Природоведение 6 класс

Приложение
к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС ОУО
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
(протокол № 01 от «30» августа 2021 года)

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
от «31» августа 2021года

Рабочая программа
по учебному предмету
«Природоведение»
6 класс

г. Приморск
2021 год

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» для учащихся 6 класса составлена на основе следующих нормативных
документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 июля
2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»);


Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;



Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования";



Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.368521 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
от 28.01.2021 N 2;



Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от
20.08.2021 г. № 19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году;



Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;



Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;



Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.

Изучение природоведения в 6 классе имеет своей целью освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к
изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в
повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;

формирование элементарных представлений о взаимосвязи между живой и неживой природой;

формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении, городах и др.;

формирование предметных и общеучебных умений и навыков;

воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с
основными направлениями природоохранительной работы;

формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание
комнатных растений и культурных растений);

формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила
здорового образа жизни.

развитие положительных качеств и свойств личности.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная,
групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов:

методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);

методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;

методов исследования (наблюдение, анкетирование).
Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 класса, относится к образовательной области «Естествознание». На курс отведено 2
часа в неделю, всего 68 часов в год:
1 чет. - 16 ч., 2 чет. - 14ч., 3 чет. - 22 ч., 4 чет. - 16 ч.
2. Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Природоведение» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для
обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план
обеспечение:
-полисенсорности восприятия объектов;

-практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания,
по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
-накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации:
устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной
деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;
-закрепления представлений, постоянного обращения к уже изученному, систематизации знаний и накопления опыта взаимодействия
с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
-постепенного усложнения содержания предмета: расширения характеристик предмета познания, преемственности изучаемых тем.
В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развиваются и корригируются наблюдательность, память,
воображение, речь, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи и зависимости).
Программа по природоведению в 6 классе включает следующие разделы:
1.
2.
3.
4.

Введение.
Растительный мир Земли.
Животный мир Земли.
Человек.

3. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет
«Природоведение» входит в образовательную область «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по предмету «Природоведение» в 6 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 68 часов в год, т.е. 2
часа в неделю (34 учебных недели).

4. Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися рабочей программы предполагает достижения двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «Природоведение» для учащихся 5 класса включают
индивидуальные личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
На уроках природоведения будут формироваться следующие личностные результаты:
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками разных социальных ситуациях;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
-формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета
«Природоведение», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности
их применения в практической деятельности и должны отражать:
-формирование интереса к изучению природоведения;
-коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
-овладение нормами экологического поведения в природной среде с сохранением собственного здоровья.

5. Содержание учебного предмета «Природоведение» в 6 классе
«Введение» (1ч)
Что такое природоведение? Знакомство с учебником, рабочей тетрадью. Живая природа: растения, животные, человек.

Раздел 1. Растительный мир Земли (17ч)
Разнообразие растительного мира, где в природе встречаются растения, какую пользу получает человек от растений. Среда обитания
растений, растения сада, огорода, водоемов. Строение растений, части растения: корень, стебель, лист, цветок. Деревья кустарники, травы,
чем отличаются травы от кустарников, однолетние и многолетние растения. Лиственные деревья: дикорастущие, культурные, листопад.
Хвойные деревья, еловый лес, сосновый бор, тайга. Дикорастущие кустарники: орешник, дикорастущая малина, боярышник. Культурные
кустарники: сирень, чубушник (жасмин), садовая малина, крыжовник, смородина, ежевика. Травы: дикорастущие (подорожник, ромашка),
культурные (укроп, петрушка). Декоративные растения: розы, пионы, астры, флоксы, гвоздики, сирень, жасмин. Лекарственные растения:
ромашка, шиповник, малина, календула. Комнатные растения: герань, бегония, фиалка, традесканция. Уход за комнатными растениями:
поливать, рыхлить почву в горшке, мыть и протирать листья растений. Растительный мир разных районов Земли: климат холодный,
умеренный, жаркий. Растения нашей страны. Растения своей местности: дикорастущие и культурные. Красная книга России и своей области
(края): охрана растений, заповедники.
Практические работы
- Зарисовка деревьев, кустарников, трав.

- Выделение составных частей растений.
- Изготовление гербариев.
-Сезонные наблюдения за растениями.
-Зарисовка растений в разные времена года.
- Заполнение таблиц, игры на классификацию растений по месту произрастания.
- Уход за комнатными растениями.
- Составление букетов из сухоцветов.
- Сбор лекарственных растений, запись в тетрадь правил их использования.
Экскурсии.
Экскурсии в парк, сквер, сад, лес, поле, огород.
Межпредметные связи.
Мир природы и человека, русский язык, математика, основы социальной жизни, ручной труд, изобразительная деятельность.

Раздел 2. Животный мир Земли (34ч)
Разнообразие животного мира, различие животных по размеру, месту обитания, способом передвижения, питания. Среда обитания
животных. Животные суши, водоёмов и воздуха. Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Насекомые: части тела насекомого, роль насекомого в природе. Бабочки, стрекозы, жуки: строение тела, питание, какую пользу и вред
приносят. Кузнечики, муравьи, пчелы: общественные насекомые, жизни и обитание в муравейнике. Рыбы: строение тела рыбы, как человек
использует рыбу, чем отличаются морские рыбы от речных. Морские и речные рыбы: среда обитания, как появляются на свет в реке, а живут
в море, хищные рыбы, охрана рыб. Земноводные: лягушки, жабы: среда обитания, охота лягушек на насекомых, чем жаба отличается от
лягушки, почему лягушек и жаб называют земноводными. Пресмыкающиеся змеи, ящерицы, крокодилы: среда обитания, строение тела, чем
пресмыкающиеся отличаются от земноводных. Птицы: среда обитания, строение тела, чем питаются, каких птиц называют перелетными,
какую пользу приносят. Ласточки, скворцы, снегири, орлы: внешний вид, среда обитания, чем питаются, где строят гнезда. Лебеди, журавли,
чайки: внешний вид, среда обитания, чем питаются, где строят гнезда. Птицы своего края: какие птицы живут в вашей местности, где живут,
строят гнезда. Охрана птиц. Млекопитающие: среда обитания, внешний вид, питание. Млекопитающие суши: среда обитания, образ жизни
животных. Млекопитающие морей и океанов:среда обитания, образ жизни животных. Домашние животные в городе и в деревне: каких
животных называют домашние, животноводство. Сельскохозяйственные животные: лошади. Сельскохозяйственные животные: коровы.
Сельскохозяйственные животные: козы, овцы, свиньи. Внешний вид, чем питаются летом и зимой, содержание, польза человеку. Домашние
птицы: куры, утки, индюки. В чем сходство по внешнему виду курицы и утки, чем отличаются, чем питаются, какую пользу приносят. Уход
за животными в живом уголке или дома: как ухаживать и содержать животных. Аквариумные рыбки: чем декоративные рыбки отличаются от
остальных рыб, уход. Канарейки, попугаи: внешний вид, уход. Морские свинки, хомяки, черепахи: образ жизни, ход. Домашние кошки:
породы кошек, уход. Собаки: породы собак, уход. Животные холодных районов Земли. Животные умеренного пояса. Животные жарких
районов Земли. Особенности образа жизни, питания животных. Животный мир нашей страны. Охрана животных. Заповедники. Красная книга
России. Животные вашей местности. Красная книга области (края).

Практические работы.
-Зарисовка животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.
- Упражнения в классификации животных (таблицы, игры).
- Изготовление кормушек, скворечников.
- Сезонные наблюдения за животными.
- Составление правил ухода за домашними животными.
- Составление рассказов о домашних животных.
Экскурсии.
Экскурсии в зоопарк, парк, живой уголок, на животноводческую, птицеводческую ферму или звероферму.
Межпредметные связи.
Мир природы и человека, русский язык, математика, ручной труд, изобразительная деятельность, географии.

Раздел 3. Человек (13ч)
Как устроен наш организм, строение человека, внутренние органы. Как работает наш организм, какие имеются органы и системы
органов. Здоровый образ жизни человека, правила здорового образа жизни. Осанка, соблюдение правил осанки. Органы чувств: зрение, слух,
обоняние, осязание, вкус. Правила гигиены и охрана органов чувств. Здоровое питание: белки, жиры, углеводы, витамины, режим питания.
Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. Оказание первой медицинской помощи: при царапинах, ушибах, ожогах. Профилактика
простудных заболеваний: закаливание, переохлаждение, признаки простуды. Специализации врачей: врач – педиатр, терапевт, окулист,
стоматолог, медицинская сестра. Медицинские учреждения вашего города: поликлиника, больница, диспансер. Телефон экстренной помощи:
куда позвонить и вызвать врача, как объяснить, что беспокоит.
Обобщающий урок. Неживая природа.
Как называется планета, на которой мы живем? Что такое природа, какая бывает природа? Как солнце влияет на жизнь на Земле? Как
называются оболочки Земли? Какой газ нужен людям и животным для дыхания? Что такое почва? Для чего нужны полезные ископаемые? Что
такое глобус? В каких состояниях встречается вода в природе? Свойства воды. Какие водоемы называют искусственными, а какие –
естественными? Какие меры принимает человек для охраны воды? Что относится к неживой природе? Как растения, животные и человек
связаны с неживой природой.

Обобщающий урок. Живая природа (3 ч).
Что относится к живой природе? Где в природе встречаются растения? Растения, которые помогают бороться с болезнями. В какие
группы можно объединить деревья? Растения сада и огорода. Какие растения занесены в Красную книгу? Где обитают животные? На какие
группы делятся все животные? Какую роль играют насекомые в природе? Каких рыб называют морскими, а каких – пресноводными? Чем
рыбы отличаются от других животных? Чем отличаются птицы от других животных? Почему животных называют млекопитающими? Каких
животных называют дикими, а каких – домашними? Почему некоторых животных занесли в Красную книгу? Как устроен организм человека?
Из каких частей состоит наше тело? Главные правила здорового образа жизни. Что нужно делать если человек заболел? Экскурсия в
медицинский кабинет школы.

Практические работы.
- Показ частей тела и важнейших органов на таблицах, муляжах, торсе человека.
- Составление схем, зарисовка по контору частей тела и важнейших органов, работа на магнитной доске.
- С помощью различных органов чувств определение качеств и свойств различных предметов.
- Физические упражнения, направленные на поддержание правильной осанки.
- Составление и запись в тетрадь правил личной гигиены.
- Составление распорядка дня.
- Упражнение в оказании первой доврачебной помощи (обработка ссадин и мелких ран – порезов, наложение пластыря). Подсчет
частоты пульса, измерение температуры тела.
- Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка).

Экскурсии.
Экскурсия в медицинский кабинет, поликлинику, аптеку.

Межпредметные связи.
Физическая культура, основы социальной жизни, изобразительная деятельность.

Тематический план предмета «Природоведение» для 6 класса
№ п/п
1
2
3
4
5
Итого

Наименование разделов и тем
Введение
Растительный мир Земли
Животный мир Земли
Человек
Обобщающий урок

Кол-во часов
1
17
34
13
3
68

7. Описание методического и технического обеспечения образовательной деятельности
Список учебно-методической литературы:
Сборник Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 -9 классы под редакцией В.В. Воронковой.
- Москва, «Просвещение», 2010 год переиздание 2014 г.
Т.М. Лифанова Е.Н. Соломина Природоведение 6 класс учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2016
Дополнительная литература для учителя и обучающихся.

Энциклопедия «Я познаю мир» Животные. АСТ-ПРЕСС
Г.В. Семкин Атлас «Страна, в которой я живу». М. РОСМЭН 2006
«Большая энциклопедия животного мира». М. РОСМЭН 2006
«500 удивительных фактов. Животные». М. РОСМЭН 2005
Юный натуралист. «Наблюдаем насекомых». Рут Томсон Маргарет Стефенс М.АСТ-ПРЕСС.1997
Юный натуралист. «Мир ручьев, прудов и рек». Маргарет Стефенс М. АСТ-ПРСС 1997
Твоя копилка знаний. Окружающий мир. М.РИК Русанова.
Золотой фонд Энциклопедия. Биология. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003
Золотой фонд. Энциклопедия. Естествознание. Составитель В.Д. Шолле. Научное издательство « Большая Российская
энциклопедия». М. 2003
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Интернет-ресурсы и ЦОР
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

ЦОР к учебнику Т.С. Суханова В.И. Строганов
Естествознание 5 класс. 2е издание М. «Вентана-Граф»2006
Т.С. Суханова В.И. Строганов Естествознание 5 класс Издательский центр «Вентана-Граф»
В.М. Константинов и др. Биология Животные 7 класс 2е издание М. «Вентана-Граф»2005
В.М. Константинов В.Г. Бабенко В.С. Кучменко Биология Животные. 7 класс. Издательский центр «Вентана-Граф»
Н.И.Сонин Биология. Живой организм 6 класс 2е издание М, «Дрофа» 2008
Н.И. Сонин М.Н Сапин Биология Человек.8 класс. 10е издание М. «Дрофа» 2008.
И.Н. Пономарева О.А. Корнилова Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс. Издательский центр «Вентана-Граф»
Виртуальный живой уголок. ООО «Физикон» 2008 6-11 Кл.
Н.И. Сонин В.Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. 11 издание М. «Дрофа» 2008.
И.Н. Пономарева О.А. Корнилова Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс 2е издание «Вентана-Граф» 2005.
А.А. Плешков. Н.И. Сонин. Природоведение 5 класс. 2е издание М. «Дрофа» 2007.

Средства обучения: технические и электронные средства обучения:
1.
2.
3.
4.

Автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением.
Мультимедиа проектор; экран.
Презентации по темам.
Магнитная классная доска.

Календарно-тематическое планирование
I четверть (16 часов по программе) – 1 час
Блок

Раздел

I.

Введение.
Общее
знакомство с
природой.

№
урока

1

Дата

Тема урока

Колво
часо
в

Живая природа: растения,
животные, человек.

1

Словарь

Практическая
работа

ЗУН

Знать понятия: живая и
неживая природа, живые
и неживые тела.

II.

Растительный
мир.

2

3

Разнообразие
растительного мира на
нашей планете.

1

Среда обитания растений.

1

Дикорастущие
растения.

Знать отличительные
признаки дикорастущих и
культурных растений.

Культурные
растения.
Хвойный лес.

Называние разных сред
обитания растений и
растений,
произрастающих в них.

Луг.
Поле.
4

Строение растений.

1

Корень.
Стебель.
Цветковые
растения.

5

6

Дикорастущие и
культурные растения:
деревья, кустарники,
травы.

1

Лиственные деревья.

1

Деревья.
Кустарники.
Травы.
Листопад.

Тест по теме
«Строение
цветковых
растений».

Узнавание частей
растения на комнатных
растениях и в природе.

Уметь отнести растения к
определённым группам.
Называние конкретных
деревьев, кустарников,
трав.
Узнавание лиственных
растений на
иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов.

7

Хвойные деревья.

1

Тайга.

8

Дикорастущие
кустарники.

1

Узнавать и называть
дикорастущие
кустарники. Знать
отличительные признаки
дикорастущих
кустарников.

9

Культурные кустарники.

1

Узнавать и называть
культурные кустарники.
Знать отличительные
признаки культурных
кустарников.

10

Травы.

1

Уметь различать и
называть дикорастущие и
культурные травы,
относить изученные
растения к различным
группам (травы
дикорастущие и
культурные).

11

Декоративные растения.

1

Клумба.
Теплица.

Знать признаки хвойных
растений, отнесение
растений к хвойным на
основании основных
признаков.

Узнавание декоративных
растений на
иллюстрациях и

фотографиях, называние
изученных объектов.
12

Лекарственные растения.

1

Знать примеры
лекарственных растений
и их применение в жизни
Человека.

13

Комнатные растения.
Уход за комнатными
растениями.

1

Узнавать и называть
комнатные растения,
относить изученные
растения к комнатным на
основании сходных
признаков, осуществлять
деятельность по уходу за
комнатными растениями.

14

Растительный мир разных
районов Земли.

1

Растения нашей страны.

1

15

Саванны.

Узнавание растений
разных районов Земли (холодных районов, с
умеренным климатом,
жарких районов) на
иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов.

Пустыни.

Тундра.
Степь.

Контрольная
работа по итогам
пройденного
материала за I
четверть.

Повторение и обобщение
изученного о растениях,,
произрастающих в своей
местности, отнесение
растений своей местности
к различным
классификациям (деревья,
кустарники, травы;
дикорастущие,

культурные;
декоративные).
16

Растения нашей
местности: дикорастущие
и культурные.

1

Знать и уметь различать
растения нашей
местности (леса,
лесостепи, степи).

II четверть (14 часов по программе) – 1 час
Блок

Раздел

№
урока

II.

Растительны
й мир.

17

III.

Животный
мир.

18

Дата

Тема урока

Колво
часо
в

Словарь

Красная книга России и
вашей области (края).

1

Заповедники.

Называние растений,
включенных в
Красную книгу
России. Знать и
соблюдать правила
безопасного
поведения в природе,
выполнять доступные
возрасту
природоохранительны
е
действия.

Разнообразие животного
мира.

1

Всеядные
животные.

Называние
представителей
животного мира,
выделение признаков
животных. Отнесение
животных к разным
группам в зависимости
от классификации
(размер, способ
передвижения, питание,
места обитания,
выведение потомства).

Зоология.

Практическая
работа

ЗУН

19

Среда обитания
животных. Животные
суши и водоемов.

1

Узнавание животных
суши, водоемов и птиц
на иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов,
отнесение животных к
разным группам
(животные суши,
водоемов, птицы).

20

Животные: насекомые,
рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие.

1

Знать отличительные
признаки классов
животных. Уметь
привести примеры
животных, относящихся
к классам насекомых,
рыб, земноводных,
пресмыкающихся, птиц,
млекопитающихся.

21

Насекомые.

1

Узнавание и называние
насекомых Иметь
представление о
значении насекомых в
природе.

22

Бабочки, стрекозы, жуки.

1

Знать представителей
насекомых (жуки,
бабочки, стрекозы)в
натуральном виде,
естественных условиях,
картинах; Иметь
представление о
взаимосвязях между
изученными объектами

и их местом в
окружающем мире
23

Кузнечики, муравьи,
пчелы.

1

Муравейник.
Пчеловодство.
Пасека.

Тест по теме
«Насекомые».

Знать отличительные
признаки кузнечиков,
муравьев и пчел.
Знать и соблюдать
правила безопасного
поведения в природе.

24

Рыбы.

1

Пресноводные
рыбы.

Узнавание и называние
рыб, выделение
отличительных
признаков рыб, наличие
представлений о
взаимосвязях между
изученными объектами
(рыбами) и их местом в
окружающем мире.

25

Морские и речные рыбы.

1

Планктон.

Уметь отнесить рыб к
различным группам с
учетом различных
оснований для
классификации
(пресноводные,
морские, хищные).
Знать представителей
морской рыбы в нашей
стране.

Промысловые
рыбы.
Траулеры.

26

Земноводные. Лягушки и
жабы.

1

27

Пресмыкающиеся: змеи,
ящерицы, крокодилы.

1

Узнавание земноводных
- лягушек и жаб - на
иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов,
отнесение лягушек и
жаб к изученной группе
животных,
представление о
значении жаб и лягушек
в природе.

Питоны.

Выделение
существенных
признаков
пресмыкающихся,
выделение
существенных
признаков змей, ящериц,
крокодилов; наличие
представлений о
взаимосвязях между
изученными объектами
и их местом в
окружающем мире.

28

Птицы.

1

Оседлые птицы.

Узнавание и называние
птиц (ворона, синица,

Перелетные
птицы.

29

Ласточки, скворцы,
снегири, орлы.

30

Лебеди, журавли, чайки.

воробей, голубь, утка).
Знать отличительные
признаки
представителей оседлых
и перелетных птиц.
Узнавание птиц:
ласточек, скворцов,
снегирей, орлов на
иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов.
Отнесение изученных
птиц к перелетным или
зимующим.

1

1

Контрольная работа
по итогам
пройденного
материала за II
четверть.

Знать и уметь называть
птиц(лебеди, журавли,
чайки). Выделение
отличительных
признаков птиц, наличие
представлений о
взаимосвязях между
внешним видом и
образом жизни птиц и
их средой обитания.

III четверть (22 часа по программе)
Блок

Раздел

№ урока

Дата

Тема урока

Кол-во
часов

31

Птицы вашего края.
Охрана птиц.

1

32

Млекопитающие.

1

Словарь

Практическая
работа

ЗУН

Называние птиц,
обитающих в своей
местности, отнесение
птиц, обитающих в
своей местности, к
различным группам с
учетом различных
оснований для
классификации
(перелетные -зимующие,
водоплавающие), Знание
и соблюдение правил
безопасного поведения в
природе.
Хищники.
Травоядные
животные.

Знать отличительные
признаки
млекопитающих. Уметь
узнавать
млекопитающих на
иллюстрациях и
фотографиях, называть
изученные объекты.
Иметь представление о
значении
млекопитающих в
природе и жизни
человека.

33

Млекопитающие суши.

1

Знать представителей
млекопитающих суши
(лесов, степей, пустынь)
.

34

Млекопитающие морей
и океанов.

1

Ласты.

Знать представителей
млекопитающих морей и
океанов.

35

Домашние животные в
городе и в деревне.

1

Сельская
местность.

Узнавание домашних
животных на
иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов.
Отнесение домашних
животных к разным
группам (птицы,
млекопитающие).
Представление о
значении домашних
животных в жизни
человека.

Животноводство.

36

Сельскохозяйственные
животные: лошади.

1

Жеребенок.

37

Сельскохозяйственные
животные: коровы.

1

Теленок.
Коровник.

Узнавание лошадей на
иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов.
Знать какую пользу
приносят лошади
человеку.
Знать какую пользу
приносят коровы
человеку. Знать

продукты питания,
получаемые их молока.
38

Сельскохозяйственные
животные: свиньи, козы,
овцы.

1

39

Домашние птицы: куры,
утки, индюки.

1

Селезень.

Узнавание и называние
домашних птиц (кур,
уток, индюков) на
иллюстрациях и
фотографиях, выделение
существенных
признаков изученных
животных.

40

Уход за животными в
живом уголке или дома.

1

Живой уголок.

Знать представителей
животных «живого
уголка». Познакомиться
с правилами выполнения
несложных действий по
уходу за «живым
уголком» под
руководством учителя.
Иметь представление о
значении «живого
уголка».

Аквариумные рыбки.

1

41

Узнавание и называние
коз, овец, баранов,
свиней на иллюстрациях
и фотографиях. Иметь
представление о
значении коз, овец,
баранов, свиней.

Ветеринар.

Аквариум.

Узнавание и называние
аквариумных рыбок
(гуппи, золотые

рыбки)..Знать правил
ухода и содержания
аквариумных рыбок.
42

Попугаи, канарейки.

1

Знать представителей
певчих и декоративных
птиц. Познакомиться с
правила ухода и их
содержанием за певчими
и декоративными
птицами.

43

Морские свинки,
хомяки, черепахи.

1

Узнавание морских
свинок, хомячков,
черепах на
иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов.
Знакомство с правилами
выполнения несложных
действий по уходу за
морскими свинками,
хомячками, черепахами.

44

Домашние кошки.

1

Знать отличительные
признаки кошек,
относящихся к
определенным группам
(млекопитающие,
домашние животные,
длинношерстные,
короткошерстные) Знать
правила ухода за

кошками и их
содержания.
45

Собаки.

1

46

Животные холодных
районов земли.

1

47

Животные умеренного
пояса.

1

Тест по теме
«Уход за
животными в
живом уголке
или дома».

Птичьи базары.

Знать отличительные
признаки собак,
относящихся к
определенным группам
(млекопитающие,
домашние животные,
служебные, охотничьи,
декоративные). Знать
правила ухода за
собаками и их
содержания.
Узнавание животных
холодных районов
Земли (белые медведи,
тюлени, моржи,
северные олени, песцы,
пингвины) на
иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов,
отнесение животных
холодных районов
Земли к разным группам
животных:
млекопитающие, птицы.
Узнавание животных
умеренного пояса Земли
на иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов,

отнесение животных
умеренных районов
Земли к разным группам
животных:

млекопитающие, птицы.
48

Животные жарких
районов Земли.

1

Узнавание животных
жаркого пояса Земли на
иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов,
отнесение животных
жарких районов Земли к
разным группам
животных:
млекопитающие, птицы.

49

Животный мир нашей
страны.

1

Знать и называть
животных различных
районов нашей страны
(тундры, лесов, степей,
пустынь, гор).

50

Охрана животных.
Заповедники. Заказники.

1

Красная книга России.

Заказники.

Знать животных,
включенных в Красную
книгу России. Знать и
соблюдать правила
безопасного поведения в
природе.

51

V.

Человек.
52

Животные вашей
местности. Красная
книга области (края) (на
примере Московской
области).

1

Как устроен наш
организм.

1

Контрольная
работа по
итогам
пройденного
материала за
III четверть.

Анатомия.

Называть животных,
обитающих в своей
местности. Уметь
относить животных
своей местности к
различным
классификациям
(млекопитающие,
птицы, рыбы; хищные,
травоядные).Знать
животных своей
местности, занесенных в
Красную книгу РФ.э
Уметь называть и
показывать части тела и
органов человека
(сердце, легкие,
желудок, кишечник,
печень, почки, органы
чувств).

IV четверть (16 часов по программе)
Блок

Раздел

№
урока
53

V.

Человек.

Дата

Тема урока

Кол-во
часов

Словарь

Практическая
работа

ЗУН

Как работает наш
организм.

1

Иметь
представление о
взаимосвязях
между органами
организма
человека, знание
названий систем
органов.

54

Здоровый образ жизни
человека.

1

Знать и соблюдать
правила здорового
образа жизни,
понимать его
значения в жизни
человека.

55

Осанка.

1

Иметь
представление о
влиянии осанки на
здоровье человека.
Знать и соблюдать
правила здорового
образа жизни,
проводить действий
по соблюдению
санитарногигиенических
норм.

56

Органы чувств.

1

Узнавать и
называть изученные
органы (глаза, уши,
нос, кожа, язык),
показывать их на
рисунках, схемах,
макетах.

57

Правила гигиены и
охрана органов чувств.

1

Научиться
соблюдать режим
дня, знать правила
личной гигиены и
здорового образа
жизни, понимать их
значения в жизни
человека.

58

Здоровое питание.

1

Углеводы.
Белки.
Жиры.
Витамины.

59

Дыхание. Органы
дыхания. Правила
гигиены.

1

Легкие.
Трахея.
Бронхи.
Носовая полость.

Узнавать и
называть продукты
животного и
растительного
происхождения,
выделять их
признаки, относить
продукты к
соответствующим
группам.
Узнавать и
называть изученные
органы (нос, легкие,
трахея, бронхи),
показывать их на

рисунках, схемах,
макетах.
60

Оказание первой
медицинской помощи.

Знать и соблюдать
правила
безопасного
поведения.

1

Выполнять
доступные возрасту
меры первой
доврачебной
помощи.
61

Профилактика
простудных
заболеваний.

1

Иммунитет.

Тест по теме
«Правила гигиены и
здоровое питание».

Знать и соблюдать
правила поведения
при простудных
заболеваниях, знать
и соблюдать
правила
профилактики
простудных
Заболеваний.

62

Специализация врачей.

1

Пациент.
Врач-педиатр.
Терапевт.
Лор.
Окулист.
Стоматолог.

Называть
специализацию
врачей (педиатр,
терапевт, лор,
окулист,
стоматолог),
соотносить
заболевания

внутренних органов
и
специализацию
врача
63

Медицинские
учреждения вашего
города. Телефон
экстренной помощи.

1

Аптека.
Поликлиника.
Больница.
Диспансер.

Знать медицинские
учреждения своего
города, знать
правила поведения
в медицинских
учреждениях.

Бюллетень.
64

Обобщающий урок.
Неживая природа.

1

Знать и называть
изученные объекты
на иллюстрациях,
фотографиях. Уметь
определить
изученные объекты
неживой природы,
(вода, воздух,
полезные
ископаемые, почва);
называние
предметов,
относящихся к
почве, полезным
ископаемым,
свойствам воды и
воздуха
представление о
значении неживой

природы в жизни
человека.

65

Обобщающий урок.
Живая природа.

1

Контрольная работа
по итогам
пройденного
материала за IV
четверть.

Знать и называть
изученные объекты
живой природы на
картинах, схемах и
в натуральном виде.
Уметь отнести
объекты живой
природы к разным
группам (растения
(деревья,
кустарники, травы;
хвойные,
лиственные;
декоративные);
животные
(насекомые, рыбы,
пресмыкающиеся,
земноводные,
млекопитающие);
организм человека).
Знать
отличительные
признаки разных

групп растений и
животных.
66

Экскурсия в МБУК
«Приморский
краеведческий музей».

1

67

Повторительно –
обобщающий урок.

1

Закрепление и
систематизация
знаний о человеке

68

Экскурсия на
пришкольном участке.

1

Уметь пользоваться
полученными
знаниями.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».