Математика 5 класс

Приложение
к АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС ОУО
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской
области «Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные
образовательные программы»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школа интернат»
(протокол № 01 от «30» августа 2021 года)

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
от «31» августа 2021года

Рабочая программа
по учебному предмету
«Математике»
5 класс

г. Приморск
2021 год

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на
основании следующих нормативно – правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 июля
2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»);
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об
утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации
и

осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические

требования

к

организациям

воспитания

и

обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.368521

"Гигиенические

нормативы

и

требования

к

обеспечению

безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания" от 28.01.2021 N 2;
Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и
профессионального образования Ленинградской области от 20.08.2021
г. № 19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022
учебном году;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28
декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную

аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования»;
Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
Ориентирована на учебник «Математика» для 5 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией М.
Н. Перовой, Г.М. Капустиной Москва «Просвещение», 2020 год.
Пояснительная записка.
Математика

является

одним

из

ведущих

общеобразовательных

предметов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII
вида.
Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом:
воспитывается

интеллектуальная

честность,

критичность

мышления,

способность к размышлениям и творчеству.
Обучение математике во вспомогательной школе носит предметнопрактический характер, тесно связанный как с жизнью и профессиональнотрудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Математическое образование в основной специальной (коррекционной)
школе VIII вида складывается из следующих содержательных компонентов
(точные названия блоков): арифметика, геометрия.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических
навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего
дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и
формированию умения пользоваться алгоритмами.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического
образования,

необходимая

для

приобретения

конкретных

знаний

о

пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания
объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и
интуиции,

математической

культуры,

для

эстетического

воспитания

учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического
мышления.

Цели и задачи учебного предмета.
Цель преподавания математики во вспомогательной школе состоит в том,
чтобы: дать учащимся такие доступные количественные, пространственные
и

временные представления, которые помогут

им

в дальнейшем

включиться в трудовую деятельность.
Задачи: Через обучение математике повышать уровень общего развития
учащихся вспомогательных школ и по возможности наиболее полно
скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных
качеств;
Развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;
Воспитывать
работоспособность,

у

учащихся
настойчивость,

целеустремленность,
трудолюбие,

терпение,

самостоятельность,

прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и
глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:


развитие зрительного восприятия и узнавания;



развитие пространственных представлений и ориентации;



развитие основных мыслительных операций;



развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;



коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;



обогащение словаря;



коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Место предмета в учебном плане.
Согласно

федеральному

базисному

учебному

плану

для

образовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида
Российской Федерации на изучение математики в 5 классе отводится 170
часов, 5 часов в неделю.
В 5 классе из числа уроков выделяется один урок в неделю на изучение
геометрического материала. Все чертежные работы выполняются с помощью
инструментов на нелинованной бумаге.
В рабочей программе предусмотрена дифференциация учебных
требований

к

разным

математическим

категориям

знаниям

и

детей

умениям.

по

их

обучаемости

Программа

определяет

оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен
большинству школьников.

Учитывая

особенности

этой

группы

школьников, рабочая программа определила те упрощения, которые
могут

быть

сделаны,

чтобы

облегчить

усвоение

основного

программного материала. Указания относительно упрощений даны в
примечаниях (перевод учащихся на обучение со сниженным уровнем
требований следует осуществлять только в том случае, если с

ними

проведена индивидуальная работа).
Содержание учебного предмета.
Нумерация
Нумерация чисел в пределах I 000. Получение круглых сотен в
пределах 1 000. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц; из
сотен и десятков; из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на
сотни, десятки, единицы. Разряды: единицы, десятки, сотни, единицы тысяч.
Класс единиц.
Счет до 1 000 и от 1 000 разрядными единицами и числовыми группами по 2,
20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение
трехзначных чисел на калькуляторе.

Округление чисел до десятков, сотен; знак округления («≈»).
Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен,
десятков, единиц в числе.
Римские цифры. Обозначение чисел I—XII.
Единицы измерения и их соотношения
Единица измерения (мера) длины — километр (I км). Соотношение: 1 км = 1
000 м.
Единицы измерения (меры) массы — грамм (I г); центнер (1 ц); тонна (1 т).
Соотношения: 1 к = 1 000 г; 1 ц = 100 кг; 1 т = 1 000 кг; 1 т = 10 ц.
Денежные купюры достоинством 10 р., 50 р., 100 р., 500 р., 1 000 р.; размен,
замена нескольких купюр одной.
Соотношение: 1 год = 365 (366) сут. Високосный год.
Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.
Арифметические действия
Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания (в пределах
100).
Сложение и вычитание круглых сотен в пределах 1 000. Сложение и
вычитание чисел в пределах 1 000 на основе устных и письменных
вычислительных приемов, их проверка.
Умножение чисел 10 и 100, деление на 10 и 100 без остатка и с остатком.
Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40 • 2;
400 • 2; 420 • 2; 4: 2; 400 : 2; 460 : 2; 250 : 5). Умножение и деление
двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24 • 2; 243 • 2; 48
: 2; 468 : 2) приемами устных вычислений. Умножение и деление двузначных
и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд
приемами письменных вычислений; проверка правильности вычислений.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя
единицами (мерами) длины, стоимости приемами устных вычислений
(55 см + 16 см; 55 см ± 45 см; 1 м — 45 см;
8 м 55 см + 3 м 16 см; 8 м 55 см ± 16 см; 8 м 55 см ± 3 м;

8 м ± 16 см; 8 м ± 3 м 16 см).
Дроби
Получение одной, нескольких долей предмета, числа.
Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей,
дробей с одинаковыми числителями или знаменателями. Количество долей в
одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Дроби
правильные, неправильные.
Арифметические задачи
Простые арифметические задачи на нахождение части числа.
Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого,
уменьшаемого, вычитаемого.
Простые арифметические задачи на сравнение (отношение) чисел с
вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше
(меньше)?» Составные задачи, решаемые в 2—3 арифметических действия.
Геометрический материал
Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.
Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны.
Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение
треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.
Диагонали прямоугольника (квадрата), их свойства.
Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение: радиус (R), диаметр
(D). Масштаб: 1:2; 1:5; 1 : 10; 1 : 100.
Буквы латинского алфавита: А, В, С, D, Е, К, М, О, Р, S, их использование
для обозначения геометрических фигур.

Учебно-тематический план рабочей программы
по учебному предмету «Математика»
5 класс
(5 ч/н х 34 = 170 ч)
№

Наименование тем
Сотня.
Тысяча 25.
Сложение и вычитание без перехода через разряд в пределах 1000.
Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд.
Обыкновенные дроби.
Умножение и деление на 10, 100.
Числа, полученные при измерении величин.
Умножение и деление чисел в пределах 1000.
Все действия в пределах 1000. Повторение.
Итого:

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Кол-во
часов
15
25
15
20
15
6
9
25
40
170

Формирование базовых учебных действий (БУД).
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной
отсталостью (далее БУД) реализуется в 5-9 классах, конкретизирует
требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения
АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.
Формирование и развитие БУД строится на основе деятельностного подхода к
обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал
образования школьников с умственной отсталостью.
Основная цель реализации деятельности по формированию БУД состоит
в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной
деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к
самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами
профильного труда.
Задачами формирования и развития БУД являются:
-

формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

-

овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих

операционный компонент учебной деятельности;

-

развитие умений принимать цель и готовый план деятельности,

планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её
результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач
необходимо:
-

определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая

психофизические

особенности

и

своеобразие

учебной

деятельности

обучающегося;
-

определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных

предметов. На уроках математики формируются следующие базовые учебные
действия:
-

личностные учебные действия: готовность ребёнка к принятию новой

роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и
включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и
организации;
-

коммуникативные учебные действия: вступать в контакт и работать в

коллективе (учитель- ученик, ученик-ученик, ученик – класс, учитель - класс),
использовать

принятые

ритуалы

социального

взаимодействия

с

одноклассниками и учителем, обращаться за помощью и принимать помощь,
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту, сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
социальных

ситуациях,

доброжелательно

относиться,

сопереживать,

конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять своё
поведение в соответствии с объективным мнением большинства в
конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;
- регулятивные учебные действия: соблюдать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты, входить и выходить из
учебного помещения со звонком, ориентироваться в пространстве класса
(зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью, работать с
учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарём) и

организовывать рабочее место, передвигаться по школе, находить свой класс,
другие необходимые помещения), принимать цели и произвольно включаться
в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе,
относительно активно участвовать в деятельности, стараться контролировать
и оценивать свои действия и действия одноклассников, соотносить свои
действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности,

оценивать

её

с

учётом

предложенных

критериев,

корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.
- познавательные учебные действия представлены комплексом начальных
логических операций, которые необходимы для усвоения и использования
знаний и умений в различных условиях выделять существенные, общие и
отличительные свойства предметов, устанавливать отношения предметов,
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале, пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями,
читать, писать, выполнять арифметические действия, наблюдать, работать с
информацией

(понимать

изображение,

текст,

устное

высказывание,

элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на
бумажных и электронных и других носителях)..
В процессе обучения осуществлять мониторинг всех групп БУД,
который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и
позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении
работы:
Балл
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла

Показатель
Действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем
Смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией,
выполняет действие только по прямому указанию учителя, при
необходимости требуется оказание помощи
Преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в
отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно
Способен самостоятельно выполнять действие в определённых
ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по
прямому указанию учителя

4 балла

Способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию учителя
Самостоятельно применяет действие в любой ситуации

5 баллов

Для оценки сформированности каждого действия используется следующая
система оценки:
Балльная система оценки позволяет объективно оценивать
промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в
овладении конкретными учебными действиями, получить общую
картину сформированности учебных действий у всех обучающихся, и
на

этой

основе

формирования

осуществлять

на

протяжении

корректировку
всего

процесса

их

времени обучения

в

соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с
умственной
Согласно

отсталостью

(интеллектуальными

требованиям Стандарта

сформированности

нарушениями).

уровень

БУД обучающихся

с

умственной

отсталостью определяется на момент завершения обучения в школе.
Планируемые результаты освоения обучающимися
учебного предмета «Математика».
Личностные результаты.
У обучающегося будут сформированы:
• проявление

мотивации

при

выполнении

отдельных

видов

деятельности на уроке математики, при выполнении домашнего
задания;
• желание

выполнить

математическое

задание

правильно,

с

использованием знаковой символики в соответствии с данным
образцом или пошаговой инструкцией учителя;
• умение

понимать

инструкцию

учителя,

высказанную

с

использованием математической терминологии, следовать ей при
выполнении учебного задания;

• умение воспроизвести в устной речи алгоритм выполнения

математической операции (вычислений, измерений, построений) с
использованием математической терминологии в виде отчета о
выполненной деятельности (с помощью учителя);
• умение сформулировать элементарное умозаключение (сделать

вывод) с использованием в собственной речи математической
терминологии, и обосновать его (с помощью учителя);
• элементарные

навыки

межличностного

взаимодействия

при

выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики,
доброжелательное отношение к учителю и одноклассникам;
• умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации; при

необходимости попросить о помощи в случае возникновения
затруднений в выполнении математического задания;
• умение корригировать собственную деятельность по выполнению

математического задания в соответствии с замечанием (мнением),
высказанным учителем или одноклассниками, а также с учетом
оказанной при необходимости помощи;
• знание правил поведения в кабинете математики, элементарные

навыки безопасного использования инструментов (измерительных,
чертежных) при выполнении математического задания;
• элементарные навыки организации собственной деятельности по

самостоятельному выполнению математической операции (учебного
задания) на основе усвоенного пошагового алгоритма и самооценки
выполненной практической деятельности, в том числе на основе
знания способов проверки правильности вычислений, измерений,
построений и пр.; умение осуществлять необходимые исправления в
случае неверно выполненного задания;
• элементарные навыки самостоятельной работы с учебником

математики, другими дидактическими материалами;
• понимание связи отдельных математических знаний с жизненными

ситуациями; умение применять математические знания для решения
доступных жизненных задач (с помощью учителя) и в процессе
овладения профессионально-трудовыми навыками на уроках обучения
профильному труду (с помощью учителя);
• элементарные представления о здоровом образе жизни, бережном

отношении к природе; умение использовать в этих целях усвоенные
математические знания и умения.
Предметные результаты:
Минимальный уровень
• знание числового ряда 1 — 1 000 в прямом порядке;
• умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1

000 (в том числе с использованием калькулятора);
• счет в пределах 1 000 присчитыванием разрядных единиц (1, 10,

100) и равными числовыми группами по 50 устно и с записью чисел;
• определение разрядов в записи трехзначного числа, умение назвать

их (сотни, десятки, единицы);
• умение сравнивать числа в пределах 1 000, упорядочивать круглые сотни

в пределах 1 000;
• знание единиц измерения (мер) длины, массы, времени, их

соотношений (с помощью учителя);
• знание денежных купюр в пределах 1 000 р.; осуществление

размена, замены нескольких купюр одной;
• выполнение

сложения

и

вычитания

двузначного

числа

с

однозначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на
основе приемов устных и письменных вычислений; двузначного числа
с двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на
основе приемов письменных вычислений;
• выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 без

перехода через разряд и с переходом через разряд приемами
письменных вычислений;

• выполнение умножения чисел 10, 100; деления на 10, 100 без остатка;
• выполнение умножения и деления чисел в пределах 1 000 на

однозначное число приемами письменных вычислений (с помощью
учителя), с использованием при вычислениях таблицы умножения на
печатной основе (в трудных случаях);
• знание обыкновенных дробей, умение их прочитать, записать;
• выполнение решения

простых задач на сравнение чисел с

вопросами: «На сколько больше (меньше) ... ?» (с помощью учителя);
составных задач в два арифметических действия;
• различение видов треугольников в зависимости от величины углов;
• знание радиуса и диаметра окружности, круга.

Достаточный уровень:
• знание числового ряда 1 — 1 000 в прямом и обратном
порядке; места каждого числа в числовом ряду в пределах 1 000;
• умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1

000 (в том числе с использованием калькулятора);
• счет в пределах 1 000 присчитыванием, отсчитыванием разрядных

единиц (1, 10, 100) и равными числовыми группами по 20, 200, 50
устно и с записью чисел;
• знание класса единиц, разрядов в классе единиц;
• умение получить трехзначное число из сотен, десятков, единиц;

разложить трехзначное число на сотни, десятки, единицы;
• умение сравнивать и упорядочивать числа в пределах 1 000;
• выполнение округления чисел до десятков, сотен;
• знание римских цифр, умение прочитать и записать числа I—XII;
• знание единиц измерения (мер) длины, массы, времени, их соотношений;
• знание денежных купюр в пределах 1 000 р.; осуществление

размена, замены нескольких купюр одной;
• выполнение преобразований чисел, полученных при измерении

стоимости, длины, массы (в пределах 1 000);

• выполнение

сложения

и

вычитания

двузначного

числа

с

однозначным, двузначным числом в пределах 100 с переходом через
разряд на основе приемов устных и письменных вычислений;
• выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 без

перехода через разряд приемами устных вычислений, с переходом
через разряд приемами письменных вычислений с последующей
проверкой;
• выполнение умножения чисел 10, 100; деления на 10, 100 без остатка и с

остатком;
• выполнение умножения и деления чисел в пределах 1 000 на

однозначное число приемами письменных вычислений;
• знание обыкновенных дробей, их видов; умение получить,

обозначить, сравнить обыкновенные дроби;
• выполнение

решения простых задач на сравнение чисел с

вопросами: «На сколько больше (меньше) ... ?», на нахождение
неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; составных
задач в три арифметических действия (с помощью учителя);
• знание видов треугольников в зависимости от величины углов и длин

сторон;
• умение построить треугольник по трем заданным сторонам с помощью

циркуля и линейки;
• знание радиуса и диаметра окружности, круга; их буквенных

обозначений;
• вычисление периметра многоугольника.

Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов
освоения программы.
Система оценки достижения обучающимися с

умственной

отсталостью планируемых результатов освоения программы призвана
решить следующие задачи:


закреплять основные направления и цели оценочной деятельности;



описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и
состав

инструментария

оценивания,

формы

представления

результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и



воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов
освоения содержания учебных предметов и формирование базовых
учебных действий;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения



АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) позволяющей вести оценку
предметных и личностных результатов; предусматривать оценку
достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности
образовательной организации; позволять осуществлять оценку
динамики учебных достижений обучающихся и развития их
жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью в
овладении АООП являются значимыми для оценки качества
образования обучающихся.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов
целесообразно опираться на следующие принципы:


дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью;



динамичности оценки достижений, предполагающей изучение
изменений психического и социального развития, индивидуальных
способностей и возможностей обучающихся;



единства

параметров,

достижений

в

критериев

освоении

и

инструментария

содержания

АООП

оценки

образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), что сможет обеспечить объективность оценки в
разных образовательных организациях.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного
процесса образования детей с умственной отсталостью, самым тесным
образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон
процесса осуществления оценки результатов их образования.
В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с
умственной

отсталостью

оценке

подлежат

личностные

и

предметные результаты.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием каждой образовательной области и характеризуют
достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность
их применять в практической деятельности.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью
предметных

результатов

должна

базироваться

на

принципах

индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные
обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционноразвивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в
становлении личности ученика и овладении им социальным опытам.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных
результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы
бальная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В

связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов
являются следующие: соответствие/несоответствие науке и практике:
прочность усвоения (полнота и надежность).
Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть
оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные».
Критерий «верно»/»неверно» свидетельствует о частности допущения
тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах
их предупреждения или преодоления. По критерию прочности могут
оцениваться как удовлетворительные: хорошие и очень хорошие
(отличные).
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения
обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
•

по способу предъявления (устные, письменные, практические);

•

по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные,

творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание
оценивать их как
«удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные). В
текущей

оценочной

деятельности

целесообразно

соотносить

результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачет)
«хорошо»
«очень хорошо» (отлично)

если обучающиеся верно выполняют от 35%
50% заданий
от 51% до 80% заданий
свыше 80%

Такой подход не исключает возможности использования
традиционной системы отметок по 5 бальной шкале, однако требует
уточнения и переосмысления их наполнения.
В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов
следует

из

всего

спектра

оценок

выбирать

такие,

которые

до

стимулировали

бы

учебную

и

практическую

деятельность

обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование
жизненных компетенций.
Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет
постоянно

следить

за

успешностью

обучения

своевременно

обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры
к устранению пробелов и предупреждать неуспеваемость.
Одним из основных способов учета знаний, умений и навыков
учащихся по математике является устный опрос. При оценке ответа
ученика учитываются полнота и правильность ответа, степень
осознанности понимания изученного, умения практически применять
свои знания, последовательность изложения и речевое оформление
ответа. За устные ответы:
Оценка «5» ставится ученику, если он:
а) дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы,
может подтвердить правильность ответа предметно-практическими
действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно
оперировать изученными математическими представлениями;
б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно
решить задачу, объяснить ход решения;
в) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы,
положение фигур пот отношению друг к другу на плоскости и в
пространстве;
д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью
измерительного

и

чертежного

инструментов,

умеет

объяснить

последовательность работы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует
требованиям, установленным для оценки «5», но:

а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки,
нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить
ответ;
б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных
промежуточных записях, назывании промежуточных результатов
вслух, опоре на образы реальных предметов;
в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя,
помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов
задачи, объяснению выбора действий;
г) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет
геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости,
в пространстве по отношению друг к другу;
д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной
точностью.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
а) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает
правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила,
может их применять;
б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного
материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под
руководством учителя;
г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение
фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью
учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в
тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного
обсуждения последовательности работы, демонстрации её выполнения.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей
части программного материала, не может воспользоваться помощью
учителя, других учащихся.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной
составной частью процесса обучения детей с ОВЗ.
Целью контроля является определение качества усвоения
учащимися

программного

материала,

диагностирование

и

корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к
учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний
контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако значительное
внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю,
так как при этом учеником осознается правильность своих действий,
обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в
дальнейшем.
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы
учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок
письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень
самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут
быть однородными (только задачи, только примеры, только построение
геометрических фигур и т.д.); либо комбинированными – это зависит от
цели работы, класса, и объема проверяемого материала.
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на её
выполнение учащимся требовалось 40 мин. Причем за указанное время
учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть её
проверить.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены:
1-3 простые задачи, или 1-3 простые задачи и составная или 2 составные
задачи, примеры в одно или несколько арифметических действий,
математический диктант, сравнение чисел, математических выражений,

вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические
задания.
При оценке письменных работ учащихся по математике грубыми
ошибками

следует

считать:

неверное

выполнение

вычислений

вследствие неточного применения правил, неправильное решение
задачи

(неправильный

ненужных

действий,

выбор,

пропуск

искажение

смысла

действий,

выполнение

вопроса,

привлечение

посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение
правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в
процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков
арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа)
задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая
неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в
работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и
словосочетаний, которые широко используются на уроках математики
(названия компонентов и результатов действий, величин и др.)
Промежуточный контроль

проводится по

завершении

изучения

темы в виде самостоятельных и контрольных работ и тестов.
Промежуточная аттестация проводится по итогам четверти и года в форме
разно уровневых контрольных работ.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Пучки палочек. Счеты. Счетный материал. Дидактический материал.
Магнитные числа. Таблица-опора «Меры длины». Разрядные таблицы.
Таблица «Задача».
Таблица «Углы». Таблица «Линии». Таблица-опора «Меры времени».
Таблица опора «Меры стоимости». Образец выполнения письмен. Сложения
и вычитания.

Образец выполнения деления столбиком. Геометрический материал. Таблица
умножения.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Программы

для 5-9 классов специальных (коррекционных)

учреждений VIII вида: Сб.1. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС,
2020 г. под редакцией доктора педагогических наук
В.В.Воронковой, М. «Просвещение», 2020.
2.

Учебник «Математика» для 5 класса специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под
редакцией М. Н. Перовой, Г.М. Капустиной Москва
«Просвещение», 2020 год.
3.

О. А. Бибина. Изучение геометрического материала в 5-

6 классах

спе циальной (коррекционной) образовательной

школы VIII вида. М.: Владос,2005 год.
4.

Ф.Р Залялетдинова. Нестандартные уроки математики в

коррекционной школе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2007 год.
5. М.Н.

Перова.

Методика

преподавания

математики

во

вспомогательной школе. М.: Владос, 2010 год.
Календарно – тематическое планирование 5 класс
№
п / п Тема урока
I
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Сотня 15 ч.
Нумерация чисел в пределах 100.
Нумерация чисел в пределах 100.
Линия, отрезок, луч.
Табличное умножение и деление.
Табличное умножение и деление.
Нахождение неизвестного слагаемого.
Нахождение неизвестного уменьшаемого.
Углы.
Нахождение неизвестного вычитаемого.

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

10
11
12
13
14
15

II
1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

18

19
20

Устное сложение и вычитание чисел с
переходом через разряд.
Устное сложение и вычитание чисел с
переходом через разряд.
Решение составных задач.
Решение составных задач.
Прямоугольник (квадрат).
Самостоятельная работа: «Сложение и
вычитание чисел в пределах 100 с переходом
через разряд».
Тысяча 25 ч.
Нумерация чисел в пределах 1000.
Нумерация чисел в пределах 1000.
Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс
единиц.
Окружность, круг.
Получение трёхзначных чисел из сотен,
десятков, единиц; из сотен и десятков; из
сотен и единиц.
Разложение трёхзначных чисел на сотни,
десятки, единицы.
Самостоятельная работа: «Нумерация чисел в
пределах 1000».
Округление чисел до десятков и сотен.
Округление чисел до десятков и сотен.
Построение окружности с помощью циркуля.
Римские цифры. Обозначение чисел.
Меры стоимости. Соотношение 1р.= 100 к.
Меры длины. Соотношение 1км=1000м.
Построение углов с помощью треугольника.
Меры массы. Соотношение:1т = 1000 кг; 1кг =
1000 г
Меры массы. Соотношение:1т = 1000 кг; 1кг =
1000 г
Устное сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении мерами длины и
стоимости.
Устное сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении мерами длины и
стоимости.
Закрепление. Меры длины, меры массы, меры
стоимости.
Закрепление. Меры длины, меры массы, меры
стоимости.

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

21
22
23
24

25

III
1

2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
IV

1
2
3
4
5

Вычисление длины ломаной (незамкнутой,
замкнутой).
Контрольная работа за 1 четверть.
Работа над ошибками.
Составление и решение простых
арифметических задач на нахождение
стоимости, цены и количества.
Составление и решение простых
арифметических задач на нахождение
стоимости, цены и количества.
Сложение и вычитание без перехода через
разряд в пределах 1000. 15 ч.
Сложение и вычитание без перехода через
разряд в пределах 1000.
Решение примеров вида: 505-5; 100+7.
Решение примеров вида: 135-35; 423+20;
Решение примеров вида:137+40; 125-3;
Многоугольники.
Решение примеров вида:112+125; 427-127;
Решение примеров вида:112+125; 427-127;
Проверочная работа по теме: «Сложение и
вычитание без перехода через разряд в
пределах 1000».
Периметр. Вычисление периметра
многоугольника.
Разностное сравнение чисел.
Решение простых задач на разностное
сравнение чисел.
Кратное сравнение чисел.
Решение простых задач на кратное сравнение
чисел.
Треугольник: прямоугольный, остроугольный,
тупоугольный. Построение треугольников.
Самостоятельная работа по теме: «Разностное
и краткое сравнение чисел».
Сложение и вычитание в пределах 1000 с
переходом через разряд. 20 ч.

1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

Решение примеров вида: 518+4;
Решение примеров вида: 518+ 14;
Решение примеров вида: 517+ 192;
Решение составных задач.
Различение треугольников по длинам сторон.

1
1
1
1
1

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
V
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Решение примеров вида: 275-7;
Решение примеров вида: 456-19;
Классификация треугольников по видам
углов.
Решение примеров вида: 354-126;
Решение примеров вида: 400 – 33; 400 – 130;
400 – 333;
Решение примеров вида: 1000 – 27; 1000 –
327; 1000 – 927;
Закрепление. Сложение и вычитание чисел в
пределах 1000 с переходом через разряд.
Контрольная работа за II четверть.
Работа над ошибками.
Построение прямоугольного треугольника.
Практическая работа. Моделирование,
построение треугольников разных видов.
Повторение. Сложение и вычитание чисел в
пределах 1000 с переходом через разряд.
Повторение. Решение простых задач на
разностное сравнение чисел.
Повторение. Решение простых задач на
кратное сравнение чисел.
Повторение. Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении двумя мерами.
Обыкновенные дроби. 15 ч.
Нахождение одной, нескольких долей
предмета.
Нахождение одной, нескольких долей числа.
Решение простых задач на нахождение части
числа.
Обыкновенные дроби. Образование дробей.
Обыкновенные дроби. Образование дробей.
Числитель, знаменатель дроби.
Построение треугольников по трём данным
сторонам с помощью циркуля и линейки
Сравнение долей, дробей с одинаковыми
числителями, одинаковыми знаменателями.
Сравнение долей, дробей с одинаковыми
числителями, одинаковыми знаменателями.
Доли правильные, неправильные.
Сравнение обыкновенных дробей с единицей.
Сравнение обыкновенных дробей с единицей.
Закрепление. Обыкновенные дроби.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Самостоятельная работа: «Обыкновенные
дроби».
15 Построение треугольников по трём данным
сторонам с помощью циркуля и линейки.
VI
Умножение и деление на 10, 100. 6 ч.
Умножение чисел 10, 100
1
Деление на 10, 100.
2
Решение составных задач.
3
Решение составных задач.
4
Масштаб: 1:2; 1:5; 1:10; 1:100;
5
Построение отрезка в масштабе М 1:5; М 1:2;
VII Числа, полученные при измерении
величин. 9 ч.
Преобразование чисел, полученных при
1
измерении мерами стоимости, длины, массы.
2
Замена крупных мер мелкими.
3
Преобразование чисел, полученных при
измерении мерами стоимости, длины, массы.
4
Замена мелких мер крупными.
5
Круг, окружность.
6
Меры времени. Год. Соотношение: 1 год =
365, 366 сут. Високосный год.
7
Контрольная работа: «Преобразование чисел,
полученных при измерении».
8
Работа над ошибками.
9
Линии в круге: радиус, диаметр, хорда.
Обозначение R и D.
VIII Умножение и деление чисел в пределах
1000. 25 ч.
Умножение и деление круглых десятков на
однозначное число.
1
Умножение и деление круглых сотен на
однозначное число приемами устных
вычислений.
2
Решение составных задач.
3
Решение составных задач.
4
Построение, дифференциация радиуса,
диаметра, хорды.
5
Умножение и деление двузначных чисел на
однозначное число без перехода через разряд.
6
Умножение и деление двузначных чисел на
однозначное число без перехода через разряд.
7
Умножение и деление трёхзначных чисел на
однозначное число без перехода через разряд.
14

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1

8
9
10
11
12
13

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

IX
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Умножение и деление трёхзначных чисел на
однозначное число без перехода через разряд.
Построение, дифференциация радиуса,
диаметра, хорды.
Проверка умножения и деления.
Проверка умножения и деления.
Решение составных задач.
Самостоятельная работа: «Умножение и
деление двузначных и трёхзначных чисел на
однозначное число без перехода через
разряд».
Умножение двузначных чисел на однозначное
число с переходом через разряд.
Умножение двузначных чисел на однозначное
число с переходом через разряд.
Умножение трёхзначных чисел на
однозначное число с переходом через разряд.
Умножение трёхзначных чисел на
однозначное число с переходом через разряд.
Решение составных задач.
Решение составных задач.
Контрольная работа за 3 четверть.
Работа над ошибками.
Повторение. Масштаб: 1:2; 1:5; 1:10; 1:100;
Повторение. Масштаб: 1:2; 1:5; 1:10; 1:100;
Повторение. Умножение и деление
трёхзначных чисел на однозначное число с
переходом через разряд.
Все действия в пределах 1000.
Повторение 40 ч.
Нумерация чисел в пределах 1000. Таблица
классов и разрядов.
Сложение и вычитание чисел, полученных
при измерении мерами длины.
Сложение и вычитание чисел, полученных
при измерении мерами стоимости.
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000
без перехода через разряд.
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000
с переходом через разряд.
Решение задач. Разностное сравнение чисел.
Решение задач. Разностное сравнение чисел.
Решение задач. Кратное сравнение чисел.
Решение задач. Кратное сравнение чисел.

1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

32
33
34
35
36

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000
с переходом через разряд.
Повторение. Треугольник. Многоугольники.
Повторение. Треугольник. Многоугольники.
Преобразование чисел, полученных при
измерении.
Преобразование чисел, полученных при
измерении.
Решение составных задач.
Умножение двузначных чисел на однозначное
число без перехода через разряд.
Умножение двузначных чисел на однозначное
число без перехода через разряд.
Деление двузначных чисел на однозначное
число без перехода через разряд.
Деление двузначных чисел на однозначное
число без перехода через разряд.
Контрольная работа. «Умножение и деление
трёхзначных чисел на однозначное»
Работа над ошибками.
Нахождение периметра многоугольника.
Умножение трёхзначных чисел на
однозначное число с переходом через разряд.
Умножение трёхзначных чисел на
однозначное число с переходом через разряд.
Деление трёхзначных чисел на однозначное
число с переходом через разряд.
Деление трёхзначных чисел на однозначное
число с переходом через разряд.
Решение составных задач.
Умножение и деление на 10, на 100.
Преобразование чисел, полученных при
измерении длины, массы, стоимости.
Преобразование чисел, полученных при
измерении длины, массы, стоимости.
Построение прямоугольника(квадрата) с
помощью чертёжного треугольника на
нелинованной бумаге.
Решение составных задач.
Годовая контрольная работа.
Работа над ошибками.
Геометрические тела. Куб, брус, шар.
Геометрические тела. Куб, брус, шар.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

37
38

39
40

Умножение трёхзначных чисел с переходом
через разряд.
Построение прямоугольника(квадрата) с
помощью чертёжного треугольника на
нелинованной бумаге.
Деление трёхзначных чисел на однозначное
число с переходом через разряд.
Решение составных задач.

1
1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».