Человек

Приложение
к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской
области «Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные
образовательные программы»

«РАССМОТРЕНА»

«УТВЕРЖДЕНА»

на педагогическом совете

приказом № 12

ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»

по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»

(протокол № 01 от «30» августа 2021 г.)

от «31» 31 августа 2021 г.

Рабочая программа
по учебному предмету
«Человек»

г. Приморск
2021

Рабочая программа по учебному предмету «Человек»
составлена на основании следующих нормативно – правовых
документов:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в РФ».
 Федерального
образования

государственного
обучающихся

(интеллектуальными

с

образовательного
умственной

стандарта
отсталостью

нарушениями). Утвержденного приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 г. № 1599;
 Приказ министерства образования Российской Федерации от
10.04.2002

№29/2065-п

«Об

утверждении

учебных

планов

специальных (коррекционных) образовательных учреждений для
обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии».
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08 2013 года
№ 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
 Устав, лицензия, календарный учебный график на 2021-2022
учебный год.
 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.2.3286-15

"Санитарно-эпидемиологические

требования

к

условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих

образовательную

деятельность

по

адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10
июля 2015 года № 26.
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28
декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня

учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих

государственную

аккредитацию

образовательных

программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования».
 Другими

нормативно-правовыми

документами,

регламентирующими деятельность образовательного учреждения.
Пояснительная записка.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития
представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии
его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих
отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу
«я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми,
и в первую очередь со своими родными иблизкими.
Цель программы - создание условий для формирования представлений и
знаний о себе, своих возможностях, правилах поведения и выработки основных
гигиенических навыков, социализация и адаптация в окружающем мире,
обеспечивающая в дальнейшем естественную интеграцию в современном
обществе.
Основные задачи реализации содержания:
 Представление о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от других.
 Умение

решать

каждодневные

жизненные

задачи,

связанные

с

удовлетворением первоочередных потребностей: прием пищи, туалет,
гигиена тела, одевание (раздевание).
 Умение

поддерживать

образ

жизни,

соответствующий

возрасту,

потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с
необходимыми оздоровительными процедурами.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе»,
«Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обращение с одеждой и обувью»,
«Прием пищи».
Раздел

«Представления

о

себе»

включает

следующее

содержание: представления о своем теле, его строении, о своих
двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни
(режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической
культурой

ипрофилактика болезней), поведении, сохраняющем и

укрепляющем здоровье,полезных и вредных привычках, возрастных
изменениях.

Раздел

«Гигиена

тела»

включает

задачи

по

формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы,
мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д. Раздел
«Обращение

с

одеждой

и

обувью»

включает

задачи

по

формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать
последовательность действий при одевании и снятии предметов
одежды.

Раздел

«Прием

пищи»

предполагает

обучение

использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки,
накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой. Задачи по
формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в
раздел «Туалет». В рамках раздела «Семья» предполагается
формирование представлений о своем ближайшем окружении:
членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях.
Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и
общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для
ребенка являлось доброжелательное
и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый
тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним
внимание, общаться и взаимодействовать с ними.

Место предмета в учебном плане: учебный предмет «Человек» входит в
обязательную нагрузку и относится к предметам федерального компонента.
Программа по учебному предмету составлена на основе АООП образования
обучающихся

(воспитанников)

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (2 вариант) ГБОУ ЛО «Приморская
школа-интернат» 2021-2022 года.

Примерный годовой учебный план
по учебному предмету «Человек»
1 – 5 классы
Предметная
область
Окружающий
мир

Классы
Учебный
предмет
Человек

Количество часов
1
2
3
4
5
кл. кл. кл. кл. кл.
99

102

68

68

68

Всего

405

Примерный недельный учебный план
по учебному предмету «Человек»
1 – 5 классы
Классы

Количество часов

Предметная
область

Учебный
предмет

1
кл.

2
кл.

3
4
5 Всего
кл. кл. кл.

Окружающий
мир

Человек

3

3

2

2

2

12

Примерное содержание предмета
Представления о себе.
Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки).
Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо),

туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено,
ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание
(различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы,
язык, зубы). Знание назначения частей лица. Знание строения
человека (скелет, мышцы, кожа).Узнавание (различение) внутренних
органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки,
желудок). Знание назначения внутренних органов. Знание вредных
привычек. Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего
имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Знание
видов деятельности для организации своего свободного времени.
Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. Знание возрастных
изменений человека.

Гигиена тела.
Различение
Регулирование

вентилей
напора

с

струи

горячей
воды.

и

холодной

Смешивание

водой.

воды

до

комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с
помощью

автоматической

сушилки.

Соблюдение

последовательности действий при мытье и вытирании рук:
открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды,
намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук,
закрывание крана,вытирание рук. Нанесение крема на руки.
Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей
пилочкой. Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление
декоративного покрытия с ногтей. Вытирание лица. Соблюдение
последовательности действий при мытье и вытирании лица:
открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды,
набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица,
закрывание крана, вытирание лица.
Чистка

зубов.

Полоскание

полости

рта.

Соблюдение

последовательности действий при чистке зубов и полоскании
полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание
щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов,
полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.
Очищение носового хода. Нанесение косметического средства
на лицо. Соблюдение последовательности действий при бритье
электробритвой,безопасным станком.
Расчесывание

волос.

Соблюдение

последовательности

действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос,
намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос.
Соблюдение последовательности действий при сушке волос феном:
включение фена (розетка, переключатель), направление струи
воздуха на разные участки головы, выключение фена, расчесывание
волос.
Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение
последовательности действий при мытье и вытирании ног:
намачивание ног,
намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног.
Соблюдение последовательности действий при мытье и
вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей
тела, смывание мыла, вытирание тела. Гигиена интимной зоны.
Пользование
косметическими

гигиеническими
средствами

прокладками.

(дезодорантом,

Пользование

туалетной водой,

гигиенической помадой, духами).
Обращение с одеждой и обувью.
Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка,
шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер,
кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье),
брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения
предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов

одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты).
Знание

назначения

деталей

предметов

одежды.

Узнавание

(различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки,
туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная,
домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя,
летняя, демисезонная). Узнавание (различение) головных уборов
(шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных
уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по
сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов).
Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий.
Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая,
домашняя,

спортивная).

Выбор

одежды

в

зависимости

от

предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя,
летняя,демисезонная).
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня,
кнопки, шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват
кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты,
захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава
кофты). Снятие обуви(например, ботинок: захват рукой задней части
правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней
части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Соблюдение
последовательности действий при раздевании (например, верхней
одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие
куртки,

расстегивание

сапог,

снятие

сапог).

Застегивание

(завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка).
Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс,
вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину,
натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя
руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват
двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог).

Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта
одежды (например: надевание колготок, надевание футболки,
надевание юбки, надевание кофты).Контроль своего внешнего вида.
Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны
одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка
(сапога, тапка). Выворачивание одежды.
Туалет.
Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и
оправление малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой.
Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание
крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок,
трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз,
пользование туалетной бумагой,одевание одежды (трусов, колготок,
брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.

Прием пищи.
Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из
кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки
(стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание)
жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание
жидкости в кружку. Сообщение о
желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание
ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с
ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват
вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие
губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку.
Использование ножа и вилки во время приема пищи: отрезание
ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с

помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи.
Накладывание пищи в тарелку.

Семья.
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение)
детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье.
Различение социальных ролей членов семьи. Представление о
бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о
профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей
семье.
Межпредметная связь
В ходе реализации программы осуществляется интеграция со
следующими предметами: «Изобразительная деятельность», «Окружающий
социальный

мир»,

альтернативная

«Математические

коммуникация»,

«Коррекционно-развивающие

представления»,

«Окружающий

занятия»,

«Речь

природный

«Предметно

–

и

мир»,

практические

действия».
Основные формы работы с обучающимися
Основной формой работы по предмету «Окружающий природный
мир» является урок - занятие.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).
Виды деятельности: дидактические игры; работа с дидактическим
материалом;

тренировочные

упражнения,

экскурсии;

беседа

с

обучающимися; речевые игры; творческое рисование; раскрашивание
картинок; работа с пиктограммами; просмотр видеофильмов; работа с
презентацией; инструктаж по технике безопасности перед началом всех
видов деятельности.

Технологии

обучения:

здоровьесберегающие,

коррекционно-развивающие,

информационно-коммуникационные,

личностно-ориентированные,

разноуровневое

игровые,

обучение

и

дифференцированный подход.
Программа формирования базовых учебных действий

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР
направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием
АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант
2) и включает следующие задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников,
к

эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой

обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
 направленность

взгляда

(на

говорящего

взрослого,

на

задание);

умение выполнять инструкции педагога;
 использование по назначению учебных материалов;
 умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
 в течение определенного периода времени,


от начала до конца,

 заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,
алгоритмом действия и т.д.

Планируемые результаты освоения программы

по предмету «Человек».
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант
2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных
результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир
в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения АООП:
1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я»
от других.
 Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале.
 Представление о собственном теле.
 Отнесение себя к определенному полу.
 Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать своиинтересы,
желания.
 Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол,место
жительства, интересы.
 Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к
своим возрастным изменениям.
1) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с
удовлетворением первоочередных потребностей.
 Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет,
выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
 Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
1) Умение

поддерживать

образ

жизни,

соответствующий

возрасту,

потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с
необходимыми оздоровительными процедурами.
 Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать
или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

 Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня
(чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения
туалета).
 Умение следить за своим внешним видом.
2) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
 Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей
социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой
деятельности семьи.

Оценка предметных результатов
по предмету «Человек»
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием предмета «Человек» и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической деятельности.
Оценка достижений обучающегося
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в
оценочных показателях, основанных на качественных критериях по
итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие
самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или
невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с
частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной
физической помощью», «действие не выполняет»;

Уровни самостоятельности при выполнении заданий
выполняет задание самостоятельно (без ошибок)

Условные
обозначения
С

Оценка
достижений
(баллы)
5

выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки
«выполняет действие по инструкции»
(вербальной или невербальной)
выполняет задание по образцу
выполняет действие с частичной физической помощью
выполняет действие со значительной физической
помощью
действие не выполняет
Реакция на воздействия
негативная реакция
нейтральная реакция
положительная реакция

СШ

4

О
ЧП
ЗП

3
2
1

-

0

НГ
НР
ПР

При оценке результативности обучения учитываются особенности
психического,

неврологического

и

соматического

состояния

обучающегося. Выявление результативности обучения происходит
вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе
выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических
работ.
Возможные предметные результаты освоения предмета «Человек»
заносятся в мониторинговую карту. (Приложение 1)

Мониторинг и оценки динамики обучения.
Мониторинг

предметных

достижений

обучающихся

осуществляется в 3 этапа:
входящий

сентябрь

(цель:

определить

начальный

уровень

сформированности коммуникативных и речевых навыков),
промежуточный

декабрь

(цель:

определить

динамику

формирования коммуникативных и речевых навыков)
итоговый май (цель: определить динамику сформированности
коммуникативных и речевых навыков).
Приложение 1
Мониторинг и оценка сформированности предметных результатов
по предмету «Человек».
Ф. И. обучающегося: __________
Класс: _____

№

Человек
входящий
Разделы

1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.

Уровень
самостояте
льности
при
выполнени
и заданий

Оценка
достижен
ий
(баллы)

Предметные результаты
промежуточный
Уровень
самостоятель
ности при
выполнении
заданий

Оценка
достиже
ний
(баллы)

итоговый
Уровень
самостояте
льности
при
выполнени
и заданий

Оценка
достижен
ий
(баллы)

«Представления
о себе»
«Гигиена тела»
«Туалет»
«Обращение
с одеждой и
обувью»
«Прием пищи»
Транспорт
«Семья»

Материально-техническое обеспечение
1.

Средства обучения:
технические и электронные средства обучения:
- автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,
- телевизор, CD/DVD –проигрыватели,
- аудиомагнитофон,
- мультимедиапроектор; экран,
- экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира
(природы и социума);
- видеофильмы и презентации по темам учебного предмета;
- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц;.

2.

цифровые образовательные ресурсы:

- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей
доступных представлений о человеке;
3.

демонстрационный и раздаточный дидактический материал:



наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами;
динамических картин и схем по разделам программы;

4.

учебно -практическое оборудование:
- игровой материал для сюжетных дидактических игр;
- оборудование для проведения практических занятий и элементарных опытов;
- оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы,
бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки
и т.п.)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- АООП образования обучающихся (воспитанников) с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Список учебно-методической литературы:
Учебные пособия:
• Серия рабочих тетрадей «Я – говорю!». Упражнения с пиктограммами. Баряева
Л.Б., Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина (Я – ребенок. Ребенок в семье. Ребенок и его
игрушки. Ребенок в школе. Ребенок и мир животных. Ребенок и мир растений.
Ребенок и явления природы).
• Серия наглядных пособий Тематический словарь в картинках: «Тело человека
(части тела)». «Органы чувств человека». «Одежда. Обувь. Головные уборы».
«Город, улица, дом. Квартира, мебель». «Посуда. Продукты питания».
«Аудиотехника. Видеотехника. Оргтехника и средства связи». «Транспорт».
«Профессии».
• Серия наглядных пособий «Я познаю мир»: Знакомлюсь со школой. Часть 1.
Знакомлюсь со школой. Часть 2. Определяю время. Часть 1. Определяю время.
Часть 2.

• Развивающий уход за детьми с тяжелыми множественными нарушениями
развития. Часть 1. Коммуникация и социализация: иллюстрированное
пособие/под редакцией А.Л. Битовой. – М., 2018 – 16с.
• Развивающий уход за детьми с тяжелыми множественными нарушениями
развития. Часть 2. Бытовые навыки: иллюстрированное
пособие/под редакцией А.Л. Битовой. – М., 2018 – 16с

Учебно-тематический план рабочей программы
по учебному предмету «Человек»
1 класс
(3 ч/н х 33 = 99 ч)
№
1
2
3
4
5
6

Наименование тем
«Представления о себе»
«Гигиена тела»
«Туалет»
«Обращение с одеждой и обувью»
«Прием пищи»
«Семья»
Итого:

Кол-во часов
16
17
17
16
17
16
99

Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Человек»
1 класс
№
п\п

Тема урока
I четверть – 24 часов
«Представления о себе» - 4 часа

1

Идентификация себя как мальчика (девочки),

2

Идентификация себя как мальчика (девочки),

3

Называние своего имени.

4

Называние своего имени.
«Гигиена тела» - 4 часа

5

Различение вентилей с горячей и холодной водой.

6

Различение вентилей с горячей и холодной водой.

7

Регулирование напора струи воды.

Кол-во Дата
часов

8

Регулирование напора струи воды.
«Туалет» - 4 часа

9

Сообщение о желании сходить в туалет.

10

Сообщение о желании сходить в туалет.

11

Сидение на унитазе и оправление малой/большой
нужды.

12

Пользование туалетной бумагой.
«Обращение с одеждой и обувью» - 4 часа

13

Узнавание предметов одежды.

14

Различение предметов одежды.

15

Узнавание предметов обуви.

16

Различение предметов обуви.
«Прием пищи» - 4 часа

17

Сообщение о желании пить.

18

Сообщение о желании пить.

19

Сообщение о желании есть.

20

Сообщение о желании есть.
«Семья» - 4 часа

21

Узнавание членов семьи.

22

Различение членов семьи.

23

Узнавание детей.

24

Различение детей.
II четверть – 24 часов
«Представления о себе» - 4 часа

1

Идентификация себя как мальчика (девочки).

2

Идентификация себя как мальчика (девочки).

3

Называние своего имени.

4

Называние своего имени.
«Гигиена тела» - 4 часа

5

Различение вентилей с горячей и холодной водой.

6

Регулирование напора струи воды.

7

Смешивание воды до комфортной температуры.

8

Смешивание воды до комфортной температуры.
«Туалет» - 4 часа

9

Сообщение о желании сходить в туалет.

10

Сидение на унитазе и оправление малой/большой
нужды.

11

Пользование туалетной бумагой.

12

Пользование туалетной бумагой.
«Обращение с одеждой и обувью» - 4 часа

13

Узнавание предметов одежды.

14

Различение предметов одежды.

15

Узнавание предметов обуви.

16

Различение предметов обуви.
«Прием пищи» - 4 часа

17

Сообщение о желании пить.

18

Сообщение о желании пить.

19

Сообщение о желании есть.

20

Сообщение о желании есть.
«Семья» - 4 часа

21

Узнавание членов семьи.

22

Различение членов семьи.

23

Узнавание взрослых.

24

Различение взрослых.
III четверть – 27 часов
«Представления о себе» - 4 часа

1

Идентификация себя как мальчика (девочки),

2

Называние своего имени и фамилии.

3

Называние своего имени и фамилии.

4

Узнавание (различение) частей тела (голова,
туловище, руки, ноги).
«Гигиена тела» - 5 часов

5

Регулирование напора струи воды.

6

Смешивание воды до комфортной температуры.

7

Вытирание рук полотенцем.

8

Вытирание рук полотенцем.

9

Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании рук.
«Туалет» - 5 часов

10

Сообщение о желании сходить в туалет.

11

Сидение на унитазе и оправление малой/большой
нужды.

12

Пользование туалетной бумагой.

13

Соблюдение последовательности действий в туалете.

14

Соблюдение последовательности действий в туалете.
«Обращение с одеждой и обувью» - 4 часа

15

Узнавание предметов одежды.

16

Различение предметов одежды.

17

Узнавание предметов обуви.

18

Различение предметов обуви.
«Прием пищи» - 5 часов

19

Сообщение о желании есть и пить.

20

Еда руками.

21

Питье через соломинку.

22

Питье из кружки.

23

Питье из кружки.
«Семья» - 4 часа

24

Узнавание членов семьи.

25

Различение членов семьи.

26

Узнавание детей и взрослых.

27

Различение детей и взрослых.
IV четверть – 24 часов
«Представления о себе» - 4 часа

1

Идентификация себя как мальчика (девочки),

2

Называние своего имени и фамилии.

3

Узнавание (различение) частей тела (голова,
туловище, руки, ноги).

4

Узнавание (различение) частей тела (голова,
туловище, руки, ноги).
«Гигиена тела» - 4 часа

5

Вытирание рук полотенцем.

6

Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании рук.

7

Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании рук.

8

Сушка рук с помощью автоматической сушилки.
«Туалет» - 4 часа

9

Сидение на унитазе и оправление малой/большой
нужды.

10

Пользование туалетной бумагой.

11

Соблюдение последовательности действий в туалете.

12

Соблюдение последовательности действий в туалете.
«Обращение с одеждой и обувью» - 4 часа

13

Узнавание предметов одежды.

14

Различение предметов одежды.

15

Узнавание предметов обуви.

16

Различение предметов обуви.
«Прием пищи» - 4 часа

17

Сообщение о желании есть и пить.

18

Еда руками.

19

Питье через соломинку.

20

Питье из кружки.
«Семья» - 4 часа

21

Узнавание (различение) членов семьи.

22

Узнавание (различение) детей и взрослых.

23

Определение своей социальной роли в семье.

24

Определение своей социальной роли в семье.

Учебно-тематический план рабочей программы
по учебному предмету «Человек»
2 класс
(3 ч/н х 34 = 102 ч)
№
1
2
3
4
5
6

Наименование тем
«Представления о себе»
«Гигиена тела»
«Туалет»
«Обращение с одеждой и обувью»
«Прием пищи»
«Семья»
Итого:

Кол-во часов
18
19
12
19
22
12
102

Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Человек»
2 класс
№
п\п

Тема урока
I четверть – 24 часов
«Представления о себе» - 4 часа

1

Идентификация себя как мальчика (девочки).

2

Узнавание (различение) частей тела.

3

Узнавание частей тела (голова (волосы, уши, шея,
лицо)

4

Различение частей тела (голова (волосы, уши, шея,
лицо),
«Гигиена тела» - 4 часа

5

Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании рук.

6

Сушка рук с помощью автоматической сушилки.

Кол-во Дата
часов

7

Чистка зубов.

8

Чистка зубов.
«Туалет» - 4 часа

9

Сообщение о желании сходить в туалет.

10

Сидение на унитазе и оправление малой/большой
нужды.

11

Пользование туалетной бумагой.

12

Пользование туалетной бумагой.
«Обращение с одеждой и обувью» - 4 часа

13

Узнавание (различение) предметов одежды.

14

Узнавание деталей предметов одежды: пуговицы
(молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты).

15

Различение деталей предметов одежды: пуговицы
(молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты).

16

Узнавание (различение) предметов обуви.
«Прием пищи» - 5 часа

17

Питье из кружки (стакана).

18

Наливание жидкости в кружку.

19

Наливание жидкости в кружку.

20

Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой
пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту,

21

Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой
пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту,
«Семья» - 3 часа

22

Узнавание (различение) членов семьи.

23

Узнавание (различение) детей и взрослых.

24

Определение своей социальной роли в семье.
II четверть – 24 часов
«Представления о себе» - 4 часа

1

Узнавание (различение) частей тела.

2

Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы,
уши, шея, лицо).

3

Узнавание частей тела (туловище (спина, живот).

4

Различение частей тела (туловище (спина, живот).
«Гигиена тела» - 4 часа

5

Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании рук.

6

Сушка рук с помощью автоматической сушилки.

7

Чистка зубов.

8

Чистка зубов.
«Туалет» - 4 часа

9

Сообщение о желании сходить в туалет.

10

Сидение на унитазе и оправление малой/большой
нужды.

11

Пользование туалетной бумагой.

12

Соблюдение последовательности действий в туалете
«Обращение с одеждой и обувью» - 4 часа

13

Узнавание деталей предметов одежды: пуговицы
(молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты).

14

Различение деталей предметов одежды: пуговицы
(молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты).

15

Знание назначения видов обуви (спортивная,
домашняя, выходная, рабочая).

16

Знание назначения видов обуви (спортивная,
домашняя, выходная, рабочая).
«Прием пищи» - 5 часа

17

Наливание жидкости в кружку.

18

Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой
пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту.

19

Еда ложкой: снятие с ложки пищи губами, опускание
ложки в тарелку.

20

Еда ложкой: снятие с ложки пищи губами, опускание
ложки в тарелку.

21

Еда вилкой: захват вилки.
«Семья» - 3 часа

22

Узнавание (различение) членов семьи.

23

Узнавание (различение) детей и взрослых.

24

Определение своей социальной роли в семье.
III четверть – 30 часов
«Представления о себе» - 6 часа

1

Узнавание частей лица человека (глаза, брови, нос,
лоб, рот (губы, язык, зубы).

2

Различение частей лица человека (глаза, брови, нос,
лоб, рот (губы, язык, зубы).

3

Узнавание частей тела (руки (локоть, ладонь,
пальцы).

4

Различение частей тела (руки (локоть, ладонь,
пальцы),

5

Различение частей тела ноги (колено, ступня,
пальцы, пятка).
«Гигиена тела» - 6 часов

2 ч.

6

Полоскание полости рта.

7

Полоскание полости рта.

8

Соблюдение последовательности действий при
чистке зубов и полоскании полости рта.

9

Соблюдение последовательности действий при
чистке зубов и полоскании полости рта.

10

Расчесывание волос

2 ч.
«Туалет» - 2 часов

11

Соблюдение последовательности действий в туалете.

12

Соблюдение последовательности действий в туалете.
«Обращение с одеждой и обувью» - 6 часа

13

Знание назначения видов обуви (спортивная,
домашняя, выходная, рабочая).

14

Различение сезонной обуви (зимняя, летняя,
демисезонная).

15

Узнавание головных уборов (шапка, шляпа, кепка,
панама, платок).

16

Различение головных уборов (шапка, шляпа, кепка,
панама, платок).

17

Знание назначения головных уборов.
«Прием пищи» - 7 часов

18

Еда вилкой: захват вилки.

19

Еда вилкой: накалывание кусочка пищи, поднесение
вилки ко рту.

20

Еда вилкой: накалывание кусочка пищи, поднесение
вилки ко рту.

21

Еда вилкой: снятие губами с вилки кусочка пищи,
опускание вилки в тарелку.

2 ч.

22

Еда вилкой: снятие губами с вилки кусочка пищи,
опускание вилки в тарелку.

23

Использование салфетки во время приема пищи.

24

Использование салфетки во время приема пищи.
«Семья» - 3 часа

25

Узнавание (различение) членов семьи.

26

Узнавание (различение) детей и взрослых.

27

Различение социальных ролей членов семьи.
IV четверть – 24 часов
«Представления о себе» - 4 часа

1

Узнавание частей тела (руки (локоть, ладонь,
пальцы).

2

Различение частей тела (руки (локоть, ладонь,
пальцы).

3

Различение частей тела ноги (колено, ступня,
пальцы, пятка).

4

Различение частей тела ноги (колено, ступня,
пальцы, пятка).
«Гигиена тела» - 5 часа

5

Полоскание полости рта.

6

Полоскание полости рта.

7

Соблюдение последовательности действий при
чистке зубов и полоскании полости рта.

8

Соблюдение последовательности действий при
чистке зубов и полоскании полости рта.

9

Соблюдение последовательности действий при
чистке зубов и полоскании полости рта.

«Туалет» - 2 часа
10

Соблюдение последовательности действий в туалете.

11

Соблюдение последовательности действий в туалете.
«Обращение с одеждой и обувью» - 5 часа

12

Узнавание головных уборов (шапка, шляпа, кепка,
панама, платок).

13

Различение головных уборов (шапка, шляпа, кепка,
панама, платок).

14

Знание назначения головных уборов.

15

Знание назначения головных уборов.

16

Различение сезонных головных уборов.
«Прием пищи» - 5 часа

17

Питье из кружки (стакана).

18

Еда ложкой.

19

Еда вилкой.

20

Накладывание пищи в тарелку.

2 ч.

«Семья» - 3 часа
21

Узнавание (различение) членов семьи.

22

Узнавание (различение) детей и взрослых.

23

Различение социальных ролей членов семьи.

Учебно-тематический план рабочей программы
по учебному предмету «Человек»
3 класс
(2 ч/н х 34 = 68 ч)

№
1
2
3
4
5
6

Наименование тем
«Представления о себе»
«Гигиена тела»
«Туалет»
«Обращение с одеждой и обувью»
«Прием пищи»
«Семья»
Итого:

Кол-во часов
8
16
6
16
16
6
68

Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Человек»
3 класс
№
п\п

Тема урока
I четверть – 16 часов
«Представления о себе» - 2 часа

1

Называние своего имени и фамилии.

2

Называние своего возраста.
«Гигиена тела» - 4 часа

3

Соблюдение последовательности действий при
чистке зубов и полоскании полости рта.

4

Очищение носового хода.

5

Очищение носового хода.

6

Расчесывание волос.
«Туалет» - 2 часа

7

Сообщение о желании сходить в туалет.

8

Соблюдение последовательности действий в туалете
«Обращение с одеждой и обувью» - 3 часа

Кол-во Дата
часов

9

Узнавание (различение) головных уборов (шапка,
шляпа, кепка, панама, платок).

10

Знание назначения головных уборов.

11

Различение сезонных головных уборов.
«Прием пищи» - 4 часа

12

Сообщение о желании пить.

13

Сообщение о желании есть.

14

Еда ложкой: захват ложки.

15

Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка
пищи.
«Семья» - 1 часа

16

Узнавание (различение) членов семьи.
II четверть – 16 часов
«Представления о себе» - 2 часа

1

Называние своего имени и фамилии.

2

Называние своего возраста.
«Гигиена тела» - 4 часа

3

Соблюдение последовательности действий при
мытье волос.

4

Соблюдение последовательности действий при
вытирании волос.

5

Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании волос.

6

Расчесывание волос.
«Туалет» - 2 часа

7

Сообщение о желании сходить в туалет.

8

Соблюдение последовательности действий в туалете
«Обращение с одеждой и обувью» - 3 часа

9

Различение по сезонам предметов одежды
(предметов обуви, головных уборов).

10

Выбор одежды для прогулки в зависимости от
погодных условий.

11

Расстегивание (развязывание) липучки (молнии,
пуговицы, ремня, кнопки, шнурка).
«Прием пищи» - 3 часа

12

Еда ложкой: захват ложки.

13

Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка
пищи.

14

Использование салфетки во время приема пищи.
«Семья» - 2 часа

15

Определение своей социальной роли в семье.

16

Различение социальных ролей членов семьи.
III четверть – 20 часов
«Представления о себе» - 2 часа

1

Узнавание (различение) частей тела

2

Знание назначения частей тела.
«Гигиена тела» - 4 часов

3

Мытье ушей.

4

Мытье ушей.

5

Чистка ушей.

6

Вытирание ног.
«Туалет» - 1 часов

7

Соблюдение последовательности действий в туалете
«Обращение с одеждой и обувью» - 6 часа

8

Различение по сезонам предметов одежды
(предметов обуви, головных уборов).

9

Выбор одежды для прогулки в зависимости от
погодных условий.

10

Расстегивание (развязывание) липучки (молнии,
пуговицы, ремня, кнопки, шнурка).

11

Снятие предмета одежды (например, кофты).

12

Снятие обуви (например, ботинок).

13

Надевание предмета одежды (например, брюк).
«Прием пищи» - 5 часов

14

Питье из кружки (стакана):

15

Наливание жидкости в кружку.

16

Еда руками.

17

Накладывание пищи в тарелку.

18

Использование салфетки во время приема пищи.
«Семья» - 2 часа

19

Различение социальных ролей членов семьи.

20

Представление о бытовой и досуговой деятельности
членов семьи.
IV четверть – 16 часов
«Представления о себе» - 2 часа

1

Узнавание (различение) частей лица человека

2

Знание назначения частей лица.
«Гигиена тела» - 4 часа

3

Мытье ушей.

4

Мытье ушей.

5

Чистка ушей.

6

Вытирание ног.
«Туалет» - 1 часа

7

Соблюдение последовательности действий в туалете.
«Обращение с одеждой и обувью» - 4 часа

8

Различение по сезонам предметов одежды
(предметов обуви, головных уборов).

9

Выбор одежды для прогулки в зависимости от
погодных условий.

10

Снятие предмета одежды (например, кофты).

11

Снятие обуви (например, ботинок).
«Прием пищи» - 4 часа

12

Питье из кружки (стакана):

13

Еда руками.

14

Накладывание пищи в тарелку.

15

Использование салфетки во время приема пищи.
«Семья» - 1 часа

16

Представление о бытовой деятельности членов
семьи.

Учебно-тематический план рабочей программы
по учебному предмету «Человек»
4 класс

(2 ч/н х 34 = 68 ч)
№
1
2
3
4
5
6

Наименование тем
«Представления о себе»
«Гигиена тела»
«Туалет»
«Обращение с одеждой и обувью»
«Прием пищи»
«Семья»
Итого:

Кол-во часов
8
16
6
16
16
6
68

Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Человек»
4 класс
№
п\п

Тема урока
I четверть – 16 часов
«Представления о себе» - 2 часа

1

Называние своего имени и фамилии. Называние
своего возраста.

2

Знание видов деятельности для организации своего
свободного времени.
«Гигиена тела» - 4 часа

3

Соблюдение последовательности действий при
мытье ног.

4

Соблюдение последовательности действий при
вытирании ног.

5

Очищение носового хода.

6

Соблюдение последовательности действий при
мытье тела.
«Туалет» - 2 часа

Кол-во Дата
часов

7

Сообщение о желании сходить в туалет.

8

Соблюдение последовательности действий в туалете
«Обращение с одеждой и обувью» - 3 часа

9

Узнавание (различение) головных уборов (шапка,
шляпа, кепка, панама, платок).

10

Знание назначения головных уборов.

11

Различение сезонных головных уборов.
«Прием пищи» - 4 часа

12

Сообщение о желании пить.

13

Сообщение о желании есть.

14

Еда ложкой: захват ложки.

15

Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка
пищи.
«Семья» - 1 часа

16

Узнавание (различение) членов семьи.
II четверть – 16 часов
«Представления о себе» - 2 часа

1

Знание видов деятельности для организации своего
свободного времени.

2

Знание видов деятельности для организации своего
свободного времени.
«Гигиена тела» - 4 часа

3

Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании ног:

4

Соблюдение последовательности действий при
мытье тела.

5

Соблюдение последовательности действий при
вытирании тела.

6

Расчесывание волос.
«Туалет» - 2 часа

7

Сообщение о желании сходить в туалет.

8

Соблюдение последовательности действий в туалете
«Обращение с одеждой и обувью» - 3 часа

9

Различение по сезонам предметов одежды
(предметов обуви, головных уборов).

10

Выбор одежды для прогулки в зависимости от
погодных условий.

11

Расстегивание (развязывание) липучки (молнии,
пуговицы, ремня, кнопки, шнурка).
«Прием пищи» - 3 часа

12

Еда ложкой: захват ложки.

13

Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка
пищи.

14

Использование салфетки во время приема пищи.
«Семья» - 2 часа

15

Определение своей социальной роли в семье.

16

Различение социальных ролей членов семьи.
III четверть – 20 часов
«Представления о себе» - 2 часа

1

Знание назначения частей тела.

2

Узнавание (различение) частей лица человека (глаза,
брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы).
«Гигиена тела» - 4 часов

3

Мытье ушей.

4

Чистка ушей.

5

Гигиена интимной зоны.

6

Гигиена интимной зоны.
«Туалет» - 1 часов

7

Соблюдение последовательности действий в туалете
«Обращение с одеждой и обувью» - 6 часа

8

Различение по сезонам предметов одежды
(предметов обуви, головных уборов).

9

Выбор одежды для прогулки в зависимости от
погодных условий.

10

Расстегивание (развязывание) липучки (молнии,
пуговицы, ремня, кнопки, шнурка).

11

Снятие предмета одежды (например, кофты).

12

Снятие обуви (например, ботинок).

13

Надевание предмета одежды (например, брюк).
«Прием пищи» - 5 часов

14

Питье из кружки (стакана):

15

Наливание жидкости в кружку.

16

Еда руками.

17

Накладывание пищи в тарелку.

18

Использование салфетки во время приема пищи.
«Семья» - 2 часа

19

Различение социальных ролей членов семьи.

20

Представление о бытовой и досуговой деятельности
членов семьи.

IV четверть – 16 часов
«Представления о себе» - 2 часа
1

Узнавание (различение) частей лица человека (глаза,
брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы).

2

Знание назначения частей лица.
«Гигиена тела» - 4 часа

3

Вытирание лица.

4

Вытирание лица.

5

Соблюдение последовательности действий при
мытье лица.

6

Соблюдение последовательности действий при
вытирании лица.
«Туалет» - 1 часа

7

Соблюдение последовательности действий в туалете.
«Обращение с одеждой и обувью» - 4 часа

8

Различение по сезонам предметов одежды
(предметов обуви, головных уборов).

9

Выбор одежды для прогулки в зависимости от
погодных условий.

10

Снятие предмета одежды (например, кофты).

11

Снятие обуви (например, ботинок).
«Прием пищи» - 4 часа

12

Питье из кружки (стакана):

13

Еда руками.

14

Накладывание пищи в тарелку.

15

Использование салфетки во время приема пищи.

«Семья» - 1 часа
Представление о бытовой деятельности членов
семьи.

16

Учебно-тематический план рабочей программы
по учебному предмету «Человек»
5 класс
(2 ч/н х 34 = 68 ч)
№
1
2
3
4
5
6

Наименование тем
«Представления о себе»
«Гигиена тела»
«Туалет»
«Обращение с одеждой и обувью»
«Прием пищи»
«Семья»
Итого:

Кол-во часов
8
16
6
16
16
6
68

Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Человек»
5 класс
№
п\п

Тема урока
I четверть – 16 часов
«Представления о себе» - 2 часа

1

Называние своего имени и фамилии. Называние
своего возраста.

2

Сообщение о состоянии своего здоровья.
«Гигиена тела» - 4 часа

3

Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании рук.

Кол-во Дата
часов

4

Нанесение крема на руки.

5

Нанесение крема на руки.

6

Соблюдение последовательности действий при
мытье тела.
«Туалет» - 2 часа

7

Сообщение о желании сходить в туалет.

8

Соблюдение последовательности действий в туалете
«Обращение с одеждой и обувью» - 3 часа

9

Соблюдение последовательности действий при
раздевании.

10

Соблюдение последовательности действий при
раздевании.

11
«Прием пищи» - 4 часа
12

Сообщение о желании пить.

13

Сообщение о желании есть.

14

Еда ложкой: захват ложки.

15

Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка
пищи.
«Семья» - 1 часа

16

Узнавание (различение) членов семьи.
II четверть – 16 часов
«Представления о себе» - 2 часа

1

Сообщение о состоянии своего здоровья.

2

Знание видов деятельности для организации своего
свободного времени.

«Гигиена тела» - 4 часа
3

Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании рук.

4

Соблюдение последовательности действий при
мытье тела.

5

Соблюдение последовательности действий при
вытирании тела.

6

Расчесывание волос.
«Туалет» - 2 часа

7

Сообщение о желании сходить в туалет.

8

Соблюдение последовательности действий в туалете
«Обращение с одеждой и обувью» - 3 часа

9

Выбор одежды для прогулки в зависимости от
погодных условий.

10

Выбор одежды для прогулки в зависимости от
погодных условий.

11

Соблюдение последовательности действий при
раздевании.
«Прием пищи» - 3 часа

12

Еда ложкой: захват ложки.

13

Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка
пищи.

14

Использование салфетки во время приема пищи.
«Семья» - 2 часа

15

Определение своей социальной роли в семье.

16

Различение социальных ролей членов семьи.
III четверть – 20 часов

«Представления о себе» - 2 часа
1

Сообщение сведений о себе.

2

Сообщение о состоянии своего здоровья.
«Гигиена тела» - 4 часов

3

Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании лица.

4

Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании лица.

5

Гигиена интимной зоны.

6

Гигиена интимной зоны.
«Туалет» - 1 часов

7

Соблюдение последовательности действий в туалете
«Обращение с одеждой и обувью» - 6 часа

8

Различение по сезонам предметов одежды
(предметов обуви, головных уборов).

9

Выбор одежды для прогулки в зависимости от
погодных условий.

10

Расстегивание (развязывание) липучки (молнии,
пуговицы, ремня, кнопки, шнурка).

11

Снятие предмета одежды (например, кофты).

12

Снятие обуви (например, ботинок).

13

Соблюдение последовательности действий при
одевании комплекта одежды
«Прием пищи» - 5 часов

14

Питье из кружки (стакана):

15

Наливание жидкости в кружку.

16

Еда руками.

17

Накладывание пищи в тарелку.

18

Использование салфетки во время приема пищи.
«Семья» - 2 часа

19

Различение социальных ролей членов семьи.

20

Представление о бытовой и досуговой деятельности
членов семьи.
IV четверть – 16 часов
«Представления о себе» - 2 часа

1

Сообщение сведений о себе.

2

Сообщение сведений о себе.
«Гигиена тела» - 4 часа

3

Соблюдение последовательности действий при
чистке зубов и полоскании полости рта.

4

Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании волос.

5

Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании ног.

6

Гигиена интимной зоны.
«Туалет» - 1 часа

7

Соблюдение последовательности действий в туалете.
«Обращение с одеждой и обувью» - 4 часа

8

Соблюдение последовательности действий при
одевании комплекта одежды

9

Соблюдение последовательности действий при
одевании комплекта одежды

10

Снятие предмета одежды (например, кофты).

11

Снятие обуви (например, ботинок).
«Прием пищи» - 4 часа

12

Питье из кружки (стакана):

13

Еда руками.

14

Накладывание пищи в тарелку.

15

Использование салфетки во время приема пищи.
«Семья» - 1 часа

16

Представление о бытовой деятельности членов
семьи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».