Рабочая программа коррекционного курса

Приложение
к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в соответствии сБУП 2002 г.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской
области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
(протокол № 01 от «30» августа 2021 года)

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
от «31» августа 2021года

Рабочая программа коррекционного курса
«Профориентационный тренинг»
9 класс

г. Приморск
2021

Нормативно-правовая база
Данная программа внеурочной деятельности «Профориентационный трениг»
составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020
г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»);
2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)»;
3. Приказ Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования";
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания" от 28.01.2021 N 2;
5. Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и
профессионального образования Ленинградской области от 20.08.2021 г. №
19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28декабря
2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования»;
7. Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
8. Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность
образовательного учреждения.
Пояснительная записка
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально
развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В
силу личностных особенностей, выпускникам коррекционной школы VIII вида очень
сложно ориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об
актуальности этой проблемы.
Важность правильного выбора профессии обусловлена рядом психологических
причин. По существу, каждый человек нуждается в оценке и признании окружающих,
ищет одобрения, любви и независимости. Одним из способов достижения этого является
выбор такой профессии, которая выделяла бы его в глазах окружающих и принесла бы
ему эмоциональное удовлетворение. Отождествление с профессией позволяет человеку
найти себя, способствует его самореализации и самовыражению. Стремление достичь

большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня
самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства.
От того, насколько велик успех подростка в его собственных глазах и в глазах
окружающих, зависит степень его удовлетворенности собой. По мнению ученых,
переходный период между подростковым и юношеским возрастом приходится на 14-16
лет. К концу этого периода подростки в большинстве своем должны определиться с
выбором профессии.
Основная задача профориентации – подготовить учащихся к сознательному
профессиональному самоопределению. Одним из важнейших условий, помогающих
достичь этой цели, является раскрытие тех психологических и психофизиологических
особенностей личности школьника, которые существенны для его будущей
профессиональной деятельности.
Программа по профориентации имеет как коррекционную, так и
профилактическую направленность возможного неблагополучия в психическом и
личностном развитии школьников, способствует повышению мотивации обучения,
осознанному отношению к трудовой и учебной деятельности.Предлагаемый курс занятий
предназначен для работы со школьниками 9 классов с интеллектуальной недостаточностью,
находящихся на воспитании в школе – интернате. Данная программа основана на
профориентационной программе «Твой выбор» АфанесьеваН.В., Малухина Н.В.,
ПашнинаМ.Г..
Цель программы: формирование у обучающихся адекватности выбора профессии в
соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями.
Задачи:
 обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
 сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития
своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий,
сфер трудовой деятельности к человеку;
 развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой
деятельности, самовоспитания, саморазвитии и самореализации;
 воспитать уважение к рабочему человеку.
Результаты освоения программы
Предметные
 знать основные сферы трудовой деятельности;
 из этого круга профессий выделить те, которые в наибольшей мере соответствуют
склонностям, интересам и установкам обучающегося;
 знать социальные, социально-экономические факторы выбора профессий.
Личностные
 Оценивать уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы
трудовой деятельности;
 способности к проявлению инициативы и способности принять за нее
ответственность на себя;
 профессиональное и жизненное самоопределение;
Метапредметные
 умение делать выводы из тренинговыхупражнений;
 анализировать проблемные ситуации.
Формы организации занятий
Для успешной реализации используются групповые занятия, по 5-6 человек. Занятия психологией построены по схеме урока с элементами тренинга. Сначала ребятам
предоставляется психологическая информация, которая затем, для того чтобы быть усвоенной, «отыгрывается» в течение занятия.

Для решения поставленных задач в программе применяются следующие
технологии:
 информационные технологии;
 игровые технологии;
 здоровьесберегающиетехнолологии;
 личностно – ориентированные.

В программе используются следующие методы психолого-педагогического
воздействия и техники:

ролевая игра;

социально-психологический тренинг
Срок реализации программы1 год, 1 часа в неделю, 34 часа в год.

Содержание программы.

№

Тема

Количество часов

1

Мотивационный тренинг

3

2

ЗОЖ

3

3

Профориентация

10

4

Эмоционально-волевое развитие

6

5

Коммуникативная сфера

6

6

Личностное развитие, формирование
положительной самооценки

6

Итого.

34

Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы рабочей
программы «Познай себя» (1-4 класс)
Класс/программа

Переченьиспользуемыхоцен
очныхсредств
Профориентационны Тряпицина
А.
П.,
йтренинг9 класс
Диагностические
методики
предпрофильной подготовки,

Каро, СПб, 2006

Переченьиспользуемыхметодиче
скихматериалов
Пряжников Н.С. Профориентация
в школе, Москва, 2005
Резапкина Г.В. Психология и
выбор
профессии:
программа

ДДО, Е. А. Климова, М, 2014
Л.А.
Йовайши, «Опросник
профессиональных

склонностей», СПб, 2014
А.
Белов,«Формула
темперамент», М, 2015

предпрофильной подготовки,М.,
Генезис, 2017
Подготовка
людей
с
инвалидностью к трудоустройству,
М., «Качество жизни», 2018
Дмитриева К.А. Выбор профессии
М.. Просвещение, 2017
Тундалева В.С. Как выбирать
профессию в 17 лет, Ростов н /Д:
Феникс, 2014
Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б.
Четырехмерное
образование:
компетенции, необходимые для
успеха, М., Издательская группа
«Точка», 2018

Календарно-тематическое планирование по внеурочному курсу «Профориентационный тренинг»
9 класс

Тема занятия

№
I
1

Жизненныеценности.

2

Игра «Торг».

3

Профессиональные и жизненныепланы.

II
1

Здоровье и карьера.

2

Здоровые привычки и дисциплина на работе.

Минимальный уровень

Достаточный
уровень

Мотивационный тренинг
(3 часа)
Называть
основные Называть
основные
жизненные ценности.
жизненные
ценности,
ранжировать
для
себя
основные
жизненные
ценности.
Называть
основные Называть
основные
жизненные ценности.
жизненные
ценности,
ранжировать
для
себя
основные
жизненные
ценности.
Определить
основные Определить
основные
профессиональные
профессиональные ценности,
ценности
соотносить их с жизненными
ценностями
Формирование ЗОЖ
(3 часа)
Знать
требования
к Знать требования к здоровью
здоровью по выбранным по выбранным профессиям.
профессиям.
Знать
требования
к Знать требования к здоровью
здоровью по выбранным по выбранным профессиям, о
профессиям, о влиянии влиянии вредных привычек
вредных
привычек
на на работу.
работу.

Количе
ство
часов

1

1

1

2

1

Дата

III
1

2
3

4
5
6

7

IV
1

Профориентация
( 10 часов)
Профессиимоейсемьи.
Знать профессии своей Знать
профессии
своей
семьи,
место
работы, семьи,
место
работы,
должность.
должность,
обязанности,
трудности, к какой сфере
деятельности относится
Что я знаю о мире профессий. Что я знаю о мире Называть основные типы Называть основные типы
профессий. Классификация профессий Климова.
профессий.
профессий,
соотносить
профессию и тип.
Ошибки в выборе профессий.
Знать возможные ошибки в Знать возможные ошибки в
выборе профессии.
выборе
профессии,
анализировать с помощью
учителя
мотивы
своего
выбора профессии.
Знакомство с профессиограммой.
Знать основные требования Знать основные требования к
к
интересующей профессиям, анализировать
профессии.
по схеме.
Навыки самопрезентации. Устраиваемся на работу.
Уметь рассказать о себе.
Самопрезентовать себя как
работника
Современный рынок труда. Профессии 21 века.
Знать
современные Знать
современные
профессии.
профессии, требования к
ним,
варианты
поиска
работы.
Составление личного профессионального плана.
Сформулировать
с Сформулировать
с
помощью
учителя дальнейшие
планы
на
дальнейшие
планы
на обучение, устройство на
обучение.
работу
Развитие коммуникативной сферы
(6 часов)
Деловое общение.
Знать что такое формы Знать
что
такое
вежливого обращения.
«субординация»,
формы
вежливого обращения.

1

2

1

1

2
2

1

1

2
3
4
5
V
1
2

3

4

5
6
VI

Конфликты на работе. Как избежать.

Знать правила поведения в
конфликте.
Как отстаивать свою точку зрения на рабочем месте.
Знать правила поведения в
конфликте.
Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции, Знать
способы
необходимые на работе
саморегуляции.
Как ты относишься к людям и как люди должны
относиться к тебе
Личностноеразвитие
(6 часов)
Что я знаю о себе?
Назвать
свои
положительные
и
отрицательные качества
Что такое темперамент и стили деятельности.
Определить
тип
темперамента,
знать
о
стилях деятельности.

Знать правила поведения в 2
конфликте и его разрешения
Знать правила поведения в 1
конфликте и его разрешения
Знать и применять способы 1
саморегуляции.
1

Назвать свои положительные
и отрицательные качества,
соотнести их с ПВК.
Определить
тип
темперамента, знать о стилях
деятельности,
соотносить
свой темперамент со стилем
деятельности.
Профессиональные интересы и склонности.
Определить
Определить
профессиональные
профессиональные интересы
интересы и склонности.
и склонности, соотнести с
выбором профессии.
Оценка своих профессиональных возможностей.
Определить
свои Определить
свои
профессиональные
профессиональные
возможности.
возможности, соотнести с
выбором профессии.
Профессионально важные качества характера в Определить
важные Определить важные качества
профессиональной деятельности.
качества характера.
характера,
соотнести
со
своими.
Умение учитывать свои сильные и слабые стороны Определить
важные Определить важные качества
при выборе профессии.
качества характера.
характера,
соотнести
со
своими.
Эмоционально – волевое развитие.

1

1

1

1

1

1

(6 часов)

1
2

3

Сресс и способы саморегуляции.

Знать
саморегуляции.

способы Знать
способы 2
саморегуляции, применять
их.
Поведение на собеседовании, как преодолеть Знать правила поведения на Знать правила поведения на 2
волнение.
собеседовании.
собеседовании, применять их
в
смоделированной
ситуации.
Поведение на экзамене, как преодолеть волнение.
Знать правила поведения на Знать правила поведения на 2
экзамене.
экзамене, применять их в
смоделированной ситуации.

Список литературы:
1. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя”
/ Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 1986 г.;
2. Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н. Э. Профессиональная ориентация в
УПК”; М.: Педагогика, 1985г.
(Педагогический поиск:Опыт, проблемы,
находки);
3. “Школа и труд” / под ред. П.Г. Атутова, В.А. Кальнес.- М.: Педагогика,
1987 г.;
4. Школа и выбор профессии” / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г.
Агановой.-М.: Педагогика, 1987 г. (Библиотека учителя и воспитателя);
5. Festival.1september.ru;
6. http://www.vashpsixolog.ru/;
7. Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями.
Методические рекомендации. - М., 2006.;
8. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и
профориентации.
–
М.:
Издательство
«ТЦ
Сфера»,
2007.–384с.
Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными
возможностями / Под ред. Ю.А.Блинкова, С.А.Игнатьева, Н.К.Горшунова. - М.,
2002. – 304с.;
9. «Проблема выбора», разработанная Е. Казаровой и опубликованная в журнале
«Школьный психолог» №2, 2007г.
10. Шваб Елена Дмитриевна «Я в мире профессий» для предпрофильной подготовки
воспитанников 5- 9 классов», 2006.
11. Профориентационнаяпрограмма «Твой выбор» АфанесьеваН.В., Малухина Н.В.,
ПашнинаМ.Г..


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».