Рабочая программа коррекционного курса

Приложение
к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в соответствии с БУП 2002 г.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской
области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
(протокол № 01 от «30» августа 2021 года)

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат»
от «31» августа 2021года

Рабочая программа коррекционного курса
«Познай себя»
(7 – 8 классы)

г. Приморск

2021

Нормативно-правовая база
Данная программа внеурочной деятельности «Познай себя» составлена на
основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020
г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»);
2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)»;
3. Приказ Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования";
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания" от 28.01.2021 N 2;
5. Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и
профессионального образования Ленинградской области от 20.08.2021 г. №
19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28декабря
2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования»;
7. Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
8. Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность
образовательного учреждения.
Пояснительная записка
Значительная часть отрочества ребенка проходит в школьных стенах. Поэтому
школа призвана не только передать необходимые знания по предметам, но и
способствовать правильной социализации, подготовить детей к самостоятельной жизни.
Приоритетной задачей в образовании детей с интеллектуальной недостаточностью
является задача их социальной адаптации. Развитие механизмов адаптации у детей с
интеллектуальным недоразвитием имеет свою специфику. Интеллектуальный компонент в
ходе возрастного развития не становится ведущим. Ребенок с недоразвитием
познавательной сферы не имеет возможности осуществлять полноценный
интеллектуальный контроль над эмоциональной сферой. Однако, по сравнению с другими

психическими процессами, эмоциональная сфера этих детей более сохранна. (С. Д.
Забрамная). Фактор взаимообусловленности эмоциональных явлений и процессов
познания и отражения предоставляет возможность использования эмоциональной сферы в
качестве обходного пути для развития адаптивных и интеллектуальных способностей этой
категории учащихся (Л. С. Выготский, С. Д. Забрамная).
В связи с трудностью усвоения детьми данной категории моральных норм и
принципов целесообразно организовывать деятельность, в которой дети смогли бы
интериоризировать нормы социального взаимодействия
Поэтому важно успеть заложить основы личностно-эмоциональной защищенности
школьников, сформировать у ребят психологические умения самопомощи и безопасного
взаимодействия с другими.
Программа «Познай себя» имеет социальную и профилактическую направленность
возможного
неблагополучия
в
психическом
и
личностном
развитии
школьников,способствует
развитию эмоционально-волевой, коммуникативной,
личностной сферы обучающихся, формированию социально одобряемых форм поведения,
повышению мотивации обучения.
Предлагаемый курс занятий предназначен для работы со школьниками 7 — 8 классов
с интеллектуальной недостаточностью, находящихся на воспитании в школе – интернате.

Цель программы: развитие социально и психологически грамотной личности,
способной к разрешению межличностных конфликтов, принятию решений.
Задачи:

обеспечение школьника средствами самопознания;

развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний и
рефлексии эмоционального поведения;

повышение представлений школьника о ценности самого себя и других
людей; формирование положительного образа «Я»;

развитие умений достигать поставленной цели;

развитие социальной чувствительности;

повышение самопонимания и понимания других;

развитие эмпатии, способности к принятию себя и другого человека;

воспитание умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных, а
также критических ситуациях, угрожающих жизни и здоровью человека;

развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения,
преодоления затруднений в учебе и других видах деятельности;

обучение способам снятия напряжения;

развитие представлений о ценности здоровья;

формирование негативного отношения к аддиктивному поведению,
неприятия любых форм наркотизации;

формирование навыков уверенного отказа, безопасного поведения в
ситуациях, связанных с риском вовлечения в наркотизацию (пробы ПАВ).
Результаты освоения программы
Предметные
 развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний и рефлексии
эмоционального поведения;
 формирование адекватного поведения в конфликтной ситуации;



знание основ ЗОЖ
 знание основ саморегуляции.
Личностные
 способности к проявлению инициативы и способности принять за нее
ответственность на себя;
 профессиональное и жизненное самоопределение;
 умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;
 стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни;
 стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями,
негативными переживаниями;
 психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;
 активная и позитивная жизненная позиция
Метапредметные
 умение делать выводы из тренинговыхупражнений;
 анализировать проблемные ситуации.
Формы организации занятий
Для успешной реализации используются групповые занятия, по 5-6 человек.
Занятия психологией построены по схеме урока с элементами тренинга. Сначала ребятам
предоставляется психологическая информация, которая затем, для того чтобы быть усвоенной, «отыгрывается» в течение занятия.
Для решения поставленных задач в программе применяются следующие
технологии:
 информационные технологии;
 игровые технологии;
 здоровьесберегающиетехнологии;
 личностно – ориентированные технологии.
Для решения поставленных задач в программе используются следующие методы
психолого-педагогического воздействия и техники:

элементы сказкотерапии (анализ сказок, притч);

визуализация;

психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);

игровые методы;

арт-терапия (свободное и тематическое рисование);

моделирование и анализ проблемных ситуаций;

групповая дискуссия;

ассоциативный метод;

мозговой штурм;

проективные методы вербального и рисуночного типа;

ролевая игра.
Сроки реализации программы2 года обучения, 1 часа в неделю, 34 часа в год.
Содержание программы.
№
Тема

Количество часов

7 класс
(часов)

8 класс
(часов)

Общее по
темам(часов)

1

Мотивационный тренинг

3

4

7

2

Эмоционально-волевое
развитие
Коммуникативная сфера

6

5

11

9

9

18

Личностное развитие,
формирование
положительной самооценки
ЗОЖ
Итого.

9

7

15

7
34

9
34

16
68

3
4

5
6

Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы рабочей
программы «Познай себя» (7- 8 класс)
Класс/прогр
амма
Программа
«Познайсебя
» 7-8 класс

Переченьиспользуемыхоценоч
ныхсредств
Методика изучения мотивации
учения подростков
(Н. В.
Калинина.М. И Лукьянова)
Тст «Выявление агрессивного
поведения» Басса-Дарки
Тест «Поведение в конфликтной
ситуации» Томасса-Килманна

Переченьиспользуемыхметодически
хматериалов
А. В. Микляева, Я - подросток,
программа уроков, Речь, СПб, 2006
Голубева Ю. А. и др., Тренинг с
подростками, Волгоград, 2015
Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева, Т. М.
Грабенко, Практикум по креативной
терапии, Речь, СПб, 2003
К. Фоппель, Как научить детей
сотрудничать, Москва, Генезис, 2001
М. Р. Битянова, Практику по
психологическим играм, Питер, СПб,
2008

Календарно-тематическое планирование по программе «Познай себя» 7 класс
№

Тема

Минимальный уровень результатов

1

Я пришел учиться

2

Чего я хочу добиться в
этом учебном году

3

Все предметы мне Определить цели на учебный год, составить
с помощью учителя планы действий.
нужны. Я хочу стать.

II
4

Ответственность
обязательства.

5

Выражаемсвоичувства.

6

Как
правильно
реагировать
на
неудачи.
Злимся правильно.

и

8

Как
справиться
с
плохим настроением?

9

Не смотря ни на что, я
буду делать….

II

Количество
часов

Мотивационный тренинг
(3 часа)

I

7

Достаточный уровень результатов

Определить цели на учебный год, составить
с помощью учителя планы действий.
Определить цели на учебный год, составить
с помощью учителя планы действий.

Знать и выполнять свои обязанности,

1

Определить цели на учебный год, составить планы
действий. Оценивать свое поведение и поведение других
с помощью учителя.
Определить цели на учебный год, составить планы
действий. Оценивать свое поведение и поведение других
с помощью учителя.

1
1

Коррекция эмоционально-волевой сферы
(6 часов)
Определить цели на учебный год, Определить цели на учебный год, составить с 1
составить с помощью учителя планы помощью учителя планы действий. Оценивать свое
действий.
поведение и поведение других с помощью учителя.
Распознавать эмоций партнера по Распознавать эмоций партнера по общению, 1
общению.
корректировать свое поведение в соответствие с
эмоциональным состоянием собеседника.
Правильно реагировать на неудачи.
Правильно реагировать на неудачи, управлять 1
собственными чувствами планировать дальнейшие
действия при исправлении собственных ошибок .
Знать правила борьбы с собственным Соотносить свое поведение
с социальной 1
гневом.
ситуацией; адекватно себя вести в ситуации
конфликта; сдерживать собственный гнев.
Знать правила борьбы с негативными Соотносить свое поведение
с социальной 1
эмоциями.
ситуацией; адекватно себя вести в ситуации
конфликта; сдерживать собственный гнев.
Знать правила управления своими Управлять собственными чувствами планировать 1
эмоциями.
дальнейшие
действия
при
исправлении
собственных ошибок

Дата

1

Разберемся в эмоциях.

2

Как я себя веду в
конфликтной ситуации.

3

Правила поведения в
конфликте.

4

Как отстоять
точку зрения?

5

Какой я собеседник?

6

Умение слушать.

7

Когда какое
молвить?

III
1

2

3

4
5
6

свою

слово

Коммуникативная сфера
(9 часов)
Распознавать эмоций партнера по Распознавать эмоций партнера по общению, 1
общению.
корректировать свое поведение в соответствие с
эмоциональным состоянием собеседника.
Знать
правила
поведения
в Соотносить свое поведение
с социальной 1
конфликтной ситуации.
ситуацией; адекватно себя вести в ситуации
конфликта.
Знать
правила
поведения
в Соотносить свое поведение
с социальной 2
конфликтной ситуации.
ситуацией; адекватно себя вести в ситуации
конфликта.
Знать правила и уметь высказать свою Соотносить свое поведение
с социальной 2
точку зрения в сложной ситуации ситуацией; адекватно себя вести в различных
общения.
ситуациях общения.
Видеть ошибки в ситуации общения с
Анализировать свое поведение в ситуации 1
помощью учителя.
общения, определять ошибки при общении..
Знать
правила
рефлексивного Знать правила рефлексивного слушания, применять 1
слушания.
их в ситуации общения.
Знать
правила
поведения
в Соотносить свое поведение
с социальной 1
конфликтной ситуации.
ситуации, уметь строить «Я-высказывания».
Личностное развитие, формирование положительной самооценки.
(9 часов)
Составить рассказ –представление о Уметь рассказать о себе; представить положительно 1
себе с помощью учителя.
свою личность, о своей будущей профессии

Расскажи о себе. Кем
ты себя видишь в
будущем.
Присмотритесь друг к Знать положительные и отрицательные
другу.
черты характера человека, в каких
поступках они проявляются.
Я, ты, мы.
Знать положительные и отрицательные
черты характера человека, в каких
поступках они проявляются.
Мои достоинства.
Составить рассказ –представление о
себе с помощью учителя.
Мои недостатки.
Составить рассказ –представление о
себе с помощью учителя.
Уверенность в себе.
Навыки уверенного поведения.

Анализировать поступки людей, определять
положительные и отрицательные черты характера,
которые проявляются через поступки людей.
Анализировать поступки людей, определять
положительные и отрицательные черты характера,
которые проявляются через поступки людей.
Анализировать свои положительные
качества
характера.
Анализировать свои негативные качества характера,
способы преодоления недостатков.
Положительное представление о себе, навыки

1

1

1
1
2

7

уверенного поведения
Секреты для юношей и Знать нормы поведения, необходимые Анализировать свое поведение соотносить его с 2
девушек.
мужчине и женщине.
нормами мужского и женского поведения,
анализировать свой внешний вид, внешность.

III
1
2

3

4

5

6

Привычки и здоровье.

ЗОЖ
(7 часов)
Знать основные принципы ЗОЖ.

Знать основные принципы ЗОЖ, возможные
опасности для здоровья.
Мое здоровье – мое Знать основные принципы ЗОЖ.
Знать основные принципы ЗОЖ, возможные
будущее.
опасности для здоровья, как здоровье важно в
выборе профессии.
Курение и здоровье.
Знать основные принципы ЗОЖ.
Знать основные принципы ЗОЖ, вред, который
вызывается курением, возможные опасности для
здоровья.
Я умею говорить "нет". Знать основные принципы ЗОЖ, Знать основные принципы ЗОЖ, возможные
способы отказа от опасных для опасности для здоровья, способы отказа от опасных
здоровья ситуаций
для здоровья ситуаций.
Наркотикам – нет.
Знать основные принципы ЗОЖ.
Знать основные принципы ЗОЖ, вред, который
вызывается курением, возможные опасности для
здоровья.
Советы,
которые Знать основные принципы ЗОЖ.
Знать основные принципы ЗОЖ.
составляют
основу
здорового
образа
жизни.

1
1

1

2

1

Календарно-тематическое планирование по программе «Познай себя» 8 класс
№

Тема

Минимальный уровень результатов

1

Я уже взрослый?

2

Каких успехов я хочу
добиться в этом году?

3

Школа – этап на пути
моего взросления.

4

Я в будущем.
профессия.

Моя

II
1

Что такое агрессивное
поведение?

2

Эмоциональное
состояние и приемы
саморегуляци.
Возникли трудности и
проблемы, Что делать?

4

Работа с
обидами.

гневом

5

Я учусь
решение.

принимать

III

Количество
часов

Мотивационный тренинг
(4 часа)

I

3

Достаточный уровень результатов

и

Определить цели на учебный год, Знать и выполнять свои обязанности,
составить с помощью учителя планы
действий.
Определить цели на учебный год, Определить цели на учебный год, составить планы
составить с помощью учителя планы действий. Оценивать свое поведение и поведение
действий.
других с помощью учителя.
Определить цели на учебный год, Определить цели на учебный год, составить с
составить с помощью учителя планы помощью учителя планы действий. Оценивать свое
действий.
поведение и поведение других с помощью учителя.
Сформировать с помощью учителя Сформировать позитивное представление о себе,
позитивное представление о себе, планы на будущее, определить ближайшие цели.
ближайшие цели.
Развитие эмоционально-волевой сферы.
(5 часов).
Определить цели на учебный год, Определить цели на учебный год, составить с
составить с помощью учителя планы помощью учителя планы действий. Оценивать свое
действий.
поведение и поведение других с помощью учителя.
Распознавать эмоций партнера по Распознавать эмоций партнера по общению,
общению.
корректировать свое поведение в соответствие с
эмоциональным состоянием собеседника.
Правильно реагировать на неудачи.
Правильно реагировать на неудачи, управлять
собственными чувствами планировать дальнейшие
действия при исправлении собственных ошибок .
Знать правила борьбы с собственным Соотносить свое поведение
с социальной
гневом.
ситуацией; адекватно себя вести в ситуации
конфликта; сдерживать собственный гнев.
Определять свои цели.
Определять цели, составлять план действий.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Дата

1

2
3

4

5

6

7

1
2
3
4

Коммуникативная сфера
(9 часов)
Знать
о
невербальных
сигналах Распознавать
невербальные
сигналы
коммуникации.
коммуникации.
Распознавать эмоций партнера по Распознавать эмоций партнера по общению,
общению.
корректировать свое поведение в соответствие с
эмоциональным состоянием собеседника.

Что такое невербальное
общение.
Осознание
и
понимание
своих
эмоций и внутреннего
состояния
Умение слушать.
Знать
правила
рефлексивного Знать правила рефлексивного слушания, применять
слушания.
их в ситуации общения.
Дистанция в общении.
Знать
правила
поведения
в Соотносить свое поведение
с социальной
конфликтной ситуации.
ситуацией; адекватно себя вести в ситуации
конфликта.
Конструктивные
Знать
правила
поведения
в Соотносить свое поведение
с социальной
способы
разрешения конфликтной ситуации.
ситуацией; адекватно себя вести в ситуации
конфликта.
конфликта.
Как убедить в своих Знать
правила
поведения
в Соотносить свое поведение
с социальной
словах?
конфликтной ситуации.
ситуацией; адекватно себя вести в ситуации
конфликта.
Трудные люди. Как с Знать
правила
поведения
в Соотносить свое поведение
с социальной
ними общаться?
конфликтной ситуации.
ситуацией; адекватно себя вести в ситуации
конфликта.
Личностное развитие, формирование положительной самооценки.
(7 часов)
Честно о себе. Мои Составить рассказ –представление о Анализировать свои положительные
качества
достоинства
и себе с помощью учителя.
характера.
недостатки.
Посмотрим на себя со Составить рассказ –представление о Анализировать свои негативные качества характера,
стороны.
себе с помощью учителя.
способы преодоления недостатков.
У меня такой характер. Составить рассказ –представление о Анализировать свои негативные качества характера,
себе с помощью учителя.
способы преодоления недостатков.
Я уверенный в себе Навыки уверенного поведения.
Положительное представление о себе, навыки
человек.
уверенного поведения
Мои роли.
Знать
основные
роли
человека: Знать основные роли человека: ребенок, взрослый
ребенок, взрослый (ученик, сын/дочь, (ученик, сын/дочь, работник и т.д.) и общепринятые
работник и т.д.)
нормы поведения в этой роли.

2
1

2
1

1

1

1

1

1
1
1
2

5

III
1

Какими должны быть Знать нормы поведения, необходимые Анализировать свое поведение соотносить его с 1
юноша и девушка.
мужчине и женщине.
нормами мужского и женского поведения,
анализировать свой внешний вид, внешность.
ЗОЖ
(9 часов)
Что может помешать Знать основные принципы ЗОЖ.
Знать основные принципы ЗОЖ, возможные 2
мне в жизни.
опасности для здоровья.

2

Я умею говорить "нет".

Знать основные принципы ЗОЖ.

3

Откажись от сигарет.

Знать основные принципы ЗОЖ.

4

Алкоголь
наркотик.

5

Требования к здоровью Знать основные принципы ЗОЖ.
в профессиях.

6

Впереди
планы.

-

лето.

тоже Знать основные принципы ЗОЖ.

Мои Знать основные принципы ЗОЖ.

Знать основные принципы ЗОЖ, вред, который
вызывается курением, возможные опасности для
здоровья.
Знать основные принципы ЗОЖ, возможные
опасности для здоровья, как здоровье важно в
выборе профессии.
Знать основные принципы ЗОЖ, возможные
опасности для здоровья, как здоровье важно в
выборе профессии.
Знать основные принципы ЗОЖ, вред, который
вызывается курением, возможные опасности для
здоровья.
Знать основные принципы ЗОЖ.

2

1

1

2

1

Список литературы:
1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. М., 2006.
2. И.В.Стишенок. Сказка в тренинге. Коррекция, развитие, личностный рост..-Спб.:Речь,2006
3. Н.В.Самоукина. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные
программы.-Ярославль:Академия развития, 2004.
4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.
5. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1980.
6. Жизненные навыки / Под. ред. С.В. Кривцовой. М., 2002. Панфилова М.А. Игротерапия
общения. М., 2000.
7. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под.
ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.
8. Практическая психология образования / Под. ред. И.В. Дубровиной. М.,1998.
9.

Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков / Под.
ред. А.Д. Андреевой. М., 1997.

10. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях
внедрения ФГОС // Сост. И.В. Возняк, И.М. Узянова, С.В.Лебедева и др. Волгоград, 2013.
11. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2001
12. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. СПБ., 2003.
13. Зверева Н. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными

возможностями. СПБ., 2008.
14. Сизанов А. Н., Хриптович В. А. Модульный курс профилактики курения. М., 2004.
15. Смирнова Е. Е. Познаю себя и учусь управлять собой. СПБ., 2007.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».