Окружающий социальный мир 1 -5 класс

Приложение
к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

«РАССМОТРЕНА»

«УТВЕРЖДЕНА»

на педагогическом совете

приказом № 12

ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»

по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»

(протокол № 01 от «30» августа 2021 г.)

от «31» августа 2021 г.

Рабочая программа
по учебному предмету
«Окружающий социальный мир»
1-5 класс

г. Приморск
2021

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный
мир» составлена на основании следующих нормативно – правовых
документов:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в РФ».
 Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями). Утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599;
 Приказ министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002
№29/2065-п

«Об

(коррекционных)

утверждении
образовательных

учебных

планов

учреждений

для

специальных
обучающихся

воспитанников с отклонениями в развитии».
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08 2013 года № 1015
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам

–

образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
 Устав, лицензия, календарный учебный график на 2021-2022 учебный год.
 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность

по

адаптированным

основным

общеобразовательным

программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
от 10 июля 2015 года № 26.
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря
2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых

к

использованию

при

реализации

имеющих

государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования».
 Другими

нормативно-правовыми

документами,

регламентирующими

деятельность образовательного учреждения.

Пояснительная записка.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений
об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в
социальные

отношения.

В

силу

различных

особенностей

физического,

интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают
трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного
предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать
осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на
доступном уровне в жизнь общества.
В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном
городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной
жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями
окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные
признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между
ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок
учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными
ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения.
Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных
ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в
опасной ситуации и др. Содержание материала по программе «Окружающий
социальный мир» является основой формирования представлений, умений и
навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство» и др.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в
том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования
(парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.)

Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном
окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир»
являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность,
общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном
мире,

созданном

человеком

(многообразие,

функциональное

назначение

окружающих предметов, действия с ними).
Место предмета в учебном плане: учебный предмет «Окружающий социальный
мир» входит в обязательную нагрузку и относится к предметам федерального
компонента. Программа по учебному предмету составлена на основе АООП
образования

обучающихся

(воспитанников)

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (2 вариант) ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат» 2021-2022 года.
Примерный годовой учебный план АООП (вариант 2)
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1 – 5 классы
Предметная
область

Классы

Учебный
предмет
Окружающий
Окружающий
мир
социальный мир

Количество часов
1
2
3
4
5
кл. кл. кл. кл. кл.
33

34

68

68

68

Всего

271

Примерный недельный учебный план АООП (вариант 2)
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1 – 5 классы
Предметная
область

Классы

Учебный
предмет
Окружающий
Окружающий
мир
социальный мир

Количество часов
1
2
3
4
5
кл. кл. кл. кл. кл.
1

1

2

2

2

Всего

8

Примерное содержание предмета
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор»,
«Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы,
изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и
обычаи».
Школа.
Узнавание

(различение)

помещений

школы.

Знание

назначения

помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей,
работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией.
Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения
участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на
территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон
класса.

Знание

(соблюдение)

распорядка

школьного

дня.

Узнавание

(различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец,
учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка,
линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения
школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива
класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знание
положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских
отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку.
Квартира, дом, двор.
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок,
пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный),
каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание
(различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд,
лестничная площадка, лифт).
Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия
дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения

лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего
пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на
чердак, не трогать провода и др. Соблюдение правил пользования
мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком). Узнавание
(различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная),
прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального
назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город,
улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на
слух,

написанного).

Написание

своего

домашнего

адреса.

Узнавание

(различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка,
спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья,
место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Знание
(соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Знакомство с
коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода),
канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран,
трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет,
электричество). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во
время аварийной ситуации в доме. Узнавание (различение) вредных насекомых
(муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление
о вреде, который приносят вредные насекомые. Знание (соблюдение) правил
поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение) предметов
посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода,
чайник, половник. Узнавание (различение) часов (механические (наручные,
настенные), электронные (наручные, настенные). Знание строения часов
(циферблат, стрелки (часовая, минутная)). Узнавание(различение) аудио,
видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон,
плеер, видеоплеер). Знание назначения технического устройства (сотовый
телефон, планшет, видеоплеер и др.). Соблюдение последовательности
действий при пользовании телефоном (плеером, планшетом и др.): включение,
использование (связь, игра и т.п.), выключение.

Предметы быта.
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг,
лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер,
электрический

чайник,

фен,

кондиционер).

Знание

назначения

электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании
электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол,
стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения
предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная
и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка,
ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание
назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря
(терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка).
Знание назначение кухонного инвентаря.
Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало,
штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов
интерьера. Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная
лампа). Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические,
электронные часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат.
Знание назначения часов (частей часов).
Продукты питания.
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот,
квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком.
Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана,
кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с
молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов.
Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса,
ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина,
баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами
обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения мясных

продуктов.

Узнавание

(различение)

рыбных

продуктов:

готовых

к

употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая),
требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка),
рыбная котлета, рыбный фарш. Знакомство со способами обработки
(приготовления) рыбных продуктов. Знание правил хранения рыбных
продуктов. Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к
употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари),
требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны,
вермишель, рожки). Знакомство со способами обработки (приготовления)
мучных изделий. Знание правил хранения мучных изделий. Узнавание
(различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная
фасоль,

кукуруза,

горошек,

свежий

горох),

требующих

обработки

(приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые). Знакомство со
способами обработки (приготовления) круп и бобовых. Знание правил хранения
круп и бобовых. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт,печенье,
пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий.

Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание
(различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага,
картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание предметов,
изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.).
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с
бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств
дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит).
Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные
игрушки, двери и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью
которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств стекла
(прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла
(ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.).

Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами,
изготовленными
непрозрачность,

из

стекла.

Знание

свойств

водонепроницаемость).

резины

(эластичность,

Узнавание

предметов,

изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.). Знание
свойств металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде).
Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюляи др.).
Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся).
Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора,
покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.). Узнавание (различение)
инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла).
Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость). Узнавание предметов,
изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки,
фломастеры, контейнеры и т.д.).
Город.
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (районы
(Завеличье, Запсковье и др.), улицы (проспекты, переулки), площади
(Октябрьская, Ленина и др.), здания, парки). Узнавание (различение),
назначение зданий: кафе, вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал,
морской), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника,
парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы,
продукты), театр (кукольный, драматический и др.), цирк, жилой дом.
Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель,
парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание
особенностей деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение)
правил поведения в общественных местах. Узнавание (различение) частей
территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение)
технических средств организации дорожного движения (дорожный знак
(«Пешеходный

переход»),

разметка

(«зебра»),

светофор).

Знание

(соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения

на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города
(например) (Кремль, Троицкий собор, Приказные палаты, памятник княгине
Ольге, памятник героям-десантникам и др.).

Транспорт.
Узнавание
безрельсовый).

(различение)
Знание

наземного

назначения

транспорта

наземного

транспорта.

(рельсовый,
Узнавание

(различение) составных частей наземного транспортного средства. Узнавание
(различение)

воздушного

транспорта.

Узнавание

транспорта.
(различение)

Знание

назначения

составных

частей

воздушного
воздушного

транспортного средства. Узнавание (различение) водного транспорта. Знание
назначения водного транспорта. Узнавание (различение) составных частей
водного транспортного средства. Узнавание (различение) космического
транспорта.

Знание

назначения

космического

транспорта.

Узнавание

(различение) составных частей космического транспортного средства. Знание
(называние) профессий людей, работающих на транспорте. Соотнесение
деятельности с профессией. Узнавание (различение) общественного транспорта.
Знание (соблюдение) правил поведения в общественномтранспорте. Узнавание
(различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь,
полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание
профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение
деятельности с профессией. Знание места посадки и высадки из автобуса.
Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и
др.).
Традиции, обычаи.
Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8
марта, Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций. Знание
символики и атрибутов православной церкви (храм, икона, крест, Библия, свеча,
ангел). Знание нравственных традиций, принятых в православии.

Страна.
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание)
государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на
фото, видео). Знание государственных праздников. Знание названия столицы
России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы
(Кремль, Красная площадь, Третьяковская Галерея, Большой театр) на фото,
видео.

Знание

названий

городов

России

(Санкт-Петербург,

Казань,

Владивосток, Сочи и др.). Знание достопримечательностей городов России.
Знание прав и обязанностей гражданина России. Знание (различение)
документов, удостоверяющих личность гражданина России (паспорт,
свидетельство о рождении). Знание некоторых значимых исторических
событий России. Знание выдающихся людей России.
Межпредметная связь
В ходе реализации программы осуществляется интеграция со следующими
предметами:

«Изобразительная

деятельность»,

«Человек»,

«Математические

представления», «Речь и альтернативная коммуникация», «Окружающий природный
мир»,

«Коррекционно-развивающие

занятия»,

«Предметно

–

практические

действия».
Основные формы работы с обучающимися
Основной формой работы по предмету «Окружающий социальный мир»
является урок - занятие.
Формы

организации

познавательной

деятельности

обучающихся:

индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).
Виды

деятельности:

дидактические

игры;

работа

с

дидактическим

материалом; тренировочные упражнения, экскурсии; беседа с обучающимися;
речевые игры; творческое рисование; раскрашивание картинок; работа с
пиктограммами; просмотр видеофильмов; работа с презентацией; инструктаж по
технике безопасности перед началом всех видов деятельности.

Технологии обучения: коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие,
информационно-коммуникационные,

игровые,

личностно-ориентированные,

разноуровневое обучение и дифференцированный подход.
Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на
формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для
обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
 направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); умение
выполнять инструкции педагога;
 использование по назначению учебных материалов;
 умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
 в течение определенного периода времени,


от начала до конца,

 заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и
т.д.
Планируемые результаты освоения программы
по предмету «Окружающий социальный мир».
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность
обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его
психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим

требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой
описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я";
2)

социально-эмоциональное

участие

в

процессе

общения

и

совместной

деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Предметные результаты:
1) Представления о мире, созданном руками человека
 Интерес к объектам, созданным человеком.

 Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах
(мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о
транспорте и т.д.
 Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в
доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных
ролях людей.
 Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих
ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
 Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход,
покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в
различных ситуациях.
 Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
 Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной
деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие
возрасту и полу ребенка.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
 Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
 Умение находить друзей на основе личных симпатий.
 Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи,
умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
 Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой,
других видах доступной деятельности.
 Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных
интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в
общественной жизни.
 Представление

о

праздниках,

праздничных

мероприятиях,

их

содержании, участие в них.
 Использование

простейших

эстетических ориентиров/эталонов о

внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
 Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных
праздников.
5) Представления об обязанностях и правах ребенка.
 Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на
неприкосновенность личности и достоинства и др.
 Представления

об

обязанностях

обучающегося,

сына/дочери,

внука/внучки, гражданина и др.
6) Представление о стране проживания Россия.
 Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе
(селе), месте проживания.
 Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).
 Представление о значимых исторических событиях и выдающихся
людях России.

Оценка предметных результатов
по предмету «Окружающий социальный мир»
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
предмета «Окружающий социальный мир» и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической деятельности.
Оценка достижений обучающегося
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных
показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых
практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет
действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по
образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет

действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»;

Уровни самостоятельности при выполнении заданий
выполняет задание самостоятельно (без ошибок)
выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки
«выполняет действие по инструкции»
(вербальной или невербальной)
выполняет задание по образцу
выполняет действие с частичной физической помощью
выполняет действие со значительной физической
помощью
действие не выполняет
Реакция на воздействия
негативная реакция
нейтральная реакция
положительная реакция

При

оценке

результативности

обучения

Условные
обозначения
С
СШ

Оценка
достижений
(баллы)
5
4

О
ЧП
ЗП

3
2
1

-

0

НГ
НР
ПР

учитываются

особенности

психического, неврологического и соматического состояния обучающегося.
Выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом
психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных,
речевых, предметных действий, графических работ.
Возможные предметные результаты освоения предмета «Окружающий
социальный мир» заносятся в мониторинговую карту. (Приложение 1)

Мониторинг и оценки динамики обучения.
Мониторинг предметных достижений обучающихся осуществляется в 3
этапа:
входящий

сентябрь

(цель:

определить

начальный

уровень

сформированности коммуникативных и речевых навыков),
промежуточный декабрь (цель: определить динамику формирования
коммуникативных и речевых навыков)
итоговый

май

(цель:

определить

динамику

коммуникативных и речевых навыков).
Приложение 1

сформированности

Мониторинг и оценка сформированности предметных результатов
по предмету «Окружающий социальный мир».
Ф. И. обучающегося: __________
Класс: _____
№

Окружающий
социальный мир
Разделы

1.

Школа

2.

Квартира, дом, двор.

3.
4.

Предметы быта.
Предметы и
материалы,
изготовленные
человеком
Продукты питания
Транспорт
Город
Традиции, обычаи

5.
6.
7.
8.

входящий
Уровень
самостоятел
ьности при
выполнении
заданий

Оценка
достиже
ний
(баллы)

Предметные результаты
промежуточный
Уровень
самостоятел
ьности при
выполнении
заданий

Оценка
достиж
ений
(баллы
)

итоговый
Уровень
самостоя
тельност
и при
выполне
нии
заданий

Материально-техническое обеспечение
1.

Средства обучения:
технические и электронные средства обучения:
- автоматизированное рабочее место учителя с программным
обеспечением,
- телевизор, CD/DVD –проигрыватели,
- аудиомагнитофон,
- мультимедиапроектор; экран,
- экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира
(природы и социума);
- видеофильмы и презентации по темам учебного предмета;

Оценка
достижен
ий
(баллы)

- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц;.
2.

цифровые образовательные ресурсы:

- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей
доступных представлений о социальном мире;
3.

демонстрационный и раздаточный дидактический материал:



наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми
темами; динамических картин и схем по разделам программы;



конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.;

4.

учебно -практическое оборудование:
- игровой материал для сюжетных дидактических игр;
- оборудование для проведения практических занятий и элементарных опытов;
- оборудование для проведения предметно-практических упражнений
(ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или
масса для лепки и т.п.)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
2.

АООП

образования

обучающихся

(воспитанников)

с

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Список учебно-методической литературы (для учителя):
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение», 2013 год.
2. Учебники:
1. Матвеева Н.Б., Мир природы и человека

1 класс. Учебник для

общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. В 2 частях. ФГОС ОВЗ, М.: «Просвещение»,
2020 г.

2. Матвеева Н.Б., Мир природы и человека

2 класс. Учебник для

общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. В 2 частях. ФГОС ОВЗ, М.: «Просвещение»,
2020 г.
3. Матвеева Н.Б., Мир природы и человека

3 класс. Учебник для

общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. В 2 частях. ФГОС ОВЗ, М.: «Просвещение»,
2020 г.
4. Матвеева Н.Б., Мир природы и человека

4 класс. Учебник для

общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. В 2 частях. ФГОС ОВЗ, М.: «Просвещение»,
2020 г

Учебно-тематический план рабочей программы
по учебному предмету «Окружающий социальный мир»
1 класс
(1 ч/н х 33 = 33 ч)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Итого:

Наименование тем
Школа
Квартира, дом, двор
Предметы быта
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Продукты питания
Транспорт
Город
Традиции, обычаи

Кол-во часов
8
6
5
3
3
2
2
4
33

Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Окружающий социальный мир»
1 класс

№
п\п

Тема урока

Кол-во Дата
часов

I четверть – 8 часов
Школа – 2 часа
1

Узнавание (различение) помещений школы.

1 ч.

2

Узнавание (различение) зон класса.

1 ч.

Квартира, дом, двор – 2 часа
3

Узнавание частей дома (стена, крыша, окно, дверь,
потолок, пол).

1 ч.

4

Различение частей дома (стена, крыша, окно, дверь,
потолок, пол).

1 ч.

Предметы быта – 1 час
5

Узнавание (различение) предметов мебели (стол,
стул, шкаф кровать).

1 ч.

Предметы и материалы, изготовленные человеком – 1 час
6

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется,
намокает).

1 ч.

Продукты питания -1час
7

Узнавание (различение) напитков (вода, чай).

1 ч.

Транспорт – 1 час
8

Узнавание наземного транспорта

1 ч.

II четверть – 8 часов
Школа - 3 часа.
1

Знание назначения помещений школы.

1 ч.

2

Знание назначения помещений школы.

1 ч.

3

Узнавание (различение) зон класса.

1 ч.

Квартира, дом, двор – 2 часа.

4

Узнавание помещений квартиры (комната, прихожая,
кухня, ванная комната, санузел,).

1 ч.

5

Узнавание помещений квартиры (комната, прихожая,
кухня, ванная комната, санузел,).

1 ч.

Предметы быта - 2
6

Знание назначения предметов мебели.

1 ч.

7

Узнавание предметов посуды (тарелка, кружка,
ложка, нож).

1 ч.

Традиции, обычаи – 1 час
8

Знание традиций и атрибутов праздников (Новый
Год)

1 ч.

III четверть – 9 часов
Транспорт – 1 час
1

Знание назначения наземного транспорта.

1 ч.

Город – 2 часа
2

Узнавание элементов городской инфраструктуры
(улицы, здания, парки).

1 ч.

3

Различение элементов городской инфраструктуры
(улицы, здания, парки).

1 ч.

Традиции, обычаи – 2 часа
4

Знание традиций и атрибутов праздников (23
февраля).

1 ч.

5

Знание традиций и атрибутов праздников (8 марта)

1 ч.

Предметы и материалы, изготовленные человеком – 2 часа.
6

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется,
намокает).

1 ч.

7

Узнавание видов бумаги по плотности (альбомный
лист, папиросная бумага, картон и др.).

1 ч.

Продукты питания – 2 часа.
8

Узнавание молочных продуктов (молоко, творог,
сметана) по внешнему виду, на вкус.

1 ч.

9

Различение молочных продуктов (молоко, творог,
сметана) по внешнему виду, на вкус.

1 ч.

IV четверть – 8 часов
Школа – 3 часа.
1

Узнавание (различение) мальчика и девочки по
внешнему виду.

1 ч.

2

Узнавание школьных принадлежностей: парта,
учебник, тетрадь, карандаш, точилка, ручка,
линейка.

1 ч.

3

Различение школьных принадлежностей: парта,
учебник, тетрадь, карандаш, ручка, линейка.

1 ч.

Квартира, дом, двор – 2 часа
4

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша,
окно, дверь, потолок, пол).

1 ч.

5

Узнавание помещений квартиры (комната (спальная,
прихожая, кухня, ванная комната, санузел).

1 ч.

Предметы быта – 2 часа.
6

Узнавание (различение) предметов посуды.

1 ч.

7

Знание назначение предметов посуды.

1 ч.

Традиции, обычаи – 1 час.
Знание традиций и атрибутов праздников (День
Победы).

1 ч.

Учебно-тематический план рабочей программы

по учебному предмету «Окружающий социальный мир»
2 класс
(1 ч/н х 34 = 34 ч)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Итого:

Наименование тем
Школа
Квартира, дом, двор
Предметы быта
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Продукты питания
Транспорт
Город
Традиции, обычаи

Кол-во часов
8
6
5
3
3
3
2
4
34

Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Окружающий социальный мир»
2 класс
№
п\п

Тема урока

Кол-во Дата
часов

I четверть – 8 часов
Школа – 2 часа
1

Узнавание (различение) помещений школы.

1 ч.

2

Знание назначения помещений школы.

1 ч.

Квартира, дом, двор – 2 часа
3

Узнавание (различение) помещений квартиры
(комната, прихожая, кухня, ванная комната, санузел).

1 ч.

4

Знание функционального назначения помещений
квартиры.

1 ч.

Предметы быта – 1 час
5

Узнавание (различение) электробытовых приборов
(телевизор, утюг, лампа).

1 ч.

Предметы и материалы, изготовленные человеком – 1 час
6

Узнавание предметов, изготовленных из бумаги
(салфетка, коробка, газета, книга и др.).

1 ч.

Продукты питания -1час
7

Узнавание (различение) мучных изделий: готовых к
употреблению (хлеб, батон, сушки).

1 ч.

Транспорт – 1 час
8

Узнавание (различение) общественного транспорта.

1 ч.

II четверть – 8 часов
Школа - 3 часа.
1

Знание назначения помещений школы.

1 ч.

2

Нахождение помещений школы.

1 ч.

3

Нахождение помещений школы.

1 ч.

Квартира, дом, двор – 2 часа.
4

Узнавание частей территории двора (место для
отдыха, игровая площадка, спортивная площадка).

1 ч.

5

Различение частей территории двора (место для
отдыха, игровая площадка, спортивная площадка).

1 ч.

Предметы быта - 2
6

Узнавание (различение) электробытовых приборов
(телевизор, утюг, лампа).

1 ч.

7

Знание назначения электроприборов.

1 ч.

Традиции, обычаи – 1 час
8

Знание традиций и атрибутов праздников (Новый
Год)
III четверть – 10 часов
Транспорт – 2 час

1 ч.

1

Узнавание (различение) общественного транспорта.

2 ч.

Город – 2 часа
2

Узнавание элементов городской инфраструктуры
(улицы, здания, парки).

1 ч.

3

Различение элементов городской инфраструктуры
(улицы, здания, парки).

1 ч.

Традиции, обычаи – 2 часа
4

Знание традиций и атрибутов праздников (23
февраля).

1 ч.

5

Знание традиций и атрибутов праздников (8 марта)

1 ч.

Предметы и материалы, изготовленные человеком – 2 часа.
6

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется,
намокает).

1 ч.

7

Узнавание предметов, изготовленных из бумаги
(салфетка, коробка, газета, книга и др.).

1 ч.

Продукты питания – 2 часа.
8

Узнавание (различение) мучных изделий: готовых к
употреблению (хлеб, батон, сушки).

1 ч.

9

Узнавание (различение) кондитерских изделий
(печенье, конфета).

1 ч.

IV четверть – 8 часов
Школа – 3 часа.
1

Узнавание участков школьной территории.

1 ч.

2

Различение участков школьной территории.

1 ч.

3

Знание (соблюдение) правил поведения на
территории школы.

1 ч.

Квартира, дом, двор – 2 часа

4

Узнавание (различение) частей территории двора
(место для отдыха, игровая площадка, спортивная
площадка).

1 ч.

5

Знание (соблюдение) правил безопасности и
поведения во дворе.

1 ч.

Предметы быта – 2 часа.
6

Знание назначения электроприборов (телевизор,
утюг, лампа).

1 ч.

7

Знание правил техники безопасности при
пользовании электробытовым прибором.

1 ч.

Традиции, обычаи – 1 час.
8

Знание традиций и атрибутов праздников (День
Победы).

1 ч.

Учебно-тематический план рабочей программы
по учебному предмету «Окружающий социальный мир»
3 класс
(2 ч/н х 34 = 68ч)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Итого:

Наименование тем
Школа
Квартира, дом, двор
Предметы быта
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Продукты питания
Транспорт
Город
Традиции, обычаи
Страна

Кол-во часов
11
10
12
5
10
6
6
6
2
68

Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Окружающий социальный мир»
3 класс

№
п\п

Тема урока

Кол-во Дата
часов

I четверть – 16 часов
Школа – 4 часа
1

Узнавание (различение) помещений школы.

1 ч.

2

Назначения помещений школы.

1 ч.

3

Узнавание (различение) школьных принадлежностей.

1 ч.

4

Назначения школьных принадлежностей.

1 ч.

Квартира, дом, двор – 2 часа
5

Узнавание (различение) помещений квартиры
(комната, прихожая, кухня, ванная комната, санузел).

1 ч.

6

Функциональные назначения помещений квартиры.

1 ч.

Предметы быта – 4 часа
7

Узнавание (различение) электробытовых приборов
(телевизор, утюг, лампа).

2 ч.

8

Назначения электроприборов.

2 ч.

Предметы и материалы, изготовленные человеком – 2 часа
9

Узнавание предметов, изготовленных из бумаги
(салфетка, коробка, газета, книга и др.).

2 ч.

Продукты питания -2 часа
10

Узнавание (различение) мучных изделий: готовых к
употреблению (хлеб, батон, сушки)

2 ч.

Город – 1 час
11

Соблюдение правил перехода улицы.

1 ч.

Транспорт – 1 час
12

Узнавание (различение) общественного транспорта.

1 ч.

II четверть – 16 часов
Школа - 3 часа.
1

Знание назначения помещений школы.

1 ч.

2

Знание профессий людей, работающих в школе.

1 ч.

3

Знание профессий людей, работающих в школе.

1 ч.

Квартира, дом, двор – 2 часа.
4

Узнавание частей территории двора (место для
отдыха, игровая площадка, спортивная площадка)

1 ч.

5

Знание (соблюдение) правил безопасности и
поведения во дворе.

1 ч.

Предметы быта – 2 часа
6

Узнавание (различение) электробытовых приборов
(телевизор, утюг, лампа).

1 ч.

7

Знание правил техники безопасности при
пользовании электробытовым прибором.

1 ч.

Продукты питания – 4 часа
8

Узнавание (различение) молочных продуктов по
внешнему виду, на вкус.

2 ч.

9

Узнавание упаковок с молочным продуктом.

2 ч.

Предметы и материалы, изготовленные человеком – 1 час
10

Узнавание (различение) инструментов, с помощью
которых работают с бумагой (ножницы, шило для
бумаги, фигурный дырокол).

1 ч.

Город - 1 час
11

Узнавание (различение), назначение зданий: кафе,
больница, магазин, жилой дом.

1 ч.

Транспорт - 1 час
12

Узнавание (различение) общественного транспорта.

1 ч.

Традиции, обычаи – 2 часа
13

Знание традиций и атрибутов праздников (Новый
Год)

1 ч.

III четверть – 20 часов
Школа – 2 часа
1

Знание (соблюдение) распорядка школьного дня.

1 ч.

2

Знание (соблюдение) распорядка школьного дня.

1 ч.

Квартира, дом, двор – 4 часа.
3

Знакомство с коммунальными удобствами в
квартире: отопление, канализация.

1 ч.

4

Знакомство с коммунальными удобствами в
квартире: водоснабжение, электроснабжение.

1 ч.

5

Знание (соблюдение) правил безопасности и
поведения во время аварийной ситуации в доме.

2 ч.

Предметы быта – 4 часа
6

Узнавание (различение) предметов мебели (стол,
стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет,
комод).

2 ч.

7

Знание назначения предметов мебели.

2 ч.

Транспорт – 2 час
8

Узнавание специального транспорта (пожарная
машина, скорая помощь, полицейская машина).

2 ч.

9

Различение специального транспорта (пожарная
машина, скорая помощь, полицейская машина).

2 ч.

Город – 2 часа
10

Узнавание назначение зданий: (поликлиника,
парикмахерская, почта).

1 ч.

11

Различение зданий: (поликлиника, парикмахерская,
почта).

1 ч.

Традиции, обычаи – 2 часа
12

Знание традиций и атрибутов праздников (23
февраля).

1 ч.

13

Знание традиций и атрибутов праздников (8 марта)

1 ч.

Предметы и материалы, изготовленные человеком – 2 часа.
14

Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает
в воде, дает тепло, когда горит).

1 ч.

15

Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол,
полка, деревянные игрушки, двери и др.).

1 ч.

Продукты питания – 2 часа.
16

Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых
к употреблению (колбаса, ветчина).

1 ч.

17

Правила хранения мясных продуктов.

1 ч.

IV четверть – 16 часов
Школа – 2 часа.
1

Знание распорядка школьного дня.

1 ч.

2

Соблюдение распорядка школьного дня.

1 ч.

Страна – 2 часа
3

Узнавание президента РФ (на фото, видео).

1 ч.

4

Знание названия столицы России.

1 ч.

Квартира, дом, двор – 2 часа
5

Знание (соблюдение) правил безопасности и
поведения во время аварийной ситуации в доме.
Продукты питания – 2 часа

2 ч.

6

Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых
к употреблению (крабовые палочки, консервы).

1 ч.

7

Знание правил хранения рыбных продуктов.

1 ч.

Предметы быта – 2 часа.
8

Узнавание предметов посуды (тарелка, стакан,
кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода).

1 ч.

9

Различение предметов посуды (тарелка, стакан,
кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода,
чайник).

1 ч.

Традиции, обычаи – 2 часа
10

Знание традиций и атрибутов праздников (День
Победы).

2 ч.

Город – 2 часа
11

Узнавание (различение) профессий (врач, продавец,
кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон).

2 ч.

Транспорт – 2 часа
12

Знание профессий людей, работающих на
специальном транспорте.

1 ч.

13

Знание профессий людей, работающих на
специальном транспорте.

1 ч.

Учебно-тематический план рабочей программы
по учебному предмету «Окружающий социальный мир»
4 класс

(2 ч/н х 34 = 68ч)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Итого:

Наименование тем
Школа
Квартира, дом, двор
Предметы быта
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Продукты питания
Транспорт
Город
Традиции, обычаи
Страна

Кол-во часов
11
10
12
5
10
7
5
6
2
68

Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Окружающий социальный мир»
4 класс
№
п\п

Тема урока

Кол-во Дата
часов

I четверть – 16 часов
Школа – 3 часа
1

Узнавание (различение) школьных принадлежностей:

1 ч.

2

Знание назначения школьных принадлежностей.

1 ч.

3

Представление о себе как члене коллектива класса.

1 ч.

Квартира, дом, двор – 2 часа
5

Узнавание (различение) помещений квартиры
(комната, прихожая, кухня, ванная комната, санузел).

1 ч.

6

Функциональные назначения помещений квартиры.

1 ч.

Предметы быта – 3 часа
7

Узнавание (различение) предметов посуды.

2 ч.

8

Назначение предметов посуды.

1 ч.

Предметы и материалы, изготовленные человеком – 2 часа
9

Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает
в воде, дает тепло, когда горит).

2 ч.

Продукты питания - 2 часа
10

Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к
употреблению (консервированная фасоль, кукуруза,
горошек,

2 ч.

Город – 2 час
11

Соблюдение правил перехода улицы.

2 ч.

Транспорт – 2 час
12

Узнавание (различение) общественного транспорта.

2 ч.

II четверть – 16 часов
Школа - 3 часа.
1

Знание профессий людей, работающих в школе.

1 ч.

2

Знание профессий людей, работающих в школе.

1 ч.

3

Представление о себе как члене коллектива класса.

1 ч.

Квартира, дом, двор – 2 часа.
4

Сообщение своего домашнего адреса (город, улица,
номер дома, номер квартиры).

1 ч.

5

Сообщение своего домашнего адреса (город, улица,
номер дома, номер квартиры).

1 ч.

Предметы быта – 2 часа
6

Узнавание кухонного инвентаря.

1 ч.

7

Различение кухонного инвентаря.

1ч.

Продукты питания – 4 часа
8

Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к
употреблению (консервированная фасоль, кукуруза,
горошек

2 ч.

9

Узнавание (различение) круп, требующих обработки
(приготовления) (греча, рис).

2 ч.

Предметы и материалы, изготовленные человеком – 1 час
10

Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол,
полка, деревянные игрушки, двери и др.).

1 ч.

Город - 1 час
11

Знание (соблюдение) правил поведения на улице.

1 ч.

Транспорт - 1 час
12

Узнавание (различение) общественного транспорта.

1 ч.

Традиции, обычаи – 2 часа
13

Знание традиций и атрибутов праздников (Новый
Год)

2 ч.

III четверть – 20 часов
Школа – 3 часа
1

Знание (соблюдение) распорядка школьного дня.

1 ч.

2

Представление о себе как члене коллектива класса.

1 ч.

3

Знание положительных качеств человека.

1 ч.

Квартира, дом, двор – 4 часа.
3

Знакомство с коммунальными удобствами в
квартире: отопление, канализация.

1 ч.

4

Знакомство с коммунальными удобствами в
квартире: водоснабжение, электроснабжение.

1 ч.

5

Соблюдение правил безопасности и поведения во
время аварийной ситуации в доме.

2 ч.

Предметы быта – 3 часа
6

Узнавание (различении) предметов интерьера.

2 ч.

7

Назначения предметов интерьера.

1 ч.

Транспорт – 2 час
8

Узнавание специального транспорта (пожарная
машина, скорая помощь, полицейская машина).

1 ч.

9

Различение специального транспорта (пожарная
машина, скорая помощь, полицейская машина).

1 ч.

Город – 2 часа
10

Узнавание назначение зданий: (поликлиника,
парикмахерская, почта).

1 ч.

11

Различение зданий: (поликлиника, парикмахерская,
почта).

1 ч.

Традиции, обычаи – 2 часа
12

Знание традиций и атрибутов праздников (23
февраля).

1 ч.

13

Знание традиций и атрибутов праздников (8 марта)

1 ч.

Предметы и материалы, изготовленные человеком – 1 часа.
14 15

Узнавание ( различение) инструментов, с помощью
которых обрабатывают дерево (молоток, пила,
топор).

1 ч.

Продукты питания – 3 часа.
16

Узнавание (различение) круп, требующих обработки
(приготовления) (греча, рис).

2 ч.

17

Знакомство со способами обработки (приготовления)
круп.

1 ч.

IV четверть – 16 часов
Школа – 2 часа.
1

Представление о себе как члене коллектива класса.

1 ч.

2

Знание положительных качеств человека.

1 ч.

Страна – 2 часа

3

Узнавание президента РФ (на фото, видео).

1 ч.

4

Знание (узнавание) государственной символики
(герб, флаг, гимн).

1 ч.

Квартира, дом, двор – 2 часа
5

Сообщение своего домашнего адреса (город, улица,
номер дома, номер квартиры).

2 ч.

Продукты питания – 2 часа
6

Знакомство со способами обработки (приготовления)
круп.

1 ч.

7

Знание правил хранения круп.

1 ч.

Предметы быта – 2 часа.
8

Узнавание светильников (люстра, бра, настольная
лампа).

1 ч.

9

Различение светильников (люстра, бра, настольная
лампа).

1 ч.

Традиции, обычаи – 2 часа
10

Знание традиций и атрибутов праздников (День
Победы).

2 ч.

Город – 2 часа
11

Знание (соблюдение) правил поведения в
общественных местах.

2 ч.

Транспорт – 2 часа
12

Знание профессий людей, работающих на
специальном транспорте.

1 ч.

13

Знание профессий людей, работающих на
специальном транспорте.

1 ч.

Учебно-тематический план рабочей программы
по учебному предмету «Окружающий социальный мир»
5 класс
(2 ч/н х 34 = 68ч)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Итого:

Наименование тем
Школа
Квартира, дом, двор
Предметы быта
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Продукты питания
Транспорт
Город
Традиции, обычаи
Страна

Кол-во часов
11
10
12
5
10
7
5
6
2
68

Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Окружающий социальный мир»
5 класс
№
п\п

Тема урока

Кол-во Дата
часов

I четверть – 16 часов
Школа – 3 часа
1

Узнавание (различение) школьных принадлежностей.

1 ч.

2

Знание назначения школьных принадлежностей.

1 ч.

3

Представление о себе как члене коллектива класса.

1 ч.

Квартира, дом, двор – 2 часа
5

Сообщение своего домашнего адреса (город, улица,
номер дома, номер квартиры).

1 ч.

6

Сообщение своего домашнего адреса (город, улица,
номер дома, номер квартиры).

1 ч.

Предметы быта – 3 часа
7

Узнавание (различение) часов (наручные, настенные,
механические, электронные часы).

2 ч.

8

Узнавание (различение) частей часов: стрелки,
циферблат.

1 ч.

Предметы и материалы, изготовленные человеком – 2 часа
9

Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость).

2 ч.

Продукты питания -2 часа
10

Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт,
печенье, пирожное, конфета, шоколад).

2 ч.

Город – 2 час
11

Соблюдение правил перехода улицы.

2 ч.

Транспорт – 2 час
12

Узнавание (различение) общественного транспорта.

2 ч.

II четверть – 16 часов
Школа - 3 часа.
1

Знание профессий людей, работающих в школе.

1 ч.

2

Знание профессий людей, работающих в школе.

1 ч.

3

Представление о себе как члене коллектива класса.

1 ч.

Квартира, дом, двор – 2 часа.
4

Сообщение своего домашнего адреса (город, улица,
номер дома, номер квартиры).

1 ч.

5

Сообщение своего домашнего адреса (город, улица,
номер дома, номер квартиры).

1 ч.

Предметы быта – 2 часа

6

Узнавание кухонного инвентаря.

1 ч.

7

Различение кухонного инвентаря.

1ч.

Продукты питания – 4 часа
8

Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт,
печенье, пирожное, конфета, шоколад).

2 ч.

9

Знание правил хранения кондитерских изделий.

2 ч.

Предметы и материалы, изготовленные человеком – 1 час
10

Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость).

1 ч.

Город - 1 час
11

Знание (соблюдение) правил поведения на улице.

1 ч.

Транспорт - 1 час
12

Узнавание (различение) общественного транспорта.

1 ч.

Традиции, обычаи – 2 часа
13

Знание традиций и атрибутов праздников (Новый
Год)

2 ч.

III четверть – 20 часов
Школа – 3 часа
1

Знание способов проявления дружеских отношений
(чувств).

1 ч.

2

Знание способов проявления дружеских отношений
(чувств).

1 ч.

3

Знание положительных качеств человека.

1 ч.

Квартира, дом, двор – 4 часа.
3

Узнавание своего домашнего адреса (на слух,
написанного).

1 ч.

4

Узнавание своего домашнего адреса (на слух,
написанного).

1 ч.

5

Соблюдение правил безопасности и поведения во
время аварийной ситуации в доме.

2 ч.

Предметы быта – 3 часа
6

Узнавание (различение) частей часов: стрелки,
циферблат.

2 ч.

7

Знание назначения часов (частей часов).

1 ч.

Транспорт – 2 час
8

Узнавание специального транспорта (пожарная
машина, скорая помощь, полицейская машина).

1 ч.

9

Различение специального транспорта (пожарная
машина, скорая помощь, полицейская машина).

1 ч.

Город – 2 часа
10

Узнавание назначение зданий: (поликлиника,
парикмахерская, почта).

1 ч.

11

Различение зданий: (поликлиника, парикмахерская,
почта).

1 ч.

Традиции, обычаи – 2 часа
12

Знание традиций и атрибутов праздников (23
февраля).

1 ч.

13

Знание традиций и атрибутов праздников (8 марта)

1 ч.

Предметы и материалы, изготовленные человеком – 1 часа.
14 15

Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза,
стакан, оконное стекло, очки и др.).

1 ч.

Продукты питания – 3 часа.
16

Узнавание (различение) круп, требующих обработки
(приготовления) (греча, рис).

2 ч.

17

Знакомство со способами обработки (приготовления)
круп.

1 ч.

IV четверть – 16 часов

Школа – 2 часа.
1

Представление о себе как члене коллектива класса.

1 ч.

2

Знание способов проявления дружеских отношений
(чувств).

1 ч.

Страна – 2 часа
3

Узнавание президента РФ (на фото, видео).

1 ч.

4

Знание (узнавание) государственной символики
(герб, флаг, гимн).

1 ч.

Квартира, дом, двор – 2 часа
5

Написание своего домашнего адреса.

2 ч.

Продукты питания – 2 часа
6

Знакомство со способами обработки (приготовления)
круп.

1 ч.

7

Знание правил хранения круп.

1 ч.

Предметы быта – 2 часа.
8

Узнавание светильников (люстра, бра, настольная
лампа).

1 ч.

9

Различение светильников (люстра, бра, настольная
лампа).

1 ч.

Традиции, обычаи – 2 часа
10

Знание традиций и атрибутов праздников (День
Победы).

2 ч.

Город – 2 часа
11

Знание (соблюдение) правил поведения в
общественных местах.
Транспорт – 2 часа

2 ч.

12

Знание профессий людей, работающих на
специальном транспорте.

1 ч.

13

Знание профессий людей, работающих на
специальном транспорте.

1 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».