Музыка 5 класс

Приложение
к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в соответствии с
ФГОС обучающихся с умственной отсталостью

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА
приказом № _12_
по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
от «_31_» __августа___ 2021__ года

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
(протокол № __01__ от «__30_»_августа 2021_года)

Рабочая программа по учебному предмету
«Музыка»
5 класс

г. Приморск
2021 год

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» на основании следующих
нормативно-правовых документов:
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования";
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" от 28.01.2021 N 2;
5.

Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 20.08.2021 г. № 19
– 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году;

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
7.

Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;

8.

Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.
Данная программа разработана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей их

психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Роль и место дисциплины

2

«Музыка» – учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к
музыкальной деятельности. В процессе реализации учебного предмета «Музыка» в ходе занятий такими видами музыкальной деятельности, как
восприятие музыки, хоровое пение, изучение элементов музыкальной грамоты, игре на музыкальных инструментах детского оркестра, у обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вырабатываются необходимые умения музыкального восприятия, музыкальноисполнительские навыки, приобретаются первоначальные сведения о творчестве композиторов, элементарные представления о теории музыки.
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается специфическими психокоррекционными и психотерапевтическими
свойствами различных видов музыкальной деятельности. Музыкально-образовательный процесс основан на принципах природосообразности,
культуросообразности, индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания,
оптимистической перспективы, комплексности, доступности, систематичности и последовательности, наглядности. Отличительной чертой музыки от
остальных видов искусства, по утверждению Л. С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека
непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение
бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения,
которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля,
мотивация.
Адресат
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 5 класса

общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные

общеобразовательные программы.
Соответствие Государственному образовательному стандарту
Структурно и содержательно программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее
полученные знания во время уроков. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 ч в неделю.
Срок реализации настоящей программы 1 учебный год.

3

Цель – формирование основ музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как
неотъемлемой части духовной культуры личности. Основы музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) – интегративное понятие, предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий музыкальной
деятельностью, доступное всем обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными
способностями, не предусматривающее их целенаправленную подготовку к профессиональным занятиям музыкой (устойчивый интерес,
положительная мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления; адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке;
проявление усилий в овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования; понимание содержания песен;
точное воспроизведение ритмического рисунка, правильное звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных инструментах).
Задачи учебного предмета «Музыка»:
- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными
музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к
слушанию музыки, посещению выступлений профессиональных и самодеятельных музыкальных исполнителей, самостоятельной музыкальной
деятельности;
- развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии
музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной деятельности;
- развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие,
музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.);
- обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных
качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной, так и во внеурочной
деятельности;
- формирование у обучающихся элементарных представлений и умений о процессах сочинения, аранжировки, звукозаписи, звукоусиления и
звуковоспроизведения, а также самостоятельного использования доступных технических средств для реализации потребности в слушании
музыкальных произведений в записи;

4

- реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптации.
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной
дополнительностью используемых методов.
Направления коррекционной работы на уроке:
- развитие слухового восприятия и звукопроизносительной стороны речи;
- развитие правильного дыхания при пении;
- развитие пространственной ориентировки;
- развитие координации движений кисти руки и пальцев.
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие устной речи и обогащение словаря;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
-развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей.
Методы и приёмы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные – наблюдение, демонстрация
практические – упражнения.
методы изложения новых знаний
методы повторения, закрепления знаний
методы применения знаний
методы контроля

5

Формы обучения:
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у
воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей
направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип
наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Обучающиеся, которым по заключению психолого-медико-педагогической комиссии рекомендовано освоение АООП образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), имеют типологические особенности, которые
необходимо учитывать при организации процесса изучения ими музыки.
Затруднения в психическом развитии детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями)

обусловлены

особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей,
тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве
случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения
центральной нервной системы (ЦНС) на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер,
когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная,
социально-личностная, моторно-двигательная, эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы - восприятие, мышление, деятельность,
речь и поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и в незавершенности возрастных психологических
новообразований, и главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития. В структуре психики такого ребенка в первую
6

очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа
психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью.
У всех обучающихся с легкой умственной отсталостью отмечается нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его
дифференцировка. Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у таких детей в большей
степени недоразвито словесно-логическое мышление. Наблюдаются специфические трудности в осуществлении таких мыслительных операций,
как обобщение, конкретизация, сравнение, анализ, синтез и т. д.. Обучающимся присуща слабая регулирующая роль мышления: зачастую они
начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Существенные отличия по
сравнению с нормально развивающимися сверстниками проявляются и в развитии памяти, внимания, воображения, речи детей с
интеллектуальными нарушениями. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, а
в некоторых случаях - и физическое развитие детей. Однако специальная организация учебной деятельности с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями способствует эффективному протеканию компенсаторных процессов и
реализации потенциальных возможностей детей.
Специфические особенности познавательной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью, описанные выше, существенно
затрудняют формирование у них определённых знаний и умений. Конкретность мышления обучающихся с легкой умственной отсталостью, малая
способность к абстрагированию и обобщению, слабость аналитико-синтетической деятельности, неумение мыслить обратимо и применять
полученные знания в новой ситуации вызывают ряд трудностей при формировании у них определённых музыкальных понятий и умений. В связи с
этим процесс обучения школьников указанной категории существенно отличается от организации образовательной деятельности их нормально
развивающихся сверстников по целям, задачам, содержанию, методам и средствам, планируемым результатам освоения АООП.

7

Особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они
способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При
этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом
случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и
специфические.
К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и использование специальных методов и
средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение
круга лиц, участвующих в образовательном процессе.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические
образовательные потребности:
 раннее получение специальной помощи средствами образования;
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей,

так и в

процессе коррекционной работы;
 научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
 доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

8

 систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом
изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
 обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния
центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
 использование

преимущественно

позитивных

средств

стимуляции

деятельности

и

поведения

обучающихся,

демонстрирующих

доброжелательное и уважительное отношение к ним;
 развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и
социальному взаимодействию со средой;
 специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым,по показу, подражанию по
словесной инструкции;
 стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-

положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности;

-

готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной

деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;
-

готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в

социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми;
-

осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;

-

адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;

-

начальные навыки реагирования на изменения социального мира;

-

сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений;
9

-

наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-

сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным

ценностям.
Минимальный и достаточный уровни усвоения
предметных результатов по музыке.
Минимальный

Достаточный

уровень освоения

уровень освоения

-определение характера и содержания знакомых музыкальных
произведений, предусмотренных Программой;

-самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание
динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);

-представления о некоторых музыкальных инструментах и их
звучании (труба, баян, гитара);

-представления о народных музыкальных инструментах и их
звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и

-пение с инструментальным сопровождением и без него (с др.);
помощью педагога);

-представления об особенностях мелодического голосоведения

-выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное (плавно, отрывисто, скачкообразно);
исполнение

выученных

песен

с

простейшими

элементами

динамических оттенков;

исполнения;

-правильное формирование при пении гласных звуков и
отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
-правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
-различение
окончания песни;

вступления,

-пение хором с выполнением требований художественного

запева,

припева,

-ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного
характера;
-исполнение

выученных

песен

без

музыкального

проигрыша, сопровождения, самостоятельно;
-различение разнообразных по характеру и звучанию песен,

10

-различение песни, танца, марша;
-передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на
металлофоне, голосом);

маршей, танцев;
-владение элементами музыкальной грамоты, как средства
осознания музыкальной речи.

-определение разнообразных по содержанию и характеру
музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);
-владение элементарными представлениями о нотной грамоте.

Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов
освоения АООП призвана решить следующие задачи:


закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,

описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и
границы применения системы оценки;


ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов
освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;



обеспечивать комплексный подход к оценке результат овосвоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;



предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;



позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

11

Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми
для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на
следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможетобеспечить объективность оценки
в разных образовательных организациях.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат
личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для
решенияпрактико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения
обучающегося

в

повседневной

жизни

в

различных

социальных

средах

(школьной

и

семейной).

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и
позволит

делать

выводы

об

эффективности

проводимой

в

этом

направлении

работы.

Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП
следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в
повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и
понятных всем условных единицах:
0 баллов ― нет фиксируемой динамики;
1 балл ― минимальная динамика;
2 балла ― удовлетворительная динамика;

12

3 балла ― значительная динамика.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении
конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить
корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения. Умение использовать все группы действий в различных
образовательных

ситуациях

является

показателем

их

сформированности.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т.е. в тот период, когда у обучающихся будут
сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее
организовывать под руководством учителя.
Во время обучения в I-м классе, а также в течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу
учеников, используя только качественную оценку. В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные
обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую
функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
Качество освоения программы

Уровень достижений

Отметка в балльной шкале

90-100 %

высокий

«5»

65-89 %

повышенный

«5»

50- 65 %

средний

«4»

13

минимальный

30-50 %

«3»

Программа формирования базовых учебных действий (БУД)
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ―
программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным
и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности, которые обеспечивают его
подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
•

формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

•

овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

•

развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в
опоре на организационную помощь педагога.
Характеристика базовых учебных действий
Группа БУД
Личностные учебные
действия:

Учебные действия и умения
- испытывать чувство гордости за свою страну;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- осознанно относиться к выбору профессии;
- понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах
поведения в современном обществе.

Коммуникативные
учебные действия:

- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых,
бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию;
- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование,
14

отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус,
знакомый – незнакомый и т.) использовать разные виды письма для решения жизненно значимых задач;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Регулятивные учебные
действия:
Познавательные учебные
действия:

- соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе;
- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные
существенные связи и отношения между объектами и процессами.

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения
обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия
можно использовать, например, следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при
необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по
прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными
учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку
процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

15

Таблица оценки сформированности базовых учебных действий

Группа

Перечень учебных действий

Оценка сформированности

БУД

(в баллах)
0

Личностны
е

1

2

3

4

5

осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного

учебные коллектива, пользоваться соответствующими правами

действия

гордиться

школьными

успехами

и

достижениями

как

собственными, так и своих товарищей
адекватно

эмоционально

откликаться

на

произведения

литературы, музыки, живописи и др.
уважительно

и

бережно

относиться

к

людям

труда

и

результатам их деятельности
активно включаться в общеполезную социальную деятельность
осознанно относиться к выбору профессии
бережно относиться к культурно-историческому наследию
родного края и страны

16

понимать личную ответственность за свои поступки на основе
представлений о этических нормах и правилах поведения в
современном обществе
соблюдать правила безопасного и бережного поведения в
природе и обществе
Максимум 45 баллов
Коммуника

вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях

тивные учебные социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)
действия

слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в
коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников
(возраст, социальный статус, знакомый - незнакомый и т.п.)
использовать разные виды делового письма для решения
жизненно значимых задач
использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в
том числе информационные

17

Максимум 25 баллов
Регулятивн
ые

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных

учебные и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их

действия

осуществления
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно

оценивать

собственное

поведение

и

поведение

окружающих
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности,
адекватно

реагировать

на

внешний

контроль

и

оценку,

корректировать в соответствии с ней свою деятельность
Максимум 20 баллов
Познавател
ьные

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную организацию
использоватьлогические действия (сравнение, анализ, синтез,
обобщение,

классификацию,

установление

аналогий,

закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном,
доступном

вербальном

материале,

основе

практической

деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями
применять начальные сведения о сущности и особенностях

18

объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами
Максимум 20 баллов
Содержание учебного предмета отражено в следующих разделах:
1 раздел. Восприятие музыки.
2 раздел. Хоровое пение.
3 раздел. Элементы музыкальной грамоты.
4 раздел. Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с
высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое
интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование
(разыгрывание

песен),

сюжетов

музыкальных

пьес

программного

Основной формой реализации программы является урок, состоящий из

характера,

фольклорных

образцов

музыкального

искусства.

разделов: распевание-пение, слушание музыки, беседа о музыке и

композиторах, элементы музыкальной грамоты и игра на элементарных музыкальных инструментах. Большое значение отводится организационному
моменту на уроке, где происходит уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе: подбираются
наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, любо успокаивающим эффектом. Это - слушание музыки,
19

имеющей определенный характер, музыкальное приветствие, игры на развитие мышечной памяти и др.В основном этапе урока используются все
традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен. Особое внимание отводится беседам нравственно-этического
характера с активным диалогическим участием школьников (элементами дискуссии), целью которых является не освоение знаний и умений, а
развитие личностной, эмоционально-волевой сферы подростка с нарушением интеллекта. На уроках осуществляются межпредметные связи:
ИЗО, история, география, литература.
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 5 класс предпочтительными формами организации
учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест. В качестве форм
контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.
Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу
содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская,
классическая, современная.
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития
по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня — основа формирования вокально-хорового репертуара классного
хора.
В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без
сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитываетпривычку к слуховому самоконтролю. Задача
творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к
хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.
Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их
участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.
Исполнение песенного материала в диапазоне: си — реу Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности,
открытости.Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4-м классом песенном материале, а также на материале вокальнохоровых упражнений во время распевания.Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни.Развитие
умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором: ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность,

20

динамические оттенки.Продолжение работы над чистотой интонирования: пропеваниеотдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой или
индивидуально.Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера.Развитие вокально-хоровых
навыков при исполнении выученных песен без сопровождения.Работа над легким подвижным звуком и кантиленой.Повторение песен, разученных в 4-м
классе.
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной АООП образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) учебный предмет «Музыка» является обязательным учебным
предметом предметной области «Искусство.
Учебный предмет «Музыка» проводится в 5 классах – 1 час в неделю. Программа «Музыка и пение» И.В.Евтушенко используется в данной рабочей
программе без изменений. Рабочая программа рассчитана на 34часа в год.
Место предмета в учебном плане
Примерный годовой учебный план начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
V класс
Предметная

Учебный

область

предмет

Искусство

Музыка

Кол-во часов в год

Всего

34

34

Формы организации образовательного процесса
Сегодня ученика начальной школы необходимо вооружить универсальными учебными действиями, которыми он сможет воспользоваться при
самостоятельном познании, при решении новых учебных задач.
21

Только разнообразие организационных форм обеспечит рост, познавательных мотивов, поможет ученику научиться взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Приоритетной формой организации образовательного процесса обучения музыке является урок. Основные типы уроков: урок изучения нового
материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок — игра.
Виды и формы организации учебного процесса
Базовыми подходами к преподаванию дисциплины являются системно-деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный.
Приоритетными формами организации деятельности обучающихся являются: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и
группах, коллективная работа, практическая деятельность учащихся.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы работы: индивидуальная работа; групповая работа; парная работа; коллективная работа; фронтальная работа; дифференцированно групповая работа;
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные;
технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.
Контроль осуществляется в форме фронтального и индивидуального опроса;

самостоятельные работы;творческие задания по закреплению

изученного материала и основных понятий.

Учебно-тематический план
№ п/п

СОДЕРЖАНИЕ

Количество
часов

1

Слушание музыки

12

2

Пение

28

3

Элементы музыкальной грамоты

2

22

4

Игра на музыкальных инструментах

2

Итого:

34

Музыкальный материал для пения:
I четверть
«Моя Россия» — муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой.
«Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, ел. М. Танича.
«Мальчишки и девчонки» — муз. А. Островского, ел. И. Дика.
«Расти, колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, ел. П. Синявского.
«Учиться надо весело» — муз. С. Соснина, ел. М. Пляцковского.
II четверть
«Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.
«Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.
«Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, ел. Лены Жигалкинойи А. Хаита.
«Пойду ль я, выйду ль я» — русская народная песня.
«Пестрый колпачок» — муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой.
«Наша елка» — муз. А. Островского, ел. 3. Петровой.
III четверть
«Из чего же» — муз. Ю. Чичкова, ел. Я. Халецкого.
«Катюша» — муз. М. Блантера, ел. М. Исаковского.
«Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского.
«Облака» — муз. В. Шаинского, ел. С. Козлова.

23

IV четверть
«Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Энтина.
«Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, ел. М. Матусовского.
«Калинка» — русская народная песня.
«Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского.
«Картошка» — русская народная песня, обр. М. Иорданского.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала,
доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе,
является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.Особенности национального фольклора. Определение
жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской народной песни как отражение разнообразия связей музыки с жизнью народа и его
бытом.Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней.Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями
обучения и проживания.Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра,
мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и т. д.Повторное прослушивание произведений, из программы 4-го
класса. Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций:дети могут слушать произведение;беседовать о характере, особенностях формы
произведения;пропевать
голосом;выполнять
рассказы
ных

главную

индивидуальные
о

задания

творческого

музыке;исполнять

инструментах;включать

тему

ее

инструментального

характерарисунки

ритмическое
звучание

на

тему

произведения,

сопровождение
в

инсценировку

к

сочинять
ней

сказок,

произведения
небольшие
на
жизненных

сочинения,
музыкаль
си

туаций.
Музыкальные произведения для слушания:
Л. Бетховен. «Сурок».
Л. Бетховен. «К Элизе».
Р. Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин».
Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. Ибсе Л «Пер Гюнт».

24

И. Штраус. «Полька», соч. № 214.
Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7.
Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта».
И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта».
М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина».
С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди».
А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля».
«Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, ел. Ю. Энтина.
«Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Михайлова.
Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности. Элементарное понятие о
нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза.Формирование элементарных понятий о размере: 2/4, 3/4, 4/4.При разучивании хоровых произведений, в процессе
слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях
музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных
эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.В ходе планирования учитель продумывает перспективные и ретроспективные связи
уроков музыки в течение одной четверти, учебного года, в начальных, средних и старших классах.
Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет
ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и
в дальнейшем возвращаться к их исполнению.Данная программа предполагает овладение учащимися.

25

Оценочные средства (оценочные материалы) и методические
материалы рабочей программы по музыке
Класс/Программа

Перечень используемых оценочных

Перечень используемых методических

средств (оценочных материалов)/КИМы

материалов

Программы образовательных

Сидорова М.Н. Контрольно-измерительные

Абдулин Э. Б. «Теория и практика музыкального

учреждений , реализующих

материалы для проведения промежуточной

обучения в школе», М. «Просвещение», 1997г.

адаптированные образовательные

аттестации учащихся коррекционной школы VIII

Музыкальная азбука, М., «Росмэн», 1999г.

программы: 5 кл.: В 2 сборниках /

вида по музыке.

Апраксина О. А. «Методика музыкального воспитания»,

под редакцией В.В. Воронковой –

https://infourok.ru/kontrolnoizmeritelnie-materiali-dlya-

М., «Просвещение», 1999г.

М.: Гуманитар. изд. центр

provedeniya-promezhutochnoy-attestacii-uchaschihsya-

Бекина С. И., Ломова Т. П., «Музыка и движение», М.,

ВЛАДОС, 2014. - Сб. 1.

korrekcionnoy-shkoli-viii-vida-po-muzike-2753863.html

«Просвещение», «2005» г.

Потеруха Е.А. Контрольно-измерительные

Музыка для 1 - 7 классов. Сост. Фадин В.В. В помощь

материалы по музыке учащихся 5 класса.

преподавателю, Издательство «Учитель», Волгоград,

https://multiurok.ru/files/kontrol-no-izmieritiel-nyie-

2005г.

matierialy-po-muzyki-1.html

Фонохрестоматия «Уроки музыки» 5 класс. Сост. Г.П.
Сергеева, Е.Д.Критская. – М.; Просвещение, 2007г.

26

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№

Тема урока

Раздел

Дата

Содержание
урока

Понятия

Планируемый результат
Планируемый
УУД
Личностные
результат
результаты

I четверть (8 часов)

1.

2.

1
Закрепление
певческих навыков и
умений на материале,
пройденном в 4 классе

2
Здесь мало услышать,
здесь вслушаться
нужно

Пение

Закрепление:
- певческой установки,
правильного дыхания во
время пения;
- песен, разученных в 4
классе,
- муз. произведений,
прослушанных в 4 классе

Композито
р
Родина
мелодия

1.Соблюдать
основные
правила урока –
как можно
общаться с
музыкой, не
перебивая ее
звучания.
2.Размышлять о
музыкальных
произведениях
как способе
выражения
чувств и мыслей
человека,
эмоционально
откликаться на
искусство.

1.Узнавать,
называть и
определять
объекты и явления
окружающей
действительности;
2.Использовать
речь для
регуляции своего
действия;
3.Формулировать
собственное
мнение и
позицию.

1.Этические
чувства, прежде
всего
доброжелательнос
ть и
эмоциональнонравственная
отзывчивость.
2.Развивать
чувства
сопричастности и
гордости за свою
Родину.

Слуша
ние

Главные признаки русской
музыки
«Вниз по матушке по
Волге» - рус. нар. песня -

Куплетная
форма
Запев
Припев

1.Соотносить
выразительные и
изобразительные
интонации.

1. Анализировать
информацию,
сравнивать,
устанавливать

1.Осознание своей
этнической
принадлежности.
2.Эстетические
27

3.

3Фольклор в музыке
русских композиторов

Слушан
ие и
пение

слушание
«Моя Россия» м. Г. Струве,
сл.Н. Соловьевой разучивание

Мелодия
Аккомпане
мент

2.Узнавать
характерные
черты
музыкальной
речи разных
композиторов.
3.Воплощать
особенности
музыки в
исполнительской
деятельности.

Интонационное
своеобразие народной
музыки - распевность на
нескольких звуках одного
слога. М.Мусоргский
«Рассвет на Москве-реке»
из оперы «Хованщина» слушание.
«Моя Россия» исполнение.

Государст
венные
символы
Флаг
Герб
Гимн

1.Ценить
отечественные
народные
музыкальные
традиции
2.Воспринимать
музыку
различных
жанров

аналогию;
2.Выбирать
действия в
соответствии с
поставленной
задачей;
3. Адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих.
1.Овладение
навыками
смыслового
прочтения
содержания
«текстов»
различных
музыкальных
стилей и жанров в
соответствии с
целями и
задачами
деятельности.
2.Стабилизация
эмоционального
состояния для
решения
различных задач.
3.Приобретение
умения
осознанного
построения
речевого
высказывания о

потребности,
ценности и
чувства.
3.Гражданская
идентичность в
форме осознания
себя как
гражданина
России.

1.Чувство
гордости за свою
Родину,
российский народ
и историю России.
2.Осознание своей
этнической и
национальной
принадлежности

28

4.

4Многожанровость
русской вокальной и
инструментальной
музыки

Слушан
ие и
пение

Былины – песни о подвигах
богатырей
«Ермак» р.н. п. –
слушание
«Пойду ль я, выйду ль я» р. н. п. - разучивание

Фортепиан
о
Композито
р
Исполните
ль
Форте
Пиано

5.

5Родной обычай
старины

Слушание

Исполнение колядок
«Виноград в саду цветет» слушание (свадебная
обрядовая), частушки –
исполнение
«Пойду ль я, выйду ль я» исполнение без

Песенност
ь
Танцеваль
ность
Маршевос
ть

1.Определять
виды музыки.
2.Сопоставлять
музыкальные
образы в
звучании
различных
музыкальных
инструментов.
3.Соотносить
выразительные и
изобразительные
интонации.
4.Формирование
устойчивого
интереса к
музыке

1.Соотносить
выразительные и
изобразительные
интонации
2. Определять
виды музыки,
сопоставлять

содержании,
характере
1. Овладение
способностями
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности,
поиска средств ее
осуществления в
разных формах и
видах
музыкальной
деятельности.
2.Применять
установленные
правила в
планировании
способа решения.
3. Формирование
у младших
школьников
умения составлять
тексты, связанные
с размышлениями
о музыке и
личностной
оценкой ее
содержания.
1.Контролировать
и оценивать
процесс и
результат
деятельности.
2. Освоение
способов решения

1.Формирование
этических чувств,
доброжелательнос
ти, эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания и
сопереживания
чувствам других
людей.

1.Позитивная
самооценка своих
музыкальнотворческих
возможностей.
2. Эмпатия как
понимание чувств

29

сопровождения

6.

6Связь музыки с
жизнью людей

Игра на
музыка
льных
инстру
ментах

«Калинка» - р. н. п., «Во
кузнице» - р. н. п., «Уж, вы,
мои ветры» - р. н. п. –
слушание
«Расти, колосок» м. Ю.
Чичкова, сл. П. Синявского
- разучивание

музыкальные
образы в
звучании
различных
музыкальных
инструментов;
3.Формирование
представления о
роли музыки в
жизни человека,
в его духовнонравственном
развитии;

Песня
Танец
Марш

1.Формирование
представления о
роли музыки в
жизни человека,
в его духовнонравственном
развитии;
2.Воспринимать
музыку
различных
жанров,
3.Размышлять о
музыкальных
произведениях
как способе
выражения
чувств и мыслей
человека

проблем
творческого и
поискового
характера в
процессе
восприятия
3. Продуктивное
сотрудничество
(общение,
взаимодействие)
со сверстниками
при решении
различных
музыкальнотворческих задач
на уроках музыки
1.Самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель.
2.Адекватно
использовать речь
для планирования
и регуляции своей
деятельности
3.Обращаться за
помощью,
задавать вопросы,
формулировать
свои затруднения.

других людей и
сопереживание
им.

1.Развитие
мотивов учебной
деятельности и
личностного
смысла учения.
2.Овладение
навыками
сотрудничества с
учителем и
сверстниками;

30

7Роль музыки в труде
людей

Пение

7.

«Во кузнице» - р. н. п.,
«Дуня – тонкопряха» слушание
«Расти, колосок» выразительное исполнение
«Пойду ль я, выйду ль я» исполнение в рус. нар. игре
«Ручеек»

Песенност
ь
Танцеваль
ность
Маршевос
ть
Ритм
Пульс

1.Формирование
общего
представления о
музыкальной
картине мира.
2.Эмоционально
откликаться на
искусство,
выражая свое
отношение к
нему в
различных видах
деятельности;

1.Ставить и
формулировать
проблемы.
2.Адекватно
воспринимать
предложения
учителей,
товарищей по
исправлению
ошибок
3.Осуществлять
взаимный
контроль.

1.Умение
ориентироваться в
культурном
многообразии
окружающей
действительности
2.Развитие
мотивов учебной
деятельности и
личностного
смысла учения

8.

8Роль музыки в отдыхе
людей

Слушание и
пение

«Тонкая рябина» р. н. п.,
«Светит месяц» - слушание
«Из чего наш мир
состоит?»» м. С.Савельева,
сл. М. Танича разучивание
«Расти, колосок» исполнение

Колы
бельная
Народ
ность

1.Развитие
художественног
о вкуса и
интереса к
музыкальному
искусству и
музыкальной
деятельности
2.Умение
воспринимать
музыку и
выражать свое
отношение к
музыкальным
произведениям;

1. Освоение
способов решения
проблем
творческого и
поискового
характера в
процессе
восприятия,
исполнения,
оценки
музыкальных
сочинений;
2.Выполнять
учебные действия
в речевой и
умственной
формах
3. Приобретение
умения
осознанного
построения
речевого

1.Развитие
музыкальноэстетического
чувства,
проявляющего
себя в
эмоциональноценностном
отношении к
искусству,
понимании его
функций в жизни
человека и
общества.

31

высказывания.

Итог за I четверть – 8 часов

9.

9Обобщение темы
«Музыка моего
народа»

Слушание

II четверть (8 часов)
Кроссворд по пройденной
Закреплен
теме
ие
Повторени
е понятий

1.Умение
воплощать
музыкальные
образы при
создании
театрализованны
х и музыкальнопластических
композиций,
исполнении
вокальнохоровых

1.Контролировать
и оценивать
процесс и
результат
деятельности;
2. Использовать
речь для
регуляции своего
действия;
3. Адекватно
оценивать
собственное

1. Ориентация в
культурном
многообразии
окружающей
действительности,
2.Участие в
музыкальной
жизни класса,
школы, города и
др.;

32

10
.

11
.

1Элементарное понятие
о нотной записи:
нотный стан, нота

1Звук, звукоряд.
Волшебный цветок.
Музыка Ю. Чичкова,
слова
М.Пляцковского.
Разучивание песни

Музыкальня
грамот
а

Пение

Работа в тетрадях –
понятие и запись нотного
стана, нот;
«Из чего наш мир
состоит?»» - исполнение
Е. Гаврилин. «Тарантелла».
Из балета «Анюта».

Голосатембры
колоколов.
Благо.

Понятия «звук»,
«звукоряд», запись
звукоряда в тетради; Л.
Бетховен «К Элизе» слушание
«Наш учитель самый

Песнь,
хор,
народные
песнопени
я, молитва.

Благовест.

произведений, в
импровизациях.
2.Исполнят
ь музыкальные
произведения
разных форм и
жанров.

поведение и
поведение
окружающих.

1.Воспринимать
музыку
различных
жанров,
2.Размышлять о
музыкальных
произведениях
как способе
выражения
чувств и мыслей
человека,
3.Эмоционально
откликаться на
искусство,
выражая свое
отношение к
нему в
различных видах
деятельности;
1.Воспринимать
музыку
различных
жанров.
2.Умение
воспринимать

1. Анализировать
информацию,
сравнивать,
устанавливать
аналогию;
2.Использовать
речь для
регуляции своего
действия;
3.Формулировать
собственное
мнение и
позицию.

1.Осознание своей
этнической
принадлежности.
2.Развивать
чувства
сопричастности и
гордости за свою
Родину.

1.Умение
выражать свои
мысли,
2.Выбор
оснований,
критериев для

1.Чувство
гордости за свою
Родину,
российский народ
и историю России.
2.Осознание своей

33

лучший» м. Хромушина,
сл. Садовского –
разучивание
«Из чего наш мир
состоит?» - выразительное
исполнение
И. Дунаевский. Увертюра.
Из к/ф «Дети капитана
Гранта».

12
.

1Пауза (длинная,
короткая). Настоящий
друг. Музыка
Б.Савельева, слова
М.Пляцковского

Пение

Понятие «пауза»,
графическая запись в
тетради;
И. Штраус. «Полька», соч.
№ 214.
Р. Шуман. «Грезы», соч. 15,
№ 7.

Песнь,
хор,
народные
песнопени
я, молитва.
Хорал

1Тембр. Настоящий

Пение

Исполнение детских

Гусли.

музыку и
выражать свое
отношение к
музыкальным
произведениям;

сравнения, оценки
и классификации
объектов.
3. Освоение
способов решения
проблем
творческого и
поискового
характера в
процессе
восприятия,
исполнения,
оценки
музыкальных
сочинений;

этнической и
национальной
принадлежности

1.Воспринимать
музыку
различных
жанров,
2.Размышлять о
музыкальных
произведениях
как способе
выражения
чувств и мыслей
человека,
3.Эмоционально
откликаться на
искусство,
выражая свое
отношение к
нему в
различных видах
деятельности;
1.Сопостовлять

1. Анализировать
информацию,
сравнивать,
устанавливать
аналогию;
2.Выбирать
действия в
соответствии с
поставленной
задачей;
3. Адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих.

1.Осознание своей
этнической
принадлежности.
2.Чувство
гордости за свою
Родину,
российский народ
и историю России.

1. Узнавать,

1. Формирование

34

13
.

друг. Музыка
Б.Савельева, слова
М.Пляцковского.
Повторение

песен из м/ф по выбору
учащихся группами, по
одному

1
Динамика

Музыка
льная
грамот
а

1Темп

Музыка

14
.

Муз. игра «На концерте»
«Сурок» Л. Бетховен –
слушание
«Зарядка» м. Д. Слонова,
сл.З. Петровой разучивание

Музыкальная грамота.

Рожок.
Гармонь.
Балалайка.
Ложки.
Оркестр
русских
народных
инструмен
тов.
Пляска.
Наигрыш

внешний вид,
тембр,
выразительные
возможности
музыкальных
инструментов
2.Определять
инструмент по
звуку.
3.Знать
особенности
звучания
различных
музыкальных
инструментов.

1.Обобщать
характеристику
музыкальных
произведений2.В
оспринимать
художественные
образы народной
музыки
3.Подбирать
изображения
знакомых
музыкальных
инструментов к
соответствующе
й музыке.
1.Желание

называть и
определять
объекты и явления
окружающей
действительности.
2.Адекватно
воспринимать
предложения
учителей,
товарищей по
исправлению
допущенных
ошибок.
3.Уметь
формулировать
свои затруднения,
предлагать
помощь и
сотрудничество.
1. Обобщать
характеристику
музыкальных
произведений,
анализировать,
строить
рассуждения.
2.Выполнять
учебные действия
в громкоречевой и
умственной
форме.
3.Формулировать
собственное
мнение и
позицию.
1.Умение строить

самооценки на
основе критериев
успешной учебной
деятельности.
2.Осознание своей
этнической
принадлежности.

1. Уважительное
отношение к
иному мнению.
2. Осознание
своей этнической
принадлежности.

1.Учащиеся могут

35

15
.

16
.

1Длительности нот.
Ритм

льная
грамот
а

Вокально – хоровые
упражнения на развитие
певческого дыхания;
«Зарядка» исполнении с движениями

Музыка
льная
грамот
а

Графическая запись
длительностей - четвертная
нота, восьмая нота.
«Зарядка» - исполнение без
музыкального
сопровождения

Закрепление
Повторение
понятий.

принимать
участие в играх,
песнях, танцах.
2.Общаться и
взаимодействова
ть в процессе
ансамблевого,
коллективного
(хорового и
инструментальн
ого) воплощения
различных
художественных
образов;

рассуждения,
обобщения.
2.Применять
установленные
правила,
использовать речь
для регуляции
своего действия.
3.Договариваться
о распределении
функций и ролей в
совместной
творческой
деятельности.

1.Умение
воплощать
музыкальные
образы при
создании
театрализованны
х и музыкальнопластических
композиций,
исполнении
вокальнохоровых
произведений, в
импровизациях.
2.Исполнять
музыкальные
произведения
разных форм и
жанров.

1.Контролировать
и оценивать
процесс и
результат
деятельности;
2. Использовать
речь для
регуляции своего
действия;
3. Адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих.

оказывать помощь
в организации и
проведении
школьных
культурномассовых
мероприятий.
2.
Социальная
компетентность,
устойчивое
следование в
поведении
социальным
нормам.
1. Ориентация в
культурном
многообразии
окружающей
действительности,
2.Участие в
музыкальной
жизни класса,
школы, города и
др.;

Итого за II четверть – 8 часов

36

III четверть (10 часов)

17
.

18
.

1Ознакомление с
условной записью
длительностей

Музыкальня
грамот
а

1Повторение
изученного
репертуара. Секреты
красивого
исполнения

Пение

Долгий звук — целая
нота, половинный звук —
половина звука
(графическая запись);

Интон
ация.
Музы
кальный
язык.
Музы
кальная
речь.

Мело
дия.
Лад.
Комп
озитор.

1.Соотносить
выразительные и
изобразительные
интонации;
2. Определять
виды музыки,
сопоставлять
музыкальные
образы в
звучании
различных
музыкальных
инструментов

1.Уметь
размышлять о
музыке,
высказывать
собственное

1.Овладение
навыками
смыслового
прочтения
содержания
«текстов»
различных
музыкальных
стилей и жанров в
соответствии с
целями и
задачами
деятельности;
2.Приобретение
умения
осознанного
построения
речевого
высказывания о
содержании,
характере,
особенностях
языка
музыкальных
произведений;
3.Формулиро
вать собственное
мнение и
позицию.
1. Освоение
способов решения
проблем
творческого и
поискового

1. Развитие
мотивов учебной
деятельности и
личностного
смысла учения;2.
Целостный,
социально
ориентированный
взгляд на мир в
его органичном
единстве и
разнообразии
природы.

1.Формирование
чувства гордости
за свою Родину,
российский народ
и историю России,

37

отношение к
различным
музыкальным
явлениям,
сочинениям
2.Создавать
собственные
исполнительские
интерпретации.
3.Сравнивать
музыкальные
произведения
разных жанров и
стилей.
4.Получение
эстетического
наслаждения от
восприятия
музыки, от
общения с
миром искусства

19
.

1Что за прелесть эти
сказки.
Симфонический
оркестр

Слушание и
пение

«Утро», «Танец
Анитры» Э. Григ –
слушание. «Прекрасное
далеко» м. Е. Крылатова,
сл. Ю. Энтина разучивание

Симф
онический
оркестр.
Дирижер.
Режиссёр.
Художник.

характера в
процессе
восприятия,
исполнения,
оценки
музыкальных
сочинений;
2. Освоение
начальных форм
познавательной и
личностной
рефлексии;
3. Приобретение
умения
осознанного
построения
речевого
высказывания о
содержании,
характере,
особенностях
языка
музыкальных
произведений в
соответствии с
задачами
коммуникации;
1.Ориентировать 1.Овладение
ся в музыкально- логическими
поэтическом
действиями
творчестве,
сравнения,
2.Соотносит анализа, синтеза,
ь выразительные обобщения
и
2.Приобретение
изобразительные умения
интонации,
осознанного

осознание своей
этнической и
национальной
принадлежности
на основе
изучения
шедевров
музыкального
наследия русских
композиторов,
2.Формирование
этических чувств
доброжелательнос
ти и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания и
сопереживания
чувствам других
людей;

1.Развитие
музыкальноэстетического
чувства,
проявляющего
себя в
эмоциональноценностном
отношении к

38

узнавать
характерные
черты
музыкальной
речи разных
композиторов,

20
.

2Состав и звучание
инструментов
симфонического
оркестра. Пусть
всегда будет солнце.

Игра на
музыка
льных
инстру
ментах

Игра на знакомых русских
народных инструментах
под аккомпанемент
фортепиано (ударно шумовые);
«Пусть всегда будет
солнце» - исполнение

Опера
Композито
р
Сюжет
Замысел
Песенность,
танцевальн
ость,
маршевость.

1.Воспринимать
музыку
различных
жанров,
2.Размышлять о
музыкальных
произведениях
как способе
выражения
чувств и мыслей
человека,
3.Эмоционально
откликаться на
искусство,
выражая свое
отношение к
нему в

построения
речевого
высказывания о
содержании,
характере,
особенностях
языка
музыкальных
произведений
разных эпох,
творческих
направлений в
соответствии с
задачами
коммуникации
3.Формулировать
собственное
мнение и
позицию.
1.Овладение
навыками
смыслового
прочтения
содержания
«текстов»
различных
музыкальных
стилей и жанров в
соответствии с
целями и
задачами
деятельности

искусству,
понимании его
функций в жизни
человека и
общества.

1.Овладение
навыками
сотрудничества с
учителем и
сверстниками;
2.
Сформированност
ь эстетических
потребностей,
ценностей и
чувств;

39

21
.

22
.

2
Волшебная
палочка дирижера

Пение

«Большой хоровод»
м.Б. Савельева, сл.Л.
Жигалкиной и А. Хайта –
разучивание«Прекрасное
далеко» - исполнение
легким, подвижным звуком

Первое
действие,
развитие,
увертюра,
финал,
солист,
хор,
контраст,
сцена из
оперы.

2Знаменитые
симфонии мира

Слушан
ие и
пение

«Большой хоровод» работа над мелодией песни

Театр,
опера, хор,
певец,
солист.
Песенност
ь, тема.

различных видах
деятельности;
1.Умение
сравнивать и
объединять
общим понятием
различные
жанры музыки.
2.Знать названия
произведений,
звучащих на
уроке и их
авторов.
3.Определять
настроение
музыки, уметь
давать ее
характеристику

1.Воспринимать
музыку
различных
жанров,
2.Размышлять о
музыкальных
произведениях
как способе
выражения
чувств и мыслей

1.Овладение
способностями
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности,
поиска средств ее
осуществления в
разных формах и
видах
музыкальной
деятельности;
2.Освоение
способов решения
проблем
творческого и
поискового
характера в
процессе
восприятия,
исполнения,
оценки
музыкальных
сочинений;
1. Анализировать
информацию,
сравнивать,
устанавливать
аналогию;
2.Применять
установленные
правила в
планировании
способа решения.

1.Осознание своей
этнической и
национальной
принадлежности
на основе
изучения лучших
шедевров
музыкального
наследия русских
композиторов
2.Целостный,
социально
ориентированный
взгляд на мир в
его органичном
единстве и
разнообразии

1.Развитие
музыкальноэстетического
чувства,
проявляющего
себя в
эмоциональноценностном
отношении к
искусству,

40

23
.

24
.

2Народный ансамбль.
Народный
инструмент – домра

Слушан
ие и
пение

Знакомство с народным
инструментом – домра
(рассказ о домре,
прослушивание звучания в
записи);
«Большой хоровод» выразительное исполнение

2Композитор – имя
ему народ. Народный
инструмент –
мандолина

Слушан
ие

Знакомство с народным
инструментом – мандолина
(рассказ о мандолине,
прослушивание звучания в
записи)

Народные
обычаи
Масленица

человека,
3.Эмоционально
откликаться на
искусство,
выражая свое
отношение к
нему в
различных видах
деятельности;

3.Формулировать
собственное
мнение и
позицию.

понимании его
функций в жизни
человека и
общества
2.Развитие
мотивов учебной
деятельности и
личностного
смысла учения

1.Ориентировать
ся в
многообразии
фольклора
России,
2.Сопоставлять
различные
образцы
народной
музыки,
3.Ценить
отечественные
народные
музыкальные
традиции;

1.Овладение
способностями
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности,
поиска средств ее
осуществления в
разных формах и
видах
музыкальной
деятельности.

1.Чувство
гордости за свою
Родину,
российский народ
.

1.Воспринимать
музыку
различных
жанров,
2.Размышлять о
музыкальных
произведениях
как способе
выражения
чувств и мыслей

1.Продуктивное
сотрудничество
(общение,
взаимодействие)
со сверстниками
при решении
различных
музыкальнотворческих задач
на уроках музыки,

1.Ориентация в
культурном
многообразии
окружающей
действительности
2.Развитие
мотивов учебной
деятельности и
личностного
смысла учения

41

25
.

26
.

2Музыкальные
инструменты России.
Народный
инструмент –
свирель

Слушан
ие

Знакомство с народным
инструментом – свирель
(рассказ о свирели,
прослушивание звучания в
записи)

2Музыкант-чародей.
Поиграй-ка нам,
гармошка.
Солнечная капель.
Музыка С.Соснина,
слова И.
Вакрушевой.
Разучивание, пение

Игра на
музыка
льных
инстру
ментах

Игра на музыкальном
инструменте – гармонь.
Солнечная капель. Музыка
С.Соснина, слова И.
Вакрушевой. Разучивание

Композито
р
Сюжет
Замысел
Песенност
ь,
танцевальн
ость,
маршевост
ь.

Оркестр
народных
инструмен
тов.
Дирижер.
Режиссёр.
Художник.

человека.

во внеурочной и
внешкольной
музыкальноэстетической
деятельности;
2.Умение
выражать свои
мысли,

1.Воспринимать
музыку
различных
жанров,
2.Размышлять о
музыкальных
произведениях
как способе
выражения
чувств и мыслей
человека,
3.Эмоционально
откликаться на
искусство,
выражая свое
отношение к
нему в
различных видах
деятельности;
1.Ориентир
оваться в
музыкальнопоэтическом
творчестве,
2.Соотносит
ь выразительные
и

1.Овладение
навыками
смыслового
прочтения
содержания
«текстов»
различных
музыкальных
стилей и жанров в
соответствии с
целями и
задачами
деятельности

1.Овладение
навыками
сотрудничества с
учителем и
сверстниками;
2.
Сформированност
ь эстетических
потребностей,
ценностей и
чувств;

1.Овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа, синтеза,
обобщения
2.Приобретение
умения

1.Развитие
музыкальноэстетического
чувства,
проявляющего
себя в
эмоциональноценностном

42

изобразительные
интонации,
узнавать
характерные
черты
музыкальной
речи разных
композиторов,

хором, парами

осознанного
отношении к
построения
искусству,
речевого
понимании его
высказывания о
функций в жизни
содержании,
человека и
характере,
общества.
особенностях
языка
музыкальных
произведений
разных эпох,
творческих
направлений в
соответствии с
задачами
коммуникации
3.Формулиро
вать собственное
мнение и
позицию.
Итого за III четверть - 10 часов

IV четверть (8 часов)
27
.

2Народный инструмент
– бас-балалайка.
Солнечная капель.
Музыка С.Соснина,
слова И. Вакрушевой.
Разучивание, пение
хором, парами

Слушан
ие

Знакомство с народным
инструментом – басбалалайка. Рассказ об
инструменте,
прослушивание звучания в
записи.

Первое
действие,
развитие,
увертюра,
финал,
солист,
хор,
контраст,
сцена из
оперы.

1.Умение
сравнивать и
объединять
общим понятием
различные
жанры музыки.
2.Знать
названия
произведений,
звучащих на
уроке и их
авторов.
3.Определять

1.Овладение
способностями
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности,
поиска средств ее
осуществления в
разных формах и
видах
музыкальной
деятельности;
2.Освоение

1.Осознание своей
этнической и
национальной
принадлежности
на основе
изучения лучших
шедевров
музыкального
наследия русских
композиторов
2.Целостный,
социально
ориентированный
43

настроение
музыки, уметь
давать ее
характеристику

28
.

29
.

2Народные праздники.
Ансамбль народных
инструментов.
Обобщающий урок

Слушан
ие и
игра на
музыка
льных
инстру
ментах

Заполнение кроссворда
«Ансамбль народных
инструментов»

2Музыка в театре, кино,
на телевидении

Слушан
ие и
пение

«Пестрый колпачок» м. Г.
Струве, сл. Н. Соловьевой разучивание

Русские
народные
песни,
пляски,
хороводы.

1.Обобщать
характеристику
музыкальных
произведений,
2.Воспринимать
художественные
образы народной
музыки
3.Подбирать
изображения
знакомых
музыкальных
инструментов к
соответствующе
й музыке.
1Получение
эстетического
наслаждения от
восприятия
музыки, от
общения с
миром искусства

способов решения
проблем
творческого и
поискового
характера в
процессе
восприятия,
исполнения,
оценки
музыкальных
сочинений;
1. Обобщать
характеристику
музыкальных
произведений,
анализировать,
строить
рассуждения.
2.Выполнять
учебные действия
в громкоречевой и
умственной
форме.
3.Формулировать
собственное
мнение и
позицию.
1.Приобретение
умения
осознанного
построения
речевого
высказывания о
содержании,
характере,
особенностях

взгляд на мир в
его органичном
единстве и
разнообразии

1. Уважительное
отношение к
иному мнению.
2. Осознание
своей этнической
принадлежности.

.1Осознание своей
этнической
принадлежности.
2.Чувство
гордости за свою
Родину,
российский народ
и историю России.

44

языка
музыкальных
произведений;

30
.

31
.

32
.

3Первое путешествие в
музыкальный театр.
Опера

Слушан
ие

Первое знакомство с
оперным жанром. Виды
певческих голосов.
Знаменитые оперы мира.

Слушать
музыкальные
произведения
оперного жанра.

Формулировать
собственное
мнение и
позицию.

3Фольклор в музыке
русских композиторов.
"Что за прелесть эти
сказки…»

Слушан
ие

Изучение понятия
«фольклор». Знакомство с
популярными
произведениями
фольклорного жанра.

Формирование
представления о
роли музыки в
жизни человека,
в его духовнонравственном
развитии;

3Второе путешествие в
музыкальный театр.
Балет

Слушан
ие

Знакомство с балетом и
просмотр фрагментов из
балетных спектаклей.

Приобретение
умения
осознанного
построения
речевого
высказывания о
содержании,
характере,
особенностях
языка
музыкальных
произведений
1. Освоение
способов решения
проблем
творческого и
поискового
характера в
процессе
восприятия,
исполнения,
оценки
музыкальных
сочинений;

Композито
р.
Исполните
ль.
Слушатель
.

1. Воспринимать
музыку
различных
жанров,
2.Размышлять о
музыкальных
произведениях
как способе
выражения
чувств и мыслей
человека

1. Формирование
самооценки на
основе критериев
успешной учебной
деятельности.
2. Осознание
своей этнической
принадлежности
Формирование
этических чувств
доброжелательнос
ти и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания и
сопереживания
чувствам других
людей;
1. Развитие
музыкальноэстетического
чувства,
проявляющего
себя в
эмоциональноценностном
отношении к
искусству,
понимании его
функций в жизни

45

2. Продуктивное
сотрудничество
(общение,
взаимодействие)
со сверстниками
при решении
различных
музыкальнотворческих задач;

человека и
общества

33
.

3Третье путешествие в
музыкальный театр.
Мюзикл. Пусть
музыка звучит

Слушание

Знакомство с понятием
«мюзикл» и его историей.
Просмотр фрагментов
популярных мюзиклов
мира.

Мюзикл.
Музыкаль
ный язык.
Передача
движений
через
музыку.

1.Соотносить
выразительные и
изобразительные
интонации;
2. Определять
виды музыки,
сопоставлять
музыкальные
образы в
звучании
различных
музыкальных
инструментов

1.Овладение
навыками
смыслового
прочтения
содержания
«текстов»
различных
музыкальных
стилей и жанров в
соответствии с
целями и
задачами
деятельности;

1. Развитие
мотивов учебной
деятельности и
личностного
смысла учения;
2. Целостный,
социально
ориентированный
взгляд на мир в
его органичном
единстве и
разнообразии
природы.

34
.

3Мир композитора. Что
роднит музыку с
изобразительным
искусством.

Слушан
ие

Изучение картин и
сопоставление
изображений с музыкой
подобного содержания.

Музыкаль
ная
интонация.
Настроени
е музыки.
Живопись.
Композитор.

1.Уметь
размышлять о
музыке,
высказывать
собственное
отношение к
различным
музыкальным
явлениям,
сочинениям
2.Создавать
собственные

1. Освоение
способов решения
проблем
творческого и
поискового
характера в
процессе
восприятия,
исполнения,
оценки
музыкальных
сочинений;

1.Формирование
чувства гордости
за свою Родину,
российский народ
и историю России,
осознание своей
этнической и
национальной
принадлежности
на основе
изучения
шедевров

46

исполнительские
интерпретации.
3. Сравнивать
музыкальные
произведения
разных жанров и
стилей.

2. Освоение
музыкального
начальных форм
наследия русских
познавательной и композиторов,
личностной
2.Формирование
рефлексии;
этических чувств
3. Приобретение
доброжелательнос
умения
ти и
осознанного
эмоциональнопостроения
нравственной
речевого
отзывчивости,
высказывания о
понимания и
содержании,
сопереживания
характере,
чувствам других
особенностях
людей;
языка
музыкальных
произведений в
соответствии с
задачами
коммуникации;
Итого за IV четверть: 8 часов
Итого за год: 34 часа

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».