Обществознание 10-11 класс

Приложение
к АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
в соответствии с БУП 2002 г.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
(протокол № 01 от «30» августа 2021 года)

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
от «31» августа 2021года

Рабочая программа по учебному предмету
«Обществознание»
10-11 класс

г. Приморск
2021-2022 уч. год.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Обществознание» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный
Закон
от
29.12.2012
№
273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»);
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного
учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания" от 28.01.2021 N 2;
Письмо заместителя министра Е.Е.Чепурных «Методические рекомендации деятельности X-XII классов в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой»;
Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от
20.08.2021 г. № 19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году;
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
28
декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих
государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Устав, лицензия ГКОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
Другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность образовательного учреждения.
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 8 - 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида и составлена с
учётом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Программа детализирует и
раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного
предмета в соответствии с целями изучения предмета «Биология».
2

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» представляет собой целостный документ, включающий разделы:
пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки обучащюихся; перечень учебно-методического обеспечения
образовательного процесса; календарно-тематическое планирование.
Предмет: Обществознание
Курс: базовый
Срок реализации программы: 2 года
Всего часов на изучение программы: 68 часов
По учебному плану: 68 часов
Количество часов в неделю: 1 час
Основной целью преподавания обществознания является: Создание условий для социальной адаптации обучащюихся путем
повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через
знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Программа формирует следующие задачи:
- создание условий для социализации личности;
- формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов
деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и
самообразования;
-формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей,
приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Специфика программы:
Курс направлен на формирование политико-правовых знаний, призван способствовать самореализации личностного потенциала детей с
проблемами здоровья.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья преподавание обществоведческого курса должно носить характер
морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее
внимание практикоориентированной составляющей содержания. При этом стоит подчеркнуть, что несмотря на то, что содержание курса носит
элементарный характер, оно все же сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний.
Отбор содержания произведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей
умственно отсталых детей.
Курс рассчитан на 68 учебных часов (по 34 часа в каждом классе), из которых, в соответствии с деятельностным подходом программы
курса, от половины до двух третей материала должно быть предназначено для сознательного освоения и закрепления изучаемого материала
3

через ролевые игры, выполнение практических заданий, уроки-экскурсии и уроки-встречи, лабораторные и практические занятия. Одним из
основных методов работы с обучающимися при изучении данного материала является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у
школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную
активность, речевую деятельность, внимание школьников.
Рабочая программа содержит подробный календарно-тематический план и поурочное планирование. В календарно-тематическом плане
помещены наименования разделов и тем с указанием необходимого для их изучения количества часов, практические работы, экскурсии,
контрольные и диагностические уроки. Следует обратить внимание на содержание практической деятельности обучающихся, включающей
составление опорных таблиц, схем, конспектов, деловых бумаг, работу с текстами Конституции, Федеральных законов. Данная форма работы
способствует систематизации приобретенных знаний, формированию умений самостоятельно находить нужную информацию. Контроль
уровня знаний осуществляется через тестирование, являющееся одним из элементов уроков обобщающего повторения.
Поурочное планирование содержит подробную информацию по изучаемым темам, понятия, без которых, на наш взгляд, невозможно
усвоение курса в полном объеме, вопросы, позволяющие актуализировать знания обучающихся.
Экскурсии, предложенные в рабочей программе, дают возможность сформировать у обучающихся представления о том, куда им следует
обратиться при необходимости. Часы, отведенные в программе на повторение (6 часов), могут быть так же частично использованы на урокиэкскурсии.
Виды и формы организации учебного процесса:
Базовыми подходами к преподаванию дисциплины являются системно - деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный.
Приоритетными формами организации деятельности, обучающихся являются: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в
парах и группах, коллективная работа, практическая деятельность обучающихся.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; проектная деятельность; информационно-коммуникационные; проблемнопоисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.
Основные направления коррекционной работы:
-развитие пространственной ориентации, воображения и слухового восприятия;
-развитие основных мыслительных операций, анализа и синтеза;
-коррекция связной устной речи;
-развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
-обогащение пассивного активного словарного запаса;
-коррекция эмоционально - личностной сфер, навыков самоконтроля, личностных качеств.
Типы уроков:
- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
4

- Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);
- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
- Комбинированный урок;
- Применяются ИКТ: фрагменты кино (видео, DVD), мультимедиа, презентации.
- Для контроля ЗУНов учащихся применяются тестовые работы, переработано только их содержание.
Планируемые результаты освоения адаптированной программы:
Обучающиеся с ЗПР получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с
образованием сверстников без ограниченийздоровья, при условиях создания специальных условий и предоставления
специальныхобразовательных услуг, учитывающих общие и дифференцированные особыеобразовательные потребности обучающихся с
задержкой психического развития. Требованияк уровню образования обучающихся данной категории соотносятся со стандартом ФГОС
основного общего образования.
Требования к личностным результатам освоения адаптированной образовательной программы:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к прошлому и настоящему Отечества; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения и мотивации к учению: интереса к познанию, приобретению новых знаний и умений,
любознательности, готовности и способности обучающихся к саморазвитию (целенаправленной познавательной деятельности, умению
планировать желаемый результат, осуществлять самоконтроль в процессе познания, сопоставлять полученный результат с
запланированным), определения собственных профессиональных предпочтений с учетом ориентировки в мире
профессий и
профессиональных предпочтений, основываясь на уважительном отношении к труду и опыте участия в социально значимом труде;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку,
вере, религии, традициям, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем: овладение умениями понимать вербальное и
невербальное поведение партнеров по общению, умениями строить межличностные взаимодействия на основе эмпатии, использовать
паралингвистические и лингвистические средства межличностного взаимодействия;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении: желание взаимодействовать со сверстниками и взрослыми,
понимать своих партнеров по общению, нацеленность на результативность общения;
6) формирование у обучающихся с ЗПР осознания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение ими правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дорогах;
7) формирование основ экологической культуры: развитие опыта экологически ориентированной деятельности в практических
ситуациях;
5

8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношение к
членам своей семьи;
9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, формирование основ
практической деятельности эстетического характера.
Требования к метапредметным результатам освоения адаптированной образовательной программы.
Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования предполагают
овладение обучающимися с ЗПР межпредметными понятиями и универсальными учебными действиями:
1) регулятивными:
- действиями планирования (осознавать учебную задачу; ставить цель освоения раздела учебной дисциплины; определять возможные
и выбирать наиболее рациональные способы выполнения учебных действий, строить алгоритмы реализации учебных действий);
- действиями по организации учебной деятельности (организовывать свое рабочее место; планировать и соблюдать режим работы;
выполнять и контролировать подготовку домашних заданий);
2) познавательными:
- конспектировать заданный учебный материал;
- подбирать необходимый справочный материал из доступных источников;
- проводить наблюдение, на основе задания педагога;
- использовать разнообразные мнестические приемы для запоминания учебной информации;
- выделять сущностные характеристики в изучаемом учебном материале;
- проводить классификацию учебного материала по заданным педагогом параметрам;
- устанавливать аналогии на изученном материале; адекватно использовать усвоенные понятия для описания и формулирования
значимых характеристик различных явлений);
3) коммуникативными:
- аргументировать свою точку зрения; организовывать межличностное взаимодействие с целью реализации учебно-воспитательных
задач; понимать учебную информацию, содержащую освоенные термины и понятия);
4) практическими:
- способностью к использованию приобретенных знаний и навыков в познавательной и социальной практике, самостоятельность в
планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
- владение навыками проектной деятельности (самостоятельно выполнять задания педагога с целью более глубокого освоения
учебного материала с использованием учебной и дополнительной литературы; выполнять практические задания по составленному совместно
с педагогом плану действий).
ФГОС предоставляет возможность дифференцированного подхода к освоению содержательного и деятельностного компонентов
учебных программ, распределяя планируемые результаты освоения учебных программ по блокам «Выпускник научится» и «Выпускник
6

получит возможность научиться». Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», должны быть освоены всеми
обучающимися, в том числе и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Дифференцирующий потенциал проявляется здесь в том,
что освоение программы предусмотрено «как минимум на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность».
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль
мотивов в деятельности человека;
 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
 приводить примеры основных видов деятельности человека;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных
конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Общество
Выпускник научится:
 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
 распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
 характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного
прогресса;
 различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
 выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных
сферах общества;
 характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически
рациональное поведение;
 раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
 конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Социальные нормы
Выпускник научится:
 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
 различать отдельные виды социальных норм;
7

 характеризовать основные нормы морали;
 критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников,
систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для
соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни
современного общества;
 характеризовать специфику норм права;
 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
 раскрывать сущность процесса социализации личности;
 объяснять причины отклоняющегося поведения;
 описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
 описывать явления духовной культуры;
 объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
 оценивать роль образования в современном обществе;
 различать уровни общего образования в России;
 находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников
различного типа;
 описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
 объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
 учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
 раскрывать роль религии в современном обществе;
 характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Социальная сфера
Выпускник научится:
 описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
 объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
 характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
 выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
8

 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
 описывать основные социальные роли подростка;
 конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
 характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
 объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
 раскрывать основные роли членов семьи;
 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий
жизни;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных
конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
 объяснять роль политики в жизни общества;
 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
 давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
 различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
 называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
 характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их
полномочия и компетенцию;
 объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
 раскрывать достижения российского народа;
 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
 характеризовать конституционные обязанности гражданина.
9

Основы российского законодательства
Выпускник научится:
 характеризовать систему российского законодательства;
 раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
 характеризовать гражданские правоотношения;
 раскрывать смысл права на труд;
 объяснять роль трудового договора;
 разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
 характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
 характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
 характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
 раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
 анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в
предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать,
анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с
нормами поведения, установленными законом.
Экономика
Выпускник научится:
 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
 различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных
работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
 характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и
систематизировать полученные данные об экономических системах;
 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль
конкуренции;
 объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
 называть и конкретизировать примерами виды налогов;
 характеризовать функции денег и их роль в экономике;
10

 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
 анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать
несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
 формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на
экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Содержание учебного курса обществознания на ступени основного общего образования
Особенности адаптации рабочей программы по обществознанию
Обучение детей с задержкой психического развития требует адаптации содержания учебного предмета и методических подходов к
образовательным возможностям обучающихся. Учебный предмет «Обществознание» для детей с задержкой психического развития имеет
важное социализирующее значение, способствует формированию личностных качеств ребенка. Изучение обществознания вызывает интерес
у детей, знания полученные на уроке, соотносятся с уже имеющимся у них социальным опытом. Учитывая, что очень часто у детей с
задержкой психического развития наблюдается недостаточный уровень развития мыслительных операций: анализа, сравнения,
классификации, учителю целесообразно работать с такими детьми в рамках базового уровня усвоения содержания и использовать задания,
проверяющие усвоение на базовом уровне.
Задания для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются по категориям знать, понимать, применять, где знать –
это припоминание информации, понимать – понимание поставленной задачи, условий ее выполнения, применять – использование
полученных знаний для решения задач.
Знать:
- запоминать и воспроизводить употребляемые термины;
- знать конкретные факты;
- знать основные понятия;
- знать правила и принципы.
Понимать:
- факты, правила и принципы;
- интерпретировать словесный материал, схемы, графики, диаграммы;
- преобразовывать словесный материал в математические выражения;
11

- предположительно описывать будущие последствия, вытекающие из имеющихся
данных.
Применять:
- понятия и принципы в новых ситуациях;
- законы, теории в конкретных практических ситуациях;
- правильно владеть методом или процедурой.
Для разработки практических задач предусмотрено использовать ключевые слова:
- знать: называть, узнавать, воспроизводить, перечислять, находить определять, запоминать, показывать, записывать;
- понимать: рассказывать, приводить примеры, объяснять, формулировать, обсуждать;
- применять: использовать, воссоздавать, иллюстрировать, решать, проверять.
При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возрастает роль методической составляющей обучения: устное
изложение материала учителем, работа силлюстративным материалом,
использование средств ИКТ и информационнообразовательныхресурсов, организация уроков в игровой форме, что значительноактивизирует работу обучающихся и повышает
мотивационную составляющую учебнойдеятельности.
Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить
формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности,
социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в
Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и
его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы
человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия,
акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни
человека в нем.
Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ
научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично
развивающегося современного общества.
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе
которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География»,
«Биология», что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
I. Человек в социальном измерении
12

Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Деятельность и поведение.
Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Как человек познаёт мир и
самого себя. Образование и самообразование. Социальное становление человека: как усваиваются социальныенормы. Социальные
«параметрыличности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. Возраст человека и социальные отношения.
Особенностиподросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками. Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков
и девочек. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Гражданско-правовое положение личности в
обществе. Юные граждане России: какие права человек получает отрождения.
II. Ближайшее социальное окружение
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
III. Общество — большой «дом» человечества
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный
прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью. Из чего складывается духовная культура общества. Духовные
богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
IV. Общество, в котором мы живём
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на
нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.
Российское общество в начале XXI в. Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной
экономикой.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её
населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества? Духовные ценности российского народа. Культурные достижения
народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других государствмира.
13

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
V. Регулирование поведения людей в обществе
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. Общественное сознание и ценности.
Гражданственность и патриотизм. Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законыи правила нравственности. Моральные нормы и
моральныйвыбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральныхустоевна развитиеобществаи человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и
обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. Конституция Российской Федерации — Основной
закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права, социальноэкономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги.
Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества— долг и обязанность.
VI. Основы российского законодательства
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителейи детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
VII. Мир экономики
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического
развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и её формы. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков.
Законы рыночной экономики. Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике. Роль государства в рыночной экономике.
Государственный бюджет. Налоги. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины
безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Особенности экономического развития России.
VIII. Человек в экономических отношениях
Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.
Предприниматель. Этика предпринимательства. Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление. Права потребителя.
14

IX. Мир социальных отношений
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие
социальных общностей и групп в обществе. Изменения социальной структуры общества с переходомв постиндустриальное общество. Влияние
экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство».Средний класс и его место в
современном обществе.
Основные социальные группы современного российскогообщества. Социальная политика Российского государства.
Нации и межнациональные отношения. Характеристикамежнациональных отношений в современной России. Понятиетолерантности.
ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА
X. Политическая жизнь общества
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства. Суверенитет. Государственное
управление. Формы государства. Функции государства. Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России.
Гражданство Российской Федерации. Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы.
Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное
самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы.
Судебная система. Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны и вооружённые конфликты.
Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
XI. Культурно-информационная среда общественной жизни
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет. Культура, её многообразие и формы.
Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые
религии. Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
XII. Человек в меняющемся обществе
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир
современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.

15

Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы рабочей программы
Класс/Программа

Программы
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII вида:
10-11 кл.: В 2
сборниках / под
редакцией В.В.
Воронковой – М.:
Гуманитар. изд. центр
ВЛАДОС, 2014. - Сб. 1.

Перечень используемых оценочных средств
(оценочных материалов)/КИМы
Фоминых Н.И. Контрольно-тестовые материалы по
обществознанию в 10-11 классах школы VIII вида.
https://www.uchmet.ru/library/material/144900/

Локтева О.Л. Контрольные работы по учебной
дисциплине:
обществознание (10, 11 классы). http://ext.spb.ru/2011-0329-09-03-14/128-law/2174--8-9-viii-.html

Лютоева Н. С. Разноуровневые контрольные работыкроссворды по основным понятиям обществознания
8класса специальной коррекционной школы VIII вида.
https://nsportal.ru/viktoriana

Лютоева Н. С. Контрольная работа по обществознанию в
9 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Права
человека". https://nsportal.ru/viktoriana123/hg

Перечень используемых методических
материалов
Обществознание 5 класс. Учебник под редакцией Л.Н.
Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2017
Обществознание 6 класс. Учебник под редакцией Л.Н.
Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2017
Обществознание, 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н.
Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2018
Обществознание, 8 класс. Учебник под редакцией Л.Н.
Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой. М:
Просвещение, 2018
Обществознание, 9 класс. Учебник под редакцией Л.Н.
Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, А.И. Матвеева. М:
Просвещение, 2017

Конституция РФ
Семейный кодекс РФ
Трудовой кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ
Административный кодекс РФ
Всеобщая Декларация прав человека
Декларация прав ребёнка
Конвенция о правах ребёнка
Конвенция о правах человека
Гражданский кодекс РФ
Интернет ресурсы:
http://www.proshkolu.ru
16

http://nsportal.ru
https://infourok.ru

Требования к знаниям и умениям обучающихся
По итогам изучения обществознания обучающиеся должны знать:
- что такое государство;
- что такое право;
- виды правовой ответственности;
- что такое правонарушение;
- что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации;
- какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации;
По итогам изучения обществознания обучающиеся должны уметь:
- написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку;
- оформлять стандартные бланки;
- обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения;
- правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.
Контроль осуществляется в форме тестов, практических работ, самостоятельных работ, зачетов с учетом нормативов образовательной
программы школы.
Методические рекомендации по оцениванию.
Первую группу составляют дети (35 %), которые усваивают программный материал в полном объеме, в целом правильно решают
предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
Для второй группы (25 – 30%) характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее
реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с
основными требованиями программы они справляются.
Третья группа обучающихся (25 – 30%) отличается пассивностью, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при
выполнении различных заданий.
К четвёртой группе относятся дети (15%), которые занимаются по индивидуальной программе (по мере изучения программного
материала), т.к. основное содержание тех или иных предметов для них недоступны.
Соответственно названным группам около 60% обучающихся способны освоить базовый уровень знаний, 25% - минимальный
необходимый уровень, а 15% обучающихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.
17

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Обществознание» 10 класс
№

Дата

Кол-во часов

Описание раздела

Тема урока

I четверть – 8 часов
1

1

Введение

Вводный урок

2

1

Человек

Загадка человека

3

1

Отрочество – особая пора жизни

4

1

Практикум по теме «Человек»

5

1

6

1

Семейное хозяйство

7

1

Свободное время

8

1

Практикум по теме «Семья»

Семья

Семья и семейные отношения

II четверть – 7 часов
Школа

Образование в жизни человека

9

1

10

1

Образование и самообразование

11

1

Одноклассники, сверстники, друзья

12

1

Практикум по теме «Школа»

13

1

Труд – основа жизни

14

1

Труд и творчество
18

15

Труд и творчество

1

III четверть – 11 часов
Человек в социальном
измерении

Человек — личность

16

1

17

1

Человек познаёт мир

18

1

Человек и его деятельность.

19

1

Потребности человека.

20

1

На пути к жизненному успеху.

21

1

Практикум по теме «Человек в социальном измерении»

22

1

23

1

Межличностные отношения.

24

1

Человек в группе.

25

1

Общение.

26

1

Человек среди людей

Нравственные основы жизни

Межличностные отношения.

Конфликты в межличностных отношениях.

IV четверть – 8 часов
27

1

Конфликты в межличностных отношениях.

28

1

Человек славен добрыми делами.

29

1

Будь смелым.

30

1

Будь смелым.

31

1

Человек и человечность.

32

1

Человек в системе общественных отношений.

33

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и
19

общество»
34

Обобщение и систематизация знаний по темам изученным за год

1

Всего за год – 34 часа.

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Обществознание» 11 класс

№

Дата

Кол-во часов

Описание раздела

Тема урока

I четверть – 8 часов
1

Введение

Вводный урок

2

1

Регулирование
поведения
людей в обществе

Что значит жить по правилам

3

1

Права и обязанности граждан

4

1

Права и обязанности граждан

5

1

Почему важно соблюдать законы

6

1

Связь закона и порядка

7

1

Защита Отечества

8

1

Защита Отечества как долг и обязанность гражданина.

1

II четверть – 7 часов
20

9

1

Для чего нужна дисциплина

10

1

Виновен — отвечай

11

1

Последствия противозаконного поведения

12

1

Кто стоит на страже закона

13

1

Правоохранительные органы Российского государства

1

Практикум
обществе»

14

по

теме

«Регулирование

поведения

людей

в

Человек в экономических
15

1

отношениях

Экономика и её основные участники

III четверть – 11 часов
16

1

Роль потребителя и производителя в экономике.

17

1

Мастерство работника

18

1

Производство: затраты, выручка.

19

1

Производство: прибыль.

20

1

Виды и формы бизнеса.

21

1

Виды и формы бизнеса.

22

1

Обмен, торговля, реклама.

23

1

Деньги, их функции

24

1

Экономика семьи.
21

25

Источники дохода семьи

1

Практикум по теме «Человек в экономических отношениях»
26

1
IV четверть – 8 часов
Человек и природа

Человек — часть природы

27

1

28

1

Охранять природу — значит охранять жизнь

29

1

Закон на страже природы

30

1

Что делает человека человеком?

31

1

Человек, общество, природа

32

1

Общество как форма жизнедеятельности людей

33

1

Развитие общества

34

1

Обобщение и систематизация знаний по курсу.
Всего за год – 34 часа.

22

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».