Математика 7 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА

решением педагогического совета
ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
(протокол № 1 от «31» августа 2022 года)

приказом №15
по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
от «31» августа 2022 года

Рабочая программа
по учебному предмету
"Математика "
7 класс
Составитель: Славнова А. К.,
учитель высшей
квалификационной
категории

г. Приморск

Пояснительная записка
Учебный план является частью адаптированной основной общеобразовательной программы и сформирован в соответствии с
документами:
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основании следующих нормативно – правовых
документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона
от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания" от 28.01.2021 N 2;
Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской области
от 25.08.2022 г. № 19 – 26047/2022«Об организации деятельности в 2022/2023 учебном году;
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
28
декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих
государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.
Адресат
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 7 класса и составлена с учётом возрастных и психологических
особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.
Соответствие Государственному образовательному стандарту
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом. Чтение

2

является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе. В старших классах осуществляются задачи, решаемые в
младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Цель обучения:


развитие образного и логического мышления, воображения;



формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач,
продолжение образования;



освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;



воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи обучения:


приобретение знаний о многозначных числах в пределах 1000 000 и арифметических действиях с многозначными числами
в пределах 10000, об обыкновенных дробях, их преобразованиях, арифметических действиях с ними, о соотношении
единиц различных величин, арифметических действиях с ними; о различных геометрических телах (куб, брус) о свойствах
элементов;




овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;
освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.

Срок реализации рабочей учебной программы – 1 год. По учебному плану на изучение данного предмета в 7 классе отводится 3
часа в неделю, 102 часа в год.

Виды и формы контроля
Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Формы контроля: контрольные работы, самостоятельные (практические) работы.
При реализации программы используются следующие методы обучения обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
(классификация методов по характеру познавательной деятельности):
3



объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в
памяти;



репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);



метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);



частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы).

Основными технологиями обучения являются: традиционные, игровые, тестовые, использование опорных схем, здоровье сберегающие,
информационно-коммуникативные.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение математике обучающихся по коррекционно-развивающим программам для детей с умственно отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) имеет свою специфику. Обучающиеся, занимающиеся по программам данного вида характеризуются
задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении
курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение
отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому распределение математического материала представлено
концентрически с учетом возможностей обучающихся и предусмотрен постепенный переход от чисто практического обучения в
начальной школе к практико-теоретическому в старших классах. Постоянное повторение изученного материала сочетается с
пропедевтикой новых знаний. При отборе математического материала учитываются индивидуальные показатели скорости и качества
усвоения математических представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и
структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Предлагаемая программа по сравнению с традиционной программой для общеобразовательных учреждений составлена таким образом,
чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне для такой категории школьников. В рамках подготовки к социальной
адаптации в условиях современного общества в программе предусматривается использование микрокалькулятора, ознакомление детей с
масштабом, с устной и письменной нумерацией всех чисел от 1000 до 1000000, с разрядами единиц, десятков и сотен тысяч, с единицами
4

миллионов, с классами единиц, тысяч. В связи с ограниченным использованием в жизни и профессиональной деятельности обыкновенных
дробей в данной программе тема «Обыкновенные дроби» сокращена, а изучение десятичных дробей носит в большей степени
практическую направленность, этой теме в программе уделено большее внимание. Математические представления, знания и умения
практически применять их оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих проверочных и
итоговых письменных контрольных работ.
Результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение определенных личностных и предметных результатов.
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:


проявление мотивации при выполнении различных видов практической деятельности на уроке математики, при
выполнении домашнего задания;



желание и умение выполнить математическое задание правильно, с использованием знаковой символике в соответствии с
данным образцом или пошаговой инструкцией учителя;



умение понимать инструкцию учителя, высказанную с использованием математической терминологии, следовать ей при
организации собственной деятельности по выполнению учебного задания;



умение произвести в устной речи алгоритм выполнения математической операции (вычислений, измерений, построений)
с использованием в собственной речи математической терминологии в виде отчета о выполненной деятельности;



умение сформировать умозаключение (сделать вывод) с использованием собственной речи математической
терминологии, обосновать его (с помощью учителя);

5



навыки межличностного взаимодействия при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики,
доброжелательное отношение к учителю и одноклассникам; элементарные навыки адекватного отношения к ошибкам
или неудачам одноклассников, возникшим при выполнении учебного задания на уроке математики (с помощью учителя);



умение оказать помощь одноклассникам в организации их деятельности для достижения правильного результата при
выполнении учебного задания; при необходимости просить о помощи в случае возникновения собственных затруднения
в выполнении математического задание и принять ее;



умение адекватно воспринимать замечания (мнение), высказанные учителем или одноклассниками, корригировать в
соответствии с этим собственную деятельность по выполнению математического задания;



знание элементарных правил безопасного использования инструментов (измерительных, чертежных), следование им при
организации собственной деятельности;



навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению математической операции (учебного
задания) на основе усвоенного пошагово алгоритма и самооценке выполненной практической деятельности, том числе на
основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений и пр. (с помощью учителя); умение
осуществлять необходимые исправления в случае неверно выполненного задания;



навыки самостоятельной работы с учебником математики, другими дидактическими материалами;



понимание связи отдельных математических знаний с жизненными ситуациями; умение применять математические знания
для решения жизненных задач и в процессе овладения профессионально-трудовыми навыками на уроках обучения
профильному трудом (с помощью учителя);



элементарные представления о здоровом и безопасном образе жизни, бережном отношении к природе; умение
использовать в этих целях усвоенные математические знания и умения.

Планируемые предметные результаты
Минимальный уровень:
6



знание числового ряда 1-10 000 в прямом порядке (с помощью учителя);



счет в пределах 10 000, присчитыванием разрядных единиц (1, 10, 100, 1000) устно и с записью чисел (с помощью учителя);



выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд (легкие случаи) приемами устных
вычислений;



выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 100 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд
приемами письменных вычислений;



знание алгоритма выполнения сложения и вычитания чисел с помощью калькулятора; умение использовать калькулятор с
целью поверки правильности вычислений (устных и письменных);



выполнение умножения и деления чисел в пределах 100 000 на однозначное число, круглые десятки приемами письменных
вычислений;



знание десятичных дробей, умение их записать, прочитать, сравнить;



выполнение сложения и вычитания десятичных дробей (с помощью учителя);



выполнение решения простых арифметических задач на определение продолжительности события;



знание свойств элементов куба, бруса;



узнавание симметричных предметов, геометрических фигур; нахождение оси симметрии симметричного плоского
предмета;

Достаточный уровень:


знание числового ряда в пределах 100 000 в прямом и обратном порядке; места каждого числа в числовом ряду в пределах
1 000 000;



счет в пределах 1 000 000 присчитыванием, отсчитыванием разрядных единиц (1 000, 10 000, 100 000) устно и с записью
чисел;

7



выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 000: без перехода через разряд (легкие случаи) приемами устных
вычислений; без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений с последующей
проверкой;



знание алгоритма выполнения сложения и вычитания чисел с помощью калькулятора; умение использовать калькулятор с
целью проверки правильности вычислений (устных и письменных);



выполнение умножения и деления чисел в пределах 1 000 000 на однозначное число, круглые десятки, двузначное число,
деление с остатком приемами письменных вычислений, с последующей проверкой правильности вычислений;



приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю (легкие случаи);



знание десятичных дробей, умение их записать, прочитать, сравнить, выполнить преобразования десятичных дробей;



умение записать числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, в виде десятичных дробей;



выполнение сложения и вычитания десятичных дробей;



выполнение сложения и вычитания чисел, полученных при измерении двумя мерами времени (легкие случаи);



выполнение умножения и деления чисел, полученных при измерении двумя единицами (мерами) стоимости, длины, массы,
на однозначное число, круглые десятки, двузначное число письменно;



выполнение решения и составление простых арифметических задач на определение продолжительности, начала и
окончания события;



выполнение решения составных задач в три арифметических действия;



знание видов четырехугольников: произвольный, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат; свойства сторон, углов;
приемы построения;



узнавание симметричных предметов, геометрических фигур; нахождение оси симметрии симметричного плоского
предмета; умение расположить предметы симметрично относительно оси, центра симметрии;

8

На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию базовых учебных действий, которые
формируют у школьников осознанное отношение к обучению и содействуют становлению ученика как субъекта осознанной активной
учебной деятельности на доступном для него уровне
Личностные учебные действия:


осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи,
одноклассника, друга;



положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию;



самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;



понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в
современном обществе.

Коммуникативные учебные действия:


вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс);



использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;



обращаться за помощью и принимать помощь;



слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;



сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;



доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;



договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

Регулятивные учебные действия:


входить и выходить из учебного помещения со звонком;



ориентироваться в пространстве класса;
9



пользоваться учебной мебелью;



адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);



работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;



принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;



активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;



соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;



передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

Познавательные учебные действия:


овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач)



овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских
задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры в различных видах
практической деятельности)



развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни.
Содержание программы
№ п/п
1

Содержание учебного материала
Нумерация (1000 000)

Количество часов
3

Числовой ряд в пределах 1 000 000. Присчитывание, отсчитывание
по 1 ед. тыс., 1 дес. тыс.; 1 сот. тыс. в пределах 1 000 000.

10

2

Единицы измерения и их соотношения

5

Запись чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами
(мерами) стоимости, длины, массы, в виде обыкновенных дробей и
обратное преобразование.
3

Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 устно (легкие

43

случаи) и письменно. Умножение и деление на однозначное число,
круглые десятки чисел в пределах 1 000 000 устно (легкие случаи)
и письменно. Умножение и деление чисел в пределах 1000 000 на
двузначное число письменно. Деление с остатком в пределах 1000
000. Поверка арифметических действий. Сложение и вычитание
чисел с помощью калькулятора.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя
единицами (мерами) времени, письменно (легкие случаи).
Умножение и деление чисел, полученных при измерении двумя
единицами (мерами) стоимости, длины, массы, на однозначное
число, круглые десятки, двузначное число письменно.
Дроби

4

21

Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю (легкие
случаи). Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными
знаменателями (легкие случаи).

11

Десятичные дроби. Запись без знаменателя, чтение. Запись под
диктовку. Сравнение десятичных дробей и долей. Преобразования:
выражение десятичных дробей в более крупных (мелких),
одинаковых долях. Место десятичных дробей в нумерационной
таблице. Нахождение десятичной дроби от числа.
Сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковыми и
разными знаменателями.
Арифметические задачи

5
Простые

арифметические

задачи

на

16
определение

продолжительности, начала и окончания события.
Простые арифметические задачи на нахождение десятичной дроби
от числа.
Составные задачи на прямое и обратное приведение к единице; на
движение в одном и противоположном направлениях двух тел.
Составные задачи, решаемые в 3-4 арифметических действия.
Геометрический материал

6
Параллелограмм,

ромб.

Свойства

элементов.

14
Высота

параллелограмма (ромба). Построение параллелограмма (ромба).
Симметрия. Симметричные предметы, геометрические фигуры;
ось, центр симметрии. Предметы, геометрические фигуры,
симметрично расположенные относительно оси, центра симметрии.
12

Построение точки, симметрично данной относительно оси, центра
симметрии.
102 часа

ИТОГО

Календарно-тематическое планирование
7 класс
3 часа в неделю, всего 102 часа
№ п/п

Тема урока

Кол-во

Дата

часов
I четверть (24 часа)
Нумерация
1

2

Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Класс единиц, класс тысяч;
разряды. Сравнение и упорядочение чисел.
Нумерация чисел в пределах 1 000 000.

3

Римская и арабская нумерация. Округление чисел.

1

1

1

Арифметические действия
4

Сложение, вычитание, умножение, деление чисел в пределах 10 000.

1

5

Составные арифметические задачи в 2-3 действия.

1

Геометрический материал
13

6

Линии. Сложение и вычитание отрезков.

1

Единицы измерения и их соотношения
7

Числа, полученные при измерении величин.

1

8

Числа, полученные при измерении величин.

1

Геометрический материал
9

Ломаная линия. Длина ломаной линии.

1

10

Самостоятельная работа по теме «Нумерация»

1

Арифметические действия
1

12

Устное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 (с записью
примера в строчку). Сложение и вычитание чисел с помощью
калькулятора.
Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000.

13

Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

1

11

1

Геометрический материал
14

Углы. Построение прямых, острых, тупых углов.

1

15

Контрольная работа по теме: «Письменное сложение и вычитание
чисел в пределах 1 000 000».
Работа над ошибками.

1

16

1

Арифметические действия
17

Умножение и деление на однозначное число. Устное умножение и
деление.
Арифметические задачи

1

18

Составные задачи на прямое и обратное приведение к единице.

1
14

19

Контрольная работа за четверть.

1

20

Работа над ошибками.

1

21

Письменное умножение чисел в пределах 1 000 000.

1

22

Решение составных задач.

1

23

Письменное деление чисел в пределах 1 000 000.

1

24

Письменное деление чисел в пределах 1 000 000.

1

Дано: 24 часа По программе: 24 часа
II четверть (24 часа)
1
2
3

Нахождение значения числового выражения в 3-4 арифметических
действия (сложение, вычитание, умножение, деление)
Нахождение значения числового выражения в 3-4 арифметических
действия (сложение, вычитание, умножение, деление)
Деление с остатком чисел в пределах 1 000 000.

1
1
1

Геометрический материал
4

Положение прямых в пространстве, на плоскости.

1

Арифметические действия
5

Умножение чисел в пределах 1 00 000 на 10, 100, 1 000

1

6

Деление чисел в пределах 1 00 000 на 10, 100, 1 000

1

7

Деление чисел в пределах 1 00 000 с остатком на 10, 100, 1 000

1

8

Проверочная работа. Умножение и деление на 10, 100, 1 000

1

Геометрический материал

15

9

Окружность, круг. Линии в круге.

1

Единицы измерения и их соотношения
10

Преобразование чисел, полученных при измерении

1

Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя
мерами, приемами устных вычислений.
Сложение чисел, полученных при измерении двумя мерами, приемами
письменных вычислений.

1

1

14

Вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами,
приемами письменных вычислений.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя
мерами, приемами письменных вычислений.
Геометрический материал

15

Виды треугольников. Построение треугольников.

1

11
12

13

1

1

Арифметические действия
16
17
18
19

Умножение и деление чисел, полученных при измерении одной мерой,
на однозначное число приемами устных вычислений.
Умножение и деление чисел, полученных при измерении одной
мерой, на однозначное число приемами устных вычислений.
Умножение и деление чисел, полученных при измерении одной
мерой, на однозначное число приемами письменных вычислений
Умножение и деление чисел, полученных при измерении одной
мерой, на однозначное число приемами письменных вычислений
Геометрический материал

1
1
1
1

16

20

Прямоугольник (квадрат)

1

21

Контрольная работа за четверть.

1

22

Работа над ошибками.

1

Арифметические действия
23
24

Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на 10, 100,
1 000.
Повторение, обобщение пройдённого материала. Умножение и
деление чисел, полученных при измерении на 10, 100, 1 000.
Дано: 24 часа По программе: 24 часа

1
1

III четверть (30 часов)
1
2
3

4

Умножение и деление чисел в пределах 1 000 000 на круглые десятки
приемами устных вычислений.
Умножение и деление чисел в пределах 1 000 000 на круглые десятки
приемами письменных вычислений.
Деление чисел в пределах 1 000 000 на круглые десятки приемами
письменных вычислений.
Арифметические задачи

1

Составные арифметические задачи в 2-3 арифметических действия.

1

1
1

Геометрический материал
5

Параллелограмм. Построение параллелограмма.

1

Арифметические действия
6

Деление с остатком на круглые десятки.

1

7

Самостоятельная работа. Умножение и деление чисел в пределах 1
000 000 на круглые десятки

1

17

1

9

Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на круглые
десятки.
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на круглые
десятки.
Геометрический материал

10

Элементы параллелограмма, их свойства. Высота параллелограмма.

1

8

1

Арифметические действия
11

Умножение на двузначное число.

1

Арифметические задачи
12

Решение составных арифметических задач изученных видов.

1

Геометрический материал
13

Ромб.

1
Арифметические действия
1

15

Деление с остатком двузначных, трехзначных чисел на двузначное
число.
Деление чисел в пределах 1 000 000 на двузначное число.

16

Деление чисел в пределах 1 000 000 на двузначное число.

1

17

Контрольная работа. Умножение (деление) чисел на двузначное число.

1

18

Работа над ошибками.

1

14

1

Геометрический материал
19

Многоугольники.

1
Арифметические действия

18

20

Деление с остатком на двузначное число.

1

21
22

Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на
двузначное число.
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на
двузначное число.
Дроби

1

23

Обыкновенные дроби.

1

24

Нахождение обыкновенной дроби от числа.

1

25

1

27

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми
знаменателями.
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми
знаменателями.
Закрепление. Решение примеров и задач изученных видов.

28

Контрольная работа за четверть

1

29

Работа над ошибками.

1

26

1
1

Геометрический материал
30

Взаимное положение фигур ан плоскости.

1

Дано: 30 часов По программе: 30 часов
IV четверть (24 часа)
Дроби
1

Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю.

2

Сложение и вычитание
знаменателями.

обыкновенных

дробей

с

1
разными

1

19

3

Проверочная работа. Обыкновенные дроби.

1

4

1

5

Симметрия. Центр симметрии. Построение точки, симметричной
данной относительно оси, центра симметрии.
Десятичные дроби. Получение, запись и чтение десятичных дробей.

6

Запись чисел, полученных при измерении, в виде десятичных дробей.

1

7

Запись чисел, полученных при измерении, в виде десятичных дробей.

1

8

Выражение десятичных дробей в более крупных (мелких), одинаковых
долях.
Сравнение десятичных долей, дробей.

1

1

12

Сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковыми
знаменателями.
Сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковыми
знаменателями.
Сложение и вычитание десятичных дробей с разными знаменателями.

13

Сложение и вычитание десятичных дробей с разными знаменателями

1

14

Нахождение десятичной дроби от числа. Простые арифметические
задачи на нахождение десятичной дроби от числа.
Геометрический материал

1

15

Куб. Брус.

1

9
10
11

1

1

1
1

Единицы измерения и их соотношения
16

Меры времени

1
Арифметические задачи

17

Задачи на движение.

1

20

18

Задачи на движение.

1
Геометрический материал

19

Масштаб.

1

20

Годовая контрольная работа

1

21

Работа над ошибками.

1

22

Повторение. Нумерация чисел в пределах 1 000 000.

1

23

Повторение. Все действия с числами в пределах 1 000 000.

1

24

Повторение. Геометрический материал.

1

Дано: 24 часа По программе: 24 часа
Всего за год: 102 часов По программе: 102 часов

Учебно-методические обеспечение
Основная литература для учителя:
1. Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак.
педвузов. —4-е изд., перераб. —М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001. —408 с.: ил. —(коррекционная педагогика).
2. Рабочие программы по учебному предмету. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 59 классы: Математика: Т. В. Алышева, А. А. Антропов, Д. Ю. Соловьёва. - Москва: Просвещение, 2019.
3. Учебник «Математика» 7 класс учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы Автор: Т. В. Алышева, Москва «Просвещение», 2020 г.
Дополнительная литература для учителя:
1. Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. - Волгоград. 2003.
21

2. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для
учителя.— М.: Просвещение, 1990.— 191 с.
3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб,
заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272
4. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под
ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
5.Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. —М., 1992.
6.Узорова О. В., Нефедова Е. А. Контрольные и проверочные работы по математике. – М., 2008..
7. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII вида. - М., 2006 г.
Интернет-сайты:
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
http://www.debryansk.ru/~lpsch/ – Информационно-методический сайт
http://www.exponenta.ru/ – Образовательный математический сайт
Основная литература для обучающихся:
1. Учебник «Математика» 6 класс учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы Авторы: Капустина Г. М., Перова М.Н., Москва «Просвещение», 2020 г.
Дополнительная литература для обучающихся:
Рабочая тетрадь по математике для учащихся 7 классов для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы Москва, «Просвещение», 2020 г.

22

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

приложение №1

Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и
итоговых письменных работ.
1. Оценка устных ответов
Оценка «5»ставится ученику, если он;
а) дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметнопрактическими

действиями, знает и умеет применять правила умеет самостоятельно оперировать изученными

математическими

представлениями;
б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;

в) умеет

производить и объяснять устные и письменные вычисления;
г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости
их пространстве,
д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет
объяснить последовательность работы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но:
а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему
уточнить ответ;
б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных
результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;

23

в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи уточнению
вопросов задачи, объяснению выбора действий;
г) с незначительной по мощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на
плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;
д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредоточивающего внимание ученика
на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и
самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».
Оценка «З» ставится ученику, если он:
а) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует
правила, может их применять;
б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной
помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью
вопросов учителя;
д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации
приёмов ее выполнения.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает, незнание большей части программного материала не может воспользоваться
помощью учителя, других учащихся.
Оценка «1» ставится ученику в том случае, если он обнаруживает полное незнание программного материала, соответствующего
его познавательным возможностям.
24

2. Письменная проверка знаний и умений учащихся
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок
письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры,
только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными,— это зависит от цели работы, класса и объема
проверяемого материала.
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось: во втором полугодии I класса
25—35 мин, во II — IV классах 25—40 мин, в V — IХ классах 35 — 40 мин. Причем за указанное время учащиеся должны не только
выполнить работу, но и успеть ее проверить.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены: 1—3 простые задачи, или 1—3 простые задачи и составная
(начиная со II класса), или 2 составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок
действий, начиная с III класса) математический

диктант, сравнение

чисел,

математических

выражений,

вычислительные,

измерительные задачи или другие геометрические задания.
При оценке письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений
вследствие неточного применения правил и неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение
ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение
правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков
арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей,
небольшая неточность в измерении и черчении.

25

Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и
словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов, действий, величин и
др.).
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2—3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с
негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить, и выполнено менее половины других заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не приступал к решению задач; не выполнил других заданий.
При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1—2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1—2 грубые ошибки или 3—4 негрубые.
Оценка «2» ставится, если допущены 3—4 грубые шибки и ряд негрубых.
Оценка «1» ставится, если допущены ошибки в выполнении большей части заданий.
При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры
углов, площадей, объемов и т. д., задач на измерение и построение и др.):
Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1-— 2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, а построение выполнено
недостаточно точно.

26

Оценка «3»

ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие

неточности; если построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при
обозначении геометрических фигур буквами.
Оценка «2»

ставится, если не решены две задачи на вычисление,

получен неверный результат при измерении или нарушена

последовательность построения геометрических фигур.
Оценка «1» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получены неверные результаты при измерениях, не построены заданные
геометрические фигура.
3. Итоговая оценка знаний и умений учащихся
1. За год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладёние им практическими умениями.
З. Основанием для выставления итоговой отметки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, текущих
и итоговых контрольных работ.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».