РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СНР

Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе
в соответствии с ФГОС образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы».
РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО
приказом № _12_

на педагогическом совете

по ГКОУ ЛО «Приморская школа-

ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
(протокол № __01__ от «30» августа_2021_года)

интернат»
от «_30_» __августа___ 2021__ года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (2)
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СИСТЕМНОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) УМЕРЕННОЙ И
ТЯЖЁЛОЙ СТЕПЕНИ

г. Приморск
2021 г.

Содержание

Нормативно-правовая база…………………………………………………………………..3
I Целевой раздел
1. Пояснительная записка……………………………………………………………..4
1.1.Характеристика нарушений

речевого

развития

детей умственной

отсталостью……………………………………………………………………………..6
1. 2.Цели и задачи образовательной деятельности по реализации рабочей
программы……………………………………………………………………………….9

1.3 Принципы и подходы к формированию программы…….……………………..10
II Содержательный раздел
2. Содержание логопедической работы…………………………..………………….13
2.1 Планируемые результаты освоения программы………………………………...26
2.2 Оборудование и документация……………………………………………………31
2.3 Оценочные средства и методические материалы к рабочей программе……….33
III Организационный раздел
3.Условия реализации рабочей программы………………………………………….34
3.1 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения
рабочей программы учителя-логопеда с детей с ИН…………………………..…...35
3.2 Формы сотрудничества с родителями обучающихся ……………………...….37
Приложение № 1 «Примерное календарно-тематическое планирование по преодолению
системного недоразвития речи
Приложение № 2 «Контрольно-измерительные материалы (КИМ) для выявления
динамики в

развитии устной и письменной речи

Приложение № 3 «Речевая карта»

2

Нормативно-правовая база
Рабочая программа логопедических занятий по преодолению системного недоразвития у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умеренной и
тяжелой степени составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении
федерального

государственного

образовательного

стандарта

образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1015
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 года N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" от
28.01.2021 N 2;
5. Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и
профессионального образования Ленинградской области от 20.08.2021 г. № 19 –
19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году;
6.Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

28

декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования».
7. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования для
обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями
развития. (АООП) (вариант 2)
8.Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
3

9.Другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими
деятельность образовательного учреждения.

I.

Целевой раздел

1. Пояснительная записка

Лица со сложной структурой дефекта являются инвалидами детства; имея грубые
нарушения познавательной деятельности, речи и эмоциональной сферы, они не способны
к самостоятельной жизни и требуют постоянного надзора и опеки. Однако при
организации специального обучения они усваивают элементарные формы коммуникации,
овладевают несложными трудовыми и социальными навыками, т.е. могут быть в
определенной степени интегрированы в общество. Таким образом, понимание
возможностей их самоидентификации, социализации при ежедневном освоении жизненно
важных навыков становится доминирующей идеей.
Поэтому важным для работы с такими детьми является поиск позитивных, резервных
возможностей его развития. Умение увидеть «сохранное и здоровое» является основой для
построения коррекционной программы. Усилия специалистов должны быть направлены
на поиск «симптомов борьбы» ребенка со сложной структурой дефекта с собственным
нарушением интеллекта. Следуя за его возможностями, можно намечать ориентиры его
социализации.
Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью является наиболее
сложным и специфичным периодом, что обусловлено тяжестью их психофизических и
возрастных особенностей.
Опыт работы с детьми со сложной структурой дефекта показал, что эти дети
развиваются, они способны к обучению и последующей социальной адаптации. Обучение
их эффективно в том случае, если оно ведется систематично, организовано в соответствии
с их возрастными и психофизическими особенностями, направлено на их социализацию и
приспособление к жизни в условиях включенности в окружающую среду.
Задача образования ребенка с проблемами интеллектуального развития заключается не
только и не столько в приобретении им знаний, умений и навыков, сколько в развитии и
становлении всех сторон его личности. Успех возможен только в том случае, когда каждый
обучающийся

рассматривается как индивидуальность, имеющая свои личностные

особенности и различные возможности развития.

4

Приоритетной задачей в работе с детьми со сложной структурой дефекта становится их
социальное развитие в целом, а не только систематическое обучение. Должны быть
созданы условия обучения и воспитания детей, которые способствуют:

•

возникновению желания познавать окружающий мир;

•

развитию их социального поведения;

•

расширению круга общения с людьми, овладению всеми возможными
средствами вербальной и невербальной коммуникации;

•

формированию культурных навыков, усвоению социальных норм и правил.
В эмоционально-волевых и личностных проявлениях дети с тяжелой
умственной недостаточностью неодинаковы, что частично связано с
разнообразием клинических форм патологии. Они значительно различаются
по эмоциональному настрою, возможностям и навыкам общения, навыкам
социального

поведения.

У

некоторых

эмоционального состояния,

наблюдается

нестабильность

негативизм, неожиданные аффективные

вспышки, они конфликтуют с детьми и нуждаются в постоянном внешнем
регулировании их деятельности. Другие эмоционально адекватны, ласковы,
привязчивы. Все дети эмоционально зависимы от взрослых, от обстановки и
социально беспомощны.
Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 АООП характерно
интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой
степени, системное недоразвитие речи выраженное в различной степени тяжести,
возможно и в сочетании с локальными или системными нарушениями зрения, слуха,
опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоциональноволевой сферы.
У детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости затруднено
или невозможно формирование устной и письменной речи, что требует для большей части
обучающихся использования разнообразных невербальных (альтернативных) средств
коммуникации (жеста, мимики, системы символов, пиктограмм). При этом обучение
выстраивается таким образом, чтобы невербальные средства стали предпосылкой, а не
препятствием

к

овладению

словесными

средствами

общения.

Использование

невербальных средств общения станет обходным путем в организации и успешной
социализации в обществе.

5

Таким образом, обучение детей со сложной структурой дефекта направлено на
достижение оптимального для каждого ребенка уровня развития в физическом,
интеллектуальном, эмоциональном, социокультурном планах.

1.1 Характеристика нарушений речевого развития детей умственной отсталостью

Нарушения речи у умственно отсталых детей представляют собой нарушение речевой
деятельности в целом. Структура речевого дефекта у детей с умственной отсталостью
является неоднородной. Это обусловлено тем, что нарушения

речи у этих детей

вызываются целым комплексом биологических и социальных факторов, воздействующих
на формирование различных уровней речевой функциональной системы. Однако ведущим
нарушением, при всех вариантах структуры речевого дефекта у умственно отсталых детей
является недоразвитие семантического компонента речи. Нарушения речевого развития у
детей данной категории проявляются в раннем возрасте.
Раннее органическое поражение центральной нервной системы приводит в большинстве
случаев к грубому недоразвитию речи и всех её функций. Это обнаруживается уже в
доречевой период и проявляется в слабой выраженности гуления, в позднем появлении
активного лепета. Характерно, что лепет почти не структурируется, в нем едва
просматриваются ритмические структуры (серии слогов, организованные по принципу
повторности и чередования). Но главное - почти отсутствует ответный лепет, то есть лепет
в ответ на обращение взрослого. Отмечается запаздывание появления первых слов; весьма
замедленно, затрудненно протекает процесс овладения фразовой речью; переход от
отдельных слов к двусловному предложению растягивается (по сравнению с нормально
развивающимися сверстниками) на долгое время. У детей с интеллектуальными
проблемами медленно образуются и закрепляются речевые формы, слабо выражена
самостоятельность речевого творчества, наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие,
не

развит

артикуляционный

аппарат,

отмечаются

полиморфное

нарушение

звукопроизношения, не сформировано фонематическое восприятие, доминирование в речи
имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия,
признаки и отношения, снижена речевая активность. В речи типичны аграмматизмы,
проявляющиеся как в сложных, так и в простых формах словоизменения; нарушено
словообразование; характерна слабая сформированность связной речи или еѐ отсутствие.
Характерные особенности просодической стороны речи детей с нарушением интеллекта
6

выражены в том, что их речь монотонна, маловыразительна и лишена эмоций. В речевых
нарушениях преобладает семантический (смысловой) дефект. Нарушения речи очень
стойки.
Среди детей с нарушением интеллекта есть обучающиеся с различным уровнем развития
речи:

• совсем не владеющие активной речью;
• владеющие небольшим словарным запасом и простой фразой;
• владеющие формально хорошо развитой речью.
Нарушения звукопроизношения определяются комплексом патологических факторов.
Выделяют следующие основные причины нарушений звукопроизношения у детей с
нарушением интеллекта: несформированность познавательных процессов, направленных
на овладение звуковым составом речи; позднее развитие фонематического слуха;
недоразвитие общей и речевой моторики ( нередки остаточные явления параличей, парезов
речевой мускулатуры, что резко ограничивает возможности овладения правильным
произношением звуков речи); аномалии в строении органов артикуляции: губ, твердого и
мягкого неба, челюстей.
Инертность нервных процессов, плохая переключаемость процессов возбуждения и
торможения проявляются у детей с нарушением интеллекта при постановке и особенно
при автоматизации звуков. Коррекция нарушений звукопроизношения связана с
формированием речевой функции в целом, так как дефекты звукопроизношения
проявляются на фоне системного недоразвития речи умственно отсталых детей.
Недоразвитие понимания речи сочетается с недоразвитием самостоятельной речи.
Выполняют какие-либо действия, контактируют друг с другом, играют дошкольники, как
правило, молча. Они не сопровождают свои действия речью и лишь иногда произносят
отдельные слова фиксирующего характера. Многие из детей пользуются жестами,
мимикой, движениями головы с целью сообщить о своих потребностях, желаниях,
положительных или отрицательных впечатлениях о происходящих вокруг них событиях и
т.д.
У умственно отсталых детей различные компоненты языковой системы нарушаются
неоднозначно, в большей мере страдает семантический компонент языковой системы, в
меньшей – план выражения. Более грубо нарушен синтаксический компонент, чем
морфологическая система языка, в которой лучше усваиваются формы с простым,
конкретным значением. Сенсомоторный уровень речи у одних детей является сохранным,

7

у других же – нарушены как моторика, так и сенсорно – перцептивный уровень восприятия
речи.
Речь детей с интеллектуальной недостаточностью отличается от речи их сверстников в
норме. Они часто не могут установить и объяснить связи между предметами, событиями,
персонажами художественных произведений, людьми в окружающей обстановке; плохо
рассказывают, невнятно передают свои впечатления и т.д.
Несформированность

речевой деятельности выражается в слабости мотивации и

снижении потребности в речевом общении; в нарушенных операциях программирования
речевого высказывания, создания внутренних речевых программ и нарушенных операциях
реализации речевой программы и контроля за речью. Чаще всего обучающиеся и
интеллектуальными нарушениями умеренной и тяжёлой степени имеют следующие
логопедические заключения:
1.Системное недоразвитие

речи

тяжелой

степени

при

умственной отсталости
Осложненный речевой дефект, в структуре которого ведущими нарушениями являются:
недоразвитие семантического компонента и расстройство моторных или языковых
операций порождения речевых высказываний.
Отмечается отсутствие активной речи или полиморфное нарушение звукопроизношения,
отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный
словарный запас (до 10-15 слов). Фразовая речь представлена однословными и
двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов корней. Формы
словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое
нарушение понимания речи.
2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости
Имеется

относительно

функциональной

системы,

равномерное
всех

нарушение

операций

всех

порождения

компонентов
высказываний,

речевой
но

без

дополнительных локальных органических поражений мозга, вызывающих нарушения
речи.
Полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического
восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм);
ограниченный

словарный

неправильном

употреблении

беспредложных

запас;

выраженные

окончаний

синтаксических

аграмматизмы,

существительных

конструкциях,

в

проявляющиеся
в

нарушении

предложных

в
и

согласования

прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность
8

словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и

глаголы);

отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1-2 предложения вместо пересказа).
Таким

образом,

речевые

нарушения

у

обучающихся

с

интеллектуальной

недостаточностью умеренной (тяжёлой) степени характеризуются различной структурой
дефекта и степенью выраженности.

1.2 Цели и задачи образовательной деятельности по реализации
рабочей программы
Цель программы: развитие коммуникации обучающегося (жестовой и речевой),
социальной адаптации, адекватное включение его в окружающую социальную среду.
Задачи программы:

•

Создать условия, обеспечивающие мотивацию к общению, стимулирование
коммуникативной

активности исходя из индивидуальных особенностей

учащихся.

•

Обучать выполнению элементарной речевой инструкции

•

Развитие активной речи

•

Выработка слухового сосредоточения

•

Расширение понимания речи

•

Развитие общей и мелкой моторики.

•

Работа над речевым дыханием

•

Развитие жестовой речи

Задачи коррекционно-логопедической работы
I Расширение понимания речи Стимуляция у детей звукоподражания и общения с
помощью аморфных слов-корней (машина — «би-би»; мишка — «ми») Стимуляция
подражания «Сделай, как я»; звукового подражания «Как мычит корова? Как собачка лает?
Как лягушка квакает?»
Научить ребенка сортировать предметы по цвету, форме, величине, показывать части тела,
приносить игрушки по словесной инструкции
Соотносить предметы с их словесными обозначениями
Стимулировать формирование первых форм слов
Научить ребенка сначала проговаривать ударный слог, а затем воспроизводить два и более
слогов слитно
9

Постепенно учить ребенка

объединять усвоенные

слова в

двусловные

предложения
Выражать свои потребности словами «дай пить», «хочу спать», «спасибо»
II Вызывание активной речи.
Формировать двусловные предложения
Осуществить постановку звуков
III Совершенствовать фразовую речь
Развивать понимание грамматических форм существительных и глаголов
Продолжать работу по словоизменению и словообразованию. Продолжать
по

коррекции

работу

звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация

звуков). Введение глобального (альтернативного) чтения. Овладение элементами грамоты
.
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
Рабочая программа учителя-логопеда строится на основе следующих принципов:

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;

• принципе гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого
ребёнка, признание неограниченных возможностей развития личного
потенциала каждого ребёнка , уважение к личности ребёнка всех участников
образовательного процесса);

• обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач

процесса

образования

обучающихся

с

интеллектуальными

нарушениями.

• комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми;

• сотрудничество с семьями обучающихся;
Можно выделить следующие принципы построения индивидуальных программ:

• учет возрастных особенностей ребенка;
• учет особенностей высшей нервной деятельности;
• учет особенностей познавательной деятельности;
• учет индивидуально-личностных особенностей;
10

• учет структуры речевых нарушений и уровня речевого развития;
• прогнозирование динамики развития ребенка;
• принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные
анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути);

•

принцип непрерывности – обеспечения, проведение коррекционной работы
на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности;
Логопед,

составляющий

индивидуально-ориентированные

планы

по

преодолению СНР руководствуется следующим алгоритмом их построения:

1) Формирование психологической базы речи (развитие восприятия, внимания,
памяти);

2) Работа над пониманием обращенной речи;
3) Развитие общей, мелкой ручной и артикуляционной моторики;
4) Развитие слухового внимания и фонематического восприятия;
5) Развитие чувства ритма;
6) Развитие дыхания и голоса;
7) Совершенствование произносительной стороны речи;
8) Формирование активной речи (звукоподражания, лепетные слова, отдельные
слова, элементарные фразы, совершенствование фразовой речи).

Условия эффективности логопедического воздействия
Успешное преодоление нарушений речевого развития возможно при обеспечении
выполнения следующих условий:

1. установление взаимосвязи и преемственности в работе всего медикопсихологопедагогического коллектива (логопеда, дефектолога, врача, психолога,
воспитателей, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры,
медицинской сестры, массажиста);

2. установление тесной связи логопеда с родителями, обеспечивающей единство
требований к развитию речи ребенка и закрепление изучаемого материала в
домашних занятиях;

3. адаптация ребенка к обстановке логопедического кабинета, эмоциональный
контакт

логопеда

с

ребенком,

тактичность,

доброжелательность,
11

положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны
логопеда и сотрудников детского сада;

4. сочетание в работе логопеда вербальных средств с наглядными и
дидактическими материалами, техническими средствами обучения;

5. постоянное

закрепление

содержания

программного

материала,

его

соответствие программным требованиям;

6. разработка индивидуальных программ работы с каждым ребенком и их
уточнение с учетом динамики продвижения ребенка.
Система

лечебно-педагогической

комплексной

работы

строится

с

учетом

общедидактических и специфических принципов.
Методы обучения
словесные

наглядные

практические

Беседа, инструкция, Наблюдение, обследование
описание

предметов и явлений

события и др.

Организация

детской

рассказ,

деятельности

окружающего мира и др.

(дидактических игр и пр.)

При реализации образовательной программы проводится педагогическая
диагностика (мониторинг).
Цель диагностики (мониторинга): оценка индивидуального речевого развития
обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Периодичность педагогической диагностики (мониторинга): сентябрь, декабрь , май.
Направления коррекционной работы:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми
нарушениями, проведение их комплексного обследования;
-

коррекционно-развивающая

работа

обеспечивает

своевременную

специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию
имеющихся проблем у обучающихся с ТМНР в условиях специального коррекционного
образовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных
действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
12

-

консультативная

работа

обеспечивает

непрерывность

специального

сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных
психолого-педагогических условиях обучения, воспитания, коррекции, развития и
социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для
данной категории детей, со всеми
обучающимися,

их

родителями

участниками образовательного процесса

(законными

представителями),

–

педагогическими

работниками.
II. Содержательный раздел
2. Содержание логопедической работы
Программа коррекционно-развивающей логопедической работы реализуется на
индивидуальных занятиях в период с 15 сентября по 15 мая. Срок реализации программы
– 1 год. Предусматриваются: индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю ( 20-25 минут в
зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка) Коррекционноразвивающий материал в рассчитан на 34 учебных недель, всего от 68 -102 часа, из них 8
часов отводится на диагностику.
Конкретные

задания по

психофизиологических

темам

логопед

особенностей

подбирает

каждого

с

учетом

обучающегося.

индивидуальных,

Количество

часов,

указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого
дефекта и степени усвоения материала детьми. В течение учебного года
изменения темы, количества часов

возможны

по следующим причинам: нет положительной

динамики, карантин, болезнь логопеда, ребёнка или и др. объективнее причины.
Общие требования к организации занятий:
- направленность коррекционных занятий на восполнение пробелов в развитии;
- формирование готовности к овладению учебным материалом;
- деятельностный характер занятия;
- широкое применение разнообразных наглядных опор и игровых приемов;
- обязательным элементом каждого занятия является проведение не менее двух
динамических пауз (артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики);
- профилактическая гимнастика для повышения остроты зрения;
- самомассаж пальцев и кистей рук; пальчиковая гимнастика.

13

Дети со сложной структурой дефекта должны усвоить тот объем знаний, речевых
умений и навыков, которые обеспечат им дальнейшую социализацию.
1. Подражать звукам окружающей среды и повторять простые звуковые комплексы.
Обучение ребенка произнесению простых звуковых комплексов и звукоподражаний
голосам животных — хороший способ расширить его активный словарь. В любом языке
есть простые короткие звуковые комплексы, обозначающие звуки окружающей среды,
действия и эмоциональные состояния людей. Они состоят из звуков, легких для
повторения, что делает их незаменимым средством освоения произношения звуков
родного языка.
Учить ребенка повторять звукокомплексы можно в простой игре, используя игрушки или
картинки, или просто сопровождать звуками свои действия с предметами. Для этого нужно
иметь большую картонную коробку и резиновые игрушки — фигурки животных, с
помощью которых можно научить ребенка повторять звукоподражания голосам этих
животных. Нужно постучать рукой ребенка по коробке, произнося за него вопрос: «Кто
там?». Достать из коробки одну игрушку (например, кошку) и назвать ее ребенку: «А там
у нас МЯУ!». Голосом и интонацией выделять звукоподражание.

Многократное

повторение этой игры поможет малышу запомнить звукоподражания и научиться
повторять их вслед за педагогом.
Научить ребенка повторять простые звуковые комплексы можно, играя с предметами и
игрушками. Нужно показать ребенку, как можно комментировать различные действия
звукокомплексами. Например, ударяя рукой ребенка по барабану, произносить «БАМ!»,
побуждая его повторять. Бросая камешки в любую емкость с водой, говорить «БУЛЬ!»,
стуча игрушечным молоточком по дощечке — «ТУК-ТУК!», разрушая башню из кубиков
— «БАХ!»
Можно использовать аудиокассеты или компакт-диски, на которых записаны звуки и
шумы окружающей среды. Разложить перед ребенком картинки, учить его соотносить
звуки с соответствующими картинками. Поощрять малыша имитировать звуки
окружающей среды.
Можно сделать альбом из фотографий и рисунков с изображениями разных предметов,
животных, игрушек. На альбомном листе должна быть только одна картинка!
Рассматривая, например, собаку, сказать малышу: «Посмотри, какая маленькая собачка.
Ав-ав! — говорит собачка». Поощрять ребенка повторять вслед за вами соответствующие
звуки.

14

2. По просьбе взрослого показывать части тела.
Умение ориентироваться в схеме собственного тела является одним из показателей
речевого и познавательного развития ребенка. Педагог должен выяснить, какие части тела
ребенок уже может назвать, а какие еще нет. Нужно познакомить ребенка с названиями
основных частей тела и лица.
Помочь ребенку запомнить ту или иную часть тела могут зрительные ориентиры. Нужно
надеть на руку или ногу ребенка яркие браслеты и привлекать к ним внимание.
3. Узнавать хорошо знакомые предметы (понимать слова).
Овладевая родным языком, ребенок сначала учится понимать значение слова, а затем
произносить его. Важно знакомить ребенка с новыми понятиями, расширяя тем самым его
внутренний (понятийный) словарь. В первую очередь нужно знакомить ребенка с теми
словами, которые наиболее актуальны в повседневной жизни. Можно выделить несколько
важных групп слов: люди; еда; части лица и тела; игрушки и вещи ребенка; одежда и обувь;
действия; слова, отражающие состояния человека.
Для этого можно использовать прием переноса. Сидя за столом, показать ребенку свою
ложку и сказать: «Вот моя ложка. А где твоя ложка? Покажи мне твою ложку!». Повторять
эту игру нужно постоянно.
4. Говорить несколько слов.
Развивая пассивную речь (понимание слова), нужно стимулировать активную
(собственную) речь ребенка. Для этого слова нужно многократно повторять ребенку.
Детям легче всего повторять короткие слова, состоящие из одного – двух слогов.
Для этого нужно воспользоваться приемом дополнения и развития мысли. Когда
ребенок начинает произносить отдельные слова, нужно дополнять и продолжать его
фразы. Очень эффективен прием «лесов» (подпорок). Нужно читать ребенку стихи,
поощряя его договаривать простые слова в конце строчки. Для таких занятий подходят
русские потешки и речевые игры: «Гуси – гуси», «Сорока – сорока», «Каравай – каравай».
5. Показывать на картинках одежду, игрушки, предметы домашнего обихода.
Важным значением в развитии речи и мышления ребенка является способность
узнавать на картинках хорошо знакомые предметы. Для этого нужно сделать
крупные фотографии таких предметов, как ботинка, мячика, плюшевого мишки,
шапочки.

15

Сначала надо убедиться, что ребенок знает и правильно показывает предметы, которые
называет педагог. Можно положить перед ребенком три любых предмета и попросить его:
«Покажи, где твой мишка».
Когда ребенок будет безошибочно показывать все три предмета, следует научить его
класть фотографию предмета рядом с предметом. Объяснять ребенку: «Посмотри, что на
этой картинке? Это твой мишка. Покажи мне твоего мишку. Давай положим его
фотографию рядом». Нужно помогать ребенку, постоянно направляя его руку, когда он
подносит фотографию к предметам.
Нужно учить ребенка узнавать и по просьбе протягивать картинку или фотографию с
изображением слов, не показывая соответствующий предмет. Для этого положить перед
ребенком три картинки, назвать предмет и попросить ребенка показать картинку, на
которой изображен этот предмет.
6. Словесно выражать свои желания.
Нужно использовать любые повседневные ситуации для того, чтобы стимулировать
ребенка выражать свои потребности. Если ребенок не может выразить словами свои
желания, нужно научить его использовать сначала жесты или мимику, отражающие его
просьбу. Например, если ребенок хочет пить или есть, он может показывать на рот, если
хочет гулять – на дверь.
7. Называть предметы (отвечать на вопрос «Что это?»)
Прием вопросов и ответов поможет ребенку понимать смысл обращенных к нему
вопросов. Нужно показать ребенку игрушку и спросить: «Что это?». Затем назвать
игрушку, выделяя голосом нужное слово: «Это мяч!» После многократного повтора
попробуйте побудить ребенка ответить на вопрос: «Что это?», употребив знакомое для
него слово.
8. Рассматривать и называть картинки в книжке.
Книга должна отвечать следующим требованиям:
Картинки должны быть четкими и простыми, с минимальным количеством деталей.
На лицевой стороне лиса должен быть изображен всего один предмет, а оборотная
сторона должна быть пустой.
Книги должны быть с картонными страницами с глянцевой поверхностью.
В книгах должны быть короткие сказки или истории с предсказуемым концом.
Нужно начать с простых книг без текста, с крупными красочными картинками.
Рассматривая книгу, рассказывать ребенку о том, что нарисовано на картинке. Говорить
нужно четко и медленно. Дать ребенку время рассмотреть картинку. Рассказывая о детали,
16

рукой ребенка дотрагиваться до нее. Например, когда педагог говорит о том, что яблоко
круглое, нужно провести рукой ребенка, описывая круг.
Программа представлена следующими разделами:
№

Этап

п/п

Задачи коррекционно-логопедической
работы

1.

Формирование

понимания

и

В

использования

вербальных

и

по формированию у обучающихся потребности

невербальных (альтернативных)

к общению, установления эмоционального и

компонентов коммуникации

зрительного контакта, слушать обращенную

вербальные

коммуникации:

компоненты
звуки,

слова,

предложения

речь,

данном

реагирование

(альтернативных)

на

ведется

работа

собственное

имя.

Приветствие собеседника. Привлечение к себе
внимания.

невербальные

разделе

Выражение

своих

желаний.

Обращение с просьбой о помощи. Выражение
компоненты

коммуникации:

согласия

(несогласия).

Выражение

движения

благодарности. Ответы на вопросы. Задавание

собственного тела, взгляд, жесты,

вопросов предложением. Поддержание диалога

мимика,

книги,

на заданную тему. Прощание с собеседником.

устройства,

Понимать простые и сложные инструкции. При

графические символы или картинки

этом ведущим способом обучения является

звучащие предметы.

совместная деятельность и подражание.

таблицы,

электронные

Стимуляция у детей звукоподражания и
общения с помощью аморфных слов-корней
(машина- «би-би»; мишка – «ми»).
Стимуляция подражания «сделай, как я»;
звукового подражания «Как мычит корова?
Как собачка лает? Как лягушка квакает?»
Научить ребенка сортировать предметы по
цвету, форме, величине, показывать части
тела, приносить игрушки по словесной
инструкции.
Соотносить предметы с их словесными
обозначениями.
Стимулировать формирование первых слов.
17

Научить ребенка сначала проговаривать
ударный слог, а затем воспроизводить два и
более слога слитно.
Постепенно учить ребенка объединять
усвоенные слова в двусловные
предложения.
Выражать свои потребности словами «дай
пить», «хочу спать», «спасибо».

Развитие

общей,

мелкой

артикуляционной моторики
2.

и

Раздел включает в себя развитие
подвижности органов артикуляционного
аппарата, мимической моторики, тонкой
моторики пальцев рук и общей моторики.
Выработка амплитуды движений губ,
нижней челюсти и языка. Упражнения для
губ: «Заборчик» - «Хоботок» «Бегемотик». Для языка: «Лопатка» «Иголка», «Лопатка»-«Трубочка»,
«Лопатка»-«Чашечка», «Часики»,
«Качели», «Дятел», «Барабан»,
«Пулемётик», «Кучер». Развитие
изолированных движений пальцев рук в
работе с мелкими предметами (прищепки,
горошины, скрепки, счетные палочки).
Обучение навыкам самообслуживания
(шнуровки, завязывание узлов). Мозаика.
Лепка, штриховка, рисование по пунктиру.
Пальчиковые игры, массаж пальцев.
Элементы крупотерапии: пересыпание
крупы пальцами, переминание, рисование
на манке букв. Катание игольчатого шарика
(Суджок терапия). Учить ловить и бросать
18

мяч, прыгать на двух ногах, имитировать
движения в соответствии с лексической
темой (движения животных, трудовые
действия и т.д.)

3.

Раздел включает в себя развитие

Формирование
фонематического слуха,

умения узнавать неречевые и речевые

развитие функций голоса и

звуки, активизацию целенаправленного

речевого дыхания.

ротового выдоха, увеличение объёма
дыхания и ознакомление с некоторыми
характеристиками силы голоса.
Упражнения, направленные на выработку
плавной, широкой воздушной
струи: «Футбол», «Паровозик гудит»,
«Прокати карандаш», поддувание
снежинок, сдувание бабочки с цветка.
Надувание воздушного шарика, вертушка.
Игра на губной гармошке, дудочке,
свистульках.

4.

Формирование

и

коррекция

Задачами данного раздела являются:

звукопроизносительных

создание

условий,

навыков.

мотивацию

к

стимулирование

обеспечивающих

речевому
речевой

общению,
активности,

развитие речевого подражания, вызывание
звукоподражаний и формирование на их
основе

слогов,

предложений;

слов,

словосочетаний,
корригирование

звукопроизношения и звуко – слоговой
структуры слова.

19

5.

Лексико-грамматическое

Совершенствовать фразовую речь.

обогащение импрессивной,

Развивать понимание грамматических форм

экспрессивной речи

существительных и глаголов
Продолжать работу по словоизменению и
словообразованию.

В

раздел

входит

формирование, обогащение и активизация
словарного
развитие

запаса,

формирование

связной

собственного

имени.

речи.

и

Называние

Называние

имён

членов семьи (учащихся класса, педагогов
класса). Понимание слов, использование
графического, предметного символа или
мануального знака; обобщающих понятий;
действия предмета (пить, есть, сидеть,
стоять, бегать, спать, рисовать, играть,
гулять и др.); признак предмета (цвет,
величина, форма и др.); признак действия,
состояние (громко, тихо, быстро, медленно,
хорошо, плохо, весело, грустно и др.);
признак (я, он, мой, твой и др.); число,
количество предметов (пять, второй и др.);
взаимосвязь слов в предложении(в,

на,

под, из, из-за и др.). Понимание слов,
использование графического, предметного
символа или мануального знака, называние
(употребление)
предложений.

простых
Ответы

и

на

сложных

вопросы

по

содержанию текста. Составление рассказа
по

последовательно

продемонстрированным

действиям.

Составление рассказа по одной сюжетной
картинке. Составление рассказа по серии
сюжетных картинок. Составление рассказа
о прошедших, планируемых

событиях.
20

Составление рассказа о себе. Пересказ
текста

по

плану,

графическими

представленному
изображениями

(фотографии, картинки, мнемокартинки).
Овладение элементами грамоты.

6.

Формирование психологической
базы речи

Раздел включает в себя развитие
внимания, памяти, мыслительной
деятельности ребенка. В свою очередь,
речевая деятельность формируется и
функционирует в тесной связи со всеми
психическими процессами, протекающими
в сенсорной, интеллектуальной,
аффективно-волевой сферах.
Классификация предметов, упражнения:
«Разложи предметы», «Четвертый
лишний», «Найди четвертого», аналогии –
закономерности. Упражнения: «Чего не
стало?», «Что изменилось?», «Что
лишнее?», «Продолжи ряд», «Найди
отличия на картинках», «Подчеркнуть в
ряду букв заданную букву». Использование
в коррекционной работе кубиков «Сложи
по образцу», «Танграм»

21

Содержание логопедической работы с обучающимися с интеллектуальной
недостаточностью
Содержание работы

сроки

Обследование речи детей и разработка индивидуально ориентированных
планов на каждого обучающегося

Первые две
недели (01.0915.09)

Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, речевого

В течение года

дыхания, силы голоса, развитие чувства ритма, развитие фонематического
восприятия, общей моторики и мелкой моторики пальцев рук
Работа по формированию понимания речи: «Покажи игрушку» (выбор

В течение года

игрушки и выполнение действий в соответствии с инструкцией).

Формирование правильного звукопроизношения

В течение года

Работа по формированию, уточнению и обогащению словаря:
1)Звукоподражания («Кто как кричит?»), лепетные слова

В течение года

2)Предметный словарь по темам:
«Овощи»,

В течение года

«Фрукты»,
«Осень»,
«Домашние животные»,

В течение года

«Дикие животные»,
«Человек»,
В
соответствии

22

«Дом, семья»,

изучаемыми

«Дом, мебель»

темами

«Игрушки»
«Посуда»
«Пища, блюда»
«Зима»
«Зима, дикие животные»
«Зима, зимние забавы»
"Дикие животные и детеныши"
"Птицы"
"Одежда"
"Профессии" (на выбор логопеда)
"Весна"(признаки)
"Сезонная одежда"
"Обувь"
"Весна. Цветы."
"Насекомые"
"Лето"

3)

Слова, обозначающие признак предмета по цвету (красный, желтый,

синий, зеленый)

4)

Глагольный словарь (играет, рисует, танцует, поет, катается, кормит,

прыгает, бегает, улыбается, плачет, смеется, спит, идет, стоит, ест,
строит...);
5) Словарь наречий:
"Делает как?"
Конь бежит (как?)...(быстро)
"Собака лает (как?)"...(громко).

23

Формирование лексико-грамматических средств языка:

В течение

1)Единственное и множественное число существительных: «Покажи и

года

назови (Где кукла? Где куклы?)»

2)

«Назови

ласково»

(брат

–

братик-братец,

мама-

мамочкамамуля, зайка-заинька-зайчишка…)

3)

Винительный, дательный, родительный и творительный

падежи существительных

4)

4 )Приставочные глаголы:

В течение
года
В течение
года

Бежать, подбежать, выбежать; писать, подписать, переписать; шел, вошел,
пришел, ушел и т.д.
5) «Кто что делает?» (одушевленные и неодушевленные)

В течение
года
В течение
года

предметы)

В течение года

Собака – лает, кусает, охраняет, сторожит, служит… Самолет –
летит, гудит, взлетает, приземляется… 6) Предлоги:
В, на, под, за, к, от, над, перед, между (повторение)
Около, из, из-за, под, из-под

В течение года

7)Слова-антонимы (большой —маленький, грязный — чистый);
Слон большой, а муха маленькая.
8) Согласование числительных с существительными

В течение года
В течение года

24

Работа над слоговой структурой слов:

В течение года

Двусложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (пила, рыба...);
Трехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (сапоги, молоко
В течение года

...);
Односложные слова, состоящие из закрытого слога (мяч, лук...);

Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов (батон, В течение года
каток...);
Двусложные слова, состоящие из закрытого и открытого слогов (ложка,
мишка, кошка...) аквариум, квартира, мотоцикл и т.д.

В течение года
В зависимости от речевых нарушений - индивидуально
Развитие навыков связной речи:

В зависимости от
речевых нарушений
- индивидуально

1) Работа над предложением
Составление предложений по демонстрируемым действиям

2) Составление рассказа по данному образцу
3) Составление рассказа описания по опорным вопросам и картинке;
по предмету и игрушке

4) Пересказ небольшого текста с опорой на предметы и предметные
картинки

5) Пересказ короткой сказки по ролям
6) Рассматривание серии сюжетных картин, установление их
последовательности и составление рассказа с помощью вопросов
логопеда

7) Рассматривание сюжетной картины, и составление рассказа с
помощью вопросов

8) Составление рассказа по данному началу
Развитие интонационной выразительности речи в песенках, потешках,

В течение года

играх, инсценировках, в самостоятельной речи
Элементы грамоты.
Введение глобального(альтернативного) чтения.

В течение года
(на выбор
логопеда)

25

2.1 Планируемые результаты освоения Программы
Освоение обучающимися программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает
достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

личностные, включающие сформированность мотивации к обучению и познанию,
социальные компетенции, личностные качества;
Личностные учебные действия:
1-5 класс
- приветствовать одноклассников при встрече; прощаться;
-нахождение своего набора индивидуальных заданий;
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной
мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.); -выполнение действие способом рука-в-руке;
6-9 класс
-приветствовать одноклассников при встрече; прощаться организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - передвигаться по школе,
находить свой класс, другие необходимые помещения.
- радоваться вместе с детьми;
- -подражать действиям, выполняемыми педагогом;
последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполнять действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Коммуникативные учебные действия:
1-5класс
-следить за объяснением учителя.
26

-поднимать руку при ответе.
-вставать и выходить из-за парты;
-умение выполнять инструкции педагога;
-использование по назначению учебных материалов;
-умение выполнять действия по образцу и по подражанию
. 6-9 класс
-брать ручку, карандаш при выполнении письменных работ.
- вставать при ответе.
- входить и выходить из учебного помещения со звонком
- понимать жестовую инструкцию;
- понимать инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам.
-открывать учебник. - выполнять инструкции педагога: дай, встань, сядь, посмотри.
- выполнять стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на
данном этапе обучения).
Регулятивные учебные действия:
1-5 классы
-рисовать, слушать, собирать мозаику и др. задания в течение 5-20 минут
- выполнять задание:
в течение определенного периода времени,
от начала до конца.
- поддержание правильной позы;
6-9 класс
- выполнять задание от начала до конца в течение заданного времени.
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога.
- выполнять задание от начала до конца в течение заданного времени;
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
27

- выстраивать алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с
помощью педагога.
Познавательные учебные действия:
1-5 классы
-выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому;
- выходить из кабинета, передвигаться по школе,
- подражание простым движениям и действиям с предметами
-выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому;
-выходить из кабинета, передвигаться по школе, находить свой класс, находить столовую,
медицинский кабинет, туалет.
- выполнение простых речевых инструкций:
«Возьми»
«Дай»
«Сядь»
«Встань»
«Покажи»
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

6-9 класс
-выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому, выходить из кабинета,
передвигаться по школе, находить свой класс, находить столовую, медицинский кабинет,
туалет.
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
28

-выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому;
-самостоятельно выходить из кабинета, передвигаться по школе, находить свой класс, находить столовую, медицинский кабинет, туалет.
- выполнение действий с предметами
(по подражанию, образцу,
- выполнение простых заданий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)
- выполнение задания без постоянного контроля со стороны учителя на групповом
занятии.
предметные, включающие освоение обучающимися в ходе изучения учебного материала
опыта специфичного для данной предметной области, деятельности по получению нового
знания и его применению. Основным ожидаемым результатом является развитие
жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в
соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных
жизненных задач. У обучающихся будут сформированы:
1.

Потребность в коммуникации.

2.

Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и
графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм.

3.

Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:



использовать предметы для выражения потребностей путем указания на них жестом;



использовать доступные жесты, взгляд, мимику для передачи сообщений;



использовать графические изображения (пиктограммы) объектов и действий путем
указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным
способом.

4.

Способность понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека.

5.

Умение использовать вербальные средства коммуникации.
Предметные результаты освоения содержания программы «Логопедические занятия»
определяются уровнем речевого развития, степенью выраженности, механизмом
языковой/коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта обучающихся.

29

Вариант II
класс Минимальный уровень освоения Достаточный
коррекционного курса

уровень

освоения

коррекционного курса
речь.

1.Импрессивная

Импрессивная речь.

1–4

Откликаться на свое имя.

кл.

Понимать смысл доступных жестов конкретной ситуации. Откликаться на
4
и 1- графических

понимать

обращенную

речь

в

изображений: свое имя и фамилию.

рисунков, фотографий, пиктограмм Общая,

мелка,

и тд.; Понимать обращенную речь с моторика.
опорой на картинку.

Уметь

развивающие

Общая, мелка, артикуляционная уметь

артикуляционная
выполнять

упражнения

выполнять

моторика. Подражать (повторять) за упражнения.

для

рук;

графические
Выполнять

логопедом упражнения для языка, артикуляционную гимнастику под счет.
рук.

Обводить буквы, слова по точка.

Фонематический слух. Различать Фонематический слух уметь различать
неречевые звуки.

звуки окружающей действительности;

Звукопроизносительные навыки.

различать гласные и некоторые

Четко

произносить

гласные, согласные звуки.

некоторые звукосочетания.

Звукопроизносительные

Экспрессивная речь использовать

уметь подражать речевые звуки; Четко

средства альтернативной

произносить некоторые звуки.

коммуникации: жесты, взгляд,

Экспрессивная речь

мимику, графические изображения,

уметь

пиктограммы, коммуникативные

средства общения (слово); принимать

тетрадями;

участие в простом диалоге. Односложно

использовать

навыки

вербальные

отвечать на вопросы логопеда (да, нет)
5–9

Импрессивная

кл.

смысл

речь.

доступных

графических

Понимать Импрессивная
жестов

речь.

Понимать

и обращённую речь, уметь поддерживать

изображений: простой диалог. Работать по инструкции

рисунков, фотографий, пиктограмм логопеда.
и т. д.; Понимать обращенную речь

Общая,

с опорой на картинку. Выполнять

моторика

мелка,

артикуляционная

Уметь

выполнять

развивающие упражнения для рук;
30

задания по словесной инструкции

уметь

учителя;

упражнения. Печатать простые буквы,

Общая, мелка, артикуляционная

слова,

моторика

артикуляционную гимнастику под счет.

Уметь

выполнять

выполнять

графические

предложения.

Выполнять

развивающие упражнения для рук; Фонематический слух. Уметь
выполнять

графические различать речевые и неречевые звуки;

упражнения по опорным точкам. Различать гласные и согласные звуки.
Выполнять

артикуляционную Уметь выполнять звуковой анализ

гимнастику

под

контролем простых слов. Подбирать слово или

логопеда.

картинку на заданный звук.

Фонематический слух. Уметь

Звукопроизносительные навыки

различать речевые и неречевые

Четко произносить поставленные звуки

звуки; Различать гласные и

в активной речи.

согласные звуки.

Экспрессивная речь

Звукопроизносительные навыки

уметь

использовать

Четко произносить поставленные средства
звуки

в

словах,

общения

простых использовать

предложениях.

материал

Экспрессивная речь

ситуациях;

уметь

использовать

альтернативной

(слово);

усвоенный
в

средства обозначающих

вербальные
Уметь

словарный

коммуникативных
понимать

слова,

объекты/субъекты

коммуникации: (предметы, материалы, люди, животные

жесты, взгляд. Уметь поддерживать и т.д.); Уметь поддерживать простой
простой

диалог.

здороваться

при

правильно диалог.
встрече

прощаться при расставании;

Правильно здороваться при

и встрече и прощаться при расставании;
Отвечать на вопросы логопеда.

2.2 Оборудование и документация.
Для успешной реализации программы по преодолению СНР необходимо создание
развивающей предметно – пространственной среды: оснащение логопедического кабинета
и групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными
пособиями.
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета должна быть
содержательно - насыщенная, развивающая, трансформируемая, полифункциональная,
вариативная, доступная, безопасная, здоровьесберегающая, эстетически привлекательная.
31

Пространство логопедического кабинета организовано в виде условно разграниченных
«центров», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки,
материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.).
№

Наименование

Список

п/п
1.

-

Журнал учёта посещаемости логопедических занятий
обучающимися, зачисленных на логопедические занятия.

Документация
-

Журнал обследования устной и

письменной речи

учащихся.
-

Речевая карта.

-

Рабочая программа логопеда (2)

-

Годовой план работы учителя-логопеда.

-

Индивидуально-ориентированные

планы

на

каждого

обучающегося.
-

Рабочие тетради.

-

Расписание занятий групп, заверенное директором школы.

-

Списки обучающихся, зачисленных на логопедические
занятия.

-

Копии отчётов и самоанализов о проделанной за учебный
год работе.

-

Набор одноразовых шпателей.

Медицинский

-

Вата.

инструментарий:

-

Бинт

-

Перчатки смотровые.

-

Спиртовые салфетки.

-

Зеркало настенное

-

Зеркало ручное 9Х12 (5 шт.)

-

Часы песочные (3шт.)

Технические средства

-

Диктофон

обучение

-

Часы

-

Ноутбук

-

Колонки

-

Интерактивная доска

2.

3.

4.

Аппараты и приборы:

32

5.

-

Проектор

-

Принтер

-

Настенная касса букв.

иллюстративный

-

Стандартная таблица прописных и заглавных букв.

демонстрационный и

-

Учебные пособия в виде карточек-символов: графическое

Наглядно

–

изображение звука, слов, предложений.

раздаточный
материал:

-

Наглядно-дидактическое пособие: «Мир в картинках» по
лексическим темам (овощи, фрукты, животные, мебель,
инструменты,

времена

года,

игрушки,

школьные

принадлежности, посуда)
-

Массажные мячи, су-джок

-

Настольные игры, игрушки, конструкторы, пазлы и т.д.

2.3 Оценочные средства и методические материалы к рабочей программе
Программа /Классы

Рабочая программа
по преодолению СНР у
обучающихся с умственной
отсталостью (умеренной и
тяжёлой степени)

Перечень используемых

Перечень используемых

оценочных материалов (КИМ)

методических материалов

1. Речевая карта для

Лалаева Р.И. «Логопедическая

обследования ребёнка с ОВЗ

работа в коррекционных

(по Д.Л. Лейзерова)

классах» Москва, «Владос»

2. Подборка тестов для

2001 г. Новикова -Иванцова

выявления динамики в

Т.Н. «От слова к фразе» (

развитии устной и

методическое пособие для

письменной речи

работы логопедов по

обучающихся.

формированию фразы у детей
с тяжёлой речевой патологией)
Н.В Нищева «Блокнот
логопеда» секреты работы с
неговорящим ребёнком.
«Детство -Пресс»

33

III Организационный раздел
3.Условия реализации рабочей программы
Известно, что психическое развитие ребенка со сниженным интеллектом гораздо
больше зависит от педагогических условий, в которых он находится, нежели развитие
детей в норме.
Нормальное развитие ребенка может происходить только при наличии нескольких
условий.

- Первое связанное с состоянием его здоровья (биологический фактор развития).
Сохранность биологической основы обеспечивает ребенку возможность развиваться
в соответствии с возрастом.

- Вторым условием является благоприятная социально-педагогическая развивающая
среда

(социальный

организованное

фактор

развития).

предметно-игровое

Представляющая

пространство,

в

собой

специально

котором,

происходит

физическое, эмоциональное, познавательное и коммуникативное развитие ребенка, а
также развитие всех видов его деятельности.

- Третье условие, необходимое для нормального развития – активность (двигательная,
эмоциональная, познавательная, речевая, коммуникативная) самого ребенка.
«Социальная ситуация развития», педагогические условия, в которых находится
ребенок, должны фактически «провоцировать» его развитие.
Условия эффективности логопедического воздействия
Успешное преодоление нарушений речевого развития возможно при обеспечении
выполнения таких условий, как:

1) Установление взаимосвязи и преемственности в работе всего медико – психологопедагогического коллектива (логопеда, дефектолога, психолога, воспитателей,
музыкального руководителя, преподавателя физкультуры, медицинской сестры,
массажиста);

2) Установление тесной связи логопеда с родителями, обеспечивающей единство
требований к развитию речи ребенка и закрепление изучаемого материала в
домашних занятиях;
34

3) Адаптация ребенка к обстановке логопедического кабинета, эмоциональный
контакт логопеда с ребенком, тактичность. Доброжелательность, положительная
эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны логопеда и
сотрудников детского сада;

4) Сочетание в работе логопеда вербальных средств с наглядными и дидактическими
материалами. Техническими средствами обучения;

5) Постоянное закрепление содержания программного материала, его соответствие
программным требованиям;

6) Разработка индивидуальных программ работы с каждым ребенком и их уточнение
с учетом динамики продвижения ребенка.

3.1 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения
рабочей программы учителя-логопеда с детей с ИН.
В процессе реализации программы, к концу учебного года, предполагается, что дети (в
зависимости от возраста) покажут положительную динамику развития по параметрам
логопедического обследования. Мониторинг представлен в таблице, где логопед
фиксирует результат.
№

Параметр обследования

да

нет

п.\п
1.

Откликаться

на

свое

имя

и

фамилию.

2.

Фиксировать взгляд на лице
партнера при диалоге

3.

Понимать и выполнять простые
инструкции.

4.

Давать положительно
эмоциональный отклик на
появление педагога

5.

Узнавать себя и знакомых людей
в зеркале.

35

6.

Стараться выражать свои просьбы
словами,

мимикой,

жестами,

адекватно реагировать на просьбы
собеседника.

7.

Дифференцировать
шумы,

бытовые

звуки

музыкальные

природы,
инструменты

(выбор из 2-3)

8.

Подражать
игрушкам,
называть
людей;

музыкальным
животным,
знакомые

выражать

птицам;

предметы,
просьбы

с

помощью простых, 2-3 сложных
фраз.

Система мониторинга
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения
Программы (далее - система мониторинга) должна:

• обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных
результатов освоения Программы;

• исследовать физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка;
• не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного
процесса;

• позволять осуществлять объективную и точную оценку динамики достижений
детей в оптимальные сроки;

• включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

36

3.2 Формы сотрудничества с родителями обучающихся
Основные направления взаимодействия с родителями (или лицами, их заменяющими)
Работа с семьей на основе педагогики сотрудничества и приобщения семьи к стратегии
воспитания ребенка.
Основные задачи:
1.

Повышение

педагогической

культуры

родителей: наличие теоретических знаний;

•

наличие практических знаний, умений и навыков

2.Повышение статуса педагога
3.Пропаганда цели и задач коррекционной работы учителя-логопеда
4.Изучение, обобщение и распространение положительного семейного опыта воспитания.

Работа с родителями:

•

индивидуальные и тематические консультации, беседы;

•

показ открытых занятий;

•

подбор и знакомство со специальной литературой по заявленной тематике;

•

лекции-выступления на родительских собраниях

Условия работы с семьей.

•

Целенаправленность, систематичность, плановость.

•

Дифференцированный

подход

к

работе

с

родителями

с

учетом

многоаспектной специфики каждой семьи.

•

Возрастной характер работы с родителями.

•

Доброжелательность.

•

Открытость.

37

План по взаимодействию с родителями.
№

Форма

п/п

родителями

работы

с Характеристика

консультативно-просветительской

работы с родителями
Является действенной формой обратной связи с
родителями

1

Анкетирование

и

педагогической

эффективным
информации

источником

родителей.

После

заполнения анкет родители передают бланки логопеду,
который анализирует содержащиеся в них данные, а
затем учитывает их в работе с детьми.
На них закладываются основы сотрудничества и
2

Родительские собрания

взаимопонимания

с

родителями.

Обеспечивается

единство взглядов на воспитание и обучение детей с
интеллектуальными нарушениями. В течение учебного
года

целесообразно

провести

три

родительских

собрания.
Логопед
Консультации

консультирует

связанным с особенностями
нарушениями речи.

3

родителей

по

вопросам,

обучения детей, с

Консультации могут быть

групповыми и индивидуальными.
Стенды

для

родителей

логопед

оформляет

систематически раз в четверть, обновляя материал. На
стенде помещаются материалы по формированию
4

Наглядная пропаганда.

звукопроизношения у детей; материалы о развитии речи
детей в норме и при патологии; советы родителям по
преодолению

недоразвития

речи;

игры,

речевой

материал, который родители могут использовать для
занятий с детьми дома; текущая информация.

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».