Этика и психология семейной жизни 10 -11 класс

Приложение
к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с БУП 2002 г.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
(протокол № 01 от «30» августа 2021 года)

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
от «31» августа 2021года

Рабочая программа
по учебному предмету
«Этика и психология семейной жизни»
10 - 11 класс

г. Приморск
2021 год

1

Пояснительная записка.
Учебная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный

Закон

от

29.12.2012

№

273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»);
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального
базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания" от 28.01.2021 N 2;
Письмо заместителя министра Е. Е. Чепурных «Методические рекомендации деятельности X-XII классов в
специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой»;

2

Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской
области от 20.08.2021 г. № 19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году;
Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

28

декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации

имеющих

государственную

аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Устав, лицензия ГКОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
Другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность
учреждения.

образовательного

В настоящее время в России сложилась неблагоприятная ситуация со здоровьем и благополучием детей и
подростков, приведшая к увеличению случаев безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Одной из
основных причин большого процента нарушенного поведения у школьников является неблагополучная обстановка в
семьях таких детей. Поэтому подготовке обучающихся, воспитанников к семейной жизни придается первостепенное
значение.
Программа «Этика и психология семейной жизни» направлена на оказание психолого-педагогической поддержки
старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, расширение жизненной перспективы личности учащихся,
оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи с учётом индивидуальных, возрастных,
психологических, физиологических особенностей обучающихся.
3

Курс занятий расширяет кругозор учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических
явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и
саморазвития.
Предлагаемая программа построена с учетом информационной нагрузки воспитанников и возрастных особенностей.

Общая характеристика учебного курса.
Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на решение различных «этических задач» (т.е.
различных жизненных ситуаций), на оценивание и нахождение мотивов поступков других людей и своих собственных с
опорой на жизненный опыт и знания, полученных на занятиях.
В процессе обучения подростки участвуют в обсуждении той или иной проблемы, высказывают свою точку зрения,
доказывают и отстаивают свою позицию.
Данный курс должен стать итогом духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным
жизненным задачам юношества.
Целью данной программы является формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека.
Помимо этого работа по данной программе должна быть направлена на выработку у обучающихся, воспитанников
таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие

4

недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно
влиять на их будущую семейную жизнь, а именно способствовать созданию крепкой и прочной семьи.
В процессе работы по данной программе предстоит решать следующие задачи:
 формировать представления о семье, ее роли в жизни человека;
 формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.
 обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
 формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти
знания при выборе спутника жизни:
 сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание:
 формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.
При выборе методов работы по программе, следует иметь в виду, что наряду с использованием традиционных
методов обучения таких как: рассказ учителя, беседа по теме, изложение идей, доказательство, ролевая игра,
персонификация и т.д. необходимо применять различные методы и приемы работы, направленные на активизацию
обучающихся, воспитанников в процессе работы, а именно: элементы проблемных методов обучения, драматизации,
решение различных «этических задач».
Под этической задачей мы понимаем какую-либо жизненную ситуацию (она может быть законченной или нет, тогда
обучающиеся, воспитанники должны представить, как в дальнейшем поступят герои ситуации), заданную педагогом для
совместного обсуждения поведения героев данной ситуации.
5

Обучающиеся, могут выполнить это задание письменно (каждый самостоятельно). В этом случае обсуждение
происходит после того, как каждый участник занятия предложил свое решение задачи. Важно помнить, что в ходе
занятий обучающиеся, не должны быть пассивными слушателями. На каждом занятии необходимо активное включение
подростков в работу. В процессе занятия обучающиеся учатся рассуждать о поступках других людей и своих
собственных поступках, учатся находить мотивы того или иного своего поступка и поведения окружающих, опираясь на
собственный жизненный опыт и знания, полученные на занятиях, находить нужное нравственное решение в сложной
жизненной ситуации.
В процессе занятий подростки учатся участвовать в обсуждении той или иной проблемы, учатся высказывать свою
точку зрения, доказывать и отстаивать свою позицию. Они могут изменить ее, учитывая убедительные аргументы
других участников обсуждения, учатся внимательно слушать всех участников дискуссии.
Введение этого предмета направлено на развитие социального опыта, а также когнитивной и эмоциональной сферы
обучающихся.
Специфические особенности развития личности обучающихся требуют знания учителем их индивидуальных черт
характера, интересов, наклонностей, при гуманном и уважительном отношении к каждому обучающемуся,
воспитаннику.
По сути учебный курс «Этика и психология семейной жизни» - это практикум по жизневедению, обращенный к
сознанию обучающихся, к тому, как развивающаяся личность понимает правила социального общения и поведения.
Очень важно, чтобы материал был доступным, наглядным, запоминающимся и эмоционально насыщенным.
6

Данная программа рассчитана на 1 год обучения, с учетом, что занятия проводятся 2 раза в неделю (68 часов).
Методы и формы обучения: теоретические блоки, отработка социально-психологических навыков общения и
взаимодействия, практические блоки с элементами ролевых игр, самодиагностика, групповые дискуссии.
В программе использованы различные типы занятий, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми
теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемно-поисковые задачи, ролевые игры,
проблемные ситуации, упражнения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия,
элементы тренинга, дискуссии).
Задача педагога, ведущего этот курс, состоит в том, чтобы ориентировать учащегося на осознание и принятие
традиционных ценностей семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа,
человечества, осознающего свою сопричастность судьбе Отечества.
Вопросы сексуального просвещения не входят в содержание данного курса.

7

Место учебного курса в учебном плане.
Программой предусмотрено изучение содержания курса по «Этике и психологии семейной жизни» в течение двух
лет (10 - 11 класс).
Данная программа рассчитана на 2 год обучения, с учетом, что занятия проводятся 2 раза в неделю (68 часов).
Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 минут).
Соотношение количества часов по прохождению программного материала по данному курсу в программе и в
календарно – тематическом планировании представлено в таблице:
Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения календарного учебного
графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое
может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники
коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта

8

Содержание курса «Этика и психология семейной жизни».
Семья.
Что такое «семья». Семья в жизни человека. Место и роль ребенка в семье. Связи в семье: материальные,
духовные, дружеские и др. (общность взглядов, привычек, традиции в семье и т.д.) Родственники и родственные
отношения. Влияние семьи на формирование личности. Ролевые, социальные функции членов семьи. Значение
родителей для ребенка. Стиль взаимоотношений родителей с детьми: авторитарность, строгость, нетерпимость в
отношениях с детьми, наказания, любовь и внимание к ребенку, его проблемам, уважение его интересов, доброе и
бережное отношение. Ребенок в жизни семьи. Конфликты с родителями. Причины конфликтов: отход от интересов
родителей, потребность в самостоятельности, непонимание родителями интересов ребенка.
Создание семьи.
Представления людей о семейном счастье: чего ожидают молодые люди, создавая семью (образ будущей семьи,
опыт родительской семьи, принятие или отторжение). Причины создания семьи. Нравственная, материальная,
физиологическая готовность человека к созданию семьи. Выбор спутника жизни. Качества человека, необходимые для
создания семьи. Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнеру. Нравственные качества и
жизненные умения, важные для девушки, вступающей в брак. Нравственные качества и жизненные умения, важные
для парня, вступающего в брак. Влюбленность и любовь, нравственность и сексуальность. Принятие решения о
вступлении в брак. Главные мотивы, необходимые для принятия этого решения, для благополучия будущей семьи

9

(любовь, уважение, наличие средств к со существованию). Как сообщить родителям о своем решении. Как следует вести
себя в ситуации знакомства с родителями (юноши, девушки). Почему родители могут быть против брака
Нравственный климат семьи.
Отношения между членами семьи. Роль каждого члена семьи. Отец - духовная опора, глава семьи. Ответственность
отца перед домочадцами в обычные дни и в трудные минуты жизни. Отец - моральный, юридический, физический
защитник семейства. Его твердость в трудных обстоятельствах. Его ответственность за духовно-нравственное состояние
членов семьи.
Жена - незаменимый помощник мужа, отца. Душевная роль жены на семейном совете. Особая роль матери в
воспитании и привитии детям доброты и сердечности. Жена - хранительница домашнего очага.
Дедушка и бабушка, их роль в поддержании семейного тепла и уюта, и воспитании детей. Взаимное уважение между
членами семьи.
Любовь. Долг. Ответственность друг за друга. Внутрисемейная солидарность. Откровенность, отзывчивость,
тактичность и самообладание. Взаимное послушание. Умение уступать. Возможность создания положительного климата
в семье как при сходстве, так и при различии темпераментов и характеров супругов.
Любовь как высшее человеческое чувство.
Духовная природа любви. Потребность быть любимым и способность любви, бескорыстной самоотдачи. Способность
любви как выражение высшего уровня развития личности.
Особенности материнской и отцовской любви. Любовь как глубокое чувство между членами семьи и близкими
10

людьми.
Вдохновляющая, творческая сила любви. Первая любовь. Особенности юношеской романтической любви. Идеал и
идеализация человека; их различение. Умение различать любовь и другие чувства - симпатию, интерес, влюбленность,
увлечение, влечение. Соотношение дружбы и любви. Любовь как основа брака. Мудрость любви: способность видеть
незримую для других, неповторимую индивидуальность любимого человека.
Воспитание культуры чувств - дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного
отношения к дружбе и любви. Стремление к полноте единства. Целомудрие - полнота мудрости.
Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием, недоверием, требованием
“доказательств”; уметь выразить свое чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего
любимого (любимой) всем другим. Быть готовым защищать, если потребуется, честь и достоинство любимого
(любимой). Взаимовоспитание любящих. Счастливая пора юности, ее красота и неповторимость.
Необходимость глубокой проверки своих чувств. Знакомство с друзьями, близкими, родителями любимого
(любимой) как знак уважения к ним, серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги).
Предложение о вступлении в брак. Гражданский брак. Обручение и венчание; благословение нерасторжимости брака.
Что такое готовность к браку.
Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед
другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой основы
брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы
11

заключения брака.
Психологическая готовность молодежи к браку. Наличие у будущих супругов глубокого чувства любви, уважения,
доверия, взаимной преданности. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья.
Распределение ролей и обязанностей в семье. Готовность уступить, простить оплошность, помочь супругу (супруге)
достойно преодолевать трудности. Направленность на другого человека, способность считаться с его индивидуальными
особенностями, ценить и уважать его творческие стремления.
Здоровье супругов и будущего потомства.
Генетические аспекты брака. Нравственные и физические последствия добрачной половой распущенности. Значение
целомудрия для здоровья будущего потомства. Законы наследственности. Влияние предшествовавших половых связей
на потомство. Выбор будущего супруга (супруги).
Семья и ее функции.
Основная функция семьи - продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей. Необходимость
сочетания интересов семьи с интересами общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в
жизни общества и укреплении государственности.
Особенности молодой семьи.
Супружество - новый этап межличностных отношений. Обязанности молодых супругов друг перед другом, перед
родителями, родственниками и близкими. Сходство основных ценностных ориентаций супругов как условие гармонии
супружеских отношений. Создание круга общих друзей. Необходимость душевного труда в создании семьи и
12

сохранении благоприятного семейного климата.
Начальный период брака. Изменение привычного образа жизни, сложившегося до брака. Возникновение чувства
“мы”. Взаимное освоение вкусов, особенностей и привычек друг друга. Проблема “главенства” в семье. Сопереживание
в трудностях и радостях.
Распределение обязанностей, планирование дел в семье.
Развитие добрых отношений с родителями обоих супругов, их друзьями и знакомыми. Типичные причины
конфликтов в первые годы брака (борьба самолюбий, столкновения характеров, борьба за главенство в семье и др. )
Семья, ждущая ребенка. Здоровый образ жизни как условие рождения здорового ребенка, вредность алкоголя и
никотина. Подготовка к принятию в семью нового человека. Психологические проблемы, связанные с рождением
ребенка. Перестройка семейной структуры. Новый бюджет времени и средств.
Внимание к молодой матери. Влияние внутриутробного периода в жизни ребенка на его дальнейшее развитие.
Момент зачатия - начало жизни человека. Пробуждение чувства материнства и отцовства.
Несколько детей в семье. Влияние детей на развитие личности родителей. Обогащение нравственно-эмоциональной
сферы родителей в связи с воспитанием детей.

13

Результаты изучения учебного курса.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся, воспитанников.
Обучающиеся должны знать:
- знать общее представление о предмете;
- овладеть понятием «семья», понимать значение семьи в жизни человека;
- знать основные родственные связи в семье, уметь различать близких и дальних
родственников;
- знать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, понимать важность такого шага как
создание собственной семьи;
- понимать и уметь объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак.
Обучающиеся должны уметь:
- моделировать ситуации;
- участвовать в дискуссиях, беседах;
- отстаивать свою точку зрения;
- заполнять анкету, опросник;
- выделять главные, существенные мысли в ходе рассказа, чтения.

14

Учебно-тематический план
10 класс
№

Раздел по программе

Количество часов по
программе

10 класс
Семья. 15 ч.

15

Нравственные качества. 13 ч.

13

Создание семьи 18 ч.

28

Нравственные правила взаимоотношений. 12 ч.

12

Итого:

68 часов

Календарно-тематическое планирование 10 класс
№
П/П
1
2
3
4
5
6
7

ТЕМА

КОЛВО
ЧАСОВ

Семья. 15 ч.
Что такое семья? Значение семьи в жизни человека.
Материальные связи в семье (бюджет, доходы).
Духовные, дружеские (традиции семьи, семейные праздники).
Место и роль ребенка в семье.
Влияние семьи на формирование личности ребенка.
Роль и ответственность родителей в воспитании ребенка.
Родственники и родственные отношения.

1
1
1
1
1
1
1
15

ДАТА

1
1
1
1
1
1
1
1
1

17
18
19

Ролевые, социальные функции членов семьи.
Отношение между родителями.
Близкие и дальние родственники.
Отношение детей к родителям.
Значение каждого типа отношений и их влияние на характер ребенка, его последующую жизнь.
Требования, которые мы предъявляем к партнеру и их реальное воплощение.
Предупреждение и преодоление конфликтов в семье.
Обобщение знаний по теме: «Семья».
Нравственные качества. 13 ч.
Представления людей о семейном счастье.
Образ будущей семьи.
Опыт родительской семьи: принятие или отторжение.
Причины создания семьи.

20
21
22

Нравственная готовность человека к созданию семьи.
Материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи.
Условия вступления в брак.

1
1
1

23
24
25
26
27
28
29

Выбор спутника жизни. Качества человека, необходимые для семейной жизни.
Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнеру.
Первые шаги в жизни молодой семьи: привыкание к особенностям характера партнера.
Нравственные качества и жизненные умения девушки, важные для вступления в брак.
Нравственные качества и жизненные умения юноши, вступающего в брак.
Обобщение знаний по теме: «Нравственные качества».
Создание семьи 18 ч.
Речевая культура человека.
Этические основы общения.
Умение стильно одеваться, следить за внешностью.
Влюбленность и любовь.
Взаимные уступки. Как прощать обиды.

1
1
1
1
1
1
1

8
9
10
11
12
13
14
15
16

30
31
32
33

16

1
1
1

1
1
1
1

34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
46
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59

Что такое этикет? Почему необходимо знать правила этикета?
Гостевой этикет.
Дарить подарки – это искусство.
Как правильно дарить и принимать подарки.
Принятие решения о вступлении в брак.
Главные мотивы, необходимые для принятия этого решения.
Любовь и уважение – залог благополучной семьи.
Качества человека, необходимые в семейной жизни.
А так ли обязательно регистрировать брак?
Как сообщить родителям о своем решении?
Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями (юноши, девушки)?
Почему родители могут быть против вашего брака?
Обобщение знаний по теме «Создание семьи».
Нравственные правила взаимоотношений. 12 ч.
Первые шаги в жизни молодой семьи.
Привыкание к особенностям характера партнера, уважение и терпимость.
Изменения, происходящие в жизни юноши: освоение новой социальной роли “муж”.
Изменения, происходящие в жизни девушки: освоение новой социальной роли “жена”.
Понятие экономика семьи.
Доходы м расходы семьи.
Потребности семьи: естественные (питание, одежда, отдых, развлечения).
Потребности семьи: ложные (вещизм).
Понятие “быт семьи”. Организация домашнего хозяйства, режим семьи.
Отдых и развлечения в семье.
Нравственные правила взаимоотношений в семье.
Обобщающий урок по теме: «Нравственные правила взаимоотношений».
Создание семьи. 10 ч.
Понятие “семейный конфликт”. Причины конфликтов в семье.
17

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

60
61
62
63
64
65
66
67
68

Негативность супругов к выполнению своей новой социальной роли, разница во взглядах, привычках.
Вмешательство и негативно влияние родителей, неприятие родственников или друзей.
Предотвращение конфликтов, нравственные способы их разрешения.
Распад семьи, причины.
Нравственное поведение в ситуации развода.
Знакомство с основным положением закона о семье и обязанностях родителей по отношению к детям.
Что нужно знать молодым родителям ожидающих ребенка.
Создание благоприятных условий для матери, необходимая забота о ее здоровье.
Обобщение знаний по теме: «Создание семьи».

18

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Учебно-тематический план
11 класс
№

Раздел по программе

Количество часов по
программе

11 класс
Личность. Готовность к браку.

14

Любовь и брак.

10

Брак и семья.

18

Основы семейных отношений.

26

Итого:

68 часов

Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ П/П
1
2
3
4
5

ТЕМА УРОКА

КОЛ-ВО
ЧАСОВ

Личность. Готовность к браку. 14 ч.
Введение в курс. Я-Личность-Семья.
Я-Личность-Семья.
Психология межличностных отношений.
Понятие женственности и мужественности.
Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек.
19

1
1
1
1
1

ДАТА

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

16
17
18
19

Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек.
Что такое готовность к браку.
Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Этико-психологическая готовность.
Характер. Темперамент.
Потребности, мотивы, интересы, убеждения личности.
Товарищество и дружба – школа любви.
Товарищество и дружба – школа любви.
Первое свидание
Ошибки первого свидания. Правила для него и для неё.
Любовь и брак. 10 ч.
Любовь - высшее человеческое чувство.
Социальный характер любви. Стадии любви.
Первая любовь.
Идеал. Гипотезы эталона выбора.
Психология современной любви.

20
21
22

Нравственные основы любви.
Любовь и ревность.
Любовь и ревность.

1
1
1

23
24
25

Любовь и расчёты.
Любовь и расчёты.
Брак и семья. 18 ч.
Мотивы создания семьи.
Функции семьи
Пробный брак.
Физическая зрелость вступающих в брак.
Сущность социальной готовности к вступлению в брак.
Современные формы семьи.
Современные формы семьи.

1
1
1

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

26
27
28
29
30
31

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
20

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57

Две модели семьи.
Бюджет и хозяйство семьи.
Бюджет и хозяйство семьи.
Бюджет, мода и молодая семья.
Особенности молодой семьи.
Семейные роли, семейные правила.
Семейные роли, семейные правила.
Этапы развития семьи.
Переходные периоды в развитии семьи.
Модель развития семьи вокруг ребенка.
Особенности российской семьи.
Основы семейных отношений. 26 ч
Семейные роли.
Конвенционные и межличностные роли.
Типы распределения семейных ролей.
Наука семейного сосуществования.
Адекватные брачно-семейные представления.
Правила, заданные социумом и культурой.
О верности.
О верности. Правила, заданные социумом и культурой.
Нарушения функционирования семейной системы.
Семейный конфликт.
Семейный конфликт.
Биологические часы – один из поводов семейного конфликта.
Биологические часы – один из поводов семейного конфликта.
Поведение в семейном конфликте.
Последствия нарушения семейных отношений.
Правила решения спорных вопросов.
21

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Правила поведения в семейном конфликте.
Психологический практикум
«Оба виноваты».
Последствия нарушений семейных отношений.
Развод. Причины.
Возрастные кризисы.
Второй брак.
Проблемы второго брака.
Семейный кодекс.
Рассмотрение основных положений Семейного Кодекса.
Рассмотрение основных положений Семейного Кодекса.
Итоговый урок по теме: "Основы семейных отношений".

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Программа:
Программно-методического обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Под редакцией А.М.Щербакова, Н.М.Платоновой – М.:
Гуманитарный издательский центр «Владос» 2006г.
Учебник:
Реализация настоящей рабочей программы опирается на адаптированные тексты учебников УМК Д.АМоисеева,
Н.Н.Крыгиной “Нравственные основы семейной жизни 10-11 классы”. “Просветитель” 2015 г. Данный УМК включает в
себя учебник, хрестоматию, мультимедийное приложение и методические рекомендации для педагога.
Учебно-методическое пособие для учителя:
22

1.
Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 2005.
2.
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия "Справочники". – Ростов
н/Д: "Феникс", 2004.
3.
Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу "Этика и психология семейной
жизни": Кн. для учителя. – М.: Просвещение,2008.
4.
Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2009.
5.
Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
6.
Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет/ Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С.
Круглова; науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988.
7.
Панкова Л.М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
8.
Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? – М.: Педагогика, 2006.
9.
Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.:
Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
10. Семейный Кодекс Российской Федерации. – М.: "Издательство ЭЛИТ", 2005.
11. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007.
12. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение, 2009.
13. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн.
для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

23

24

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».