Природоведение 5 класс

Приложение
к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС ОУО
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
(протокол № 01 от «30» августа 2021 года)

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
от «31» августа 2021года

Рабочая программа
по учебному предмету
«Природоведение»
5 класс

г. Приморск
2021 год

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основании следующих нормативно –
правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции
Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»);
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" от 28.01.2021 N 2;
Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования
Ленинградской области от 20.08.2021 г. № 19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном
году;

Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

28

декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию
при

реализации

имеющих

государственную

аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» для обучающихся 5 класса, учебный план, которого
реализует адаптированную образовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью), разработана на основе: программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, под ред. В.В. Воронковой;

учебник - Лифанова Т.М., Соломина

Е.Н. Природоведение. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы / Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 159 с.: с ил.
Цель: обобщить знания обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и
явлениями, встречающимися в действительности; а также подготовить
естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

к дальнейшему усвоению элементарных

Задачи:
1. Формировть элементарные представления об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях
в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека:
2. Развивать умение наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений;
3. Воспитывать бережное отношение к природе, эстетическое восприятие и любви к природе.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Умственная отсталость - это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие
диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной
отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей.
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на
дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее,
представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность
детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения,
замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия
первой и второй сигнальных систем и др.).
В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной
отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние
органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными
все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторнодвигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность,
речь и поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности
возрастных

психологических

новообразований

и,

главное,

в

неравномерности,

нарушении

целостности

психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и
культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и
снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой
подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но
и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и
прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вместе с тем, Российская дефектология (как правопреемница
советской) руководствуется теоретическим постулатом Л.С. Выготского о том, что своевременная педагогическая
коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей.

Особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях
от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется
замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на
многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития
интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как
общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и
использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ
образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в
образовательном процессе.

Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие
специфические образовательные потребности:
 раннее получение специальной помощи средствами образования;
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание
предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
 научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
 доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
 систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их
«переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
 обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом
функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся,
демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
 развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
 специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым,по
показу, подражанию по словесной инструкции;
 стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат» на предмет « Природоведение » в 5 классе
отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Планируемые результаты
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) АООП,
которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных1.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно
они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной
цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

В отличие от ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, метапредметные результаты не входят в число требуемых результатов обучения детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и не включены в содержание обучения данной группы обучающихся. Особое внимание уделяется формированию базовых учебных
действий.
1

Личностные результаты освоения адаптированной программы включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным
результатам освоения АООП относятся:
К личностные результатам освоения программы относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
12) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс,
но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Адаптированная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень

Минимальный уровень

-узнавание и называние изученных объектов в натуральном -узнавание и называние изученных объектов (формы
виде в естественных условиях; знание способов получения поверхности)

водоемы,

небесные

тела,

основные

необходимой информации об изучаемых объектах по достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях,
заданию педагога;
-представления о взаимосвязях между изученными
объектами, их месте в окружающем мире;
-называние сходных по определенным признакам

фотографиях;
-представления о назначении изученных объектов, их
роли в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к определенным

объектов из тех, которые были изучены на уроках, группам, (нефть – горючее полезное ископаемое);
известны из других источников; объяснение своего
решения;

-соблюдение режима дня, правил личной гигиены и
здорового образа жизни, понимание их значение в жизни

-отнесение изученных объектов к определенным человека;
группам с учетом оснований для различной классификации

-соблюдение

элементарных

правил

безопасного

(золото – полезное ископаемое, металлы, цветные металлы, поведения
драгоценные (благородные металлы);
существенных

-выделение

признаков

групп

и

обществе

(под

контролем

-выполнение несложных заданий под контролем
учителя;

-знание и соблюдение правил безопасного поведения
в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
в

беседе;

обсуждение

изученного;

проявление желания рассказать о предмете изучения,
наблюдения, заинтересовавшем объекте;
-выполнение здания без текущего контроля учителя
(при наличии предваряющего и итогового контроля),
осмысленная

природе

взрослого)

объектов;

-участие

в

оценка

одноклассников,

своей

проявление

работы
к

ней

и

работы

ценностного

отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие
похвалы;
-выполнение

доступных

природоохранительных действий;

возрасту

-адекватная оценка своей работы, проявление к ней
ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи:
 закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,
описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
 ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение
планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
 обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных
и личностных результатов;
 предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной
организации;
 позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной
компетенции.

Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении
АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к
осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном
развитии обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что
сможетобеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях.
В соответствии с требованиями

Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями,
необходимыми для решенияпрактико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие
социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении
социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку
основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных

средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем
условных единицах:
0 баллов ― нет фиксируемой динамики;
1 балл ― минимальная динамика;
2 балла ― удовлетворительная динамика;
3 балла ― значительная динамика.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник
наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и
отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и
характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны
выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности
ученика и овладении им социальным опытом.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с
оценками типа:

Качество освоения

Уровень достижений

Отметка в балльной шкале

90-100 %

высокий

«5»

65-89 %

повышенный

«5»

50- 65 %

средний

«4»

30-50 %

минимальный

«3»

программы

«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 30% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 50% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%
Программа формирования базовых учебных действий (БУД)
Программа

формирования

базовых

учебных

действий

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего
школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения
АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности,
которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами
профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
• формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
• овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
• развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и
оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Характеристика базовых учебных действий
Группа БУД

Учебные действия и умения

Личностные учебные
действия: готовность
ребенка к принятию
новой роли ученика

- начальное осознание себя как ученика, одноклассника, друга;
- формирование положительного отношения к окружающей действительности;
- формирование самостоятельности в выполнении учебных заданий, поручений;
- понимание личной ответственности за свои поступки;
- формирование готовности к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные
учебные
действия:
способность вступать
в коммуникацию

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
- доброжелательно относиться, сопереживать окружающим.
Регулятивные учебные - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за

действия: успешность парты и т.д.);
работы на любом - принимать цели, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
уроке
Познавательные
учебные действия:
начальные логические
операции

- выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов;
- читать; писать; выполнять арифметические действия;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание).

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать
индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом
направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую
систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с
учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому
указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его
самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки,
которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по
замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого
учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных
действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении
всего времени обучения.
Таблица оценки сформированности базовых учебных действий

Оценка сформированности
Группа БУД

Перечень учебных действий

Личностные учебные осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива,
пользоваться соответствующими правами
действия
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и
своих товарищей
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.

(в баллах)
0

1

2

3

4

5

уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности
активно включаться в общеполезную социальную деятельность
осознанно относиться к выбору профессии
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны
понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений
о этических нормах и правилах поведения в современном обществе
соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе

Максимум 45 баллов
Коммуникативные
учебные действия

вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою точку зрения, аргументировать свою позицию
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний
(вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус,
знакомый - незнакомый и т.п.)
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых
задач
использовать разные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе

информационные

Максимум 25 баллов
Регулятивные
учебные действия

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с
ней свою деятельность

Максимум 20 баллов
Познавательные

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию
Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе
практической
деятельности
в
соответствии
с
индивидуальными
возможностями
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами

Максимум 20 баллов

Формы организации образовательного процесса
Сегодня ученика начальной школы необходимо вооружить универсальными учебными действиями, которыми он
сможет воспользоваться при самостоятельном познании, при решении новых учебных задач.
Только разнообразие организационных форм обеспечит рост, познавательных мотивов, поможет ученику научиться
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Основной формой организации образовательного процесса обучения математике является урок. Основные
типы уроков: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный
урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок — игра.
Технологии обучения:
1. Традиционные технологии: объяснительно-иллюстративные.
2. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного педагогического процесса: педагогика
сотрудничества; гуманно – личностная; уровневая дифференциация; проблемное обучение;

информационно-

коммуникационные технологии; здоровье сберегающие технологии; коллективный способ обучения (работа в парах
постоянного и сменного состава).

Виды и формы контроля: обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальная
работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода; выборочная проверка упражнения;
взаимопроверка; контрольные и самостоятельные работы.
Формы работы: индивидуальная работа; групповая работа; парная работа; коллективная работа; фронтальная работа;
дифференцированно - групповая работа;
Содержание программы
При знакомстве с окружающим миром у обучающихся формируются знания о природе.
Введение. Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая
и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.
Вселенная. Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. Исследование космоса. Спутники.
Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. Цикличность изменений в природе.
Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.
Наш дом. Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.
Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность
воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при
охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение
воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот.

Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека.
Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого
газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы
защиты. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха.
Значение воздуха в природе.
Полезные ископаемые. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть.
Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск,
горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки
нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость,
пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и
свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание

алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее
применение. Охрана недр.
Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.
Вода. Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы,
расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые
твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества.
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе:
минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения
температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер,
оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту,
промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды. Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в
жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. Охрана воды. Лабораторная работа. Свойства воды.
Поверхность суши. Почва. Равнины, горы, холмы, овраги. Почва — верхний слой земли. Ее образование.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная
часть почвы. Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв:
способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам.

Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы.
Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв.
Есть на Земле страна. Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты,
расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал,
реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва - столица России. Крупные города, их
достопримечательностями, население нашей страны. Экскурсия. Наш посёлок. Важнейшие географические объекты
региона.
Учебно–тематический план
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема
Введение.
Вселенная.
Наш Дом-Земля
Воздух
Полезные ископаемые.
Вода.
Поверхность суши. Почва.
Есть на Земле страна Россия
Всего за год

Количество
часов
2
6
1
9
14
14
6
16
68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: в 2-х сб./Под ред. В.В. Воронковой –
М: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС». 2011 – Сб. 1.
2. Учебник - Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Природоведение. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы / Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 159 с.: с
ил.
3. 4.Т.М. Лифанова, О.А.Дубровина рабочая тетрадь. Природоведение. 5 класс. К учебнику Природоведение 5 класс
Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина для специальных (коррекционных) школ VIII вида М: Просвещение 2020г.

Календарно-тематическое планирование
5 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема урока
Введение. 2 ч.
Что такое природоведение?
Предметы и явления неживой и живой природы.
Вселенная. 6 ч.
Небесные тела: планеты, звезды.
Солнечная система. Солнце.
Исследование космоса. Спутники.
Полеты в космос.
Смена дня и ночи.
Смена времен года.
Наш Дом-Земля 1 ч.
Планета Земля. Оболочка Земли.
Воздух 9 ч.
Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха.
Давление и движение воздуха.
Температура воздуха. Термометр.
Движение воздуха в природе. Ветер.
Состав воздуха. Кислород. Его значение и применение.
Состав воздуха. Углекислый газ и азот.
Охрана воздуха.

Кол- Дата
во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

Охрана воздуха.
Полезные ископаемые. 14 ч.
Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит. Известняк.
Песок. Глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф.
Каменный уголь.
Добыча и использование каменного угля.
Нефть.
Добыча и использование нефти.
Природный Газ. Добыча, использование. Правила обращения с газом в быту.
Черные металлы. Сталь. Чугун.
Цветные металлы.
Благородные (драгоценные) металлы.
Охрана полезных ископаемых.
Охрана полезных ископаемых.
Вода. 14 ч.
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.
Свойства воды.
Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода.
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.
Три состояния воды. Температура воды и ее измерение.
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.
Лабораторная работа: «Свойства воды».
Работа воды в природе.
Использование воды в быту, промышленности.
Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши: ручьи, реки.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища.
Воды суши: моря, океаны.
Охрана воды.
Поверхность суши. Почва. 6 ч.
Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги.
Горы.
Почва-верхний слой земли. Состав почвы.
Разнообразие почв.
Основное свойство почвы-плодородие.
Охрана почвы.
Есть на Земле страна Россия 16 ч.
Место России на земном шаре. Знакомство с картой.
Моря и океаны, омывающие берега России.
Равнины и горы на территории нашей страны.
Реки и озера России.
Москва – столица России.
Город Санкт – Петербург.
Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий.
Города: Нижний Новгород, Казань, Волгоград.
Города: Новосибирск, Владивосток, Благовещенск.
Население нашей страны.
Наш город: Приморск.
Наш город: Выборг.
Важнейшие географические объекты региона.
Экскурсия в музей города Приморска.
Повторение по курсу " Неживая природа".
Повторение по теме: "Есть на Земле страна Россия".

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».