Коррекционно - развивающие занятия (В 2) 1 (доп) 1-5 класс

Приложение
к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
(протокол № 01 от «30» августа 2021 года)

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
от «31» августа 2021года

Рабочая программа
«Коррекционно-развивающие занятия»
1 (1 доп.) – 5 класс

г. Приморск
2021 год

Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих
нормативных документов:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в РФ».
 Федерального

государственного

образования

обучающихся

(интеллектуальными

образовательного
с

умственной

нарушениями).

стандарта
отсталостью

Утвержденного

приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 г. № 1599;
 Приказ министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002
№29/2065-п

«Об

утверждении

учебных

планов

специальных

(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся
воспитанников с отклонениями в развитии».
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08 2013 года №
1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности

по основным общеобразовательным

программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
 Устав, лицензия, календарный учебный график на 2021-2022 учебный
год.
 Санитарно-эпидемиологические

правила

и

нормативы

СанПиН

2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную

деятельность

по

адаптированным

основным

общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья" от 10 июля 2015 года № 26.
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28
декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня

учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования».
 Другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими
деятельность образовательного учреждения.
Современные требования общества к развитию личности детей,
имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно
реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего степень
тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические
особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной
дифференцированной

помощи

детям,

направленной

на

преодоление

трудностей овладения программными значениями, умениями и навыками, что
в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и
интеграции их в общество.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Дети с умеренной умственной отсталостью имеют конкретное
мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или
невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи.
Применение

средств

альтернативной

(невербальной)

коммуникации

позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием
навыкам элементарной коммуникации. Внимание обучающихся с трудом
привлекается,

отличается

неустойчивостью

и

кратковременностью.

Общемоторное развитие у всех детей нарушено. Имеются отклонения в
координации, точности и темпе движений.
Для данной категории обучающихся характерно выраженное нарушение и
(или) искажение процессов познавательной деятельности, прежде всего:
восприятия, мышления, внимания, памяти. Специфика эмоциональной сферы
определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с
неразвитостью

волевых

процессов,

дети

оказываются

не

способны

произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе
деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего
перечисленного,

трудности

в

обучении

вызываются

недоразвитием

мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью
и ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило,
носит кратковременный, неустойчивый характер.
Особые образовательные потребности школьников
К особым образовательным потребностям относятся:
1. обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в
процессе коррекционной работы;
2. научный,

практико-ориентированный,

действенный

характер

содержания образования;
3. доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе
образования;
4. систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний
и умений;
5. обеспечении особой пространственной и временной организации
общеобразовательной среды с учетом функционального состояния
центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов
обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями);
6. развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и
социальному взаимодействию со средой;
7. стимуляция познавательной активности, формирование позитивного
отношения к окружающему миру.
Исходя из особых образовательных потребностей данной категории
обучающихся, целью коррекционно-развивающих занятий будет являться

развитие и коррекция нарушений познавательной, сенсорной, личностномотивационной, эмоционально-волевой сфер.
Задачи:
1. Формирование и развитие предметно-практической деятельности;
2. Коррекция и развитие навыков произвольного внимания и восприятия;
3. Развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
4. Развитие пространственных представлений;
5. Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
6. Формирование временных представлений;
7. Развитие личностно-мотивационной сферы.
Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на предмет «Коррекционно-развивающие занятия» отводится 2 часа в неделю.
Содержание тематического планирования зависит от индивидуальных и
психофизических особенностей, обучающихся класса.
Основное содержание
 Предметно-практическая деятельность;
 Развитие восприятия;
 Развитие пространственных представлений;
 Развитие внимания, памяти и мышления;
Раздел «Предметно-практическая деятельность» включает в себя: развитие
умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно
выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога.
Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по
укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и
пальцев. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.

Раздел «Развитие восприятия» включает в себя:
кинестетическое и кинетическое восприятия предполагает формирование у
обучающихся ощущений от различных поз и движений своего тела или
отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища,
глаз) в пространстве;
восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов основной
задачей является пополнение и уточнение знаний обучающихся о сенсорных
эталонах.;
восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния,
барических

ощущений,

вкусовых

качеств»

способствует

познанию

окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов,
запахов;
развитие слухового восприятия через выделение, узнавание и различение
речевых и неречевых звуков окружающей среды;
Раздел «Восприятие пространства» включает в себя:
ориентировке в ограниченном пространстве (пространстве листа и на
поверхности парты), ориентировка в помещении, на собственном теле.
Раздел «Развитие внимания, памяти, мышления» включает в себя: развитие
произвольного и непроизвольного внимания; развитие наглядно-действенного
и

наглядно-действенного

мышления

через

предметно-практическую

деятельность; развитие и коррекция зрительной, слуховой, кратковременной и
долговременной памяти.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения
учебного материала).
2. Репродуктивные,
исследовательские,

объяснительно-иллюстративные,
проблемные

познавательной деятельности).

и

др.

(по

поисковые,

характеру

учебно-

3. Методы

стимулирования

учебно-познавательной

деятельности:

поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности,
обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом его
особенностей психофизического развития и особых образовательных
потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют

собой описание возможных

результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты:
1. Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе
общения и совместной деятельности;
2. Владение правилами поведения в учебной ситуации;
3. Владение навыком сотрудничества со взрослыми и детьми в разных
социальных ситуациях доступным способом.
Предметные результаты:
1. знание

сенсорных

эталонов,

временных

и

пространственных

представлений;
2. применение

и

использование

наглядно-действенного

мышления

в

предметно-практической деятельности.
3. узнавать предметы по заданным признакам;
4. сравнивать предметы по внешним признакам;
5. классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному
назначению;
6. составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным
признакам;
7. различать противоположно направленные действия и явления;
8. определять последовательность событий;

9. целенаправленно выполнять действия по инструкции
Материально-техническое обеспечение
Предметы, графические изображения, таблицы букв, карточки с
напечатанными

словами,

наборы

букв,

коммуникативных

таблиц

и

коммуникативные тетради. Игрушки. Набор посуды. Кукла. Мозаика. Пазлы.
Иуляжи «Овощи». Геометрические фигуры. Часы. Настольная игра «Лего».
Игра «Дартс». Игра «Кольцеброс». Материалы: бумага, пластилин, стека,
индивидуальная доска. Образцы материалов, различных по фактуре, вязкости,
температуре, плотности. Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить
(кольца, шары, бусины). Звучащие предметы для встряхивания.
Учебно-методический комплекс:
1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью; Под ред. Л. Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб: ЦДК проф.
Л.Б.Баряевой, 2011.- 480 с.
2. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации
по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. - М.: В.
Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007.
3. Е.А.Стребелева. Формирование мышления у детей с отклонениями в
развитии. Книга для педагога-дефектолога. Москва ВЛАДОС. 2005.
4. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с
отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.
5 Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи.- М., 2011.
6 Э.Я Удаловой и Л.А Метиевой «Развитие психомоторных и сенсорных
процессов» для учащихся 1-4 классов специального (коррекционного)
учреждения VIII вида, 2018
Перечень Интернет-ресурсов
и других электронных информационныхисточников
1. http://baby-scool.narod.ru/media/book/metod/progr.html

2. http://www.zavuch.info/
3. http://www.koob.ru/
4. http://kemdetki.ru/
5. puzkarapuz.ru
Календарно-тематическое планирование
1(1) дополнительный класс
№ п/п

1
2
3
4
5

6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22

Тема
Предметно-манипулятивные действия
Развитие координации движений кисти и
пальцев.
Развитие координации движений рук и глаз.
Шнуровка.
Развитие координации движений рук и глаз.
Шнуровка.
Дидактическая игра: «Разложи карандаши».
Развитие
координации
движений
рук.
Сминание материала (бумажные полотенца,
салфетки).
Размазывание материала (пластилин) руками
(по кругу).
Развитие восприятия, воображения
Классификация предметов по цвету, форме,
размеру, материалу.
Упражнение «Найди различие».
Классификация предметов по цвету, форме,
размеру, материалу.
Различение основных цветов.
Количественные понятия: много-мало.
Количественные понятия: поровну-одинаково.
Раскладывание 2-х предметов различных
цветов.
Раскладывание 2-х предметов различных
цветов.
Различение звуков окружающей среды (стук,
звон).
Различение звуков окружающей среды (стук,
звон).
Пространственное восприятие
Ориентировка на собственном теле.
Ориентировка на собственном теле.
Складывание разрезных картинок.
Ориентировка в помещении. Далеко-близко.
Упражнение «Собери дом».
Упражнение «Собери дом».

Кол-во
часов
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

Сроки

23

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40-41
42
43
44
45-46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

Ориентировка на листе бумаги «Повторяй за
мной».

1

Тактильно-двигательное восприятие.
Работа с мозаикой.
Выкладывание из мозаики геометрических
1
фигур.
Выкладывание из мозаики геометрических
1
фигур.
Упражнение «Собери по образцу: домик».
1
Упражнение «Собери по образцу: домик».
1
Узнавание предметов на ощупь. Упражнение
1
«Что спрятано?»
Выкладывание рядов из деталей мозаики.
1
Выкладывание рядов из деталей мозаики
1
Деятельность с разборными игрушками.
Складывание пирамиды из 5-ти колец.
1
Складывание пирамиды из 5-ти колец.
1
Собирание кубиков, различных по величине.
1
Складывание 2-х местных матрёшек по показу.
1
Складывание 2-х местных матрёшек по показу.
1
Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков.
Развитие мелкой моторики. Обводка фруктов,
1
овощей.
Развитие мелкой моторики. Обводка фруктов,
1
овощей.
Штриховка в разных направлениях.
1
Штриховка в разных направлениях.
1
Восприятие цвета, формы, величины.
Выбор по образцу и раскладыванию 2-х
2
предметов различных цветов.
Выбор предметов одного цвета из 3-х
1
предметов по словесной инструкции.
Выбор предметов одного цвета из 3-х
1
предметов по словесной инструкции.
Упражнение «Мячики».
1
Развитие внимания.
Упражнение «Сосчитай палочки».
2
Упражнение «Что изменилось?»
1
Игра « Посмотри в окно».
1
Игра « Посмотри в окно».
1
Развитие памяти.
Упражнение «Найди книгу».
1
Упражнение «Повторяй за мной».
1
Упражнение «Повторяй за мной».
1
Развитие моторики, графомоторных навыков.
Упражнение «Продолжи штриховку узора».
1
Упражнение «Продолжи штриховку узора».
1
Упражнение «Соедини по точкам».
1
Упражнение «Соедини по точкам».
1

57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

71-72
73

74
75
76
77-78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91

Упражнение «Дорисуй в каждой фигурке
нужный значок».
Упражнение «Дорисуй в каждой фигурке
нужный значок».
Сгибание и разгибание кисти в кулак
поочерёдно и одновременно.
Сгибание и разгибание кисти в кулак
поочерёдно и одновременно.
Сжимание ластика поочерёдно двумя руками.
Упражнение «Забавные дорожки».
Упражнение «Забавные дорожки».
Упражнение: «Обведи по точкам».
Упражнение: «Обведи по точкам».
Рисование бордюров, состоящих из отрезков.
Рисование бордюров, состоящих из отрезков.
Упражнение «Этот шарик непростой».
Кинестетическое восприятие.
Упражнение на формирование контроля и
самоконтроля за движениями: «Щенок».
Упражнение на снятие мышечного напряжения
«Сожми и разожми кулачки».
Восприятие формы, величины, цвета.
Упражнение « Собери кубики красного,
зелёного цвета».
Группировка предметов по форме.
Зрительное восприятие.

1

Упражнение «Улыбка».
Выкладывание плоскостных форм разного
цвета.
Выкладывание плоскостных форм разного
цвета.
Упражнение «Найди различия».
Деятельность с разборными игрушками.
Складывание пирамиды из 5-ти колец.
Складывание пирамиды из 5-ти колец.
Собирание кубиков, различных по цвету.
Собирание кубиков, различных по цвету.
«Мягкий конструктор».
«Мягкий конструктор».
Упражнение
с
матрёшками
«Собери
матрёшку».
Упражнение
с
матрёшками
«Собери
матрёшку».
Упражнение «Построй дом из кубиков».
Упражнение «Построй дом из кубиков».
Упражнение «Матрёшки перепутались».
Упражнение «Матрёшки перепутались».
Вкладывающиеся друг в друга стаканчики
разного цвета.

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2
1

1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

92

93
94
95
96
97
98
99

Вкладывающиеся друг в друга стаканчики
разного цвета.
Элементарное конструирование
Конструирование из брусочков по образцу.
Конструирование из брусочков по образцу.
Складывание геометрических фигур из счётных
палочек.
Складывание геометрических фигур из счётных
палочек.
Упражнение «Забор из карандашей».
Упражнение «Забор из карандашей».
Упражнение «Дострой дом».

1

1
1
1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п/п

Тема

Кол-во
часов

Предметно-манипулятивные действия
1
2-3
4
5
6

7

8
9-10
11
12-13
14-15
16
17-18
19-20

Развитие координации движений кисти и пальцев.
Игра «Наши пальчики».
Развитие координации движений рук и глаз.
Шнуровка. Наматывание шнура на карандаш.
Дидактическая игра «Поймай мяч».
Развитие координации движений рук. Сминание
материала (салфетки, бумажные полотенца).
Развитие координации движений рук. Разрывание
материала (бумага) двумя руками, направляя руки в
разные стороны.
Развитие зрительно-двигательной координации.
Размазывание материала (пластилин) руками (по
кругу, сверху вниз).
Развитие восприятия.
Классификация предметов. Цвет, форма, размер,
материал.
Нахождение отличительных и общих признаков на
наглядном материале (2-3 предметные картинки).
Различение наиболее распространённых цветов
(чёрный, белый, красный, жёлтый, зелёный).
Совокупность предметов. Упражнение «Найди
отличия».
Размещение мелких цветных предметов на цветные
квадраты. Упражнение «Подбери по цвету».
Количественные понятия: много-мало-поровнуодинаково.
Выбор по образцу и раскладывание 3-х предметов
различных цветов.
Различение звуков окружающей среды (стук, звон,
гудение) и музыкальных звуков.
Пространственное восприятие

1
2
1
1
1

1

1
2
1
2
2
1
2
2

Сроки

21
22-23
24
25-26
27
28
29

Складывание разрезных картинок, разрезанных по
вертикали.
Восприятие пространства. Ориентировка на
собственном теле.
Ориентировка в помещении. Понятия близко-далеко.
Движение в заданном направлении.
Ориентировка на плоскости. Упражнение «Собери
дом».
Пространственная ориентировка на листе бумаги.
Упражнение «Делай, как я».
Складывание разрезных картинок, разрезанных по
вертикали.
Сравнение пространственных понятий: выше-ниже,
вверху-внизу.

1
2
1
2
1
1
1

Тактильно-двигательное восприятие. Работа с мозаикой.
30-31
32-33
34
35
36
37

38

39
40
41
42-43

44
45-46
47-48

Выкладывание мозаики по образцу. Упражнение
«Дом».
Выкладывание из мозаики геометрических фигур:
круг, квадрат, треугольник.
Узнавание предметов на ощупь. Упражнение
«Волшебный мешочек».
Выкладывание прямых рядов из одноцветных деталей
мозаики.
Выкладывание мозаики по образцу «Букет».
Выкладывание мозаики с соблюдением цвета «Ёлочки
и грибочки».
Деятельность с разборными игрушками
Складывание 2-х местных матрёшек.

2
2
1
1
1
1

1

Собирание вкладных кубиков разных по величине.
1
Складывание пирамиды из 5-ти колец.
1
Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков
Развитие мелкой моторики. Штриховка в разных
1
направлениях.
Развитие мелкой моторики. Обводка геометрических
2
фигур.
Восприятие цвета, формы, величины
Восприятие цвета. Игра «Два карандаша».
1
Выбор предметов одного цвета из 3-х предметов по
2
образцу и словесной инструкции.
Выбор по образцу и раскладыванию 3-х предметов
2
различных цветов.

49

Развитие внимания
Развитие произвольного внимания. Упражнение
«Найди два одинаковых предмета».

1

50-51
52
53-54

Развитие устойчивости внимания. Игра «Назови по
порядку».
Формирование зрительного внимания. Упражнение
«Что пропало?»
Развитие внимания. Упражнение «Сосчитай кубики».

2
1

2
Развитие памяти
55
56-57

58-59

Развитие зрительной памяти. Упражнение «Найди
спрятанную игрушку».
Развитие вербальной памяти. Упражнение «Что
изменилось?».

1

Развитие зрительной памяти. Упражнение «Запомни и
покажи».

2

2

Развитие моторики, графомоторных навыков
60-61
62-63
64-65

66-67
68-69
70
71-72
73-74
75-76
77
78

79
80

Коррекция мелкой моторики рук. Упражнение
«Соедини по точкам».
Развитие графических навыков. Штриховка.

2

Развитие зрительно-моторной координации
движений рук. Рисование бордюров, состоящих из
отрезков прямых и ломаных линий.
Развитие умения вести руку по заданной траектории.
Упражнение «Тропинки-дорожки».
Сгибание и разгибание кисти в кулак поочерёдно и
одновременно.
Упражнение «Круговые движения кистями при
свободно согнутых пальцах».
Сжимание ластика разными пальцами.
Свободное постукивание пальцами по парте,
одновременно и поочерёдно.
Упражнение «Карандаш в руках катаю».
Развитие тонких координированных движений
пальцев рук. Упражнение «Обведи по точкам».
Развитие тонких координированных движений
пальцев рук. Упражнение «Обведи по точкам».
Кинестетическое восприятие
Упражнение на снятие мышечного напряжения
«Хлопай и качайся».
Упражнение на формирование контроля и
самоконтроля за движениями «Котёнок»(спит,
потягивается, умывается).
Восприятие формы, величины, цвета

2

2

2
2
1
2
2
2
1
1

1
1

81

Сопоставление предметов по цвету.

1

82

Группировка предметов по форме.

1

83-84

Определение предметов по словесной инструкции.
Упражнение «Угадай меня».
Зрительное восприятие
Выкладывание плоскостных форм разного цвета (не
более 3-х).
Фиксация взгляда на лицо человека. Упражнение
«Посмотри на меня и улыбнись».
Фиксация взгляда на неподвижном предмете,
расположенном напротив ребёнка. Упражнение
«Загадочный предмет».
Нахождение различий у двух сходных сюжетных
игрушек.
Деятельность с разборными игрушками

2

Собирание кубиков, различных по цвету.
Складывание пирамиды из 5-ти колец.
Упражнение с матрёшками «Прятки».
Упражнение с матрёшками «Собери матрёшку».
Дидактическая игра с куклой-неваляшкой «Что к чему
относится?»
Выполнение речевых инструкций. Дидактическая игра
«Башня».
Развитие мелкой моторики рук «Мягкий
конструктор».

2
2
1
1
1

85-86
87
88

89-90

91-92
93-94
95
96
97
98
99

2
1
1

2

1
1

Календарно-тематическое планирование 2 класс
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Развитие восприятия.
1
2
3
4
5
6
7

Выделение основных признаков предметов. Упражнение
«Овощи»
Классификация предметов. Цвет, форма, размер,
материал.
Классификация предметов по двум свойствам: цвет и
форма, размер и форма
Совокупность предметов.
Упражнения: «Найди предметы в песочнице»
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон,
гудение, жужжание)
Различение звуков окружающей среды (музыкальные
инструменты: колокольчик, дудочка)
Развитие воображения. Упражнения: «Куда полетела
бабочка?» «Куда поехала машина?»

1
1
1
1
1
1
1

Сроки

8
9
10
11

Различение наиболее распространённых цветов (черный,
красный, зеленый).
Развитие зрительного восприятия. Игра «Поставь
игрушку на своё место».
Развитие слухомоторной координации. Различение
звукоподражаний «АВ-АВ». «МЯУ-МЯУ».
Количественные понятия: много- мало.

1
1
1
1

Пространственные отношения
12
13
14
15
16
17
18
19
20

21
22
23
24

25
26
27

28
29
30
31
32

Сравнение пространственных понятий: выше - ниже.
Ориентировка на плоскости. Упражнение "Собери
бусинку"
Восприятие пространства. Ориентировка на собственном
теле.
Ориентация в пространстве. Игра «Покажи части тела»
Ориентация в пространстве. Движение в заданном
направлении в пространстве.
Ориентировка на плоскости. Упражнения: «Найди выход»
Ориентировка во времени. Понятия: раньше-позже.
Зрительное восприятие. Ориентировка на листе бумаги.
Зрительное восприятие. Расположение предметов на
листе бумаги.
Коррекция нарушений мелкой моторики и
графомоторных навыков.
Развитие мелкой моторики. Игры с мозаикой.
Развитие мелкой моторики. Рисование по опорным
точкам.
Восприятие цвета. Раскрашивание нарисованных
предметов.
Развитие мелкой моторики. "Овощи" (обводка, штриховка
в разных направлениях)
Развитие внимания
Формирование свойств произвольного внимания.
Геометрические фигуры (круг, квадрат)
Развитие произвольного внимания. Группировка по
форме из 2-4 предметов сходных форм.
Развитие устойчивости и концентрации внимания.
Выкладывание геометрических фигур из мозаики по
опорным точкам.
Развитие устойчивости внимания. Упражнение "Следи за
предметом"
Развитие устойчивости внимания. Игры: «Разложи
предметы по группам»
Развитие внимания. Упражнения: «Найди букву «А»
среди других букв и цифр»
Формирование зрительного внимания.
«Что пропало?»,
Развитие внимания. Упражнение: «Геометрические
фигуры: круг, квадрат».
Развитие памяти

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1

33
34
35
36
37
38

39
40
41
42

43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

57
59

Развитие зрительной памяти. Упражнения: «Найди
фигуры», «Точно такие».
Развитие зрительной и слуховой памяти. Упражнения:
«Найди образец»
Игры со словами и предметами. Упражнения " Покажи
картинки»
Развитие вербальной памяти. Упражнения: «Превращение
фигур»
Развитие зрительной памяти «Дорисуй по точкам»
Развитие словесно- логической памяти. Упражнения:
«Отхлопай ритм» «Узнай, какое у меня настроение»
Развитие аналитико-синтетической деятельности
Формирование процессов анализа и синтеза, нагляднодейственного мышления «Сложи картинку»
Развитие процессов сравнения и обобщения.
Манипуляция больших и маленьких предметов
Развитие моторики рук. Надевание колец на стержень.
Развитие практической деятельности. Занятия: «Рвём
бумагу и складываем в коробочку», «Смешай краски»,
«Мыльные пузыри».
Развитие зрительно-моторной координации. «Нарисуй по
точкам»
Линии прямые и кривые. Упражнения: «Дорожки"
Развитие моторики, графомоторных навыков
Упражнения на развитие крупной и мелкой моторики
Развитие графомоторных навыков. Соединение линий по
точкам.
Коррекция мелкой моторики и свободных движений руки
«Соедини по точкам»
Развитие согласованности движений на разные группы
мышц (по показу педагога)
Составление целого по его части. Упражнение "Составь
картинку"
Развитие процессов сравнения и обобщения. «Найди
похожую фигуру»
Развитие навыков каллиграфии. «Повторяй за мной!»
Развитие мыслительных операций (группировка и
классификация). Дид. игра «Разложи картинки»
Коррекция нарушений в развитии эмоциональноличностной сферы. "Покажи настроение"
Формирование умения видеть целостный образ предмета.
Восстановление последовательности событий
Выделение существенных и второстепенных признаков
объекта. Игры с предметами и рисунками. Упражнения:
«Четвѐртый лишний»
Развитие познавательных процессов и внимания
«Раскрась по образцу»
Выделение существенных и второстепенны х признаков
объекта. Игры с предметами и рисунками. Упражнения:
«Найди игрушку»

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

60
61
62

63

64

65

66

67
68

Установление причинно- следственных связей между
объектами. Упражнения: «Форма и предмет».
Развитие познавательных процессов и внимания
«Раскрась предметы круглой формы»
Развитие познавательных процессов и внимания
«Раскрась предметы квадратной формы»
Развитие личностно-мотивационной сферы
Различение эмоциональных ощущений. Формирование
адекватной эмоционально-двигательной реакции на
прикосновения человека.
Формирование адекватной эмоционально-двигательной
реакции на соприкосновение с материалами (дерево,
металл, пластмасса, бумага, вода и др.).
Формирование адекватной эмоционально-двигательной
реакции на соприкосновение с различными по
температуре предметами (холодный, теплый),
Развитие умения управлять и контролировать свое
поведение и поступки. Буду делать хорошо и не буду
плохо.
Восприятие формы, величины, цвета,
конструирование предметов
Сравнение и группировка предметов по форме, величине
и цвету
Различение «наложенных» изображений предметов (2-3
изображения).

1
1
1

1

1

1

1

1
1

Календарно-тематическое планирование 3 класс
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Развитие восприятия.
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Выделение основных признаков предметов. Игра «Кто
быстрее соберёт?»
Классификация предметов по двум свойствам: цвет и
форма, размер и форма
Классификация предметов. Цвет, форма, размер,
материал.
Совокупность предметов. Упражнения: «Назови одним
словом», «Найди отличия»
Нахождение отличительных и общих признаков на
наглядном материале (2 – 3-предметные картинки).
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон,
гудение, жужжание) и музыкальных звуков.
Развитие творческого воображения. Упражнения:
«Чудесный лес», «Составь силуэт»
Различение наиболее распространённых цветов (черный,
белый, красный, зеленый, желтый).
Развитие зрительного восприятия. Играем и все замечаем

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Сроки

10
11

Развитие слухомоторной координации. Определение на
слух места расположения источника звука
Количественные понятия: много- мало- поровнуодинаково.

1
1

Пространственные отношения
12
13
14
15

16
17
18
19
20

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

32
33

Сравнение пространственных понятий: вверху- внизувыше-ниже.
Ориентация в пространстве. Игра «Поможем Незнайке
найти друзей».
Восприятие пространства. Ориентировка на собственном
теле.
Ориентация в пространстве. Употребление слов,
обозначающих пространственное расположение
предметов
Ориентировка на плоскости. Упражнение "Собери
лестницу"
Ориентировка на плоскости. Упражнения: «Реши
головоломку», «Найди выход»
Ориентировка во времени. Понятия: раньше-позже.
Зрительное восприятие. Игры с рисунками
Зрительное восприятие. Упражнения: «Найди одинаковые
рисунки», «Найди ошибки»
Коррекция нарушений мелкой моторики и
графомоторных навыков.
Развитие мелкой моторики. "Овощи и фрукты"(обводка,
штриховка в разных направлениях)
Развитие мелкой моторики. Игры с мозаикой.
Восприятие цвета. Игра «Три карандаша»
Восприятие цвета. Семь цветов радуги
Развитие внимания
Формирование свойств произвольного внимания.
Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)
Развитие произвольного внимания. Упражнения:
«Прочитай-ка», «Найди два одинаковых предмета»
Развитие устойчивости и концентрации внимания.
Задания «Дорисуй», «Встань на место», «Сложи квадрат»
Развитие устойчивости внимания. Упражнение "Пишущая
машинка"
Развитие устойчивости внимания. Игры: «Логический
квадрат», «Назови по порядку»,
Развитие внимания. Упражнения: «Составь слова»,
«Отыщи числа»
Формирование зрительного внимания. Домашние
животные. Упражнения: «Кто лишний», Лабиринт»,
«Что пропало?»,
Развитие внимания. Упражнение: «Сосчитай по пути»
Развитие памяти
Развитие зрительной и слуховой памяти. Упражнения:
«Повтори и добавь», «Найди образец»

1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

34
35
36
37
38

39
40
41
42
43
44

45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
59

Развитие зрительной памяти. Упражнения: «Найди
фигуры», «Точно такие», «Заполни рисунок»
Развитие вербальной памяти. Упражнения: «Найди
слова», «Что изменилось?», «Превращение фигур»
Игры со словами и предметами. Упражнения "Запомни
слова, покажи картинки», «Кто самый внимательный»
Развитие зрительной памяти «Запомни и зарисуй»
Развитие словесно- логической памяти. Упражнения:
«Запомни пары слов», «Отхлопай ритм»
Развитие аналитико-синтетической деятельности
Линии прямые и кривые. Упражнения: «Нарисуй по
памяти», «Дорожки"
Развитие зрительно-моторной координации. «Восстанови
порядок», «Нарисуй по точкам»
Развитие моторики рук. «Рисуем узоры»
Развитие выразительности движений и речи «Покажи
стихи р
Развитие процессов сравнения и обобщения. «Угадай
форму»
Формирование процессов анализа и синтеза, нагляднодейственного мышления «Сложи картинку»
Развитие моторики, графомоторных навыков

1

Развитие согласованности движений на разные группы
мышц (по показу педагога)
Коррекция мелкой моторики и свободных движений руки
«Соедини по точкам»
Упражнения на развитие крупной и мелкой моторики
Развитие графомоторных навыков. Соединение линий по
точкам
Развитие познавательных процессов и внимания
«Раскрась по образцу»
Развитие процессов сравнения и обобщения. «Найди
похожую фигуру»
Развитие навыков каллиграфии. «Повторяй за мной!»
Развитие мыслительных операций (группировка и
классификация). Дид. игра «Разложи картинки»
Коррекция нарушений в развитии эмоциональноличностной сферы. "Покажи настроение"
Расширение представлений об окружающем мире. Мир
вокруг нас
Восстановление последовательности событий
Формирование умения видеть целостный образ предмета.
Фрукты и ягоды.
Составление целого по его части. Упражнение "Составь
картинку"
Выделение существенных и второстепенны х признаков
объекта. Игры с предметами и рисунками. Упражнения:
«Четвѐртый лишний», «Придумай различные названия
предмету», «Найди ошибки»

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

60

61
62

63
64
65
66

67
68

Установление причинно- следственных связей между
объектами. Упражнения: «Сравни два предмета», , «Какие
буквы спрятались?»
Родовые и видовые понятия. Дикие животные.
Развитие мыслительных процессов. Составление и
решение задач- иллюстраций.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Различение эмоциональных ощущений. Упражнение
«Мысли и настроение»
Знакомство с понятием "доброта". Этюд «Волшебная
чашка»
Приемы саморегуляции поведения. Я учусь владеть
собой
Развитие умения управлять и контролировать свое
поведение и поступки. Буду делать хорошо и не буду
плохо
Восприятие формы, величины, цвета,
конструирование предметов
Сравнение и группировка предметов по форме, величине
и цвету
Определение предмета по словесному описанию "Угадайка".

1

1
1

1
1
1
1

1
1
1

Календарно-тематическое планирование 4 класс
№
I

Тема
Предметно-практическая деятельность и развитие
мелкой моторики.

Часы
15

1
2
3

Работа с мозаикой.
Лепка по подражанию и по образцу предметов разных форм.
Предметная аппликация из природного материала, бумаги
(на выбор).
Работа с нитками и тканью. Наматывание ниток на
картонку, катушку, сматывание в клубок. Скручивание
нескольких толстых ниток в одну. Изготовление изделий из
толстых ниток.
Работа с бумагой , аппликация, рваная аппликация.
Сенсорное развитие
Раскладывание однородных предметов разных форм, цвета,
размера, на две группы. Сравнение предметов.
Развитие тактильно-зрительного восприятия.
Определение неречевых, музыкальных, речевых звуков и их
источника.
Обогащение вкусовых и обонятельных вкусовых ощущений.
Развитие барричеких и температурных ощущений.
Развитие восприятия
Познакомить ребенка с складыванием
разрезной
предметной картинки из 5-6 частей. (пазлы).
Выкладывание
и графическое изображение узоров с
соблюдением цвета, размера, формы.

3
3
3

4

5
II
1
2
3
4
5
III
1
2

3

3
10
2
2
2
2
2
16
2
2

Дата

3
4
5
6
7
8
IV
1
2
3

4
V
1
2

3

4
VI
1

2
3
4

5

Соотнесение предмета и его изображения. Нахождение
недостающей детали.
Соотнесение звуков с живым источником. Игра «Кто
говорит?», «Чем работают?»
Сравнение предметов «Найди такую же картинку».
Ориентировка на собственном теле.
Ориентировка ориентировке на плоскости.
Ориентировка в помещении.
Развитие памяти.
Развитие зрительной памяти. Игры: «Сделай так же!»
Развитие зрительной памяти. Игры: «Что изменилось?»,
Развитие слуховой памяти.
«Запомни и выполни»,

2

Развитие слуховой памяти.
«Раскрась по памяти».
Развитие внимания.
Развитие зрительного внимания.
«Лабиринты», корректурные пробы.
Развитие слухового внимания.
«Сделай так же по определенному звуковому сигналу»,
«Послушай внимательно».
Развитие произвольного внимания и переключения внимания
Игра «Найди два одинаковых предмета».
Игры на распределение внимания подобные «УХО-НОС».
Развитие произвольного внимания и переключения внимания
Упражнение «Выполни по образцу»
Развитие мышления
Складывание из счетных палочек (спичек и других
материалов) различных фигур по показу, образцу и
словесной инструкции: дерево, куст, елочка, кормушка,
лестница.(блоки Деньеша, палочки Кюизенера, кубики
Никитина)
Составление сериативных рядов
Конструирование предметов, узоров, фигур по образцу.
Развитие наглядно-действенного мышления. Решение
практических бытовых задач (достать предмет сверху, из
ящика, из-под дивана и т. д). Составление алгоритма из
картинок.
Развитие мышления: операций обобщения и классификации.

2

2
2
2
2
2
8
2
2
2

8
2
2

2

2
11
2

2
2
2

3

Календарно-тематическое планирование 5 класс
№
п/п
1
2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1516
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Тема
Предметно-манипулятивные действия
Развитие координации движений кисти и пальцев.
Выполнение подражательных действий со сменой вида
движения «Стучим - прячем»
Развитие координации движений рук и глаз. Шнуровка.
Наматывание шнура на палочку.
Восприятие цвета, формы величины.
Выбор по образцу инструкции: «Дай такой».
Группировка по цвету, по форме, величине.
«Подбери по цвету» размещение мелких цветных
предметов на цветные круги.
«Разложи ряд» чередование предметов через один по
форме, по величине, по цвету.
Выбор по образцу и раскладывание 10-15 предметов
различных цветов.
Выбор по образцу и группировка объемных предметов.
Выбор по образцу и группировка плоскостных форм.
Дидактическая игра «Геометрическое лото»
Дидактическая игра «Почтовый ящик»
Зрительное восприятие.
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза
(обследование предметов).
Дифференцированное зрительное восприятие двух
предметов.
Исключение предмета из нескольких однородных по
цвету, форме, величине.
Пространственное восприятие
Ориентировка в помещении. Понятия близко-далеко.
Движение в заданном направлении.
Складывание разрезных картинок, разрезанных по
вертикали, горизонтали, скошенной линии.
Пространственная ориентировка на листе бумаги.

Кол-во
часов
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

1
1
1

Тактильно-двигательное восприятие. Работа с мозаикой.
«Чудесный мешочек» Узнавание на ощупь хорошо
1
известного предмета.
«Выкладывание из мозаики чередующегося ряда» через
1
один элемент.
Выкладывание мозаики по показу узора с соблюдением
1
цвета и пространственных отношений.
Выкладывание мозаики по образцу «Дом с крышей и
1
трубой»
Выкладывание мозаики по образцу «Цветок на стебле".
1
Выкладывание из мозаики геометрических фигур
1
Деятельность с разборными игрушками.
Собирание вкладных кубиков разных по величине.
1
Складывание 3-х, 5-ти местных матрешек.
1
Складывание пирамиды из 8-10 колец.
1

Сроки

29
30
31
32
33
34

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

52

53
54

Слуховое восприятие
Дифференциация звуков шумовых и музыкальных
инструментов (погремушка, барабан, бубен, ложки)
Музыкальные инструменты и их называние.
Характеристика звуков по громкости
Узнай по звуку (погремушка, барабан, бубен, ложки).
Соотнесение музыкальных инструментов с картинкой.
Предметно-манипулятивные действия.
Выполнение сложных подражательных движений за
учителем по инструк­ции «Делай вместе».
Восприятие цвета, формы, величины.
Выбор по образцу и группировка предметов, окрашенные
в контрастные и в близкие по цвету.
Выбор предметов одного цвета из 8-12 предметов двух
сходных цветов по образцу и инструкции.
Выбор по образцу и раскладывание 10-15 предметов
различных цветов.
Сопоставление предметов по цвету.
Выбор по образцу предметов одной формы из 4-8
предметов двух сходных форм.
Выбор по образцу и группировка объемных предметов:
шар, куб, параллелепипед и т.д.
Выбор по образцу и группировка плоскостных фигур.
Зрительное восприятие.
Формирование произвольности зрительного восприятия и
развитие зрительной памяти.
Игра «Что изменилось», «Что убрали».
Пространственное восприятие.
Ориентировка в поле листа (выделение всех углов).
Расположение плоскостных предметов.
Работа с рисунками: «Нарисуй в центре - круг, слева квадрат, выше круга - треугольник и т.д.»
Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Складывание разрезных картинок, разрезанных по
вертикали, горизонтали, скошенной линии.
Ориентировка на листе бумаги. Игра «Делай, что я
говорю»
Выполнение упражнений на усвоение пространственных
отношений (на, над, под, за и т.д.)
Расположении предметов на картине: "Что нарисовано в
середине, вверху, внизу и т.д.»
Складывание разрезных картинок, разрезанных по
вертикали, горизонтали, скошенной линии.
Предметно-манипулятивные действия
Выполнение по подражанию упражнений для пальцев
рук.
Восприятие цвета, формы, величины.
Группировка предметов разной величины, цвета и формы
согласно заданию и образцу.
Сравнение предметов по величине.

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

55

56
57

58
59
60
61
62
63
64

Подбор и группировка одинаковые по величине
предметов.
Зрительное восприятие.
Нахождение различий у двух сходных сюжетных
игрушек.
Подбор и выкладывание плоскостных форм разного цвета
и величины (не более 4-5)
Пространственное восприятие.
Нахождение предметов по заданным признакам.
Ориентировка в помещении по инструкции педагога.
Движение в заданном направлении
Ориентировка на листе бумаги
Тактильно-двигательное восприятие.
Узнавание предметов на ощупь «Чудесный мешочек»
Работа с мозаикой.
«Чередующиеся ряды» из деталей двух цветов через два
элемента.
Выкладывание по показу, по образцу узоров с
соблюдением цвета.
Выкладывание по показу, по образцу узоров из мозаики
«Елочка и грибок»
Деятельность с разборными игрушками

1

1
1

1
1
1
1
1
1
1

65

Собирание вкладных кубиков разных по величине.

1

66

Складывание 3-х, 5-ти местных матрешек.

1

67

Складывание пирамиды из 8-10 колец.

1

Элементарное конструирование
68

Складывание фигур из счетных палочек по показу,
образцу и словесной инструкции

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».