Русский язык 7 класс

Приложение
к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС ОУО
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
(протокол № 1 от «31» августа 2022 года)

приказом № 15
по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
от «31» августа 2022.года

Рабочая программа
по учебному предмету
«Русский язык»
7 класс

Составитель: учитель высшей категории Яковлева Н. А.

г. Приморск

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основании следующих нормативно –
правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции
Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" от 28.01.2021 N 2;
Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования
Ленинградской области от 25.08.2022 г. № 19 – 26047/2022«Об организации деятельности в 2022/2023 учебном
году;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28
декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
2

Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.
Роль и место дисциплины
Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность. Коррекционная направленность
проявляется в области речевого развития детей, т.к. важнейшая цель уроков русского языка – формирование речи как
средства общения и способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения социализации.
В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа
коррекции их мыслительной деятельности.
Содержание обучения русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья строится на новых
принципах коммуникативного подхода, который в отличие от орфографического направлен на развитие контекстной
устной и письменной речи, где простейшие орфографические правила обеспечивают самостоятельное связное
высказывание в его устной или письменной форме.
В процессе обучения проводится коррекционная работа по исправлению недостатков всех сторон речи ребенка.

Адресат
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 7 класса специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида.

3

Соответствие Государственному образовательному стандарту
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания
и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены
стандартом.
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник «Русский язык», 7 класс для
общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/ Э.В. Якубовская,
Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение,2020.
Структурно и содержательно программа для 7 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала
опирается на ранее полученные знания во время уроков русского языка. Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 ч в
неделю.
Срок реализации настоящей программы 1 учебный год.
Цели и задачи предмета
Изучение русского языка в 7 классе направлено на достижение следующих целей:


выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;



научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;



повысить уровень общего развития обучающегося.

Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 7 классе решает следующие задачи:


овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

4



формирование орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие,
воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;



обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;



формирование орфографических умений и навыков;



развитие устной и письменной речи;



овладение навыками грамотного письма;

Цели образовательно-коррекционной работы.
Русский язык является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является
необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Основная цель обучения русскому языку детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения
особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта,
подготовки их к жизни в современном обществе.
Коррекционные задачи:
- формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
- уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и
представлений об окружающем мире;

5

- развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности
и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);
- формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы;
- усвоение приемов умственной деятельности.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:


развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;



формирование умения преодолевать трудности;



формирование устойчивой и адекватной самооценки;



формирование умения анализировать свою деятельность;



воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция - развитие речи:


развитие фонематического восприятия;



коррекция нарушений устной и письменной речи;



монологической речи, диалогической речи;



развитие лексико - грамматических средств языка.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


воспитание интереса к родному языку.

6

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Умственная отсталость - это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие
диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной
отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей.
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на
дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее,
представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность
детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения,
замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия
первой и второй сигнальных систем и др.).
В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной
отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние
органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными
все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-

7

двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность,
речь и поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности
возрастных

психологических

новообразований

и,

главное,

в

неравномерности,

нарушении

целостности

психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и
культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и
снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой
подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но
и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и
прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вместе с тем, Российская дефектология (как правопреемница
советской) руководствуется теоретическим постулатом Л.С. Выготского о том, что своевременная педагогическая
коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей.

Особые образовательные потребности обучающихся
с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью
8

(интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но
и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно,
атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на
многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития
интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как
общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и
использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ
образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в
образовательном процессе.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие
специфические образовательные потребности:
•

раннее получение специальной помощи средствами образования;

•

обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание

предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
•

научный, практико-ориентированный, действенный характер содержа-ния образования;

9

•

доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

•

систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их

«переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
•

обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом

функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
•

использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся,

демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
•

развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных

особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
•

специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по

показу, подражанию по словесной инструкции;
•

стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации
личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и
совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические
новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных
предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий.

10

Специфика программы
Рабочая программа по русскому языку в старших классах специальной (коррекционной) школы имеет
коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как
средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное
внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию
коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других
людей.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционноразвивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово,
словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
В программе по русскому языку для старших классов структурно выделяются два раздела:
Письмо и развитие речи.
Чтение и развитие речи.
Названные разделы включают учебные темы, а также перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся к
концу каждого года обучения.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями — в зависимости от учебных возможностей
школьников. 1-й уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, 2-й —
предусматривает уменьшенный объем обязательных умений.

11

Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого
материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода предполагает
некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной недостаточностью. Работа над
усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе
формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание
грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять
изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме.
Приоритеты речевой деятельности над собственно языковой потребовали некоторых изменений в содержании
грамматического и орфографического материала для более адекватного приближения к речевой практике. С этой целью
большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи. Программа
обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу:
нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением,
сомнительные согласные перед гласными).
Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач
приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во
всех родственных словах.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя
существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным
наращиванием сведений по каждой из названных тем.

12

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов
13

учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения
предметными результатами, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей
(законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на
АООП (вариант 2).

14

Предметные результаты
Достаточный уровень

Минимальный уровень

писать под диктовку текст, включающий слова с изученными
орфограммами (55-60 слов);
-подбирать однокоренные слова и следить за единообразным
написанием орфограмм в разных частях слова;
-определять части речи;
- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью
приставок и суффиксов;
-составлять простые и сложные предложения с опорой на
иллюстрацию, предложенную ситуацию;
-составлять план к текстам повествовательного характера с четко
выраженными структурными частями;
-писать изложение после предварительного анализа по коллективно
составленному плану и данной иллюстрации;
-оформлять деловые бумаги с опорой на образец.

писать под диктовку текст с изученными орфограммами;
-пользоваться школьным орфографическим словарем;
-называть и различать части речи;
-оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством
учителя).
- различать главные и второстепенные (без конкретизации) члены
предложения; -записывать по памяти отдельные короткие слова (из
2-4 букв) и некоторые слова из словаря;
-участвовать в подборе слов к предметным картинкам;
-находить начало и конец предложения (большая буква в начале и
точка в конце);
-участвовать в коллективном обсуждении содержания текста
упражнений, подборе заголовка к тексту;
-записывать по памяти свое имя, фамилию и отчество, а также
домашний адрес.

Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются
оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и
педагогических кадров.
15

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи:
•

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,

описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
•

ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение

планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
•

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных

и личностных результатов;
•

предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной

организации;
•

позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной

компетенции.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (инте-ллектуальными нарушениями) в овладении
АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к
осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:
1)дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2)объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном

16

развитии обучающихся;
3)единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет
обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание
методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации,
обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений
обучающихся.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями,
необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие
социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении
социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Для

полноты

оценки

личностных

результатов

освоения

обучающимися

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку
основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных
средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем
условных единицах:
0 баллов ― нет фиксируемой динамики;

17

1 балл ― минимальная динамика;
2 балла ― удовлетворительная динамика;
3 балла ― значительная динамика.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник
наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и
отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и
характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны
выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности
ученика и овладении им социальным опытом.

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с
оценками типа:

18

Качество освоения

Уровень достижений

Отметка в балльной шкале

90-100 %

высокий

«5»

65-89 %

повышенный

«5»

50- 65 %

средний

«4»

30-50 %

минимальный

«3»

программы

Программа формирования базовых учебных действий (БУД)
Программа

формирования

базовых

учебных

действий

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего
школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения
АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности,
которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами
профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
•

формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

•

овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной

19

деятельности;
•

развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность,

контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Характеристика базовых учебных действий
Группа БУД
Личностные учебные
действия:готовность
ребенка к принятию
новой роли ученика
Коммуникативные
учебные действия:
способность вступать
в коммуникацию
Регулятивные учебные
действия: успешность
работы на любом
уроке
Познавательные
учебные действия:
начальные логические
операции

Учебные действия и умения
- начальное осознание себя как ученика, одноклассника, друга;
- формирование положительного отношения к окружающей действительности;
- формирование самостоятельности в выполнении учебных заданий, поручений;
- понимание личной ответственности за свои поступки;
- формирование готовности к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
- доброжелательно относиться, сопереживать окружающим.
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т.д.);
- принимать цели, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
- выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов;
- читать; писать; выполнять арифметические действия;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание).

20

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать
индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом
направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую
систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с
учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому
указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его
самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки,
которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по
замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в
овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех

21

учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени
обучения.
Таблица оценки сформированности базовых учебных действий

Группа БУД

Перечень учебных действий

Оценка сформированности
(в баллах)
0

Личностные
учебные
действия

осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива,
пользоваться соответствующими правами
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и
своих товарищей
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности
активно включаться в общеполезную социальную деятельность
осознанно относиться к выбору профессии
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны

22

1

2

3

4

5

понимать личную ответственность за свои поступки на основе
представлений о этических нормах и правилах поведения в современном
обществе
соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и
обществе

Максимум 45 баллов
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
Коммуникативные учебные взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)
действия
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою точку зрения, аргументировать свою позицию

дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний
(вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус,
знакомый - незнакомый и т.п.)
использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач
использовать разные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе
информационные

Максимум 25 баллов
Регулятивные
учебные
действия

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения

23

практических и учебных задач
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии
с ней свою деятельность

Максимум 20 баллов
Познавательные

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию
использоватьлогические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале,
основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета и для решения познавательных и практических задач
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами
и процессами

Максимум 20 баллов

24

Формы организации образовательного процесса
Сегодня ученика начальной школы необходимо вооружить универсальными учебными действиями, которыми он
сможет воспользоваться при самостоятельном познании, при решении новых учебных задач.
Только разнообразие организационных форм обеспечит рост, познавательных мотивов, поможет ученику научиться
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Основной формой организации образовательного процесса обучения русскому языку является урок.
Основные

типы уроков: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков,

комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок — игра.
Технологии обучения:
1. Традиционные технологии: объяснительно-иллюстративные.
2. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного педагогического процесса: педагогика
сотрудничества; гуманно – личностная; уровневая дифференциация; проблемное обучение;

информационно-

коммуникационные технологии; здоровье сберегающие технологии; коллективный способ обучения (работа в парах
постоянного и сменного состава).
Виды и формы контроля: обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальная
работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода; выборочная проверка упражнения;
взаимопроверка; контрольные и самостоятельные работы.
Формы работы: индивидуальная работа; групповая работа; парная работа; коллективная работа; фронтальная работа;
дифференцированно - групповая работа;

25

. Содержание учебного предмета

Повторение.
Звуки и буквы. Текст.
Гласные и согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие. Правописание Ь и Ъ знаков. Обозначение мягкости согласных
с помощью Ь.
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения.
Сложное предложение. Простое предложение с союзами и, а, но. Распространённые и нераспространённые
предложения. Сложное предложение с союзами и, а, но.
Слово. Состав слова. Текст.
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Безударные гласные в корне слова. Гласные и согласные в
приставках. Непроизносимые согласные в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова и др.
Части речи. Текст.
Имя существительное.
Имя существительное как часть речи. Род, число, падеж. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена
существительные одушевлённые и неодушевлённые. Склонение имён существительных в единственном числе.
Правописание падежных окончаний существительных 1 – го склонения. Правописание Ь у существительных мужского и
женского рода.
Имя прилагательное.

26

Согласование имён прилагательных с именами существительными. Имя прилагательное как часть речи. Безударное
падежное окончание имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Склонение
имён прилагательных женского рода. Склонение имён прилагательных множественного числа. Правописание падежных
окончаний имён прилагательных множественного числа.
Местоимение.
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица
Личные местоимения множественного числа. Склонение и правописание местоимений единственного и множественного
числа. Правописание буквы Н в местоимениях 3 – го лица после предлогов. Личные местоимения 2 – го лица. Личные
местоимения 3 – го лица. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Личные местоимения 1 – го лица.
Глагол.
Время глагола. Настоящее время глагола. Глагол как часть речи.
Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Изменение глаголов
прошедшего времени во множественном числе. Правописание частицы НЕ с глаголами. Изменение глаголов по лицам.
Правописание -ся, -сь в глаголах. Правописание личных окончаний глаголов во 2 – м лице единственного числа.
Правописание окончаний глаголов. Правописание глаголов в 3 – ем лице. Правописание -тся, -ться в глаголах.
Предложение. Текст.
Простое предложение с однородными членами. Простое и сложное предложение. Однородные члены предложения с
повторяющимся союзом И. Сложное предложение. Употребление союзов в сложном предложении. Обращение. Знаки
препинания при обращении.
27

Русский язык.
Календарно-тематическое планирование.
7 класс 136 часов
№

Содержание

Кол-во часов
Повторение. (9 часов)

1

Звуки и буквы. Текст.

1

2

Звуки и буквы. Текст.

1

3

Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.

1

4

Разделительные мягкий и твёрдый знаки в словах.

1

5

Правописание безударных гласных в словах.

1

6

Правописание звонких и глухих согласных.

2

7

Звуки и буквы. Закрепление знаний.

1

8

Комментированное письмо по теме: «Звуки и
буквы».

1

Предложение. Текст. (11 часов)

9

Предложения нераспространённые и
распространённые.

1

10

Однородные члены предложения.

1

11

Распространение предложений однородными
членами.

1

28

Дата

12

Составление предложений с однородными членами.

2

13

Текст. Подтверждение основной мысли текста
фактами.

1

14

Обращение. Его место в предложении.

1

15

Употребление обращения в диалоге.

1

16

Предложение и текст.

1

17

Деловое письмо. Адрес.

1

18

Объяснительный диктант по теме: «Предложение».

1

Состав слова. Текст. (19 часов)
1

19

Корень. Однокоренные слова.

20

Приставка.

1

21

Суффикс.

1

22

Окончание.

1

23

Безударные гласные в корне.

2

24

Звонкие и глухие согласные в корне.

1

25

Правописание в корне. Закрепление знаний.

2

26

Гласные и согласные в приставках.

1

27

Разделительный твёрдый знак после приставок.

1

28

Правописание в корне и приставке.

2

29

Знакомство со сложными словами.

1

30

Правописание и образование сложных слов.

2

31

Состав слова. Закрепление знаний.

2

29

Комментированное письмо.
32

Деловое письмо. Поздравления.

1
Части речи. Текст. (3 часа)

33

Различие частей речи.

1

34

Образование одних частей речи от других.

2

Имя существительное. (25 часов)
35

Значение существительных в речи.

1

36

Использование существительных для сравнения
одного предмета с другим.

1

37

Род и число существительных.

1

38

Различение существительных мужского и женского
рода с шипящей на конце.

1

39

Правописание существительных с шипящей на
конце.

1

40

Существительные 1-го склонения.

1

41

Определение склонения существительных по
начальной форме.

1

42

Существительные 2-го склонения.

1

43

Существительные 3-го склонения.

1

44

Различение существительных 1, 2 и 3-го склонения.

1

45

Ударные и безударные окончания существительных
1-го склонения.

1

46

Замена существительных с ударными окончаниями

1

30

существительных с безударными окончаниями.
47

Правописание безударных падежных окончаний
существительных 1-го склонения.

1

48

Ударные и безударные окончания существительных
2-го склонения.

1

49

Правописание безударных падежных окончаний
существительных 2-го склонения.

1

50

Ударные и безударные существительные 3-го
склонения.

1

51

Правописание безударных падежных окончаний
существительных 3-го склонения.

1

52

Текст. Установление последовательности фактов в
тексте.

1

53

Склонение существительных в единственном числе.
Закрепление знаний.

2

54

Имя существительное. Контрольные вопросы и
задания.

2

54.1

Деловое письмо. Записка.

1

54.2

Контрольный диктант по теме: «Имя
существительное». Работа над ошибками.

2

Имя прилагательное. (16 часов)
55

Значение прилагательных в речи.

1

56

Описание предмета и его частей.

1

57

Использование прилагательных для сравнения
предметов.

1

31

58

Словосочетания с прилагательными.

59

Согласование прилагательного с существительным в 1
роде и числе.

60

Различение окончаний прилагательных в
единственном и множественном числе.

1

61

Постановка вопросов от существительного к
прилагательному в разных падежах.

1

62

Наблюдение за окончаниями вопросов и
окончаниями прилагательных.

1

63

Правописание падежных окончаний прилагательных 1
мужского и среднего рода.

64

Изменение прилагательных женского рода по
падежам.

1

65

Постановка вопросов от существительных к
прилагательным в разных падежах.

1

66

Наблюдение за окончаниями вопросов и
окончаниями прилагательных.

1

67

Правописание падежных окончаний прилагательных 1
женского рода.

68

Правописание падежных окончаний прилагательных 1
в единственном числе.

69

Контрольный диктант по теме: «Имя
прилагательное». Работа над ошибками.

70

Значение глаголов в речи.

1

2
Глагол. (20 часов)
1

32

71

Использование глаголов для сравнения предметов.

1

72

Различие глаголов по временам.

1

73

Изменение глаголов по временам.

1

74

Различение глаголов по числам. Изменение глаголов 1
по числам.

75

Изменение глаголов в прошедшем времени по
родам.

1

76

Различение окончаний ж. и ср. рода у глаголов в
прошедшем времени.

1

77

Текст. Составной план текста.

1

78

Понятие о неопределённой форме глагола.

1

79

Правописание глаголов в неопределённой форме.

2

80

Постановка глаголов в неопределённую форму.

2

81

Использование частицы не в значении отрицания.

1

82

Наблюдение за правописанием частицы не с
глаголами.

1

83

Правописание частицы не с глаголами.

2

84

Контрольный диктант по теме: «Глагол». Работа над
ошибками.

2

84.1.

Деловое письмо. Письмо.

1

85

Личные местоимения.

86

Значение личных местоимений в речи.

Местоимение (11 часов)
1
1

33

87

Местоимения 1-го и 2-го лица.

1

88

Местоимения 3-го лица.

1

89

Изменение местоимений 3-го лица ед. числа по
родам.

1

90

Различение местоимений по лицам и числам.

2

91

Личные местоимения. Закрепление знаний.

1

92

Творческий диктант по теме: «Местоимение».

1

92.1.

Изложение рассказа по началу и опорным словам.

2

Предложение. Текст. 15 часов. Простое предложение. (8 часа)
93

Однородные члены предложения без союза и с
союзом и.

2

94

Однородные члены предложения с союзами а, но.

2

95

Обращение. Знаки препинания при обращении.

2

96

Простое предложение. Закрепление знаний.

2

Сложное предложение. (7 часов)
97

Части сложного предложения.

1

98

Знаки препинания в сложном предложении.

2

99

Составление сложных предложений.

1

100

Простое и сложное предложение. Закрепление
знаний.

1

101

Контрольный диктант по теме: «Предложение».
Работа над ошибками.

2

Повторение. (7 часа)

34

102

Состав слова.

1

103

Правописание в приставке и корне.

1

104

Деловое письмо. Объяснительная записка.

1

105

Контрольный диктант за год. Работа над ошибками.

2

106 107

Существительное.

1

108

Глагол. Местоимение.

Прилагательное.
1

35

Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы рабочей программы
по предмету: русский язык 7 класс

Перечень используемых оценочных средств (оценочных
материалов) / КИМы

Сборник диктантов с грамматическими заданиями по русскому
языку для обучающихся с ОВЗ. 5–9 классы: методическое
пособие / Н.А. Макарова, Д.О. Евстифеева. — Казань: Изд-во
«Бук», 2017. — 106 с.
Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной)
школы VIII вида: 5-7 кл.: Пособие для учителя/ Сост. Е.Я.
Кудрявцева. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.
И.В. Барякина Е.С. Будникова Е.А. Екжанова Н.Д. Копылова
Л.М. Лапшина В.А. Левченко Е.Г. Пашнина Т.А. Полуянова Е.В.
Резникова М.Б. Хабибулина Ю.Н. Юмадилова
Контрольно-диагностический инструментарий по русскому
языку и чтению для учащихся специальной коррекционной
школы (к программам С(К)ОУ VIII вида).

Перечень используемых
методических материалов
Учебник «Русский язык», 7 класс для общеобразовательных
организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные
программы/ Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.:
Просвещение,2020.
Аксёнова А.К. Методика преподавания русского языка для детей с
нарушениями интеллекта: учебник для студентов пед. вузов – М.:
Просвещение, 2011. – 335 с. Э.В. Якубовская
А.К. Аксенова, С.Ю. Ильина. Методика преподавания русского
языка для детей с нарушениями интеллекта, М: Просвещение, 2011.
Барская Н. М., Нисневич Л. А. Обучение русскому языку в 5 – 9
классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. – М.:
Просвещение, 1992
Дифференцированное обучение на уроках русского языка: метод.
пособие/ сост. Иванова Л. К. – ЛОИРО, 2000

36

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».