СБО 5-6 класс

Приложение
к АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
в соответствии с ФГОС ОУО
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
(протокол № 01 от «30» августа 2021 года)

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
от «31» августа 2021года

Рабочая программа по учебному предмету
«Социально-бытовая ориентировка»
5- 6 класс
Составитель: Исмагилова А.В.,
учитель высшей
квалификационной
категории
г. Приморск
2021-2022 уч. год

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка»

составлена на основании следующих нормативно –

правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от
31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»);
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания" от 28.01.2021 N 2;
Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской
области от 20.08.2021 г. № 19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году;
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
28
декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих
государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.
Рабочая программа представляет собой документ, состоящий из: учебно-тематического планирования; требований к уровню
подготовки учащихся; критерии и норм оценки знаний, умений, навыков обучающихся; списка литературы; календарно-тематического
планирования.

2

Роль и место предмета
Курс социально-бытовой ориентировки интегративный, т.к. содержит сведения целого ряда наук, областей жизни человека и
поэтому должен иметь своё логическое продолжение в системе внеклассной работы. Совместная деятельность учителя и воспитателя
позволяет достичь желаемых результатов.
На уроках необходимо найти правильный тон общения с учащимися, говорить доступным языком, но не избегать научной терминологии, необходимой для изучения конкретной темы, проявлять к личности учащегося искренний интерес, сопереживать и радоваться
вместе с ним.
При проведении уроков по социально-бытовой ориентировке главный акцент делается на личностное отношение каждого
учащегося к изучаемому материалу. Замечено, что полученные знания, подкреплённые эмоцией (радости, значимости собственного мнения),
проходят гораздо глубже и закрепляются надолго.
Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся 5 класса к самостоятельной жизни и
труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на
повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки
ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта,
торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков
общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.
Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся в специально оборудованном кабинете, обеспечивающем выполнение в
полном объеме всех видов теоретических и практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо
учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Программа СБО составлена с учетом возможностей обучающихся общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
общеобразовательные программы, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения
объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и
упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся.
3

Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его
интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться
составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.
Адресат
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 5-6 классов

общеобразовательных организаций, реализующих

адаптированные общеобразовательные программы.
Соответствие Государственному образовательному стандарту
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник для 5 и 6 классов общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы /авт.- В.П. Субчева. – ВЛАДОС, 2013. –55 с.
Структурно и содержательно программа составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные
знания во время уроков гуманитарного цикла. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 ч. в неделю.
Срок реализации настоящей программы 2 учебных года.
Цель: практическая подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду.
Задачи:
1. Формирование знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в условиях современного общества;
2. Повышение уровня общего развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3. Формирование и совершенствование у детей необходимых им навыки ориентировки в окружающем:
 самообслуживании;
 ведении домашнего хозяйства;
 умении пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли,
4

связи, транспорта, медицинской помощи;
 усвоении морально-этических норм поведения;
 выработке навыков общения с людьми;
 развитии эстетического и художественного вкуса учеников;
4. Формирование положительных качеств личности обучающихся:
- настойчивость и терпение во время выполнения практических упражнений;
- чувство коллективизма и ответственности за себя и товарищей на занятиях, требующих совместной деятельности (ролевые
игры, бригадные практические работы.
- самостоятельность, трудолюбие, аккуратность;
- этические нормы поведения.
Основные направления коррекционной работы:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
-развитие зрительного восприятия и узнавания;
-развитие зрительной памяти и внимания;
-формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина.)
-развитие пространственных представлений и ориентации;
-развитие представлений о времени;
-развитие слухового внимания и памяти;
-навыков соотносительного анализа;
-умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
-умения планировать деятельность;
-развитие комбинаторных способностей;
-развитие наглядно-образного мышления;
5

-развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями,
событиями.)
-развитие навыков адекватного общения;
-расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Методы и приёмы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные – наблюдение, демонстрация
практические – упражнения.
методы изложения новых знаний
методы повторения, закрепления знаний
методы применения знаний
методы контроля
Формы обучения:
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию
имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и
развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в
обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
6

Умственная отсталость - это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого)
органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной
неполноценности применимо к разнообразной группе детей.
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и
характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный
процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для
оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены
особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных
связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.).
В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью,
являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС
имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка:
мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы
― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и
незавершенности возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического
развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений
общечеловеческого опыта традиционным путем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение
познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью.
При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях
физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вместе с
тем, Российская дефектология (как правопреемница советской) руководствуется теоретическим постулатом Л.С.Выготского о том, что
7

своевременная педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей.
Особые образовательные потребности обучающихся
с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком
своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями
всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения,
перспективы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью
выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с
ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и использование
специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства,
продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие
специфические образовательные потребности:
 раннее получение специальной помощи средствами образования;
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных
областей, так и в процессе коррекционной работы;
 научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
8

 доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
 систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с
учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
 обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального
состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих
доброжелательное и уважительное отношение к ним;
 развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка
к обучению и социальному взаимодействию со средой;
 специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу,
подражанию по словесной инструкции;
 стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей, обучающихся возможно на основе реализации личностноориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и
приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие
психические функции в процессе изучения обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих
занятий.

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
адаптированной основной общеобразовательной программы

9

Освоение обучающимися программы по «Социально-бытовой ориентировке», которая создана на основе ФГОС, предполагает
достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ―
введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы по «Социально-бытовой ориентировке»

включают индивидуально-личностные

качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения программы по «Социально-бытовой ориентировке» относятся:
1) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
7) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
8) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей;
10) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
11) проявление готовности к самостоятельной жизни.

10

Предметные результаты освоения программы по «Социально-бытовой ориентировке» включают освоенные обучающимися знания и
умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе
обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами, то по
рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может
перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
Предметные результаты
Программа по «Социально-бытовой ориентировке» определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является
препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального
уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медикопедагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по
индивидуальному плану.
Минимальный уровень:
- представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным
группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;
- приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;
11

- представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники
безопасности при приготовлении пищи;
- знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
- знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;
- знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
- совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
- знание и соблюдение правил поведения в общественном транспорте;
Достаточный уровень:
- знание способов хранения и переработки продуктов питания;
- составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
- самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
- самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;
- соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;
- соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения.
Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых
результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка
образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых
результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи:


закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,

12

описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления
результатов, условия и границы применения системы оценки;


ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых

результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;


обеспечивать комплексный подход к оценке результатовосвоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и

личностных результатов;


предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;



позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

Результаты достижений, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении АООП являются
значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно
опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии
обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможетобеспечить
объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения
(описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления
полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.
В соответствии с требованиями стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке
подлежат личностные и предметные результаты.

13

Личностные результатывключают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для
решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ
изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа
должны быть представлены в форме удобных и понятных всем условных единицах:
0 баллов ― нет фиксируемой динамики;
1 балл ― минимальная динамика;
2 балла ― удовлетворительная динамика;
3 балла ― значительная динамика.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений),
что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие
изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Предметные результатысвязаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют
достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять
коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им
социальным опытом.

14

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
Качество освоения
программы

Уровень достижений

Отметка в балльной шкале

90-100 %

высокий

«5»

65-89 %

повышенный

«5»

50- 65 %

средний

«4»

30-50 %

минимальный

«3»

«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 30% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 50% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Программа формирования базовых учебных действий (БУД)
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования
Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и
внеурочной деятельности.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в

формировании основ учебной деятельности, которые

обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
•

формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
15

•

овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

•

развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее
результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Характеристика базовых учебных действий
Группа БУД
Личностные учебные
действия:

Учебные действия и умения
- испытывать чувство гордости за свою страну;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- осознанно относиться к выбору профессии;
- понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и
правилах поведения в современном обществе.

Коммуникативные
учебные действия:

- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных,
трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию;
- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы,
повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников
(возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.) использовать разные виды письма для
решения жизненно значимых задач;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные
действия:

- соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе;
- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные,
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Познавательные
учебные действия:

16

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения
обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого
действия можно использовать, например, следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя,
при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его
самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет
по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении
конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе
осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

17

Таблица оценки сформированности базовых учебных действий

Группа БУД

Перечень учебных действий

Оценка сформированности
(в баллах)
0

Личностные
учебные
действия

1

2

3

4

5

осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива,
пользоваться соответствующими правами
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и
своих товарищей
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности
активно включаться в общеполезную социальную деятельность
осознанно относиться к выбору профессии
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны
понимать личную ответственность за свои поступки на основе
представлений о этических нормах и правилах поведения в современном
обществе
соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и
обществе

Максимум 45 баллов
18

вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
Коммуникативные учебные взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)
действия
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою точку зрения, аргументировать свою позицию

дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний
(вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус,
знакомый - незнакомый и т.п.)
использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач
использовать разные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе
информационные

Максимум 25 баллов
Регулятивные
учебные
действия

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии
с ней свою деятельность

Максимум 20 баллов
19

Познавательные

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию
использоватьлогические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале,
основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета и для решения познавательных и практических задач
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами
и процессами

Максимум 20 баллов

Содержание программы 5 класс
Личная гигиена: Правила личной гигиены. Сохранение в чистоте и порядке личных вещей. Уход за полостью рта. Сохранение и
укрепление зрения.
Одежда и обувь: Виды одежды, её назначение. Виды головных уборов, их назначение. Повседневный уход за одеждой. Виды обуви, их
назначение. Уход за обувью.
Практическая работа: подготовка обуви к длительному хранению.
Питание: Основные продукты питания. Режим питания. Место приготовления пищи и оборудование его. Кухонная посуда и инвентарь.
Сервировка стола. Приготовление бутербродов. Формы нарезки овощей. Приготовление салата. Приготовление винегрета.
Практические работы: приготовление бутербродов, салатов, винегрета, сервировка стола.
20

Семья: Семья. Родственные отношения в семье. Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь.
Культура поведения: Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя. Обращение к старшим и сверстникам при встрече и расставании.
Мимика и жесты. Правила поведения за столом. Вежливые слова.
Жилище: Виды жилых помещений. Варианты квартир и подсобных помещений. Организация рабочего места школьника. Домашний адрес.
Транспорт: Виды транспортных средств. Правила дорожного движения. Правила поведения на остановке и в общественном транспорте.
Торговля: Основные виды магазинов. Виды отделов в продовольственных магазинах. Правила покупки товаров в продовольственном
магазине. Правила поведения в магазине.
Экскурсия в продовольственный магазины.
Учебно-тематический план 5 класс
Название раздела/темы

Количество часов

Вводное занятие

1

Личная гигиена.

3

Одежда и обувь.

5

Питание

10

Семья

2

Культура поведения.

3

Жилище

5

Транспорт

3

Торговля

2
Итого: 34 ч.

21

Содержание программы 6 класс
Личная гигиена: Закаливание организма. Уход за органами зрения. Губительное влияние наркотиков и токсических веществ.
Одежда и обув: Виды одежды. Поддержание одежды в порядке.
Питание: Правила хранения продуктов и готовых блюд. Способы выбора доброкачественных продуктов. Приготовление горячего
бутерброда и заваривание чая. Уход за кухонной посудой.
Семья: Место работы членов семьи. Правила и обязанности каждого члена.
Культура поведения: Правила поведения в музее, театре, библиотеке. Способы ведения разговора с взрослыми и сверстниками.
Жилище: Гигиенические требования к жилому помещению. Повседневная сухая и влажная уборка. Уход за мебелью.
Транспорт: Городской транспорт. Оплата проезда. Пригородные поезда. Расписание.
Торговля: Магазины промышленных товаров. Специализированные магазины. Порядок приобретения товара. Оплата. Чек и его назначение.
Средства связи: Почта. Письмо, посылка, бандероль. Денежный перевод, телеграмма. Междугородная связь.
Медицинская помощь: Доврачебная помощь. Виды медицинских учреждений и их работники. Меры предупреждения глистных
заболеваний.
Учреждения, организации и предприятия: Дошкольные учреждения, школы, их назначение. Дом творчества, назначение.
Учебно-тематический план 6 класс
Название раздела/темы

Количество часов

Личная гигиена

4

Одежда и обувь

4

Питание

4

22

Семья

2

Культура поведения

2

Жилище

3

Транспорт

4

Торговля

3

Средства связи

3

Медицинская помощь

3

Учреждения, организации и предприятия

2
Итого: 34 ч.

Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы рабочей программы
Класс/Программа

Перечень используемых
оценочных средств (оценочных
материалов)/КИМы

Перечень используемых методических материалов

23

Программы специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII вида: 5-6
кл.: В 2 сборниках / под
редакцией В.В.
Воронковой – М.:
Гуманитар. изд. центр
ВЛАДОС, 2014. - Сб. 1.

Миронюк З.И. Социально-бытовая
ориентировка. Рабочая тетрадь для
специальных (коррекционных)
образовательных учреждений,
реализующих адаптированные
образовательные программы. М.,
«Владос», 2014г. 5-6 класс.
Дерябина С.П. Социально-бытовая
ориентировка. 5-6 класс.
Контрольно-измерительные
материалы: вариативные тестовые
задания для образовательных
учреждений, реализующих
адаптированные образовательные
программы. М., Учитель, 2014 г.
Богданова С.В. Контрольноизмерительные материалы по СБО в
5-6 классах.

Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное
пособие для специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях VIII вида. М., «Владос», 2013г. 5-6 класс.
Субчева В.П. Социально-бытовой ориентировки учащихся
5-6 класс специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Методическое пособие. М., «Владос», 2017 г.
Девяткова Т. А., Кочеткова Л. П. Социально-бытовая
ориентировка в специальных образовательных
учреждениях, реализующих адаптированные
образовательные программы. М., «Владос», 2017 г.

https://урок.рф/library/kontrolno
_izmeritelnie_materiali_po_sbo_
5_klass_125939.html

24

Календарно-тематическое планирование 5 класс
№

Тема урока

Кол-во

урок

Предметные результаты

Личностные результаты

Дата

часов

а

I четверть – 8 часов
1.

Личная гигиена.
1

Правила личной гигиены.
2.

Уход за полостью рта.

3.

Сохранение и укрепление зрения.

4.

Одежда и обувь.

1
1
1

Виды одежды, её назначение.
5.

Виды

головных

уборов,

назначение.

6.

их
1

Повседневный уход за одеждой.

Уметь
соблюдать
личной гигиены.

правила

Уметь ухаживать за полостью
рта.
Знать правила ухода за глазами.
Знать виды одежды, уметь
подбирать одежду в зависимости
от сезона и ситуации
Знать виды головных уборов,
уметь подбирать головной убор в
зависимости
от
сезона
и
ситуации
Уметь ухаживать
одеждой.

за

своей

1

7.

Виды обуви, их назначение.

1

Знать
виды
обуви,
уметь
подбирать обувь в зависимости

1. Формирование
эстетических
потребностей, ценностей
и чувств.
2. Формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на мир в его
органичном
единстве
природной и социальной
частей.
3. Развитие
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях,
о
насущно необходимом
жизнеобеспечении
4. Овладение
социально
бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни.

25

8.

Уход за обувью.

1

от сезона и ситуации.
Уметь ухаживать за обувью.
II четверть – 8 часов

1.

Питание.
Основные продукты питания.

2.

1

Режим питания.
1

3.

4.

Место приготовления пищи и
оборудование его.

1

Кухонная посуда и инвентарь.
1

5.

Сервировка стола.

6.

Приготовление бутербродов.

1

Знать
основные
продукты
питания и названия витаминов,
содержащихся в них.
Знать
определение
режима
питания, соблюдать свой режим
питания.
Уметь подготовить место для
приготовления пищи.
Знать
назначение
кухонной
посуды и инвентаря, правила
ухода за ними.
Уметь сервировать стол.
Уметь приготовить бутерброд.

1. Формирование
эстетических
потребностей, ценностей
и чувств.
2. Развитие
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях,
о
насущно необходимом
жизнеобеспечении
3. Овладение
социально
бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни.

1
7

Формы нарезки овощей.

8

Знать основные формы нарезки
овощей.

Питание.
1

Заваривания чая.

Уметь заваривать чай.
1
26

III четверть – 10 часов
1-2
Приготовление винегрета.

2

Семья.
Семья. Родственные отношения в
семье.

5.

6.

2

Взаимоотношения между членами
семьи и взаимопомощь.

1

1

Культура поведения.
Осанка при ходьбе, в положении

Уметь приготовить винегрет по
рецепту

Знать
понятие
«семья»,
родственные отношения, кто
может считаться членом семьи.
Знать
определение
взаимоотношения
и
взаимопомощи.
Знать определение здорового
образа жизни.

1

сидя и стоя.
7.

8.

9.

Обращение к старшим и сверстникам
при встрече и расставании. Мимика и
жесты.

1

Правила поведения за столом.
Вежливые слова.

1

Жилище.
Виды жилых помещений.

2

Знать
основные
правила
обращения при встрече и
расставании. Уметь использовать
мимику
и
жесты
при
коммуникации.
Уметь вести себя за столом,
знать
основные
формы
обращения за столом.
Знать
определение
«жилое
помещение», знать виды жилых
помещений в городе и в деревне,

1. Формирование
эстетических
потребностей, ценностей
и чувств.
2. Формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на мир в его
органичном
единстве
природной и социальной
частей.
3. Развитие
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях,
о
насущно необходимом
жизнеобеспечении
4. Овладение
социально
бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни.

27

уметь отличать их друг от друга.
IV четверть – 8 часов
1.

Жилище.
Варианты квартир
помещений.

2.

Организация
школьника.

и

подсобных

рабочего

места

3.

Домашний адрес и адрес школы.

4.

Транспорт.
Виды транспортных средств.

5.

1

1
1

1

Правила дорожного движения.
1

6.

7.

Правила поведения на остановке и в
общественном транспорте.
Торговля. Основные виды
магазинов. Виды отделов в
продовольственных магазинах.

8.

1

Правила покупки товаров в
продовольственном магазине.
Правила поведения в магазине.

Знать виды квартир и подсобных
помещений.

Уметь организовать свое рабочее
место.
Уметь писать свой домашний
адрес и адрес школы.
Знать
основные
виды
транспортных средств.
Знать правила дорожного
движения, основные дорожные
знаки.
Знать правила поведения в
общественном транспорте.
Знать основные виды магазинов
и их назначение.

1

1

1. Формирование
эстетических
потребностей, ценностей
и чувств.
2. Формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на мир в его
органичном
единстве
природной и социальной
частей.
3. Развитие
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях,
о
насущно необходимом
жизнеобеспечении
4. Овладение
социально
бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни.

Знать правила осуществления
покупок в продовольственном
магазине.

28

Календарно-тематическое планирование 6 класс
№

Тема урока

урок

Кол-во

Предметные результаты

Личностные результаты

Дата

часов

а

I четверть – 8 часов

Закаливание организма.

1

Правила ухода за органами зрения.
Гигиена зрения и чтения.

1

Расширить
знания
об
укреплении своего здоровья.
Знать
значение закаливания
организма.
Уметь ухаживать за органами
зрения.

3.

Способы сохранения зрения.

1

Знать правила ухода за глазами.

4.

Одежда.

1.

2.

Личная гигиена.

Виды одежды. Значение опрятного
вида человека.
5.

Пришивание вешалки, пуговиц,
крючков, зашивание распоротого
шва.

1

1

Соблюдать правила безопасной
работы.

1

Уметь содержать в чистоте
личные вещи.

1

Уметь соблюдать правила
безопасной работы с утюгом.

6.
Стирка изделий из х/б тканей.
7.

Глаженье косынок, носовых платков,
салфеток.

Знать значение опрятного вида
человека.

5. Формирование
эстетических
потребностей, ценностей
и чувств.
6. Формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на мир в его
органичном
единстве
природной и социальной
частей.
7. Развитие
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях,
о
насущно необходимом
жизнеобеспечении
8. Овладение
социально
бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни.

29

8.

Уметь подготовить место для
приготовления пищи

Питание.
Гигиена приготовления пищи.

1

II четверть – 8 часов
1.

2.

3.

4.

Способы выбора доброкачественных
овощей и фруктов, мясных и рыбных
продуктов.
Приготовление чая и горячего
бутерброда.

1

Правила и приемы ухода за кухонной
посудой.

1

Семья.
Место работы родителей и их
должности.

5.

6.

Права и обязанности каждого члена
семьи.

Способы ведения разговора со
взрослыми сверстниками.

Уметь заваривать чай. Уметь
приготовить бутерброд.
Знать
назначение
кухонной
посуды и инвентаря, правила
ухода за ними.
Знать где работают члены семьи.

1

4. Формирование
эстетических
потребностей, ценностей
и чувств.
5. Развитие
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях,
о
насущно необходимом
жизнеобеспечении
6. Овладение
социально
бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни.

Знать обязанности членов семьи.
1

1

Расширить знания о моральноэтических нормах поведения в
общественных местах.

1

Знать способы ведения разговора
со сверстниками.

Культура поведения.
Правила поведения в музее, театре,
библиотеке.

7

1

Знать
основные
продукты
питания и названия витаминов,
содержащихся в них.

30

8

Жилище.
Гигиенические требования к жилому
помещению.

1

Знать
гигиену
помещений.

жилых

III четверть – 10 часов
Повседневная уборка жилого
помещения. Использование
пылесоса.

1

Знать о повседневной сухой
уборке.

2.

Уход за мебелью.

1

Знать, как ухаживать за мебелью.

3.

Транспорт.
1

Знать виды городского
транспорта.
Знать дорогу в школу.

1.

Городской транспорт.
4.

Моя дорога в школу.

1

5.

Пригородные поезда, Расписание.

1

6.

Торговля.
Магазины промышленных товаров.

1

Знать о разнообразии магазинов,
их назначении.

Специализированные магазины

1

Иметь представление о
магазинах.

Порядок приобретения товара.
Оплата.

1

Знать порядок приобретения
товара.

7.

8.

Расширять кругозор о
пригородном транспорте.

5. Формирование
эстетических
потребностей, ценностей
и чувств.
6. Формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на мир в его
органичном
единстве
природной и социальной
частей.
7. Развитие
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях,
о
насущно необходимом
жизнеобеспечении
8. Овладение
социально
бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни.

31

9.

Средства связи.
Основные средства связи и их
назначение.

10.

1

Почта. Письмо, посылка, бандероль.
1

Уметь
связи.

пользоваться

услугами

Знать о разнообразии средств
связи.
IV четверть – 8 часов

Почта. Денежный перевод,
телеграмма.

1

Уметь заполнять бланки с
уведомлением.

2.

Виды писем.

1

Знать виды писем.

3.

Медицинская помощь.

1.

Виды медицинской помощи
(доврачебная, врачебная).
4.

5.

6.

Виды врачебной помощи: помощь на
дому, «скорая помощь»,
амбулаторный прием,
госпитализация.
Меры предупреждения глистных
заболеваний.
Медицинские учреждения
расположенные рядом со школой.
(Экскурсия).

1

Расширять кругозор о видах
медицинской помощи.

Получить навыки общения.
1

1

Усвоить санитарногигиенические нормы.
Расширять кругозор детей.

1

5. Формирование
эстетических
потребностей, ценностей
и чувств.
6. Формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на мир в его
органичном
единстве
природной и социальной
частей.
7. Развитие
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях,
о
насущно необходимом
жизнеобеспечении
8. Овладение
социально
бытовыми
умениями,
используемыми
в

32

7.

Учреждения, организации,
предприятия.

1

Знакомить детей с объектами
ближайшего окружения.

1

Расширять
желание
творчества.

повседневной жизни.

Дошкольные учреждения (детские
сады, сад- школа). Школа, гимназия,
лицей, их назначение.
8.

Дом творчества, назначение, отделы.

кругозор
посещать

детей,
Дом

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».