Русский язык 5 класс

Приложение
к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС ОУО
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
(протокол № 01 от «30» августа 2021 года)

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
от «31» августа 2021года

Рабочая программа
по учебному предмету
«Русский язык»
5 класс

г. Приморск
2021 год

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основании следующих нормативно – правовых
документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции
Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»);
 Приказ Минобрнауки

России

от 19.12.2014

г. № 1599

«Об

утверждении

федерального

государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении
Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования";
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и

2

требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
от 28.01.2021 N 2;
 Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования
Ленинградской области от 20.08.2021 г. № 19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022
учебном году;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345 «Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования»;
 Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.

3

Роль и место дисциплины
Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность. Коррекционная направленность
проявляется в области речевого развития детей, т.к. важнейшая цель уроков русского языка – формирование речи как
средства общения и способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения социализации.
В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа
коррекции их мыслительной деятельности.
Содержание обучения русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья строится на новых
принципах коммуникативного подхода, который в отличие от орфографического направлен на развитие контекстной
устной и письменной речи, где простейшие орфографические правила обеспечивают самостоятельное связное
высказывание в его устной или письменной форме.
В процессе обучения проводится коррекционная работа по исправлению недостатков всех сторон речи ребенка.

Адресат
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 5 класса специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида.

Соответствие Государственному образовательному стандарту

4

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания
и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены
стандартом.
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник «Русский язык», 5 класс для
общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/ Э.В. Якубовская,
Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение,2020.
Структурно и содержательно программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала
опирается на ранее полученные знания во время уроков русского языка. Программа рассчитана на 170 часов в год, 5 ч в
неделю.
Срок реализации настоящей программы 1 учебный год.
Цель: формирование речи как средства общения и способа коррекции познавательной деятельности учащихся и
облегчения социализации.
Задачи: способствовать личностному развитию обучающихся, развитию механизмов компенсации у них через
формирование доступных орфографических знаний, умение последовательно и правильно излагать свои мысли в устной
и письменной форме, вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма, учить практически применять их в
повседневной жизни, при изучении других учебных предметов;
максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития
познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на
различных этапах обучения;

5

воспитание у школьников целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля
и самоконтроля, аккуратности.
Основные направления коррекционной работы:
1.Коррекция фонематического слуха.
2.Коррекция артикуляционного аппарата.
3.Коррекция слухового и зрительного восприятия.
4.Коррекция мышц мелкой моторики.
5.Коррекция познавательных процессов.
6.Особенности контингента учащихся.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Умственная отсталость - это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие
диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной
отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей.
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на
дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее,

6

представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность
детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения,
замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия
первой и второй сигнальных систем и др.).
В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной
отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние
органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными
все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторнодвигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность,
речь и поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности
возрастных

психологических

новообразований

и,

главное,

в

неравномерности,

нарушении

целостности

психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и
культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и
снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой
подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но
и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и

7

прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вместе с тем, Российская дефектология (как правопреемница
советской) руководствуется теоретическим постулатом Л.С. Выготского о том, что своевременная педагогическая
коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей.

Особые образовательные потребности обучающихся
с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но
и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно,
атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на
многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития
интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как
общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
8

К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и
использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ
образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в
образовательном процессе.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие
специфические образовательные потребности:
•

раннее получение специальной помощи средствами образования;

•

обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание

предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
•

научный, практико-ориентированный, действенный характер содержа-ния образования;

•

доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

•

систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их

«переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
•

обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом

функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
•

использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся,

демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
•

развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных

9

особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
•

специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по

показу, подражанию по словесной инструкции;
•

стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации
личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и
совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические
новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных
предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий.
Специфика программы
Рабочая программа по русскому языку в старших классах специальной (коррекционной) школы имеет
коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как
средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное
внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию
коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других
людей.

10

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционноразвивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово,
словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
В программе по русскому языку для старших классов структурно выделяются два раздела:
Письмо и развитие речи.
Чтение и развитие речи.
Названные разделы включают учебные темы, а также перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся к
концу каждого года обучения.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями — в зависимости от учебных возможностей
школьников. 1-й уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, 2-й —
предусматривает уменьшенный объем обязательных умений.
Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого
материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода предполагает
некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной недостаточностью. Работа над
усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе
формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание
грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять
изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме.

11

Приоритеты речевой деятельности над собственно языковой потребовали некоторых изменений в содержании
грамматического и орфографического материала для более адекватного приближения к речевой практике. С этой целью
большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи. Программа
обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу:
нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением,
сомнительные согласные перед гласными).
Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач
приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во
всех родственных словах.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя
существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным
наращиванием сведений по каждой из названных тем.

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
12

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13

13) формирование готовности к самостоятельной жизни
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения
предметными результатами, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей
(законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на
АООП (вариант 2).
Предметные результаты
Достаточный уровень

Минимальный уровень




списывать текст целыми словами и словосочетаниями,



писать под диктовку текст, включающий слова с изученными

— по слогам;


орфограммами (45- 50 слов);



писать под диктовку текст с предварительным разбором
изученных орфограмм;

участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной



участвовать в обсуждении темы и идеи текста;

мысли;



подбирать однокоренные слова с помощью учителя

подбирать однокоренные слова и следить за единообразным



разбор слова с опорой на представленный образец, схему,

написанием орфограмм в разных частях слова.


списывать текст целыми словами, структурно сложные слова

вопросы учителя;


различать части речи (имя существительное, имя прилагательное,

14

образование слов с новым значением с опорой на образец;



глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;



составлять простые и сложные предложения с опорой на

материала для создания текста.

иллюстрацию, предложенную ситуацию.

проверять безударные гласные, сомнительные согласные на

нахождение главных и второстепенных членов предложения с

основе изменения формы слова (с помощью учителя);


использованием опорных схем;



принимать участие в составлении плана и отборе речевого

нахождение главных и второстепенных членов предложения
без деления на виды (с помощью учителя);

составление предложений с однородными членами с опорой на
образец;



нахождение в тексте однородных членов предложения;

письмо изложений повествовательных текстов и текстов с



нахождение в тексте предложений, различных по цели

элементами описания и рассуждения после предварительного


разбора;



высказывания (с помощью учителя);
письмо небольших по объему изложений повествовательного

пользоваться школьным орфографическим словарем под

текста и повествовательного текста с элементами описания,

руководством учителя.

после

оформлять деловые бумаги с опорой на образец.

компонентов текста;


предварительного

обсуждения

(отработки)

всех

учиться пользоваться школьным орфографическим словарем
под руководством учителя.



оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под
руководством учителя).

Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными

15

нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются
оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и
педагогических кадров.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи:
•

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,

описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
•

ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение

планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
•

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных

и личностных результатов;
•

предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной

организации;
•

позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной

компетенции.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (инте-ллектуальными нарушениями) в овладении
АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к
16

осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:
1)дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2)объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном
развитии обучающихся;
3)единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет
обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание
методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации,
обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений
обучающихся.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями,
необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие
социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении
социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Для

полноты

оценки

личностных

результатов

освоения

обучающимися

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку

17

основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных
средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем
условных единицах:
0 баллов ― нет фиксируемой динамики;
1 балл ― минимальная динамика;
2 балла ― удовлетворительная динамика;
3 балла ― значительная динамика.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник
наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и
отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и
характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны
выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности
ученика и овладении им социальным опытом.

18

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с
оценками типа:
Качество освоения

Уровень достижений

Отметка в балльной шкале

90-100 %

высокий

«5»

65-89 %

повышенный

«5»

50- 65 %

средний

«4»

30-50 %

минимальный

«3»

программы

Программа формирования базовых учебных действий (БУД)
Программа

формирования

базовых

учебных

действий

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего
школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения
АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности,
которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами
профильного труда.
19

Задачами реализации программы являются:
•

формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

•

овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной

деятельности;
•

развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность,

контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Характеристика базовых учебных действий
Группа БУД
Личностные учебные
действия:готовность
ребенка к принятию
новой роли ученика
Коммуникативные
учебные действия:
способность вступать
в коммуникацию
Регулятивные учебные
действия: успешность
работы на любом
уроке
Познавательные
учебные действия:

Учебные действия и умения
- начальное осознание себя как ученика, одноклассника, друга;
- формирование положительного отношения к окружающей действительности;
- формирование самостоятельности в выполнении учебных заданий, поручений;
- понимание личной ответственности за свои поступки;
- формирование готовности к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
- доброжелательно относиться, сопереживать окружающим.
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т.д.);
- принимать цели, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
- выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов;
- читать; писать; выполнять арифметические действия;

20

начальные логические
операции

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание).

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать
индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом
направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую
систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с
учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому
указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его
самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки,
которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по
замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
21

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в
овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех
учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени
обучения.
Таблица оценки сформированности базовых учебных действий

Группа БУД

Перечень учебных действий

Оценка сформированности
(в баллах)
0

Личностные
учебные
действия

осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива,
пользоваться соответствующими правами
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и
своих товарищей
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности
активно включаться в общеполезную социальную деятельность
осознанно относиться к выбору профессии

22

1

2

3

4

5

бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны
понимать личную ответственность за свои поступки на основе
представлений о этических нормах и правилах поведения в современном
обществе
соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и
обществе

Максимум 45 баллов
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
Коммуникативные учебные взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)
действия
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою точку зрения, аргументировать свою позицию

дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний
(вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус,
знакомый - незнакомый и т.п.)
использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач
использовать разные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе
информационные

Максимум 25 баллов
Регулятивные

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их

23

учебные
действия

осуществления
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии
с ней свою деятельность

Максимум 20 баллов
Познавательные

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию
использоватьлогические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале,
основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета и для решения познавательных и практических задач
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами
и процессами

Максимум 20 баллов

24

Формы организации образовательного процесса
Сегодня ученика начальной школы необходимо вооружить универсальными учебными действиями, которыми он
сможет воспользоваться при самостоятельном познании, при решении новых учебных задач.
Только разнообразие организационных форм обеспечит рост, познавательных мотивов, поможет ученику научиться
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Основной формой организации образовательного процесса обучения русскому языку является урок.
Основные

типы уроков: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков,

комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок — игра.
Технологии обучения:
1. Традиционные технологии: объяснительно-иллюстративные.
2. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного педагогического процесса: педагогика
сотрудничества; гуманно – личностная; уровневая дифференциация; проблемное обучение;

информационно-

коммуникационные технологии; здоровье сберегающие технологии; коллективный способ обучения (работа в парах
постоянного и сменного состава).
Виды и формы контроля: обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальная
работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода; выборочная проверка упражнения;
взаимопроверка; контрольные и самостоятельные работы.
Формы работы: индивидуальная работа; групповая работа; парная работа; коллективная работа; фронтальная работа;
дифференцированно - групповая работа;

25

Структура программы
Звуки и буквы. Текст
- повторение
- звуковая характеристика языка (гласные и согласные звуки)
- ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные
- употребление разделительных ь и ъ знаков в словах
- текст
Предложение текст
- повторение
- предложение как единица речи
- главные и второстепенные члены предложения
- распространенные предложения
- связь слов в предложении
- предложения разные по интонации
- текст
- отличие предложения от текста
- деление текста на предложения
Слово. Текст
- состав слова

26

- корень
- окончание
- приставка
- суффикс
- правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных
- непроверяемые написания в корне
- текст
- установление последовательности предложений в тексте
Части речи
Имя существительное
- значение существительных в речи
- одушевленные и неодушевленные имена существительные
- собственные и нарицательные имена существительные
- большая буква в именах собственных
- изменение имен существительных по числам
- род имен существительных
- существительные с разными грамматическими признаками
- текст

27

Имя прилагательное
- значение прилагательных в речи
- признаки имен прилагательных
- род прилагательных
- согласование прилагательных с существительными
Глагол
- значение глаголов в речи
- семантические группы глаголов
- изменение глагола по временам
Текст
Предложение. Текст
- нераспространенные и распространенные предложения
- главные и второстепенные члены предложения
- выделение из предложений словосочетаний
- знакомство с однородными членами предложения
- текст
Повторение
Деловое письмо: Адрес. Поздравление. Записка.Письмо.

28

Учебно-тематический план
5 класс
(5 часов в неделю, 170 ч.)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема

Количество
часов
20
20
35
13
24
18
15
17
8
170

Повторение. Звуки и буквы. Текст.
Предложение. Текст.
Состав слова.
Части речи. Текст.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Глагол.
Предложение. Текст.
Повторение.
Всего за год

29

Календарно-тематическое планирование 5 класс.

№
П/П

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Кол-во
часов

Тема урока
Повторение. Звуки и буквы. Текст. 20 ч.
Звуки гласные и согласные. Алфавит.
Несовпадение буквы и звука в слове.
Твёрдые и мягкие согласные перед и, е, ё, ю, я.
Мягкий знак на конце и в середине слова.
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Текст. Различение текста и не текста.
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.
Ударные и безударные гласные в слове.
Проверка безударных гласных в слове.
Проверка безударных гласных в слове.
Текст. Определение темы текста. Заголовок.
Звуки и буквы. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
Звуки и буквы. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
Контрольный диктант по теме: «Звуки и буквы», «Текст».
Работа над ошибками.
Деловое письмо. Адрес.
Деловое письмо. Адрес.
Коллективное составление рассказа по серии картинок.
30

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

Предложение. Текст. 20 ч.
Выражение в предложении законченной мысли.
Распространение предложений.
Порядок слов в предложении.
Проверочная работа: «Связь слов в предложении».
Главные члены предложения. Сказуемое.
Главные члены предложения. Сказуемое.
Главные члены предложения. Подлежащее.
Главные члены предложения. Подлежащее.
Второстепенные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения.
Наблюдение за знаками препинания в конце предложений.
Вопросительные предложения.
Восклицательные предложения.
Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения.
Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения.
Контрольный диктант по теме: «Предложение» за 1 четверть.
Работа над ошибками.
Предложение. Закрепление знаний.
Деловое письмо. Адрес.
Состав слова. 35 ч.
Корень и однокоренные слова.
Общее и различие в значении однокоренных слов.
Общее и различие в значении однокоренных слов.
Включение однокоренных слов в предложения.
Окончание – изменяемая часть слова.
Окончание – изменяемая часть слова.
31

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73

Установление связи между словами с помощью окончаний.
Приставка как часть слова.
Изменение значения слова в зависимости от приставки.
Приставка и предлог.
Приставка и предлог.
Суффикс как часть слова.
Изменение значения слова в зависимости от суффикса.
Проверочная работа по теме: «Состав слова»
Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне.
Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов.
Слово-корень с ударной гласной.
Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.
Проверка безударных гласных в корне слова.
Проверка безударных гласных в корне слова.
Проверочная работа «Безударные гласные в корне слова».
Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне.
Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных
слов.
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Проверяемые гласные и согласные в корне.
Проверяемые гласные и согласные в корне.
Непроверяемые написания в корне.
Единообразное написание корня в группе однокоренных слов.
Единообразное написание корня в группе однокоренных слов.
Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы.
Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы.
Контрольный диктант по теме: «Состав слова».
Работа над ошибками.
32

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99

Деловое письмо. Поздравление.
Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану.
Части речи. Текст. 13 ч.
Название предметов, действий, признаков.
Название предметов, действий, признаков.
Понятие о частях речи. Существительное.
Понятие о частях речи. Существительное.
Глагол.
Глагол.
Прилагательное.
Прилагательное.
Различение частей речи по вопросам и значению.
Различение частей речи по вопросам и значению.
Употребление разных частей речи в предложении и тексте.
Употребление разных частей речи в предложении и тексте.
Проверочная работа по теме: «Части речи».
Имя существительное. 24 ч.
Значение существительных в речи.
Одушевленные и неодушевленные существительные.
Собственные и нарицательные существительные.
Правописание имен собственных.
Правописание имен собственных.
Текст. Тема и основная мысль текста.
Текст. Тема и основная мысль текста.
Понятие о единственном и множественном числе.
Употребление существительных в единственном и множественном числе.
Употребление существительных в единственном и множественном числе.
Изменение существительных по числам.
33

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126

Знакомство с понятием рода.
Существительное мужского рода.
Существительное мужского рода.
Существительное женского рода.
Существительное женского рода.
Существительное среднего рода.
Существительное среднего рода.
Различение существительных по родам.
Различение существительных по родам.
Существительное. Закрепление знаний.
Контрольный диктант по теме: «Существительное» .
Работа над ошибками.
Деловое письмо. Поздравление.
Имя прилагательное. 18 ч.
Значение прилагательных в речи.
Различение признаков, обозначаемых прилагательными.
Различение признаков, обозначаемых прилагательными.
Зависимость рода прилагательных от рода существительных.
Зависимость рода прилагательных от рода существительных.
Окончания прилагательных мужского рода.
Окончания прилагательных мужского рода.
Окончания прилагательных женского рода.
Окончания прилагательных женского рода.
Окончания прилагательных среднего рода.
Окончания прилагательных среднего рода.
Окончания прилагательных мужского, женского, среднего рода.
Окончания прилагательных мужского, женского, среднего рода.
Изменение прилагательных по родам.
34

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152

Прилагательное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
Контрольный диктант по теме: «Прилагательное».
Работа над ошибками.
Деловое письмо. Записка.
Глагол. 15 ч.
Значение глаголов в речи.
Различение действий, обозначаемых глаголами.
Различение действий, обозначаемых глаголами.
Настоящее время глаголов.
Настоящее время глаголов.
Прошедшее время глаголов.
Прошедшее время глаголов.
Будущее время глаголов.
Будущее время глаголов.
Различение глаголов по временам.
Различение глаголов по временам.
Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли.
Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
Контрольный диктант по теме: «Глагол».
Работа над ошибками.
Предложение. Текст. 17 ч.
Главные члены предложения.
Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
Постановка вопроса от главных членов предложения к второстепенным членам.
Постановка вопроса от главных членов предложения к второстепенным членам.
Различение нераспространенных и распространенных предложений.
35

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170

Различение нераспространенных и распространенных предложений.
Распространение предложений.
Распространение предложений.
Знакомство с однородными членами предложений.
Знакомство с однородными членами предложений.
Дополнение предложения однородными членами.
Дополнение предложения однородными членами.
Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
Контрольный диктант по теме: «Предложение».
Работа над ошибками.
Повторение. 8 ч.
Деловое письмо. Записка.
Деловое письмо. Записка.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Глагол.
Предложение.
Контрольный диктант за год.
Работа над ошибками.

36

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы рабочей программы
по предмету: русский язык 5 класс

Класс / Программа

Программы специальных
(коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. /
Под ред. В.В. Воронковой. — М.:
Гуманитар, изд. центр ВЛАД ОС, 2011.
— Сб. 1. — 224 с.

Перечень используемых оценочных средств
(оценочных материалов) / КИМы

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В., Коршунова Я.В.
Рабочая тетрадь по русскому языку, 5 класс. Москва
«Просвещение», 2017.

Перечень используемых
методических материалов
Учебник «Русский язык», 5 класс для
общеобразовательных организаций,
реализующих адапт. основные
общеобразовательные программы/ Э.В.
Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.:
Просвещение,2020.

Сборник диктантов с грамматическими заданиями
по русскому языку для обучающихся с ОВЗ. 5–9
Аксёнова А.К. Методика преподавания
классы: методическое пособие / Н.А. Макарова,
русского языка для детей с
Д.О. Евстифеева. — Казань: Изд-во «Бук», 2017. — 106 нарушениями интеллекта: учебник для
с.
студентов пед. вузов – М.:

37

Диктанты по русскому языку для специальной
Просвещение, 2011. – 335 с. Э.В.
(коррекционной) школы VIII вида: 5-7 кл.: Пособие для Якубовская
учителя/ Сост. Е.Я. Кудрявцева. - М.: Гуманит. Изд.
А.К. Аксенова, С.Ю. Ильина. Методика
центр ВЛАДОС, 2003.
преподавания русского языка для детей
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык
с нарушениями интеллекта, М:
(5 класс) к учебникам
Просвещение, 2011.
Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А.
Барская Н. М., Нисневич Л. А.
Тростенцовой.
Обучение русскому языку в 5 – 9
классах вспомогательной школы:
И.В. Барякина Е.С. Будникова Е.А. Екжанова Н.Д.
Пособие для учителя. – М.:
Копылова Л.М. Лапшина В.А. Левченко Е.Г. Пашнина Просвещение, 1992
Т.А. Полуянова Е.В. Резникова М.Б. Хабибулина Ю.Н.
Дифференцированное обучение на
Юмадилова
уроках русского языка: метод. пособие/
Контрольно-диагностический инструментарий по
сост. Иванова Л. К. – ЛОИРО, 2000
русскому языку и чтению для учащихся специальной
коррекционной школы (к программам С(К)ОУ VIII
вида).

38

ПРИЛОЖЕНИЕ
Контрольные диктанты.
5 класс.
Тема: Повторение. Различие предложений по интонации.
Дятел.
Стук в окно. Кто там? Молчит. Смотрю – дятел! Прицепился за раму и стучит. Избу он принял за дерево, а окно –
за дупло. И в дупле кто-то сидит. Белку в дупле видел, птичку тоже. А человека увидел дятел первый раз.
Это был молодой дятел. Он еще мало что видел.
49 слов.
Тема: Звуки и буквы (Звонкие и глухие согласные на конце слова, проверка безударных гласных путем изменения
формы слова).
По рога.
Ходили летом по грибы? Весной по рога. Это лоси их зимой скинули.
39

К зиме рога стали слабые. Задел лось головой за дерево – рог и упал в снег. А снег стает – найдете рога в лесу.
За лето у лося новые рога вырастут.
45 слов.
Тема: Состав слова. Правописание в корне.
Осень.
Осень пришла, холода и дожди принесла. Лужи покрыты тонким ледком. Пора жителям леса запас на зиму делать.
Водяная крыса картошку с огорода тащит. Медведь сало под шкурой копит. Белка грибки по сучкам развесила. Хомяк с
поля носит горох. Сам рядом спит, припас сторожит.
Все зимой пригодится!
47 слов.
Разобрать слова по составу: поездка

лесник

Тема: Состав слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне.
Новоселье.

40

Мы купили новую квартиру. Наш дом недалеко от фабрики. У дома аллея берез. Рядом остановка троллейбуса.
Приехали. Шофер весело сигналит. Я хватаю вой мешок и мчусь по лестнице. Новоселы выгружают мебель и всякую
утварь. Радостные улыбки украшают ненастный день.
39 слов.
Тема: Приставка и предлог.
Сказки.
Ребята на всей земле очень любят сказки. Чтение их – всегда маленький праздник. За лесами, морями живут чудеса.
Иванушка летит на волшебном ковре в заморские страны. Добрый молодец спасает красавицу из темницы.
У сказки всегда хороший конец. Поэтому сказки ходят по земле и учат нас добру.
46 слов.

Тема: Разделительный твердый знак.
Угощение.

41

Зимой ребята повесили для птиц кормушку. Однажды они заметили там белку. Зверек взял в лапки рябину и ловко объел
ягодки. Ребята сделали для гостьи столик. Клали туда хлеб, грибки, орешки. Иногда орешки падали в снег. У белки
чутье отличное. Сразу найдет орех в снегу и съест его.
48 слов.
Тема: Части речи.
Поздняя осень.
Вчера еще грело солнце. В садах летали шумные стайки птиц. По воздуху плыла паутина.
А сегодня дунул резкий ветер. Иней лег на травы. Стали седыми их тонкие стебли. Съежились от холода листья. К
вечеру выпал первый снег.
39 слов.
Второе предложение разобрать по частям речи.

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.
Булька.

42

В село Озеры бежит собака Булька. Бежит домой деловито. Откуда она? В деревню Сосновку отдали ее щенка Тузика.
И каждый день Булька бежит кормить его.
Наступила весна. Речка Быстрянка разлилась. Теперь щенок на том берегу. Что делать?
Бурные потоки не испугали Бульку. Маленькая собачка бросилась в воду и поплыла.
50 слов.
Тема: Род и число имен существительных.
В лесу.
От села Петушки я шел на лыжах. Тихо стояли деревья. Снежком прикрыты вековые сосны и ели. На снегу следы. Это
зайцы бежали к реке. Там они грызли веточки ив. Быстро взлетел глухарь. Крыльям он поднял столб снега. В сильные
морозы глухари спят в сугробах. Там им теплее.
49 слов.
Грамматический разбор выделенных существительных.
Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Радости.
Девочки делились своей радостью. У каждой новая вещь. У Аленки красивая брошь. У Тани платье. Ваня молчит и
слушает.
В лесу он видел яркие цвета и голубой ручей. Луч солнца дрожал в воде. Казалось: в ней играли серебряные рыбки.

43

Ваня находил радость там, где хотел.
45 слов.

Тема: Определение типа склонения имен существительных.
Суд над декабрем.
Решили птицы декабрь судить. Устали от него. День он сократил, а ночь удлинил.
Филин выступил против. Ночью хорошая охота.
Тогда надо судить декабрь за снег. Он хоть и мягкий, а травка глубоко. Теперь тетерев против. Он в снегу спит.
Судили, рядили и оставили все как есть.
49 слов.
В первых двух абзацах подчеркнуть существительные, указать склонение.
Тема: Правописание падежных окончаний существительных 1 – го склонения.
Опушка.

44

Человека и зверя влечет лесная опушка. Хорошо отдохнуть там под березкой. Зимой вдоль опушки идет лыжня. В поле
вьюга. По лесу трудно пройти. А по опушке тишь и бродить можно свободно. Вот следы. Это в поле мышковала лиса.
Испугалась и бросилась к опушке. Заяц тоже топтался у края леса.
50 слов.
Тема: Правописание падежных окончаний существительных 2-го склонения.
Первая красавица.
Капля была дочкой сосульки и солнца. Она висела на кончике сосульки и хвасталась ручью. Другой такой
красавицы нет на свете.
Вдруг дунул ветерок. Упала капля в ручей. А в ручье много таких. Журчит весенний ручей. И в потоке талой воды не
видны капли.
45 слов.
Тема: Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения.
В роще.
В роще росли огромные дубы. Их ветки темнели на фоне лазури. В зелени свили гнезда птицы. Пестрые дятлы стучали
по толстой коре. По тропинкам бегали муравьи. Под тенью листьев цвели ландыши. Свежий ветер говорил о близости
озера.
К ночи в роще наступила тишина.

45

45 слов.
Тема: Дифференциация падежных окончаний существительных 1 –го и 3-го склонения в Р. , Д. , П. падежах.
Белка – прыгунья.
В нашей местности живут белки. Большая часть их жизни проходит на деревьях.
Я стоял у ели и наблюдал игру зверьков. Они прятались в пышной хвое, мчались к верхушке ели. В ловкости, смелости
и красоте трудно найти равных белке. Как безотказно служат ей цепкие лапки и пушистый хвост!
49 слов.

Тема: Правописание падежных окончаний существительных ед. ч..
Март.
В марте зима с весной спорят.
Ночью зима ходит хозяйкой. Скуёт лужи. Остановит ручей. Наморозит сосульку. Свесит ее морковкой с крыши.
А днем весна гуляет, солнцем командует. Лужи на дороге блестят. Ручей в овраге журчит. Повсюду звон капели.
И нет ничего милей этой музыки весны.

46

39 слов.
Тема: Главные и второстепенные члены предложения.
Нашествие сорняков.
Гонит ветер по дороге листья. Идет осенний дождь. Вместе с водой и ветром прибыли в огород плоды сорняков. Кто
приплыл, кто шариком прикатил. А пушинки одуванчиков спустились на парашютике.
Так с осени пробрались в огород хитрые сорняки.
39 слов.
1-е и 2-е предложения разобрать по членам предложения.
Тема: Однородные члены предложения с одиночным союзом И.
Птицы летят.
Март прячет весну под снегом и льдом. Но уже летят на родину грачи.
В апреле чернеют проталины. Журчат в овраге ручьи. Спешат домой стрижи и скворцы.
В конце мая зеленеют луга и сады. Летят домой ласточки.
Много бед ждет птиц в дороге.
44 слова.
Найти три предложения с однородными членами. Однородные члены предложения подчеркнуть.

47

Тема: Однородные члены предложения без союзов.
У кого какой дом.
Весной в лесу шум и гам. Это птицы начинают строить новые дома.
Им нужны веточки, солома, трава, перья. Славке – портнихе нужен стебелек.
Им она сошьет два листа. Ласточке нужна глина. Пеночке – травка.
Целый дворец с входом и выходом копают под землей крот и мыши.
48 слов.
В 3-ем предложении подчеркнуть однородные члены.
Тема: Повторение пройденного за год.
Отнятая радость.
Вдоль дороги зеленая полоска. Это первые цветы. На короткой ножке солнечная капелька.
Прошло несколько дней. Шла я из деревни той дорогой. Впереди заметила фигурку. Девочка нагибалась, и за ней
тускнела золотая полоска. Она рвала цветы. Я подошла к девочке. Из подола посыпались солнечные капельки.
Меньше стало на земле радости.
51 слово.

48


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».