Профессионально - трудовое обучение. Штукатурно - малярное дело 9 класс

Приложение
к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с БУП 2002 г.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат»
протокол № 01 от «30» августа 2021
года

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат»
от «31» августа 2021года

Рабочая программа по учебному предмету
«Профессионально-трудовое обучение»
(Штукатурно- малярное дело) 9 класс

г. Приморск
2021 год

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Штукатурно-малярное дело» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от
31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»);
2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания" от 28.01.2021 N 2;
5. Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от
20.08.2021 г. № 19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
7. Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
8. Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.
ЦЕЛИ: развитие общетрудовых умений и сознательное овладение приемами труда.
ЗАДАЧИ:
развитие общетрудовых умений и навыков;
коррекция психофизического состояния детей на основе данной профессии;
развитие речи учащихся на основе их практической деятельности;
обучение планированию своей работы, пользованию технико-технологической документацией;
выработку у учащихся четкого понимания производственной профессиональной терминологии;
обучение школьников профессиональным приемам труда по выбранной специальности;

воспитание учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной
деятельности качеств личности;
подготовка учащихся к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работы на предприятиях или продолжение
учебы в профессионально-технических училищах.
Количество часов в году по профессионально - трудовому обучению штукатурно-малярного дела - 340
Количество часов в неделю – 10
Программа содержит определенный минимум содержания основных образовательных программ и направлена на достижение поставленных целей и
задач.
Структура программы определяется последовательностью обучения в школах VIII вида, которая включает в себя профессионально- трудовое обучение.
Для обучения школьников характерны определенные приемы, учитывающие специфику школы VIII вида.
Профессионально-трудовая подготовка школьников с нарушением интеллекта базируется на общих принципах обучения, носит коррекционную
направленность, то есть предполагает максимально возможное исправление недостатков развития личности школьника.
Организация урока должна быть такова, чтобы у учащихся возникала и поддерживалась положительная мотивация. Объяснение теоретического
материала должно быть четким и носить исчерпывающий характер, чтобы ученик мог спланировать свою работу и самостоятельно ее выполнить.
На уроках труда дети должны овладеть профессиональной терминологией, научиться излагать план предстоящей работы и, сделать отчет о проделанной
работе. Каждый урок должен развивать ребенка, способствовать росту его теоретических знаний и практических профессиональных умений и навыков.
Основной задачей обучения в 9 классе является формирование профессионально-трудовых умений и навыков, умение анализировать образец,
ориентироваться в задании, планировать предстоящую деятельность, контролировать текущую и результаты труда. Большое внимание следует уделять
усвоению и соблюдение правил безопасной работы, приучению учащихся к соблюдению дисциплинарных требований, использование речи для
взаимодействия в процессе труда. Ученики совершенствуются в общетрудовых и профессионально-трудовых навыках и умениях, включая умения
подбирать материалы и технологии, соответствующие назначению изделий. При этом ведущей задачей является формирование навыков культуры труда,
подразумевающей соблюдению требований к организации рабочего места, следования требованиям техники безопасности, дисциплинированность и
ответственность.
Общетрудовая и профессионально-трудовая подготовка в школе VIII вида завершается экзаменами, подготовка к которым позволяет обобщить и
систематизировать знания и умения, полученные учениками за весь предшествующий период обучения.
Содержание учебной программы
№п/п
1

Раздел
Безопасность труда и
пожарная безопасность в
учебных мастерских и на
строительстве.

Объект
Кабинет штукатурномалярного дела.

Технические сведения
Ознакомление с
требованиями
безопасности труда в
учебных мастерских и
на производстве.
Причины травматизма.

Приемы работы
Порядок вызова пожарной
команды. Правила пользования
первичными средствами
пожаротушения. Устройство и
применение огнетушителей.

Умения
Знать и уметь
применять на
практике правила
поведения при
пожаре. Способы и
порядок эвакуации

2

Оштукатуривание колонн,
углов, ниш.

Виды травм, их
предупреждения.
Запрещающие и
предупредительные
надписи. Правила и
инструкции по
безопасности труда.
Основные правила по
электробезопасности.
Пожарная безопасность:
причины пожаров в
учебных заведениях и
на строительных
объектах. Меры
предупреждения
пожаров, Инструкции
по пожарной
безопасности. Правила
пользования
электроприборами и
электроинструментом,
отключения
электросети. Меры
предосторожности при
пользовании
пожароопасными
жидкостями. Виды и
хранение
самовоспламеняющихся
материалов.
Отделка простейших
Виды колонн по форме,
прямоугольных,
назначению. Материалы
квадратных, круглых
и инструменты.
колонн, столбов, ниш в
Требования к качеству
школьных хозяйственных и отделки колонн, углов,
бытовых помещениях.
ниш. Техника

людей.

Освоение приемов работы по
подготовке колонн, углов, ниш к
оштукатуриванию.
Оштукатуривание прямоугольных,
квадратных колонн.
Оштукатуривание круглых

Уметь применять на
практике операции
технологического
процесса по
подготовке и
оштукатуриванию

безопасности при
отделке колонн, углов,
ниш.

3

Разделка швов между плитами
перекрытий.

Тренировочные стенды.
Разделка простейших форм
рустов на потолках
школьных помещений.

4

Оштукатуривание
специальными растворами.

Приготовление образов
растворов для специальных
штукатурок в учебных
мастерских. Выполнение
образцов штукатурки из
специальных растворов на
учебных щитах.

колонн. Изготовление и
использование шаблона.
Оштукатуривание ниш, наружных
и внутренних углов. Затирка
поверхности. Навешивание
правил, провешивание углов
отвесом.
Виды рустов.
Оконопачивание швов между
Инструменты для
плитами паклей. Заполнение шва
разделки рустов, швов
раствором. Разравнивание
между плитами
раствора полутерком. Прорезка
перекрытий. Требования рустов с помощью специальных
к качеству выполненных рустовок по предварительно
работ. Правила
прикрепленной направляющей
безопасной работы.
рейке. Зачистка углов и кромок
Технологическая
руста вручную. Окончательная
последовательность при отделка рустов на потолках.
выполнении разделки
швов.
Ознакомление с видами Приготовление компонентов для
специальных
специальной штукатурки.
штукатурок, их
Приготовление некоторых
назначение, способы
штукатурных специальных
выполнения. Виды
растворов. Выполнение операции
составы специальных
штукатурки специальными
растворов, особенности растворами.
выполнения
специальных
штукатурок.
Инструменты,
приспособления для
выполнения
специальных
штукатурок. Правила
безопасной работы со
специальными

колонн, углов, ниш.

Уметь проверить
качество отделанной
поверхности с
помощью учителя.

Уметь проверить
качество
выполненных работ.

5

Практическое повторение.

Учебные шиты.

6

Самостоятельная работа и
анализ ее качества.

Хозяйственные помещения
школы.

растворами.
Водонепроницаемая
штукатурка.
Теплоизоляционная
штукатурка.
Акустическая
штукатурка.
Армированная
штукатурка.
Оштукатуривание
печей.
Рентгенозащитная
штукатурка.
Оштукатуривание
растворами с
противоморозными
добавками.
Оштукатуривание
растворами с добавками
поташа.
Оштукатуривание
столбов, колонн, швов
между плитами
перекрытия.

Оштукатуривание углов
внутренних и
наружных.

Приготовление растворов для
оштукатуривания столбов, колонн
и швов между плитами
перекрытия. Оштукатуривание
поверхностей.

Приготовление растворов для
оштукатуривания наружных и
внутренних углов.
Оштукатуривание поверхностей.

Уметь
ориентироваться в
задании по
выполненному
образцу. Уметь
сделать оценку
качества
выполненной работы
при сравнении с
образцом.
Уметь сделать
анализ качества
выполненной
работы.

7

Ремонтные малярные работы.

Помещения бытовых и
хозяйственных помещений
(стены, потолки, полы,
окна, двери).

Ознакомление с
особенностями
ремонтных работ
водными и неводными
составами. Составы,
способы приготовления
паст. Материалы,
инструменты и
приспособления для
полного и частичного
ремонта правила
безопасной работы с
химикатами, с
лакокрасочными
материалами, известью.

Ремонт ранее окрашенных
поверхностей водными составами.
Удаление старых набелов.
Смывание слоя клеевой краски,
соскабливание известковых,
казеиновых, силикатных и
многослойных клеевых красок.
Перетирка штукатурки
известковым раствором,
содержащий мелкий песок.
Удаление пятен с поверхности
клеевой краски крепкой
купоросной грунтовкой. Покрытие
высушенной грунтованной
поверхности масляными белилами.
Замена штукатурки на
поврежденном участке. Ремонт
ранее окрашенной поверхности
неводными составами. Очистка
поверхности от старой краски.
Промывка теплой водой с мылом
или керосином старых
поверхностей. Удаление старой
краски механическим или
химическим способом. Удаление
масляных пятен. Удаление
нефтяных пятен пастой. Удаление
ржавчины. Удаление пятен
невысыхающих масел с помощью
жирной глины. Удаление старой
масляной краски специальной
смывкой.

Уметь применять на
практике ранее
полученные знания
при выполнении
операций
технологического
процесса при
ремонтных работах
водными и
неводными
окрасочными
составами.

8

Фактурная отделка
поверхности декоративными
составами.

Тренировочные стенды,
поверхности стен фасадов,
внутренние поверхности
общественных зданий.

Материалы для
декоративных составов.
Ознакомление с
инструментами и
приспособлениями для
фактурной
декоративной отделки.
Требования к качеству
выполненных работ.
Прочность соединения
декоративного слоя с
поверхностью, ровность
и равномерность
нанесения (обрызга)
фактуры, невидимость
стыков наносимых
слоев, однородность
фактуры. Отделка под
«шагрень». Назначение
отделки. Отделка
поверхности
декоративной крошкой.
Состав декоративного
раствора, устройство и
принцип работы
крошкомета. Отделка
латексным
наполненным составом
«солнце»: особенности
приготовления состава.
Отличие отделки
«солнце» от отделки под
«шагрень» и
декоративной крошкой.
Безопасные условия
работы(защита органов

Подготовка поверхности под
отделку «шагрень». Подготовка
латексно-мелового состава.
Очистка от загрязнений. Расшивка
трещин. Грунтовка поверхности
мыловарной грунтовкой.
Частичное выравнивание
поверхности. Механизированное
нанесение латексно-мелового
состава. Окрашивание
поверхностей с предварительной
обработкой (очистка от пыли,
грязи, потеков раствора,
промывание жировых пятен 2%
раствором соляной кислоты).
Отделка поверхности
декоративной крошкой.
Подготовка поверхности к
отделке. Грунтование
водоэмульсионной
поливинилацетатной краской,
разведенной водой. Нанесение
клеящего состава (после
высыхания), нанесение
декоративного состава, нанесение
лака на поверхность краски.
Организация рабочего места.
Отделка латексным
наполненным составом
«солнце».
Подготовка поверхностей под
отделку. Очистка от загрязнений,
расшивка трещин. Грунтовка
поверхности мыловарной
грунтовкой. Выполнение операций
отделки латексным наполненным

Уметь применять на
практике операции
технологического
процесса по
фактурной отделке
поверхности
декоративными
составами.

дыхания, зрения,
средства
подмащивания).
Организация рабочего
места.

составом «солнце».

9

Практическое повторение.

Хозяйственные и бытовые
помещения.

Выполнение ремонтных
работ в хозяйственных
и бытовых помещениях.

Подготовка дефектных
поверхностей к ремонтным
работам. Подготовка материалов и
инструментов.

10

Простейшие художественнодекоративные малярные
отделки поверхности.

Тренировочные щиты,
стенды, стены различных
помещений.

Ознакомление с видами,
назначением
простейших
декоративных отделок
поверхностей.
Инструменты,
приспособления,
составы и способы их
приготовления для
отделок. Безопасные

Приготовление составов, набивка
трафаретов по поверхности,
окрашенной неводными
составами. Набивка картинами,
сплошная набивка трафаретов
Набивка фриза, бордюра. Накатка
рисунка валиками с различными
узорами. Окончательная доработка
отделки вручную. Исправление
дефектов.

Уметь
самостоятельно
определять виды и
способы ремонта.
Уметь сделать
самостоятельно
ремонт ранее
окрашенных
поверхностей
водными и
неводными
составами.
Сделать анализ
качества
выполненных работ.
Уметь применять на
практике операции
технологического
процесса при
малярной
художественнодекоративной
отделке
поверхности.

11

Подготовка плиток и
инструментов для настилки
полов и облицовки
вертикальных поверхностей.

12

Подготовка поверхностей для
облицовки стен и настилки
полов плитками.

условия работ.
Учебные стенды, различные Ознакомление с
хозяйственные и бытовые
инструментами и
помещения.
приспособлениями.
Организация рабочего
места и инструктаж по
технике безопасности.
Виды плиточных
материалов, их различие
размеры, форма, и
назначение. Правила
хранения инструмента.
Рабочая поза, приемы
захвата плиток при
калибровке, укладке.
Учебные щиты,
Ознакомление с
поверхности стен, полов в
инструментами и
бытовых и хозяйственных
приспособлениями.
помещениях школы.
Организация рабочего
места и инструктаж по
безопасности труда.

Укладка плиток после калибровки
и сортировки в ящики, упаковка,
маркировка. Определение
приемами рубки керамических
плиток вручную. Резка
глазированных плиток резцом,
стеклорезом. Подточка кромок
плиток, сверление отверстий.

Уметь применять на
практике операции
технологического
процесса по
подготовке плиток и
инструментов для
настилки полов и
облицовки
вертикальных
поверхностей.

Подготовка стен под облицовку.
Смачивание и обрызг
поверхностей стен. Провешивание,
устройство марок и маяков,
нанесение грунта. Рабочая поза
при разравнивании грунта.
Устройство борозд на поверхности
стены. Подготовка поверхности
пола под настилку плиткой.
Очистка поверхности от мусора,
смачивание, удаление наплывов,
проверка правильности
геометрической формы пола.
Укладка гидроизоляции по
деревянному и бетонному
основанию, натягивание
металлической сетки. Устройство
стяжек под полы по маркам и
маякам. Установка марок.
Разбивка поверхности на захватки.
Контроль качества

Уметь применять на
практике операции
технологического
процесса по
подготовке
поверхностей для
облицовки стен и
настилки полов
плитками. Контроль
качества подготовки
поверхностей для
облицовки стен и
настилки полов.

13

Настилка полов
керамическими плитками.

Учебные тренировочные
щиты. Полы хозяйственных
и бытовых построек.

14

Облицовка вертикальных
Тренировочные щиты,
поверхностей глазурованными стенды, стены, простенки,
и другими плитками.
колонны, столбы.

Ознакомление с
инструментами,
приспособлениями,
уход за полами из
керамической плитки
после настила. Способы
настилки полов
керамической плиткой:
«шов в шов»,
«вразбежку», «по
диагонали».
Инструктаж по
безопасности труда,
Ознакомление с
приемами работ и
организацией рабочего
места.
Ознакомление с
инструментами и
приспособлениями для
облицовки
поверхностей плитками.
Ознакомление с
последовательностью и
приемами выполненных
работ. Виды облицовки:
«шов в шов», столбом
«вразбежку» и «по
диагонали». Уход за
облицованной
поверхностью.
Контроль качества
выполненных работ.
Безопасные условия
работы.

Разбивка рисунка на поверхности
пола, Приемы укладки маячных,
фризовых, промежуточных
плиток, фризовых, маячных рядов.
Разбивка пола на захватки,
Установка и крепление шнурапричалки и маяков из раствора.
Накладывание раствора.
Разравнивание раствора рейкой.
Укладка первого ряда и
последующих рядов с помощью
угольника, уровня. Укладка
плиток, выравнивание швов,
посадка плитки, заполнение швов,
протирка поверхности плиток
опилками. Укладка плитки с
крестами и без них.
Приемы нанесения отметок
чистого пола от репера уровнем
или нивелиром. Овладение
приемами подготовки,
провешивание поверхности стен и
установка марок. Определение
кратности поверхности стен
укладкой плинтусных или рядовых
плиток насухо установлением
размеров плиток-доборов.
Натягивание шнура-причалки на
уровне первого ряда, Краткое
освоение приемов облицовки
вертикальных поверхностей «шов
в шов», «по диагонали», установка
угловых и рядовых плиток.
Применение приспособлений
(скоб, вставок) для регулирования
ширины шва. Заполнение швов

Уметь применять на
практике операции
технологического
процесса настилки
полов
керамическими
плитками.

Уметь применять на
практике операции
технологического
процесса облицовки
вертикальных
поверхностей
глазурованными и
другими плитками.

раствором. Установка поясков,
карнизов, плинтусов, лузговых и
усеночных плиток. Облицовка
стен полистирольными плитками.
Контроль качества выполненной
работы.
15

Практическое повторение.
Самостоятельная работа и
анализ ее качества.

Различные штукатурные,
малярные, обойные,
плиточные работы внутри
зданий.

16

Ремонт облицованных
поверхностей.

Ванные комнаты, душевые,
умывальник, туалеты,
лестничные площадки,
кухня, столовая.

Виды растворов для
ремонта плиток,
Инструменты и
приспособления для
ремонта облицовок.
Западание и выступание
плиток. Местные
утолщения швов,
отставание плитки от
раствора, отставание
плитки с раствором,
небрежное примыкание
облицовки к
трубопроводам,
выключателям,

Выборка испорченных плиток.
Подготовка основания,
Приготовление раствора,
замачивание плиток. Определение
дефекта облицованной
поверхности, Отделка и установка
плитки на горизонтальные и
вертикальные поверхности с
помощью раствора. Установка
плитки на плиточный клей.

Уметь
ориентироваться в
задании по
выполненному
образцу.
Планировать работы
в зависимости от
задания.
Самостоятельно
приготовить
инструменты и
материалы к работе.
Облицовать
вертикальные
поверхности стен.
Уметь применять на
практике операции
технологического
процесса при
ремонте
облицованных
поверхностей.

17

Новые строительные
материалы.

Кабинет штукатурномалярного дела.

розеткам и т.д. Швы не
точно горизонтальные и
вертикальные, углы
развернутые, лузги,
усенки искривлены.
Контроль качества
выполненной работы.
Безопасность труда в
работе.
Ознакомление с новыми
строительными
материалами, их
назначением. Свойства
и составы. Способы
подготовки к работе,
Самоклеющаяся пленка,
подвесные потолки,
современные
шпатлевки,
лакокрасочные
материалы.

Оклеивание тренировочных
стендов самоклеющейся пленкой.

Уметь определять и
сравнивать
различные виды
шпатлевок и
лакокрасочных
материалов.

18

Основы цветоведения в
отделочных работах.

19

Монолитные покрытия пола.

Кабинет штукатурномалярного дела.

Ознакомление с
цветовыми решениями
при подборе цвета в
малярных работах, со
свойствами цвета. Виды
цветового спектра, их
применение в малярных
работах. Смешение
цвета. Свойства цвета.
Применение белого,
черного, желтого,
красного, синего,
смешанных,
нейтральных цветов.
Учет свойств цвета при
оформлении квартиры,
общественных зданий и
т.д. Теплые, холодные
тона.
Учебные мастерские,
Ознакомление с видами
тренировочные щиты. Полы монолитных покрытий,
в школьных помещениях.
их назначением.
Бесшовные цементнопесчаные стяжки.
Бесшовные мастичные
покрытия. Инструменты
и приспособления.
Инструктаж по технике
безопасности при
выполнении
монолитных покрытий
пола.

Подбор соответствующей
цветовой гаммы обоев, линолеума,
плиток для отделки различных
помещений (спальня, кухня,
гостиная, ванная комната,
школьные помещения и т.д.).

Уметь смешивать
пигменты разных
цветов для
получения нового
цвета (желтыйсиний, желтыйкрасный, синийбелый и др.).

Выполнение цементно-песчаной
стяжки, Очистка поверхности от
пыли и грязи, Определение
горизонтальности пола при
помощи жидкого уровня или
нивелиром. Установка маяков,
Натягивание шнура-причалки.
Установка направляющих реек.
Приготовление раствора,
Смачивание поверхности.
Накладывание раствора.
Разравнивание раствора малкой.
Железнение поверхности.
Контроль качества выполненной
работы

Уметь применять на
практике операции
технологического
процесса при
устройстве
монолитных полов.

20

Организация труда в
строительстве.

Кабинет штукатурномалярного дела.

Структура управления
строительством.
Бригады и звенья.
Разделение труда между
рабочими разной
квалификации. Значение
комплексных бригад.
Фронт работ, его
размеры, обмер
выполняемых работ.
Материальная
ответственность за
производственный брак.
Понятие о нормах
времени и нормах
выработки на
штукатурные,
малярные, обойные и
плиточные работы.
Краткая характеристика
системы оплаты:
повременная, сдельная,
сдельно-премиальная,
прогрессивная,
аккордная. Их
применение. Система
оплаты труда
штукатуров и маляров.
Подсчет заработной
платы бригады и
распределение между
членами бригады в
соответствии с их
квалификацией.
Календарные планы
строительства объектов.

Уметь определять
фронт работ, его
размеры, системы
оплаты труда, их
применение.

Наряды, их формы,
заполнение, выдача и
закрытие.
21

Практическое повторение.
Самостоятельная работа и
оценка ее качества.

Помещение школы:
бытовые и хозяйственные.
Ремонт облицованных
плиткой поверхностей.

22

Подготовка к экзаменам.

Кабинет штукатурномалярного дела.

Самостоятельно
планировать
ремонтные работы,
приготовить
материалы и
инструменты к
работе. Оценить
качество
выполненной
работы.
Повторение пройденной
программы по
штукатурно-малярному
делу по
экзаменационным
билетам.

Уметь
самостоятельно
выполнять
практические
задания по
штукатурномалярному делу по
экзаменационным
билетам.

Знания, умения и навыки по учебным четвертям:
1 четверть
Тема
ЗУН
Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских и на
Знать и уметь применять на практике правила поведения при пожаре.
строительстве.
Способы и порядок эвакуации людей.
Оштукатуривание колонн, углов, ниш.
Уметь применять на практике операции технологического процесса
Разделка швов между плитами перекрытий.
по подготовке и оштукатуриванию колонн, углов, ниш. Знать
Оштукатуривание специальными растворами.
материалы и инструменты, применяемые при подготовке и

Практическое повторение.
Самостоятельная работа и анализ ее качества.

оштукатуривании различных поверхностей.
Уметь приготовлять специальные растворы и оштукатуривать
заданные поверхности.
Уметь самостоятельно ориентироваться в задании по выбранному
образцу. Уметь дать оценку качеству выполненных работ.

2 четверть
Тема
Сведения о гигиене труда и производственной санитарии.
Ремонтные работы.
Фактурная отделка поверхности декоративными составами.
Практическое повторение.
Самостоятельная работа и анализ ее качества.

ЗУН
Знать основные понятия о гигиене труда. Значение режима труда и
отдыха. Знать правильную рабочую позу при выполнении
штукатурных, малярных, плиточных работ, требования к рабочей
одежде, уход за ней и правила хранения. Уметь оказать первую
помощь при несчастном случае.
Уметь определять дефектные места поверхностей, подготовить
поверхности к ремонтным работам, знать материалы и инструменты
для полного и частичного ремонта, правила безопасной работы с
химикатами, лакокрасочными материалами, пигментами и
наполнителями, входящих в лакокрасочные материалы.
Знать материалы для декоративных составов. Требования к качеству
выполненных работ.
Уметь выполнять ремонтные работы в различных хозяйственных и
бытовых помещениях.
Уметь самостоятельно определять виды и способы ремонта.
Самостоятельно выполнить ремонт окрашенных поверхностей
водными и неводными составами. Самостоятельно сделать анализ
выполненных работ.

3 четверть
Тема
ЗУН
Простейшие художественно-декоративные малярные отделки поверхности.
Знать и уметь сохранять в целостности инструменты, используемые
Подготовка плиток и инструментов для настилки полов и облицовки
при выполнении операций технологического процесса художественновертикальных поверхностей.
декоративной отделке поверхностей. Знать виды и назначение
Подготовка поверхностей для облицовки стен и настилки полов плитками.
простейших декоративных отделок поверхностей, составы и способы

Настилка полов керамическими плитками.
Облицовка вертикальных поверхностей глазурованными и другими плитками.
Практическое повторение.
Самостоятельная работа и анализ качества.

их приготовления для отделок. Уметь приготовить составы, набить
трафареты, фриза, бордюра, исправить возникшие в процессе работы
дефекты.
Знать виды плиточных материалов, их различие, размеры, формы и
назначение. Уметь подготовить стены под облицовку плитками,
выполнить провешивание, устройство марок и маяков. Уметь разбить
поверхности на захватки. Уметь заполнять шов раствором.
Самостоятельно сделать анализ выполненных работ.

4 четверть
Тема
Ремонт облицованных поверхностей.
Новые строительные материалы.
Основы цветоведения в отделочных работах.
Монолитные покрытия пола.
Организация труда в строительстве.
Практическое повторение.
Подготовка к экзаменам.
Самостоятельная работа и анализ ее качества.

ЗУН
Знать дефекты, полученные при облицовке поверхностей различными
плитками и уметь устранить их. Знать виды растворов для ремонта
плиток.
Знать новые строительные материалы, их назначение, свойства и
составы, способы подготовки к работе. Уметь самостоятельно оклеить
поверхности самоклеющейся пленкой. Знать цветные решения при
подборе цвета в малярных работах, свойства цветов. Уметь смешивать
цвета, подобрать цветовую гамму обоев, линолеума, плиток для
отделки различных помещений.
Знать виды монолитных покрытий, их назначение. Знать и уметь
подготовить различные поверхности к облицовке.
Знать структуру управления строительством. Уметь правильно
разделить коллектив на бригады и звенья. Знать разделение труда
между рабочими разной квалификации. Знать краткую характеристику
системы оплаты труда, наряды, их формы, заполнение, выдача и
закрытие.

Предметные результаты на конец учебного года:
По итогам обучения обучающиеся 9 класса должны знать:
основные требования к инструментам для подготовки и окраски поверхностей;
основные требования к материалам, используемым в малярных работах для изготовления окрасочных составов;
приспособления для работы на высоте, основные требования к лесам и подмостям, стремянкам и т.д., правила безопасной работы на высоте;
- правила безопасной работы с инструментами и материалами, применяемые при выполнении малярных работ;
- растворы для штукатурных работ;
- подготовка различных поверхностей под оштукатуривание и оштукатуривание различных поверхностей;
- способы нанесения штукатурных растворов, выполнение штукатурок по качеству исполнения; различные виды штукатурок (сухая, мокрая);
- основные дефекты нанесенных штукатурок;
- общие сведения о водных окрасочных составах, составляющие компоненты, способы окрашивания различных поверхностей;
- окраска деревянных поверхностей неводными окрасочными составами.
- основные операции технологического процесса по подготовке и оштукатуриванию колонн, углов, ниш.
- основные операции технологического процесса при ремонтных работах водными и неводными окрасочными составами.
- самостоятельное определение вида и способа ремонта. Самостоятельный ремонт ранее окрашенных поверхностей водными и неводными
составами.
- основные операции технологического процесса по фактурной отделке поверхности декоративными составами.
- основные операции технологического процесса при малярной художественно-декоративной отделке поверхностей;
- основные операции технологического процесса по подготовке плиток и инструментов для настилки полов и облицовки вертикальных
поверхностей;
- основные операции смешивания пигментов разных цветов для получения нового цвета (желтый-синий, желтый-красный, синий-белый и др.).
- основные положения организации труда в строительстве.
По итогам обучения обучающиеся 9 класса должны уметь:
-

подготовить к работе свое рабочее место и привести в исходное состояние после выполнения трудового задания;
применять ранее полученные знания, умения и навыки при выполнении практических заданий, согласно требованиям учебно-тематического
планирования в учебном году по всем четвертям;
ориентироваться в задании по образцам промежуточного и конечного результата труда;
соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических заданий;
- соблюдать требования производственной санитарии при выполнении практических заданий;
- соблюдать требования личной, производственной гигиены труда во время проведения практических занятий и повседневной жизни, с целью
интеграции в социуме;
- оценка качества выполненной работы.

Контроль выполнения требований учебно-тематического планирования осуществляется на протяжении учебного года в форме проведения
тестирования по темам обучения, самостоятельных практических заданий, самостоятельных теоретических заданий по темам обучения и выпускных
экзаменов в выпускных классах.
Учебная и методическая литература:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Александровский А.В. Строительное дело. Москва «Просвещение» 1987.
Балахтионов Л.Н., Пицкель Л.Н., Соколин Г.П., Шапиро И.Г. Справочник молодого штукатура «Москва», 1964.
Белогуров В.Д., Чмырь В.Д. Справочник молодого маляра. Москва «Высшая школа», 1983.
Завражин Н.М. Малярные работы. Москва,1963.
Клочанов П.Н. Малярные, обойные, стекольные работы. Москва, 1963.
Лебедев М. М., Лебедева Л.М. Справочник молодого штукатура. «Высшая школа», 1989.
Телечко А.А. Отделочные работы от штукатурных до малярных работ. Практическое руководство. Москва, 2004.
Чмырь В.Д. Материаловедение для маляров. Москва «Высшая школа» 1982.
Шепелев А.М. Штукатурные работы. Москва «Высшая школа», 1973.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».