Изобразительное искусство 5 класс

Приложение
к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС ОУО
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
(протокол № 01 от «30» августа 2021 года)

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
от «31» августа 2021года

Рабочая программа
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
5 класс

г. Приморск
2021 год

Пояснительная записка
Учебный план является частью адаптированной основной общеобразовательной программы и сформирован в соответствии с
документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от
31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»);
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания" от 28.01.2021 N 2;
Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от
20.08.2021 г. № 19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28
декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.
2

Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство как учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного
искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную
сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами
по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников
художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной
деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» создана с учетом личностного, деятельностного,
дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлена на
формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного
потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических
жизненных задач.
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни
и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной
деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его
положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными
практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
 воспитание интереса к изобразительному искусству;
 воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;
3

 раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
 формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах, расширение художественноэстетического кругозора;
 развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего
мнения о них;
 формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
 обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в
том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;
 обучение разным видам изобразительной деятельности;
 обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах
изобразительной деятельности;
 формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и
воображению;
 развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;
 воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для
получения результата общей изобразительной деятельности;
Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
 нарушений

познавательной

деятельности

учащихся

путем

систематического

и

целенаправленного

воспитания

и

совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве,
умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
 аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать;
 формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок,
аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
4

 нарушений ручной моторики;


улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с
применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации;

 развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием
интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной
адаптации.
Своеобразие развития обучающихся, воспитанников с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей
нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия
первой и второй сигнальных систем. В структуре психики таких обучающихся в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных
интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой
подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля,
поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность
к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и,
возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение знаниями в
процессе школьного обучения.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом
нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных,
слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с
умственной отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения учебного предмета это проявляется в замедленном темпе узнавания и
5

понимания учебного материала. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, обучающихся с умственной отсталостью
оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез,
сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное,
наглядно-образное и словесно-логическое)

в

большей

степени

нарушено

логическое мышление, что выражается в слабости

обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании
переносного смысла отдельных фраз или целых текстов.
Обучающимся с легкой умственной отсталостью

присуща

сниженная активность мыслительных

процессов

и

слабая

регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея
внутреннего плана действия.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти.
Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися, воспитанниками также обладает целым рядом
специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее
осознаются и запоминаются внутренние логические связи; формируется произвольное запоминание, которое требует многократных
повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на
более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и
сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация
может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение
словесного материала. Однако использование различных дополнительных средств и приемов в обучении (иллюстративной, символической
наглядности, различных вариантов планов, вопросов и т. д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения
словесного материала.
Особенности нервной системы обучающихся, воспитанников

проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается

сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. Также в процессе обучения
обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности.
6

Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям обучающихся с
умственной отсталостью свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается
на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной
несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
У обучающихся, воспитанников

с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности,

физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою
очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При
легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и
поверхностью.
Волевая сфера обучающихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой
внушаемостью. В процессе выполнения учебного

задания

они

часто

уходят

от

правильно

начатого

выполнения

действия,

«соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают
проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности
интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми, а также
положительную социализацию в обществе.

Особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Недоразвитие

познавательной,

эмоционально-волевой

и

личностной

сфер

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком
своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями
7

всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения,
перспективы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью
выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с
ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и использование специальных
методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность
образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические
образовательные потребности:


раннее получение специальной помощи средствами образования;



обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей,
так и в процессе коррекционной работы;



научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;



доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;



систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом
изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;



обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния
центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);

 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих
доброжелательное и уважительное отношение к ним;
8



развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к
обучению и социальному взаимодействию со средой;



специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу,
подражанию по словесной инструкции;



стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на
основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух
видов результатов: личностных и предметных1.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ―
введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных
отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные и представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою

В отличие от ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, метапредметные результаты не входят в число требуемых результатов обучения детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и не включены в содержание обучения данной группы обучающихся. Особое внимание уделяется формированию базовых учебных
действий.
1

9

страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на
произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют
достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
 знание видов и жанров изобразительного искусства; видов художественных работ;
 знание фамилий и имен некоторых выдающихся художников и их произведений живописи, скульптуры, графики, декоративноприкладного искусства, архитектуры;
 знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения,
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
 знание названий крупнейших музеев Москвы, Санкт-Петербурга, родного города;
 знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
 умение самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы; правильно сидеть
за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;
 умение следовать при выполнении работы инструкциям учителя; целесообразно организовать свою изобразительную
деятельность; планировать работу; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и
корректировку хода практической работы;
 умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы и конструкции;
передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой;
 умение применять приемы работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
10

 умение ориентироваться в пространстве листа; размещать изображение одного или группы предметов в соответствии с
параметрами изобразительной поверхности;
 умение адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые
оттенки цвета.
Достаточный уровень:
 знание отличительных признаков видов изобразительного искусства; форм произведений изобразительного искусства;
 знание особенностей некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве;
 знание основных изобразительных, выразительных и гармоничных знание законов и правил цветоведения; светотени;
перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
 знание названия крупнейших музеев страны;
 умение находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
 следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных
источниках;
 умение оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво,
аккуратно, похоже на образец);
 умение устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
 умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства
изображаемого объекта;
 умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое
отношение к природе, человеку, семье и обществу.

11

Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых
результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи:
 закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и
состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
 ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых
результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
 обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных
результатов;
 предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;
 позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении АООП являются
значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно
опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии
обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможетобеспечить
объективность оценки в разных образовательных организациях.
В соответствии с требованиями

Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке

подлежат личностные и предметные результаты.
12

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для
решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными
(жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ
изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа
должны быть представлены в форме удобных и понятных всем условных единицах:
0 баллов ― нет фиксируемой динамики;
1 балл ― минимальная динамика;
2 балла ― удовлетворительная динамика;
3 балла ― значительная динамика.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что
позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений
по отдельным жизненным компетенциям.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют
достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Программа формирования базовых учебных действий (БУД)
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования
Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и
внеурочной деятельности.
13

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в

формировании основ учебной деятельности, которые

обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
•

формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

•

овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

•

развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее
результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Характеристика базовых учебных действий
Группа БУД
Личностные учебные
действия: готовность
ребенка к принятию
новой роли ученика






Коммуникативные
учебные действия:
способность вступать
в коммуникацию





Регулятивные учебные
действия: успешность
работы на любом
уроке





Учебные действия и умения
испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями
как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового
письма для решения жизненно значимых задач;
использовать доступные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач.
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
14


Познавательные
учебные действия:
начальные логические
операции






адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие
несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения
обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого
действия можно использовать, например, следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при
необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по
прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении
конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе
осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
15

Место предмета в учебном плане
На изучение изобразительного искусства в 5 классе выделяется – 68 часов в год, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

Содержание учебного предмета
Обучение композиционной деятельности – 24 ч.
Аппликация «Натюрморт: кринка, кувшины, бутылка» Рисование обложки к книге со сказкой (по выбору). Аппликация с дорисовыванием: «Мой
двор». Лепка с натуры: «Кувшин». Рисование с натуры цветочного горшка с растением. Рисование симметричного узора по образцу. Рисование
способом работы «по-сырому» (небо, река, море). Изображение узора в круге составленного из природных форм. Рисование сценки из жизни.
Натюрморт с использованием различных сосудов. Аппликация. Симметричное вырезание сосудов. Дорисовывание предметов. Оформление
новогоднего пригласительного билета. Рисование на тему «Зимние развлечения в деревне, в городе». Рисование на тему “ Лес зимой”. Открытка
к 1 мая (техника работы «пятном», «по-сырому»). Лепка животного из Красной книги (по выбору). Рисование животного из Красной книги
(стерх, белый медведь). Рисование на тему «Здравствуй, лето!». Рисование предметов разной величины (елочки большие и маленькие).
Рисование фруктов разной формы и размера. Открытка к 23 февраля. Лепка с последующим рисованием иллюстрации к сказке «Маша и
медведь». Лепка животного (по выбору).
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию – 11 ч.
Рисование с натуры листа деревьев и кустарников в осенней раскраске. Рисование с натуры веточки деревьев с листьями, семенами и плодами
Натюрморт «Кофейник, чашка, яблоко». Натюрморт «Кринка и стакан». Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (чемодан,
ящик, коробка). Рисование симметричных форм: насекомые — бабочка, стрекоза. Рисование портрета человека в профиль (общие правила).
Рисование портрета близкого человека (по выбору). Фигура человека (изготовление модели). Рисование фигуры человека с подвижной модели
(при наблюдении спереди). Рисование фигуры человека с подвижной модели (при наблюдении сбоку)

16

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи - 14 ч.
Рисование по теме: «Листья дуба (осины, березы, рябины, акации) (осенней окраски)». Декоративное рисование новогоднего плаката. Рисунок по
представлению: сказочные персонажи. Рисование по теме: «Посуда Хохломы». Декоративное рисование — оформление новогоднего пригласительного билета Декоративное рисование плаката «8 Марта». Иллюстрирование отрывка из литературного произведения. Изображение в лепке и
на рисунке, как люди встречают весну. Практическое знакомство с элементами хохломской росписи. Рисование орнамента «золотой хохломы» на силуэте
посуды. Декоративное рисование открытки к 8 Марта. Рисование плаката на тему «Береги природу!». Иллюстрирование отрывка из литературного

произведения.
Обучение восприятию произведений искусства – 19 ч.
Беседа об изобразительном искусстве: «Скульптура как вид изобразительного искусства». Художники – пейзажисты и их картины. Портрет.
Сюжет. Натюрморт. Разные сосуды: кувшины, вазы, кубки (керамика, фарфор, металл, стекло). Великие портретисты. Музеи России. Музеи мира.
Богородские игрушки. Хохломские изделия. Беседа на тему «Как построена книга?». Беседа о художниках-иллюстраторах детских книг.

Восприятие

произведений искусства. Составление рассказа-описания картины. Изображение действительности. Плакат. Открытка.

Формы организации образовательного процесса
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсия. В процессе обучения школьников
целесообразно использовать следующие методы и приемы:
 словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
 наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
 практический метод (упражнения, практическая работа);
 репродуктивный метод (работа по алгоритму);
17

 коллективный, индивидуальный.
Технологии обучения:
1. Традиционные технологии: объяснительно-иллюстративные.
2. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного педагогического процесса: педагогика сотрудничества; гуманно –
личностная; уровневая дифференциация; проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии; здоровье сберегающие
технологии; коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
3. Интегрированные уроки.
Виды и формы контроля: творческие задания, анализ произведений мастеров изобразительного искусства, выставки работ, защита
исследовательских проектов.

Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса
Программа

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией
доктора педагогических наук В. В. Воронковой автор И. А. Грошенков. – М.: «Просвещение» 2010 г.
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная
на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.

Учебник

Изобразительное искусство 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида (авторы Рау М.Ю. , Зыкова М.А. , Москва, «Просвещение»,2019 г.)

Методические пособия

Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1999.
Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством. 2005. изд. «Просвещение», Москва.
Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. 2006. изд. «Просвещение», Москва.
Логвиненко Т.М. Декоративная композиция.2005. изд. «Просвещение», Москва.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство.2000. изд. «Просвещение», Москва.

18

Электронные
образовательные
ресурсы

Демонстрационный
материал

http://www.hermitagemuseum.org/
http://www.tretyakov.ru/
http://www.museum.ru/gmii/
http://www.rusmuseum.ru/
http://www.louvre.fr/
http://tsos.lan.krasu.ru/slaids/issk/dmitrieva/index.htm
http://www.artrussia.ru/
http://worldleonard.h1.ru/
http://www.icon-art.narod.ru/
http://artclassic.edu.ru/
http://www.metodcenter.ru/LEM/mhk.htm
http://www.artlib.ru/
http://www.arthistory.ru/museum.htm
http://www.artprojekt.ru/Menu.html
www.mmsi.ru
http://www.angelfire.com/art2/abstract2
http://renesans.narod.ru/
http://impressionnisme.narod.ru
http://www.drawtraining.ru/
http://www.newart.ru/
http://www.znv.ru/
http://www.rndavia.ru/gallery/
Наглядный и раздаточный материал по темам занятий, дифференцированные карточки по цветовым
гаммам, иллюстрации к народным сказкам.
Иллюстрации картин быта, природы, животных, натюрмортов, на декоративную тему. Муляжи грибов,
фруктов, овощей. Детские игрушки.

19

Содержание программы
№

Наименование разделов

Количество часов

1

Обучение композиционной деятельности.

24

2

Развитие у учащихся умений воспринимать и
изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

11

3

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и
формирование умений передавать его в живописи.

14

4

Обучение восприятию произведений искусства.

19

Всего:

68 ч.

Поурочное планирование
5 класс
I четверть (16 ч.)

Тема урока
1. Рисование с натуры веточки
деревьев с листьями,
семенами и плодами
2.Рисование с натуры листа
деревьев и кустарников в
осенней раскраске.
3.Беседы об искусстве.

Колво
часов

Дата

Предметные результаты
Минимальный уровень
- знание видов и жанров
изобразительного
искусства; видов
художественных работ;
- знание фамилий и имен
некоторых выдающихся
художников и их
произведений живописи,

Достаточный уровень
- знание отличительных
признаков видов
изобразительного искусства;
форм произведений
изобразительного искусства;
- знание особенностей
некоторых материалов,
используемых в

Формируемые
БУД
Личностные УД:
формирования
самостоятельности в
выполнении
учебных заданий,
поручений;
Уметь отражать в рисунке
20

Художники – пейзажисты и
их картины.
4. Экскурсия «Золотая осень».
5. Рисование дерева.
6.Рисование способом работы
«по-сырому» (небо, река,
море)
7. Аппликация с
дорисовыванием «Мой двор».
8. Узор в полосе из
растительных элементов
9. Беседа. Портрет. Сюжет.
Натюрморт
10-11. Рисование натюрморта
с натуры (по выбору)
12. Рисование симметричного
узора по образцу.
13. Декоративное рисование.
Изображение узор в круге
составленного из природных
форм.
14-15. Рисование по замыслу.
Рисование сценки из жизни.
16. Рисование на свободную
тему. Описание своей работы.

скульптуры, графики,
декоративно-прикладного
искусства, архитектуры;
- знание названий
художественных
материалов, инструментов
и приспособлений; их
свойств, назначения,
правил хранения,
санитарно-гигиенических
требований;
- знание элементарных
правил композиции,
цветоведения, передачи
формы предмета и др.
- умение самостоятельно
организовывать свое
рабочее место в
зависимости от характера
выполняемой работы;
- умение следовать при
выполнении работы
инструкциям учителя;
целесообразно
организовать свою
изобразительную
деятельность; планировать
работу;
- осуществлять текущий
самоконтроль
выполняемых
практических действий и
корректировку хода
практической работы;
- умение изображать с

изобразительном искусстве;
- умение оценивать
результаты собственной
художественно-творческой
деятельности и
одноклассников (красиво,
некрасиво, аккуратно,
похоже на образец);
- умение устанавливать
причинно-следственные
связи между выполняемыми
действиями и их
результатами.
- умение рисовать с натуры,
по памяти после
предварительных
наблюдений и адекватно
передавать все признаки и
свойства изображаемого
объекта;
- умение различать и
передавать в художественнотворческой деятельности
характер, эмоциональное
состояние и свое отношение
к природе, человеку, семье и
обществу.

свои зрительные
впечатления и
эмоционально-эстетические
переживания от явлений
действительности.
Правильно сидеть за
партой; правильно
располагать лист бумаги на
парте.
Коммуникативные УД:
вступать в контакт и
работать
в
коллективе
(учитель-ученик, ученикученик);
обращаться за помощью и
принимать помощь;
слушать
и
принимать
инструкцию к учебному
заданию;
Уметь подготавливаться к
работе и аккуратно убирать
после работы своё рабочее
место.
Регулятивные УД:
адекватно
соблюдать
ритуалы
школьного
поведения;
Уметь анализировать свой
рисунок
с
помощью
учителя.
21

Дано: 16 часов
По программе: 16 часов

натуры, по памяти,
представлению,
воображению предметы
несложной формы и
конструкции;
- умение применять
приемы работы
карандашом,
акварельными красками с
целью передачи фактуры
предмета;
- умение ориентироваться
в пространстве листа;
размещать изображение
одного или группы
предметов в соответствии
с параметрами
изобразительной
поверхности;

Познавательные УД:
выделять
некоторые
существенные
свойства
хорошо
знакомых
предметов;
Уметь отражать в рисунке
свои
зрительные
впечатления
и
эмоционально-эстетические
переживания от явлений
действительности.

II четверть (16 ч.)
Тема урока

Колво
часов

Дата

Предметные результаты
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Формируемые
БУД

22

1. Беседа. Разные сосуды: кувшины, вазы,
кубки (керамика, фарфор, металл, стекло)
2-3. Натюрморт с использованием
различных сосудов.
4. Аппликация. Симметричное вырезание
сосудов. Дорисовывание предметов.
5.Аппликация «Натюрморт: кринка,
кувшины, бутылка»
6.Беседа об искусстве. Великие
портретисты. Особенности написания
портретов
7. Изучение и описание внешности людей.
8. Рисование портрета человека в профиль
(общие правила)
9. Рисование портрета близкого человека
(по выбору)
10. Фигура человека (изготовление модели)
11. Рисование фигуры человека с
подвижной модели (при наблюдении
спереди)
12. Рисование фигуры человека с
подвижной модели (при наблюдении сбоку)
13. Рисование на тему «Зимние развлечения
в деревне, в городе»
14. Рисование на тему “ Лес зимой”
Рисунок выполняется на серой или голубой
бумаге с использованием белой гуаши.
15. Оформление новогоднего
пригласительного билета
16. Рисование на свободную тему.

- знание фамилий и
имен некоторых
выдающихся
художников и их
произведений;
- знание названий
художественных
материалов,
инструментов и
приспособлений; их
свойств, назначения,
правил хранения,
санитарногигиенических
требований при работе с
ними;
- знание элементарных
правил композиции,
цветоведения, передачи
формы предмета и др.
- умение
самостоятельно
организовывать свое
рабочее место в
зависимости от
характера выполняемой
работы; правильно
сидеть за столом,
располагать лист
бумаги на столе,
держать карандаш,
кисть и др.;
- умение следовать при
выполнении работы
инструкциям учителя;

- знание отличительных
признаков видов
изобразительного
искусства; форм
произведений
изобразительного
искусства;
- знание особенностей
некоторых материалов,
используемых в
изобразительном искусстве;
- знание основных
изобразительных,
выразительных и
гармоничных знание
законов и правил
цветоведения; светотени;
перспективы; построения
орнамента, стилизации
формы предмета и др.;
- умение находить
необходимую для
выполнения работы
информацию в материалах
учебника, рабочей тетради;
- следовать при выполнении
работы инструкциям
учителя или инструкциям,
представленным в других
информационных
источниках;
- умение оценивать
результаты собственной
художественно-творческой
деятельности и

Личностные УД:
формирование
положительного
отношения к
окружающей
действительности;
формирования
самостоятельности в
выполнении
учебных заданий,
поручений;
Коммуникативные
УД:
вступать в контакт и
работать
в
коллективе;
использовать
принятые ритуалы
социального
взаимодействия;
обращаться
за
помощью
и
принимать помощь;
слушать и принимать
инструкцию
к
учебному заданию.
Регулятивные УД:
адекватно соблюдать
ритуалы школьного
поведения;
23

Дано: 16 часов
По программе: 16 часов

целесообразно
организовать свою
изобразительную
деятельность;
планировать работу;
- осуществлять текущий
самоконтроль
выполняемых
практических действий
и корректировку хода
практической работы;
- умение изображать с
натуры, по памяти,
представлению,
воображению предметы
несложной формы и
конструкции;
передавать в рисунке
содержание несложных
произведений в
соответствии с темой;
- умение применять
приемы работы
карандашом,
акварельными красками
с целью передачи
фактуры предмета;
- умение размещать
изображение одного
или группы предметов в
соответствии с
параметрами
изобразительной
поверхности;
- умение адекватно

одноклассников (красиво,
некрасиво, аккуратно,
похоже на образец);
- умение устанавливать
причинно-следственные
связи между выполняемыми
действиями и их
результатами.
- умение рисовать с натуры,
по памяти после
предварительных
наблюдений и адекватно
передавать все признаки и
свойства изображаемого
объекта;
- умение различать и
передавать в
художественно-творческой
деятельности характер,
эмоциональное состояние и
свое отношение к природе,
человеку, семье и обществу.

принимать цели.
Познавательные УД:
работать с несложной
по содержанию и
структуре
информацией.

24

передавать цвет
изображаемого объекта,
определять
насыщенность цвета,
получать смешанные и
некоторые оттенки
цвета.

III четверть (20 ч.)
Тема урока

1. Беседа на тему «Как построена
книга?»
2. Рисование обложки к книге со
сказкой (по выбору)
3. Беседа о художникахиллюстраторах детских книг.
4. Рисование предметов разной

величины (елочки большие и
маленькие)
5. Рисование фруктов разной формы
и размера
6. Лепка с последующим рисованием

Колво
часов

Дата

Предметные результаты
Минимальный
уровень
- знание видов
художественных
работ;
- знание фамилий и
имен некоторых
выдающихся
художников и их
произведений;
- знание названий
художественных
материалов,
инструментов и
приспособлений; их
свойств, назначения,
правил хранения,
санитарногигиенических

Достаточный уровень
- знание отличительных
признаков видов
изобразительного искусства;
- знание особенностей
некоторых материалов,
используемых в
изобразительном искусстве;
- знание основных
изобразительных,
выразительных и
гармоничных знание законов
и правил цветоведения;
светотени; перспективы;
построения орнамента,
стилизации формы предмета
и др.;
- умение находить

Формируемые
БУД
Личностные УД:
формирование положительного
отношения к окружающей
действительности;
формирования самостоятельности
в выполнении
учебных заданий, поручений;
Коммуникативные УД:
вступать в контакт и работать в
коллективе;
использовать принятые ритуалы
социального взаимодействия

с
25

иллюстрации к сказке «Маша и
медведь»
7. Восприятие произведений
искусства. Составление рассказаописания картины
8. Открытка к 23 февраля
9. Беседа «Узнай больше о работе
скульптора»
10. Животные в скульптуре. Лепка
животного (по выбору)
11. Лепка животного из Красной
книги (по выбору)
12. Рисование животного из Красной
книги (стерх, белый медведь)
13-14. Декоративное рисование
открытки к 8 Марта.
15. Рисование в квадрате узора из

растительных форм с
применением осевой линии
16-17. Иллюстрирование отрывка
из литературного произведения
( по выбору учителя)
18-19 Рисование с натуры
цветочного горшка
20 Рисование на свободную тему

требований при
работе с ними;
- знание
элементарных правил
композиции,
цветоведения,
передачи формы
предмета и др.
- умение
самостоятельно
организовывать свое
рабочее место в
зависимости от
характера
выполняемой работы;
правильно сидеть за
столом, располагать
лист бумаги на столе,
держать карандаш,
кисть и др.;
- умение следовать
при выполнении
работы инструкциям
учителя;
целесообразно
организовать свою
изобразительную
деятельность;
планировать
работу; осуществлять
текущий
самоконтроль
выполняемых
практических
действий и

необходимую для
выполнения работы
информацию в материалах
учебника, рабочей тетради;
- следовать при выполнении
работы инструкциям учителя
или инструкциям,
представленным в других
информационных
источниках;
- умение оценивать
результаты собственной
художественно-творческой
деятельности и
одноклассников (красиво,
некрасиво, аккуратно,
похоже на образец);
- умение устанавливать
причинно-следственные
связи между выполняемыми
действиями и их
результатами.
- умение рисовать с натуры,
по памяти после
предварительных
наблюдений и адекватно
передавать все признаки и
свойства изображаемого
объекта;
- умение различать и
передавать в художественнотворческой деятельности
характер, эмоциональное
состояние и свое отношение
к природе, чело-

одноклассниками и учителем;
обращаться

за

помощью

и

принимать помощь;
слушать и принимать инструкцию
к учебному заданию;
доброжелательно

относиться,

сопереживать окружающим.
Регулятивные УД:
адекватно

соблюдать

ритуалы

школьного поведения;
принимать

цели,

следовать

предложенному плану и работать
в общем темпе.
Познавательные УД:
выделять

некоторые

существенные свойства хорошо
знакомых предметов;
наблюдать
взрослого

под
за

руководством
предметами

явлениями

и

окружающей

действительности;

26

Дано: 20 часов
По программе: 20 часов

корректировку хода
веку, семье и обществу.
практической работы;
- умение изображать с
натуры, по памяти,
представлению,
воображению
предметы несложной
формы и
конструкции;
передавать в рисунке
содержание несложных
произведений в
соответствии с темой;
- умение применять
приемы работы
карандашом,
акварельными
красками с целью
передачи фактуры
предмета;
- умение
ориентироваться в
пространстве листа;
размещать
изображение одного
или группы предметов
в соответствии с
параметрами
изобразительной
поверхности;
- умение адекватно
передавать цвет
изображаемого
объекта, определять
27

насыщенность цвета,
получать смешанные
и некоторые оттенки
цвета.

IV четверть (16 ч.)
Тема урока
1. Экскурсия в природу «Встреча
весны!»
2-3. Изображение в лепке и на рисунке,
как люди встречают весну
4. Народное искусство. Богородские
игрушки
5. Народное искусство. Хохломские
изделия.
6. Практическое знакомство с
элементами хохломской росписи
7. Рисование орнамента «золотой
хохломы» на силуэте посуды
8. Беседа. Изображение
действительности. Плакат.
9. Рисование плаката на тему «Береги
природу!»
10. Беседа. Изображение

Кол- Дата
во
часов

Предметные результаты
Минимальный уровень

Достаточный уровень

- знание видов и жанров
изобразительного искусства;
видов художественных
работ;
- знание фамилий и имен
некоторых выдающихся
художников и их
произведений живописи,
скульптуры, графики,
декоративно-прикладного
искусства, архитектуры;
- знание названий
крупнейших музеев
Москвы, Санкт-Петербурга,
родного города;
- знание названий
художественных
материалов, инструментов и
приспособлений; их
свойств, назначения, правил
хранения, санитарногигиенических требований
при работе с ними;
- знание элементарных

- знание отличительных
признаков видов
изобразительного искусства;
форм произведений
изобразительного искусства;
- знание особенностей
некоторых материалов,
используемых в
изобразительном искусстве;
- знание основных
изобразительных,
выразительных и
гармоничных знание законов и
правил цветоведения;
светотени; перспективы;
построения орнамента,
стилизации формы предмета и
др.;
- знание названия крупнейших
музеев страны;
- умение находить
необходимую для выполнения
работы информацию в
материалах учебника, рабочей

Формируемые
БУД
Личностные УД:
начальное осознание себя
как ученика;
формирования
самостоятельности в
выполнении
учебных заданий,
поручений;
Коммуникативные УД:
вступать

в

контакт

и

работать в коллективе;
использовать

принятые

ритуалы
социального
взаимодействия

с

одноклассниками

и

учителем;
28

действительности. Открытка.
11. Открытка к 1 мая (техника работы
«пятном», «по-сырому»)
12. Беседа. Музеи России.
13. Беседа. Музеи мира.
14. Викторина «Народное искусство»
15. Рисование симметричных форм:

насекомые — бабочка, стрекоза.
16. Рисование на тему «Здравствуй,
лето!»

правил композиции,
цветоведения, передачи
формы предмета и др.
- умение самостоятельно
организовывать свое
рабочее место в зависимости
от характера выполняемой
работы; правильно сидеть за
столом, располагать лист
бумаги на столе, держать
карандаш, кисть и др.;
- умение следовать при
выполнении работы
инструкциям учителя;
целесообразно организовать
свою изобразительную
деятельность; планировать
работу; осуществлять
текущий самоконтроль
выполняемых практических
действий и корректировку
хода практической работы;
- умение изображать с
натуры, по памяти,
представлению,
воображению предметы
несложной формы и
конструкции; передавать в
рисунке содержание
несложных произведений в
соответствии с темой;
- умение применять приемы
работы карандашом,
акварельными красками с
целью передачи фактуры

тетради;
- следовать при выполнении
работы инструкциям учителя
или инструкциям,
представленным в других
информационных источниках;
- умение оценивать
результаты собственной
художественно-творческой
деятельности и
одноклассников (красиво,
некрасиво, аккуратно, похоже
на образец);
- умение устанавливать
причинно-следственные связи
между выполняемыми
действиями и их
результатами.
- умение рисовать с натуры,
по памяти после
предварительных наблюдений
и адекватно передавать все
признаки и свойства
изображаемого объекта;
- умение различать и
передавать в художественнотворческой деятельности
характер, эмоциональное
состояние и свое отношение к
природе, человеку, семье и обществу.

обращаться за помощью и
принимать помощь;
слушать

и

принимать

инструкцию к учебному
заданию;
доброжелательно
относиться, сопереживать
окружающим.
Регулятивные УД:
адекватно

соблюдать

ритуалы

школьного

поведения;
принимать цели, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Познавательные УД:
выделять
существенные
хорошо

некоторые
свойства
знакомых

предметов;
наблюдать

под

руководством взрослого за
предметами и явлениями
окружающей
действительности;
29

Дано:16
По программе: 16 ч.
За год: 68 ч.

предмета;
- умение ориентироваться в
пространстве листа;
размещать изображение
одного или группы
предметов в соответствии с
параметрами
изобразительной
поверхности;
- умение адекватно
передавать цвет
изображаемого объекта,
определять насыщенность
цвета, получать смешанные
и некоторые оттенки цвета.

работать с несложной по
содержанию и структуре
информацией.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».