Приложение к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС ОУО Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА на педагогическом совете ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат» (протокол № 01 от «30» августа 2021 года) приказом № 12 по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат» от «31» августа 2021года Рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» 5- 6 класс Составитель: Исмагилова А.В., учитель высшей квалификационной категории г. Приморск 2021-2022 уч. год Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»); Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" от 28.01.2021 N 2; Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 20.08.2021 г. № 19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»; Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения. Рабочая программа представляет собой документ, состоящий из: учебно-тематического планирования; требований к уровню подготовки учащихся; критерии и норм оценки знаний, умений, навыков обучающихся; списка литературы; календарно-тематического планирования. 2 Роль и место предмета Курс социально-бытовой ориентировки интегративный, т.к. содержит сведения целого ряда наук, областей жизни человека и поэтому должен иметь своё логическое продолжение в системе внеклассной работы. Совместная деятельность учителя и воспитателя позволяет достичь желаемых результатов. На уроках необходимо найти правильный тон общения с учащимися, говорить доступным языком, но не избегать научной терминологии, необходимой для изучения конкретной темы, проявлять к личности учащегося искренний интерес, сопереживать и радоваться вместе с ним. При проведении уроков по социально-бытовой ориентировке главный акцент делается на личностное отношение каждого учащегося к изучаемому материалу. Замечено, что полученные знания, подкреплённые эмоцией (радости, значимости собственного мнения), проходят гораздо глубже и закрепляются надолго. Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся 5 класса к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д. Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся в специально оборудованном кабинете, обеспечивающем выполнение в полном объеме всех видов теоретических и практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности. Программа СБО составлена с учетом возможностей обучающихся общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. 3 Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д. Адресат Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 5-6 классов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы. Соответствие Государственному образовательному стандарту Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник для 5 и 6 классов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы /авт.- В.П. Субчева. – ВЛАДОС, 2013. –55 с. Структурно и содержательно программа составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков гуманитарного цикла. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 ч. в неделю. Срок реализации настоящей программы 2 учебных года. Цель: практическая подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду. Задачи: 1. Формирование знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях современного общества; 2. Повышение уровня общего развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 3. Формирование и совершенствование у детей необходимых им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживании; ведении домашнего хозяйства; умении пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, 4 связи, транспорта, медицинской помощи; усвоении морально-этических норм поведения; выработке навыков общения с людьми; развитии эстетического и художественного вкуса учеников; 4. Формирование положительных качеств личности обучающихся: - настойчивость и терпение во время выполнения практических упражнений; - чувство коллективизма и ответственности за себя и товарищей на занятиях, требующих совместной деятельности (ролевые игры, бригадные практические работы. - самостоятельность, трудолюбие, аккуратность; - этические нормы поведения. Основные направления коррекционной работы: -развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; -развитие зрительного восприятия и узнавания; -развитие зрительной памяти и внимания; -формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина.) -развитие пространственных представлений и ориентации; -развитие представлений о времени; -развитие слухового внимания и памяти; -навыков соотносительного анализа; -умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; -умения планировать деятельность; -развитие комбинаторных способностей; -развитие наглядно-образного мышления; 5 -развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями.) -развитие навыков адекватного общения; -расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Методы и приёмы: словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой наглядные – наблюдение, демонстрация практические – упражнения. методы изложения новых знаний методы повторения, закрепления знаний методы применения знаний методы контроля Формы обучения: В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 Умственная отсталость - это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза. Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вместе с тем, Российская дефектология (как правопреемница советской) руководствуется теоретическим постулатом Л.С.Выготского о том, что 7 своевременная педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей. Особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым. Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические. К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе. Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности: раннее получение специальной помощи средствами образования; обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы; научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования; 8 доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования; систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним; развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой; специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции; стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру. Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей, обучающихся возможно на основе реализации личностноориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий. Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы 9 Освоение обучающимися программы по «Социально-бытовой ориентировке», которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения программы по «Социально-бытовой ориентировке» включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам освоения программы по «Социально-бытовой ориентировке» относятся: 1) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 7) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 8) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 9) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 10) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 11) проявление готовности к самостоятельной жизни. 10 Предметные результаты освоения программы по «Социально-бытовой ориентировке» включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2). Предметные результаты Программа по «Социально-бытовой ориентировке» определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медикопедагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану. Минимальный уровень: - представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; - приготовление несложных видов блюд под руководством учителя; 11 - представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; - знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни; - знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого; - знание названий торговых организаций, их видов и назначения; - совершение покупок различных товаров под руководством взрослого; - знание и соблюдение правил поведения в общественном транспорте; Достаточный уровень: - знание способов хранения и переработки продуктов питания; - составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; - самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; - самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения; - соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.; - соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения. Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи: закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, 12 описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результатовосвоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов; предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции. Результаты достижений, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможетобеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся. В соответствии с требованиями стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты. 13 Личностные результатывключают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем условных единицах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Предметные результатысвязаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом. 14 В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: Качество освоения программы Уровень достижений Отметка в балльной шкале 90-100 % высокий «5» 65-89 % повышенный «5» 50- 65 % средний «4» 30-50 % минимальный «3» «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 30% до 50% заданий; «хорошо» ― от 50% до 65% заданий. «очень хорошо» (отлично) свыше 65%. Программа формирования базовых учебных действий (БУД) Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности. Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности, которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда. Задачами реализации программы являются: • формирование мотивационного компонента учебной деятельности; 15 • овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности; • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога. Характеристика базовых учебных действий Группа БУД Личностные учебные действия: Учебные действия и умения - испытывать чувство гордости за свою страну; - гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; - активно включаться в общеполезную социальную деятельность; - осознанно относиться к выбору профессии; - понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. Коммуникативные учебные действия: - вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); - слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию; - дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.) использовать разные виды письма для решения жизненно значимых задач; - использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные учебные действия: - соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе; - обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; - адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. - дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; - использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Познавательные учебные действия: 16 В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки: 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения. 17 Таблица оценки сформированности базовых учебных действий Группа БУД Перечень учебных действий Оценка сформированности (в баллах) 0 Личностные учебные действия 1 2 3 4 5 осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правами гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др. уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности активно включаться в общеполезную социальную деятельность осознанно относиться к выбору профессии бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе Максимум 45 баллов 18 вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального Коммуникативные учебные взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.) действия слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый - незнакомый и т.п.) использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные Максимум 25 баллов Регулятивные учебные действия принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность Максимум 20 баллов 19 Познавательные дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию использоватьлогические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами Максимум 20 баллов Содержание программы 5 класс Личная гигиена: Правила личной гигиены. Сохранение в чистоте и порядке личных вещей. Уход за полостью рта. Сохранение и укрепление зрения. Одежда и обувь: Виды одежды, её назначение. Виды головных уборов, их назначение. Повседневный уход за одеждой. Виды обуви, их назначение. Уход за обувью. Практическая работа: подготовка обуви к длительному хранению. Питание: Основные продукты питания. Режим питания. Место приготовления пищи и оборудование его. Кухонная посуда и инвентарь. Сервировка стола. Приготовление бутербродов. Формы нарезки овощей. Приготовление салата. Приготовление винегрета. Практические работы: приготовление бутербродов, салатов, винегрета, сервировка стола. 20 Семья: Семья. Родственные отношения в семье. Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь. Культура поведения: Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя. Обращение к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Мимика и жесты. Правила поведения за столом. Вежливые слова. Жилище: Виды жилых помещений. Варианты квартир и подсобных помещений. Организация рабочего места школьника. Домашний адрес. Транспорт: Виды транспортных средств. Правила дорожного движения. Правила поведения на остановке и в общественном транспорте. Торговля: Основные виды магазинов. Виды отделов в продовольственных магазинах. Правила покупки товаров в продовольственном магазине. Правила поведения в магазине. Экскурсия в продовольственный магазины. Учебно-тематический план 5 класс Название раздела/темы Количество часов Вводное занятие 1 Личная гигиена. 3 Одежда и обувь. 5 Питание 10 Семья 2 Культура поведения. 3 Жилище 5 Транспорт 3 Торговля 2 Итого: 34 ч. 21 Содержание программы 6 класс Личная гигиена: Закаливание организма. Уход за органами зрения. Губительное влияние наркотиков и токсических веществ. Одежда и обув: Виды одежды. Поддержание одежды в порядке. Питание: Правила хранения продуктов и готовых блюд. Способы выбора доброкачественных продуктов. Приготовление горячего бутерброда и заваривание чая. Уход за кухонной посудой. Семья: Место работы членов семьи. Правила и обязанности каждого члена. Культура поведения: Правила поведения в музее, театре, библиотеке. Способы ведения разговора с взрослыми и сверстниками. Жилище: Гигиенические требования к жилому помещению. Повседневная сухая и влажная уборка. Уход за мебелью. Транспорт: Городской транспорт. Оплата проезда. Пригородные поезда. Расписание. Торговля: Магазины промышленных товаров. Специализированные магазины. Порядок приобретения товара. Оплата. Чек и его назначение. Средства связи: Почта. Письмо, посылка, бандероль. Денежный перевод, телеграмма. Междугородная связь. Медицинская помощь: Доврачебная помощь. Виды медицинских учреждений и их работники. Меры предупреждения глистных заболеваний. Учреждения, организации и предприятия: Дошкольные учреждения, школы, их назначение. Дом творчества, назначение. Учебно-тематический план 6 класс Название раздела/темы Количество часов Личная гигиена 4 Одежда и обувь 4 Питание 4 22 Семья 2 Культура поведения 2 Жилище 3 Транспорт 4 Торговля 3 Средства связи 3 Медицинская помощь 3 Учреждения, организации и предприятия 2 Итого: 34 ч. Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы рабочей программы Класс/Программа Перечень используемых оценочных средств (оценочных материалов)/КИМы Перечень используемых методических материалов 23 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-6 кл.: В 2 сборниках / под редакцией В.В. Воронковой – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - Сб. 1. Миронюк З.И. Социально-бытовая ориентировка. Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реализующих адаптированные образовательные программы. М., «Владос», 2014г. 5-6 класс. Дерябина С.П. Социально-бытовая ориентировка. 5-6 класс. Контрольно-измерительные материалы: вариативные тестовые задания для образовательных учреждений, реализующих адаптированные образовательные программы. М., Учитель, 2014 г. Богданова С.В. Контрольноизмерительные материалы по СБО в 5-6 классах. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. М., «Владос», 2013г. 5-6 класс. Субчева В.П. Социально-бытовой ориентировки учащихся 5-6 класс специальных (коррекционных) школ VIII вида. Методическое пособие. М., «Владос», 2017 г. Девяткова Т. А., Кочеткова Л. П. Социально-бытовая ориентировка в специальных образовательных учреждениях, реализующих адаптированные образовательные программы. М., «Владос», 2017 г. https://урок.рф/library/kontrolno _izmeritelnie_materiali_po_sbo_ 5_klass_125939.html 24 Календарно-тематическое планирование 5 класс № Тема урока Кол-во урок Предметные результаты Личностные результаты Дата часов а I четверть – 8 часов 1. Личная гигиена. 1 Правила личной гигиены. 2. Уход за полостью рта. 3. Сохранение и укрепление зрения. 4. Одежда и обувь. 1 1 1 Виды одежды, её назначение. 5. Виды головных уборов, назначение. 6. их 1 Повседневный уход за одеждой. Уметь соблюдать личной гигиены. правила Уметь ухаживать за полостью рта. Знать правила ухода за глазами. Знать виды одежды, уметь подбирать одежду в зависимости от сезона и ситуации Знать виды головных уборов, уметь подбирать головной убор в зависимости от сезона и ситуации Уметь ухаживать одеждой. за своей 1 7. Виды обуви, их назначение. 1 Знать виды обуви, уметь подбирать обувь в зависимости 1. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей. 3. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении 4. Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. 25 8. Уход за обувью. 1 от сезона и ситуации. Уметь ухаживать за обувью. II четверть – 8 часов 1. Питание. Основные продукты питания. 2. 1 Режим питания. 1 3. 4. Место приготовления пищи и оборудование его. 1 Кухонная посуда и инвентарь. 1 5. Сервировка стола. 6. Приготовление бутербродов. 1 Знать основные продукты питания и названия витаминов, содержащихся в них. Знать определение режима питания, соблюдать свой режим питания. Уметь подготовить место для приготовления пищи. Знать назначение кухонной посуды и инвентаря, правила ухода за ними. Уметь сервировать стол. Уметь приготовить бутерброд. 1. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 2. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении 3. Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. 1 7 Формы нарезки овощей. 8 Знать основные формы нарезки овощей. Питание. 1 Заваривания чая. Уметь заваривать чай. 1 26 III четверть – 10 часов 1-2 Приготовление винегрета. 2 Семья. Семья. Родственные отношения в семье. 5. 6. 2 Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь. 1 1 Культура поведения. Осанка при ходьбе, в положении Уметь приготовить винегрет по рецепту Знать понятие «семья», родственные отношения, кто может считаться членом семьи. Знать определение взаимоотношения и взаимопомощи. Знать определение здорового образа жизни. 1 сидя и стоя. 7. 8. 9. Обращение к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Мимика и жесты. 1 Правила поведения за столом. Вежливые слова. 1 Жилище. Виды жилых помещений. 2 Знать основные правила обращения при встрече и расставании. Уметь использовать мимику и жесты при коммуникации. Уметь вести себя за столом, знать основные формы обращения за столом. Знать определение «жилое помещение», знать виды жилых помещений в городе и в деревне, 1. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей. 3. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении 4. Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. 27 уметь отличать их друг от друга. IV четверть – 8 часов 1. Жилище. Варианты квартир помещений. 2. Организация школьника. и подсобных рабочего места 3. Домашний адрес и адрес школы. 4. Транспорт. Виды транспортных средств. 5. 1 1 1 1 Правила дорожного движения. 1 6. 7. Правила поведения на остановке и в общественном транспорте. Торговля. Основные виды магазинов. Виды отделов в продовольственных магазинах. 8. 1 Правила покупки товаров в продовольственном магазине. Правила поведения в магазине. Знать виды квартир и подсобных помещений. Уметь организовать свое рабочее место. Уметь писать свой домашний адрес и адрес школы. Знать основные виды транспортных средств. Знать правила дорожного движения, основные дорожные знаки. Знать правила поведения в общественном транспорте. Знать основные виды магазинов и их назначение. 1 1 1. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей. 3. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении 4. Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Знать правила осуществления покупок в продовольственном магазине. 28 Календарно-тематическое планирование 6 класс № Тема урока урок Кол-во Предметные результаты Личностные результаты Дата часов а I четверть – 8 часов Закаливание организма. 1 Правила ухода за органами зрения. Гигиена зрения и чтения. 1 Расширить знания об укреплении своего здоровья. Знать значение закаливания организма. Уметь ухаживать за органами зрения. 3. Способы сохранения зрения. 1 Знать правила ухода за глазами. 4. Одежда. 1. 2. Личная гигиена. Виды одежды. Значение опрятного вида человека. 5. Пришивание вешалки, пуговиц, крючков, зашивание распоротого шва. 1 1 Соблюдать правила безопасной работы. 1 Уметь содержать в чистоте личные вещи. 1 Уметь соблюдать правила безопасной работы с утюгом. 6. Стирка изделий из х/б тканей. 7. Глаженье косынок, носовых платков, салфеток. Знать значение опрятного вида человека. 5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 6. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей. 7. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении 8. Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. 29 8. Уметь подготовить место для приготовления пищи Питание. Гигиена приготовления пищи. 1 II четверть – 8 часов 1. 2. 3. 4. Способы выбора доброкачественных овощей и фруктов, мясных и рыбных продуктов. Приготовление чая и горячего бутерброда. 1 Правила и приемы ухода за кухонной посудой. 1 Семья. Место работы родителей и их должности. 5. 6. Права и обязанности каждого члена семьи. Способы ведения разговора со взрослыми сверстниками. Уметь заваривать чай. Уметь приготовить бутерброд. Знать назначение кухонной посуды и инвентаря, правила ухода за ними. Знать где работают члены семьи. 1 4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 5. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении 6. Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Знать обязанности членов семьи. 1 1 Расширить знания о моральноэтических нормах поведения в общественных местах. 1 Знать способы ведения разговора со сверстниками. Культура поведения. Правила поведения в музее, театре, библиотеке. 7 1 Знать основные продукты питания и названия витаминов, содержащихся в них. 30 8 Жилище. Гигиенические требования к жилому помещению. 1 Знать гигиену помещений. жилых III четверть – 10 часов Повседневная уборка жилого помещения. Использование пылесоса. 1 Знать о повседневной сухой уборке. 2. Уход за мебелью. 1 Знать, как ухаживать за мебелью. 3. Транспорт. 1 Знать виды городского транспорта. Знать дорогу в школу. 1. Городской транспорт. 4. Моя дорога в школу. 1 5. Пригородные поезда, Расписание. 1 6. Торговля. Магазины промышленных товаров. 1 Знать о разнообразии магазинов, их назначении. Специализированные магазины 1 Иметь представление о магазинах. Порядок приобретения товара. Оплата. 1 Знать порядок приобретения товара. 7. 8. Расширять кругозор о пригородном транспорте. 5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 6. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей. 7. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении 8. Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. 31 9. Средства связи. Основные средства связи и их назначение. 10. 1 Почта. Письмо, посылка, бандероль. 1 Уметь связи. пользоваться услугами Знать о разнообразии средств связи. IV четверть – 8 часов Почта. Денежный перевод, телеграмма. 1 Уметь заполнять бланки с уведомлением. 2. Виды писем. 1 Знать виды писем. 3. Медицинская помощь. 1. Виды медицинской помощи (доврачебная, врачебная). 4. 5. 6. Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный прием, госпитализация. Меры предупреждения глистных заболеваний. Медицинские учреждения расположенные рядом со школой. (Экскурсия). 1 Расширять кругозор о видах медицинской помощи. Получить навыки общения. 1 1 Усвоить санитарногигиенические нормы. Расширять кругозор детей. 1 5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 6. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей. 7. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении 8. Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в 32 7. Учреждения, организации, предприятия. 1 Знакомить детей с объектами ближайшего окружения. 1 Расширять желание творчества. повседневной жизни. Дошкольные учреждения (детские сады, сад- школа). Школа, гимназия, лицей, их назначение. 8. Дом творчества, назначение, отделы. кругозор посещать детей, Дом 33