Профессионально - трудовое обучение . Столярное дело 7 - 9 класс

1
Приложение
к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с БУП 2002 г.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат»
протокол № 01 от «30» августа 2021
года

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат»
от «31» августа 2021года

Рабочая программа по учебному предмету
«Профессионально-трудовое обучение»
(Столярное дело)
7-9 класс

г. Приморск
2021 год

2
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от
31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»);
2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания" от 28.01.2021 N 2;
5. Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от
20.08.2021 г. № 19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
7. Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
8. Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 7 - 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида и составлена с
учётом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Программа детализирует и
раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного
предмета в соответствии с целями изучения предмета «Профессионально-трудовое обучение «Столярное дело».

3
Рабочая программа по учебному предмету «Столярное дело» представляет собой целостный документ, включающий разделы:
пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения
образовательного процесса; календарно-тематическое планирование.
Согласно действующему Базисному учебному плану 2021 – 20202 учебного года рабочая программа для 7-9 классов предусматривает
обучение:
Предмет: Столярное дело
Курс: базовый
Срок реализации программы: 3 года
Всего часов на изучение программы: 986 часов
По учебному плану: 986 часов
Основной целью преподавания биологии является:
Развитие общетрудовых умений и сознательное овладение приемами труда.
Специфика программы:
Программа включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного
учебного материала и постепенности ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемым обучающимся на уроках математики,
биологии, истории и других предметов. В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением
древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями,
узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготовляют сами. Кроме того, ребята учатся работать на
сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, красители, составлять и читать чертежи, планировать последовательности выполнения
трудовых операций. Оценивание результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.
Данная программа предполагает обязательное обсуждение характеристик изделий, продумывание плана предстоящей работы, оценку
сделанного. Формирование этих умений и навыков является обязательным условием коррекционной направленности трудового обучения в
школах VIII вида. В ходе выполнения программы у обучающихся развивается устойчивый интерес к труду, эстетический вкус при
художественной отделке изделий, что способствует физическому, интеллектуальному и умственному развитию школьников.
Большое внимание уделяется технике безопасности и эстетическому воспитанию. Все это способствует физическому и интеллектуальному
развитию подростков с нарушением интеллектуального развития.

4
На каждом занятии необходимо работать над трудовыми умениями и навыками, входящими во все группы или хотя бы в одну из них.
Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию
совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства
коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Воспитание
школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров
правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений.
В целях воспитания рекомендуется применять на уроках коллективные формы труда, обеспечивать взаимопомощь, взаимный контроль,
совместное обсуждение результатов работы.
Программа формирует следующие задачи:
1. Формирование доступных технических и технологических знаний.
2. Развитие общетрудовых умений ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять
и контролировать ход работы.
3. Обучение школьников профессиональным приемам и привитие им соответствующих трудовых навыков.
4. Воспитание у обучающихся устойчивого положительного отношения к труду.
5. Формирования необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности.
6. Развитие художественного вкуса, общей культуры личности.
Виды и формы организации учебного процесса:
Базовыми подходами к преподаванию дисциплины являются системно - деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный.
Приоритетными формами организации деятельности обучающихся являются: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в
парах и группах, коллективная работа, практическая деятельность обучающихся.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; проектная деятельность; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые;
личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.
Основные направления коррекционной работы:
 развитие пространственной ориентации, воображения и слухового восприятия;

5






развитие основных мыслительных операций, анализа и синтеза;
коррекция связной устной речи;
развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
обогащение пассивного активного словарного запаса;
коррекция эмоционально - личностной сфер, навыков самоконтроля, личностных качеств.

7 класс
I четверть
Вводное занятие - 2 часа
Повторение пройденного в 6 классе. Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности при работе в мастерской.
1. Фугование - 20 часов
Теоретические сведения. Фугование: назначение, сравнение со строганием рубанком, приемы работы. Устройство фуганка и
полуфуганка. Двойной нож: назначение, требования к заточке. Технические требования к точности выполнения деталей щитового изделия.
Правила безопасной работы при фуговании.
Практические работы. Разборка и сборка полуфуганка. Подготовка полуфуганка к работе. Фугование кромок делянок. Проверка
точности обработки. Склеивание щита в приспособлении. Строгание лицевой пласти щита. Заключительная проверка изделия.
2. Хранение и сушка древесины – 6 часов
Теоретические сведения. Значение правильного хранения материала. Способы хранения древесины. Естественная и камерная сушка.
Виды брака при сушке. Правила безопасности при укладывании материала в штабель и при его разборке.
Экскурсия. Склад лесоматериалов.
3. Геометрическая резьба по дереву – 29 часов

6
Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, древесина, инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы.
Геометрический орнамент: виды, последовательность действий при вырезании треугольников.
Практические работы. Выбор и разметка рисунка. Нанесение рисунка на изделий морилкой, анилиновыми красителями,
лакированием.
4. Практическое повторение - 16 часов
Изготовление и украшение разделочной доски.
5. Самостоятельная работа - 8 часов
По выбору учителя.
II четверть
Вводное занятие - 2 часа
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности при работе с красками, клеем и выполнение токарных работ.
1. Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК-4 - 18 часов
Теоретические сведения. Понятие шероховатость обработанной поверхности детали. Неровность поверхности: виды, причины,
устранение. Шерхебель: назначение, устройство, особенности заточки ножа, правила безопасной работы. Последовательность строгания
шерхебелем и рубанком. Зависимость чистоты пропила от величины и развода зуба пильного полотна. Ширина пропила.Соединения УК-4:
применение, конструктивные особенности. Анализ чертежа соединения. Чертеж детали в прямоугольных проекциях: главный вид, вид
сверху, вид слева.
Практические работы. Обработка чистовой заготовки. Разметка соединения УК-4. Разметка глухого гнезда. Контроль долбления
глухого гнезда. Спиливание шипа на полутемок. Сборка изделия без клея. Сборка на клею. Зажим соединений в приспособлении для
склеивания.
2. Непрозрачная отделка столярного изделия – 8 часов
Теоретические сведения. Назначение непрозрачной отделки. Отделка клеевой, масляной и эмалевой красками. Основные свойства
этих красок.Ознакомление с производственными способами нанесения красок. Время выдержки окрашенной поверхности. Промывка и
хранение кистей. Шпатлевание углублений, трещин, торцов. Сушка и зачистка шлифовальной шкуркой. Отделка олифой. Правила
безопасной работы при окраске.

7
Практическая работа. Шпатлевание. Работа с клеевой, масляной и эмалевой красками, олифой. Распознавание видов краски по
внешним признакам.
3. Токарные работы -19 часов
Теоретические сведения. Токарный станок по дереву: устройство основных частей, название и назначение, правила безопасной
работы. Токарные резцы для черновой обточки и чистового точения: устройство, применение, правила безопасного обращения.
Кронциркуль (штангенциркуль): назначение, применение. Основные правила электробезопасности.
Практические работы. Организация рабочего места. Предварительная обработка заготовки. Крепление заготовки в центрах и
взаколотку. Установка и крепление подручника. Пробный пуск станка. Черновая и чистовая обработка цилиндра. Шлифование шкурой в
прихвате. Отрезание изделия резцом.
4. Практическое повторение – 10 часов
Выполнение изделий для школы.
5. Самостоятельная работа - 6 часов
По выбору учителя.
III четверть
Вводное занятие - 2 часа
План работы на четверть. Правила безопасности при работе со столярными

инструментами.

1. Обработка деталей из древесины хвойных пород - 12 часов
Теоретические сведения. Лиственные твердые породы дерева: береза, дуб, бук, рябина, вяз, клен, ясень. Технические
характеристики каждой породы: твердость, прочность, обрабатываемость режущим инструментом. Сталь (качество). Резец столярного
инструмента: угол заточки. Требования к материалу для ручки инструмента. Приемы насадки ручек стамесок, долот, молотков.
Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка и выпиливание заготовок с учетом направления волокон древесины.
Обработка и отделка изделий. Насадка ручек.
2. Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2 - 22 часа

8
Теоретические сведения. Применение бруска с профильной поверхностью. Инструменты для строгания профильной поверхности.
Механическая обработка профильной поверхности.Устройство и назначение зензубеля, фальцгобеля. Приемы разметки соединения деталей
с профильными поверхностями. Правила безопасной работы зензубелем и фальцгобелем.
Практические работы. Разборка и сборка фальцгобеля, зензубеля. Разметка и строгание фальца фальцгобелем. Подчистка фальца
зензубелем.

3. Круглые лесоматериалы - 10 часов
Теоретические сведения. Бревна, кряжи, чураки. Хранение круглых лесоматериалов. Стойкость пород древесины к поражению
насекомыми, грибами, гнилями, а также к растрескиванию. Защита древесины от гниения с помощью химикатов. Вредное воздействие
средств для пропитки древесины на организм человека. Способы распиловки бревен.
Практические работы. Выполнение заданий по ремонту мебели.
4. Практическое повторение – 30 часов
Изготовление соединения УК-2 из материалоотходов. Изготовление табурета, рамки для портрета.
5. Самостоятельная работа – 14 часов
По выбору учителя.
IV четверть
Вводное занятие -2 часа
План работы на четверть. Правила безопасности при сверлении.
1. Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2 - 24 часа
Теоретические сведения. Угловые ящичное соединение. Виды: соединение на шип прямой открытый УЯ-1, соединение на шип
«ласточкин хвост» открытый УЯ-2, конструкция, сходство и различие видов, применение. Шпунтубель: устройство, применение, наладка.
Малка и транспортир, устройство, применение.

9
Практические работы. Строгание и торцевание заготовок по заданным размерам. Разметка шипов и проушин рейсмусом и
угольником. Установка малки по транспортиру. Разметка по малке или шаблону. Запиливание и долбление проушин, выполнение шипов.
Вырубка паза по толщине фанеры шпунтубелем. Сборка «насухо» и склеивание ящичных соединений.
2. Свойства древесины - 6 часов
Теоретические сведения. Древесина: внешний вид, запах, микроструктура, влажность, усушка и разбухание, плотность, электро-и
теплопроводность. Основные механические свойства (прочность на сжатие с торца и пласти, растяжение, изгиб и сдвиг), технологические
свойства (твердость, способность удерживать металлические крепления, износостойкость, сопротивление раскалыванию).
Лабораторные работы. Определение влажности древесины весовым методом. Изучение основных механических и технологических
свойств древесины.
3. Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки - 14 часов
Теоретические сведения. Выпуклая и вогнутая поверхности.
Сопряжения поверхностей разной формы. Гнездо, паз, проушина, сквозное и несквозное отверстия.
Сверло: виды пробочное бесцентровое, спиральное с центром и подрезателями, цилиндрическое спиральное с конической заточкой,
устройство. Зенкеры простой и комбинированный. Заточка спирального сверла. Обозначение радиусных кривых на чертеже. Соотношение
радиуса и диаметра.
Практические работы. Подбор материала для изделия. Разметка деталей криволинейной формы с помощью циркуля и по шаблону.
Разметка центров отверстий для высверливания по контуру. Высверливание по контуру. Обработка гнезд стамеской и напильником.
4. Практическое повторение -14 часов
Изготовление аптечки, ручки для ножовки.
5. Контрольная работа - 12 часов
По выбору учителя.





Знания, умения и навыки
После окончания курса обучения, предусмотренного программой, обучающиеся должны знать:
правила безопасной работы в мастерской.
дефекты и пороки древесины.
правила безопасной работы при долблении.

10



























виды клея и правила безопасной работы с ним.
правила безопасной работы при строгании.
виды и назначение пиломатериалов.
характеристики основных видов пиломатериалов.
названия операций по изготовлению изделий.
виды отделки изделий.
правила безопасной работы при окраске лаком.
требования к разметочным инструментам, материалы для изготовления инструментов, качество и точность изготовления.
правила ухода за токарным станком..
правила безопасной работы на токарном станке по дереву.
элементы резца.
виды резания древесины.
способы соединения деталей и сборочных единиц.
Обучающиеся должны уметь:
выполнять выдалбливание сквозных и несквозных гнезд.
определять вид пиломатериала на рисунке и по образцу.
определять вид мебели на рисунке и по натуральному образцу.
читать техническую документацию.
подбирать материалы;
выполнять технический рисунки, чертежи.
составлять последовательность изготовления изделий с опорой на сборочный чертеж, предметно-технологическую карту, образец.
выполнять разметку и выстрагивать детали по размерам.
изготавливать вставные шипы.
выполнять отделку изделия.
проверять состояние и пригодность к работе разметочных инструментов.
готовить рубанок для строгания древесины твердой породы.
использовать приемы работы со скобой и штангенциркулем.

11
Учебно-тематический план
№ п/п Наименование разделов и тем
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Вводное занятие.
Фугование
Хранение и сушка древесины
Геометрическая резьба по дереву
Практическое повторение
Самостоятельная работа
Вводное занятие
Угловое концевое соединение УК-4
Непрозрачная отделка столярного
изделия
Токарные работы
Практическое повторение
Самостоятельная работа
Вводное занятие
Обработка древесины хвойных пород
Угловое концевое соединение со
вставленным плоским шипом
сквозным УК-2
Круглые лесоматериалы
Практическое повторение
Самостоятельная работа
Вводное занятие
Угловые ящичные соединения УЯ-1 и
УЯ-2
Свойства древесины
Выполнение криволинейного
отверстия и выемки. Обработка
кромки.

Количество часов
Всего
Теоретич.
2
2
20
5
6
4
29
6
16
4
8
2
2
2
18
6
8
4

Практич.
15
2
23
12
6
12
4

19
10
6
2
12
22

4
2
1
2
4
8

15
8
5
8
14

10
30
14
2
24

4
6
2
2
6

5
24
12
18

6
14

4
6

2
8

12
23.
24.

Практическое повторение.
Контрольная работа
Итог

14
12
306

4
2
92

10
10
214

8 класс
I четверть
Вводное занятие - 2 часа
Повторение пройденного материала за 7 класс. План работы на четверть. Правила безопасности.
1. Заделка пороков и дефектов древесины - 14 часов
Теоретические сведения. Дефекты и пороки древесины. Группы пороков древесины. Дефекты обработки и хранения.
Шпатлевка, назначение, виды (сухая, жидкая), характеристика по основному составу пленкообразующего вещества (масляная, клеевая,
лаковая и др.). Станок одношпиндельный сверлильный: назначение, конструкция, устройство механизмов. Ознакомление с многошпиндельным сверлильным и сверлильно-пазовальным станками. Устройство для крепления сверла. Правила безопасной работы при
сверлении. Уборка и смазка сверлильного станка. Организация рабочего места для сверления. Подготовка сверлильного станка к работе.
Сверление сквозных и глухих отверстий. Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд с предварительным сверлением.
Практические работы. Выявление дефектов, требующих заделки. Определение формы дефекта. Выполнение разметки под заделку.
Высверливание, долбление отверстия. Изготовление заделки. Вставка заделки на клею. Застрагивание заделки. Определение пороков и
дефектов древесины. Усвоение приемов заделки на материалоотходах.

2. Пиломатериалы - 6 часов

13
Теоретические сведения. Пиломатериалы: виды (брусья, доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки), назначение и характеристика основных видов, получение, хранение и обмер, стоимость.
Упражнение. Определение вида пиломатериала на рисунке и по образцу.
3. Изготовление столярно-мебельного изделия – 28 часов
Теоретические сведения. Мебель: виды (стул, кресло, стол, шкаф, тумба, комод, сервант, диван, диван-кровать, кушетка, тахта),
назначение и комплектование для разных помещений. Ознакомление с производственным изготовлением мебели. Содержание сборочного
чертежа: спецификация и обозначение составных частей изделия (сборочных единиц).
Практические работы. Чтение технической документации. Изготовление рамок, коробок, подвижных и неподвижных элементов
мебели.
Подготовка изделия к отделке, отделка изделия.
4. Практическое повторение –36 часов
Изготовление макета щитового стола.
5. Самостоятельная работа - 4 часа
Установка вставок и шпатлевка дефектов изделия.
II четверть
Вводное занятие - 2 часа
План работы на четверть. Правила поведения в мастерской, повторение правил безопасности.
1. Изготовление разметочного инструмента - 10 часов
Теоретические сведения. Разметочный инструмент: материал, качество изготовления, точность. Ярунок: назначение, применение.
Практические работы. Подбор материала для изделия. Подготовка рубанка для строгания древесины твердой породы. Изготовление
инструмента. Проверка изготовленного угольника контрольным угольником и на доске с отфугованной кромкой. Установка малки по
транспортиру. Проверка ярунка.
2. Токарные работы - 24 часа

14
Теоретические сведения. Токарный станок: управление, уход, неисправности и меры по предупреждению поломки. Правила безопасной
работы.Скоба и штангенциркуль. Устройство штангенциркуля. Использование нулевого деления нониуса (отсчет до целых миллиметров).
Практические работы. Разметка скобой. Снятие конуса резцом. Выполнение шипов у ножек. Сверление с использованием задней бабки.
Проверка размеров изделия кронциркулем и штангенциркулем.
3. Практическое повторение - 30 часов
Изготовление и переклейка ручек для ручного инструмента. Изготовление солонок.
4. Самостоятельная работа – 4 часа
Изготовление ручек для шкафа (тумбочки).
Ill четверть
Вводное занятие - 2 часа
План работы на четверть. Правила безопасности при изготовлении строгального инструмента.
1. Технология изготовления строгального инструмента - 44 часа
Теоретические сведения. Инструмент для ручного строгания плоскости: технические требования. Материал для изготовления.
Расположение годичных колец на торцах колодки. Экономические и эстетические требования к инструментам.

2. Представление о процессе резания древесины - 8 часов
Теоретические сведения. Резец: элементы, основные грани и углы при прямолинейном движении. Виды резания в зависимости от
направления движения резца относительно волокон древесины (продольное, поперечное, торцевое). Движения резания и подачи.
Влияние на процесс резания изменения основных углов резца.
Лабораторная работа. Определение формы (элементов геометрии) резцов разных дереворежущих инструментов.
3. Изготовление столярно-мебельного изделия - 14 часов

15
Теоретические сведения. Технология изготовления сборочных единиц (рамки, коробки, щиты, опоры). Способы соединения в сборочных зажимах и приспособлениях. Зависимость времени выдержки собранного узла от вида клея, температурных условий, конструкции
узла и условий последующей обработки. Брак при сборке изделия: предупреждение, исправление. Металлическая фурнитура для соединения
сборочных единиц. Учет производительности труда. Бригадный метод работы.
Практические работы. Подбор материала для изделия. Организация рабочего места. Изготовление деталей и сборочных единиц. Сборка
и отделка изделия. Организация пооперационной работы. Проверка изделий. Учет и коллективное обсуждение производительности труда.
Практическое повторение - 28 часов
Виды работы. Художественная отделка детской скамейки, разделочных досок.
Самостоятельная работа - 4 часа
Изготовление приспособлений для разметки.
IV четверть
Вводное занятие - 2 часа
План работы на четверть. Подготовка рабочего места.
1. Ремонт столярного изделия – 22 часа
Теоретические сведения. Износ мебели: причины, виды. Ремонт: технические требования к качеству, виды (восстановление шиповых
соединений, покрытий лицевой поверхности, использование вставок, замена деталей), правила безопасности при выполнении.
Практические работы. Выявление повреждений на мебели. Подготовка к переклейке соединения. Переклейка соединения. Усиление
узлов и соединений болтами, металлическими уголками. Восстановление облицовки. Изготовление и замена поврежденных деталей.
2. Безопасность труда во время столярных работ - 6 часов
Теоретические сведения. Значение техники безопасности (гарантия от несчастных случаев и травм). Причины травмы: неисправность
инструмента или станка, неправильное складирование или переноска рабочего материала, ошибки при заточке или наладке инструмента,
неосторожное обращение с электричеством. Меры предохранения от травм. Возможность быстрого возгорания древесных материалов,
материалоотходов, красок, лаков и других легковоспламеняющихся жидкостей.
Предупреждение пожара. Действия при пожаре.
3. Крепежные изделия и мебельная фурнитура - 8 часов

16
Теоретические сведения. Гвоздь: виды (строительный, тарный, обойный, штукатурный, толевый, отделочный), использование. Шуруп:
виды, назначение. Стандартная длина гвоздя и шурупа. Болт, винт, стяжка, задвижка, защелка, магнитный держатель, полкодержатель,
петля: виды, назначение.
Упражнения. Определение названий крепежных изделий и мебельной фурнитуры по образцам. Определение длины гвоздя на глаз.
4. Практическое повторение - 36 часов
Объекты работы. Цветочница.
5. Контрольная работа - 6 часов
Изготовление столярного угольника.

Знания, умения и навыки


















После окончания курса обучения, предусмотренного программой, обучающиеся должны знать:
правила безопасной работы в мастерской.
дефекты и пороки древесины.
назначение и виды шпатлевки.
характеристики разных видов шпатлевки.
приемы подготовки шпатлевки и места ее нанесения.
устройство и назначение одношпиндельного сверлильного станка.
особенности конструкции и назначение многошпиндельного сверлильного и сверлильно-пазовального станков.
устройство для крепления сверла.
правила безопасной работы при сверлении.
правила безопасной работы при долблении.
виды клея и правила безопасной работы с ним.
правила безопасной работы при строгании.
виды и назначение пиломатериалов.
характеристики основных видов пиломатериалов.
виды мебели.
названия операций по изготовлению изделий.

17

























виды отделки изделий.
правила безопасной работы при окраске лаком.
требования к разметочным инструментам, материалы для изготовления инструментов, качество и точность изготовления.
правила ухода за токарным станком.
меры по предупреждению поломок;
правила безопасной работы на токарном станке по дереву.
устройство штангенциркуля.
применение скобы и штангенциркуля.
правила безопасной работы на токарном станке по дереву.
элементы резца.
виды резания древесины.
способы соединения деталей и сборочных единиц.
виды металлической фурнитуры для соединения сборочных единиц.
определять вид соединения деталей и узлов.
причины износа мебели, виды повреждений.
виды ремонта мебели.
причины травматизма и меры по его предупреждению.
возможные причины пожаров.
правила пользования первичными средствами пожаротушения;
правила и пути эвакуации.
способы соединения деталей в столярных изделиях.
виды гвоздей и сфера их применения.
виды шурупов и их назначение.
виды крепежных изделий и мебельной фурнитуры и их назначение







Обучающиеся должны уметь:
определять пороки и дефекты древесины.
изготавливать заделку.
выполнять застрагивание заделки.
подготавливать шпатлевку к работе.
заделывать пороки и дефекты древесины шпатлевкой

18
































организовывать рабочее место при сверлении.
убирать и смазывать сверлильный станок.
подготавливать сверлильный станок к работе.
выполнять сверление отверстий на сверлильном станке.
выполнять выдалбливание сквозных и несквозных гнезд.
определять вид пиломатериала на рисунке и по образцу.
определять вид мебели на рисунке и по натуральному образцу.
читать техническую документацию.
подбирать материалы;
выполнять технический рисунки, чертежи.
составлять последовательность изготовления изделий с опорой на сборочный чертеж, предметно-технологическую карту, образец.
выполнять разметку и выстрагивать детали по размерам.
изготавливать вставные шипы.
выполнять отделку изделия.
проверять состояние и пригодность к работе разметочных инструментов.
готовить рубанок для строгания древесины твердой породы.
использовать приемы работы со скобой и штангенциркулем.
выполнять снятие конуса резцом.
сверлить с использованием задней бабки.
различать углы заточки и резания.
определять по типу стружки вид резания.
определять форму (элементы геометрии) резцов разных дереворежущих инструментов.
изготавливать столярно-мебельное изделие в масштабе 1:5с пооперационным разделением труда.
выявлять повреждения на мебели.
планировать ремонт мебели.
составлять дефектную ведомость на ремонтируемое изделие.
выполнять ремонт столярного изделия.
определять возможные причины травматизма при работе с каким-либо инструментом или на каком-либо станке.
пользоваться первичными средствами пожаротушения.
правильно действовать при возникновении пожара.
определять вид соединения по образцам или техническим рисункам.

19
 определять вид гвоздя, его длину на глаз.
 распознавать вид шурупов.
 распознавать виды мебельной фурнитуры и крепежных изделий
Учебно-тематический план
№ п/п Наименование разделов и тем
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Вводное занятие.
Заделка пороков и дефектов
древесины.
Пиломатериалы.
Изготовление столярно-мебельного
изделия.
Практическое повторение.
Самостоятельная работа.
Вводное занятие.
Изготовление разметочного
инструмента.
Токарные работы.
Практическое повторение.
Самостоятельная работа.
Вводное занятие.
Технология изготовления
строгального инструмента.
Представление о процессе резания
древесины.
Изготовление столярно-мебельного
изделия.
Практическое повторение.
Самостоятельная работа.
Вводное занятие.

Количество часов
Всего
Теоретич.
2
2
14
6

Практич.
8

6
28

4
10

2
18

36
4
2
10

12
1
2
6

24
3
4

24
30
4
2
44

10
8
1
2
22

14
22
3
22

8

4

4

14

4

10

28
4
2

8
1
2

20
3
-

20
19.
20.
21.
22.
23.

Ремонт столярного изделия.
Безопасность труда во время
столярных работ.
Крепежные изделия и мебельная
фурнитура.
Практическое повторение.
Контрольная работа
Итог

22
6

9
4

13
2

8

4

4

36
6
340

14
1
127

22
5
213

9 класс
I четверть
Вводное занятие - 2часа
Повторение пройденного в 8 классе. План работы на четверть.
1. Художественная отделка столярного изделия – 49 часов
Теоретические сведения. Эстетические требования к изделию. Материал для маркетри. Цвет, текстура разных древесных пород.
Окрашивание ножевой фанеры. Перевод рисунка на фанеру. Инструменты для художественной отделки изделия: косяк, циркуль-резак,
рейсмус-резак.Правила пожарной безопасности, в столярной мастерской. Причины возникновения пожара. Меры предупреждения пожара.
Правила пользования электронагревательными приборами. Правила поведения при пожаре. Использование первичных средств для
пожаротушения.
Практические работы. Организация рабочего места. Выполнение столярных операций по изготовлению изделия-основы.
Разметка штапиков и геометрического рисунка. Нарезание прямых полос. Нарезание штапиков. Нарезание геометрических фигур. Набор
на бумагу геометрического орнамента. Наклеивание набора на изделие.
2. Практическое повторение – 25часов
Виды работы. Изготовление коробочки с художественной отделкой поверхности.

21
3. Самостоятельная работа – 14 часов
Выполнение заказов образовательного учреждения

II четверть
Вводное занятие – 2 часа
План работы на четверть. Повторение правил техники безопасности в мастерской. Общие сведения о мебельном производстве.
1. Мебельное производство – 18 часов
Теоретические сведения. Виды мебели: по назначению (бытовая, офисная, комбинированная), по способу соединения частей
(секционная, сборно-разборная, складная, корпусная, брусковая). Эстетические и технико-экономические требования к мебели.
Элементы деталей столярного изделия: брусок, обкладка, штапик, филенка, фаска, смягчение, закругление, галтель, калевка, фальц
(четверть), платик, свес, гребень, паз.
Практические работы. Изучение чертежей изготовления деталей и сборки изделия. Выполнение заготовительных операций. Разметка и
обработка деталей. Сборка узлов «насухо». Подгонка деталей и комплектующих изделий, сборка на клею. Проверка выполненных работ.
2. Трудовое законодательство – 16 часов
Теоретические сведения. Порядок приема и увольнения с работы. Особенности приема и увольнения с работы на малых предприятиях
региона. Трудовой договор. Права и обязанности рабочих на производстве. Перевод на другую работу, отстранение от работы. Виды оплаты
труда. Охрана труда. Порядок разрешения трудовых споров. Трудовая и производственная дисциплина. Продолжительность рабочего
времени. Перерывы для отдыха и питания. Выходные и праздничные дни. Труд молодежи. Действия молодого рабочего при ущемлении его
прав и интересов на производственном предприятии.
3. Самостоятельная работа – 6 часов
По выбору учителя.
4. Строительное производство – 9 часов

22
Теоретические сведения. Содержание плотничных работ на строительстве. Теска древесины: организация рабочего места, правила
безопасности. Подготовка инструментов и приспособлений к работе: проверка правильности насадки топорища, заточка и правка топора на
точиле и бруске. Укладка на подкладки, крепление скобами и клиньями бревен. Разметка торцов бревен и отбивка линий обтески шнуром.
Теска бревен на канты. Отеска кромок досок. Выборка четвертей и пазов. Соединение бревна и бруска с помощью врубок: разметка врубок
по шаблонам, сращивание, наращивание и соединение бревна и бруска под углом. Сплачивание доски и бруска (делянки) в щит.
Правила безопасности при изготовлении строительных конструкций. Проверка качества выполненной работы. Дисковая электропила и
электрорубанок, устройство, работа, правила безопасности.
6. Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия – 11 часов
Теоретические сведения. Хвойные и лиственные лесоматериалы: использование, обмер и хранение. Виды пиломатериала: брусья,
доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки. Виды доски в зависимости от способа распиловки бревна. Заготовка: назначение,
виды по обработке (пиленая, клееная, калиброванная).
Фрезерованные деревянные детали для строительства: плинтусы, наличники, поручни, обшивки, раскладки.
Материалы и изделия для настилки пола (доски, бруски, линолеум, ковролин, плитка, плинтус): свойства и применение. Паркет
штучный, паркетные доски и щиты: назначение, технические условия применения.
Практическая работа. Определение названий пиломатериалов, заготовок и изделий по образцам.
7. Изготовление строительный инструментов, приспособлений,
инвентаря для плотничных работ – 4 часа
Теоретические сведения. Характеристика изготовляемых изделий, назначение, технические требования к качеству выполнения.
Понятия черновая и чистовая заготовки.
Практические работы. Подбор материала. Раскрой материала в расчете на несколько изделий. Рациональная последовательность
выполнения заготовительных, обрабатывающих и отделочных операций. Проверка готовых деталей и изделий.
8. Самостоятельная работа – 4 часов
По выбору учителя.

23
III четверть
Вводное занятие – 2 часа
План работы на четверть. Техника безопасности.
1. Мебельное производство– 33 часа
Теоретические сведения. Назначение облицовки столярного изделия. Шпон: виды (строганый, лущеный). Свойства видов,
производство. Технология облицовки поверхности шпоном. Применяемые клеи. Виды наборов шпона («в елку», «в конверт», «в шашку»).
Облицовочные пленочный и листовой материалы: виды, свойства. Облицовка пленками.
Практические работы. Изготовление мебели. Подготовка шпона и клеевого раствора. Наклеивание шпона запрессовкой и с помощью
притирочного молотка. Снятие свесов и гуммированной ленты. Выполнение облицовки пленкой.
2. Мебельная фурнитура и крепежные изделия – 16 часов
Теоретические сведения. Фурнитура для подвижного соединения сборочных единиц (петли, направляющие). Виды петель. Фурнитура
для неподвижного соединения сборочных единиц (стяжки, крепежные изделия, замки, задвижки, защелки, кронштейны, держатели,
остановы). Фурнитура для открывания дверей и выдвигания ящиков.
3. Строительное производство – 22 часов
Теоретические сведения. Оконный блок: элементы (бруски оконных коробок, створок, обвязки переплетов, форточек, фрамуг, отливы,
нащельники), технические требования к деталям, изготовление в производственных условиях.
Практические работы. Подготовка рабочего места к изготовлению крупногабаритных деталей и изделий. Сборка элементов оконных
блоков «насухо». Проверка сборки. Сборка изделий на клею.

4.

Столярные и плотничные ремонтные работы –12 часов

Теоретические сведения. Дефект столярно-строительного изделия: виды, приемы выявления и устранения. Правила безопасности при
выявлении и устранении дефектов. Ремонт столярных соединений: замена деталей с отщепами, сколами, трещинами, искоробленностью;

24
заделка трещин.Ремонт оконной рамы, двери, столярной перегородки, встроенной мебели: исправление ослабленных соединений, установка
дополнительных креплении, ремонт и замена деталей.
Практические работы. Осмотр изделия, подлежащего ремонту. Выявление дефектов. Составление дефектной ведомости. Подготовка
изделия к ремонту. Устранение дефекта. Проверка качества работы.
5.

Изоляционные и смазочные материалы – 7 часов

Теоретические сведения. Виды теплоизоляционного материала: вата минеральная и теплоизоляционные плиты из нее, пакля, войлок.
Плиты из пенопласта, мягкие древесноволокнистые плиты, применение.
Гидроизоляционная пленка, виды, применение.
Смазочный материал: назначение, виды, свойства. Масло для консервировании металлических изделий: виды, антисептирующие и
огнезащитные материалы.
Практические работы. Смазка инструментов и оборудования.
6. Самостоятельная работа – 8 часов
По выбору учителя.
IV четверть
Вводное занятие – 2 часа
План работы на четверть. Техника безопасности.
1. Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства – 10 часов
Теоретические сведения. Механизация и автоматизация на деревообрабатывающем предприятии. Изготовление мебели на крупных и
мелких фабриках. Сравнение механизированного и ручного труда по производительности и качеству работы. Механизация и автоматизация
столярных работ. Универсальные электроинструменты. Станки с программным управлением. Механизация облицовочных, сборочных и
транспортных работ. Механическое оборудование для сборки столярных изделий. Значение повышения производительности труда для
снижения себестоимости продукции. Экскурсия. Мебельное производство.

25
2. Изготовление секционной мебели – 49 часов
Теоретические сведения. Секционная мебель: преимущества, конструктивные элементы, основные узлы и детали (корпус, дверь, ящик,
полуящик, фурнитура). Установка и соединение стенок секции. Двери распашные, раздвижные и откидные. Фурнитура для навески,
фиксации и запирания дверей.
Практические работы. Изготовление секций. Сборка комбинированного шкафа из секций. Подгонка и установка дверей, ящиков,
полок. Установка фурнитуры. Разработка, перенос и монтаж комбинированного шкафа. Проверка открывания дверей.
.
3. Строительное производство – 11 часов
Теоретические сведения. Устройство перегородки. Способы установки и крепления панельной деревянной каркасно-обшивной
перегородки к стене и перекрытию.
Устройство дощатого пола. Технология настилки дощатого пола из досок и крепления гвоздями к лагам. Виды сжима для сплачивания
пола. Настилка пола. Устранение провесов при настилке. Правила безопасности при выполнении плотничных работ.
Практические работы. Монтаж перегородки, пола, лестничного марша в строении из деревянных конструкций.
4. Практическое повторение – 8 часов
Выполнение производственных заказов. Подготовка к экзамену и экзамен.
Обучающиеся должны знать:
- материалы, применяемые в столярном производстве;
- основные породы, свойства и пороки древесины;
- сущность и назначение основных столярных операций;
- способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания стамеской, сверления;
- назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения;
- виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам (сплачивание), угловые (концевые, серединные); их применение;
- способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений;
- виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение;
- контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их применения и использования;
- способы контроля точности и качества выполняемых работ, предупреждение и исправление брака;.

26
- устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами;
способы экономного расходования материалов и электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и
приспособлениями;
- элементарные сведения по экономике и предпринимательской деятельности, трудовым законодательством.
- правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации
рабочего места;
- специальную терминологию и пользоваться ею.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять столярные работы ручными инструментами;
- размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения
по длине, по кромкам, сплачивать, сращивать и склеивать детали;
- собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений);
- пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями;
- рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию;
- бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями;
- подготавливать и рационально организовывать рабочее место;
- соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро и пожарной безопасности и охраны природы

Учебно-тематический план

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Наименование разделов и тем
Вводное занятие.
Художественная отделка столярного
изделия
Практическое повторение
Самостоятельная работа
Вводное занятие
Мебельное производство

Количество часов
Всего
Теоретич.
2
2
49
15

Практич.
24

25
14
2
18

19
12
12

6
2
2
6

27
7.
8.
9.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
20.
21.
22.
23.
24.

Трудовое законодательство
Самостоятельная работа
Строительное производство
(плотничные работы)
Круглые лесоматериалы,
пиломатериалы, заготовки и изделия
Изготовление строительных
инструментов, приспособлений
Самостоятельная работа
Вводное занятие
Мебельное производство
Мебельная фурнитура и крепежные
изделия
Строительное производство.
Столярные и плотничные
ремонтные работы
Смазочные материалы.
Самостоятельная работа
Вводное занятие
Сведения о механизации и автома
тизации мебельного производства
Изготовление секционной мебели.
Строительное производство
Практическое повторение

16
6
9

10
2
3

6
4
6

11

4

7

4

2

2

4
2
33
16

1
2
10
4

3
13
12

22
12

3
5

19
7

7
8
2
10

3
1
2
8

4
6
2

49
11
8

18
5
2

31
6
6

Формы оценивания:
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
 Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
 Прилежание ученика во время работы.
 Степень умственной отсталости.
 Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.

28
 Уровень физического развития ученика.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением
профессиональной терминалогии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не
точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный,
применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже
при применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена
самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует
технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с
помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
Контроль.
Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти
после проведения практического повторения.

29

Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы рабочей программы по столярному делу
Класс/Программа
7– 9 класс

Перечень используемых оценочных
средств (оценочных материалов)/КИМы

Программа
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII
вида:
Подготовительный, 7
– 9 классы. Под ред.
В.В.Воронковой; 4-е
издание. – М.:
Просвещение, 2012

Комплект контрольно-оценочных средств по
профессиональному модулю ПМ.04 «Сборка
изделий из древесины»
http://umk-spo.biz/articles/profmod/kos/masterstoljar/sborkaizd

Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во
вспомогательной школе. – М., Просвещение, 2018.

Комплект контрольно-оценочных средств по
профессиональному модулю ПМ.03
«Отделка изделий из древесины»
http://umk-spo.biz/articles/profmod/kos/masterstoljar/otdelkadrev

Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся
вспомогательной школы в трудовом обучении. – М.: Педагогика,
1990.

Комплект контрольно-оценочных средств по
профессиональному модулю
«Изготовление столярных и мебельных
изделий»
https://educontest.net/component/content/article/
66812
Комплект контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
Материаловедение
https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/20
13/05/22/komplekt-kontrolno-otsenochnykh-

Перечень используемых методических материалов

Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во
вспомогательной школе. – Просвещение, 1988.

Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения
во вспомогательных школах.// Дефектология, 1986, №1.
Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной
школе.- М.: Просвещение, 1969.
.
Б.А. Журавлев Столярное дело. Учебное пособие для учащихся 5 и
6 классов вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1984г.
Б.А.Журавлев Столярное дело. Учебное пособие для 7 и 8 классов
вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1993г.
Б.А. Журавлев Столярное дело. Учебное пособие для учащихся 5 и
6 классов вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1988г.

30
sredstv-po-uchebnoy
И.А. Карабанов Справочник по трудовому обучению. Пособие для
учащихся 5-7 классов. Москва, Просвещение, 1992г.
Оценочные листы по технологии
https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/otcenochnie_listi_po_tehnologii_16
2931.html

Г.И. Кулебакин Столярное дело. Москва, Стройиздат, 1987г.
Д.А. Скурихин Тематическое планирование и конспекты уроков по
столярному делу в специальной (коррекционной)
общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя 9
класс. Москва, Владос, 2010г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».