Программа по духовно - нравственному воспитанию . Уроки нравственной жизни.

Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной программе
в соответствии с ФГОС образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»

«РАССМОТРЕНА»

«УТВЕРЖДЕНА»

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская
школа-интернат»
протокол № 1 от «30» августа 2021 г.

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат» от «31» августа 2021 г.

Программа по духовно – нравственному воспитанию

«Уроки нравственной жизни»

2021 год

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основании
следующих документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся»);
 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 года N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" от
28.01.2021 N 2;
 Инструктивно
–
методические
рекомендации
комитета
общего
и
профессионального образования Ленинградской области от 20.08.2021 г. № 19 –
19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28
декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»;
 Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
 Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность
образовательного учреждения.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития «Уроки нравственной
жизни» учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»,
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена
на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и
талантов учащихся, подготовку их к самостоятельной жизни.
В программу «Уроки нравственной жизни» входят три подпрограммы:
«К истокам духовности»
«Я – россиянин!»
«Школа и семья – партнеры и друзья»

1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс
усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы
общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей
многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации
последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности,
формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе
традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим
людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Основная педагогическая цель — воспитание, социально-педагогическая
поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного
и компетентного гражданина России.
В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования
— высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее
своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального
народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного воспитания:
в области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого
потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной
деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного
образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции —
«становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно
своей совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) —
способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм,
давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения;
• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости
определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о
добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной
нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и
этнических духовных традиций;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно
оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и
поступкам;
• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям,
совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их
результаты;
• развитие
трудолюбия,
способности
к
преодолению
трудностей,
целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения
противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим
угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности
личности.
В области формирования социальной культуры:
• формирование основ российской гражданской идентичности;
• пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями в решении общих проблем;
• укрепление доверия к другим людям;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и
сопереживания другим людям;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным
российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения,
уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни
представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• формирование отношения к семье как основе российского общества;
• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям,
осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях
и уважения к ним;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими
традициями российской семьи.

2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания
учащихся.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания
учащихся школы - интерната согласуются с традиционными источниками нравственности,
которыми являются следующие ценности:
• патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение
Отечеству;
• социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие
к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие,
милосердие, честь, достоинство,
• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство,
гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и
вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие,
здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о
продолжении рода;

• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя
гармония, самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость,
способность к личностному и нравственному выбору;
• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание,
целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина
мира;
• традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни
человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе
межконфессионального диалога;
• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека,
нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля,
экологическое сознание;
• человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов,
прогресс человечества, международное сотрудничество.
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы
и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или
иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта
созидательной реализации этих ценностей на практике.
3. Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации
пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной
социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически
интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально
коммуникативную и др. на основе базовых национальных ценностей, традиционных
моральных норм, национальных духовных традиций народов России.
Реализация программы предполагает создание социально открытого
пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые
смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной
программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
 в содержании и построении уроков;
 в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной
и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
 в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности
учащихся;
 в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности
и смысла
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования
требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания:
семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения, и
организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ,
традиционных российских религиозных объединений.
В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся лежат следующие принципы.

Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на
определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности
воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Воспитательный
идеал
поддерживает
внутреннее
(смысловое,
содержательное,
процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность
согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Программа
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся направлена на достижение
национального воспитательного идеала.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание
духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника. Их отбор среди
огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических,
общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного
идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий
метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания
отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора,
совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и
внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка,
побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию,
обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных
отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в
жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа,
персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный
воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития
обучающегося имеет пример педагога.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое
отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В
школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности,
развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте
выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоциональнопривлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в
образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили.
Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного
воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений
большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями
(законными представителями), педагогом и другими значимыми взрослыми. Наличие
значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на
диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права
воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он
полагает как истинную.
Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и
монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами
равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы
ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребёнка со
значимым другим. Содержанием того педагогически организованного общения должно
быть совместное освоение базовых национальных ценностей.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс
развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный
характер. Школьник включён в различные виды социальной, информационной,
коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко

противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни
предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития
и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание,
направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое
укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной,
внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности школьников. Интеграция
содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их
духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется и на основе базовых
национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как
вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? Семья? Милосердие?
Закон? Честь? и т. д. Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через
вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для
решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными
субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
• общеобразовательных дисциплин;
• произведений искусства;
• периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих
современную жизнь;
• духовной культуры и фольклора народов России;
• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей
семьи, жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;
• общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках
педагогически организованных социальных и культурных практик;
• других источников информации и научного знания.
Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности.
4. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания
учащихся
По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и
воспитания, обучающихся планируется достижение следующих результатов:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам
и обязанностям человека:
 ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному
культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской
Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
 элементарные представления об институтах гражданского общества, о
государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее
значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии
своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
 первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества,
национальной истории и культуры;
 опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической
позиции;
 опыт социальной и межкультурной коммуникации;
 начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина,
семьянина, товарища.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

 начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного
поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между
поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных
социальных групп;
 нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и
младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
 уважительное отношение к традиционным религиям;
 неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку,
находящемуся в трудной ситуации;
 способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском
обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и
поступков других людей;
 уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим,
заботливое отношение к младшим;
 знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное
отношение к ним.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
 ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым
достижениям России и человечества, трудолюбие;
 ценностное и творческое отношение к учебному труду;
 элементарные представления о различных профессиях;
 осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
 первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и
личностно значимой деятельности;
 потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее
привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
 мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и
практической, общественно полезной деятельности.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
 ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих
людей;
 элементарные представления о взаимной обусловленности физического,
нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья
человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
 первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
 представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его
образования, труда и творчества;
 знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения,
рекламы на здоровье человека.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание):
 ценностное отношение к природе;
 первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к
природе;
 элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе
в культуре народов России, нормах экологической этики;
 первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на
пришкольном участке, по месту жительства;

 личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
 первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
 первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
 элементарные представления об эстетических и художественных ценностях
отечественной культуры;
 первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества,
этнокультурных традиций, фольклора народов России;
 первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических
объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому
себе;
 первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой
деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах
творчества;
 мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве
образовательного учреждения и семьи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».