Обществознание 8-9 класс

Приложение
к АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
в соответствии с БУП 2002 г.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
(протокол № 01 от «30» августа 2021 года)

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
от «31» августа 2021года

Рабочая программа по учебному предмету
«Обществознание»
8-9 класс

г. Приморск
2021-2022 уч. год.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Обществознание» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от
31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»);
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного
учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования";
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания" от 28.01.2021 N 2;
5. Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от
20.08.2021 г. № 19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28
7. декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную
8. аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
9. Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
10. Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 8 - 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида и составлена с
учётом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Программа детализирует и
раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного
предмета в соответствии с целями изучения предмета «Биология».
Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» представляет собой целостный документ, включающий разделы:
пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки обучащюихся; перечень учебно-методического обеспечения
образовательного процесса; календарно-тематическое планирование.
Предмет: Обществознание
Курс: базовый
2

Срок реализации программы: 2 года
Всего часов на изучение программы: 68 часов
По учебному плану: 68 часов
Количество часов в неделю: 1 час
Основной целью преподавания обществознания является: Создание условий для социальной адаптации обучащюихся путем
повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через
знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Программа формирует следующие задачи:
- создание условий для социализации личности;
- формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов
деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и
самообразования;
-формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей,
приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Специфика программы:
Курс направлен на формирование политико-правовых знаний, призван способствовать самореализации личностного потенциала детей с
проблемами здоровья.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья преподавание обществоведческого курса должно носить характер
морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее
внимание практикоориентированной составляющей содержания. При этом стоит подчеркнуть, что несмотря на то, что содержание курса носит
элементарный характер, оно все же сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний.
Отбор содержания произведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей
умственно отсталых детей.
Курс рассчитан на 68 учебных часов (по 34 часа в каждом классе), из которых, в соответствии с деятельностным подходом программы
курса, от половины до двух третей материала должно быть предназначено для сознательного освоения и закрепления изучаемого материала
через ролевые игры, выполнение практических заданий, уроки-экскурсии и уроки-встречи, лабораторные и практические занятия. Одним из
основных методов работы с обучающимися при изучении данного материала является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у
школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную
активность, речевую деятельность, внимание школьников.
Рабочая программа содержит подробный календарно-тематический план и поурочное планирование. В календарно-тематическом плане
помещены наименования разделов и тем с указанием необходимого для их изучения количества часов, практические работы, экскурсии,
3

контрольные и диагностические уроки. Следует обратить внимание на содержание практической деятельности обучающихся, включающей
составление опорных таблиц, схем, конспектов, деловых бумаг, работу с текстами Конституции, Федеральных законов. Данная форма работы
способствует систематизации приобретенных знаний, формированию умений самостоятельно находить нужную информацию. Контроль
уровня знаний осуществляется через тестирование, являющееся одним из элементов уроков обобщающего повторения.
Поурочное планирование содержит подробную информацию по изучаемым темам, понятия, без которых, на наш взгляд, невозможно
усвоение курса в полном объеме, вопросы, позволяющие актуализировать знания обучающихся.
Экскурсии, предложенные в рабочей программе, дают возможность сформировать у обучающихся представления о том, куда им следует
обратиться при необходимости. Часы, отведенные в программе на повторение (6 часов), могут быть так же частично использованы на урокиэкскурсии.
Виды и формы организации учебного процесса:
Базовыми подходами к преподаванию дисциплины являются системно - деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный.
Приоритетными формами организации деятельности, обучающихся являются: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в
парах и группах, коллективная работа, практическая деятельность обучающихся.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; проектная деятельность; информационно-коммуникационные; проблемнопоисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.
Основные направления коррекционной работы:
-развитие пространственной ориентации, воображения и слухового восприятия;
-развитие основных мыслительных операций, анализа и синтеза;
-коррекция связной устной речи;
-развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
-обогащение пассивного активного словарного запаса;
-коррекция эмоционально - личностной сфер, навыков самоконтроля, личностных качеств.
Основное содержание программы:
8 класс (34 ч.)
Введение (2 часа). Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции.
Раздел I. Государство, право, мораль (14 часов)
Что такое государство? Основные принципы правового государства: верховенство права; незыблемость прав и свобод личности;
разделение властей. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть.
Что такое право? Роль права в жизни человека, общества и государства. Право и закон. Правовая ответственность (административная и
уголовная). Правонарушение. Преступление как вид правонарушения, его признаки. Презумпция невиновности. Отрасли права.
4

Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило» нравственности. Функции морали в жизни человека и общества.
Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности. Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни.
Нравственная основа права. Правовая культура. Естественные и неотчуждаемые права человека.
Раздел П. Конституция Российской Федерации (16 часов)
Конституция Российской Федерации — Основной Закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Законодательная власть Российской Федерации. Исполнительная власть Российской Федерации. Судебная власть Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Институт президентства. Избирательная система. Гражданство Российской
Федерации.
Повторение — 2 часа.
9 класс (34 ч.)
Введение (2 часа)
Раздел III. Права и обязанности гражданина России (22 часа)
Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан.
Основные конституционные права человека в Российской Федерации: экономические, социальные, гражданские, политические,
культурные.
Основы трудового права.
Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые
нрава несовершеннолетних. Трудовая книжка. Перемещение по работе. Причины перемещения. Виды наказаний за нарушения в работе.
Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником? Имущественные права и ответственность
несовершеннолетних.
Основы семейного права.
Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений. Домашнее
хозяйство. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Понятия счастливая семья, дружная семья.
Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право на
медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение.
Политические права и свободы.
Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода
совести.
Право на образование. Самообразование. Система образования в Российской Федерации. Куда пойти учиться? Право на доступ к
культурным ценностям.
5

Раздел IV. Основы уголовного права (8 часов)
Понятие уголовного права. Преступления — наиболее опасные преступления. Понятия подстрекатель, наводчик, участник,
исполнитель и пособник. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказания, его цели. Уголовная ответственность.
Принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. Прокуратура. Роль прокурора. Конституционный суд. -Органы
внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка.
Повторение — 2 часа.
Учебно–тематический план
8 класс
Блок

Раздел

Кол. ч.

Теоретические
часы

Практические работы,
экскурсии

Проверочные
работы

I

Введение

2

2

-

-

II

Раздел I. Государство, право, мораль

14

10

4

1

III

Раздел II. Конституция Российской
Федерации

16

12

4

1

IV

Повторение

2

1

1

1

34

22

8 часов практических
работ, 1 экскурсия

3

Всего часов:

9 класс
6

Блок

Раздел

Кол. ч.

Теоретические
часы

Практические работы,
экскурсии

Проверочные
работы

2

2

-

-

22

15

7

1

I

Введение

II

Раздел
I.
Права
и
гражданина России (часа)

III

Раздел II. Основы уголовного права

8

6

2

1

IV

Повторение

2

1

1

1

34

24

9 часов практических
работ, 1 экскурсия

3

обязанности

Всего часов:

Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы рабочей программы
Класс/Программа

Программы
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII вида:
5-9 кл.: В 2 сборниках /

Перечень используемых оценочных средств
(оценочных материалов)/КИМы

Фоминых Н.И. Контрольно-тестовые материалы по
обществознанию в 8-9 классах школы VIII вида.
https://www.uchmet.ru/library/material/144900/

Локтева О.Л. Контрольные работы по учебной
дисциплине:

Перечень используемых методических
материалов

С.И. Володина, А. М. Полиектова, Е.М. Ашмарина.
Основы правовых знаний. 8-9класс. Российский
фонд правовых реформ. М., Вита- Пресс,2006.
учебное пособие в двух частях.
А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. Обществознание 57

под редакцией В.В.
Воронковой – М.:
Гуманитар. изд. центр
ВЛАДОС, 2014. - Сб. 1.

обществознание (8, 9 классы). http://ext.spb.ru/2011-03-2909-03-14/128-law/2174--8-9-viii-.html

Лютоева Н. С. Разноуровневые контрольные работыкроссворды по основным понятиям обществознания
8класса специальной коррекционной школы VIII вида.
https://nsportal.ru/viktoriana

Лютоева Н. С. Контрольная работа по обществознанию в
9 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Права
человека". https://nsportal.ru/viktoriana123/hg

7класс, учебник. М., Дрофа,2014 г.
Конституция РФ
Семейный кодекс РФ
Трудовой кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ
Административный кодекс РФ
Всеобщая Декларация прав человека
Декларация прав ребёнка
Конвенция о правах ребёнка
Конвенция о правах человека
Гражданский кодекс РФ
Интернет ресурсы:
http://www.proshkolu.ru
http://nsportal.ru
https://infourok.ru

8

Требования к знаниям и умениям обучающихся
По итогам изучения обществознания обучающиеся должны знать:
- что такое государство;
- что такое право;
- виды правовой ответственности;
- что такое правонарушение;
- что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации;
- какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации;
По итогам изучения обществознания обучающиеся должны уметь:
- написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку;
- оформлять стандартные бланки;
- обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения;
- правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.
Контроль осуществляется в форме тестов, практических работ, самостоятельных работ, зачетов с учетом нормативов образовательной
программы школы.
Методические рекомендации по оцениванию.
Первую группу составляют дети (35 %), которые усваивают программный материал в полном объеме, в целом правильно решают
предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
Для второй группы (25 – 30%) характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее
реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с
основными требованиями программы они справляются.
Третья группа обучающихся (25 – 30%) отличается пассивностью, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при
выполнении различных заданий.
К четвёртой группе относятся дети (15%), которые занимаются по индивидуальной программе (по мере изучения программного
материала), т.к. основное содержание тех или иных предметов для них недоступны.
Соответственно названным группам около 60% обучающихся способны освоить базовый уровень знаний, 25% - минимальный
необходимый уровень, а 15% обучающихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.

Поурочное планирование уроков обществознания
9

Дата

Тема

Повторение

8 класс (34 ч)
Словарь

№

Практические,
работы, экскурсии

Наглядность
Оборудование
ТСО

1

2

3

4

5

6

7

Контрольные и
диагностические
кие материалы

8

Введение – 2 ч
1

2

1
чет.
(8ч.)

Обществоведение
наука.

–как

Кто такой гражданин?
Страна, в которой мы
живем.
Практическая
работа
(Объяснение
символов
государственной
власти)

Обществоведение,
общество,
личность.

гражданство

Практическая работа Изображения
символики РФ
(Символы
государственной
власти)

Фронтальный
опрос

Государство, право, мораль – 15ч
Государство – 4 ч

10

3

4

5

6

7

Что такое государство? Причины
Основные
принципы возникновения
правового государства:
Киевской
Московского
верховенство права;
государства

Государство,
власть
Руси,

Законодательная власть Как
назывались
правители
Руси в период с IX до
н. XX в.? Какие
государственные
вопросы они решали?
Исполнительная власть. Что такое гражданство
в
чем
оно
(Экскурсия
в и
выражается?
администрацию
местной
исполнительной
власти)
Судебная власть

Составление опорной Таблица
таблицы: «Функции «Функции
государства»
государства»

Иллюстрация
«Новгородское
вече»,
таблица:
«Формы
правления»,
перфокарты
Гражданское
Написание краткого Конституция РФ,
общество,
подборка
конспекта
правовое
Федеральных
Экскурсия
в
государство, закон
законов: ТК РФ,
администрацию
УК РФ,
местной
ГК РФ, ГПК РФ,
исполнительной
Семейный кодекс
власти
Форма правления,
монархия,
республика,
демократия

Представители каких Политическая
партий входят в состав партия,
Государственной думы многопартийность
РФ?
Право – 5 ч
Роль права в жизни Чем
обусловлено Правило
человека,
общества, поведение
людей, поведения,
государства.
можно ли влиять на обычай,
норма
поведение?
права

Составление
сравнительной
таблицы: «Формы
правления»

Определение
уровня знаний по
вопросу
в
процессе беседы

Уплотненный
опрос

Индивидуаль
ная работа
карточкам
вопросу:
«Государство
»

по
по

Портреты лидеров Фронтальный
партий, партийная опрос
символика.

Составление
УК РФ, ГК РФ
опорной
схемы:
«Структура правовой
нормы»

Определение
уровня знаний по
вопросу
в
процессе беседы

11

8

9

10

2
чет.
(8ч.)

Право и закон. Отрасли Что такое право и Отрасль права
права.
каковы его признаки?

Составление
Схема
опорной
схемы права»
«Отрасли права»

Правовая
ответственность
(административная
уголовная).

Составление
сравнительной
таблицы:

Повторение.
Правонарушение.

11

Какая отрасль права Уголовная
устанавливает
ответственность,
и преступность

«Отрасли Индивидуаль ный
опрос.
Цель:
определить
сформирован
ность
умений
давать
связные
ответы.

Таблица:
«Правовая
ответственность»,
УК

Определение
умений

За какие поступки Правонарушение, Составление опорной Опорная
схема: Фронтальный
наступает
уголовная преступление,
опрос
схемы:
«Состав «Состав
ответственность?
Уголовный кодекс преступления»
преступления»
РФ

Преступление, как вид
правонарушения.
Признаки
преступления.
Наказание. Презумпция Что
невиновности.
преступление?

такое Презумпция
невиновности

Изучение положений Конституция РФ, Индивидуаль ный
УК РФ об уголовной УК РФ
письменный опрос
ответственности
по
вопросу
несовершеннолетних
«назначение
наказания»

12

Мораль – 4 ч
12

Нормы
морали.
Функции морали в
жизни
человека
и
общества.

13

Моральная
ответственность.

14

Мораль - нравственная Основные сведения о
основа права.
моральных нормах

15

Правовая культура.

16

Урок
обобщающего
повторения по теме:
«Государство,
мораль»

Беседа
с
обучающимися
о
добре,
зле,
справедливости, о том,
какие поступки они
одобряют
и
какие
осуждают.
Какие
поступки
считают аморальными?

Моральные
нормы,
нравы,
этика

Аморальный
поступок

Правовая
культура

Определение
уровня знаний по
вопросу
в
процессе беседы

Анализ рассказа (на
усмотрение учителя)
с
целью
оценки
поступков
главных
героев
Составление
сравнительной
таблицы
«Нормы
морали и нормы
права»
Написание краткого
конспекта

Определение
уровня
сформированности
оценочных
суждений
Сравнительная
таблица «Нормы
морали и нормы
права»

Карточки
для Уплотненный
индивидуальной
опрос, тест по
теме:
работы
«Государство,
право, мораль»

право,

Конституция Российской Федерации – 16 ч
13

17

3
чет.
(10
ч.)

Повторение.
Конституция РФ Основной
Закон
государства.

Когда
в
России Конституция,
отмечается
День референдум
Конституции и каково
значение
этого
праздника?

Изучение структуры
(оглавления)
Конституции
РФ

Конституция РФ

Определение
уровня знаний по
вопросу
в
процессе беседы

Основы конституционного строя – 4 ч.
18

Статус
Российской
Федерации.
Состав
Российской
Федерации.

Какие области, края, Статус,
республики находятся федерация,
на территории России? суверенитет
(работа с атласом)

19

Флаг, герб, гимн РФ.

Что является символом Герб,
флаг
государства?
(знамя), гимн

20

Основные обязанности В каком документе
об
Российской Федерации. говорится
обязанностях нашего
государства
по
отношению
к
гражданам?
Конституция
и Для чего существуют Федеральные
федеральные законы.
законы?
законы

21

Работа с текстом
Атласы, настенная Фронтальный
опрос
Конституции
РФ карта
(ст.ст.1, 5,
65)

Работа с текстом
Конституции
РФ
(ст.ст.2,7)
Написание
конспекта

Изображения
символики
РФ,
музыкальная
запись гимна РФ,
слова текста гимна
Конституция РФ

Определение
уровня знаний по
вопросу
в
процессе беседы.

краткого
Конституция РФ, Уплотненный
опрос
подборка
Федеральных
законов: ТК РФ,
УК РФ,
ГК РФ, ГПК РФ,
Семейный кодекс
14

Система государственной власти в РФ – 6 ч
Федеральное
собрание, Совет
Федерации,
Государственная
Дума

22

Законодательная власть
РФ.

23

Исполнительная власть Кем и каким образом Президент,
РФ.
Институт принимаются законы в Правительство,
президентства.
нашей стране?
Министерство

24

Судебная власть РФ.

25

Органы
субъектов РФ.

По каким причинам
граждане обращаются в
суд?
Какие
суды,
расположены в городе
Ярославле?

Правосудие,
судебная система,
Конституционный
Суд,
Верховный Суд

власти Как
называется Губернатор,
область, в которой мы законодательный
проживаем,
какие орган власти
Обобщение изученного. области
находятся
рядом?
(работа
с
атласом)

Поэтапное
составление опорной
схемы:
«Государственное
устройство РФ»

Схема:
«Государственное
устройство РФ»,
видеоматериалы

Поэтапное
составление опорной
схемы:
«Государственное
устройство РФ»

Схема:
Индивидуальный
«Государственное опрос по опорной
устройство РФ», схеме
видеоматериалы

Индивидуаль ный
опрос по опорной
схеме.
Цель:
определить
сформированность
умений
давать
связные ответы по
опоре
Схема:
Поэтапное
Индивидуальный
составление опорной «Государственное опрос по опорной
схемы:
устройство РФ», схеме
«Государственное
портрет
устройство РФ»
президента
РФ,
видеоматериалы

Составление опорной Портрет
схемы
«Система губернатора
органов
власти
Ленинградской
области»

Фронтальный
письменный опрос
по карточкам.

15

26

Органы В
каких
случаях Мэр,
мэрия,
4 Повторение.
граждане обращаются территориальная
чет. местного
в
администрацию администрация
(8 ч.) самоуправления.
района?

Фронтальный
опрос

27

Избирательная система Принимают ли участие Избирательная
Решение кроссворда
в РФ.
в
выборах
ваши система,
родители?
Как избирательный
выглядят
участок,
избирательные
референдум,
участки?
бюллетень
Правоохранительные органы в РФ – 2 ч

Агитационные листы,
видеоматериалы

28

Структура и функции В
каких
случаях Органы внутренних Поэтапное
Органов внутренних граждане обращаются дел,
следственные составление опорной
дел.
в милицию?
органы
схемы:
«Правоохранительные
органы»

Опорная
схема: Индивидуальный
«Правоохранительные письменный
органы»,
опрос
фотодокументы

29

Прокуратура
Функции.

30

Способы
принятия В чем выражается Гражданин,
гражданства.
гражданство, какими гражданство
правами
обладает
гражданин?

РФ.

Прокуратура

Поэтапное
составление опорной
схемы:
«Правоохранительны
е органы»
Гражданство Российской Федерации – 2 ч

Опорная
схема: Уплотненный
«Правоохранительные опрос
органы»,
ФЗ
«О
прокуратуре РФ»

Работа с текстом
Конституция РФ, ФЗ
Конституции
РФ «О гражданстве»
(ст.6,61),
ФЗ «О гражданстве»

Индивидуальный
опрос с вызовом к
доске

16

31

Паспорт
РФ.

гражданина В
каком
возрасте Паспорт
гражданин
получает
паспорт,
какие
сведения содержатся в
этом документе?

32

Урок
обобщающего
повторения по теме:
«Конституция
Российской
Федерации»

3334

Повторение
(выбор
вопросов
на
усмотрение учителя)

Изучение извлечений Экскурсия
из
Положения
о Паспортный
паспорте гражданина стол района
РФ; заполнение бланка
заявления
на
получение паспорта

в

Карточки
индивидуальной
работы

Отслеживание
уровня
сформированности
умений,
обучающихся
работать
с
бланками
документов
Уплотненный
опрос.
Тест по
теме: «Конституция
Российской
Федерации»
Отслеживание
уровня
сформированности
практических
навыков:
составления
деловых
бумаг,
работа с текстом
документа,
использование
опорной
схемы,
таблицы,
конспекты.

17

Поурочное планирование уроков обществознание
9 класс (34 ч)
№ Дата

1
2

Тема

Повторение

словарь

Практические работы,
экскурсии

Наглядность
Оборудование
ТСО

Контрольные
и
диагностичес
кие
материалы

Повторение
(цель:
1
знаний,
четв. актуализация
(8 ч.) полученных обучающимися в
первый год обучения)
Государство, право, мораль.
Конституция РФ.
Права и обязанности граждан России. – 22 часа.

3
4

Ответственность
и
обязанность
государства Какие обязанности Обязанность
несет государство государства
перед гражданами
перед
Конституционные
гражданами?
обязанности граждан
Защищает
ли
государство тех,
кто не является его
гражданами?

Конституция РФ
Анализ положений
Конституции РФ
(ст.2,7,8,15,17) на основе
имеющихся знаний

18

5
6

Основные конституционные В чем заключается
права человека в Российской основная
обязанность
Федерации
государства?
А. Экономические
Защите каких прав
сейчас государство
Б. Социальные
уделяет
особое
внимание?

7

В. Гражданские

8

Г. Политические

9

Обязанность
гражданина,
налоги,
налогоплатель
щик, военная
служба

Какими правами Права
вы обладаете?
человека

Д. Культурные
2
чет. 5.Контрольная работа.
(8 ч)
6.Повторение изученного.

Работа с текстом
Конституция РФ, Фронтальный
Конституции (ст.17, 57- видеоматериалы опрос
60).
Составление
памятки
налогоплательщика

Составление
опорной Опорная схема
Индивидуальн
«Права человека», ый опрос по
схемы «Права человека»
Конституция РФ, опорной схеме
видеоматериалы

Работа с материалами статей
периодической печати.
Трудовое право – 4ч
10

Повторение

С какого возраста
дети имеют право
Трудовые
отношения. работать, нужно
Порядок
регулирования ли
при
этом
трудовых отношений
спрашивать
согласия
у
родителей?

Работник,
работодатель,
трудовые
отношения

Составление
опорного Конституция РФ, Индивидуальн
конспекта.
Изучение ТК РФ
ый опрос по
положений Конституции
опорному
РФ (ст.37) и основ
конспекту
Трудового кодекса РФ.

19

11

Заключение
трудового Какая
отрасль
договора. Прием на работу
права
устанавливает
порядок
отношений
работодателей и
работников, какой
закон регулирует
эти отношения?
Порядок
расторжения Виды
трудовых
трудового договора
договоров

Трудовой
Составление заявления о Экскурсия в отдел Уплотненный
договор,
приеме на работу
кадров
опрос.
приказ,
предприятия
испытательны
й срок

Увольнение

Составление заявления ТК РФ
об увольнении

Контроль
сформированн
сти умений по
составлению
заявления

Продолжитель Составление заявления о ТК РФ
ность рабочей предоставлении отпуска
недели,
сменная
работа,
отпуск,
календарные
дни
Какой документ Дисциплина
Составление
ТК РФ
устанавливает
труда,

12

Рабочее время. Время отдыха В
каком
документе
стороны
согласовывают
режим работы?

Индивидуальн
ая работа по
карточкам

13

Дисциплина труда

Контроль

20

правила
дисциплинарн объяснительной записки
поведения
ое взыскание
работника, какие
это правила?

сформированн
ости умений
по
составлению
объяснительн
ой
записки.
Тест по теме:
«Трудовое
право»

Собственность и имущественные отношения – 3 ч
14

Право собственности.
Способы возникновения.

Имущество,
имущественн
ые
отношения,
собственность

Наследование. Процедура и Каким
образом
способы наследования
можно приобрести
имущество
в
собственность?

Наследодател Составление
ь, наследник, конспекта
обязательная
доля
в
наследстве,
нотариус,
нотариальная
контора

Составление
опорной
схемы на основе анализа
Конституции РФ (ст.
35,36) и положений ГК
РФ

Опорная
схема
«Возникновение
права
собственности»

Индивидуальн
ый опрос по
опорной
схеме.

опорного Опорная
схема Уплотненный
«Возникновение
опрос
права
собственности»,
карточки
для
индивидуальной
работы

21

15

Договор. Способы защиты Что такое право Договор, иск, Анализ
договора Формы договоров:
имущественных прав
собственности?
судебная
купли-продажи,
куплипродажи.
защита
дарения.
Составление расписки в
получении денег

16

Правила обращения в суд
(1 час –Просмотр вид.ф.)

Имущественные права
ответственность
несовершеннолетних.
Обобщение изученного.

17

3
чет.
(10 ч)

С какой целью Государственн Составление памятки
граждане
ая пошлина,
обращаются в суд? исковое
заявление,
адвокат,
юрист
и
Имущественн Изучение положений ГК
ая
РФ по вопросу
ответственнос
ть,
малолетний,
законный
представитель
Семейное право – 4 ч

Правовые
основы
семейнобрачных отношений

Фронтальный
опрос.
Контроль
сформированн
ости умений
по
составлению
расписки
Экскурсия
в Индивидуальн
районный
суд ая работа по
либо
судебный карточкам
участок мирового
судьи
ГК РФ, карточки
для
индивидуальной
работы

Фронтальный
письменный
опрос
по
карточкам

Семья, члены Изучение
положений Семейный кодекс Фронтальный
семьи,
Семейного кодекса РФ по РФ
опрос
семейные
вопросу
правоотношен
ия

22

18

Брак. Порядок и условия Кто
является
заключения брака
участником
семейно-брачных
отношений?

Брак, брачный Составление
контракт,
схемы «Брак»
недействитель
ный брак

Порядок расторжения брака

Алименты

19

Этика семейных отношений

20

Права ребенка

Каков
порядок
регистрации
брака, что такое
фиктивный брак?
Какими правами
обладают супруги,
какие обязанности
на них возлагает
закон?

опорной Семейный кодекс Уплотненный
РФ, опорная схема опрос
«Брак»

Составление
опорной Опорная схема
схемы
«Расторжение «Расторжение
брака»
брака»

Взаимопомощ
ь,
взаимопонима
ние

Уплотненный
опрос

Фронтальный
опрос

Ознакомление
Декларацией
ребенка

с Декларация
прав ребенка

прав Заполнение
анкеты. Тест
по теме:
«Семейное
право»

Социальные права человека – 2 ч
21

Жилищное право.
положения.

Общие

Право
на Анализ
ст.
40
Конституции
жилище,
неприкоснове РФ
нность
Составление
опорной
схемы: «Осуществление
права на жилище»

Конституция
ЖК РФ

РФ Индивидуальн
ый опрос по
опорной схеме
Опорная
схема:
«Осуществление
права на жилище»

23

22

23

24

4
чет.
(8 ч)

Способы
приобретения Какие жилищные Приватизация
жилищных прав
права гарантирует ,
договор
государство?
найма жилого
помещения
Право на охрану здоровья и Что значит быть Страховой
медицинское обслуживание
здоровым, от чего медицинский
зависит состояние полис
здоровья?
Право
на
социальное С какого возраста Пенсионер,
обеспечение
граждане
инвалид,
становятся
пособие,
пенсионерами,
минимальный
заботится ли о них размер оплаты
государство?
труда
Политические
права
и Каким
образом Избирательно
граждане
е
право,
свободы.
принимают
гражданская
Обобщение изученного.
участие
в служба,
управлении
митинг,
делами
демонстрация
государства?
Повторение. Право человека
Религия,
на духовную свободу
свобода
вероисповедан
ия.

Экскурсия в орган Фронтальный
исполнительной
опрос
власти района
Изучение Конституции Конституция РФ
РФ
(ст. 41, 42)

Фронтальный
опрос

Составление
таблицы Видеоматериалы
«Формы
социальной
защиты граждан»

Уплотненный
опрос

Анализ
ст.
Конституции РФ

30-32 Конституция РФ

Уплотненный
опрос

Анализ
ст.
Конституции РФ.

28 Конституция РФ

Фронтальный
опрос.

24

25

Право на образование

В
каких Образователь
образовательных
ное
Реализация прав граждан.
учреждениях у вас учреждение
есть возможность
Урок
обобщающего
продолжить
повторения по теме: «Права
обучение?
и обязанности гражданина
России»

Анализ
ст.
Конституции
РФ

43 Конституция РФ, Определение
ФЗ
уровня знаний
«Об образовании» по вопросу в
процессе
беседы

Основы уголовного права – 8 ч
26
27
28

Понятие уголовного права.
Преступление.
Ответственность за участие в
преступлении. Наказания и
его цели. Ответственность
несовершеннолетних.
Правоспособность.
Дееспособность

Какими правами
вы
обладаете,
какими правами
обладают
ваши
родители?
Понятие
уголовного права.
Преступление.
Ответственность
за
участие
в
преступлении.
Наказания и его
цели.
Ответственность
несовершеннолет
них.

Правоспособн
ость,
дееспособност
ь

Поэтапное составление УК РФ
опорного конспекта по
теме «Реализация прав
граждан»

Уплотненный
опрос

Понятие
уголовного
права.
Преступление

25

29
30
31

32
33

34

Правоохранительные органы.
Суд, его назначение.
Правосудие.
Прокуратура.
Конституционны й суд.

Правоохранительн
ые органы. Суд,
его назначение.
Правосудие.
Прокуратура.
Конституционный
суд.
Органы внутренних дел.
Органы
Урок
обобщающего внутренних дел.
повторения
по
теме:
«Основы уголовного права»
Равенство граждан перед
законом и судом
Повторение (выбор вопросов
на
усмотрение
учителя)
Контрольный тест «Права и
обязанности
гражданина
России».

Правоохранит
ельные
органы. Суд,
Правосудие.
Прокуратура.
Конституцион
ный суд.

Составление
заявления, обращения
в
органы
исполнительной
власти, суд

Анализ
Конституции
РФ

ст.19

ГК РФ
УК РФ

Индивидуальн
ый опрос по
опорному
конспекту

Фронтальный
опрос

Обращение
в
соответствующие
правовые учреждения.
Уплотненны
й
опрос.
Тест по теме:
«Права
и
обязанности
гражданина
России» .

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».