Программа по защите детей от жестокого обращения

Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной программе
в соответствии с ФГОС образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»

«РАССМОТРЕНА»

«УТВЕРЖДЕНА»

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская
школа-интернат»
протокол № 1 от «30» августа 2021 г.

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат» от «31» августа 2021 г.

Программа по защите детей от жестокого обращения
«Против насилия - за безопасность и уважение»

2021 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основании
следующих документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся»);
 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 года N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" от
28.01.2021 N 2;
 Инструктивно
–
методические
рекомендации
комитета
общего
и
профессионального образования Ленинградской области от 20.08.2021 г. № 19 –
19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28
декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»;
 Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
 Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность
образовательного учреждения.
Актуальные проблемы сегодняшнего дня – жестокость и агрессивность
несовершеннолетних, безнадзорность и зависимое поведение подростков – являются
следствиями проблемы насилия над детьми. Насилие бывает: физическое, сексуальное,
психическое, эмоциональное, пренебрежение интересами и нуждам ребенка,
самоистязание.
Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации
Решение своих проблем дети - жертвы насилия - часто находят в криминальной,
асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к
алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые
действия.
Источниками насилия для детей и подростков часто являются их сверстники,
родители или родственники, соседи, случайные знакомые, страдающие психическими
аномалиями и имеющие глубокие психологические проблемы, педагоги и воспитатели, а
тек
же
школа
как
социальный
институт.
Однако ситуации насилия взрослыми в школе и семье, жестокого обращения
(буллинг –индивидуальное и моббинг - групповое насилие) в детской среде чаще всего
отрицается и умалчивается по принципу, чтобы «сор не вышел из избы». Обнаруживается

несостоятельность педагогических кадров, родителей, иных структур в совладении с
насилием
несовершеннолетних.
Цель данной программы:




Признание, что проблема насилия существует, определить масштаб проблемы.
Содействие изменению общественного сознания о проблеме насилия,
направленному на неприятие насилия в любой форме.
Помощь в профилактике детской агрессивности и жестокости.

Ожидаемый результат




Создание атмосферы нетерпимости к любому акту насилия в семье и школе;
Подготовка взрослых (учителей, воспитателей, родителей, психолога, социального
педагога, медицинских работников) к реагированию в ситуации травли и насилия.
Повышение культуры толерантности в диаде «учитель – ученик».

Задачи








проводить профилактические и психологические исследования по данной
проблеме;
собрать банк проблем и ситуаций, связанных с жестоким обращением и насилием в
школе и семье;
организовать информационное и методическое обеспечение социального педагога,
психолога, родителей, классных руководителей, воспитателей и других лиц,
занимающихся воспитанием детей;
проводить
обучающие психологические семинары
для
специалистов,
задействованных в решении проблемы насилия в семье и школе
вести работу с детьми и подростками по формированию стиля жизни без насилия

Шаги реализации
1. Профилактическая, правовая и психологическая работа в школе по
предотвращению жестокости и насилия в детской среде совместно с сотрудниками
ОДН, специалистами КДН.
2. Оказание психологической помощи жертвам насилия, тренинги по
конфликтологии для агрессивно-ориентированных школьников.
3. Проведение обучающих семинаров для педагогов и родителей по пониманию
насилия в семье и школе с практическими занятиями, обучающими работе как с
жертвами насилия, так и с самими насильниками.

Мероприятия по реализации программы
№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.

Выявление несовершеннолетних
воспитанников «группы риска»

Начало учебного
года

2.

Организация алгоритма
взаимодействия и четкое
распределение ответственности
между структурами в выполнении
задач
Психологическая помощь
несовершеннолетним
воспитанникам «группы риска»:

Начало учебного
года

-анкетирование

Постоянно

3.

Учителя,
воспитатели,
психолог, соц.
педагог,
медперсонал
Администрация
школы, сотрудники
ОДН, УВД,
специалисты КДН
Психолог,
медицинские
работники

-групповые и индивидуальные
тренинги

4.

- индивидуальные беседы
Психологическое сопровождение
родителей, пренебрегающих
основными потребностями
ребенка

Постоянно

5.

Мероприятия, направленные на
формирование правовых основ,
знание законов, ГКРФ, УКРФ

В течение года

6.

Проведение бесед с освещением
проблем детской безнадзорности,
жестокости и насилия

В течение года

7.

Организация досуга
воспитанников:

По плану

- проведение подвижных игр,
прогулок во время перемен;
- вовлечение детей «группы
риска» в кружковую работу,
спортивные секции;

8.

9.

- проведение Клубов выходного
дня;
Коррекция и развитие
эмоционально – волевой сферы
(сказкотерапия, музыкотерапия,
игротерапия, психодрама и др.)
Профилактика аддиктивного
поведения (линейки, конкурсы
рисунков, праздники, классные

Администрация
школы,
педколлектив,
социальный педагог.
психолог
Учитель
обществознания,
инспектор ОДН, соц.
педагог
Кл. руководители,
воспитатели,
сотрудники ОДН,
УВД, КДН
Зам. директора по
УВР, ст.
воспитатель, педагог
– организатор,
учителя,
воспитатели,
инструктор по
физкультуре

По плану

Психолог, кл.
руководители.
воспитатели

В течение года

Кл. руководители,
воспитатели,
медицинские

10.

часы с включением тренинговых
упражнений, игр, просмотр
видеоматериалов, беседы с
врачом – наркологом)
Мониторинг правонарушений
среди учащихся школы

работники, психолог

1 раз в четверть

11.

Ведение диагностических карт,
индивидуальных дневников
педагогических наблюдений
учащихся, воспитанников

Постоянно

12.

Повышение культуры
толерантности в диаде «учитель –
ученик»:

По плану
методической
работы школы

Администрация
школы, сотрудники
ОДН, КДН
Кл, руководители,
воспитатели, соц.
педагог, психолог,
зам. директора по
УВР, ст. воспитатель
Зам. директора по
УВР, психолог,
учителя.
воспитатели

- разработка моделей общения;
- психологические тренинги;
- передача положительного опыта
работы по теме

При организации профилактики необходимо учитывать два основных содержательных
направления: работа с потенциальными агрессорами (педагоги, родители, школьники) и
работа с потенциальными жертвами (те же группы). Важным блоком в этой системе
должна стать деятельность по формированию психоэмоциональной среды учебного
заведения, которая включает систему взаимоотношений между всеми субъектами
образовательного процесса. Все эти действия наглядно представлены на схеме.

Субъекты
дети

родители

педагоги

администрация

Направления работы
Работа с потенциальными
жертвами
• повышение самооценки;
• выработка навыков
безопасного поведения;
• снятие психологического
комплекса «жертвы»;
• тренинг уверенного общения;
• снятие страхов и др.

Работа с потенциальными
агрессорами
• выработка навыков саморегуляции;
• тренинг общения без насилия;
• формирование опыта сотрудничества;
• снятие психологических установок агрессивного поведения и др.

Ф ормирование безопасной среды
• расширение свобод и возможностей выбора
видов деятельности;
• введение принципов «педагогики сотрудничества»
и «педагогической поддержки»;
• расширение системы совместной деятельности
всех субъектов образования;
• введение сиситемы договорных отношений;
• создание психологического климата взаимного
уважение и доверия и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».