязана дать выпускнику набор знаний и умений, которые
помогут ему во взрослой жизни жить достойно, максимально самостоятельно и независимо.
Реализуя «модель выпускника» школа формирует качества, необходимые для жизни.
Выпускник школы
 любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой
народ, его культуру и традиции
 осознающий и понимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского
общества, многонационального российского народа, человечества;
 познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
 умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и
деятельности, способный применять полученные знания на практике;
 социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки
с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьѐй,
обществом, Отчизной;
 уважающий других людей, умеющий общаться, достигать взаимопонимания,
сотрудничать для достижения общих результатов;
 осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих
образа жизни;
 ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной
деятельности для человека.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».