Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» «РАССМОТРЕНА» «УТВЕРЖДЕНА» на педагогическом совете ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат» протокол № 1 от «30» августа 2021 г. приказом № 12 по ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат» от «31» августа 2021 г. Программа совместной деятельности школы с родителями учащихся «Школа и семья – партнеры и друзья» Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основании следующих документов: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»); Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" от 28.01.2021 N 2; Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 20.08.2021 г. № 19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»; Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения. Современная школа – это открытая социально – педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному сотрудничеству. Такое взаимодействие позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. Цель программы: Создание условий для формирования партнерского взаимодействия школы и семьи. Задачи программы: 1. Использовать активные формы организации психолого – педагогического просвещения родителей. 2. Активизировать работу органов родительского самоуправления через проведение общешкольных, классных родительских собраний. 3. Организовать методическую работу по освоению педагогами школы: - методов изучения семьи; - диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями; - активных современных способов организации совместной деятельности родителей и детей. Программа состоит из трех этапов: Первый этап – организационно – подготовительный. Цель: создание банка данных о семьях учащихся (диагностика и составление социального паспорта семьи). Второй этап – практический. Цель: налаживание позитивной связи: школа – ребенок- семья. Необходимо добиваться, чтобы семейное воспитание находилось в гармонии со школьным воспитанием, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы. Поэтому значительное место в реализации программы отводится психолого – педагогическому просвещению родителей, которое предполагает разнообразные формы работы. Третий этап – заключительный. Цель: поведение итогов, мониторинг, анализ результатов эффективности реализации программы, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа Формы взаимодействия педагогов и родителей: - родительские собрания; - семейные гостиные; - спортивные соревнования; - экскурсии; - дни открытых дверей в ОУ; - выставки семейного творчества; - индивидуальные и групповые консультации; - тематические беседы; - анкетирование, тестирование. Условия реализации программы: 1. Установление партнерских отношений с семьей, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. 2. Создание системы просветительской деятельности с родителями и семьями учащихся. 3. Использование различных форм совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов. 4. Уважительное отношение педагогов с родителями с учетом их культурной, религиозной и национальной принадлежности. 5. Обеспечение прав родителей на участие в учебно – воспитательном процессе. 6. Активное включение в работу с семьей администрации школы, педагога – психолога, социального педагога, учителей, воспитателей. Основные направления реализации программы: 1. Диагностика семьи: - изучение образа жизни семей; - выявление особенностей семейного воспитания; - составление характеристик семей обучающихся; - выявление положения детей в системе семейных отношений. 2. Работа с социально неблагополучными семьями: - составление социального паспорта классов, школы; - обследование жилищных и материальных условий опекунских, малообеспеченных, неблагополучных семей; 3. Взаимодействие семьи и школы: - создание условий для участия родителей в учебно – воспитательном процессе; - работа родительского лектория; - проведение дня открытых дверей в ОУ. 4. Организация досуга: - создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся; - пропаганда здорового образа жизни; Организация совместной деятельности Формы деятельности Мероприятия Предметные декады, дни открытых уроков, Познавательная олимпиады, КВН, выпуск стенгазет по предметам Оформление и озеленение классов, спален; Трудовая благоустройство и озеленение школьного двора, выставки творческих работ Досуговая Совместные праздники, концерты, соревнования, конкурсы, экскурсии Спортивная и туристическая Дни здоровья, походы, спортивные соревнования 5. Просветительская деятельность: Организация психолого – педагогического просвещения родителей через: - родительские собрания; - индивидуальные беседы; - дни открытых дверей; - оказание психологической помощи; - предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций. 6. «Школа будущего первоклассника» Важную роль в улучшении семейного воспитания играет система педагогического всеобуча родителей. Сущность работы заключается в оказании родителям помощи по подготовке ребенка к школе: - психолого – педагогическая диагностика уровня готовности ребенка к школе; - консультации для родителей по итогам диагностики; - индивидуальные собеседования родителей с администрацией ОУ, психологом, учителями начальных классов, социальными педагогами, логопедом, врачом – педиатром; - анкетирование родителей; - проведение дня открытых дверей для родителей будущих первоклассников. 7. Предполагаемые результаты: 1. Участие родителей в управлении ОУ (родительский комитет, Попечительский совет). 2. Вовлечение родителей в учебно – образовательный процесс. 3. Повышение психолого – педагогических знаний родителей. 4. Формирование положительного отношения к школе.