Программа К истокам духовности

Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной программе
в соответствии с ФГОС образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»

«РАССМОТРЕНА»

«УТВЕРЖДЕНА»

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская
школа-интернат»
протокол № 1 от «30» августа 2021 г.

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат» от «31» августа 2021 г.

Подпрограмма «К истокам духовности»
(русские народные традиции и православная культура в духовно – нравственном
воспитании детей)

г. Приморск
2021 г.

Пояснительная записка
Духовность и нравственность: почему этим категориям большое внимание
специалисты в разных областях жизнедеятельности человека? Потому что именно
«питание духа» и образование нравов детей – важнейшая проблема национальной
безопасности отдельно взятого государства и общечеловеческой безопасности.
Толковый словарь Ожегова определяет эти понятия следующим образом:
духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и
интеллектуальных интересов над материальными;
нравственность – 1) внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек,
этические нормы; 2) правила поведения, определяемые этими качествами.
Новые стандарты в образовании и воспитании ориентирует педагогов
на
воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из
приоритетных
задач
государства
в
сфере
образования.
Новизна программы заключается в том, что данная программа интегрирует
различные образовательные линии: культурологическую, православную, краеведческую –
в единое образовательное содержание.
Источниками духовности в процессе формирования и развития духовно-нравственной
личности школьника являются:

воспитание патриотизма, знакомство с историко-культурным наследием русского
народа;

обращение к духовно – нравственным традициям православной культуры.

развитие взаимодействия и сотрудничества семьи и школы.
Программа «К истокам духовности» составлена в соответствии с социальным запросом
семьи и общества.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской
культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования
нравственной личности гражданина и патриота России. Особое значение имеет
возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной
Православием.
Народная культура интересна детям школьного возраста, так как воплощена в
доступных для них формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари.
Мир народной культуры яркий и выразительный, он открывает детям нравственные
ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле, к
предкам, - в этом и состоит его воспитательное значение.
В настоящее время в нашей стране повышается интерес к национальным
особенностям страны, нации, к истокам культурного наследия. Задача современного
человека – сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими
поколениями. При знакомстве детей с обычаями, традициями праздничной культуры
необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании.
Чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, надо
стремиться к примирению настоящего с прошлым и возрождать то, что будет
способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека.
Целесообразно в первую очередь знакомить детей с народными традициями, и
только потом – с православными праздниками, так как детям иногда недоступен смысл

обрядов, они воспринимают только внешнюю сторону вопроса, а тот смысл, который
придавался нашими предками, истолковывается по-своему.
Данная программа дает возможность детям почувствовать целостность мира
культуры русского народа, в котором невозможно разъединить на части отдельные
понятия и явления, разделить духовную и материальную культуру.
Актуальность данной программы обуславливается повышением интереса к
народной культуре в СМИ и в повседневной жизни, в общеобразовательных учреждениях
вводятся уроки православия.
Программа рассчитана на реализацию в течение полного учебного года с детьми
разного возраста. Основная форма работы – групповая. Образовательный процесс
строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и
особенностями детей, что предполагает возможную коррекцию времени и режима
занятий. Периодичность занятий зависит от календарной даты проведения праздников.
Цель программы:
Формирование духовно-нравственного отношения к окружающему миру путем
приобщения к истокам русской народной культуры и духовным традициям.
Задачи программы:
 воспитание у детей уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к
истории и культуре своего народа;
 формирование и коррекция духовно – нравственных качеств личности путем
ознакомления детей с народным творчеством;
 приобретение основных знаний о традициях и обычаях народных и православных
праздников.
Принцип интеграции: сочетание духовно-нравственного воспитания в эстетическое,
интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Прогнозируемые результаты:
В результате освоения программы у воспитанников формируются более полные
знания по народной культуре, воспитывается уважение к традициям русского народа.
Дети должны:
 знать даты проведения основных праздников народного и православного
календарей;
 ориентироваться в традициях народной культуры;

знать календарные и семейные обряды, обычаи;
 научиться использовать элементы народной культуры в повседневной жизни;
 овладеть навыками общения, чувствовать себя комфортно в любой остановке.
Формы работы:
- занятия в Краеведческом музее;
- сотрудничество и взаимопосещение русских традиционных праздников с другими
организациями («Вересок», Дом Детского Творчества, Дом Культуры, библиотеки и др.)
- общешкольные мероприятия;
- традиционные русские народные праздники и подготовка к ним;
- изучение народных традиций через чтение книг, просмотр видеофильмов;
-подготовка и выставки творческих работ воспитанников;
-участие в конкурсах;
- викторины;
- инсценировки;

- итоговые концерты для учителей и родителей.
- факультативные занятия, внеурочная деятельность, беседы, игры нравственного
и духовно-нравственного содержания.
- экскурсии в храмы города, по православным местам; целевые прогулки (по городу,
району, в областной центр).
- встречи с интересными людьми
Содержание программы:
Содержание программы духовно-нравственного воспитания «К истокам духовности»
включает в себя сотрудничество, сотворчество, совместную работу школы, семьи,
Приморской школы искусств, Воскресной школы Приморского православного храма,
Краеведческого музея, детских образовательных учреждений, музеев, общественных
организаций.
1. Знакомство с праздниками народного и православного календарей. Основные
отличия традиции, символы. История возникновения.
2. Посещение Краеведческого музея (еженедельно)
3. Посещение Воскресной школы, поездки, организованные служителями церкви.
4. Праздники осеннего народного и православного календаря:
 Беседа «Покрова»: история праздника, дата проведения, основные обычаи и
традиции.
 Праздничная программа «Покрова».
 Занятие «Что такое Пост?»: традиции, виды, значение.
5. Праздники зимнего народного и православного календаря:
 Занятие «Рождество Христово»: исторические факты, дата проведения,
традиции.
 Познавательно- развлекательная программа «Рождественские посиделки».
 Занятие «Святки»: содержание, традиции, дата проведения.
 Занятие «Крещение»: содержание, традиции, дата проведения.
 Занятие «Масленица»: история возникновения, дата проведения, символы,
обряды, традиции.
 Праздничная программа «Здравствуй, Масленица широкая!».
6. Праздники весеннего народного и православного календаря:
 Занятие «Авдотья Плющиха»: содержание, традиции, народные приметы, дата
проведения, обряды.
 Праздничная программа «Авдотья Плющиха».
 Занятие «Герасим – Грачевник»: содержание, дата проведения, традиции,
обряды, символы.
 Праздничная программа «Герасим – Грачевник».
 Занятие «Пасха»: история, значение, традиции, обряды, символы.
 Познавательная программа «Пасха – светлый праздник»;
 Познавательно- развлекательная программа «Красная горка».
 Занятие «Вознесение»: содержание, значение, календарное время проведения.
 Занятие «Радуница» - история, значение, обряды, традиции.
 Занятие «Сёмик» - история, значение, обряды, традиции.
 Занятие «Егоров день»: история, календарное время проведения, значение
праздника, обряды и традиции.
 Познавательная игровая программа «Егорьев день».
 Занятие «Троица»: содержание, значение, традиции.
 Познавательная игровая программа «Троицына берёзка».
 Познавательная игровая программа «Никита Гусятник».
 Заключительное занятие.
Список литературы:

1. Батурина Г., Лисова К., Суворова Г. Нравственное воспитание школьников на
народных традициях. М., Народное образование, 2002г.
2. Православные праздники, Минск, изд. АСТ, 2006г.
3. Бармина З.И. Русский дом, изд. Нижний Новгород, 1994г.
4. Зацепина М.Б., Антонова Т.В., Народные праздники в детском саду, М., Мозаика Синтез, 2006г.
5. Журнал «Дополнительное образование и воспитание» № 1, 2007г.
6. Журнал «Классный руководитель» № 5, 2003г.
7. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации»,
М., Айрис – пресс, 2004г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».