Окружающий природный мир 1 - 5 класс

Приложение
к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской
области «Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные
образовательные программы»

«УТВЕРЖДЕНА»

«РАССМОТРЕНА»

приказом № 12

на педагогическом совете

по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»

ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»

от «31» августа 2021 г.

(протокол № 01 от «30» августа 2021 г.)

Рабочая программа
по учебному предмету
«Окружающий природный мир»
1 – 5 класс

г. Приморск
2021

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир»
составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в РФ».
 Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями). Утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599;
 Приказ министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002
№29/2065-п

«Об

(коррекционных)

утверждении

учебных

образовательных

планов

учреждений

для

специальных
обучающихся

воспитанников с отклонениями в развитии».
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08 2013 года № 1015
«Об

утверждении

Порядка

образовательной деятельности
программам

–

организации

и

осуществления

по основным общеобразовательным

образовательным

программам

начального

общего,

основного общего и среднего общего образования»;
 Устав, лицензия, календарный учебный график на 2021-2022 учебный
год.
 Санитарно-эпидемиологические

правила

и

нормативы

СанПиН

2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную

деятельность

по

адаптированным

основным

общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья" от 10 июля 2015 года № 26.
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря
2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых

к

использованию

при

реализации

имеющих

государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования».
 Другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими
деятельность образовательного учреждения.

Пояснительная записка.
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об
окружающем природном мире. Подобранный программный материал по
предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у
обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой,
неживой природы и человека. В процессе формирования представлений о
неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь,
туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень,
весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится
устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится
с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о
среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки,
объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.
Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и
животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер
переносит семена растений и др. Особое внимание уделяется воспитанию
любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней. Формирование
представлений происходит по принципу «от частного к общему».
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о
взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются:
- формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
- формирование временных представлений;

- формирование представлений о растительном и животном мире.
Место предмета в учебном плане: учебный предмет «Окружающий
природный мир» входит в обязательную нагрузку и относится к предметам
федерального компонента. Программа по учебному предмету составлена на
основе АООП образования обучающихся (воспитанников) с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант) ГБОУ ЛО
«Приморская школа-интернат» 2021-2022 года.
Примерный годовой учебный план
по учебному предмету «Окружающий природный мир»
1 – 5 классы
Предметная
область

Классы

Учебный
предмет
Окружающий
Окружающий
мир
природный мир

Количество часов
1
2
3
4
5
кл. кл. кл. кл. кл.
66

68

68

68

Всего

68

338

Примерный недельный учебный план
по учебному предмету «Окружающий природный мир»
1 – 5 классы
Предметная
область

Классы

Учебный
предмет
Окружающий Окружающий природный
мир
мир

Количество часов
1
2
3
4
5 Всего
кл. кл. кл. кл. кл.
2

2

2

2

2

10

Примерное содержание предмета
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир»,
«Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
Растительный мир.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание
(различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе
и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель,
осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки,
листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша,
слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание
значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение)
кустарников

(орешник,

боярышник).

Знание

Узнавание

шиповник,

крыжовник,

особенностей

(различение)

лесных

внешнего
и

садовых

смородина,
строения

бузина,

кустарника.

кустарников.

Знание

значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение)
фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос,
киви)

по

внешнему

виду

(вкусу,

запаху).

Различение

съедобных

и

несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека.
Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук,
картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему
виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща.
Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки
овощей.

Узнавание

(различение)

ягод

(смородина,

клубника,

малина,

крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по
внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание
значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод.
Узнавание

(различение)

грибов

(белый

гриб,

мухомор,

подберёзовик,

лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему

виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и
несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека.
Знание

способов

переработки

цветочно-декоративных

грибов.

растений

Узнавание/различение

(астра,

гладиолус,

георгин,

садовых
тюльпан,

нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика).
Узнавание

(различение)

дикорастущих

цветочно-декоративных

растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник,
ландыш);

знание

строения

цветов

(корень,

стебель,

листья,

цветок).

Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года.
Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни
человека.

Узнавание

травянистых

растений.

Узнавание

(различение)

культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик,
кориандр,

мята,

одуванчик,

подорожник,

крапива).

Знание

значения

трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений
(зверобой, ромашка, календула и др.). Знание значения лекарственных
растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений
(герань,

кактус,

фиалка,

фикус).

Знание

строения

растения.

Знание

особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных
растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур
(пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему
виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание
(различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая
береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса.
Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус,
верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений
природных зон жаркого пояса.
Животный мир.
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище,
шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание

основных

признаков

животного

с

его

животного.

образом

Установление

жизни.

связи

Узнавание

строения

(различение)

тела

домашних

животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание
питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних
животных.
Объединение

животных

в

группу

«домашние

животные».

Знание

значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними
животными.
(теленок,

Узнавание

поросенок,

(различение)

жеребенок,

детенышей

козленок,

Узнавание (различение) диких животных

домашних

ягненок,

животных

котенок,

щенок).

(лиса, заяц, волк, медведь,

лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание
способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в
группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни
человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок,
лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Узнавание (различение)
животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь,
пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения
животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание
способов

передвижения

животных.

Узнавание

(различение)

животных,

обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф,
зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Установление связи
строения животного с его местом обитания. Знание питания животных.
Знание

способов

передвижения

животных.

Знание

строения

птицы.

Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание
питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка,
гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц.
Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние
птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание
(различение)детенышей

домашних

птиц

(цыпленок,

утенок,

гусенок,

индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона,

воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных
птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания
птиц. Объединение перелетных птиц

в группу «перелетные птицы».

Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения
птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих
птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в
природе. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры).
Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания
рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание
значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения
насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом
жизни. Знание питания насекомых. Узнавание (различение) речных насекомых
(жук,

бабочка,

стрекоза,

муравей,

кузнечик,

муха,

комар,

пчела,

таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения
насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских
обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог,
креветка).

Знание

строения

морских

обитателей.

Установление

связи

строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания
морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека,
в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка,
собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание
особенностей ухода (питание, содержание и др.).

Объекты природы.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в
природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в
природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание
знаменитых

космонавтов.

Узнавание

изображения

Земли

из

космоса.

Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения

воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение
месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов
на земле и небе. Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание
значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение
земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема).
Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение
растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание
луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни
человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например: уголь,
гранит, известняк, песок, глина и др), знание способов их добычи и значения
в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения
воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки
(ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке.
Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека.
Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание
свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в
жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.
Временные представления.
Узнавание

(различение)

частей

суток

(утро,

день,

вечер,

ночь).

Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь).
Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток
по

расположению

солнца.

Узнавание

(различение)

дней

недели.

Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение
выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными
видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе
как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами
года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.).
Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели,

предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето,
осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о
последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни
человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни
животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни
растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы
(дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение
явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.

Межпредметная связь
В

ходе

реализации

программы

осуществляется

интеграция

со

следующими предметами: «Изобразительная деятельность», «Окружающий
социальный мир», «Математические представления», «Речь и альтернативная
коммуникация»,

«Человек»,

«Коррекционно-развивающие

занятия»,

«Предметно – практические действия».
Основные формы работы с обучающимися
Основной формой работы по предмету «Окружающий природный мир»
является урок - занятие.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).
Виды деятельности: дидактические игры; работа с дидактическим
материалом; тренировочные упражнения, экскурсии; беседа с обучающимися;
речевые игры; творческое рисование; раскрашивание картинок; работа с
пиктограммами; просмотр видеофильмов; работа с презентацией; инструктаж
по технике безопасности перед началом всех видов деятельности.
Технологии
здоровьесберегающие,

обучения:

коррекционно-развивающие,

информационно-коммуникационные,

личностно-ориентированные,
дифференцированный подход.

разноуровневое

обучение

игровые,
и

Программа формирования базовых учебных действий

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена
на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП
образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и
включает следующие задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников,
к

эмоциональному,

коммуникативному

взаимодействию

с

группой

на

задание);

обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
 направленность

взгляда

(на

говорящего

взрослого,

умение выполнять инструкции педагога;
 использование по назначению учебных материалов;
 умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
 в течение определенного периода времени,


от начала до конца,

 заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,
алгоритмом действия и т.д.

Планируемые результаты освоения программы
по предмету «Окружающий и природный мир».
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2)
результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом

особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей.
В связи с этим требования к результатам освоения образовательных
программ представляют собой описание возможных результатов образования
данной категории обучающихся.
Личностные результаты освоения АООП:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в
его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации

к

труду,

работе

на

результат,

бережному

отношению

к

материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
1)

Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене
времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе,
умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим
условиям.
Интерес к объектам и явлениям неживой природы. Представления об
объектах

неживой

природы

(вода,

воздух,

земля,

огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные
ископаемые и др.). Представления о временах года, характерных
признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь
человека. Умение учитывать изменения в окружающей среде для
выполнения

правил

жизнедеятельности,

охраны

здоровья.

2) Представления о животном и растительном мире, их значении в
жизни человека.
Интерес к объектам живой природы. Представления о животном и
растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные»
«вредные», «дикие» - «домашние» и др.). Опыт заботливого и бережного
отношения к растениям и животным, ухода за ними. Умение соблюдать
правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.
Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с
временем года. Представления о течении времени: смена событий дня, смена
частей суток, дней недели, месяцев в году и др.

Оценка предметных результатов
по предмету

«Окружающий и природный мир».
Предметные

результаты связаны

с

овладением

обучающимися

содержанием предмета «Окружающий природный мир» и характеризуют
достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их
применять в практической деятельности.
Оценка достижений обучающегося.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных
показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых
практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет
действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие
по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не
выполняет»;

Уровни самостоятельности при выполнении заданий
выполняет задание самостоятельно (без ошибок)
выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки
«выполняет действие по инструкции»
(вербальной или невербальной)
выполняет задание по образцу
выполняет действие с частичной физической помощью
выполняет действие со значительной физической
помощью
действие не выполняет
Реакция на воздействия
негативная реакция
нейтральная реакция
положительная реакция

Условные
обозначения
С
СШ

Оценка
достижений
(баллы)
5
4

О
ЧП
ЗП

3
2
1

-

0

НГ
НР
ПР

При оценке результативности обучения учитываются особенности
психического, неврологического и соматического состояния обучающегося.
Выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом
психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных,
речевых, предметных действий, графических работ.
Возможные предметные результаты освоения предмета «Окружающий
природный мир» заносятся в мониторинговую карту.
(Приложение 1)

Мониторинг и оценки динамики обучения.
Мониторинг предметных достижений обучающихся осуществляется в 3
этапа:

входящий

сентябрь

(цель:

определить

начальный

уровень

сформированности коммуникативных и речевых навыков),
промежуточный декабрь (цель: определить динамику формирования
коммуникативных и речевых навыков)
итоговый май (цель: определить динамику сформированности
коммуникативных и речевых навыков).
(Приложение 1)
Мониторинг и оценка сформированности предметных результатов
по предмету «Окружающий природный мир».
Ф. И. обучающегося: _______________
Класс: _________
№

Окружающий
природный мир
Разделы

1.
2.
3.
4.

Временные
представления
Растительный мир
Животный мир
Объекты неживой
природы

входящий
Уровень
Оценка
самостоят
достижений
ельности
(баллы)
при
выполнени
и заданий

Предметные результаты
промежуточный
Уровень
Оценка
самостоятельнос достиж
ти при
ений
выполнении
(баллы)
заданий

итоговый
Уровень
Оценка
самостояте достиже
льности
ний
при
(баллы)
выполнени
и заданий

Материально-техническое обеспечение
Средства обучения:
1.

технические и электронные средства обучения:

- автоматизированное рабочее место учителя с программным
обеспечением,
- телевизор, CD/DVD –проигрыватели,
- аудиомагнитофон,
- мультимедиапроектор; экран,
- экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира
(природы и социума);
- видеофильмы и презентации по темам учебного предмета;
- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц;
2.

цифровые образовательные ресурсы:

- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у
детей доступных представлений о природе;
3.

демонстрационный и раздаточный дидактический материал:











наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с
изучаемыми темами; динамических картин и схем по разделам
программы;
пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за
растениями, животными; различные календари; изображения
сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными
объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и
другой материал;
объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и
другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с
детьми в ходе экскурсий);
модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей;
гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды,
бытовых приборов, мебели и пр.;
конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.;
натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки,
комнатные растения, плоды с/х культур и пр.;

4.

учебно -практическое оборудование:
- игровой материал для сюжетных дидактических игр;
- оборудование для проведения практических занятий и элементарных
опытов;
- оборудование для проведения предметно-практических упражнений
(ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки,
пластилин
или
масса
для
лепки
и
т.п.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
-

АООП

образования

обучающихся

(воспитанников)

с

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Список учебно-методической литературы:
1.

Программа

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией В.В.
Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год.
2.
1.

Учебники:

Матвеева Н.Б., Мир природы и человека

1 класс. Учебник для

общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. В 2 частях. ФГОС ОВЗ,
М.: «Просвещение», 2020 г.
2.

Матвеева Н.Б., Мир природы и человека

2 класс. Учебник для

общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. В 2 частях. ФГОС ОВЗ,
М.: «Просвещение», 2020 г.
3.

Матвеева Н.Б., Мир природы и человека

3 класс. Учебник для

общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. В 2 частях. ФГОС ОВЗ,
М.: «Просвещение», 2020 г.
4.

Матвеева Н.Б., Мир природы и человека

4 класс. Учебник для

общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. В 2 частях. ФГОС ОВЗ,
М.: «Просвещение», 2020 г.
18

Учебно-тематический план рабочей программы
по предмету «Окружающий природный мир»
1 класс
(2 ч/н х 33 = 66 ч)
№
1
2
3
4

Наименование тем
Временные представления
Растительный мир
Животный мир
Объекты неживой природы

Кол-во часов
16
16
17
17

Итого:

66

Календарно-тематическое планирование
по предмету «Окружающий природный мир»
1 класс
№
п\п

1
2
3
4

5
6
7
8

Тема урока

Кол-во Дата
часов

I четверть – 16 часов
Временные представления – 4 часа
Узнавание времен года (осень) по характерным
признакам.
Различение времен года (осень) по характерным
признакам.
Узнавание явлений природы (дождь, листопад, туман,
ветер).
Различение) явлений природы (дождь, листопад,
туман, ветер).
Растительный мир – 4 часа
Узнавание фруктов (яблоко) по внешнему виду (вкусу,
запаху).
Различение фруктов (яблоко) по внешнему виду
(вкусу, запаху).
Узнавание овощей (помидор) по внешнему виду
(вкусу, запаху).
Различение овощей (помидор) по внешнему
19

виду (вкусу, запаху).
9
10
11

12
13
14
15
16

1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11

12
13
14
15
16

Животный мир – 4 часа
Узнавание домашних животных (кот).
Различение домашних животных (кот).
Узнавание (различение) детенышей домашних
животных
(котенок)
Уход за домашними животными.
Объекты неживой природы – 4 часа
Узнавание Солнца.
Узнавание Солнца.
Значение солнца в жизни человека.
Значение солнца в природе.
II четверть – 16 часов
Временные представления – 4 часа
Узнавание времен года (осень, зима) по характерным
признакам.
Различение) времен года (осень, зима) по характерным
признакам.
Узнавание (различение) явлений природы (дождь,
снегопад, ветер).
Соотнесение явлений природы с временем года.
Растительный мир – 4 часа
Узнавание фруктов (груша) по внешнему виду (вкусу,
запаху).
Различение фруктов (груша) по внешнему виду (вкусу,
запаху).
Узнавание овощей (огурец) по внешнему виду (вкусу,
запаху).
Различение овощей (огурец) по внешнему виду (вкусу,
запаху).
Животный мир – 4 часа
Узнавание домашних животных (собака).
Различение домашних животных (собака).
Узнавание (различение) детенышей домашних
животных
(щенок)
Уход за домашними животными.
Объекты неживой природы – 4 часа
Узнавание Солнца.
Узнавание Солнца.
Значение солнца в жизни человека.
Значение солнца в природе.
20

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16
17
18

1
2
3
4
5
6
7
8

III четверть – 18 часов
Временные представления – 4 часа
Узнавание времен года (зима) по характерным
признакам.
Различение времен года (зима) по характерным
признакам.
Узнавание (различение) явлений природы
(снегопад, ветер).
Соотнесение явлений природы с временем года.
Растительный мир – 4 часа
Узнавание (различение) деревьев (ель).
Узнавание (различение) деревьев (береза).
Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья).
Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья).
Животный мир – 5 часов
Узнавание (различение) диких животных (лиса).
Узнавание (различение) детенышей диких животных
(лисенок).
Узнавание (различение) зимующих птиц (ворона).
Узнавание (различение) домашних птиц (курица
(петух)).
Узнавание (различение) детенышей домашних птиц
(цыпленок).
Объекты неживой природы – 5 часов
Узнавание Луны.
Узнавание Луны.
Значение луны в жизни человека.
Значения луны в природе.
Узнавание солнца и луны.
IV четверть – 16 часов
Временные представления – 4 часа
Узнавание времен года (весна) по характерным
признакам.
Различение времен года (весна) по характерным
признакам.
Узнавание (различение) явлений природы
(дождь, гроза, радуга, гром, ветер).
Соотнесение явлений природы с временем года.
Растительный мир – 4 часа
Узнавание комнатных растений (фикус).
Различение комнатных растений (фикус).
Строение растения.
Особенность ухода за комнатными растениями.
21

Животный мир - 4 часа
Узнавание (различение) диких животных (волк).
Узнавание (различение) детенышей диких животных
(волчонок).
Узнавание перелетных птиц (грач).
Различение перелетных птиц (грач)
Объекты неживой природы – 4 часа
Узнавание воды.
Узнавание воды.
Свойства воды.
Свойства воды.

9
10
11
12
13
14
15
16

Учебно-тематический план рабочей программы
по предмету «Окружающий природный мир»
2 класс
(2 ч/н х 34 = 68 ч)
№
1
2
3
4

Наименование тем
Временные представления
Растительный мир
Животный мир
Объекты неживой природы

Кол-во часов
17
16
18
17

Итого:

68
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Окружающий природный мир»
2 класс

№
п\п

1
2
3
4

Тема урока

Кол-во Дата
часов

I четверть – 16 часов
Временные представления – 4 часа
Узнавание времен года (лето, осень) по характерным
признакам.
Различение времен года (осень) по характерным
признакам.
Узнавание (различение) явлений природы
(дождь, листопад, туман, ветер).
Различение явлений природы (дождь, листопад, туман,
ветер).
Растительный мир – 4 часа
22

5
6
7
8

9
10

11
12
13
14
15
16

1
2
3
4
5
6
7
8

9
10

Узнавание фруктов (лимон) по внешнему виду (вкусу,
запаху).
Различение фруктов (лимон) по внешнему виду (вкусу,
запаху).
Узнавание овощей (лук) по внешнему виду (вкусу,
запаху).
Различение овощей (лук) по внешнему виду (вкусу,
запаху).
Животный мир – 4 часа
Узнавание (различение) домашних животных (корова).
Узнавание (различение) детенышей домашних
животных
(теленок).
Уход за домашними животными.
Узнавание (различение) домашних птиц (утка).
Объекты неживой природы – 4 часа
Значения солнца в жизни человека и в природе.
Значения солнца в жизни человека и в природе.
Значения луны в жизни человека и в природе.
Значения луны в жизни человека и в природе.
II четверть – 16 часов
Временные представления – 4 часа
Узнавание времен года (осень) по характерным
признакам.
Различение времен года (осень, зима) по характерным
признакам.
Узнавание (различение) явлений природы
(дождь, снегопад, ветер).
Соотнесение явлений природы с временем года.
Растительный мир – 4 часа
Узнавание фруктов (апельсин) по внешнему виду
(вкусу, запаху).
Различение фруктов (апельсин) по внешнему виду
(вкусу, запаху).
Узнавание овощей (морковь) по внешнему виду (вкусу,
запаху).
Различение овощей (морковь) по внешнему виду
(вкусу, запаху).
Животный мир – 4 часа
Узнавание (различение) домашних животных (лошадь).
Узнавание (различение) детенышей домашних
животных
(жеребенок)
23

11
12
13
14
15
16

1
2
3

4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

1

Уход за домашними животными.
Узнавание (различение) домашних птиц (гусь).
Объекты неживой природы – 4 часа
Различение земли, неба.
Различение земли, неба.
Определение месторасположения земли и неба.
Определение месторасположения земли и неба.
III четверть – 20 часов
Временные представления – 5 часов
Узнавание времен года (зима) по характерным
признакам.
Различение времен года (зима) по характерным
признакам.
Узнавание (различение) явлений природы
(дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром,
ветер).
Узнавание (различение) частей суток (утро, день,
вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами
деятельности.
Растительный мир – 4 часа
Узнавание (различение) деревьев (берёза, ель).
Узнавание (различение) деревьев (берёза, ель).
Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья).
Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья).
Животный мир – 6 часов
Узнавание (различение) диких животных (заяц).
Узнавание (различение) детенышей диких животных
(зайчонок).
Узнавание (различение) домашних птиц (утка, гусь).
Узнавание (различение) детенышей домашних птиц
(утенок, гусенок)
Значение домашних птиц в жизни человека.
Объекты неживой природы – 5 часов
Определение месторасположения земли и неба.
Определение месторасположения объектов на земле и
небе.
Определение месторасположения объектов на земле и
небе.
Узнавание леса.
Узнавание леса.
IV четверть – 16 часов
Временные представления – 4 часа
Узнавание времен года (весна) по характерным

2 ч.

2 ч.

24

признакам.
Различение времен года (весна) по характерным
признакам.
Узнавание (различение) явлений природы
(дождь, гроза, радуга, туман, гром, ветер).
Соотнесение явлений природы с временем года.
Растительный мир – 4 часа
Узнавание комнатных растений (кактус).
Различение комнатных растений (кактус).
Строение растения.
Особенности ухода за комнатными растениями.
Животный мир – 4 часа
Узнавание (различение) диких животных (медведь).
Узнавание (различение) детенышей диких животных
(медвежонок).
Узнавание птиц (воробей).
Различение птиц (воробей).
Объекты неживой природы – 4 часа
Узнавание воды.
Знание свойств воды.
Знание свойств воды.
Знание значения воды в природе и жизни человека.

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Учебно-тематический план рабочей программы
по предмету «Окружающий природный мир»
3 класс
(2 ч/н х 34 = 68 ч)
№
1
2
3
4
Итого:

Наименование тем
Временные представления
Растительный мир
Животный мир
Объекты неживой природы

Кол-во часов
17
16
18
17
68

25

Календарно-тематическое планирование
по предмету «Окружающий природный мир»
3 класс
№
п\п

1
2
3
4

5
6
7
8

9
10

11
12
13
14
15
16

1
2

Тема урока

Кол-во Дата
часов

I четверть – 16 часов
Временные представления – 4 часа
Узнавание времен года (лето, осень) по характерным
признакам.
Различение времен года (лето, осень) по характерным
признакам.
Узнавание явлений природы (дождь, листопад, гроза,
радуга, туман, гром, ветер).
Различение явлений природы (дождь, листопад, гроза,
радуга, туман, гром, ветер).
Растительный мир – 4 часа
Узнавание фруктов (яблоко, лимон, апельсин, груша)
по внешнему виду (вкусу, запаху).
Различение фруктов (яблоко, лимон, апельсин, груша)
по внешнему виду (вкусу, запаху).
Узнавание овощей (картофель) по внешнему виду
(вкусу, запаху).
Различение овощей (картофель) по внешнему виду
(вкусу, запаху).
Животный мир – 4 часа
Узнавание (различение) домашних животных (свинья).
Узнавание (различение) детенышей домашних
животных
(поросенок)
Уход за домашними животными.
Узнавание (различение) домашних птиц (индюк).
Объекты неживой природы – 4 часа
Узнавание Солнца и Луны.
Узнавание небесных тел (планета).
Узнавание небесных тел (звезда).
Различение небесных тел (планета, звезда).
II четверть – 16 часов
Временные представления – 4 часа
Узнавание времен года (осень, зима) по характерным
признакам.
Различение времен года (осень, зима) по характерным
26

3
4
5
6
7
8

9
10
11
12

13
14
15
16

1
2
3

4

5
6
7
8
9

признакам.
Узнавание (различение) явлений природы (дождь,
снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер).
Соотнесение явлений природы с временем года.
Растительный мир – 4 часа
Различение съедобных и несъедобных частей фрукта.
Значения фруктов в жизни человека.
Узнавание овощей (капуста) по внешнему виду (вкусу,
запаху).
Различение овощей (капуста) по внешнему виду
(вкусу, запаху).
Животный мир – 4 часа
Узнавание (различение) домашних животных (коза,),
детенышей домашних животных (козленок)
Уход за домашними животными.
Узнавание (различение) домашних птиц (индюк).
Узнавание (различение) детенышей домашних птиц
(индюшонок).
Объекты неживой природы – 4 часа
Определение месторасположения земли и неба.
Определение месторасположения объектов на земле и
небе
Узнавание леса.
Узнавание леса.
III четверть – 20 часов
Временные представления – 5 часов
Узнавание времен года (весна, зима) по характерным
признакам.
Различение времен года (весна, зима) по характерным
признакам.
Узнавание (различение) явлений природы
(дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром,
ветер).
Узнавание (различение) частей суток (утро, день,
вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами
деятельности.
Растительный мир – 4 часа
Узнавание (различение) деревьев (дуб).
Узнавание (различение) деревьев (дуб).
Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья).
Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья).
Животный мир – 6 часов
Узнавание (различение) диких животных (белка).

2 ч.

27

10
11
12
13
14
15
16
17
18

1
2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Узнавание (различение) детенышей диких животных
(бельчонок).
Узнавание зимующих птиц (снегирь)
Различение зимующих птиц (снегирь)
Значение птиц в жизни человека, в природе.
Объекты неживой природы – 5 часов
Узнавание леса.
Значение леса в природе и жизни человека.
Различение растений леса.
Различение животных леса.
Соблюдение правил поведения в лесу.
IV четверть – 16 часов
Временные представления – 4 часа
Узнавание времен года (весна, лето) по характерным
признакам.
Знание изменений, происходящих в жизни человека в
разное время года.
Узнавание (различение) явлений природы
(дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром,
ветер).
Соотнесение явлений природы с временем года.
Растительный мир – 4 часа
Узнавание комнатных растений (фиалка).
Различение комнатных растений (фиалка).
Строение растения.
Особенности ухода за комнатными растениями.
Животный мир – 4 часа
Узнавание (различение) диких животных (еж).
Узнавание (различение) детенышей диких животных
(ежонок).
Узнавание (различение) перелетных птиц (журавль).
Узнавание (различение) насекомых (муравей).
Объекты неживой природы – 4 часа
Узнавание луга.
Узнавание луговых цветов.
Значение луга в природе и жизни человека.
Значение луга в природе и жизни человека.

2 ч.

28

Учебно-тематический план рабочей программы
по предмету «Окружающий природный мир»
4 класс
(2 ч/н х 34 = 68 ч)
№
1
2
3
4

Наименование тем
Временные представления
Растительный мир
Животный мир
Объекты неживой природы

Кол-во часов
17
16
18
17

Итого:

68
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Окружающий природный мир»
4 класс

№
п\п

1
2
3

4

5
6
7
8

9

Тема урока

Кол-во Дата
часов

I четверть – 16 часов
Временные представления – 4 часа
Узнавание времен года (лето, осень) по характерным
признакам.
Различение времен года (осень) по характерным
признакам.
Узнавание явлений природы
(дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром,
ветер).
Знание изменений, происходящих в жизни человека в
разное время года.
Растительный мир – 4 часа
Узнавание ягод (смородина, малина) внешнему виду
(вкусу, запаху).
Различение ягод (смородина, малина) по внешнему
виду (вкусу, запаху).
Узнавание овощей (лук, картофель, морковь) по
внешнему виду (вкусу, запаху).
Различение овощей (лук, картофель, морковь) по
внешнему виду (вкусу, запаху).
Животный мир – 4 часа
Узнавание (различение) домашних животных (овца
(баран)).
29

10

11
12
13
14
15
16

1
2
3

4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16

Узнавание (различение) детенышей домашних
животных
(ягненок)
Уход за домашними животными.
Узнавание (различение) насекомых (муха).
Объекты неживой природы – 4 часа
Определение месторасположения объектов на земле и
небе.
Узнавание реки (ручья)
Значение реки (ручья) в природе и жизни человека.
Значение реки (ручья) в природе и жизни человека.
II четверть – 16 часов
Временные представления – 4 часа
Узнавание времен года (осень, зима) по характерным
признакам.
Различение) времен года (осень, зима) по характерным
признакам.
Узнавание (различение) явлений природы
(дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром,
ветер).
Соотнесение явлений природы с временем года.
Растительный мир 4 часа
Узнавание ягод (черника, клюква) по внешнему виду
(вкусу, запаху).
Различение ягод (черника, клюква) по внешнему виду
(вкусу, запаху).
Узнавание (различение) овощей.
Различение съедобных и несъедобных частей овоща.
Животный мир – 4 часа
Узнавание (различение) домашних животных (овца
(баран)).
Узнавание (различение) детенышей домашних
животных
(ягненок)
Уход за домашними животными.
Узнавание (различение) насекомых (пчела).
Объекты неживой природы – 4 часа
Узнавание огня.
Узнавание огня.
Знание свойств огня (полезные свойства,
отрицательное).
Знание свойств огня (полезные свойства,
отрицательное).
30

1
2
3

4

5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16
17
18

1
2
3

4

III четверть – 20 часов
Временные представления – 5 часов
Узнавание времен года (зима) по характерным
признакам.
Узнавание (различение) времен года (весна, зима) по
характерным признакам.
Узнавание (различение) явлений природы
(дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром,
ветер).
Узнавание (различение) частей суток (утро, день,
вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами
деятельности.
Растительный мир – 4 часа
Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, ель).
Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, ель).
Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья).
Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья).
Животный мир – 6 часов
Узнавание животных, обитающих в природных зонах
жаркого пояса (слон).
Различение животных, обитающих в природных зонах
жаркого пояса (слон).
Различение животных, обитающих в природных зонах
жаркого пояса (жираф).
Узнавание (различение) морских обитателей (кит).
Узнавание (различение) морских обитателей
(дельфин).
Объекты неживой природы – 5 часов
Значения огня в жизни человека.
Соблюдение правил обращения с огнем.
Соблюдение правил обращения с огнем.
Узнавание форм земной поверхности.
Различение форм земной поверхности.
IV четверть – 16 часов
Временные представления – 4 часа
Узнавание (различение) времен года (весна, лето) по
характерным признакам.
Знание изменений, происходящих в жизни человека в
разное время года.
Узнавание (различение) явлений природы
(дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром,
ветер).
Соотнесение явлений природы с временем года.

2 ч.

2 ч.

31

Растительный мир – 4 часа
Узнавание комнатных растений (герань).
Различение комнатных растений (герань).
Знание строения растения.
Особенность ухода за комнатными растениями.
Животный мир – 4 часа
Узнавание животных, обитающих в природных зонах
жаркого пояса (носорог).
Различение животных, обитающих в природных зонах
жаркого пояса (носорог,).
Узнавание речных рыб (щука).
Различение речных рыб (щука).
Объекты неживой природы – 4 часа
Значение горы в природе и жизни человека.
Значение горы в природе и жизни человека.
Значение равнины в природе и жизни человека.
Значение равнины в природе и жизни человека.

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Учебно-тематический план рабочей программы
по предмету «Окружающий природный мир»
5 класс
(2 ч/н х 34 = 68 ч)
№
1
2
3
4
Итого:

Наименование тем
Временные представления
Растительный мир
Животный мир
Объекты неживой природы

Кол-во часов
17
16
18
17
68

32

Календарно-тематическое планирование
по предмету «Окружающий природный мир»
5 класс
№
п\п

1
2
3

4

5
6
7
8
9
10
11

12

13
14
15
16

1

Тема урока

Кол-во Дата
часов

I четверть – 16 часов
Временные представления – 4 часа
Узнавание времен года (весна, лето, осень, зима) по
характерным признакам.
Различение времен года (весна, лето,
осень, зима) по характерным признакам.
Узнавание (различение) явлений природы
(дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром,
ветер).
Знание изменений, происходящих в жизни человека в
разное время года.
Растительный мир – 4 часа
Узнавание ягод (клубника, малина) по внешнему виду
(вкусу, запаху).
Различение ягод ( клубника, малина) по внешнему
виду (вкусу, запаху).
Узнавание (различение) овощей.
Различение съедобных и несъедобных частей овоща.
Животный мир – 4 часа
Узнавание (различение) домашних животных (корова,
свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака).
Значения домашних животных в жизни человека.
Узнавание (различение) животных, живущих в
квартире
(аквариумные рыбки).
Знание особенностей ухода (питание, содержание и
др.)
Объекты неживой природы – 4 часа
Определение месторасположения объектов на земле и
небе.
Узнавание озера (пруд).
Значение водоемов в природе и жизни человека.
Соблюдение правил поведения на озере (пруду).
II четверть – 16 часов
Временные представления – 4 часа
Узнавание времен года (весна, лето, осень, зима) по
характерным признакам.
33

2
3
4

5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16

1
2
3
4

5
6
7
8

Различение времен года (весна, лето, осень, зима) по
характерным признакам.
Знание изменений, происходящих в жизни человека в
разное время года.
Знание изменений, происходящих в жизни человека в
разное время года.
Растительный мир – 4 часа
Различение лесных и садовых ягод.
Значения ягод в жизни человека.
Узнавание (различение) овощей.
Различение съедобных и несъедобных частей овоща.
Животный мир – 4 часа
Узнавание животных, обитающих в природных зонах
холодного пояса (белый медведь).
Различение животных, обитающих в природных зонах
холодного пояса (белый медведь).
Узнавание животных, обитающих в природных зонах
холодного пояса (морж).
Различение животных, обитающих в природных зонах
холодного пояса (морж).
Объекты неживой природы – 4 часа
Узнавание огня.
Знание свойств огня (полезные свойства,
отрицательное).
Знание значения огня в жизни человека.
Соблюдение правил обращения с огнем.
III четверть – 20 часов
Временные представления – 5 часов
Узнавание времен года (весна, лето, осень, зима) по
характерным признакам.
Знание изменений, происходящих в жизни человека в
разное время года.
Знание изменений, происходящих в жизни человека в
разное время года.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день,
вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами
деятельности.
Растительный мир – 4 часа
Узнавание (различение) деревьев (клён, сосна).
Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья).
Значения деревьев в природе и жизни человека.
Значения деревьев в природе и жизни человека.
Животный мир – 6 часов

2 ч.

34

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Узнавание животных, обитающих в природных зонах
жаркого пояса (бегемот).
Различение) животных, обитающих в природных зонах
жаркого пояса (бегемот).
Узнавание животных, живущих в квартире (хомяки).
Различение животных, живущих в квартире (хомяки).
Особенности ухода (питание, содержание и др.)
Объекты неживой природы – 5 часов
Узнавание форм земной поверхности.
Различение форм земной поверхности.
Значение горы в природе и жизни человека.
Значение оврага в природе и жизни человека.
Значение равнины в природе и жизни человека.
IV четверть – 16 часов
Временные представления – 4 часа
Узнавание времен года (весна, лето, осень, зима) по
характерным признакам.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день,
вечер, ночь)
Представление о сутках как о последовательности
(утро, день, вечер, ночь).
Соотнесение частей суток с видами деятельности.
Растительный мир – 4 часа
Узнавание комнатных растений (кактус, фиалка,
фикус).
Различение комнатных растений (кактус, фиалка,
фикус).
Строение растения.
Особенности ухода за комнатными растениями.
Животный мир – 4 часа
Узнавание животных, обитающих в природных зонах
жаркого пояса (крокодил).
Различение животных, обитающих в природных зонах
жаркого пояса (крокодил).
Узнавание (различение) речных рыб (сом).
Значение речных рыб в жизни человека, в природе.
Объекты неживой природы – 4 часа
Значение леса в природе и жизни человека.
Значение луга в природе и жизни человека.
Значение воды в природе и жизни человека.
Значение водоемов в природе и жизни человека.

2 ч.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».