Чтение 5 класс

Приложение
к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС ОУО
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
(протокол № 01 от «30» августа 2021 года)

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
от «31» августа 2021года

Рабочая программа
по учебному предмету
«Чтение»
5 класс

г. Приморск
2021 год

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена на основании следующих нормативно – правовых
документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции
Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»);
 Приказ Минобрнауки

России

от 19.12.2014

г. № 1599

«Об

утверждении

федерального

государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении
Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования";
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и

требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
от 28.01.2021 N 2;
 Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования
Ленинградской области от 20.08.2021 г. № 19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022
учебном году;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345 «Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования»;
 Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.

Роль и место дисциплины
Чтение является сложнейшим видом речевой деятельности, в процессе которого буквенный код переводится в
звуковой и осуществляется понимание прочитанного. Психофизической основой процесса чтения является
взаимодействие работы зрительного, речедвигательного, слухового анализаторов и таких психических процессов, как
мышление, речь, память, внимание, воображение.
На уроках чтения в 5 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости,
выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в
достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения
вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения
разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных
произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на
поставленные вопросы: полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко
пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им
характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи
и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Практика показывает, что ученики старших классов с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности при
чтении и понимании художественных произведений. Большинство из них находится на этапе становления синтетических
приёмов чтения, и это обусловлено целым рядом причин:

 нарушение фонематического слуха;
 нарушение пространственного восприятия;
 нарушение взаимодействия между слуховым, зрительным и кинестетическим;
 нарушение мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, речи;
 нарушение поведения и работоспособности.
В силу перечисленных интеллектуальных и речевых недостатков этап автоматизированного чтения оказывается для
умственно отсталых старшеклассников практически недостижимым.
Адресат
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 5 класса

общеобразовательных организаций,

реализующих адаптированные общеобразовательные программы.
Соответствие Государственному образовательному стандарту
Предлагаемая

программа

и

тематическое

планирование

ориентирована

на

учебник

для

5

классов

общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы /авт.-сост. З.Ф.
Малышева. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 255 с.
Структурно и содержательно программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала
опирается на ранее полученные знания во время уроков русского языка. Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 ч в
неделю.

Срок реализации настоящей программы 1 учебный год.
Цель: развитие речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание,
осмысление и пересказ содержания художественных произведений; формирование речи как средства общения, как
способа коррекции познавательной деятельности обучающихся и подготовки их к социальной адаптации.
Задачи:
 формирование четырёх качеств техники чтения: правильность, осознанность, выразительность, беглость;
 знакомство (через содержание читаемого материала) с новыми представлениями и понятиями;
 коррекция высших психических функций, обучающихся (речи, мышления, внимания, памяти, восприятия,
воображения);
 формирование коммуникативных
Основные направления коррекционной работы:
⁻ корригировать артикуляционный аппарат.
⁻ расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
⁻ корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
⁻ развивать речь, владение техникой речи;
⁻ коррегировать слуховое и зрительное восприятие.
⁻ формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
⁻ развивать познавательные процессы.
⁻ коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

Методы и приёмы:
⁻ словесные методы: рассказ, объяснение, беседа;
⁻ наглядные методы: демонстрация натуральных объектов, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций и т.п.;
⁻ практические методы: работа с книгой, учебником, наблюдение, лабораторно-практическая работа, игра,
упражнение, программированное обучение, проблемное обучение.
Формы обучения:
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков, обобщающих уроков.
Используется индивидуальная работа.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Умственная отсталость - это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие
диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной
отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей.
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на
дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее,
представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность
детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.

Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения,
замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия
первой и второй сигнальных систем и др.).
В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной
отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние
органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными
все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторнодвигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность,
речь и поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности
возрастных

психологических

новообразований

и,

главное,

в

неравномерности,

нарушении

целостности

психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и
культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и
снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой
подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но
и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и
прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вместе с тем, Российская дефектология (как правопреемница
советской) руководствуется теоретическим постулатом Л.С.Выготского о том, что своевременная педагогическая

коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей.
Особые образовательные потребности обучающихся
с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но
и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно,
атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на
многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития
интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как
общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и
использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ

образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в
образовательном процессе.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие
специфические образовательные потребности:
 раннее получение специальной помощи средствами образования;
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание
предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
 научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
 доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
 систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их
«переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
 обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом
функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);


использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся,
демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

 развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;

 специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по
показу, подражанию по словесной инструкции;
 стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей, обучающихся возможно на основе
реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания
обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные
психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися
учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий.

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП
оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения
предметными результатами, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей
(законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на
АООП (вариант 2).
Предметные результаты
Учебный
предмет


Чтение
(Vкласс)

Минимальный
уровень освоения
читать вслух правильно, целым словом,

читать

осознанно,

трудные слова — по слогам, соблюдая

правильно, выразительно, с переходом на беглое

синтаксические паузы, интонацию конца

чтение (словосочетаниями), в трудных случаях —

предложения в зависимости от знаков

целым словом;

препинания;




Достаточный
уровень освоения
вслух доступные тексты



читать про себя проанализированный

читать про себя, выполняя различные задания к
проанализированному тексту;

заранее текст, выполняя несложные



делить текст на части под руководством учителя;

задания учителя;



пересказывать текст (полностью или частично) по



отвечать на вопросы учителя;



пересказывать несложные по содержанию

плану, используя опорные слова;


определять мотивы поступков героев, выражать

фрагменты текста;


оценивать поступки героев (с помощью

свое отношение к ним;


учителя);


учителя);

заучивать стихотворения наизусть (объем



выучить наизусть 8—10 стихотворений;

текста с учетом индивидуальных



читать внеклассную литературу под контролем

особенностей учащихся);


выделять незнакомые слова в тексте (с помощью

учителя или воспитателя.

участвовать в уроках внеклассного
чтения, выполняя посильные задания по
прочитанным текстам.

Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются
оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и
педагогических кадров.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи:


закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,

описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки;


ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение
планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;



обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и
личностных результатов;



предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной
организации;



позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной
компетенции.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (инте-ллектуальными нарушениями) в овладении

АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к
осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:
1)дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и
особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2)объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и
социальном развитии обучающихся;
3)единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет
обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание

методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации,
обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений
обучающихся.
В соответствии с требованиями

Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями,
необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие
социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении
социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Для

полноты

оценки

личностных

результатов

освоения

обучающимися

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку
основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных
средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем
условных единицах:
0 баллов ― нет фиксируемой динамики;
1 балл ― минимальная динамика;
2 балла ― удовлетворительная динамика;
3 балла ― значительная динамика.

Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник
наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и
отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и
характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т.е. в тот период, когда
у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная
деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.
Во время обучения в I-м классе, а также в течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять
и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. В целом оценка достижения обучающимися
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на
принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по
объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с
оценками типа:

Качество освоения

Уровень достижений

Отметка в балльной шкале

90-100 %

высокий

«5»

65-89 %

повышенный

«5»

50- 65 %

средний

«4»

30-50 %

минимальный

«3»

программы

Программа формирования базовых учебных действий (БУД)
Программа

формирования

базовых

учебных

действий

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего
школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения
АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности,
которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами
профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
•

формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

•

овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

•

развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность,
контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Характеристика базовых учебных действий
Группа БУД
Личностные учебные
действия:готовность
ребенка к принятию
новой роли ученика
Коммуникативные
учебные действия:
способность вступать
в коммуникацию
Регулятивные учебные
действия: успешность
работы на любом
уроке
Познавательные
учебные действия:
начальные логические
операции

Учебные действия и умения
- начальное осознание себя как ученика, одноклассника, друга;
- формирование положительного отношения к окружающей действительности;
- формирование самостоятельности в выполнении учебных заданий, поручений;
- понимание личной ответственности за свои поступки;
- формирование готовности к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
- доброжелательно относиться, сопереживать окружающим.
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т.д.);
- принимать цели, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
- выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов;
- читать; писать; выполнять арифметические действия;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание).

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать
индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом
направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую
систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения
вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому
указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить
его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки,
которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по
замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося
в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех
учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени
обучения.

Таблица оценки сформированности базовых учебных действий

Группа БУД

Перечень учебных действий

Оценка сформированности
(в баллах)
0

Личностные
учебные
действия

осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива,
пользоваться соответствующими правами
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и
своих товарищей
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности
активно включаться в общеполезную социальную деятельность
осознанно относиться к выбору профессии
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны
понимать личную ответственность за свои поступки на основе
представлений о этических нормах и правилах поведения в современном
обществе

1

2

3

4

5

соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и
обществе

Максимум 45 баллов
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
Коммуникативные учебные взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)
действия
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою точку зрения, аргументировать свою позицию

дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний
(вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус,
знакомый - незнакомый и т.п.)
использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач
использовать разные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе
информационные

Максимум 25 баллов
Регулятивные
учебные
действия

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих

осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии
с ней свою деятельность

Максимум 20 баллов
Познавательные

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию
использоватьлогические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале,
основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета и для решения познавательных и практических задач
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами
и процессами

Максимум 20 баллов

Формы организации образовательного процесса
Сегодня ученика начальной школы необходимо вооружить универсальными учебными действиями, которыми он
сможет воспользоваться при самостоятельном познании, при решении новых учебных задач.

Только разнообразие организационных форм обеспечит рост, познавательных мотивов, поможет ученику научиться
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Основной формой организации образовательного процесса обучения чтению является урок. Основные типы
уроков: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок,
урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок — игра.
Технологии обучения:1. Традиционные технологии: объяснительно-иллюстративные.
2. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного педагогического процесса: педагогика
сотрудничества; гуманно – личностная; уровневая дифференциация; проблемное обучение;

информационно-

коммуникационные технологии; здоровье сберегающие технологии; коллективный способ обучения (работа в парах
постоянного и сменного состава).
Виды и формы контроля: обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальная
работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода; выборочная проверка упражнения;
взаимопроверка; контрольные и самостоятельные работы.
Формы работы: индивидуальная работа; групповая работа; парная работа; коллективная работа; фронтальная работа;
дифференцированно - групповая работа;
Структура программы
Устное народное творчество
Жанры устного народного творчества: считалки, потешки, загадки, пословицы.
Сказки. Представления о добре и зле.

Картины родной природы
Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли,
олицотворение природы в представлениях наших предков (духи леса, воды, земли). Светские и православные праздники
в разные времена года. Тру и развлечения детей, их помощь взрослым.
О животных
Рассказы и стихи о повадках животных, об отношении к ним человека.
Из прошлого нашего народа
Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие краткие и доступные сведения об именитых людях прошлого и
настоящего России (полководцы, писатели, художники).
Спешите делать добро
Рассказы, стихи, народные

и литературные сказки, помогающие освоению нравственных эталонов, приятных в

обществе людей.
Из произведений зарубежных писателей
Детские рассказы, стихи, сказки о животных в разных странах.

Учебно-тематический план по чтению 5 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тема
Устное народное творчество.
"Картины родной природы".
"Осень".
"О друзьях-товарищах".
Басни И. А. Крылова
"Спешите делать добро".
"Картины родной природы. Зима".
"Весна".
"Из прошлого нашего народа".
"Из произведений зарубежных писателей".
Всего за год

Количество
часов
20
8
8
16
5
14
10
30
13
12
136

Оценочные средства (оценочные материалы)
и методические материалы рабочей программы по чтению, 5 класс.
Класс/программа

Перечень используемых оценочных
средств (оценочных материалов)
КИМы

Перечень используемых методических материалов

Программы
специальной
(коррекционной)
образовательной
школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб под
ред.В.В.Воронковой – М.:Гуманит.
изд. Центр Владос, 2020. – Сб.1.

Контрольно-измерительные материалы
по чтению и развитию речи в
С(К)ОШИ VIII вида. Тексты для
проверки техники чтения для учащихся
5-9 классов»:

Чтение. 5 класс: учебник для общеобразовательных

https://kopilkaurokov.ru/corect/prochee/k
ontrol_no_izmieritiel_nyie_matierialy_po
_chtieniiu_i_razvitiiu_riechi_v_s_k_osh

организаций,

реализующих

общеобразовательные

программы

адаптированные
/авт.-сост.

З.Ф.

Малышева. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 255 с.

Календарно – тематическое планирование по чтению
5 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема урока
Устное народное творчество. 20 ч.
Считалки.
Заклички-приговорки.
Потешки.
Пословицы и поговорки.
Загадки.
"Никита-Кожемяка". Русская народная сказка.
."Как наказали медведя". Тофаларская сказка.
"Золотые руки". Башкирская сказка.
"Морозко". Русская сказка.
"Два мороза". Русская сказка.
"Три дочери". Татарская сказка.
А. С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
А. С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Обобщающий урок по сказке А. С. Пушкина.
Внеклассное чтение. Русские народные сказки.
По Д. Мамину-Сибиряку "Серая Шейка". Беседа по содержанию.
По Д. Мамину-Сибиряку "Серая Шейка". Чтение по ролям.

Кол- во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

По Д. Мамину-Сибиряку "Серая Шейка". Характеристика героев.
По Д. Мамину-Сибиряку "Серая Шейка". Подробный пересказ отрывка описания зимы.
Обобщающий урок по теме: "Устное народное творчество".
"Картины родной природы". 8 ч.
Г. Скребицкий." Июнь".
И. Суриков "Ярко солнце светит".
А. Платонов "Июльская гроза". Беседа по содержанию.
А. Платонов "Июльская гроза". Пересказ, используя иллюстрации к части.
А. Платонов "Июльская гроза". Пересказ содержания по плану.
А. Прокофьев" Берёзка".
Ю. Гордиенко" Вот и клонится лето к закату"
Внеклассное чтение. П. П. Бажов "Серебряное копытце".
"Осень". 8 ч.
По Г. Скребицкому "Сентябрь".
По И. Соколову-Микитову "Золотая осень".
К. Бальмонт "Осень".
К. Бальмонт "Осень".
По. Г. Скребицкому" Добро пожаловать".
По В. Астафьеву" Осенние грусти".
И. Бунин " Первый снег".
Обобщающий урок: "Картины родной природы".
"О друзьях-товарищах". 16 ч.
Ю. Яковлев "Колючка". Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.
Ю. Яковлев "Колючка". Чтение и анализ произведения.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60

Ю. Яковлев "Колючка". Составление характеристики главного героя.
Ю. Яковлев "Рыцарь Вася". Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.
Ю. Яковлев "Рыцарь Вася". Чтение и анализ произведения.
Ю. Яковлев "Рыцарь Вася". Составление характеристики главного героя.
Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома"
Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома"
В. Медведев "Фосфорический мальчик".
В. Медведев "Фосфорический мальчик".
Внеклассное чтение. Н. Носов "Фантазёры".
Л. Воронкова "Дорогой подарок". Чтение и анализ произведения
Л. Воронкова "Дорогой подарок". Чтение по ролям.
Л. Воронкова "Дорогой подарок". Пересказ по плану.
Я. Ким "Твой друг".
Обобщающий урок по теме6 "О друзьях-товарищах".
Басни И. А. Крылова 5 ч.
Басни И. А. Крылова.
И. А. Крылов "Ворона и лисица".
И. А. Крылов "Щука и кот".
И. А. Крылов "Квартет".
Обобщающий урок по теме: "Басни И. А. Крылова".
"Спешите делать добро". 14 ч.
Н. Хмелик "Будущий олимпиец".
Н. Хмелик "Будущий олимпиец".
Внеклассное чтение. В. А. Осеева "Волшебное слово".

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82

О. Бондарчук "Слепой домик".
О. Бондарчук "Слепой домик".
В. Осеева "Бабка".
В. Осеева "Бабка".
А. Платонов "Сухой хлеб".
А. Платонов "Сухой хлеб".
В. Распутин "Люся".
В. Распутин "Люся".
В. Брюсов "Труд".
Р. Рождественский "Огромное небо".
Внеклассное чтение. В. Осеева Рассказы.
"Картины родной природы. Зима". 10 ч.
Ф. Тютчев" Чародейкою Зимою".
Г. Скребицкий. "Декабрь".
К. Бальмонт "К зиме".
Г. Скребицкий. "Всяк по-своему".
Г.Скребицкий "Всяк по-своему".
С. Есенин "Поёт зима аукает".
С. Есенин "Берёза".
А. С. Пушкин "Зимняя дорога".
Обобщающий урок по теме "Зима".
Внеклассное чтение. В. Бианки Рассказы.
"Весна". 30 ч.
Г. Скребицкий "Март".

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106

А. Толстой "Вот уж снег последний в поле тает".
Г. Скребицкий "От первых проталин до первой грозы".
Г. Скребицкий "Весна-красна".
Г. Скребицкий "Грачи прилетели".
Г. Скребицкий "Заветный кораблик".
Г. Скребицкий "В весеннем лесу".
А. Толстой "Весенние ручьи".
А. Пушкин "Гонимы вешними ручьями".
А. Блок "Ворона".
А. Блок "Ворона".
Е. Серова "Подснежник".
Внеклассное чтение. М. М. Пришвин "Золотой луг", "В краю дедушки Мазая".
И. Соколов-Микитов "Весна".
И. Бунин "Крупный дождь в лесу зелёном".
С. Есенин "Черёмуха".
Я. Ким "Весна, весною, о весне".
Обобщение по теме: "Полюбуйся, весна наступает"
Н. Гарин-Михайловский "Тёма и Жучка".
Н. Гарин-Михайловский "Тёма и Жучка".
А. Толстой "Желтухин".
А. Толстой "Желтухин".
Внеклассное чтение. М.- Сибиряк "Сказка о том, как жила-была последняя муха".
К. Паустовский "Кот Ворюга".
К. Паустовский "Кот Ворюга".

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128

Б. Житков "Про обезьянку".
Б. Житков "Про обезьянку".
Э. Асадов "Дачники".
Ф. Абрамов "Из рассказов Алёны Даниловны".
С. Михалков "Будь человеком".
"Из прошлого нашего народа". 13 ч.
По О. Тихомирову "Москва собирает войско".
По О. Тихомирову "Куликовская битва".
По О. Тихомирову "Слава героям".

1
1
1
1
1
1

По С. Алексееву "Бородино". Рассказы о войне.
Н. Некрасов "Мороз, Красный Нос".(отрывок)
А. Куприн "Белый пудель". Составление плана-пересказа.
А. Куприн "Белый пудель". Пересказ по плану.
А. Куприн "Белый пудель". Составление характеристики героев.
А. Куприн "Белый пудель". Обобщающий урок.
Л. Жариков "Снега, поднимитесь метелью".
Л. Жариков "Снега, поднимитесь метелью".
Ю. Коринец "У могилы неизвестного солдата".
Внеклассное чтение. В. Катаев "Сын полка"(отдельные главы)
"Из произведений зарубежных писателей". 12 ч.
В. Гюго "Гаврош".
В. Гюго "Гаврош".
М. Твен "Приключения Тома Сойера". Беседа по содержанию.
М. Твен "Приключения Тома Сойера". Деление текста на части.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1

129
130
131
132
133
134
135
136

М. Твен "Приключения Тома Сойера". Составление плана рассказа.
С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". Беседа по содержанию.
С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". Составление плана рассказа.
С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". Пересказ от имени Нильса.
Г. Х. Андерсен "Русалочка".
Г. Х. Андерсен "Русалочка".
Внеклассное чтение. Г. Скребицкий "Заботливая мамаша", "Воришка".
Обобщающий урок по теме: "Из произведений зарубежных писателей."

1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».