Рабочая программа коррекционного курса

Приложение к адаптированной основной
общеобразовательной программе в соответствии с ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные
образовательные программы»

РАССМОТРЕНА

«УТВЕРЖДЕНА»

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школа - интернат»
(протокол № 1 от « 30» августа 2021 г.)

приказом № 12
по ГКОУ ЛО «Приморская школа интернат»
от «31 » августа 2021 г.

Рабочая программа коррекционного курса

«РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ"
для обучающихся 1- 4 классов

г. Приморск
2021

Нормативно-правовая база
Данная программа внеурочной деятельности «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся»);
2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования";
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
года N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.368521 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания" от 28.01.2021 N 2;
5. Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального
образования Ленинградской области от 20.08.2021 г. № 19 – 19495/2021 «Об
организации деятельности в 2021/2022 учебном году;
6. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
28
декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»;
7. Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
8. Другие
нормативно-правовые
документы,
регламентирующие
деятельность
образовательного учреждения.
Пояснительная записка
Целостное восприятие - важное условие правильной ориентировки в
окружающем предметном мире. Замедленность, недифференцированность, узость объема
восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки
памяти, характерные для детей с интеллектуальными нарушениями, затрудняют знакомство с
окружающим миром. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки
поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда
правильному узнаванию предъявляемого материала. Кроме того, сенсорное развитие ребенка с
интеллектуальными нарушениями в целом, значительно отстает по срокам формирования и
проходит неравномерно. Отечественные исследования показывают, что несовершенство
восприятия детей с интеллектуальными отклонениями состоит не столько в нарушениях
воспринимающих аппаратов, сколько в отклонениях в восприятии как сложной психической
функции.
2

Ученый-психолог И. М. Соловьев отмечал, что многопредметный участок
действительности оказывается для таких детей "малопредметным". Слабость обозрения
объясняется особенностями взора: то, что ребенок с нормальным развитием видит сразу, дети
с интеллектуальной недостаточностью - последовательно, а значит, воспринимают меньше и
больше деталей "теряют". Ж. И. Шиф отмечала, что дети с интеллектуальной
недостаточностью значительно позже своих сверстников начинают различать цвета, при этом,
характерным является соединение в одну группу несходных цветов и оттенков, не различение
промежуточных цветов и малонасыщенных цветовых оттенков. Своеобразие зрительного
восприятия детей с интеллектуальными нарушениями отчетливо проявляется при
рассматривании сюжетных картин, понимание которых оказывается неполным,
поверхностным, а в ряде случаев и неадекватным (И. М. Соловьев и др.).
Трудности восприятия пространства и времени замедляют процесс ориентировки в
окружающем мире. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями (Т.
И. Головина, И. М. Соловьев и др.) как один из наиболее распространенных и ярко
выраженных дефектов, встречающихся при данной патологии развития. А. П. Розова
исследовала особенности узнавания при помощи осязания объемных предметов и их
контурных изображений. По результатам исследований выявлено, что объемные изображения
легче распознаются всеми детьми. Опознание предмета с помощью осязания при включении
зрения требует активного привлечения прошлого опыта, сопоставления полученных данных с
имеющимися представлениями и знаниями о данном предмете, правильной организации
процесса обследования. Ошибки при распознавании предметов зачастую обусловлены
асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью,
недостаточной сосредоточенностью всей деятельности. Кроме того, у многих детей с
проблемами развития отмечается скованность, неполный объем движений, нарушение их
произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Слабое различение ими мышечных ощущений, неточность проприоцептивных ощущений
движения приводят к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются
пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим
недоразвитием.
Относительно разных видов ощущений и восприятия можно сослаться на положение В.
И. Лубовского о том, что всем детям с отклонениями развития свойственны снижение темпа и
качества переработки информации, ограниченность и неполнота формирования образов и
понятий.
Поисковые действия детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются
импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой
бы канал восприятия такие дети ни использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т. д.), а
по
результатам
проявляется
меньшая
полнота
и
недостаточная
точность,
односторонность.
Отметим, что выделенные особенности восприятия ярко видны у детей
с интеллектуальной недостаточностью в младшем школьном возрасте и только под влиянием
коррекционного обучения они постепенно сглаживаются.
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики, поэтому в
программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления
моторной неловкости. Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными
3

навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные
координации, но и координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон
головы при письме).
Тонкая моторика является составной частью моторных способностей
человека. Ее развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела,
оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкальноритмических
движений.
Под
термином
«тонкая
моторика»
понимаются
высокодифференцированные точные движения, преимущественно небольшой амплитуды
и силы. В социализированных движениях — это движения пальцев руки и органов
артикуляционного аппарата. Тонкую моторику необходимо развивать на основе общей
моторики, в системе параллельного формирования всех основных видов моторных
способностей.
Развитие моторики влияет на развитие других систем. В частности,
многочисленными исследованиями (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, В. В. Цвынтарный и др.)
доказана зависимость развития речи от степени сформированности тонких движений рук.
Учеными Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук
(Е. Н. Исенина, М. М. Кольцова и др.) подтверждена связь интеллектуального развития
и пальцевой моторики.
Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости
движений пальцев и кистей рук; движения недостаточно четки и координированы. Это
особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с
мелкими деталями (мозаикой, конструктором, пазлами), а также при выполнении бытовых
манипуляторных действий: шнуровка, завязывание бантов, плетение косичек, застегивание
кнопок, крючков, слипов и др.
Цель программы "Развитие психомоторики и сенсорных процессов": дать ребенку
правильное
многогранное
полифункциональное
представление
об
окружающей
действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более
эффективной социализации в обществе на основе создания оптимальных условий познания
каждого
объекта
в
совокупности
сенсорных
свойств,
качеств,
признаков.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
 обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений
наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и
отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
 формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного
восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их
свойств;
 коррекция недостатков
познавательной
деятельности
детей
в
процессе
систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия
формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в
пространстве;
 формирование пространственно-временных ориентировок;
 развитие слухоголосовых координаций;

4

 формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем
многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков,
ритмов);
 совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
 обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей
терминологии;
 исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной
координации;
 формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Место предмета в учебном плане
Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной
и эмоционально-волевой сферы деятельности младших школьников с интеллектуальной
недостаточностью, их потенциальных возможностей .Курс занятий имеет коррекционную
направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической,
музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода
упражнения и игры. Отметим, что данные занятия ни в коей мере не подменяют
коррекционную направленность всего процесса обучения в коррекционной школе или
классах. Они предназначены исключительно для тех детей, которые испытывают
значительные трудности в усвоении учебного материала вследствие недостаточного развития
перцептивной (сенсорной) сферы. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки
для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для
возможности дальнейшего обучения. Занятия по сенсомоторному развитию:
 способствуют подготовке детей к восприятию учебного материала на уроках
математики, русского языка, развития речи, ручного труда, рисования, физкультуры;
 восполняют имеющиеся пробелы в знаниях, что в итоге будет помогать более
успешному овладению учащимися содержанием начальной ступени обучения;
 корригируют (ослабление или исправление) имеющихся отклонений в развитии
ребенка.
Согласно учебному плану ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат» занятия по курсу
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов”проводятся: в 1 классе – 3 часа в
неделю, во 2- 4 классах - 2 раза в неделю (1 класс - 99 часов в год; во 2,3,4 классах– по 68
часов в год).
Программа формирования БУД
1 класс
Личностные
Коммуникативные
Познавательные
Уважительно
Формирование умения Формирование
относится
к слушать педагога и умения
понимать
одноклассникам и одноклассников,
инструкции педагога,
педагогу;
отвечать
на соотносить
свои
формировать
поставленные вопросы. действия
с
навыки игрового
инструкцией

Регулятивные
Формирование умения
вести
себя
в
соответствии
с
правилами
занятий,
выполнять
инструкцию;
5

поведения, интерес
к
окружающему
предметному миру
и
его
исследованию
с
использованием
разных
анализаторов.
Личностные
Формировать
интерес
к
окружающему
предметному миру
и
его
исследованию
с
использованием
разных
анализаторов,
обозначать
речевыми
конструкциями
свойства
предметов.
Личностные
Интерес
к
окружающему
предметному миру
и
его
исследованию
с
использованием
разных
анализаторов,
обозначать
речевыми
конструкциями
свойства
предметов.

педагога; сортировать принимать
анализировать,
игры.
классифицировать,
исследовать
предметы
по
1
признаку.

2 класс
Коммуникативные
Познавательные
Формирование умения Формирование
слушать педагога и умения
понимать
одноклассников,
инструкции педагога,
отвечать
на соотносить
свои
поставленные вопросы. действия
с
инструкцией
педагога; сортировать
анализировать,
классифицировать,
исследовать
предметы
по
2
признакам.

3 класс
Коммуникативные
Познавательные
Формирование умения Сортировать
слушать педагога и предметы по 3-4
одноклассников,
признакам
на
отвечать
на наглядном
и
поставленные вопросы. словесном материале;
анализировать
и сравнивать
предметы
по
нескольким
признакам
(форма,
величина,
цвет);
классифицировать,
обобщать предметы
по
заданным
признакам
;классифицировать
предметы
и
их

правила

Регулятивные
Формирование умения
вести
себя
в
соответствии
с
правилами
занятий,
выполнять
инструкцию;
принимать
правила
игры;
находить
и
исправлять
свои
ошибки.

Регулятивные
Начинать
и
заканчивать
выполнение заданий
по команде педагога;
уметь
выполнять
действие по образцу,
заданному
правилу,
инструкции.

6

Личностные
Интерес
к
окружающему
предметному миру
и
его
исследованию
с
использованием
разных
анализаторов,
обозначать
речевыми
конструкциями
свойства
предметов.

изображения
по
признаку
соответствия
знакомым сенсорным
эталонам,
делать
простейшие
обобщения
4 класс
Коммуникативные
Познавательные
Формирование умения Сортировать
слушать педагога и предметы по 3-4
одноклассников,
признакам
на
отвечать
на наглядном
и
поставленные вопросы. словесном материале;
анализировать
и сравнивать
предметы
по
нескольким
признакам
(форма,
величина,
цвет);
классифицировать,
обобщать предметы
по
заданным
признакам;
Классифицировать
предметы
и
их
изображения
по
признаку
соответствия
знакомым сенсорным
эталонам,
делать
простейшие
обобщения.

Регулятивные
Находить
и
исправлять ошибки в
выполнении заданий у
себя и одноклассников

7

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
адаптированной основной общеобразовательной программы: личностные и
предметные
1 класс
Предметные результаты
Минимальный уровень
— с помощью педагога выполнять действия по инструкции;
— с помощью педагога пользоваться письменными принадлежностями, копировать
несложные изображения;
— с помощью педагога анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных
признаков: форма, величина, цвет;
— с помощью педагога различать и называть основные цвета;
— с помощью педагога классифицировать геометрические фигуры;
— с помощью педагога составлять предмет из 2—3 частей;
— с помощью педагога определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;
— с помощью педагога зрительно определять и называть отличительные и общие
признаки двух предметов;
— с помощью педагога классифицировать предметы и их изображения по признаку
соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;
— с помощью педагога различать речевые и неречевые звуки;
— с помощью педагога ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа
бумаги;
— с помощью педагога выделять части суток и определять порядок дней недели.
Достаточный уровень
— целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
— правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные
изображения;
— анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма,
величина, цвет;
— различать и называть основные цвета;
— классифицировать геометрические фигуры;
— составлять предмет из 2—3 частей;
— определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;
— зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов;
— классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым
сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;
— различать речевые и неречевые звуки;
— ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;
— выделять части суток и определять порядок дней недели.

8

Личностные результаты
Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

-принятие и освоение социальной роли
обучающегося;
-развитие навыков сотрудничества со
взрослыми в разных социальных
ситуациях;
-формирование установки на безопасный
образ жизни;
-развитие бережного отношения к книге.

-развитие навыков коммуникации;
-формирование способности к осмыслению
социального окружения, своего места в нём;
-принятие и освоение социальной роли
обучающегося;
-развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
-формирование установки на безопасный
образжизни;
-развитие мотивации к учению;
-развитие бережного отношения к книге.

2 класс
Предметные результаты
Минимальный уровень
— с помощью педагога выполнять движения по трехзвенной инструкции;
— с помощью педагога выполнять выразительные движения;
— с помощью педагога согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;
— с помощью педагога рисовать и обводить по трафарету, штриховать;
— с помощью педагога определять различия между предметами по форме, величине,
цвету, обозначать их словом;
— с помощью педагога различать и называть основные цвета и их оттенки;
— с помощью педагога конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур;
— с помощью педагога узнавать предмет по части;
— с помощью педагога определять на ощупь разные свойства предметов (по
поверхности, весу, температуре) и называть их;
— с помощью педагога находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных
картинках;
— с помощью педагога делать элементарные обобщения на основе сравнения и
различения предметов и их изображений;
— с помощью педагога различать вкусовые качества;
— с помощью педагога сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности
звучания;
— с помощью педагога различать характер мелодии;
— с помощью педагога ориентироваться в помещении, двигаться в заданном
направлении;
9

— с помощью педагога соотносить времена года с названиями месяцев.
Достаточный уровень
—выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога;
—выполнять выразительные движения;
—согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;
—рисовать и обводить по трафарету, штриховать;
—определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их
словом;
—различать и называть основные цвета и их оттенки;
—конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур;
—узнавать предмет по части;
—определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре)
и называть их;
— находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках;
—делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их
изображений;
—различать вкусовые качества;
—сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;
—различать характер мелодии;
—ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
—соотносить времена года с названиями месяцев.
Личностные результаты
Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

-развитие навыков коммуникации;
-формирование способности к осмыслению
социального окружения, своего места в нём;
взаимодействия;
-принятие и освоение социальной роли
обучающегося;
-развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
-формирование установки на безопасный
образ жизни;
-развитие мотивации к учению;
-развитие бережного отношения к
школьным принадлежностям, книге.

-развитие навыков коммуникации, принятие
норм социального взаимодействия;
-формирование способности к осмыслению
социального окружения, своего места в нём;
-освоение социальной роли обучающегося;
-развитие навыков сотрудничества взрослыми
сверстниками в разных социальных ситуациях;
-проявление доброжелательности взаимопомощи;
-формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни;
-развитие мотивации к учению, работе на
результат;
-развитие бережного отношения к природе;
-овладение социально-бытовыми навыками,
используемыми в повседневной жизни.

10

3 класс
Предметные результаты
Минимальный уровень
—с помощью педагога целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции;
— с помощью педагога дорисовывать незаконченные изображения;
— с помощью педагога группировать предметы по двум заданным признакам формы,
величины или цвета, обозначать их словом;
— с помощью педагога составлять цветовую гамму от темного до светлого тона
разных оттенков;
— с помощью педагога конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических
фигур;
— с помощью педагога определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в
слове качества и свойства предметов;
— с помощью педагога зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко
выраженным качествам, определять их словом;
— с помощью педагога классифицировать предметы и явления на основе выделенных
свойств и качеств;
— с помощью педагога различать запахи и вкусовые качества, называть их;
— с помощью педагога сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке;
— с помощью педагога действовать по звуковому сигналу;
— с помощью педагога адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;
выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
— с помощью педагога определять время по часам.
Достаточный уровень
— целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции
педагога;
— дорисовывать незаконченные изображения;
— группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета,
обозначать их словом;
— составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков;
— конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур;
— определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и
свойства предметов;
— зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам,
определять их словом;
— классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
— различать запахи и вкусовые качества, называть их;
— сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке;
— действовать по звуковому сигналу;
—адекватно ориентироваться на плоскости в пространстве;
— определять время по часам.

11

Личностные результаты
Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

-развитие навыков коммуникации
Принятие норм социального
взаимодействия;
-формирование способности к
осмыслению социального
окружения, своего места в нём;
-освоение социальной роли обучающегося;
-развитие навыков сотрудничества со
Взрослыми сверстниками в разных
социальных ситуациях;
-проявление доброжелательности и
взаимопомощи;
-формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни;
-развитие мотивации к учению, работе на
результат;
-развитие бережного отношения к
природе;
-овладение социально-бытовыми
навыками, используемыми в повседневной
жизни;
-развитие самостоятельности: выполнение
задания без текущего контроля учителя.

-развитие навыков коммуникации и принятие
норм социального взаимодействия;
-формирование способности к осмыслению
социального окружения, своего места в нём;
-освоение социальной роли обучающегося;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-проявление доброжелательности и
взаимопомощи;
-формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни;
-развитие мотивации к учению, работе на
результат;
-развитие бережного отношения к природе;
-овладение социально-бытовыми навыками,
используемыми в повседневной жизни;
-развитие самостоятельности:выполнение
задания без текущего контроля учителя;
-осознание себя как гражданина России.

4 класс
Предметные результаты
Минимальный уровень
— с помощью педагога целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной
инструкции, составлять план действий;
— с помощью педагога выполнять точные движения при штриховке двумя руками;
— с помощью педагога пользоваться элементами расслабления;
— с помощью педагога группировать предметы по двум самостоятельно выделенным
признакам, обозначать их словом;
— с помощью педагога смешивать цвета, называть их;
— с помощью педагога конструировать сложные формы из 6—8 элементов;
— с помощью педагога находить нереальные элементы нелепых картинок;
— с помощью педагога определять противоположные качества и свойства предметов;
— с помощью педагога самостоятельно классифицировать предметы по различным
признакам;
12

— с помощью педагога распознавать предметы по запаху, весу, температуре,
поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;
— с помощью педагога определять на слух звучание различных музыкальных
инструментов;
— с помощью педагога моделировать расположение предметов в заданном
пространстве;
— с помощью педагога определять возраст людей.
Достаточный уровень
— целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога,
составлять план действий;
— выполнять точные движения при штриховке двумя руками;
— пользоваться элементами расслабления;
— группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать
их словом;
— смешивать цвета, называть их;
— конструировать сложные формы из 6—8 элементов;
— находить нереальные элементы нелепых картинок;
— определять противоположные качества и свойства предметов;
—самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;
— распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты
питания по запаху и вкусу;
— определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
— моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
— определять возраст людей.
Личностные результаты
Минимальный уровень:
-развитие навыков коммуникации
Принятие норм социального взаимодействия;
-формирование способности к осмыслению
социального окружения, своего места в
нём;
-освоение социальной роли обучающегося;
-развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
-проявление доброжелательности и
взаимопомощи;
-формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни;
-развитие мотивации к учению, работе на
результат;

Достаточный уровень:
-развитие навыков коммуникации и принятие
норм социального взаимодействия;
-формирование способности к осмыслению
социального окружения, своего места в нём;
-развитие навыков сотрудничества со
Взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
-проявление эмоционально-нравственной
отзывчивости, доброжелательности и
взаимопомощи;
-формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни;
-формирование бережного отношения к
материальным и духовным ценностям;
-развитие мотивации к учению, работе на
13

-развитие бережного отношения к природе;
-овладение социально-бытовыми навыками,
используемыми в повседневной жизни;
-развитие самостоятельности: выполнение
задания без текущего контроля учителя;
-овладевать социально-бытовыми
навыками, используемыми в повседневной
жизни;
-осознание себя как гражданина России.

результат;
-развитие бережного отношения к природе;
-овладение социально-бытовыми навыками,
используемыми в повседневной жизни;
-проявление готовности к самостоятельным
действиям;
-осознание себя как граждан на России,
Формирование чувства гордости за свою
Родину.

Содержание учебного курса 1 класс (99 часов)
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (3 часа)
Развитие моторики, графомоторных навыков (20 часов)
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по
инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий
и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и
координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные
упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений
рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по
трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
Тактильно-двигательное восприятие (8часов)
Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином,
тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения
(холодный — горячий). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый
— легкий).
Кинестетическое и кинетическое развитие (6 часов)
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних
конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом
положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок
зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (24 часа)
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений.
Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация
предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором.
Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине;
обозначение словом (высокий — низкий, выше — ниже, одинаковые и т. д.). Различение и
выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый).
Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2—3 детали).
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2—3 детали с разрезами по
диагонали).
14

Развитие зрительного восприятия (7 часов)
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов,
состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное
восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение
изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для
профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств,
барических ощущений) (6 часов)
Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение на вкус
(кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах
приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса
(тяжелый — легкий).
Развитие слухового восприятия (8 часов)
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и
музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и
речевым звукам.
Восприятие пространства (9 часов)
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой
(левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу,
над — под, справа — слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад
и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду
(порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ),
правая (левая) сторона).
Восприятие времени (10 часов)
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи
временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера,
сегодня, завтра. Дни недели.
Содержание учебного курса 2 класс (68 часов)
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 часа)
Развитие моторики, графомоторных навыков (14 часов)
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех
звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая
гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических
навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях.
Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация.
Графический диктант по показу.
Тактильно-двигательное восприятие (4 часа)
Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие,
гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру.
Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.

15

Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Восприятие
чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение
барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа)
Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей
тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа
«Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки
животных, природные явления).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (14 часов)
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение двух-трех предметов
по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом.
Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме).
Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку.
Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Сигнальная роль
цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре
детали — машина, дом и т. д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов.
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с
разрезами по диагонали).
Развитие зрительного восприятия (5 часов)
Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной
памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов.
Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение наложенных
изображений предметов (3—4 изображения). Запоминание 3—4 предметов, игрушек
и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики
и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств,
барических ощущений) (6 часов)
Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение
температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое — горькое,
сырое — вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий —
мягкий, свежий — испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата,
гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по
весу (тяжелый — средний — легкий).
Развитие слухового восприятия (5 часов)
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка,
барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости
и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру
(веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых
людей.
Восприятие пространства (7 часов)

16

Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в
заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле
листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в
вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных
отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности
парты.
Восприятие времени (7 часов)
Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена
года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат,
стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).
Содержание учебного курса 3 класс (68 часов)
Обследование вновь принятых детей (1 час)
Развитие моторики, графомоторных навыков (12 часов)
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель,
«Кольцеброс», игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трехи четырехзвенной инструкции педагога. Развитие моторики рук. Пальчиковая гимнастика с
речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание,
развязывание, застегивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических
фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров.
Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру
предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации.
Тактильно-двигательное восприятие (5 часов)
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие — жесткие,
мелкие — крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая,
пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2—3 предложенных. Работа с
глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной
мозаикой.
Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных
предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трех
предметов (тяжелее — легче — самый легкий); взвешивание на ладони; определение веса на
глаз.
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа)
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких
частей лица и тела (глаза, рот, пальцы и т. д.). Выполнение упражнений по заданию педагога,
вербализация собственных ощущений. Выразительность движений — имитация животных
(походка гуся, зайца, кенгуру и т. д.), инсценирование.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (14 часов)
Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки.
Сравнение и обозначение словом формы 3—4 предметов. Сравнение двух объемных
геометрических фигур — круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического
конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум
параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей
предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4—5 предметов по заданному
17

признаку величины. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Узнавание предмета по его
отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких
деталей (5—6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5
деталей с разрезами по диагонали и вертикали).
Развитие зрительного восприятия (6 часов)
Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование
бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа
«Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение
отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трех
предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для
профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых
качеств, барических ощущений) (6 часов)
Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных
предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное
обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость,
вязкость). Измерение объема сыпучих тел с помощью условной меры. Дифференцировка
ощущений чувства тяжести (тяжелее - легче); взвешивание на ладони; определение веса на
глаз.
Развитие слухового восприятия (6 часов)
Определение направления звука в пространстве (справа - слева - спереди - сзади).
Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание
музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.
Восприятие пространства (7 часов)
Ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия: выше — ниже, левее —
правее, рядом и др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием
предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного
расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога.
Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4
равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение
и перемещение предметов по инструкции педагога.
Восприятие времени (7 часов)
Определение времени по часам. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год).
Длительность временных интервалов (1 ч, 1 мин, 1 c). Времена года, их закономерная смена.
Содержание учебного курса 4 класс (68 часов)
Обследование вновь принятых детей (1 час)
Развитие моторики, графомоторных навыков (10 часов)
Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении
упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трехи четырехзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности.
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности
мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических
18

фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с
усложненным заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.
Тактильно-двигательное восприятие (5 часов)
Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы
(выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т. д.). Нахождение на ощупь
двух одинаковых контуров предмета из 4—5 предложенных. Закрепление тактильных
ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое - еще суше,
влажное — мокрое), их словесное обозначение. Определение веса различных предметов на
глаз. Измерение веса разных предметов на весах.
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа)
Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела;
вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку,
подбросить мяч, наколоть дров и т. д.). Упражнения на расслабление и снятие мышечных
зажимов.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (11 часов)
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение
словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины,
цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 56 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов.
Смешение цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зеленый огурец и т. д.).
Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию.
Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных геометрических
фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей на
разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).
Развитие зрительного восприятия (8 часов)
Формирование
произвольности
зрительного
восприятия;
дорисовывание
незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти.
Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной
последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале
(2- 3предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов нелепых
картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых
качеств, барических ощущений) (7 часов)
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше,
влажное — мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью
измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха).
Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее). Ароматы
(парфюмерные, цветочные и др.). Измерение веса разных предметов на весах. Измерение
объема жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов
(чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный) и противоположные действия,
совершаемые с предметами (открыть — закрыть, одеть — раздеть, расстегнуть — застегнуть).
19

Развитие слухового восприятия (6 часов)
Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости,
длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений
на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.
Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребенка и взрослого.
Восприятие пространства (8 часов)
Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений.
Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения;
предоставление словесного отчета. Моделирование расположения различных объектов по
отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование
пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление
словесного отчета. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе
бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного
(горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение
и перемещение на нем предметов, игрушек.
Восприятие времени (8 часов)
Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов.
Работа с календарем и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных
событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.
Для решения поставленных задач в программе применяются следующие технологии:
 информационные технологии;
 игровые технологии;
 здоровье сберегающие технолологии;
 личностно – ориентированные.
Фомы организации деятельности обучающихся. Базовыми подходами к преподаванию
дисциплины являются:
1. системно-деятельностный подход;
2. компетентностный подход;
3. личностно-ориентированый подход;
4. индивидуальный и дифференцированный
5. систематичность и комплексность воздействия на все органы чувств ребенка;
6. последовательное нарастание требований к восприятию детей.
Методы и приёмы обучения:
 создание ситуации занимательности, ситуаций успеха;
 использование познавательных игр;
 словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;
 наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;
 практические методы – упражнения, дидактические, сюжетно-ролевые игры,
практические действия ( конструирование, аппликация, выполнение работ из
различных материалов,), опыты.
Формы контроля – диагностика сенсорного развития на начало и конец учебного года

20

Материально-техническая база.
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметнопространственная развивающая среда:
 функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсо-моторных
функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные
пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски
цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
 игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития
крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная "тропа"
для ног, массажный коврик, полусфера и др.);
 оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью
(магнитофон, набор аудио- и видеокассет для релаксации, звучащие музыкальные
инструменты, изобразительные материалы и др.);
 разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки,
элементы одежды, принадлежности для аромотерапии и др.).
Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы рабочей
программе «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Класс/программа Перечень используемых оценочных
Перечень используемых
средств
методических материалов
«Развитие
Х. Зиннхубер, Как развивается ваш
психомоторики и ребенок, таблицы сенсомоторного Л. А. Метиева, Э. Я.
Развитие
сенсорных
развития, игры и упражнения, Москва, Удалова,
сенсорной сферы детей,
процессов» (1-4 2009
Москва, Просвещение,2009
класс)
Л. Б. Баряева, Сборник
программ
коррекционных
курсов
для
детей
и
подростков
с
глубокой
умственной
отсталостью,
СПБ, 2015
Джин Айрес, Сенсорная
интеграция, Москва, 2009
А. Л. Венгер, Дидактические
игры и упражнения по
сенсорному
воспитанию
дошкольников, М., 2009
Е.
А.
Алябьева
«Психогимнастика
в
начальной
школе»,
издательство
Москва,
Творческий центр «Сфера»,
2005

21

Календарно-тематическое планирование «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
1 класс
№ п/п

Название раздела, тематика занятий

Количество
часов

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

1

Развитие моторики, графомоторных навыков

20

2

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий
и движений по инструкции педагога (бросание в цель)

2

3

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий
и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения)

2

4

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)

2

5-6

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела
(повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т. д.)

2

7-8

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

2

9-10

Развитие навыков владения письменными принадлежностями
(карандашом, ручкой)

2

11-12

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка

2

13

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков,
нанизывание бусин)

2

14

Работа в технике рваной аппликации

2

15

Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос

2

Тактильно-двигательное восприятие

8

Определение на ощупь величины предмета (большой — маленький —
самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

2

1

16

Дата

17

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов

2

18

Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение»

2

19

Игры с крупной мозаикой

2

Кинестетическое и кинетическое развитие

6

20

Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация
собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется»

2

21

Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для
ног, «акробаты», имитация ветра)

1

22

Движения и позы головы по показу, вербализация собственных
ощущений

1

23

Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки
зверей)

2

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

24

24-25

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур
(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

2

26-27

Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом

2

28

Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые,
квадратные, прямоугольные, треугольные)

2

29

Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по
форме»

2

30

Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный напольный
«Лего»)

2

31

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета)

1

23

32

Различение предметов по величине (большой — маленький)

1

33

Сравнение двух предметов по высоте и длине

1

34

Сравнение двух предметов по ширине и толщине

1

35

Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по
образцу

2

36

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий,
черный, белый)

1

37

Дидактическая игра «Назови цвет предмета»

1

38

Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай,
какого цвета»

1

39-40

Конструирование объемных предметов из составных частей (2—3 детали)

2

Составление целого из частей (2—3 детали) на разрезном наглядном
материале

2

Развитие зрительного восприятия

7

42

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование
предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога)

2

43

Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра
«Сравни предметы»

1

44

Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола — ножки, у
стула — спинки, у ведра — ручки)

1

45

Дидактическая игра «Что изменилось» (3—4 предмета)

1

46

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

2

Восприятие особых свойств предметов

5

41

24

47

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный —
горячий), обозначение словом

1

48

Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый).
Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

1

49

Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах).
Дидактическая игра «Определи по запаху»

1

50

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий).
Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести

2

Развитие слухового восприятия

8

Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение,
жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух»

2

53

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест
листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных
произведений

2

54

Различение речевых и музыкальных звуков

2

55

Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных)

2

Восприятие пространства

9

56

Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или
левая нога)

1

57

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.)

1

58

Ориентировка в помещении (классная комната). Определение
расположения предметов в помещении

1

59

Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем
месте и т. д.)

1

51-52

25

60

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая
сторона)

1

61

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных
геометрических фигур

2

62

Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра
«Расположи верно»

2

Восприятие времени

10

Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической
модели «Сутки»

2

65

Последовательность событий (смена времени суток)

2

66

Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»

2

67

Неделя. Семь суток. Порядок дней недели

2

68

Дидактическая игра «Веселая неделя»

2

63-64

Календарно-тематическое планирование по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
2 класс
№ п/п

Название раздела, тематика занятий

1-2

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий
Развитие моторики, графомоторных навыков

3-4
5-6
7

Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел; «Кольцеброс»)
Координация движений (игры с мячом, обручем)
Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции
педагога (2 шага вперед — поворот направо и т. д.)
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром,

8
9

Количество
часов
2
14

Дата

2
2
1
1
1
26

10-11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

25-26
27
28
29
30
31
32
33

нанизывание бус)
Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету
Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур
Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога)
Графический диктант (по показу)
Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных,
квадратных, треугольных форм
Работа в технике объемной аппликации
Тактильно-двигательное восприятие

2
1
1
1
1
1
4

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие,
жесткие, холодные, теплые)
Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра
«Волшебный мешочек»
Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние)
Игры со средней мозаикой
Кинестетическое и кинетическое развитие

1

Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по
инструкции педагога)
Движения и положения головы (по инструкции педагога), вербализация
собственных ощущений
Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало»
Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений)

1

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

14

Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб)
Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные)
Сравнение 2—3 предметов по высоте и толщине
Сравнение 2—3 предметов по длине и ширине
Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога
Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога
Составление сериационных рядов по величине из 3—4 предметов по
заданному признаку
Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого
цвета»

2
1
1
1
1
1
1

1
1
1
4

1
1
1

1
27

34

Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери
предмет такого же цвета»

1

35

Конструирование предметов из геометрических фигур (2—4 детали)

1

36

Выделение и различение частей знакомых предметов (стул — спинка,
ножки, сиденье; шкаф — дверцы, стенки и т. д.)

1

Составление целого из частей (3—4 детали) на разрезном наглядном
материале

2

Развитие зрительного восприятия

5

39

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов,
состоящих из 3—4 деталей (по инструкции педагога)

1

40

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок)

1

41

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—
5 предметов)

1

42

Различение наложенных изображений предметов (2—3 изображения)

1

43

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

1

Восприятие особых свойств предметов

6

44

Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения
температуры (градусник)

1

45

Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное).
Дидактическая игра «Узнай на вкус»

1

46-47

Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий — мягкий; пищевые
запахи), обозначение словом ощущений

2

48-49

Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок
и т. д.), словесное обозначение барических ощущений

2

Развитие слухового восприятия

5

50

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов
(погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен)

1

51

Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные

1

37-38

28

и речевые звуки)
52

Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание
музыкальных произведений

1

53

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)

1

54

Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу)

1

Восприятие пространства

7

55

Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении,
обозначение словом направления движения

1

56

Ориентировка в школьном помещении, понятия «дальше — ближе»

1

57

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов)

1

58

Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле
листа

1

59

Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле
листа, словесное обозначение пространственных отношений между
предметами

1

60

Пространственная ориентировка на поверхности парты

1

61

Дидактическая игра «Определи положение предмета», вербализация
пространственных отношений с использованием предлогов

1

Восприятие времени

7

Порядок месяцев в году

2

64

Времена года. Работа с графической моделью «Времена года»

1

65

Знакомство с часами (циферблат, стрелки)

1

66

Меры времени (секунда, минута, час, сутки)

1

Определение времени по часам. Игры с моделью часов

2

62-63

67-68

29

Календарно-тематическое планирование по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
3 класс
№ п/п
1

Название раздела, тематика занятий
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных
занятий
Развитие моторики, графомоторных навыков

Количество
часов
1
12

2

Упражнения на развитие меткости («Кольцеброс», дартс, «Тир»)

1

3

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по
инструкции педагога)
Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной
инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг
назад и т. д.)
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание,
развязывание, шнуровка, застегивание)
Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных
направлениях
Рисование бордюров по образцу
Графический диктант (зрительный и на слух)
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений
Работа в технике объемной и рваной аппликации
Тактильно-двигательное восприятие

1

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств
(мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы)
Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая,
пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)»
Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание,
вдавливание). Лепка «Овощи»
Игры с сюжетной мозаикой
Кинестетическое и кинетическое развитие

1

Формирование ощущений от статических и динамических поз

2

4

5
6
7
8
9-10
11-12
13
14
15-16
17
18
19-20

Дата

1

1
1
1
1
2
2
1
5

2
1
1
4

30

21-22

23
24
25
26
27
29-30
31
32
33
34
35
36-37

38
39
40
41
42
43
44

различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных
ощущений
Выразительность движений (имитация повадок животных,
инсценирование школьных событий)
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

2
14

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета)
Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала
Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по
инструкции
Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум
параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.)
Дидактическая игра «Часть и целое»
Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов
Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку
Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные
Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности
одного цвета
Дидактическая игра «Цветик-семицветик»
Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание
незаконченных изображений знакомых предметов
Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей
(пазлы, настольный «Лего»)
Развитие зрительного восприятия

1
1
1

Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз.
Рисование бордюров по наглядному образцу
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном
материале (сравнение двух картинок)
Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными
качествами или свойствами
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?»
Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же»)
Упражнения для профилактики и коррекции зрения
Восприятие особых свойств предметов

1

Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение.

1

1
1
2
1
1
1
1
1
2
6

1
1
1
1
1
6
31

Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг,
чайник)
45

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение

1

46-47

Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть,
вязкость, растворимость)

2

48-49

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее —
легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз

2

Развитие слухового восприятия

6

Определение направления звука в пространстве (справа — слева —
спереди — сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»

1

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на
определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня»

2

53

Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона

1

54

Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков

1

55

Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы — барабанщики»

1

Восприятие пространства

7

56

Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация
пространственных отношений с использованием предлогов

1

57

Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении
задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь»

1

58

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате.
Дидактическая игра «Обставим комнату»

1

59

Деление листа на глаз, на две и четыре равные части

1

60

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях
листа

1

61

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске
(вертикальное расположение листа)

1

50
51-52

32

Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты

1

Восприятие времени

7

Определение времени по часам

2

65

Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч)

1

66

Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин»

1

67

Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год)

1

68

Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это
бывает?»

1

62

63-64

Календарно-тематическое планирование по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
4 класс
№ п/п
1

2
3
4

5
6-7
8
9
10

Название раздела, тематика занятий
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных
занятий
Развитие моторики, графомоторных навыков
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по
инструкции педагога)
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один
хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.)
Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции
педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад),
словесный отчет о выполнении
Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика,
«Лего», соединение колец в цепочку)
Графический диктант с усложненными заданиями
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат,
треугольник)
Дорисовывание симметричной половины изображения
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка,

Количество
часов
1

Дата

10
1
1
2

1
2
1
1
1
33

снежинка, яблоко)
Тактильно-двигательное восприятие
11-12
13
14
15
16
17
18-19

5

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам
и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий)
Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной
Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами)
Игры с мелкой мозаикой
Кинестетическое и кинетическое развитие

2

Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции
педагога), вербализация поз и действий
Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов
Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч,
наколоть дров, прополоскать белье)
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

1

1
1
4

1
2
11

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по
инструкции.
Дидактическая игра «Часть и целое»
Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным
признакам из 4—5 предметов
Использование простых мерок для измерения и сопоставления
отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)
Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки)
Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет»
Конструирование сложных форм предметов («Технический
конструктор», мелкие пазлы)
Узнавание предмета по одному элементу
Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра
«Узнай по описанию»
Развитие зрительного восприятия

1

33-34

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном
материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок)

2

35-36

Нахождение нелепиц на картинках

2

20
23
24
25-26
27
28
29
30
31-32

1
1
2
1
1
1
1
2
8

34

37

Дидактическая игра «Лабиринт»

2

38

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по
памяти»

1

39

Профилактика зрения. Гимнастика для глаз

1

Восприятие особых свойств предметов

7

40

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое —
влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение

1

41-42

Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды,
воздуха

2

43

Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий —
слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение

1

44

Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов,
парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху»

1

45

Упражнения в измерении веса предметов на весах.

2

Развитие слухового восприятия

6

50

Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых,
музыкальных)

1

51

Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых,
речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий
(высокий) звук»

1

52

Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра
«Запрещенный звук»

1

53

Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.
Дидактическая игра «Угадай, что звучит»

1

54

Формирование чувства ритма. Игровые упражнения

1

55

Дидактическая игра «Угадай по голосу»

1

Восприятие пространства

8

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции

2

56-57

35

58

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем
пространстве

1

59

Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация
пространственных отношений

2

60

Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога
(расстановка мебели в кукольной комнате)

2

61

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный,
альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально,
вертикально, под углом)

1

Восприятие времени

8

Определение времени по часам

2

Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги
минутку»

2

65

Работа с календарем и моделью календарного года

1

66

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

1

67

Последовательность основных жизненных событий

1

68

Возраст людей

1

62
63-64

Учебно-методическое обеспечение:
1. Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я.
Удалова. – М. : Книголюб, 2007 - 119 с. - (Специальная психология)
2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика : (дошкольный возраст : советы педагогам и родителям по подготовке к обучению
детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997 – 304 с.
3. Фомина Л.В. Сенсорное развитие : программа для детей в возрасте 5-6 лет/Л.В. Фомина. - М. : Сфера, 2001 - 77 с. : ил.
36

4. Р.Волков «Радужная страна» Знакомство с цветом./ Р.Волков –Волгоград «Учитель» 2003г -56 с.
5. Алябьева Е.А Занятия по психогимнастике. Методическое пособие./Е.А. Алябьева-М.:Сфера,2008.-158 с.
6. Чистякова М.И Психогимнастика./ М.:-Сфера, 1990г
7. Вачков И.В. «Сказкотерапия» М. Ось-89 2001г.
8. Короткова Л.Д. « Сказкотерапия для детей дошкольного и школьного возраста» ЦГЛ М. 2003 г.
9. Самоукина Н.В. «Первые шаги школьного психолога» Дубна «Феникс» 2002г
10. Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника» ЦГЛ Москва 2004г
11. Диагностический альбом Цветковой М.Ю., Семенович А.С. «Диагностика топологических свойств нервной системы», Н.Я.
Семаго, М.М. Семаго «Оценка развития познавательной деятельности ребенка (дошкольный и младший школьный возраст)»
С-П., «Триумф», 2007г.
12. А. В. Семенович «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте», М, «Академия», 2002

37

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».