Чтение 7 класс

Приложение
к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС ОУО
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
(протокол №1 от «31.» августа 2022 года)

приказом № 15
по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
от «31» августа 2022.года

Рабочая программа
по учебному предмету
«Чтение»
7 класс
Составитель: учитель высшей
категории Яковлева Н.А.

г. Приморск

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основании следующих нормативно –
правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции
Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" от 28.01.2021 N 2;
Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования
Ленинградской области от 25.08.2022 г. № 19 – 26047/2022«Об организации деятельности в 2022/2023 учебном
году;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28
декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;

Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.

Роль и место дисциплины
Чтение является сложнейшим видом речевой деятельности, в процессе которого буквенный код переводится в
звуковой и осуществляется понимание прочитанного. Психофизической основой процесса чтения является
взаимодействие работы зрительного, речедвигательного, слухового анализаторов и таких психических процессов, как
мышление, речь, память, внимание, воображение.
На уроках чтения в 7 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости,
выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в
достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения
вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения
разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных
произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на
поставленные вопросы: полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко
пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им
характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи
и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Практика показывает, что ученики старших классов с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности при
чтении и понимании художественных произведений. Большинство из них находится на этапе становления синтетических
приёмов чтения, и это обусловлено целым рядом причин:
 нарушение фонематического слуха;
 нарушение пространственного восприятия;
 нарушение взаимодействия между слуховым, зрительным и кинестетическим;
 нарушение мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, речи;
 нарушение поведения и работоспособности.
В силу перечисленных интеллектуальных и речевых недостатков этап автоматизированного чтения оказывается для
умственно отсталых старшеклассников практически недостижимым.
Адресат
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 7 класса

общеобразовательных организаций,

реализующих адаптированные общеобразовательные программы.
Соответствие Государственному образовательному стандарту
Предлагаемая

программа

и

тематическое

планирование

ориентирована

на

учебник

для

7

классов

общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы /авт.-сост. А.К.
Аксёнова. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 286 с.

Структурно и содержательно программа для 7 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала
опирается на ранее полученные знания во время уроков русского языка. Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 ч в
неделю.
Срок реализации настоящей программы 1 учебный год.
Цель: развитие речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание,
осмысление и пересказ содержания художественных произведений; формирование речи как средства общения, как
способа коррекции познавательной деятельности обучающихся и подготовки их к социальной адаптации.
Задачи:
 формирование четырёх качеств техники чтения: правильность, осознанность, выразительность, беглость;
 знакомство (через содержание читаемого материала) с новыми представлениями и понятиями;
 коррекция высших психических функций, обучающихся (речи, мышления, внимания, памяти, восприятия,
воображения);
 формирование коммуникативных
Основные направления коррекционной работы:
⁻ корригировать артикуляционный аппарат.
⁻ расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
⁻ корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
⁻ развивать речь, владение техникой речи;
⁻ коррегировать слуховое и зрительное восприятие.

⁻ формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
⁻ развивать познавательные процессы.
⁻ коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
Методы и приёмы:
⁻ словесные методы: рассказ, объяснение, беседа;
⁻ наглядные методы: демонстрация натуральных объектов, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций и т.п.;
⁻ практические методы: работа с книгой, учебником, наблюдение, лабораторно-практическая работа, игра,
упражнение, программированное обучение, проблемное обучение.
Формы обучения:
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков, обобщающих уроков.
Используется индивидуальная работа.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Умственная отсталость - это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие
диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной
отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей.
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на
дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее,

представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность
детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения,
замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия
первой и второй сигнальных систем и др.).
В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной
отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние
органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными
все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторнодвигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность,
речь и поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности
возрастных

психологических

новообразований

и,

главное,

в

неравномерности,

нарушении

целостности

психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и
культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и
снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой
подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но
и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и

прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вместе с тем, Российская дефектология (как правопреемница
советской) руководствуется теоретическим постулатом Л.С.Выготского о том, что своевременная педагогическая
коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей.
Особые образовательные потребности обучающихся
с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но
и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно,
атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на
многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития
интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как
общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.

К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и
использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ
образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в
образовательном процессе.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие
специфические образовательные потребности:
 раннее получение специальной помощи средствами образования;
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание
предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
 научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
 доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
 систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их
«переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
 обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом
функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);


использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся,
демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

 развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
 специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по
показу, подражанию по словесной инструкции;
 стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей, обучающихся возможно на основе
реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания
обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные
психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися
учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий.

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП
оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных.

Планируемые результаты освоения курса по итогам обучения в 7 классе
Личностные результаты
 формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов,
необходимых для самопознания и развития;
 совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;
 развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с литературными произведениями;
 развивать морально-этические представления, эмоционально-нравственную отзывчивость;
 развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
 развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе;
 развивать умения строить рассуждения в процессе анализа текста;
 развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений.
Предметные результаты
 совершенствовать умение читать правильно, осознанно, выразительно, бегло;
 читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты;

 совершенствовать умение пересказывать текст различными способами (полный пересказ, выборочный, краткий);
 развивать умение выделять тему и идею художественного произведения;
 развивать навыки характеристики и анализа текстов различных жанров;
 развивать умение участвовать в диалоге, высказывать своё мнение;
 составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге;
 формировать понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;
 развивать умение характеризовать героев произведения, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
 определять в произведении изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роли в раскрытии
идейно-художественного содержания текста;
 формулировать собственное отношение к произведениям литературы, героям произведений, уметь давать им
оценку;
 понимать авторскую позицию и высказывать своё отношение к ней;
 совершенствовать умение пользоваться библиотекой, выбирать нужную книгу;
 совершенствовать мотивацию к систематическому досуговому чтению.

Содержание учебного предмета «Чтение» в 7 классе
Примерная тематика чтения
Устное народное творчество как отражение жизни человеческого общества
Русские народные песни. Сказки. Представления народа о единстве красоты — внешней и внутренней. Общие
законы построения сказки: присказка, зачин, троекратное повторение событий, концовка. Нравственные ценности,
заложенные в пословицах и поговорках. Былина как отражение исторического прошлого народа. Язык произведений
устного народного творчества.
Русская литература XIX века
(Примерный перечень на основе доступных сведений и текстов.)
Биография и творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого,
В. Г. Короленко, А. П. Чехова, А. И. Куприна и др.
Русская литература XX века
(Примерный перечень на основе доступных сведений и текстов, их общественной значимости для времени.)

Биография и творчество М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Н. А. Островского, А. А. Платонова,
К. Г. Паустовского,

А. А. Фадеева,

М. А. Шолохова,

А. Т. Твардовского,

К. М. Симонова,

Н. А. Рыленкова,

Р. М. Рождественского, Ю. И. Коваля, Р. П. Погодина, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, А. Г. Алексина.
Навыки чтения
Сознательное, правильное, беглое и выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения.
Предварительное чтение про себя несложного текста по содержанию и структуре, в остальных случаях — после
анализа.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного в классе произведения или
отрывка из него.
Чтение по ролям и драматизация.
Работа с текстом
Развитие умения устанавливать смысловые связи между частями текста, выделять главную мысль каждой части и
произведения в целом, оценивать поступки героев, определять их мотивы. Анализ (с помощью учителя) литературного
произведения с позиции его нравственной ценности.
Составление характеристики героя (с помощью учителя).
Обсуждение вопросов о возможном дальнейшем развитии событий и составление воображаемых диалогов главных
действующих лиц.
Формирование умения самостоятельно составлять план к частям текста.
Различение частей текста описательного и повествовательного характера.

Подробный и краткий пересказ. Пересказ от третьего лица.
Формирование внимания к авторскому слову. Продолжение работы с незнакомыми словами, развитие умения
правильно объяснять их. Выделение образных средств языка, их использование в пересказе.
Обсуждение вопроса о причинах выбора автором того или иного слова; передача с помощью авторских слов
характера героя, событий, отношения к ним автора.
Умение различать сказку, рассказ, стихотворение, басню.
Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение произведений для юношества. Чтение отдельных
статей из газет и журналов. Обсуждение прочитанных книг. Составление отзывов. Ведение коллективных дневников
внеклассного чтения (с помощью учителя).
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень (минимальный)
 читать вслух правильно, выразительно доступные тексты целым словом;
 читать про себя проанализированные ранее тексты;
 отвечать на вопросы учителя;
 пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные учащимся по изображённым событиям;
 высказывать своё отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме;
 выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
 учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей учеников);
 участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.

2-й уровень (достаточный)
 читать вслух правильно, выразительно, бегло (словосочетанием, в трудных случаях — целым словом);
 читать про себя с предварительным заданием лёгкие по содержанию тексты;
 выделять тему и идею произведения с помощью учителя;
 формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя);
 делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях —
самостоятельно;
 характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам;
 выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя);
 соотносить читаемые произведения с определённым жанром (с помощью учителя);
 выучить наизусть не менее 10 стихотворений;
 читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в её обсуждении. Составлять отзывы под
руководством учителя.

Система оценки достижения
обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются
оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и
педагогических кадров.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи:


закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,

описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки;


ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение
планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;



обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и
личностных результатов;



предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной
организации;



позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной
компетенции.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении

АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к
осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:

1)дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и
особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2)объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и
социальном развитии обучающихся;
3)единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет
обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание
методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации,
обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений
обучающихся.
В соответствии с требованиями

Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями,
необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие
социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении
социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Для

полноты

оценки

личностных

результатов

освоения

обучающимися

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку
основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных

средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем
условных единицах:
0 баллов ― нет фиксируемой динамики;
1 балл ― минимальная динамика;
2 балла ― удовлетворительная динамика;
3 балла ― значительная динамика.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник
наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и
отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и
характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т.е. в тот период, когда
у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная
деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.
Во время обучения в I-м классе, а также в течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять
и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. В целом оценка достижения обучающимися
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на
принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по

объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с
оценками типа:

Качество освоения

Уровень достижений

Отметка в балльной шкале

90-100 %

высокий

«5»

65-89 %

повышенный

«5»

50- 65 %

средний

«4»

30-50 %

минимальный

«3»

программы

Программа формирования базовых учебных действий (БУД)
Программа

формирования

базовых

учебных

действий

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего
школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения
АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности,
которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами
профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
•

формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

•

овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

•

развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность,
контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Характеристика базовых учебных действий
Группа БУД
Личностные учебные
действия:готовность
ребенка к принятию
новой роли ученика
Коммуникативные
учебные действия:
способность вступать
в коммуникацию
Регулятивные учебные
действия: успешность
работы на любом
уроке

Учебные действия и умения
- начальное осознание себя как ученика, одноклассника, друга;
- формирование положительного отношения к окружающей действительности;
- формирование самостоятельности в выполнении учебных заданий, поручений;
- понимание личной ответственности за свои поступки;
- формирование готовности к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
- доброжелательно относиться, сопереживать окружающим.
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т.д.);
- принимать цели, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Познавательные
учебные действия:
начальные логические
операции

- выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов;
- читать; писать; выполнять арифметические действия;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание).

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать
индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом
направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую
систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения
вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому
указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить
его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки,
которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по
замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося
в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех
учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени
обучения.
Таблица оценки сформированности базовых учебных действий

Группа БУД

Перечень учебных действий

Оценка сформированности
(в баллах)
0

Личностные
учебные
действия

осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива,
пользоваться соответствующими правами
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и
своих товарищей
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности
активно включаться в общеполезную социальную деятельность
осознанно относиться к выбору профессии

1

2

3

4

5

бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны
понимать личную ответственность за свои поступки на основе
представлений о этических нормах и правилах поведения в современном
обществе
соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и
обществе

Максимум 45 баллов
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
Коммуникативные учебные взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)
действия
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою точку зрения, аргументировать свою позицию

дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний
(вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус,
знакомый - незнакомый и т.п.)
использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач
использовать разные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе
информационные

Максимум 25 баллов
Регулятивные

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их

учебные
действия

осуществления
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии
с ней свою деятельность

Максимум 20 баллов
Познавательные

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию
использоватьлогические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале,
основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета и для решения познавательных и практических задач
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами
и процессами

Максимум 20 баллов

Формы организации образовательного процесса
Сегодня ученика начальной школы необходимо вооружить универсальными учебными действиями, которыми он
сможет воспользоваться при самостоятельном познании, при решении новых учебных задач.
Только разнообразие организационных форм обеспечит рост, познавательных мотивов, поможет ученику научиться
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Основной формой организации образовательного процесса обучения чтению является урок. Основные типы
уроков: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок,
урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок — игра.
Технологии обучения:1. Традиционные технологии: объяснительно-иллюстративные.
2. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного педагогического процесса: педагогика
сотрудничества; гуманно – личностная; уровневая дифференциация; проблемное обучение;

информационно-

коммуникационные технологии; здоровье сберегающие технологии; коллективный способ обучения (работа в парах
постоянного и сменного состава).
Виды и формы контроля: обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальная
работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода; выборочная проверка упражнения;
взаимопроверка; контрольные и самостоятельные работы.
Формы работы: индивидуальная работа; групповая работа; парная работа; коллективная работа; фронтальная работа;
дифференцированно - групповая работа

Оценочные средства (оценочные материалы)
и методические материалы рабочей программы по чтению, 5 класс.
Перечень используемых оценочных средств
(оценочных материалов) КИМы

Перечень используемых методических материалов

Контрольно-измерительные материалы по чтению и Чтение. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
развитию речи в С(К)ОШИ VIII вида. Тексты для реализующих адаптированные общеобразовательные программы
проверки техники чтения для учащихся 5-9
/авт.-сост. А. К. Аксенова. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2020. –
классов»:
286 с.
https://kopilkaurokov.ru/corect/prochee/kontrol_no_iz
mieritiel_nyie_matierialy_po_chtieniiu_i_razvitiiu_riec
hi_v_s_k_osh

Тематическое планирование
уроков чтения в 7 классе (136 ч.)

№

Кол-во

п/п

часов

Дата

Тема
Устное народное творчество - 14 часов

1

2

Жанры устного народного творчества.

2

2

Русская народная сказка «Сивка - бурка».

3

2

Русская народная сказка «Журавль и Цапля».

4

2

Русская народная сказка «Умный мужик».

5

2

Былина «Три поездки Ильи Муромца».

6

2

Народные песни. Пословицы и загадки.

7

1

Обобщающий урок по теме: «Устное народное творчество».

8

1

Внеклассное чтение. «Русские народные сказки».
Русская литература XIX века – 53 часов

9

1

А. С. Пушкин. Биография.

10

1

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Чтение по ролям.

11

1

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Анализ сказки по вопросам учителя.

12

1

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Работа над характеристиками персонажей.

13

1

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Заучивание наизусть отрывка из сказки.

14

1

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Работа над выяснением морали сказки.

15

2

А. С. Пушкин «Зимний вечер».

16

2

А. С. Пушкин «У лукоморья». (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

17

1

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. Стихи.

18

1

М. Ю. Лермонтов. Биография.

19

1

М. Ю. Лермонтов «Бородино». Анализ стихотворения по вопросам.

20

1

М. Ю. Лермонтов «Бородино». Анализ стихотворения по вопросам.

21

1

М. Ю. Лермонтов «Бородино». Составление образа солдата.

22

1

М. Ю. Лермонтов «Бородино» Определение главной мысли (идеи) стихотворения.

23

1

И. А. Крылов. Биография.

24

2

И. А. Крылов. «Кукушка и Петух».

25

2

И. А. Крылов. «Волк и Журавль».

26

1

И. А. Крылов. «Слон и Моська».

27

1

И. А. Крылов. «Слон и Моська».

28

1

Внеклассное чтение «О чём рассказывают басни».

29

1

Н. А. Некрасов. Биография.

30

2

Н. А. Некрасов «Несжатая полоса».

31

2

Н. А. Некрасов «Генерал Топтыгин».

32

1

Л. Н. Толстой. Биография.

33

1

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Работа над выборочным чтением.

34

1

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Анализ текста по вопросам.

35

1

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Анализ текста по вопросам.

36

1

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Характеристика главных действующих лиц.

37

1

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Характеристика главных действующих лиц.

38

1

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Работа над пересказом содержания прочитанного.

39

1

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Работа над пересказом содержания прочитанного.

40

1

Внеклассное чтение. Л. Н. Толстой Рассказы.

41

1

А. П. Чехов. Биография.

42

1

А. П. Чехов «Хамелеон». Анализ текста по вопросам.

43

1

А. П. Чехов «Хамелеон» Характеристика главных действующих лиц.

44

1

А. П. Чехов «Хамелеон» Выделение главной мысли произведения.

45

2

В. Г. Короленко. Биография.

46

1

В. Г. Короленко. «Дети подземелья». Глава «Я и мой отец».

47

1

В. Г. Короленко. «Дети подземелья». Глава «Я приобретаю новое знакомство».

48

1

В. Г. Короленко. «Дети подземелья». Глава «Я приобретаю новое знакомство».

49

1

В. Г. Короленко. «Дети подземелья». Глава «Знакомство продолжается».

50

1

В. Г. Короленко. «Дети подземелья». Глава «Знакомство продолжается».

51

1

В. Г. Короленко. «Дети подземелья». Глава «Осенью».

52

1

В. Г. Короленко. «Дети подземелья». Глава «Кукла».

53

1

В. Г. Короленко. «Дети подземелья». Работа над основной мыслью повести.

54

1

Внеклассное чтение. А. П. Чехов. Рассказы.
Русская литература XX века - 69 часов

55

1

А. М. Горький. Биография.

56

1

А. М. Горький. «Детство». Чтение по ролям.

57

1

А. М. Горький. «Детство». Чтение по ролям.

58

1

А. М. Горький. «Детство». Анализ текста по вопросам.

59

1

А. М. Горький. «Детство». Работа над характеристикой героев повести.

60

1

А. М. Горький. «Детство». Работа над пересказом содержания прочитанного.

61

1

А. М. Горький. «В людях». Анализ текста по вопросам.

62

1

А. М. Горький. «В людях». Анализ текста по вопросам.

63

1

А. М. Горький. «В людях». Работа над характеристикой героев повести.

64

2

А. М. Горький. «В людях». Работа над пересказом содержания прочитанного.

65

1

А. М. Горький. «В людях». Работа над основной мыслью повести.

66

2

М. В. Исаковский. «Детство».

67

2

М. В. Исаковский. «Ветер», «Весна».

68

1

К. Г. Паустовский. Биография.

69

1

К. Г. Паустовский. «Последний чёрт». Анализ текста по вопросам.

70

1

К. Г. Паустовский. «Последний чёрт». Работа над характеристикой героев.

71

1

К. Г. Паустовский. «Последний чёрт». Работа над рассказом-описанием.

72

1

К. Г. Паустовский. «Последний чёрт». Работа над рассказом-описанием.

73

1

М. М. Зощенко. Биография.

74

1

М. М. Зощенко. «Великие путешественники». Чтение по ролям.

75

1

М. М. Зощенко. «Великие путешественники». Анализ текста по вопросам.

76

1

М. М. Зощенко. «Великие путешественники». Работа над характеристикой героев.

77

1

Внеклассное чтение. М. М. Зощенко. Рассказы.

78

1

К. М. Симонов. Биография.

79

1

К. М. Симонов. «Сын артиллериста» (отрывки). Анализ текста по вопросам.

80

1

К. М. Симонов. «Сын артиллериста» (отрывки). Работа над характеристикой героя.

81

1

К. М. Симонов. «Сын артиллериста» (отрывки). Определение главной мысли произведения.

82

1

В. П. Катаев. Биография.

83

1

В. П. Катаев. «Флаг». Анализ текста по вопросам учителя.

84

1

В. П. Катаев. «Флаг». Определение главной мысли произведения.

85

1

В. П. Катаев. «Флаг». Составление рассказа по прочитанному

86

1

Н. И. Рыленков. Биография.

87

1

Н. И. Рыленков. «Деревья».

88

1

Н. И. Рыленков. «Весна без вещуньи-кукушки …».

89

1

Н. И. Рыленков. «Всё в тающей дымке…».

90

1

Внеклассное чтение. Поэты о русской природе.

91

1

Ю. И. Коваль. Биография.

92

1

Ю. И. Коваль. «Капитан Клюквин». Анализ рассказа по вопросам.

93

1

Ю. И. Коваль. «Капитан Клюквин». Составление характеристики по плану.

94

1

Ю. И. Коваль. «Капитан Клюквин». Пересказ по плану.

95

1

Ю. И. Коваль. «Капитан Клюквин». Пересказ по плану.

96

1

Ю. И. Коваль. «Картофельная собака». Анализ рассказа по вопросам.

97

1

Ю. И. Коваль. «Картофельная собака». Составление характеристики собаки Тузика.

98

1

Ю. И. Коваль. «Картофельная собака». Характеристика рассказчика истории по опорным

словам.
99

1

Ю. И. Коваль. «Картофельная собака». Описание собаки по плану.

100

1

Ю. И. Коваль. «Картофельная собака». Составление рассказа от первого лица.

101

1

Ю. Я. Яковлев. Биография.

102

1

Ю. Я. Яковлев. «Багульник». Анализ рассказа по вопросам.

103

1

Ю. Я. Яковлев. «Багульник». Составление характеристики героев рассказа.

104

1

Ю. Я. Яковлев. «Багульник». Составление рассказа от первого лица.

105

1

Ю. Я. Яковлев. «Багульник». Составление рассказа по плану.

106

1

Внеклассное чтение. Б. Житков. Рассказы.

107

1

Р. П. Погодин. Биография.

108

1

Р. П. Погодин. «Время говорит - пора». Ответы на вопросы по тексту.

109

1

Р. П. Погодин. «Время говорит - пора». Анализ рассказа по вопросам.

110

1

Р. П. Погодин. «Время говорит - пора». Составление характеристики героев рассказа.

111

1

Р. П. Погодин. «Время говорит - пора». Выделение главной мысли рассказа.

112

1

А. Г. Алексин. Биография.

113

1

А. Г. Алексин. «Двадцать девятое февраля». Характеристика героев рассказа.

114

1

А. Г. Алексин. «Двадцать девятое февраля». Сопоставление пословиц с текстом
произведения.

115

1

А. Г. Алексин. «Двадцать девятое февраля». Деление текста на части по плану.

116

1

А. Г. Алексин. «Двадцать девятое февраля». Пересказ по плану.

117

1

К. Я. Ваншенкин. Биография.

118

1

К. Я. Ваншенкин. «Мальчишка».

119

1

К. Я. Ваншенкин «Снежки».

120

1

Внеклассное чтение. Чтение произведений зарубежных писателей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».